На какой стадии развития психики отражаются отдельные свойства предметов

На какой стадии развития психики отражаются отдельные свойства предметов thumbnail

Изучением психики и поведения животных занимается специальная наука – зоопсихология. Она зародилась в начале XIX столетия. Основоположниками зоопсихологии считаются Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, отечественные ученые К. Ф. Рулье, В. А. Вагнер.

В зоопсихологии психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы.

Как ведущий фактор развития психики животных рассматривается усложнение их жизнедеятельности, приводящее к увеличению и разнообразию движений. Соответственно происходит усложнение физического строения тела, отражательных функций и механизмов регуляции движений, что обеспечивалось усложнением строения самой живой материи. Формой анатомо-физиологического субстрата психики явилась нервная ткань или ее аналоги в простейших формах животной жизни. В процессе развития жизнедеятельности у животных была сформирована нервная система: ретикулярная, ганглионарная, а затем – центральная нервная система.

В зоопсихологии по таким критериям, как форма психического отражения, ведущий тип поведения и строение нервной системы, выделены три основных стадии развития психики:

  • • стадия элементарной сенсорной психики;
  • • стадия перцептивной психики;
  • • стадия интеллекта.
  • 1. Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, отечественный зоопсихолог К. Э. Фабри выделил в ней низший и высший уровни.

На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее.

пример

Так, сложное поведение паука, который ловит попавшее в паутину насекомое, побуждается не видом жертвы, не ее запахом, не издаваемыми ею звуками, а исключительно вибрацией, производимой крыльями насекомого и передающейся по паутине. Как только вибрация крыльев насекомого прекращается, паук перестает к нему двигаться. Но если вибрация создается, например, камертоном, паук устремляется к камертону и пытается нанести ему удар челюстями.

Эта стадия развития психики потому и называется элементарной, что из всего многообразия мира организмы воспринимают лишь малую его часть. Остальной мир для них как бы не существует. В то же время отражение узкого спектра свойств среды оказывается достаточным для их выживания в естественных условиях.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт.

Инстинкт – это вид поведения, реализуемого наследственно программированными, стереотипными формами действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

В зоопсихологии описано множество примеров из жизни муравьев, пчел, птиц и других животных, поведение которых при наблюдении за ними воспринимается как весьма сложное и труднообъяснимое.

пример

Например, муравьи в преддверии непогоды закрывают входы в муравейник; значительно удалившись от него, легко находят дорогу домой; совершают воинственные набеги на жилища собратьев другого вида и похищают у них куколок, которые затем функционально обогащают колонию. Описаны сложные формы общения и взаимодействия животных на данной стадии: отдельные виды муравьев образуют живые цепи, по которым другие особи как по канатам забираются вверх, где находят строительный материал для гнезд. Поведение паука, нападающего на камертон, является для него нецелесообразным и бесполезным. ‘Го же самое можно сказать о чайках, старательно высиживающих посторонние предметы, напоминающие по форме яйца.

Привязанность инстинктов к строго определенным условиям, соответствующим модели врожденного поведения, и потеря ими свойства целесообразности при изменении условий объясняется способностью к отражению только отдельных свойств среды.

Многих зоопсихологов интересовал вопрос: способны ли животные, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики, к изменению наследственных форм поведения и обучению? Американский зоопсихолог Р. Йеркс обучал дождевых червей находить в лабиринте путь, ведущий в гнездо (в другой стороне лабиринта червь получал электрический удар). В конце концов Йеркс добился положительного результата, по ему понадобилось для этого 180 опытов. Повторные эксперименты, направленные на изучение возможностей пластичности поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики, дали аналогичные результаты. Соответственно был сделан вывод о том, что способность к пластичности поведения и обучению у животных, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, очень низка и характеризует лишь некоторые фрагменты их жизнедеятельности.

2. Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни: на разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения центральной нервной системы и прежде всего развитие коры головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств. Одновременно развивались и органы движений.

Читайте также:  Какие свойства воды человек использует в гигиенических целях

Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям, в которых она дана. Указанные условия определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении.

Навыками называются способы действий, выработанные и закрепленные в поведении животных.

При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий. Таким образом происходит научение животных.

Научение – это индивидуальное приспособление животных к среде обитания посредством изменения врожденных программ поведения.

Путем научения животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. На основе научения они могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение. В экспериментальном научении у животных исследованы сложные формы поведения, связываемые с образованием условных рефлексов.

И. П. Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы, позволяющие закреплять сигнальное значение за различными раздражителями (классический условный рефлекс). При нескольких сочетаниях вспышки света или звонка с поступлением пищи эти первоначально нейтральные раздражители приобретали сигнальное значение. Американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990) исследовал другой тип условных рефлексов, названных инструментальными. Животное помещалось в особую клетку со специальными приспособлениями (задвижки, рычажки), с помощью которых изнутри можно было открыть специальное окошко и получить пищу (подкрепление). Крысы посредством проб и ошибок находили нужный рычаг. Так у них формировался и закреплялся индивидуальный опыт.

Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти. Это подтвердили эксперименты, в которых исследовались отсроченные реакции.

Наблюдение за естественным поведением животных и результаты его экспериментального изучения говорят о том, что животные на стадии перцептивной психики способны к анализу ситуации, сохраняют образы внешней действительности и закрепляют полезные реакции. Навыки формируются путем подражания, выработки условных рефлексов или путем проб и ошибок. Животные способны формировать новые навыки и адекватное поведение при изменении условий жизни. На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни.

3. Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает более сложная форма – решение задач.

пример

Например, если за клеткой, в которой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физически может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.

Впервые интеллектуальное поведение животных экспериментально исследовал и описал немецкий психолог В. Келер. Обезьяны в его экспериментах доставали плоды с помощью разных “орудий” – палки, ящиков и др., демонстрируя “ручное”, или практическое, мышление. В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате инсайта, или озарения.

Инсайт – это внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание структуры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается решение задачи.

пример

Н. Н. Ладыгина-Котс (1889–1963) наблюдала сложные действия обезьян. Шимпанзе могли изготавливать орудия и решать технически несложные задачи. Например, обезьяны сначала складывали из двух маленьких палок большую, а затем с ее помощью выталкивали плод из узкой трубы.

Такое поведение обезьян имеет более сложную структуру – двухфазную; в нем выделяется фаза подготовки и фаза осуществления. Подготовительная фаза побуждается не самим предметом (в данном примере палкой), на который направлено поведение, а объективным отношением между предметами (отношением палки к плоду).

К. Э. Фабри описал еще одну важную особенность интеллектуального поведения обезьян: они способны осуществлять сложные действия, используя различные предметы. Такие действия называются манипулятивными. Это еще более расширяет возможности обезьян к решению практических задач.

В последние годы проведен цикл исследований (З. А. Зорина, А. А. Смирнова), в которых удалось обнаружить еще более сложные формы интеллектуального поведения обезьян: способность к овладению простейшими аналогами человеческой речи. В ситуации общения с людьми обезьяны обучались выполнять некоторые действия по устным инструкциям экспериментатора. Но действительно ли обезьяны могут понимать устную речь человека? Более точные эксперименты показали, что в основном обезьяны воспринимают информацию по жестам, взглядам, действиям, интонации. Однако отдельные особи достигали в устном общении с человеком больших успехов, демонстрируя понимание устной речи на уровне двухлетних детей.

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях коры головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Читайте также:  Какое свойство есть и у воздуха и у воды ответ

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или Человека разумного.

Источник

Основные этапы
развития психики и форм поведения в
животном мире

На какой стадии развития психики отражаются отдельные свойства предметов

  1. сенсорная
    (визуальная) писхика

    (структура деятельности: Д (деятельность)
    → М (мотив), отражение: О (объект) →мотив,
    объект
    отражается как удовлетворение
    потребности
    )

  2. перцептивная
    (Д:О1, О2,…Оn
    → М; отражение : Объект – Условие
    (определения
    условия
    )

  3. интеллектуальная
    (Д:О1, О2,…Оn
    (1 фаза – обретение
    средства
    )
    → средство + О1 О2…Оn
    →М (2 фаза – использование
    средства
    );
    отражение: Объект – средство, действие
    внешнеопосредованное. Интеллектуальное
    поведение.

  4. заканчивается
    биогенез (сознание)

Д1: О1,
О2,…Оn
→ цель 1 ……… Мотив

Д2: О1,
О2,…Оn
→ цель 2 ………

Стадии развития
психики:

Тип
среды/содержание отражения

Форма
отражения

Форма
поведения

Элементарная
сенсорная
(все
беспозвоночные, простейшие, инфузории,
черви, ракообразные, рыбы)

Предметная
среда/отражение свойств (тесная связь
с биотическими ф-рами)

Ощущение
(раздражимость)

Инстинкт
(б/у рефлекс), условные рефлексы
лабильны.

Живые
организмы реагируют лишь на
непосредственное воздействие, н:
механическое прикосновение, несущие
угрозу целостности организма или на
биотические раздражители (растения
раегируют на освещенность, содержание
микроэлементов)

Перцептивная
(высшие
позвоночные – птицы, млекопитающие)

Среда
отношений между предметами/отражение
предметов в целом (способность к
различению формы!)

Чувственный
образ и образная память (чувствительность)

Навык
(усл.рефлекс), операция (зависимость
способа достижения от условий)

Интеллектуальная
психика

(антропоиды + высшие млекопитающие)

Отношения
между предметами

Целостные
предметные ситуации; способность к
переносу в другие ситуации; функциональные
понятия

Интеллект
(мышление
в действии):

1)
двухфазность 2) функц. использование
орудий 3) инсайтное поведение

Стадия элементарной
сенсорной психики

Отражение отдельных
свойств среды в силу их связи с жизненно
важными воздействиями. Инстинкт –
жесткая последовательность элементарных
движений, каждое из которых возникает
в ответ на воздействие определенного
свойства среды. Имеет врожденную основу,
но достраивается при жизни – это некая
предрасположенность, которая
дооопределяется в первые часы жизни
(импринтинг). Это квинтессенция видового
опыта. В инстинкте жестко задан результат,
а не путь его достижения, это адаптивное,
целенаправленное поведение. В этологии
– облигатное научение.

Генетически
передается предрасположенность к инст.
поведению, но содержание инстинкта
меняется.

Эксперимент с
сомиком:
сомик не различает приманку и перегородку
– нет операций. Но: обнаружено, что
землеройки могут поступать также в
сходной ситуации. Возможен переход на
более низкую модель отражения.

  1. низший уровень
    – простейшие. Строение: ядро, пищеварит
    и выделит вакуоли, протоплазматическая
    нить. Нет преследования пищи. Промежуточная
    форма между допсих и псих (кинезы –
    ортокинез и плинекинез, клинотаксис,
    термотаксис, тигмотаксис – прикосновение,
    реутотаксис – ориентация в потоке
    воды). Нет активного поиска и избегания
    раздражителя, низкая пластичность,
    низкие адаптивные возможности –
    сторожевая
    функция психики. Низшая форма научения
    (неаассоциативное) – привыкание
    (вибрации для инфузории). Надо отличать
    от утомления (у растений). Для проверки
    – изменить х-р раздражителя. Слитность
    чуствительности и раздражимости.
    Зачатки ассоциативного научения.

  2. высший
    кишечнополостные, высшие черви,
    брюхоногие моллюски (улитки). Появление
    органов и тканей, нс. Симметричные
    органы чувств, нервная система –
    четчатая, кольцевая, лестница +
    цефализация. Ф-ии нс: координация работы
    органов, обеспечение поведения, быстрота
    реакции. Развитое таксисное поведение
    (научение в Т-лабиринте – 120 проб).
    Тропизм
    особенность растения менять положение
    по отн к биотическим факторам

Таксис
направленность на абиотический фактор,
не может осуществляться без психики.

Активный поиск
положительных раздражителей. Точная
локализация объекта в пространстве.
Первые ассоциативные связи между биот
и абиот факторам, но медленно формируются
и быстро разрушаются). У червей –
ассоциативное научение (сокращение при
воздействии света), сохраняется несколько
дней.

Агрессивное
поведение, брачные игры, конструктивная
деятельность.

  1. Перцептивная
    стадия

  1. низший уровень
    – членистоногие, насекомые, головоногие
    моллюски. Сложная мускулатура и нс,
    фасеточное зрение Специализация органов
    чувств. Ориентация на отдельные свойства
    среды, сложная локомоция, появления
    манипулятивной активности. Различение
    форм (эксперимент со стрекозами).
    Замечают изменение обстановки и
    проявляют к ним исследовательское
    поведение. Появление мнемотаксисов –
    передвижение по индивидуально выученным
    ориентирам (научение). Территориальное
    поведение, ритуалы, бескорыстное
    любопытство. Групповое поведение
    (сигнальные действия), научение –
    пищедобывание и избегание. 2 вида
    научения: облигатное (видовое) и
    факультативное. Членистоногие:
    преобладание облигатного. Подражание
    без научения – аллеломиметическое
    поведение. Выработка ассоциативных
    связей (краб).

  2. высший
    птицы, рыбы, млекопитающие + все
    позвоночные (по Фабри). Целостные образы
    – в пространстве и во сремени
    (экстраполяция, поиск обходных путей).
    Манипулирование, общение, научение.
    Пластичность, перенос навыка. Рыбы:
    семейно-групповой образ жизни. Способность
    к подражанию и специальному научению
    (рыба нажимает рычаг головой в
    скиннеровской камере). Различение
    геометрических форм, но трудность
    переделки навыков, не решают задачу на
    экстраполяцию. Птицы: игра, сложное
    исследовательское поведение.

Млекопитающие –
иерархии, традиции, орудийная деят-ть.
Тенденция к увеличению детства.

Читайте также:  Каким свойством обладают плоскости частного положения

Навык
это форма индивидуально изменчивого
опыта, формируется при жизни. Операция
– составная часть навыка, конкретный
способ поведения. Операции – могут
возникать только на перцептивной стадии,
т.к. необходимо различать предметы (цель
и условия).

  1. Стадия интеллекта
    (Фабри не
    выделяет)

  1. наличие орудийного
    и двухфазного поведения

  2. инсайт – проигрывание
    ситуации в воображении

Келер: интеллектуальный
акт совершается внезапно (в отличие от
навыка). 2 фазы: подготовка и реализация.
Обходное движение: от приманки. Затем
к приманке.

Функциональное
использование орудий, наличие ситуативных,
функциональных понятий (представление
о достижении результата). Интеллект
животных всегда связан с конкретной
ситуацией.

Но: неспособность
к созданию орудий с помощью других
орудий и их хранению.

Длительный период
детства, стадия социализации.

Критерии
интеллектуального поведения по Фабри:

  1. развитая
    манипулятивная активность – высшая
    орудийная деят-ть.

  2. легкость переноса
    решения в несходные ситуации (интеллект
    основан на прошлом опыте)

  3. развитое
    наглядно-действенное мышление, т.е.
    переход от наблюдаемых к скрытым св-вам
    предметов

  4. способность
    усматривать пространственно-временные
    связи (но не причинно-следственные),
    изменения в ситуации, удержание внимания

  5. способность к
    научению – улучшение разультата. (Чужой
    реферат)

Стадии (уровни)
эволюционного раз­вития психических
функций у животных организмов.

В
зависимости от строения деятельности,
характера пси­хического отражения
(психической ориентировки) и спо­собности
к научению выделяются три основные
стадии в фи­логенетическом развитии
психики у животных организмов:

стадия
элементарной сенсорной психики

— организация врожденного, видотипичного
поведения животного на основе ориентировки
в отдельных свойствах предметов и
явлений при отсутствии способности к
научению;

стадия
перцептивной психики

— организация поведения животного на
основе: а) ориентировки в целостных
пред­метах и явлениях и б) ориентировки
в условиях, определя­ющих способ
выполнения действий. Приобретение
разно­образных навыков;

стадия
интеллекта

— организация поведения животного на
основе ориентировки в межпредметных
связях и отноше­ниях, что обеспечивает
решение нестандартных ситуатив­ных
задач: операции (способы действий)
отделяются от ис­ходной деятельности
и переносятся в другие ситуации, в другие
деятельности и на другие предметы;

высший
уровень развития психической ориентировки

— сознание человека.

Стадии
эволюционного развития психики получили
теоретическую и эмпирическую конкретизацию
в работах К.
Э. Фабри

(8).

1.Стадия
элементарной сенсорной психики
чаще
всего на­блюдается у животных, имеющих
сетевидную и ганглионарную
анатомо-морфологическую организацию
нервной сис­темы. Ориентировка
поведения реализуется на основе
отра­жения отдельных свойств внешнего
мира. Поведение ориентируется на
раздражители определенной модальности,
которые находятся в связи с биологически
значимыми для животного компонентами
среды. Значительно преобладают врожденные
формы поведения.

Научение
проявляется:

а) в угасании
реакции на повторяющийся внешний
раздражиель;

б) во временном
распространении врожденных двига­тельных
реакций на ограниченный диапазон новых
внешних раздражителей (привыкание,
сенсибилизации).

При этом можно
выделить:

а)
низший уровень сенсор­ной психики
:
простейшие, губки, кишечно-полостные,
в поведении которых наблюдаются лишь
изменения скоро­сти и направления
передвижения с целью избежать
небла­гоприятных условий существования;

б)
высший уровень
:
черви, многие членистоногие, брюхоногие
моллюски, иг­локожие, в поведении
которых появляется поиск благопри­ятных
условий существования на основе сложных
таксисов.

2.
Стадия
перцептивной психики
наблюдается
у животных, имеющих более сложную
структурную организацию нерв­ной
системы: дифференцированные и усложненные
голов­ные ганглии (у членистоногих)
или отделы переднего мозга (у позвоночных).
Ориентировка поведения реализуется на
основе не отдельных внешних раздражителей,
а на основе комплекса одновременно
воздействующих раздражителей различной
модальности, которые синтезируются в
целост­ный образ объекта (перцепция).
Ориентировка начинает распространяться
не только на предметы потребности, но
и на условия, в которых такие предметы
располагаются. Поэ­тому поведение
разделяется на операции,
которые обеспечи­вают: а) взаимодействия
с предметными условиями среды (например,
обход или перемещение предмета); б)
взаимо­действия с предметом потребности.
Наблюдается разнооб­разие навыков,
которые приобретаются на протяжении
жиз­ни путем упражнения. В поведении
становится возможным классическое и
оперантное обусловливание, что
проявляет­ся в форме научения на
основе развития функций памяти как в
двигательной (навыки), так и в перцептивной
сферах (опознавание объектов и ситуаций).

При этом можно
выделить:

а)
низший уровень перцеп­тивной психики
:
высшие членистоногие, головоногие
мол­люски, часть позвоночных
(земноводные, пресмыкающие­ся);

б)
высший уровень перцептивной психики

(птицы, мле­копитающие).

3.
Стадия интеллектуальной психики
характеризует
живот­ных, которые имеют относительно
высокое развитие коры головного мозга.
Ориентировка поведения осуществляется
на основе активного отражения и
исследования межпред­метных связей
и отношений в непосредственно
восприни­маемом поле жизнедеятельности.
Благодаря таким формам
ориентировочно-исследовательских
операций становится возможным: а) решение
задач без «проб и ошибок» («инсайт»),
путем ситуативного «одномоментного»
установле­ния («усмотрения»)
межпредметных отношений и связей; б)
решение многофазных задач (у некоторых
видов живот­ных инструментальных
задач) на основе разделения дейст­вий
животного во времени на подготовительную
фазу и ис­полнительную фазу. Наблюдается
широкий перенос навы­ков, способов
выполнения действий (операций) в новые
ситуации. При решении задачи животные
начинают поль­зоваться не одним
стереотипным способом, а используют
разные способы из ранее накопленного
опыта (8).

Соседние файлы в папке ГОСЫ_с инета

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник