Какое свойство характеризует масса

Какое свойство характеризует масса thumbnail

Отношение величины силы, действующей на тело, к приобретенному телом ускорению постоянно для данного тела. Масса тела и есть это отношение.

1. Масса=Сила/ускорение
m=F/a
 

Масса тела является неизменной характеристикой данного тела, не зависящей от его местоположения. Масса характеризует два свойства тела:

Инерция

Тело изменяет состояние своего движения только под воздействием внешней силы.

Тяготение

Между телами действуют силы гравитационного притяжения.

Эти свойства присущи не только телам, т.е. веществу, но и другим формам существования материи (например излучению, полям). Справедливо следующее утверждение:

Масса тела характеризует свойство любого вида материи быть инертной и тяжелой, т.е. принимать участие в гравитационных взаимодействиях.

Центр масс и система центра масс

В любой системе частиц имеется одна замечательная точка С- центр инерции, или центр масс, – которая обладает рядом интересных и важных свойств. Центр масс является точкой приложения вектора импульса системы , так как вектор любого импульса является полярным вектором. Положение точки С относительно начала О данной системы отсчета характеризуется радиусом-вектором, определяемым следующей формулой:

(4.8)

где – масса и радиус-вектор каждой частицы системы, M – масса всей

системы (рис. 4.3).

Импульс материальной точки, системы материальных точек и твердого тела.

Импульсом материальной точки называют величину равную произведению массы точки на ее скорость.

Обозначим импульс (его также называют иногда количеством движения) буквой . Тогда

. (2)

Из формулы (2) видно, что импульс — векторная величина. Так как m > 0, то импульс имеет то же направление, что и скорость.

Единица импульса не имеет особого названия. Ее наименование получается из определения этой величины:

[p] = [m] · [υ] = 1 кг · 1 м/с = 1 кг·м/с .

Момент импульса материальной точки относительно точки O определяется векторным произведением

, где — радиус-вектор, проведенный из точки O, — импульс материальной точки.

Момент импульса материальной точки относительно неподвижной оси равен проекции на эту ось вектора момента импульса, определенного относительно произвольной точки O данной оси. Значение момента импульса не зависит от положения точки O на оси z.

Момент импульса твердого тела относительно оси есть сумма моментов импульса отдельных частиц, из которых состоит тело относительно оси. Учитывая, что , получим
.

Если сумма моментов сил, действующих на тело, вращающееся вокруг неподвижной оси, равна нулю, то момент импульса сохраняется (закон сохранения момента импульса):

.

Производная момента импульса твердого тела по времени равна сумме моментов всех сил, действующих на тело:

.

Фундаментальные и нефундаментальные взаимодействия. Сила как мера взаимодействия тел. Свойства силы.

Фундамента́льные взаимоде́йствия — качественно различающиеся типы взаимодействия элементарных частиц и составленных из них тел.

На сегодня достоверно известно существование четырех фундаментальных взаимодействий:

– гравитационного

– электромагнитного

– сильного

– слабого

При этом электромагнитное и слабое взаимодействия являются проявлениями единого электрослабого взаимодействия.

Сила как мера взаимодействия тел

Сила – векторная величина, характеризующая механическое действие одного тела на другое, которое проявляется в деформациях рассматриваемого тела и изменении его движения относительно других тел.

Сила характеризуется модулем и направлением. Модуль и направление силы не зависят от выбора системы отсчета.

Понятие силы относится к двум телам. Всегда можно указать тело, на которое действует сила, и тело со стороны которого она действует.

Способы измерения силы:
-определение ускорения эталонного тела под действием данной силы;
– определение деформации эталонного тела.

Первый закон Ньютона

Первый закон Ньютона постулирует наличие такого явления, как инерция тел. Поэтому он также известен как Закон инерции. Инерция — это явление сохранения телом скорости движения (и по величине, и по направлению), когда на тело не действуют никакие силы. Чтобы изменить скорость движения, на тело необходимо подействовать с некоторой силой. Естественно, результат действия одинаковых по величине сил на различные тела будет различным. Таким образом, говорят, что тела обладают инертностью. Инертность — это свойство тел сопротивляться изменению их текущего состояния. Величина инертности характеризуется массой тела.

Существуют такие системы отсчёта, называемые инерциальными, относительно которых материальная точка при отсутствии внешних воздействий сохраняет величину и направление своей скорости неограниченно долго.

Системы отсчета, в которых выполняется первый закон Ньютона, называют инерциальными.

Или

Инерциальные системы отсчета – это системы, относительно которых материальная точка при отсутствии на нее внешних воздействий или их взаимной компенсации покоится или движется равномерно и прямолинейно.

18. Второй закон Ньютона

Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки. Фактически, второй закон Ньютона вводит массу как меру проявления инертности материальной точки в выбранной инерциальной системе отсчёта (ИСО).

Современная формулировка

В инерциальной системе отсчёта ускорение, которое получает материальная точка, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к ней сил и обратно пропорционально её массе.

При подходящем выборе единиц измерения, этот закон можно записать в виде формулы:

где — ускорение материальной точки;
— сила, приложенная к материальной точке;
— масса материальной точки.

Или в более известном виде:

В случае, когда масса материальной точки меняется со временем, второй закон Ньютона формулируется с использованием понятия импульс:

В инерциальной системе отсчета скорость изменения импульса материальной точки равна равнодействующей всех приложенных к ней сил.

где — импульс точки,

где — скорость точки;

— время;

— производная импульса по времени.

Когда на тело действуют несколько сил, с учётом принципа суперпозиции второй закон Ньютона записывается:

или

Второй закон Ньютона действителен только для скоростей, много меньших скорости света и в инерциальных системах отсчёта. Для скоростей, приближенных к скорости света, используются законы теории относительности.

Нельзя рассматривать частный случай (при ) второго закона как эквивалент первого, так как первый закон постулирует существование ИСО, а второй формулируется уже в ИСО.

19. Третий закон Ньютона

Этот закон объясняет, что происходит с двумя взаимодействующими телами. Возьмём для примера замкнутую систему, состоящую из двух тел. Первое тело может действовать на второе с некоторой силой , а второе — на первое с силой . Как соотносятся силы? Третий закон Ньютона утверждает: сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия. Подчеркнём, что эти силы приложены к разным телам, а потому вовсе не компенсируются.

Современная формулировка

Материальные точки попарно действуют друг на друга с силами, имеющими одинаковую природу, направленными вдоль прямой, соединяющей эти точки, равными по модулю и противоположными по направлению:

Закон отражает принцип парного взаимодействия. То есть все силы в природе рождаются парами.



Источник

Какое свойство характеризует масса

1. На любое тело действуют другие тела. Важно, что действие тел друг на друга носит взаимный характер. Например, лежащая на столе книга взаимодействует с Землёй и со столом: книга действует на стол, стол действует на книгу; Земля действует на книгу, книга действует на Землю. Таким образом, имеет место взаимное действие, или взаимодействие тел. При взаимодействии тел изменяется их скорость, т.е. тела приобретают ускорение.

Для изменения скорости на некоторую величину телу требуется определённое время. Свойство тела, состоящее в том, что для изменения скорости ему требуется определённое время, называют инертностью.

Понятие «инертность» следует отличать от понятия «инерция». Инертность — это свойство тела; а инерция — явление сохранения телом своей скорости в отсутствие действия на него других тел.

2. Если покоящиеся пустую и нагруженную тележки связать нитью, а затем нить пережечь, то тележки, взаимодействуя друг с другом, разъедутся. Их скорость изменится от нуля до некоторого значения, т.е. тележки приобретут ускорения. При этом ускорение нагруженной тележки будет меньше, чем ненагруженной. Соответственно, ненагруженной тележке для изменения скорости на такую же величину, что и нагруженной, требуется меньшее время, т.е. нагруженная тележка более инертна, чем ненагруженная (рис. 29).

Можно сказать и так: более инертно то тело, которое при взаимодействии приобретает меньшее ускорение.

Величина, характеризующая инертность тела и являющаяся мерой инертности, называется массой. Более инертное тело имеет большую массу, менее инертное тело имеет меньшую массу.

3. Массу обозначают буквой ​( m )​, единица массы в СИ ​( [,m,] )​ = 1 кг. Эта единица является основной в Международной системе единиц (СИ).

За единицу массы в СИ принят 1 килограмм (1 кг) — это масса эталона, специально изготовленного из сплава платины и иридия цилиндра. Массу 1 кг имеет 1 л чистой
воды при 15 °С.

4. Опыты показывают, что ускорения взаимодействующих тел обратно пропорциональны их массам: ​( frac{a_1}{a_2}=frac{m_2}{m_1} )​. Если массы взаимодействующих тел ​( m_1 )​ и ​( m_2 )​, то ​( frac{m_1}{m_2}=frac{a_2}{a_1} )​.

Чтобы измерить массу ​( m )​ некоторого тела нужно привести его во взаимодействие с телом известной массы (с эталоном массы) ​( m_{эт} )​ и измерить ускорения, которые приобретут данное тело и эталон. Тогда ​( frac{m_{эт}}{m}=frac{a}{a_{эт}} )​ или ​( m=m_{эт}frac{a_{эт}}{a} )​. Используя взаимодействие тел, можно измерить массу очень больших и очень маленьких объектов (планет, элементарных частиц и пр.).

5. Масса — величина инвариантная, т.е. её значение не зависит от выбора системы отсчёта.

Масса — аддитивна, т.е. масса тела равна сумме масс составляющих его частей: ​( m=m_1+m_2+…+m_n )​.

6. Масса характеризует не только инертное свойство материи, но и другие свойства, например, гравитационное. Мерой этого свойства тела масса выступает при взаимодействии тела с Землёй. Именно это позволяет измерять массу, взвешивая тела на рычажных весах.

7. Плотность вещества ​( rho )​ — величина, равная отношению массы тела к его объёму: ​( rho=frac{m}{V} )​. Единица плотности — ​( [,rho,] )​ = 1кг/м3.

Значения плотности веществ указаны в таблицах, в них часто приводят значения плотности вещества в г/см3. 1 г/см3 = 1000 кг/м3.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть 1

1. Плотность железа 7,8 г/см3. Чему равна плотность железа в кг/м3?

1) 0,078 кг/м3
2) 7,8 кг/м3
3) 7800 кг/м3
4) 7 800 000 кг/м3

2. Две тележки массами 200 г и 400 г соединены сжатой пружиной и скреплены нитью. После того, как нить пережгли, пружина распрямилась, и тележки разъехались. Первая тележка приобрела скорость, равную 0,5 м/с. Какую скорость приобрела вторая тележка?

1) 0,25 м/с
2) 0,5 м/с
3) 1 м/с
4) 2 м/с

3. При взаимодействии двух тел каждое из них приобретает ускорение. Ускорение одного тела массой 200 г равно 1 м/с2. Ускорение другого тела массой 500 г равно

1) 2,5 м/с2
2) 1 м/с2
3) 0,5 м/с2
4) 0,4 м/с2

4. Массу тела измеряют,

А. взвешивая его на рычажных весах
Б. приведя во взаимодействие с телом известной массы

Правильный ответ

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

5. Три тела имеют одинаковый объём. Плотности веществ, из которых изготовлены эти тела, соотносятся как ​( rho_1<rho_2<rho_3 )​. Как соотносятся массы этих тел?

1) ​( m_1=m_2=m_3 )​
2) ​( m_1>m_2>m_3 )
3) ​( m_1<m_2<m_3 )
4) ​( m_1<m_2>m_3 )

6. На рисунке приведена столбчатая диаграмма, на которой представлены значения массы двух тел равного объёма. Какой вывод можно сделать из анализа диаграммы?

1) ​( rho_1=2rho_2 )​
2) ( rho_1=1,5rho_2 )​
3) ( rho_1=rho_2 )​
4) ( rho_1=0,5rho_2 )​

7. Три кубика одинакового объёма сделаны из разных материалов. Плотности этих материалов соотносятся как ​( rho_1>rho_2>rho_3 )​. Как соотносятся массы этих тел?

1) ​( m_1<m_2<m_3 )
2) ( m_1=m_2=m_3 )
3) ( m_1>m_2>m_3 )
4) ( m_1>m_2<m_3 )

8. На рисунке приведены графики зависимости массы двух тел от их объёма. Сравните значения плотности этих тел.

1) ​( rho_1<rho_2 )​
2) ( rho_1=rho_2 )
3) ( rho_1>rho_2 )
4) ( rho_1leqrho_2 )

9. Чему равна масса льдины объёмом 0,2 м3, если плотность льда 0,9 г/см3?

1) 0,18 кг
2) 4,5 кг
3) 18 кг
4) 180 кг

10. Отвечая на вопрос учителя о том, какую величину называют плотностью вещества, учащиеся давали разные ответы, среди которых были следующие:

А. Плотность вещества — физическая величина, прямо пропорциональная массе тела и обратно пропорциональная его объёму.
Б. Плотность вещества — физическая величина, рав-
ная отношению массы тела к его объёму.

Правильный ответ:

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

11. Ниже приведены таблица плотности веществ и четыре утверждения. Из приведённых ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера

1) Масса 6 м3 машинного масла равна массе 2 м3 алюминия
2) Объём стальной детали больше объёма алюминиевой детали при их одинаковой массе
3) Объём 0,5 кг машинного масла примерно в 2 раза меньше объёма 0,8 кг спирта
4) Масса 5 м3 цинка меньше массы 30 м3 воды

12. Установите соответствие между физическими величинами в левом столбце и их зависимостью от выбора системы отсчёта в правом столбце. В таблице под номером
физической величины левого столбца запишите соответствующий номер выбранного вами элемента из правого столбца.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
A) масса
Б) время
B) скорость

ПОНЯТИЕ
1) относительная
2) инвариантная

Часть 2

13. Два мяча: один массой 200 г, другой массой 250 г после столкновения разлетелись в разные стороны. Мяч меньшей массы в результате столкновения приобрёл скорость 5 м/с. Чему равен путь, который пролетит за 2 с мяч большей массы? Считать, что скорость мяча за это время не изменится.

Ответы

Масса. Плотность вещества

5 (100%) 1 vote

Источник

Тема урока: Масса тела.

Класс:7

Цель урока: Сформировать физическое понятие « Массы тела» как меры инертности.

Задачи урока:

  1. Образовательные

    1. Создать условия обеспечивающие усвоение понятий взаимодействие, инертность, масса.

    2. Сформировать навыки практической работы с лабораторным оборудованием.

    3. Выяснить какие свойства тела характеризует масса.

    4. Рассмотреть понятие масса тела с позиций физической величины.

    5. Систематизировать и расширить знания учащихся о массе тела.

  2. Воспитательные

    1. Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий: причинно-следственных связей, познаваемости природы.

    2. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

    3. Воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.

    4. Обеспечивать благоприятную психологическую обстановку на уроке, мотивацию учащихся к учебной деятельности (через посильность заданий и ситуации успеха)

  3. Развивающие

    1. Продолжить развитие речи, мышления, внимания.

    2. Формирование навыков учебной работы.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, наблюдение, экспериментальные

Технология: ИКТ при изучении нового материала и закреплении.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, электронная презентация “Масса тела”, весы, ноутбуки.

Ход урока

1 Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада всех вас видеть на уроке. Сегодня мы узнаем много интересного. Для этого нам надо просмотреть опыты, сформулировать физические определения, провести практическую работу. Если вы согласны с планом нашего урока, попрошу поднять вас смайлики, которые лежат у вас на партах.

Дети здороваются и садятся

Дети поднимают смайлики

2

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Движение и взаимодействие тел”. Движение и взаимодействие – это основные свойства материи, которая окружает нас, частью которой мы с вами являемся. В физике, движение и взаимодействие рассматриваются как физические явления. На предыдущих уроках. Вы познакомились с физическими величинами, которые характеризуют движение, сегодня мы знакомимся еще с одной величиной.

Сначала мы проведем эксперимент, внимание на экран « Демонстрация опыта с тележками» ( Слайд №2)

Ребята, подумайте и скажите

Вопросы:

  1. Почему скорость тележки в 1 опыте не изменилась?

  1. Что произошло при взаимодействии тележек?

  1. Почему во 2 опыте скорости тележек одинаковые?

  2. Почему в 3 опыте скорости после взаимодействия разные?

Ребята, что мы увидели, проведя опыт с тележками?

Что мы должны выяснить?

Как вы думаете, от чего, это зависит?

Верно. Мы перешли к теме нашего урока. Назовите ее?

( Слайд №3)

Возьмите краткий конспект урока на листках. И напишите тему урока.

Какие цели поставим пред собой:

(Слайд №4)

Потому что нет взаимодействия с другими телами

Возникновение механического движения

Потому что тележки одинаковые

Они приобретают разные скорости, потому что разные тележки (одна с грузом)

Мы увидели, что в результате взаимодействия оба тела изменяют свою скорость. Причем тело с наибольшим грузом обладает наименьшей скоростью.

Почему в результате взаимодействия тележки с грузом и без него изменяют свою скорость

Это зависит от того какая масса тележек

Масса тела

Дети записывают тему урока в маршрутные листки.

Должны узнать:

1что такое масса тела.

2единицы измерения массы.

3как можно ее измерить.

Посмотрим на следующий эксперимент. ( Слайд №5) Ребята, на примере взаимодействия двух шаров , дополните определения, которые есть у вас в конспекте .

Действие тел друг на друга называют ….

При взаимодействии тел изменяется ….

Вывод: Скорости, приобретенные телами в процессе их взаимодействия, зависят от масс взаимодействующих тел. Следовательно : массы тел обратно пропорциональны модулям скоростей, которые они приобретут при взаимодействии. Запишите формулу:

Рассмотрим пример взаимодействия

( слайд №6).

( Слайд №7) Грузовой и легковой автомобили двигаются с одинаковой скоростью. Однако их тормозной путь различен. Почему?.

Какой мы можем сделать вывод: Что характеризует масса?

Дадим определение инертности:

( Слайд № 8)

Инертностью называют свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.

Мерой инертности тела является масса. Масса характеризует не только инертные свойства тела.

(Слайд № 9)

Посмотрим на доску: Какое тело быстрее достигнет земли: сухой листочек от дерева или камень, если они подняты на одинаковую высоту?

От чего это зависит?

Что характеризует масса ?

Гравитация в переводе на русский тяготение, притяжение, тяжесть.

Рассмотрим массу с позиций физической величины по плану обобщенного характера. ( Слайд № 10)

Дадим определение: Что такое масса? Масса тела – это физическая величина, являющаяся количественной мерой инертности тел.

Какие свойства тел характеризует масса?

Масса обозначается латинской буквой – m.

( слайд № 11) Эталоном массы является платиново-иридиевая цилиндрическая гиря, ее масса 1 килограмм. (эталон массы хранится в г. Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах)

( Слайд №12)Как вы, думаете, в чем масса измеряется ? Какие производные единицы массы вы знаете?1г = 0,001кг

= 1000кг

1мг = 0,000001кг

1ц= 100кг

Масса это скалярная физическая величина.

Любое реально существующее тело обладает массой.

Массу тела можно измерить двумя способами (Слайд №13)

1 способ: Взаимодействием тел, используя формулу

(Слайд №14)

2 способ: Наиболее простым средством для взвешивания являются рычажные и пружинные весы. К рычажным весам всегда прилагается набор гирь, массы которых известны. Главной частью рычажных весов является коромысло. Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновешивании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы равна массе взвешиваемого тела весы считаются в равновесии, если стрелка, совершая колебания, отклоняется от «нулевой отметки» влево и вправо на одинаковое число делений.

Давайте немного отдохнем!

Физкультминутка ( слайд №15

( определения читают один из учеников и дополняют)

Действие тел друг на друга называют взаимодействием

При взаимодействии тел изменяется их скорость.

У них разная масса.

Масса характеризует инертные свойства тел

Дети записывают определение

Камень упадет быстрее

От массы тел

Масса характеризует гравитационные свойства тел, т.е. способность притягиваться к Земле.

Дети записывают в конспект

Масса тела – это физическая величина, являющаяся количественной мерой инертности тел.

Масса тела характеризует инертные и гравитационные свойства тел.

в килограммах. [m] = кг

грамм, центнер, тонна.

3

Закрепление изученного материала

Для закрепления изученного материала проведем практическую работу. ( Слайд №16) На парте у вас лежат весы, ноутбуки, пластмассовые шарики. У кого на столе ноутбуки открывают на рабочем столе папку

« Масса» и взвешивают болт. У кого лежат весы, взвешивают шарики. Данные записывают в таблицу конспекта.

Ребята, на практич.работу вам 5-7 минут.

Ребята чему мы научились, выполняя практическую работу ?

Проверим ваши измерения?( Слайд №17)

Дети измеряют массу тел.

Научились измерять массу тел с помощью весов

Подведение

Подведение итогов

(Слайд №15)

Что такое масса тела?

Способы измерения массы?

Какие свойства характеризует масса тел?

это физическая величина, являющаяся количественной мерой инертности тел.

Взаимодействие и взвешивание тел

Инертные и гравитационные

5

Рефлексия

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

  2. Что представляло наибольшую трудность?

  3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?

  4.  С каким настроением ты изучал этот материал ?

( Слайд №16)

6

Домашнее задание

§ 3.1 Упражнение стр. 91 №4

( Слайд №17)

Выставление оценок

Спасибо за урок! (Слайд №18)

Приложение конспекта для детей к уроку

Краткий конспект урока

Тема урока:_____________________________

Действие тел друг на друга называют _________________________

При взаимодействии тел изменяется _______________________

Формула

Инертностью называют ___________________________________________________________________

Масса – это физическая величина, ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Масса обозначается: ____

Измеряется

СИ:_______

ВНЕ:__________________________

__________________________

__________________________

Прибор для измерения массы тела называется _______________.

Практическая работа» Измерение массы тела»

Источник