Какое свойство для тел живой природы организмов

Какое свойство для тел живой природы организмов thumbnail

Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.

Пример:

в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).

2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».

Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).

Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.

Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных.  Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).

  • В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
  • Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.

7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.

  • Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
  • Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.

9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.

Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.

Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.

Пример:

для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.

Пример:

для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.

Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html

Источник

Выделение общих свойств живых организмов позволят однозначно отличать живое от неживого. Точного определения, что такое жизнь или живой организм, нет, поэтому живое идентифицируют по комплексу его свойств, или признаков.

В отличие от тел неживой природы, живые организмы отличаются сложностью строения и функциональности. Но если рассматривать каждое свойство отдельно, то некоторые из них в той или иной форме можно наблюдать в неживой природе. Например, расти могут и кристаллы. Поэтому так важна совокупность свойств живых организмов.

На первый взгляд наблюдаемое многообразие организмов создает трудности для выявления их общих свойств и признаков. Однако по мере исторического развития биологических наук становились очевидными многие общие закономерности жизни, наблюдаемые у совершенно разных групп организмов.

Кроме ниже перечисленных свойств живого, также часто выделяют единство химического состава (схожесть у всех организмов и отличие соотношений элементов между живым и неживым), дискретность (организмы состоят из клеток, виды из отдельных особей и т. п.), участие в процессе эволюции, взаимодействие организмов между собой, подвижность, ритмичность и др.

Однозначного перечня признаков живого нет, отчасти это вопрос философский. Нередко, выделяя одно свойство, второе становится его следствием. Есть признаки живого, состоящие из ряда других. Кроме того, свойства живого тесно взаимосвязаны между собой, и эта взаимозависимость в совокупности дает такое уникальное явление природы как жизнь.

Обмен веществ – основное свойство живого

Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: определенные вещества поступают в организм из среды, другие — выделяются в среду из организма. Это характеризует организм как открытую систему (также поток через систему энергии и информации). Наличие избирательного обмена веществ свидетельствует о том, что организм жив.

Читайте также:  Какие соединения проявляют амфотерные свойства

Обмен веществ в самом организме включает два противоположных, но взаимосвязанных и сбалансированных процесса — ассимиляцию (анаболизм) и диссимиляцию (катаболизм). Каждый из них состоит из многочисленных химических реакций, объединенных и упорядоченных в циклы и цепи превращения одних веществ в другие.

В результате ассимиляции образуются и обновляются структуры организма за счет синтеза необходимых сложных органических веществ из более простых органических, а также неорганических веществ. В результате диссимиляции происходит расщепление органических веществ, при этом образуются необходимые организму для ассимиляции более простые вещества, а также в молекулах АТФ запасается энергия.

Обмен веществ требует притока веществ извне, а ряд продуктов диссимиляции не находят применения в организме и должны из него удаляться.

Все живые организмы так или иначе питаются. Пища служит источником необходимых веществ и энергии. Растения питаются за счет процесса фотосинтеза. Животные и грибы поглощают органические вещества других организмов, после чего расщепляют их на более простые компоненты, из которых синтезируют свои вещества.

Для живых организмов свойственно выделение ряда веществ (у животных это в основном продукты расщепления белков — азотистые соединения), представляющих собой конечные продукты обмена веществ.

Пример ассимиляционного процесса — это синтез белка из аминокислот. Пример диссимиляции — окисление органического вещества при участии кислорода, в результате чего образуются углекислый газ (CO2) и вода, которые выводятся из организма (вода может использоваться).

Энергозависимость живого

Для осуществления процессов жизнедеятельности организмам необходим приток энергии. В гетеротрофные организмы она поступает вместе с пищей, то есть обмен веществ и поток энергии у них связаны. При расщеплении питательных веществ энергия высвобождается, запасается в других веществах, часть рассеивается в виде тепла.

Растения являются автотрофами и получают первоначальную энергию от Солнца (они улавливают его излучение). Эта энергия идет на синтез первичных органических веществ (в коих она и запасается) из неорганических. Это не значит, что в растениях не протекают химические реакции распада (диссимиляции) органических веществ для получения энергии. Однако растения не получают извне органику посредством питания. Она у них полностью «своя».

Энергия идет на поддержку упорядоченности, структурированности живых организмов, что важно для протекания многочисленных химических реакций в них. Противостояние энтропии — важное свойство живого.

Дыхание — это характерный для живых организмов процесс, в результате которого происходит расщепление высокоэнергетических соединений. Высвобождаемая при этом энергия запасается в АТФ.

В неживой природе (когда процессы пущены на самотек) структурированность систем рано или поздно утрачивается. При этом устанавливается то или иное равновесие (например, горячее тело отдает тепло другим, температура тел выравнивается). Чем меньше упорядоченность, тем больше энтропия. Если система закрыта и в ней протекают процессы, которые не уравновешивают друг друга, то энтропия увеличивается (второй закон термодинамики). Живые организмы обладают свойством уменьшать энтропию путем поддержания внутренней структуры за счет притока энергии из вне.

Наследственность и изменчивость как свойство живого

В основе самообновления структур живых организмов, а также размножения (самовоспроизведения) организмов лежит наследственность, которая связана с особенностями молекул ДНК. При этом в ДНК могут появляться изменения, которые приводят к изменчивости организмов и обеспечивают возможность процесса эволюции. Таким образом, живые организмы обладают генетической (биологической) информацией, что также можно обозначить как основной и исключительный признак живого.

Несмотря на способность к самообновлению, она у организмов не вечна. Продолжительность жизни особи ограничена. Однако живое остается бессмертным благодаря процессу размножения, которое может быть как половым, так и бесполым. При этом происходит наследование признаков родителей путем передачи ими потомкам своей ДНК.

Биологическая информация записана с помощью особого генетического кода, который универсален для всех организмов на Земле, что может говорить о единстве происхождения живого.

Генетический код хранится и реализуется в биологических полимерах: ДНК, РНК, белках. Такие сложные молекулы также являются особенностью живого.

Информация, хранимая в ДНК, при переносе на белки выражается для живых организмов в таких их свойствах как генотип и фенотип. Все организмы обладают ими.

Рост и развитие — свойства живых организмов

Рост и развитие — это свойства живых организмов, реализуемые в процессе их онтогенеза (индивидуального развития). Рост — это увеличение размеров и массы тела с сохранением общего плана строения. В процессе развития организм меняется, он приобретает новые признаки и функциональность, другие — могут быть утеряны. То есть в результате развития возникает новое качественное состояние. У живых организмов обычно рост сопровождается развитием (или развитие ростом). Развитие направлено и необратимо.

Кроме индивидуального развития выделяют историческое развитие жизни на Земле, которое сопровождается образованием новых видов и усложнением жизненных форм.

Хотя рост можно наблюдать и в неживой природе (например, у кристаллов или пещерных сталагмитов), его механизм у живых организмов иной. В неживой природе рост осуществляется за счет простого присоединения вещества к наружной поверхности. Живые организмы растут за счет питательных веществ, поступающих внутрь. При этом у них увеличиваются не столько сами клетки, сколько возрастает их количество.

Раздражимость и саморегуляция

Живые организмы обладают свойством в определенных пределах изменять свое состояние в зависимости от условий как внешней, так и внутренней среды. В процессе эволюции у видов выработались различные способы регистрации параметров среды (среди прочего посредством органов чувств) и ответной реакции на разные раздражители.

Раздражимость живых организмов избирательна, то есть они реагируют только на то, что важно для сохранения их жизни.

Раздражимость лежит в основе саморегуляции организма, которая, в свою очередь, имеет приспособительное значение. Так при повышении температуры тела у млекопитающих расширяются кровеносные сосуды, отдавая в окружающую среду тепло в большем количестве. В результате температура животного нормализуется.

Читайте также:  Какими свойствами обладает древесная зола

У высших животных многие реакции на внешние раздражители зависят от достаточно сложного поведения.

Источник

Казакова Светлана Александровна

учитель биологии

МБОУ «Лицей» г. Протвино

Класс 5

Тема урока: «Свойства живого»

Цели урока:

  • Расширить знания о свойствах живых организмов, отличающих их от тел неживой природы.

  • Продолжить формировать  базу  биологических понятий: организм, орган, обмен веществ, раздражимость, рост, размножение.

  • Продолжить формировать умения сравнивать,анализировать, обобщать и делать выводы.

  • Развивать самостоятельную деятельность.

  • Воспитывать осознанное, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014;

  • компьютер;

  • экран;

  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Встали ровно!

Подтянулись!

Широко всем улыбнулись.

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться!

Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада видеть ваши умные лица!

II. Актуализация опорных знаний

– В кроссворде семь слов. Если вы знаете слово, поднимаете руку. Тот, кого я спрошу, говорит ответ. Но чтобы получить оценку, вы ещё должны найти и исправить ошибку в предложении, которое я вам скажу.

– Начинаем.

Слайд 2.

1. Это овощная культура. Про неё есть такая загадка:

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Ответ учащегося.

– Правильно, капуста. А теперь найдите и исправьтеошибку в предложении.

Предложение1. Биология – наука о природе. Ответ учащегося.

( Верный ответ:Биология – наука о живой природе.)

Слайд 3.

2. Как называли первобытных людей, которые добывали пищу путем сбора съедобных семян, плодов, кореньев?Ответ учащегося.

– Правильно, собиратели. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 2. Существуют 4 царства живой природы: растения, животные, насекомые и грибы. Ответ учащегося.

( Верный ответ:Существуют 4 царства живой природы: растения, животные, бактерии и грибы.

Слайд 4.

3. Как переводится с греческого языка слово биос?Ответ учащегося.

– Правильно, жизнь. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 3. Микология – наука о бактериях. Ответ учащегося.

( Верный ответ:Микология – наука о грибах.)

Слайд5.

4. Это царство изучает наука ботаника.Ответ учащегося.

– Правильно, растения. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 4. Растения, которые человек выращивает специально, называются культурными. Те же растения, которые растут сами по себе, называются некультурными.Ответ учащегося.

( Верный ответ:Растения, которые человек выращивает специально, называются культурными. Те же растения, которые растут сами по себе, называются дикорастущими.)

Слайд6.

5.Эта наука изучает животных.Ответ учащегося.

– Правильно, зоология. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 5. Туберкулезная палочка, вызывающая туберкулез (заболевание), относится к царству грибов.Ответ учащегося.

( Верный ответ:Туберкулезная палочка, вызывающая туберкулез (заболевание), относится к царству бактерий.)

Слайд 7.

6. Как называются животные, которых содержит человек, предоставляя им кров и пищу?

Ответ учащегося.

– Правильно, домашние. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 6. Кошка – первое домашнее животное, прирученное человеком в тот период, когдалюди еще не знали земледелия и скотоводства, и основным средством существованиялюдей была охота.Ответ учащегося.

( Верный ответ:Собака – первое домашнее животное, прирученное человеком в тот период, когдалюди еще не знали земледелия и скотоводства, и основным средством существованиялюдей была охота.)

Слайд 8.

7. Наука, изучающая строение отдельных органов и организма в целом.Ответ учащегося.

– Правильно, анатомия. А теперь найдите и исправьте ошибку в предложении.

Предложение 7. Кораллы относят к царству растений.Ответ учащегося.

( Верный ответ:Кораллы относят к царству животных.)

III. Мотивация и целеполагание

Ребята, прочитайте слово в выделенной строке.

Это природа.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

– Давайте вспомним, что такое природа? Ответы учащихся.

Слайд 1

–  В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

– Посмотрите на фотографии и назовите объекты природы.

Ответы учащихся: облака, цветы, пингвины, скалы, гриб, камни.

– На какие группы вы можете разделить данные объекты природы? Ответы учащихся.

Работа со слайдом: нажимая на стрелку перехода слайдов (на клавиатуре), фотографии распределяются по 2 группам. 1 группа – это объекты неживой природы (облака, скалы, камни). 2 группа – это объекты живой природы (цветы, пингвины, гриб).

Итак, природа бывает живая и неживая. Чем же тела живой природы отличаются от тел неживой природы? На этот вопрос мы попытаемся ответить сегодня на уроке.

– Тема нашего урока: «Свойства живого». Слайд 2. Запись числа и темы урока в тетрадь.

IV. Изложение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

– Для живых организмов (под словом «организм» мы будем понимать любой живой объект) характерен ряд свойств, отличающих их от неживых тел.

Слайд 3– Первый признак живой природы – это клеточное строение. Запись в тетрадь.

Тела живых организмов состоят из клеток. Живая природа очень разнообразна. Существуют такие микроскопические организмы, у которых тело представлено одной клеткой.

Читайте также:  Какое свойство алгоритма требует чтобы в алгоритме не было ошибок

Слайд 5-6.

– Такие организмы называются одноклеточными. На слайде вы видите примеры одноклеточных организмов. Это водоросль хламидомонада, простейшее инфузория- туфелька, одноклеточные грибы дрожжи, бактерии. Одна- единственная маленькая клетка ведет себя как самостоятельный живой организм.

– Те растения, грибы, животные, которых мы видим вокруг себя,- это многоклеточные организмы. Слайд 7.

Слайд 8.

– Второй признак – это определенный химический состав живых организмов.Запись в тетрадь.

Все живые организмы построены из основных групп органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, а также воды и минеральных солей.

Слайд 9.

– Третий признак – это обмен веществ и энергии. Запись в тетрадь. Все живое питается и дышит. В ходе этих процессов организмы потребляют необходимые вещества и энергию. Ненужные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, организмы выделяют в окружающую среду.

Слайд 10.

– Еще одно свойство живых организмов – это раздражимость.Запись в тетрадь. На слайде вы видите гидру, обитающую в пресныхводоемах. Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, она сжимается в комочек.

Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители.

V. Физкультминутка 11 слайд

– Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Все что я буду говорить, вы будете показывать движениями.

Закройте глаза…Представь, ты – маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка… И вот вырос такой красивый цветок.

VI. Продолжение изложения материала

– Посмотрите на фотографии. Как вы думаете, о каком свойстве живых организмов пойдет речь? Ответы учащихся.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации и элементами беседы.

Слайд 12

Живые организмы способны двигаться.Запись в тетрадь.

Животные способны к активным перемещениям. В движении они добывают себе пищу, спасаются от врагов. Растения тоже подвижны, хотя их движения не так заметны. У растений могут перемещаться только органы или их части: листочки поворачиваются к солнцу, цветы распускаются в зависимости от времени суток, корни тянутся к воде.

Слайд 13

– Шестой признак – это рост и развитие живой природы.Запись в тетрадь.

Рост- это увеличение размеров тела. В процессе развития организм не только увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства.

– Посмотрите, как развивается лягушка. Слайд14. Из икринки вылупляется личинка лягушки – головастик. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик сначала наружными жабрами. Головастик питается водорослями, простейшими и другими водными организмами. Дальнейшие изменения головастика идут следующим образом: сперва у него появляются задние ноги, потом передние, развиваются легкие, хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег.

– На данном слайде (слайд15)изображено развитие фасоли из семени.

– Еще одним важным признаком является способность к размножению, т.е. воспроизведению себе подобных.Запись в тетрадь. (слайд 16)_

слайд 17

Не обладай живые организмы данным свойством, жизнь на Земле давно бы исчезла.

– Итак, клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост и развитие, размножение- это основные свойства живых организмов.

VII. Закрепление

Сейчас выполним задание.Слайд 18.

– Рассмотрите рисунок. Запишите в тетрадь в 2 столбика изображенные на нем тела живой и неживой природы.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Затем осуществляется проверка.

Обратить внимание на то, что дом, мостик, изображенные на рисунке, к природным телам не относятся. Работа некоторых учащихся оценивается.

По каким свойствам тела живой природы отличаются от тел неживой природы? Ответы учащихся.

VIII. Самостоятельная работа

– Я предлагаю вам узнать еще об одном отличии живой природы от неживой.Слайд19.

Прочитайте статью учебника «Органыорганизма» на с. 11. Письменно ответьте на вопросы:

  1. Что такое орган?

  2. Приведите примеры органов животных и растений. Какие функции они выполняют?

После выполнения задания осуществляется проверка. Работа некоторых учащихся оценивается.

IX. Подведение итогов

– В ходе урока мы попытались ответить на вопрос, чем же тела живой природы отличаются от тел неживой природы.

– Пользуясь этими признаками, докажите, что растение – живой организм.Ответы учащихся.

– Наш урок подошел к концу. А закончить его я хотела бы следующими словами:

Живая ниточка связала всех навек:

Листок, улиточка, Земля и человек.

Живут на свете как одна семья.

Не обойтись земле без муравья

Воде без рыбы, лесу – без зверей,

А человеку – без природы всей!

И ты за эту ниточку держись,

Чтоб не кончалась у природы эта жизнь!

X. Домашнее заданиеСлайд 23.

  1. Параграф 2.

  2. Устно ответить на вопросы после параграфа.

3. Найти неточность в параграфе 2 (по желанию).

Используемая литература:

  • Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014

  • Стихотворение о природе, физкультминутка с сайта: https://www.lastochka2012.ru/zhivaya-i-nezhivaya-priroda

  • Стихотворение «Живая ниточка…» с сайта:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/11/kartoteka-stikhov-zagadok-poslovits-o-prirode-zhivotnom

Источник