Запиши какое свойство воды доказывает этот опыт ответ
На территории России зона субтропиков располагается на сравнительно малой территории страны — на Кавказе. Здесь небольшие площади заняты субтропической растительностью. Климат пояса субтропиков значительно теплее, чем в умеренном поясе. Лето очень долгое и жаркое, а зима короткая и нехолодная. В течение зимы температура держится почти всё время выше 0 °C, нередко поднимаясь до +5 — +10 °C.
Здесь иногда выпадает снег, но лежит он всего несколько дней. Зимой некоторые растения растут и даже цветут (цикламен — Cyclamen persicum).Особенностью растительности субтропиков является то, что здесь встречаются вечнозелёные лиственные кустарники и деревья (самшит —Buxus colchica (рис. 187), лавровишня — Laurocerasus officinalis (рис. 188), рододендрон понтийский — Rhododendron ponticum) (рис. 189). Большинство деревьев и кустарников сбрасывают листву на зиму.
Рис. 187. Самшит (Buxus colchica)Рис. 188. Лавровишня обыкновенная (Laurocerasus officinalis)
Разные субтропические районы отличаются по количеству выпадающих осадков. По этому признаку различают влажные и сухиесубтропики.
Влажные субтропики
Влажные субтропические леса на территории России встречаются в центральной части Черноморского побережья Кавказа. Осадков здесь выпадает более 1000 мм в год (в Батуми около 2500 мм). Растения в течение всего года хорошо обеспечены влагой. Зима тёплая, иногда выпадает снег, и бывают заморозки.
Рис. 189. Рододендрон понтийский (Rhododendron ponticum)Рис. 190. Граб кавказский (Carpinus macrocarpa)
Древесный ярус этих лесов очень густой и высокий, образован листопадными породами, среди которых обычны бук восточный (Fagusorientalis), граб кавказский (Carpinus macrocarpa) (рис. 190), липа кавказская(Tilia multiflora), каштан благородный (Castanea sativa), клён сахаристый (Acer trautvetteri), некоторые виды дуба (Quercus pontica, Q. armeniaca) и др. В подлеске встречаются невысокие вечнозелёные деревья и кустарники (самшит, лавровишня, рододендрон понтийский и некоторые другие).Материал с сайта https://doklad-referat.ru
Рис. 191. Галантус, или подснежник узколистный (Galanthus angustifolius)Рис. 192. Цикламен кавказский (Cyclamen coum caucasicum)
По опушкам лесов и на прогалинах растут лианы: плющ колхидский (Hedera colchica), ломонос (Clematis intergrifolia), обвойник (Periploca graeca). В травяном покрове влажных субтропических лесов встречаются цветущие зимой галантусы (рис. 191), и цикламены (рис. 192), папоротникинеобычного облика. Этот район — центр интродукции субтропических растений из других областей земного шара. Одни из них являются декоративными, широко используются в создании парков и скверов. Примерами таких растений являются различные виды пальм, магнолия крупноцветковая (Magnolia grandiflora), эвкалипты (Eucalyptus), акация серебристая (Acacia dealbata), которую называют мимозой, и многие другие. В результате работ по интродукции широко распространились в культуре и пищевые растения: различные цитрусовые, чайное дерево (Theaassamica), маслины (Olea europaea), хурма (Diospyros), лавр благородный (Laurus nobilis) и др.
Сухие субтропики
Сухие субтропики в России распространены на Черноморском побережье Кавказа от Новороссийска до Туапсе. Здесь лето сухое и очень жаркое, а зима дождливая и холодная. Средняя температура за год в сухих субтропиках Кавказа — около +13 °C. Осадков здесь выпадает в год 500-700 мм. В период зимы иногда случаются заморозки (-5 — 8 °C).
Источник
Цель урока: познакомить учащихся со
свойствами воды; учить определять по свойствам
воды возможность употребления ее в пищу; при
выполнении практической работы учить наблюдать,
сравнивать, делать выводы; повторить значение
экологически чистой воды для жизни всего живого
на Земле.
Оборудование:
- Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая,
зеленая, красная, желтая) – у учителя и каждого
ученика; - Компьютерная презентация;
- Листы опорных сигналов;
- Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной
посудой; бумажный фильтр; песок, глина; - Карточки.
Ход урока
Организация начала, цель урока.
Сегодня у нас в гостях капелька.
Она затерялась и просит отыскать своих родных.
Прежде чем отправиться на поиски мы должны
убедить капельку в том, что мы многое уже знаем и
умеем.
Наш девиз:
Все я знаю,
Все могу я,
Все успею сделать!
Проверка домашнего задания.
Работа в группах.
1 группа
Что такое воздух? Расскажите о составе воздуха
и о его свойствах, используя листы опорных
сигналов. (Приложение 1)
2 группа
Воздух плохо проводит тепло. Какое значение
имеет это свойство для жизни животных, растений?
(Зимой растения не замерзают под снегом.
Температура под снегом выше, чем температура
воздуха. Между перьями птицы находится воздух,
тепло тела птицы сохраняется).
3 группа
Объясните, почему при нагревании воздух
расширяется?
(Воздух, как и любое тело, состоит из частиц,
между которыми есть промежутки. Частицы
постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда
воздух нагревают, они начинают двигаться
быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они
отскакивают на большее расстояние друг от друга.
Промежутки между ними увеличиваются, и воздух
расширяется).
4 группа
Почему легче дышать в местах, где растет много
растений?
Растения – зеленые легкие планеты. Они
выделяют кислород и поглощают углекислый газ.
Растения задерживают своими листьями пыль и
сажу).
Фронтальная работа.
Чтобы определить из какого вещества состоит
капелька, отгадайте загадку:
Что в гору не вкатить,
В решете не удержать
И в руках не унести?
Убедиться в правильности отгадки вы сможете,
выполнив тест и составив ключевое слово.
Тест.
Что такое воздух?
в) воздух – смесь газов. Состоит он из азота,
кислорода и углекислого газа.
б) воздух – вещество, в котором много других
веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли,
туч, углекислого газа.
В каком случае основные свойства воздуха
указаны верно?
а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий,
не имеет запаха, прозрачный;
о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет
запаха, прозрачный.
Что происходит с воздухом при нагревании?
д) при нагревании воздух расширяется;
г) При нагревании воздух сжимается.
Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
а) углекислый газ;
к) кислород;
т) азот.
(Ответ: вода)
Сообщение темы и задач урока.
Тема нашего урока “Вода”.
Прочитайте вопросы, на которые нам предстоит
найти ответ в течение урока:
Почему вода – одно из самых главных богатств
Земли?
Какими свойствами обладает вода?
Поставьте цель урока.
Новая тема.
Итак, следопыты, в путь за знаниями! Постараемся
найти ответ на первый вопрос урока.
А поможет нам в этом компьютер.
Работа с компьютерной презентацией. (Приложение 2)
Физминутка.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Как вы думаете, о каких свойствах воды вы узнали
из физкультминутки? (вода – растворитель,
текучесть воды). Разобраться в этом нам помогут
опыты, которые мы сейчас проведем.
Практическая работа (в группах).
1 группа.
Опыт 1.
Какова прозрачность воды?
Подумайте, как можно проверить прозрачность
воды? Какой можно поставить опыт?
В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О
каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт 2.
Какого цвета вода?
На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С
их помощью мы определи цвет воды. Приложи и
сравни цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая?
Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не
совпадает ни с одной из полосок).
Как видите, вода не окрашена ни в один из этих
цветов. Какой же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
2 группа.
Опыт 3.
Вода – растворитель.
Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в
другой – столько же глины или измельченного
мела. Помешай воду.
Что можно заметить? О чем говорит этот опыт?
(Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть
мела и глины осела на дно).
Вода – растворитель, но не все вещества в ней
растворяются.
3 группа.
Опыт 4.
А можно ли очистить мутную меловую воду или
воду с примесями песка и глины?
Приготовьте стакан с мутной водой, чистый
стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
Фильтр – это приспособление для очистки воды.
Наш фильтр сделан из специальной бумаги.
Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его
пополам и еще раз пополам.
Какая это часть круга? (Это четвертая часть
круга)
Сколько таких долей в круге? (В круге четыре
таких части).
Отделите три четвертых части в одну сторону, а
одну часть – в другую так вставьте в воронку.
По стеклянной палочке вливайте в воронку
мутную воду. Наблюдайте за водой, которая
вытекает из воронки. Проверьте ее на
прозрачность. нерастворенные вещества остались
на фильтре. Такая очистка воды называется
фильтрованием. В быту для очистки воды
применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: не растворившиеся вещества остаются на
фильтре, а вода проходит через него.
4 группа.
Опыт 5.
Каков запах воды?
Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты
почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат
издают духи, цветы.
А чем пахнет чистая вода? Понюхай ее и сделай
вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 6.
Что произойдет с водой, если ее вылить из
посуды? (Она растекается в разные стороны).
Что будет происходить с этой водой, если
наклонить эту поверхность? (Вода стекает под
уклон).
Можно ли воду из одного стакана перелить в
другой?
Во всех этих случаях появляется одно и то же
свойство воды.
Какое?
Вывод: вода течет (свойство – текучесть).
Именно этим свойством мы пользуемся, когда
умываемся, пьем чай.
Отчет групп о своих наблюдениях. Заполнение
листа опорных сигналов.
В конце практической работы каждая группа
рассказывает о результатах проделанных опытов.
В тетрадях учащиеся заполняют опорную схему. (Приложение 3)
На доске открывается первый ключ: “Вода
прозрачна”.
Открывается второй ключ: “Вода бесцветна”.
Открывается третий ключ: “Вода –
растворитель”.
Вода – универсальный растворитель, но не все
вещества растворяются в воде.
Подумайте, где в быту, в жизни, человек
использует это свойство воды?
Когда мы умываемся, тоже используем свойство
воды – растворять.
Открывается четвертый ключ: “Вода не имеет
запаха”.
Пятое свойство “Текучесть”
Именно этим свойством мы пользуемся, когда
умываемся.
Как вы думаете, что происходит с водой при
нагревании и охлаждении?
Как вы это объясните?
Шестое свойство: вода при нагревании
расширяется,
Седьмое свойство: вода при охлаждении
сжимается.
Сравни свойства воды и свойства воздуха. В чем
сходство, а в чем различие?
Работа по карточкам. (карточки в виде
деревьев)
Выберите свойства, относящиеся к воде и к
воздуху. Запишите ответы соответствующими
цифрами: (Приложение 4).
Подчеркните свойства, которые относятся только
к воздуху и только к воде.
Выберите сигнальную карточку с правильным
ответом. (У детей на столе карточки разного цвета
с вариантами ответов).
Кто быстро и правильно выполнит задание, сможет
“посадить” свое деревце в парке Дружбы.
Почему легче дышать в местах, где растет много
растений? (Растения – зеленые легкие планеты. Они
выделяют кислород и поглощают углекислый газ).
А еще лес влияет на сохранение пресноводных
водоемов. Об этом вы узнаете на следующих уроках.
Обобщение, итог урока.
Вспомните загадку в начале урока: почему же
воду нельзя вкатить в гору, не унести в решете и в
руках не удержать?
О каких свойствах воды вы узнали?
Почему вода – одно из главных богатств на
Земле?
Вывод:
Для человека очень важно знать свойства воды,
так как в своей жизнедеятельности он очень тесно
соприкасается со всем живым на нашей планете, чья
жизнь невозможна без воды.
Вода – одно из главных богатств на Земле.
Трудно представить, что стало бы с нашей
планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая
угроза существует.
От загрязнения воды страдает все живое, она
вредна для здоровья человека. Поэтому воду –
наше главное богатство – ее надо беречь!
Молодцы, вы очень помогли капельке. Но она с
вами еще не прощается, а с нетерпением ждет
встречи на следующих уроках. Вы узнаете о ее
необычных превращениях и путешествиях.
Запиши, что ты лично достиг на уроке. (Приложение 5)
Источник