За счет каких свойств обеспечивается надежность работы здания в процессе эксплуатации
ПМ 04. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов
Специальность (профессия) 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка)
МДК 04.01. Эксплуатация зданий
МДК 04.02. Реконструкция зданий
Профессиональные компетенции:
1. Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий.
2. Организовывать работу по технической эксплуатации зданий и сооружений.
3. Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий.
4. Осуществлять мероприятия по оценке технического состояния и реконструкции зданий.
Тестовые задания:
Техническая эксплуатация и надежность зданий.
1.1. Что понимают под термином «техническая эксплуатация зданий»?
1. Комплекс мероприятий, обеспечивающую длительную сохранность зданий.
2. Организацию и проведение работ по содержанию зданий.
3. Обслуживание зданий в процессе эксплуатации с обеспечением потребительских качеств в течение заданного срока долговечности.
4. Сохранение надежной работы зданий.
1.2. За счет, каких свойств обеспечивается надежность работы здания в процессе эксплуатации?
1. Качественного обслуживания здания.
2. Безотказной работы структурных элементов здания.
3. Путем создания условий для сохраняемости зданий и ремонтопригодности элементов здания.
4. Выполнения условий безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
1.3. Что такое отказ от эксплуатации здания?
1. Показатель надежности и долговечности.
2. Дефект в работе зданий, приводящий в потере его потребительских качеств.
3. Деформация в конструкциях зданий (трещины, просадки и т. д.)
4. Потеря потребительских качеств зданий.
1.4. Какие разновидности отказов различают в практике эксплуатации зданий?
1. Большие и малые.
2. Видимые, не видимые, аварийные.
3. Проектные, строительные, эксплуатационные.
4. Длительные и кратковременные.
1.5. Можно ли обеспечить одинаковую долговечность конструктивных частей зданий?
1. Можно при использовании прочных и дорогих материалов.
2. Можно за счет применения каменных материалов.
3. Нельзя, так как все конструкции в здании работают в разных условиях воздействия окружающей среды.
4. Можно, если постоянно ремонтировать.
1.6. Что такое срок службы здания?
1. Календарная продолжительность использования здания с обеспеченным потребительским качеством.
2. Промежуток времени между ремонтами.
3. Время использования здания в годах.
4. Время исчерпания физико-механических свойств материалов конструктивных элементов здания.
1.7. Исчерпываются ли полностью ресурсы надежности материалов всех конструкций здания за срок службы здания?
1. Исчерпываются полностью во всех элементах здания.
2. Исчерпываются только в конструкциях, подвергающихся непосредственному действию внешней среды.
3. Не исчерпываются и при достижении 40–60 % от долговечности подвергаются ремонтам.
4. Конструкции, у которых исчерпываются возможности надежной работы, заменяют при проведении ремонтов на новые.
1.8. На сколько групп капитальности разделяют жилые здания при эксплуатации?
1. На три степени долговечности (I, II, III) и временные.
2. На шесть групп капитальности, в зависимости от вида материалов используемых для конструкций в здании.
3. По срокам службы в годах (150, 100, 50, 30, 15 лет).
4. На две группы – каменные и деревянные.
1.9. Регламентируются ли строительными нормами и правилами предельные сроки эксплуатации конструктивных элементов зданий?
1. Не регламентируются, все зависит от фактического состояния, по которому судят специалисты о возможности их дальнейшего использования.
2. Устанавливают сроки замены после их использования свыше предельной продолжительности (как в технике для машин).
3. Регламентируются путем проведения расчетов на базе вероятностных подходов (по закону нормальных распределений).
4. Регламентируются путем установления утвержденных сроков службы в зависимости от групп капитальности зданий и видов конструкций.
1.10. Целесообразно ли назначать излишнюю долговечность здания?
1. Да, целесообразно, это обеспечит длительное использование здания.
2. Нет, долговечность должна быть увязана с планировочной структурой здания и технологическим процессом, протекающим в нем.
3. Долговечность должна соответствовать виду основных материалов примененных в здании.
4. Ее целесообразно назначать для промышленных зданий.
1.11. Каковы задачи технической эксплуатации зданий?
1. Осмотры, предупреждение износа элементов здания и оборудования, ремонта.
2. Осмотры элементов здания и оборудования, профилактика и предупреждение дефектов, ремонт, содержание территорий.
3. Эксплуатация элементов здания и оборудования с постоянными их осмотрами, предупреждение появления дефектов, ремонта, обеспечение здания расходными материалами (вода, энергия и т.д.), содержание территорий, предоставление социальных услуг.
4. Обеспечение надежной работы элементов зданий с организацией ремонтов.
1.12. Для чего делаются осмотры зданий?
1. Для профилактики и предупреждения износа.
2. С целью получения информации о фактическом состоянии здания.
3. Весенние и осенние осмотры позволяют организовать ремонты.
4. Чтобы предупредить непредвиденные разрушения здания.
Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 6522 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Долговечность — это способность здания и строительных конструкций сохранять во времени свои эксплуатационные качества до наступления предельного состояния при условии проведения своевременного технического обслуживания и ремонта. Показателем долговечности является средний срок службы до первого капитального ремонта (см. прил. 1, 2, 3). Долговечность сооружений в свою очередь зависит от долговечности строительных материалов, из которых изготовлены их конструктивные элементы. При назначении строительных материалов для конструкций зданий или сооружений учитывается сопротивляемость их физическим, химическим, атмосферным, агрессивным средам и прочим разрушающим воздействиям в заданных условиях эксплуатации [2, 10, 15].
Безотказность — это свойство объекта сохранять работоспособность в течение определенного времени до ремонта.
Надежность характеризуется способностью здания и отдельных строительных конструкций выполнять свои эксплуатационные качества в заданных пределах, в течение требуемого промежутка времени. Она базируется на долговечности и безотказности работы как строительных конструкций, так и всего здания в целом. Надежность здания ассоциируется с прочностью, причем не отдельных ее систем, а объекта в целом. При расчетах в проекте закладывается теоретическая прочность каждой строительной конструкции. После изготовления и строительства получаем фактическую прочность. Определение теоретической надежности требует учета: количества и качества используемых строительных конструкций и их элементов; режима и условий эксплуатации; условий стандартизации и унификации; возможности замены или ремонта отдельных конструкций и элементов. В реальных условиях изготовления и монтажа строительных конструкций возможны нарушения правил монтажа, низкое качество материалов и работ, плохой контроль на операциях при возведении здания, что существенно снижает его долговечность и надежность. Вместе с тем к дефектам, полученным в процессе строительства, добавляются внутренние и местные напряжения, не учтенные внешние воздействия, неграмотные или неквалифицированные действия обслуживающего персонала при эксплуатации здания.
В настоящее время здание можно отнести к сложной системе, требующей внимательного отношения и профессионального обслуживания. Сложные системы всегда можно привести к нескольким простым системам. Простые системы делятся на высшие и низшие, значимость которых не одинакова. Надежность здания зависит от изменения во времени величин действующих нагрузок и несущей способности строительных конструкций. На начало эксплуатации — это определенная величина, с течением времени она меняется, поскольку изменяются условия нагружения конструкций, качество материала, условия эксплуатации. Все время эксплуатации условно можно разделить на три периода: период приработки, период нормальной эксплуатации и период интенсивного износа. В период приработки интенсивность появления повреждений достаточно велика, поскольку проявляются все дефекты заводского изготовления строительных конструкций и существенные отклонения возведения. В период нормальной эксплуатации количество отказов уменьшается. Со временем могут проявиться внезапные концентрации нагрузок, протечки в стыках панельных зданий, промерзания углов в период сильных холодов и т.д. В процессе эксплуатации изменяются физические свойства материалов, из которых изготовлены строительные конструкции, следовательно, меняется техническое состояние всего здания. Причем все изменения носят случайный характер. То же касается внешних, природных воздействий.
Таким образом, надежность здания как сложной системы определяется стабильностью качества и эффективностью функционирования всех простых систем и сводится к установлению влияния на них отказов.
Под отказом понимаем событие, заключающееся в нарушении работоспособности конструкции и прекращении функционирования.
Отказы можно классифицировать:
- • по причине возникновения (внутренние, вызванные несовершенством конструкции; внешние, вызванные перегрузкой или изменением расчетной схемы);
- • по скорости появления (внезапные, вызванные чрезмерными нагрузками; постепенные, возникающие из-за изменения качества материалов во времени и старения);
- • по величине или диапазону (полные, частичные, не вызывающие полной утраты несущей способности и работоспособности);
- • по последствиям (незначительные, не приводящие к прекращению эксплуатации; значительные, приводящие к остановке эксплуатации здания);
- • по сроку эксплуатации (преждевременные, появляющиеся во время монтажа, случайные, износовые).
Отказы отдельных строительных конструкций или инженерных систем могут быть частичными и не всегда приводят к прекращению эксплуатации здания. Это происходит благодаря наличию определенной избыточности — некоторому запасу технических характеристик конструкций сверх минимально необходимых для выполнения заданных функций.
Постепенные отказы конструкций являются функцией времени и бывают вызваны главным образом старением материалов, накоплением внутренних напряжений. Внезапные отказы конструкций появляются при перераспределении и суммировании в узлах нагрузок, в результате действия дополнительных внешних нагрузок, неучтенных сочетаний нагрузок. Постепенный отказ конструкций можно исключить, если учесть все возможные изменения характеристик и параметров во времени. Внезапные отказы конструкций случайны, их нельзя полностью исключить или предсказать.
В отличие от простых систем, где имеются только два возможных состояния — нормальное эксплуатационное и отказ, — постепенные и внезапные отказы сложных конструкций взаимосвязаны и в определенной степени зависят друг от друга. Статистика показывает, что большая часть отказов конструкций и аварий происходит из-за так называемых мелочей: невыполнение всех проверочных расчетов конструкций, особенно по узлам при проектировании, неаккуратности рабочего при изготовлении изделий и монтаже при сборке, небрежности и неподготовленности обслуживающего эксплуатационного персонала.
В процессе эксплуатации дефекты накапливаются, изменяясь количественно и качественно. Оставленные без внимания незначительные дефекты могут привести к серьезным нарушениям целостности конструкций и даже к авариям. Надежная работа строительных конструкций возможна в случае, если во время эксплуатации принимаются эффективные меры по устранению дефектов или ограничению их вредного влияния. Чаще появляются отказы у зданий менее капитальных или временных. Капитальность здания определяется степенью огнестойкости и степенью его долговечности в заданных условиях эксплуатации (табл. 14, 15).
Принятая СНиП II-A.3-62 классификация предусматривает подразделение всех разновидностей жилых зданий на четыре класса по совокупности их капитальности и эксплуатационных качеств. При этом капитальность жилых зданий характеризуется степенью долговечности основных конструктивных элементов в заданных условиях эксплуатации и степенью огнестойкости этих элементов. Эксплуатационные требования к жилым зданиям определяются составом помещений, соотношением их площадей и объемов, инженерным оборудованием, качеством наружной и внутренней отделки, а также изделий и оборудования.
Жилые здания I класса должны проектироваться по долговечности и огнестойкости ограждающих конструкций не ниже I степени, число этажей при этом не ограничивается.
Жилые здания II класса должны проектироваться по долговечности и огнестойкость не ниже II степени, с количеством этажей не более девяти.
В жилых зданиях III класса долговечность должна быть не ниже II, а огнестойкость не ниже III степени, число этажей не более пяти.
Классификация жилых зданий по капитальности
Группа капитальности | Расчетная долговечность, лет | Конструкция фундаментов | Несущие конструкции (колонны, стены) | Перекрытия и покрытия | Кровли | Сантехническое оборудование |
I | 150 | Железобетон- ные, бетонные, бутовые, буто- бетонные | Железобетонные, бетонные, металлические, каменные | Железобетонные, металлические, деревянные | Металлические, керамические | По индивидуальным требованииям и стандартам |
II | 125 | |||||
III | 100 | |||||
IV | 75 | |||||
V | 50 | То же | То же + деревянные | То же + деревянные | Металлические, деревянные, рулонные | По требованиям заказчика |
VI | 25 | То же + деревянные | То же + деревянные и глинобитные | Металлические, деревянные, комбинированные | То же | То же |
Классификация зданий и сооружений по огнестойкости
Степень огнестойкости | Основные строительные конструкции | |||||
несущие стены, стены лестничных клеток, колонны | наружные стены из навесных панелей и наружные фахверковые стены | плиты, настилы и другие несущие конструкции междуэтажных и чердачных перекрытий | плиты, настилы и другие несущие конструкции покрытий | внутренние несущие стены (перегородки) | противопожарные стены | |
I | Несгораемые (2,5) | Несгораемые (0,5) | Несгораемые (1) | Несгораемые (0,5) | Несгораемые (0,5) | Несгораемые (2,5) |
II | Несгораемые (2) | Несгораемые (0,25); трудносгораемые (0,5) | Несгораемые (0,75) | Несгораемые (0,25) | Трудносгораемые (0,25) | Несгораемые (2,5) |
III | Несгораемые (2) | Несгораемые (0,25); трудносгораемые (0,15) | Трудносгораемые (0,75) | Сгораемые | Трудносгораемые (0,25) | Несгораемые (2,5) |
IV | Трудносгораемые (0,5) | Трудносгораемые (0,25) | Трудносгораемые (0,25) | То же | Трудносгораемые (0,25) | Несгораемые (2,5) |
V | Сгораемые | Сгораемые | Сгораемые | То же | Сгораемые | Несгораемые (2,5) |
Примечания: 1)в скобках указаны пределы огнестойкости, ч; 2) данное деление на степени введено СНиП П-А. 5-70, в котором дается девять примечаний, что следует иметь в виду при пользовании таблицей.
Жилые здания IV класса проектируются по долговечности не ниже III степени, степень огнестойкости при этом не нормируется, а высота не должна быть более двух этажей.
Источник
Âîçìîæíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ èçäåëèÿ ïî íàçíà÷åíèþ â íóæíîå âðåìÿ è ñ òðåáóåìîé ýôôåêòèâíîñòüþ. Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà íàäåæíîñòü. Ïîíÿòèå áåçîòêàçíîñòè æèëîãî çäàíèÿ. Êà÷åñòâî ìîíòàæíûõ ðàáîò. Âûïîëíåíèå ðåìîíòíûõ ðàáîò, çàìåíà èçíîøåííûõ ýëåìåíòîâ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñîäåðæàíèå
1. Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ
2. Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà íàäåæíîñòü
3. Êëàññèôèêàöèÿ îòêàçîâ
4. Ïîâûøåíèå íàäåæíîñòè
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
1. Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ
Íàäåæíîñòü — ñâîéñòâî èçäåëèÿ âûïîëíÿòü çàäàííûå ôóíêöèè, ñîõðàíÿÿ ñâîè ýêñïëóàòàöèîííûå ïîêàçàòåëè â çàäàííûõ ïðåäåëàõ â òå÷åíèå òðåáóåìîãî ïðîìåæóòêà âðåìåíè èëè òðåáóåìîé íàðàáîòêè. Íàäåæíîñòü â çàâèñèìîñòè îò çíà÷åíèÿ èçäåëèÿ è óñëîâèé åãî ýêñïëóàòàöèè âêëþ÷àåò áåçîòêàçíîñòü, äîëãîâå÷íîñòü, ñîõðàíÿåìîñòü è ðåìîíòîïðèãîäíîñòü èçäåëèÿ â öåëîì è åãî ñîñòàâíûõ ÷àñòåé. Íàäåæíîñòü îáåñïå÷èâàåò òåõíè÷åñêóþ âîçìîæíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ èçäåëèÿ ïî íàçíà÷åíèþ â íóæíîå âðåìÿ è ñ òðåáóåìîé ýôôåêòèâíîñòüþ.
Ïðèìåíèòåëüíî ê îãðàæäàþùèì è íåñóùèì êîíñòðóêöèÿì çäàíèé íàäåæíîñòü — ýòî ñâîéñòâî, îáåñïå÷èâàþùåå íîðìàòèâíûé òåìïåðàòóðíî-âëàæíîñòíûé è êîìôîðòíûé ðåæèì ïîìåùåíèé, ñîõðàíÿþùåå ïðè ýòîì ýêñïëóàòàöèîííûå ïîêàçàòåëè (òåïëî-, âëàãî-, âîçäóõî-, çâóêîçàùèòó) â çàäàííûõ íîðìàòèâíûõ ïðåäåëàõ, à äëÿ àðõèòåêòóðíî-êîíñòðóêòèâíîãî ýëåìåíòà çäàíèÿ åùå è ïðî÷íîñòü, è äåêîðàòèâíûå ôóíêöèè â òå÷åíèå çàäàííîãî ñðîêà ýêñïëóàòàöèè. Ïðè ýòîì ïðåäïîëàãàåòñÿ îáåñïå÷åíèå äëÿ çäàíèÿ â öåëîì (òî÷íåå, äëÿ âñåõ åãî ïîìåùåíèé) áåçîòêàçíîñòè è äîëãîâå÷íîñòè.
Áåçîòêàçíîñòü — ñâîéñòâî îáúåêòà íåïðåðûâíî ñîõðàíÿòü ðàáîòîñïîñîáíîñòü â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî âðåìåíè. Ê ýòîìó ïîêàçàòåëþ îòíîñÿò âåðîÿòíîñòü áåçîòêàçíîé ðàáîòû, ñðåäíþþ íàðàáîòêó äî ïåðâîãî îòêàçà, íàðàáîòêó íà îòêàç, èíòåíñèâíîñòü îòêàçîâ, ïàðàìåòð ïîòîêà îòêàçîâ, ãàðàíòèéíóþ íàðàáîòêó.
Äîëãîâå÷íîñòü — ñâîéñòâî îáúåêòà ñîõðàíÿòü ðàáîòîñïîñîáíîñòü äî íàñòóïëåíèÿ ïðåäåëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ïðè óñòàíîâëåííîé ñèñòåìå òåõíè÷åñêîãî îáñëóæèâàíèÿ è ðåìîíòîâ, ò. å. ñ âîçìîæíûìè ïåðåðûâàìè â ðàáîòå. Ïîêàçàòåëÿìè äîëãîâå÷íîñòè ÿâëÿþòñÿ ñðåäíèé ñðîê ñëóæáû, ñðîê ñëóæáû äî ïåðâîãî êàïèòàëüíîãî ðåìîíòà, ìåæðåìîíòíûé ñðîê ñëóæáû.
Òàêèì îáðàçîì, áåçîòêàçíîñòü è äîëãîâå÷íîñòü — ýòî ñâîéñòâà îáúåêòà ñîõðàíÿòü ðàáîòîñïîñîáíîñòü, ïðè ýòîì áåçîòêàçíîñòü ïðåäóñìàòðèâàåò íåïðåðûâíóþ ðàáîòîñïîñîáíîñòü â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî âðåìåíè, à äîëãîâå÷íîñòü — ñ âîçìîæíûìè ïåðåðûâàìè íà ðåìîíò.
Ïðèìåíèòåëüíî ê æèëûì äîìàì ñîõðàíÿåìîñòü ðàññìàòðèâàåòñÿ:
à) ñîõðàíÿåìîñòü èçäåëèé (êîíñòðóêöèé) êàê ñâîéñòâî íåïðåðûâíî ñîõðàíÿòü èñïðàâíîå è ðàáîòîñïîñîáíîå ñîñòîÿíèå â òå÷åíèå (è ïîñëå) õðàíåíèÿ è òðàíñïîðòèðîâêè, ñïîñîáíîñòü èçäåëèé ïðîòèâîñòîÿòü îòðèöàòåëüíîìó âëèÿíèþ íåóäîâëåòâîðèòåëüíîãî õðàíåíèÿ è òðàíñïîðòèðîâêè, ñòàðåíèþ ìàòåðèàëîâ èçäåëèé äî èõ ìîíòàæà;
á) ñîõðàíÿåìîñòü îáúåêòîâ â öåëîì äî ââîäà â ýêñïëóàòàöèþ è âî âðåìÿ ðåìîíòîâ (êîíñåðâàöèè).
Íàäåæíîñòü æèëîãî äîìà, åãî ðàáîòîñïîñîáíîñòü îáåñïå÷èâàþòñÿ ñâîåâðåìåííûì ðåìîíòîì. Ñâîéñòâî îáúåêòà, çàêëþ÷àþùååñÿ â äîñòóïíîñòè è óäîáñòâå â ïðîâåäåíèè ìåðîïðèÿòèé ïî ïðåäóïðåæäåíèþ è îáíàðóæåíèþ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ îòêàçîâ è ïîâðåæäåíèé, à òàêæå óñòðàíåíèþ èõ ïóòåì ðåìîíòà è îáñëóæèâàíèÿ, íàçûâàåòñÿ ðåìîíòîïðèãîäíîñòüþ. Ê ïîêàçàòåëÿì ðåìîíòîïðèãîäíîñòè îòíîñÿòñÿ: âåðîÿòíîñòü âîññòàíîâëåíèÿ â çàäàííîå âðåìÿ, ñðåäíåå âðåìÿ âîññòàíîâëåíèÿ, óäåëüíàÿ òðóäîåìêîñòü îáñëóæèâàíèÿ è ðåìîíòîâ, ñðåäíÿÿ è îòíîñèòåëüíàÿ ñòîèìîñòü ðåìîíòîâ.
2. Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà íàäåæíîñòü
Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà íàäåæíîñòü çäàíèé, ìîæíî óñëîâíî ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû: âíóòðåííåãî õàðàêòåðà è âíåøíåãî âîçäåéñòâèÿ. Ê ïåðâîé ãðóïïå îòíîñÿòñÿ: ôèçèêî-õèìè÷åñêèå ïðîöåññû, ïðîòåêàþùèå â ìàòåðèàëå êîíñòðóêöèé; íàãðóçêè è ïðîöåññû, âîçíèêàþùèå ïðè ýêñïëóàòàöèè; êîíñòðóêòèâíûå ôàêòîðû; êà÷åñòâî èçãîòîâëåíèÿ êîíñòðóêöèé. Êî âòîðîé ãðóïïå ïðè÷èí îòíîñÿòñÿ: êëèìàòè÷åñêèå ôàêòîðû (òåìïåðàòóðà, âëàæíîñòü, ñîëíå÷íàÿ ðàäèàöèÿ, ïîïåðåìåííîå çàìîðàæèâàíèå è îòòàèâàíèå è äð.); ôàêòîðû àãðåññèâíîñòè îêðóæàþùåé ñðåäû (íàëè÷èå â àòìîñôåðå àãðåññèâíûõ êîìïîíåíòîâ, áèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû, âåòðû, ïûëü è ò.ä.), à òàêæå êà÷åñòâî ýêñïëóàòàöèè. Ïîñëåäíèé ôàêòîð èìååò â ðÿäå ñëó÷àåâ áîëåå âàæíîå çíà÷åíèå, òàê êàê ïî èíòåíñèâíîñòè èçíîñà êîíñòðóêöèé ìîæåò ïðåâûøàòü âñå îñòàëüíûå.
 êà÷åñòâå ïðèìåðà ìîæíî ïðèâåñòè íàëè÷èå ïðîòå÷åê è íåèñïðàâíîñòåé â ñèñòåìå âîäîñíàáæåíèÿ è êàíàëèçàöèè, êîãäà ñèñòåìàòè÷åñêèå óòå÷êè æèäêîé ôàçû óâëàæíÿþò ïåðåêðûòèÿ, ñîçäàâàÿ áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ è ðîñòà ãðèáêîâûõ îáðàçîâàíèé, êîððîçèè àðìàòóðû è çàêëàäíûõ äåòàëåé, íàðóøåíèÿ öåëîñòíîñòè îñíîâàíèÿ ôóíäàìåíòîâ. Ðåçóëüòàòîì ýòîãî ïðîöåññà ïðè äëèòåëüíîì âîçäåéñòâèè ìîæåò áûòü ïîëíàÿ ïîòåðÿ óñòîé÷èâîñòè çäàíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ñëåäóåò îòìåòèòü ìíîãîîáðàçèå ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà íàäåæíîñòü çäàíèÿ. Ïðè ýòîì âûäåëèòü ãðóïïó ðåøàþùèõ ôàêòîðîâ âåñüìà ñëîæíî.
 îáùåì âèäå ôèçè÷åñêàÿ ìîäåëü íàäåæíîñòè çäàíèé ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåíà â âèäå áëîê-ñõåìû.
3. Êëàññèôèêàöèÿ îòêàçîâ
Ïîíÿòèå áåçîòêàçíîñòè æèëîãî çäàíèÿ â öåëîì êàê ñëîæíîé òåõíè÷åñêîé ñèñòåìû øèðå, ÷åì äëÿ åãî ýëåìåíòîâ è ïðîñòûõ ñèñòåì, ñïîñîáíûõ íàõîäèòüñÿ ëèøü â äâóõ ñîñòîÿíèÿõ — ðàáîòîñïîñîáíîì èëè íåðàáîòîñïîñîáíîì. Îòêàçû îòäåëüíûõ îãðàæäàþùèõ êîíñòðóêöèé è òåõíè÷åñêèõ óñòðîéñòâ (êðîâëè, ìåæïàíåëüíû> øâîâ, ïîëîâ è äð.) îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ ÷àñòè÷íûìè îòêàçàìè. Íå ïðèâîäÿ ê ïðåêðàùåíèþ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ îáúåêòà â öåëîì, îíè ñíèæàþò êà÷åñòâî (óðîâåíü) ôóíêöèîíèðîâàíèÿ è âûõîäíîé ýôôåêò îáúåêòà. Òàêàÿ àäàïòàöèÿ æèëîãî çäàíèÿ ê êîìïëåêñó âíåøíèõ óñëîâèé âîçíèêàåò áëàãîäàðÿ íàëè÷èþ îïðåäåëåííîé èçáûòî÷íîñòè — íåêîòîðîìó çàïàñó òåõíè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê, ñâåðõ ìèíèìàëüíî íåîáõîäèìûõ äëÿ âûïîëíåíèÿ çàäàííûõ ôóíêöèé.
Ñîãëàñíî äåéñòâóþùèì íîðìàì ñîáûòèå, çàêëþ÷àþùååñÿ â íàðóøåíèè ðàáîòîñïîñîáíîñòè, íàçûâàåòñÿ îòêàçîì; òàêèì îáðàçîì, ïîä îòêàçîì ïîíèìàþò ïðåêðàùåíèå âûïîëíåíèÿ êîíñòðóêöèÿìè çàäàííûõ ôóíêöèé, à ýòè ôóíêöèè îïðåäåëÿþòñÿ ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè äîïóñêàìè. Ïðè íàçíà÷åíèè íîðìàòèâíîé íàäåæíîñòè íåñóùèõ è îãðàæäàþùèõ êîíñòðóêöèé ïîä îòêàçîì ïîíèìàþò òåõíè÷åñêîå ñîñòîÿíèå ýëåìåíòà, ïðåäøåñòâóþùåå èñ÷åðïàíèþ íåñóùåé ñïîñîáíîñòè èëè ïîëíîé ïîòåðè îãðàæäàþùèõ ôóíêöèé.
Îòêàçû ìîæíî êëàññèôèöèðîâàòü:
1) â çàâèñèìîñòè îò ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ: âíóòðåííèå, âûçâàííûå íåäîñòàòêîì êîíñòðóêöèé; èç-çà âíåøíèõ ïðè÷èí (ïåðå-¦ ðóçêè, èçìåíåíèå ñõåì ðàáîòû è íàãðóçêè è ò.ï.); 2) â çàâèñèìîñòè îò ñêîðîñòè èõ ïðîÿâëåíèÿ: ïîñëåäîâàòåëüíûå ïîñòåïåííûå; âíåçàïíûå; 3) â çàâèñèìîñòè îò äèàïàçîíà îòêàçîâ: ÷àñòè÷íûå, ñâÿçàííûå ñ îòêëîíåíèåì õàðàêòåðèñòèê îò äîïóñêàåìûõ ïðåäåëîâ è íå âûçûâàþùèå ïîëíîé óòðàòû ðàáîòîñïîñîáíîñòè; ïîëíûå; 4) ïî ñî÷åòàíèþ ïðåäûäóùèõ êîíöåïöèé: êàòàëåïòè÷åñêèå — âíåçàïíûå è ïîëíûå; ñ ïîñòåïåííûì óõóäøåíèåì ïàðàìåòðîâ è õàðàêòåðèñòèê; 5) â çàâèñèìîñòè îò ïîñëåäñòâèé: íåçíà÷èòåëüíûå, íå ïðèâîäÿùèå ê óõóäøåíèþ ýêñïëóàòàöèîííûõ õàðàêòåðèñòèê, øà÷èòåëüíûå, êðèòè÷åñêèå, ïðèâîäÿùèå ê ïîëíîìó ïðåêðàùàíèþ âûïîëíåíèÿ ôóíêöèé è ïîÿâëåíèþ áîëüøîãî ðèñêà; 6) â çàâèñèìîñòè îò ñðîêà ýêñïëóàòàöèè: ïðåæäåâðåìåííûå (÷àñòî äî ìîíòàæà); ñëó÷àéíûå; èçíîñîâûå.
Ïîñëåäîâàòåëüíûå ïîñòåïåííûå îòêàçû ÿâëÿþòñÿ ôóíêöèåé âðåìåíè, îáóñëîâëåííûå ãëàâíûì îáðàçîì ñòàðåíèåì ìàòåðèàëîâ, íàêîïëåíèåì âíóòðåííèõ íàïðÿæåíèé è ò. ä. Âíåçàïíûå îòêàçû âûçûâàþòñÿ òàêèìè èçìåíåíèÿìè ïàðàìåòðîâ ýëåìåíòà, ïðè êîòîðûõ åãî ñëåäóåò ñ÷èòàòü íåðàáîòîñïîñîáíûì. Òàêèå îòêàçû ïîÿâëÿþòñÿ ïðè ïåðåðàñïðåäåëåíèè è ñóììèðîâàíèè â óçëàõ íàãðóçîê, äåéñòâèÿ äîïîëíèòåëüíûõ âíåøíèõ íàãðóçîê, èõ íåó÷òåííûõ ñî÷åòàíèé. Ïðè ðàñ÷åòå ñèñòåì ñ ó÷åòîì ýòèõ äâóõ âèäîâ îòêàçîâ îðèåíòèðóþòñÿ íà ñëåäóþùèå ïîëîæåíèÿ: 1) ïîñòåïåííûå îòêàçû ìîæíî èñêëþ÷èòü, åñëè ó÷åñòü âñå âîçìîæíûå èçìåíåíèÿ õàðàêòåðèñòèê è ïàðàìåòðîâ âî âðåìåíè; 2) âíåçàïíûå îòêàçû ñëó÷àéíû, èõ íåëüçÿ ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü èëè ïðåäñêàçàòü; 3) ïîñòåïåííûå è âíåçàïíûå îòêàçû âçàèìîñâÿçàíû è íå ÿâëÿþòñÿ íåçàâèñèìûìè. Èç ïîñëåäíåãî âûòåêàåò ïðèíöèï âîçìîæíîãî ðåçåðâèðîâàíèÿ, øèðîêî ïðèìåíÿåìûé â òî÷íîì ïðèáîðîñòðîåíèè.
4. Ïîâûøåíèå íàäåæíîñòè
íàäåæíîñòü æèëîé çäàíèå ðåìîíòíûé
Íàäåæíîñòü çäàíèé è ñîîðóæåíèé íåïðåðûâíî ôîðìèðóåòñÿ íà âñåõ ýòàïàõ èõ ñóùåñòâîâàíèÿ. Íà ñòàäèè ïðîåêòèðîâàíèÿ îïðåäåëÿþòñÿ íàãðóçêè è âîçäåéñòâèÿ, îñóùåñòâëÿåòñÿ âûáîð ìàòåðèàëîâ è ðàçðàáàòûâàåòñÿ êîíñòðóêòèâíîå ðåøåíèå, ó÷èòûâàþùåå îñíîâíûå ôàêòîðû óñëîâèé ýêñïëóàòàöèè îáúåêòà. Òåì ñàìûì ôîðìèðóåòñÿ ïåðâîíà÷àëüíûé óðîâåíü äîëãîâå÷íîñòè è áåçîòêàçíîñòè çäàíèÿ è åãî ýëåìåíòîâ. Ïðèíÿòûå â êîíñòðóêòèâíîì ðåøåíèè ñîåäèíåíèÿ îòäåëüíûõ ýëåìåíòîâ ôîðìèðóþò ðåìîíòîïðèãîäíîñòü êîíñòðóêöèé è èíæåíåðíîãî îáîðóäîâàíèÿ. Êðîìå òîãî, ïðè ïðîåêòèðîâàíèè çàêëàäûâàåòñÿ îïðåäåëåííûé çàïàñ â îñíîâíûå ïàðàìåòðû îáúåêòà (ïðî÷íîñòü, äåôîðìàòèâíîñòü è ò.ï.), êîòîðûé íàçûâàåòñÿ íà÷àëüíûì ðåçåðâèðîâàíèåì (ðèñ. 1).
Ïðè âîçâåäåíèè çäàíèé è ñîîðóæåíèé êà÷åñòâî ìîíòàæíûõ ðàáîò, ñîîòâåòñòâèå ïðèìåíÿåìûõ ìàòåðèàëîâ ïðîåêòó è ïðàâèëüíîå âûïîëíåíèå òåõíîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ âíîñÿò îïðåäåëåííóþ êîððåêòèðîâêó â ñâîéñòâà áåçîòêàçíîñòè è äîëãîâå÷íîñòè ýëåìåíòîâ îáúåêòà. Âûïîëíåíèå ðåìîíòíûõ ðàáîò, çàìåíà èçíîøåííûõ ýëåìåíòîâ â îïðåäåëåííîé ìåðå âîññòàíàâëèâàåò óðîâåíü áåçîòêàçíîñòè êîíñòðóêöèé è îáîðóäîâàíèÿ. Èñïîëüçîâàíèå ïðè ðåìîíòàõ íîâûõ òåõíîëîãèé è ìàòåðèàëîâ, ïðåäóïðåæäàþùèõ èçíîñ, ïîâûøàåò äîëãîâå÷íîñòü êîíñòðóêöèé è îáîðóäîâàíèÿ, è íàîáîðîò, íàðóøåíèå ïðàâèë ýêñïëóàòàöèè, íåñâîåâðåìåííîå ïðîâåäåíèå ïðåäóïðåäèòåëüíûõ ðåìîíòîâ ïðèâîäÿò ê óìåíüøåíèþ ðàñ÷åòíîãî óðîâíÿ äîëãîâå÷íîñòè.
Ïðèìåíåíèå ïðè ïëàíîâûõ ðåìîíòàõ íîâûõ êîíñòðóêòèâíûõ ðåøåíèé ìîæåò ïîâûñèòü óðîâåíü ðåìîíòîïðèãîäíîñòè îáúåêòà. Îïåðàòèâíîå óñòðàíåíèå âîçíèêàþùèõ â ïðîöåññå ýêñïëóàòàöèè äåôåêòîâ íå ïîçâîëÿåò èì ïåðåðàñòè â îòêàç, è òåì ñàìûì îáåñïå÷èâàåòñÿ òðåáóåìûé óðîâåíü íàäåæíîñòè çäàíèé è ñîîðóæåíèé.
Ïðè ïðîåêòèðîâàíèè (ñì. ðèñ. 1, êðèâàÿ 2) ìîæíî çà ñ÷åò óäîðîæàíèÿ îáúåêòà äîñòè÷ü âûñîêîãî óðîâíÿ íà÷àëüíîé áåçîòêàçíîñòè (ââåñòè íà÷àëüíîå ðåçåðâèðîâàíèå) òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ñ ó÷åòîì ñíèæåíèÿ âî âðåìåíè áåçîòêàçíîñòü äîñòèãëà ìèíèìàëüíî äîïóñòèìîãî óðîâíÿ ê êîíöó ðàñ÷åòíîãî ñðîêà ýêñïëóàòàöèè. Ìîæíî ïðåäïîëîæèòü îáúåêò è áåç íà÷àëüíîãî ðåçåðâèðîâàíèÿ, ÷òî ýêîíîìè÷íåå ïåðâîãî âàðèàíòà, è ïðåäóñìîòðåòü òàêóþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü êàïèòàëüíûõ ðåìîíòîâ (êðèâàÿ 1), êîòîðàÿ áû îáåñïå÷èâàëà óðîâåíü áåçîòêàçíîñòè íå íèæå òðåáóåìîãî íà âñåì ýòàïå ýêñïëóàòàöèè. Òàêîé ïîäõîä ïîòðåáóåò áîëüøèõ ïî ñðàâíåíèþ ñ ïåðâûì âàðèàíòîì ýêñïëóàòàöèîííûõ çàòðàò.
Òàêèì îáðàçîì, îáåñïå÷åíèå òðåáóåìîãî óðîâíÿ íàäåæíîñòè çäàíèé è ñîîðóæåíèé â ïðîöåññå èõ ñóùåñòâîâàíèÿ ìîæåò âûïîëíÿòüñÿ òåõíè÷åñêèìè è îðãàíèçàöèîííûìè ìåòîäàìè è äîëæåí îáîñíîâûâàòüñÿ êîìïëåêñíûìè îöåíêàìè: ñîöèàëüíûìè, òåõíè÷åñêèìè, ýêîíîìè÷åñêèìè, ýêîëîãè÷åñêèìè è äð.
Ïðè ëþáûõ, äàæå ñàìûõ ñîâåðøåííûõ òåõíè÷åñêèõ ðåøåíèÿõ, âåðîÿòíîñòü îòêàçà êîíñòðóêöèé è îáîðóäîâàíèÿ âñåãäà îñòàåòñÿ. Ïðåäîòâðàòèòü îòêàçû èëè ñäåëàòü èõ ïîñëåäñòâèÿ ìèíèìàëüíûìè, ïðèçâàíû îðãàíèçàöèîííûå ìåòîäû îáåñïå÷åíèÿ íàäåæíîñòè. Îðãàíèçàöèîííûì îáåñïå÷åíèåì íàäåæíîñòè çäàíèé è ñîîðóæåíèé çàíèìàþòñÿ ýêñïëóàòàöèîííûå ñëóæáû, âûïîëíÿþùèå äâå îñíîâíûå çàäà÷è:
* âûÿâëåíèå ïåðâûõ ïðèçíàêîâ âîçíèêíîâåíèÿ îòêàçà êîíñòðóêöèé èëè îáîðóäîâàíèÿ è ïðåäîòâðàùåíèå åãî äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ;
* ñíèæåíèå ïðåäóïðåäèòåëüíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè (ïëàíîâûå ðåìîíòû, òåõíè÷åñêîå îáñëóæèâàíèå è ò.ï.) âåðîÿòíîñòè âîçíèêíîâåíèÿ îòêàçîâ.
Âåðîÿòíîñòü áåçîòêàçíîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ ôóíêöèåé âðåìåíè. ×åì äîëüøå îáúåêò íàõîäèòñÿ â ýêñïëóàòàöèè, òåì áîëüøå âåðîÿòíîñòü òîãî, ÷òî ïðîèçîéäåò îòêàç â åãî ðàáîòå. Çàáëàãîâðåìåííîå ïðîâåäåíèå ïëàíîâî-ïðåäóïðåäèòåëüíûõ çàìåí êîíñòðóêöèé èëè èõ ýëåìåíòîâ äî ìîìåíòà âîçíèêíîâåíèÿ îòêàçà ïîâûøàåò âåðîÿòíîñòü áåçîòêàçíîé ðàáîòû, íî âëå÷åò çà ñîáîé óâåëè÷åíèå ýêñïëóàòàöèîííûõ çàòðàò. Íàéòè ïðèåìëåìîå ñîîòíîøåíèå ìåæäó òðåáóåìûì óðîâíåì íàäåæíîñòè îáúåêòà è ìàòåðèàëüíûìè çàòðàòàìè, ñâÿçàííûìè ñ åå îáåñïå÷åíèåì, ìîæíî ïîñðåäñòâîì ðàçðàáîòêèîïòèìàëüíîé ñòðàòåãèè âûïîëíåíèÿ ðåìîíòîâ.
Êðèòåðèÿìè îïòèìàëüíîé ñòðàòåãèè âûïîëíåíèÿ ðåìîíòîâ ñëóæàò ÷àñòîòà âîçíèêíîâåíèÿ îòêàçîâ è ýêîíîìè÷åñêèé ïîêàçàòåëü. Ñóììàðíûå ìàòåðèàëüíûå çàòðàòû, ñâÿçàííûå ñ âîçíèêíîâåíèåì è ñóùåñòâîâàíèåì îòêàçà, ñ ìåðîïðèÿòèÿìè ïî åãî ïðåäóïðåæäåíèþ è ëèêâèäàöèè, îòíåñåííûå ê åäèíèöå âðåìåíè, íàçûâàþòñÿ èíòåíñèâíîñòüþ ýêñïëóàòàöèîííûõ çàòðàò.
Äëÿ êàæäîé êîíñòðóêöèè ñóùåñòâóåò íåêîòîðûé ïðåäåëüíûé óðîâåíü ÷àñòîòû îòêàçîâ Iäîï, êîòîðûé äîëæíû îáåñïå÷èòü ýêñïëóàòàöèîííûå ñëóæáû. Îáåñïå÷èòü äîïóñòèìûé óðîâåíü ÷àñòîòû îòêàçîâ ìîæíî çà ñ÷åò èçìåíåíèÿ ïåðèîäà ïðîâåäåíèÿ ïëàíîâûõ çàìåí êîíñòðóêöèè èëè åå ýëåìåíòîâ.
Îæèäàåìàÿ ÷àñòîòà îòêàçîâ ïðè ïåðèîäè÷åñêèõ ïëàíîâûõ çàìåíàõ êîíñòðóêöèè ðàññ÷èòûâàåòñÿ ïîôîðìóëå:
ãäå ^ Òïë — íàçíà÷àåìàÿ ïåðèîäè÷íîñòü ïðîâåäåíèÿ ïëàíîâûõ çàìåí êîíñòðóêöèè (èëè åå ýëåìåíòîâ);
Òñð — ñðåäíèé ñðîê ñëóæáû êîíñòðóêöèè.
Çàäà÷à îáåñïå÷åíèÿ òðåáóåìîãî óðîâíÿ ÷àñòîòû îòêàçîâ ñâîäèòñÿ ê âûïîëíåíèþ íåðàâåíñòâà:
Îòñþäà îïðåäåëÿåòñÿ ïåðèîäè÷íîñòü ïðîâåäåíèÿ ïëàíîâûì çàìåí êîíñòðóêöèè:
Ëþáîé ìåæðåìîíòíûé ïåðèîä, óäîâëåòâîðÿþùèé ïðèâåäåííîìó íåðàâåíñòâó, ÿâëÿåòñÿ ïðèåìëåìûì ñ òî÷êè çðåíèÿ îáåñïå÷åíèÿ íàäåæíîñòè êîíñòðóêöèè, Äàëåå ðåøàåòñÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ çàäà÷à: èç âñåõ âîçìîæíûõ ìåæðåìîíòíûõ ïåðèîäîâ, óäîâëåòâîðÿþùèõ óñëîâèþ îáåñïå÷åíèÿ íàäåæíîñòè êîíñòðóêöèè, âûáðàòü òîò, ïðè êîòîðîì èíòåíñèâíîñòü ýêñïëóàòàöèîííûõ çàòðàò íàèìåíüøàÿ. Äëÿ ðåøåíèÿ ýòîé çàäà÷è ñòðîèòñÿ ãðàôèê çàâèñèìîñòè èíòåíñèâíîñòè ýêñïëóàòàöèîííûõ çàòðàò îò ìåæðåìîíòíîãî ïåðèîäà êîíñòðóêöèè, ïî êîòîðîìó îïðåäåëÿåòñÿ íàèìåíüøåå çíà÷åíèå ôóíêöèè. Ýòî çíà÷åíèå îðäèíàòû è áóäåò ñîîòâåòñòâîâàòü îïòèìàëüíîìó ìåæðåìîíòíîìó ïåðèîäó.
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
1. ÎÁÅÑÏÅ×ÅÍÈÅ ÒÐÅÁÓÅÌÎÃÎ ÓÐÎÂÍß ÍÀÄÅÆÍÎÑÒÈ ÇÄÀÍÈÉ È ÑÎÎÐÓÆÅÍÈÉ, Â. Í. Ëåâ÷åíêî, Ä. Â. Ëåâ÷åíêî, Â. Ô. Êèðè÷åíêî. À. Â. Çàðóáà, Å. È. Êåëüìàí
2. ÐÅÊÎÍÑÒÐÓÊÖÈß ÆÈËÛÕ ÇÄÀÍÈÉ, À.À. Àôàíàñüåâ, Å.Ï. Ìàòâååâ
3. ÎÁÑËÅÄÎÂÀÍÈÅ È ÈÑÏÛÒÀÍÈÅ ÇÄÀÍÈÉ È ÑÎÎÐÓÆÅÍÈÉ, Êîçà÷åê Â.Ã., Íå÷àåâ Í.Â., Íîòåíêî Ñ.Í., Ðèìøèí Â.È., Ðîéòìàí À.Ã
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник