За какие свойства получила свое название атласная гладь

За какие свойства получила свое название атласная гладь thumbnail

Атласная гладь – это, наверное, единственный шов, позволяющий создавать невероятные вышивки, которые способны конкурировать с живописными работами, передавать все нюансы цветовой гаммы изображения.Ведь нить тоньше кисти, и с помощью маленьких стежков можно очень тщательно проработать цветовые переходы, как бы “прорисовывать” мельчайшие детали рисунка.

$IMAGE1$

Атласная гладь получила своё название за сходство с атласной тканью. Её техника вышивания выполняется из петлеобразных стежков, в результате которой получается гладкая блестящая поверхность.

Как правило, атласную гладь используют для вышивок крупных или выпуклых объектов в тех случаях, когда двустороннюю гладь применить невозможно. Например, при вышивке плодов, толстых стеблей, гладкошёрстных животных, а в пейзажной вышивке – неба, земли, реки.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Для вышивания используют тонкие нити типа шёлк или мулине. Чем тоньше нитка, тем красивее будет смотреться такой рисунок.

Поэтому вышивать рекомендуют только в одну нить. Весь мотив обычно вышивается ниткой одного цвета. Выделить какие-либо места можно другим цветом или тоном, укладывая стежки поверх глади.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Украшают атласной гладью постельное и столовое бельё, скатерти, декоративные панно, одежду.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Итак, атласная гладь – это двусторонняя гладь, которая вышивается мелкими, плотно прилегающими стежками. Причём эти стежки укладывают так, чтобы они не касались друг друга концами, а заходили друг за друга. Выполняется атласная гладь справа налево.

Основной шов атласной глади – стебельчатый. Его строчки выполняют как в прямом, так и в обратном направлении и располагают их очень близко друг к другу, чтобы не было видно просветов ткани. С помощью укороченных рядов можно добиться выпуклой формы узора. Для этого нарисованную фигуру при помощи вспомогательных линий делят на участки и при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям. Чтобы избежать стягивания ткани вышивкой, не рекомендуется туго затягивать стежки атласной глади.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Выполняется работа в несколько этапов.

Сначала следует перенести рисунок с кальки на ткань. Затем нужно обшить контуры рисунка стежками «вперёд иголку». После этого приступают к атласной глади. В процессе иглу попеременно вкалывают в ткань то за контур рисунка, то внутри контура. Начинают обязательно со стежка, выполненного за контуром узора. После того, как контур рисунка заполнен, начинают вышивать середину. Каждый стежок начинают в середине соседнего стежка, немного отступив назад, под нитку стежка первого ряда. Стежки второго ряда должны быть короткими, особенно в местах закруглений. Таким образом, на лицевой стороне получается блестящий гладкий узор, а на изнаночной – маленькие стежки.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Штриховая гладь – это очень быстрая и лёгкая техника вышивки, которая подходит для миниатюр. Она делает рисунок реалистичным и выпуклым. Готовая работа напоминает карандашный набросок. Штриховая гладь получила своё название от того, что состоит из отдельных стежков-штрихов. Длина этих стежков может быть различной. Но важно, чтобы стежки не были слишком длинными, чтобы не вытягивались.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Как правило, штриховую гладь применяют для вышивок растительных орнаментов на одежде и предметах быта.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Её выполняют толстой ниткой (сложенной в несколько раз), чтобы скорее достичь выразительности узора. Для вышивания можно применять нити мулине, шёлковые и шерстяные нитки, металлизированную пряжу.

Штриховая гладь может быть одноцветной и многоцветной. Если вышивка выполняется одним цветом, то он должен быть либо контрастным цвету ткани, либо в тон ткани, но так чтобы разница в силе цвета была заметна. В многоцветном варианте лучше использовать более мягкие тона. Для штриховой вышивки лучше выбирать плотную хлопчатобумажную или льняную ткань с самым простым «полотняным» переплетением нитей.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Ткани полотняного переплетения имеют ровную матовую поверхность и одинаковый фактурный вид лицевой и изнаночной сторон.

Украшают штриховой гладью декоративные панно, картины, коврики, диванные подушки, сумки, одежду.

Итак, штриховая гладь – это двусторонняя мягкая гладь, которая не обладает чётким контуром. Она выполняется отдельными стежками, которые могут в свободном порядке располагаться по вышивке. Иногда она выглядит, как лучи, иногда напоминает штрихи от ручки или карандаша, которые идут от центра в разных направлениях. Переходы от стежка к стежку осуществляются за счёт наклона стежков на изнанке.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Штриховая гладь применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатыми и тамбурными швами.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Выполняется работа в несколько этапов.

Сначала на ткань нужно перевести узор в виде точек. А затем заполнить рисунок прямыми и наклонными стежками двусторонней глади с разными промежутками между ними.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Плотность стежков-штрихов может быть одинаковой по всей вышивке или меняться для того, чтобы выделить какие-то части узора. Так, редкие штрихи создают несколько бледный узор, а частые стежки, которые укладывают плотно, образуют достаточно яркий узор.

Читайте также:  Какими свойствами обладает янтарь

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Направление штрихов определяется формой детали: в листьях – к средней жилке, в цветах – к середине.

За какие свойства получила свое название атласная гладь

Часто штриховую гладь используют в качестве приёма декоративного оформления фона вокруг пришивных деталей в объёмной вышивке.

Итоги урока

На этом уроке мы рассматривали техники вышивания атласной и штриховой гладью. А также обсудили этапы их выполнения.

Источник

Народная вышивка связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию – начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была приготовить себе приданное к свадьбе, украсив его вышивкой. Каждая вещь – рубаха, передник, сарафан, рушник имели особый характер украшения.
Страсть к украшению себя и своей одежды, с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды, свойственна человеческой природе. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе. В Одиссее упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато украшена золотым шитьём. Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Во времена Моисея, искусство вышивки было сильно развито; особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и сыновей его, во время богослужений, состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках. Страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных размеров, что нередко правительством делаемы были попытки запретить или, по крайней мере, несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. При византийских царях искусство вышивки достигло высокой степени совершенства, как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенною роскошью вышивали конские сбруи и сёдла. При византийских же царях введено было впервые в вышивке употребление серебряных ниток. Неизвестно, существуют ли византийские вышивки древнее VII века н. э. ; это сомнительно, хотя в Петербурге, в Эрмитаже, хранится шерстяная материя с вышитыми по ней зелёными и жёлтыми пальмами, которая считается произведением 3 века христианской эры. В Бамберге, в Баварии, находится древняя византийская вышивка, найденная в могиле Гумберта, епископа бамбергского, умершего в 1062 году. Между замечательными вышивками Франции особенно известна, хранящаяся в музее, большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. Крестцовые походы способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время походов и рыцарских похождений своих супругов, посвящали вышивке своё свободное время. Установившиеся торговые отношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху возрождения, когда, при великолепии двора Лоренцо Медичи, дан был такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, вышивка наравне с другими достигла высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для вышивки и сам Рафаэль интересовался этим искусством.

подробнее тут

Источник

Панно "Ламия", выполненное в технике атласной глади

Атласная гладь – это, наверное, единственный шов, позволяющий создавать вышивки, способные конкурировать с живописными работами, передавать все нюансы цветовой гаммы изображения. Нить тоньше кисти, и с помощью маленьких стежков можно очень тщательно прорабатывать цветовые переходы, “прорисовывать” мельчайшие детали рисунка. Конечно, изготовление вышитого панно, где не только само изображение, но и фон покрыты стежками атласной глади, занимает достаточно времени, по сравнению, к примеру, с вышивкой крестом, однако не так много, как могло бы показаться. Так, панно “Ламия” (30 х 45 см.), на примере изготовления которого я хочу рассказать о технике атласной глади, было вышито примерно в течение полугода, что, кстати сказать, вызвало мое собственное удивление. Работала я, естественно, не от зари до зари, а только во время отдыха и далеко не каждый день.

Читайте также:  В каком ряду химические элементы расположены усиления металлических свойств

 

Этапы вышивки атласной гладью

Начало работы над панно, выполненного в технике атласной глади

Вышиваем гладью. Начало работы

Вышиваем прожилки листьев

Листья, вышитые атласной гладью.

Атласная гладь. Панно. Этапы вышивки

Выпрлнение гладкого фона гладью.

Вышиваем цветок

Цветок атласной гладью. Этапы работы

Вышивка. Мелкие листочки и трава.

На вышитом панно изображена ламия. Эти сверхъестественные существа встречаются в мифологии многих стран, но для меня ламии, прежде всего, персонажи баскского фольклора. В баскских легендах ламии предстают в виде человекообразных существ, имеющих ноги цыпленка, утки или козла. В прибрежных областях они – прекрасные женщины с рыбьим хвостом, очень похожие на хорошо знакомых нам русалок. Ламии могут быть обоего пола, но чаще это все же женские существа. Порой они влюбляются и бывают любимы людьми. Некоторые легенды описывают ламий как маленьких людей, обитающих под землей. Их жилищами, как правило, являются пещеры, но они могут также селиться вблизи луж и речных омутов. Привычное занятие ламий – вертеть веретено и прялку, часто они предстают перед путниками с золотой гребенкой в руках. Героиня, изображенная на нашем панно, спрятала свои перепончатые ступни в опавшей листве, и мы можем только догадываться, как выглядят они на самом деле.

Техника шитья

Стебельчатый шов

Основой атласной глади является стебельчатый шов. Это один из старинных швов, используемый мастерицами с незапамятных времен. Чаще всего его применяли при вышивке стебельков и веточек, поэтому шов и получил свое название. Состоит стебельчатый шов из косых стежков, плотно прижатых друг к другу. Выполнение его несложно. Каждый новый стежок делают, вкалывая иголку под ниткой предыдущего, отступив назад примерно на половину его длины (фото 1). Особенность стебельчатого шва состоит в том, что образующие шов стежки заходят один за другой, а не соприкасаются концами.

Приемы выполнения стебельчатого шва и атласной глади

Прокалываем иголкой ткань, оставив маленький хвостик нитки на изнаночной стороне, фиксируем его пальцем и закрепляем нить несколькими маленькими стежками. После того, как нитка закреплена, начинаем выполнение элементов вышивки, укладывая стежки по контуру рисунка. Следим за тем, чтобы стежки не стягивали ткань и располагались близко один к другому, без просветов. Когда нитка закончится, закрепляем ее на изнанке вышивки несколькими стежками “за иголку”, под проложенными ранее стежками.

Атласная гладь

Основа атласной глади – это стебельчатый шов, ряды которого располагаются без просветов вплотную друг к другу, образуя гладкую блестящую поверхность, напоминающую атлас. Атласная гладь относится к свободной вышивке, где длинна, расположение стежка и его направление произвольно. Короткие стежки обычно прокладывают там, где линия контура закругляется, длинные используются для заполнения больших участков рисунка и фона. Шитье осуществляется во всех направлениях – слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, наискось, под любым углом, а сама линяя шва может быть как прямой, так и изогнутой.

Для выполнения атласной глади используют шелк или мулине. Надо иметь в виду, что чем тоньше нитка, тем лучше и ровнее ложиться рисунок. При одноцветной глади желательно использовать нить, взятую в одно сложение, однако для многоцветных рисунков с плавными цветовыми переходами, мы будем использовать нитки мулине в два сложения.

Направление стежков в атласной глади должно подчеркивать форму вышиваемого фрагмента изображения. К примеру, вышивая листик растения или лепесток цветка, надо направлять стежки по его жилкам (фото 2). Не забываем, что вышивая закругленные фрагменты, число стежков следует увеличивать, делая их более частыми и мелкими. Работая над изображением человеческого тела или лица, мы будем “вылепливать” нитью его форму, заполняя контур изображения либо параллельными рядами стебельчатого шва, идущими вдоль изгибов тела, либо располагая шов по сужающейся спирали, что позволяет визуально придать данной части рисунка большую выпуклость. Для выполнения гладкого фона, например неба в пейзажах, подойдут длинные ряды шва с относительно большими стежками, идущие от одного конца панно к другому и параллельные его краю. Чтобы не ошибиться, ткань можно расчертить по линейке, заполнив участок фона параллельными линиями, расположенными на расстоянии одного сантиметра друг от друга, Эти линии превратятся в своеобразные направляющие, помогающие прокладывать ровные ряды стебельчатого шва.

Атласная гладь. Схема выполнения шва

Итак, после того, как мы разобрались с техникой выполнения стебельчатого шва и атласной глади, поговорим о том, как создавать плавные, почти неразличимые на глаз цветовые переходы, на мой взгляд, являющиеся главным достоинством этого вида художественного шитья. С их помощью удается достичь высокой степени реалистичности изображения, и в частности создавать эффект скульптурного рельефа. В процессе вышивки используется прием, хорошо известный вышивальщицам “крестиком”, когда в иголку вдеваются две нитки разных, но близких друг к другу оттенков. В качестве примера, подберем нитки в одной цветовой гамме, например: черную, темно-серую, серую и белую. Приступим к работе. Несколько рядов, примыкающих к контуру рисунка, вышиваем черной ниткой, взятой в два сложения, после чего вдеваем в иголку черную и темно-серую нитки, продолжаем шить этой парой, затем за ними последует пара темно-серых нитей, темно-серая и серая, две серых, серая и белая, и наконец, две белых. Подобные цветовые переходы показаны на фото 3, но для наглядности в работе была использована нить, взятая в четыре сложения. На самом деле, в качественной вышивке, выполненной в технике атласной глади стежки почти неразличимы, а заметны только плавные изменения оттенков от темного к светлому и наоборот.

Читайте также:  Какие свойства площади вы знаете

Атласная гладь. Цветовые переходы

Материалы и инструменты

Основой вышивки служит плотная, но тонкая белая хлопчатобумажная ткань с частым переплетением нитей. Подбирая ткань, надо проследить за тем, чтобы игла проходила сквозь нее без усилий. Атласная гладь достаточно сильно стягивает материал, поэтому полотнище обязательно надо натянуть на прочные прямоугольные пяльцы и время от времени подтягивать ткань, чтобы в течение всего процесса вышивки сохранялось хорошее натяжение.

Иголка нам потребуется максимально тонкая и достаточно длинная, с такими удобнее работать. Выбирая иглу, остановимся на самой тонкой из тех, в которые можно продеть две нитки мулине.

Что касается ниток, то никаких конкретных цветовых схем я не предлагаю. Выбираем цвета на глаз в соответствии с оригинальным изображением, стараясь использовать как можно больше оттенков каждого цвета. Произвольный выбор цветовой гаммы, с одной стороны может показаться сложным для тех, кто привык вышивать строго по схемам, но, как мне кажется, делает процесс вышивки более увлекательным, превращая ремесло в творчество, и позволяет создавать неповторимые, уникальные работы.

Перевод рисунка на ткань

Перевод рисунка на ткань всегда вызывает много вопросов, и похоже, до сих пор не изобретен оптимальный способ, выполнения этой, казалось бы, несложной операции. Вариантов придумано немало, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако мы пойдем по самому простому пути, используя в работе копирку и шариковую ручку. Поскольку полотно полностью покрывается гладью, можно не опасаться того, что будут заметны линии рисунка, а фон немного запачкается копиркой.

Выбираем подходящий рисунок, распечатываем его в двух экземплярах. Один, цветной – поможет нам подобрать цветовую гамму вышивки, другой – черно-белый, в натуральную величину мы используем для перевода рисунка на ткань. Приметываем рисунок с подложенной под него копиркой к ткани и обводим контуры, кроме этого выделяем зоны с различной степенью затемнения (у нас получится изображение, напоминающее изолинии на карте). Снимаем рисунок, обводим линии на ткани черной шариковой ручкой, дорисовываем и уточняем детали. Так, к примеру, фигуру ламии я перевела с готового рисунка, формата А4, а пейзаж дорисовала от руки, заполнив оставшееся пространство фона контурами цветов и листьев.

Этапы выполнения панно

Итак, после нанесения рисунка, настало время приступить к “священнодействию” и, вооружившись иглой и цветными нитками, приступить к вышивке. Вышивать надо начинать от центра изображения, так ткань меньше стягивается. В случае “Ламии” вышивку начнем с лица. “Вылепливаем” черты лица при помощи мелких стежков, используя нити розоватых и зелено-коричневых оттенков. Переходим к выполнению фигуры. Вышивку всегда начинаем с темных зон, постепенно переходя к светлым. Направление шва должно следовать изгибам тела ламии. Закончив с телом, займемся волосами таинственной обитательницы леса, используя нитки коричневых и золотистых оттенков.

Когда фигура ламии будет готова, перейдем к окружающему ее пейзажу. Начнем вышивать с крупных листьев и цветов, расположенных над головой ламии. Здесь нам потребуются зеленое мулине темных и светлых оттенков, немного белых, желтых и голубоватых ниток. Вышиваем листики и цветы, прокладывая стебельчатый шов вдоль прожилок, тычинки выполняем в технике узелковой глади.

Мелкие сухие листики у ног ламии вышиваются нитками розовато-коричневых и зеленых цветов. Каждый маленький листик прорисовывается стежками, проложенными по контуру, а фон между ними – прямыми рядами стебельчатого шва, параллельными нижнему краю панно.

Когда все элементы рисунка будут закончены, перейдем к вышиванию фона. Он заполняется параллельными рядами стебельчатого шва, выполненного нитками черного, темно-зеленого и темно-фиолетового цветов. Едва различимые листья в глубине пещеры вышиваются не по направлению жилок, а прямыми линиями, так же, как и весь фон. Это сделано для того, чтобы листья почти сливались с общим фоном и словно таяли в темноте.

Готовую вышивку не нужно отпаривать. Прежде чем снять ее с пяльцев, подклеим с изнанки флизелин, чтобы избежать деформации. Итак, панно “Ламия” готово. Остается только поместить его в рамку и искать новые сюжеты для новых работ, выполненных в технике атласной глади.

Поиск по сайту

Новости сайта

 

Источник