Выделение одной какой либо стороны свойства с отвлечением
Тест 15. Мышление
1. Сущность процесса мышления состоит в установлении таких связей и отношений между предметами и явлениями, как:
а) беспричинные;
б) корреляционные;
в) причинно-следственные;
г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления.
2. Мышление как процесс решения задач характеризуется в смысле:
а) широком;
б) узком;
в) локальном;
г) интегральном.
3. Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена в рамках:
а) ассоциативной психологии;
б) бихевиоризма;
в) гештальтпсихологии;
г) когнитивной психологии.
4. Представителем ассоциативной психологии мышления является:
а) Я.А. Пономарев;
б) Ж. Пиаже;
в) Г. Эббингауз;
г) Дж. Брунер.
5. Мышление как усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации, трактуется представителями:
а) бихевиоризма;
б) психоанализа;
в) гештальтпсихологии;
г) ассоциативной психологии.
6. Мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти согласно:
а) гештальтпсихологии;
б) бихевиоризму;
в) ассоциативной эмпирической психологии;
г) психоанализу.
7. Мышление рассматривается как процесс формирования связей между стимулом и реакцией, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач:
а) в бихевиоризме;
б) в психоанализе;
в) в когнитивной психологии;
г) в теории деятельности мышления.
8. Внимание к бессознательным формам мышления и зависимости изучения мышления от мотивов и потребностей человека привлек(ла):
а) бихевиоризм;
б) психоанализ;
в) гуманистическая психология;
г) теория деятельности мышления.
9. Мышление рассматривается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности:
а) в бихевиоризме;
б) в психоанализе;
в) в гуманистической психологии;
г) в деятельностной теории мышления.
10. Автором культурно-исторической теории мышления признан:
а) Ж. Пиаже;
б) А.Н. Леонтьев;
в) П. Жане;
г) Л.С. Выготский.
11. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
12. Теоретическое и эмпирическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
13. Конвергентное и дивергентное мышление выделил:
а) П. Торенс;
б) Дж. Гилфорд;
в) Ж. Годфруа;
г) Ж. Пиаже.
14. Автором различения продуктивного и репродуктивного мышления является:
а) Я.А. Пономарев;
б) Г. Зельц;
в) А.М. Матюшкин;
г) М.И. Махмутов.
15. В отечественной психологии разделение продуктивного и репродуктивного мышления проводил(а):
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.В. Брушлинский;
в) З.И. Калмыкова;
г) Б.Г. Ананьев.
16. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:
а) наглядно-действенным;
б) наглядно-образным;
в) словесно-логическим;
г) абстрактным.
17. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления:
а) наглядно-действенного;
б) наглядно-образного;
в) словесно-логического;
г) индуктивного.
18. Наглядно-образное мышление ярко проявляется в возрасте:
а) 2–3 лет;
б) 4–6 лет;
в) 7–8 лет;
г) 9—10 лет.
19. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является мышление:
а) наглядно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) словесно-логическое;
г) интуитивное.
20. Теоретическое и практическое мышление различают:
а) по типу решаемых задач;
б) по характеру обобщений;
в) по активности субъекта;
г) по ведущему анализатору.
21. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления:
а) теоретического;
б) практического;
в) эмпирического;
г) аналитического (логического).
22. Практическое мышление направлено:
а) на разрешение конкретных задач;
б) на нахождение общих закономерностей;
в) на выявление законов;
г) на установление причинно-следственных связей.
23. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного «охватывания» структуры ситуации или задачи представляет собой мышление:
а) интуитивное;
б) дискурсивное;
в) аналитическое;
г) теоретическое.
24. Синонимом термина «репродуктивное» является термин:
а) эмпирическое;
б) творческое;
в) воспроизводящее;
г) дивергентное.
25. Единственным в настоящее время лауреатом Нобелевской премии среди психологов является:
а) Ж. Пиаже;
б) Г. Саймон;
в) Дж. Брунер;
г) Р. Хаес.
26. В современной когнитивной психологии в процессе мышления обычно выделяют:
а) 2 этапа;
б) 3 этапа;
в) 4 этапа;
г) 5 этапов.
27. Длительность первой фазы решения задачи (так называемое предрешение задачи), заканчивающейся формулированием гипотез, выбором подходящих средств и способов, не зависит:
а) от степени трудности выбранных задач;
б) от стратегии мышления;
в) от эмоционального состояния субъекта;
г) от особенностей вегетативной системы человека.
28. Метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задач, называется:
а) эвристикой;
б) инсайтом;
в) проницательностью;
г) «озарением».
29. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:
а) мышление;
б) инсайт;
в) интеллект;
г) одаренность.
30. Мгновенное осознание решения некоторых проблем – это:
а) мышление;
б) интеллект;
в) инсайт;
г) эвристика.
31. Предположение, проект решения задач проявляется как:
а) интеллект;
б) инсайт;
в) эвристика;
г) гипотеза.
32. Центральной особенностью допонятийного мышления является:
а) эгоизм;
б) эгоцентризм;
в) эгоидентичность;
г) эго-состояние.
33. Такие признаки, как временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы) и уровень протекания (осознанность или неосознанность), являются основными характеристиками мышления:
а) теоретического и практического;
б) интуитивного и аналитического;
в) наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;
г) конвергентного и дивергентного.
34. В склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем проявляется стиль мышления:
а) синтетический;
б) идеалистический;
в) прагматический;
г) аналитический.
35. На систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы ориентирован стиль мышления:
а) реалистический;
б) идеалистический;
в) прагматический;
г) аналитический.
36. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
а) сравнением;
б) анализом;
в) синтезом;
г) абстрагированием.
37. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение;
г) классификация.
38. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
а) обобщение;
б) сравнение;
в) классификация;
г) абстрагирование.
39. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) анализ;
б) сравнение;
в) классификация;
г) абстракция.
40. Определяет(ют) свободу выбора задач и их решений такое(ие) каче-ство(а) ума, как:
а) самостоятельность;
б) критичность и гибкость;
в) симультанность и широта;
г) глубина.
41. Широта мышления – это его:
а) вид;
б) уровень;
в) форма;
г) качество.
42. Глубина мышления – это его:
а) вид;
б) уровень;
в) форма;
г) качество.
43. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов выражается такое качество мышления, как:
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
44. Умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как:
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
45. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
а) быстрота;
б) гибкость;
в) самостоятельность;
г) широта.
46. Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые удалось учесть с самого начала, признается как такое качество мышления:
а) гибкость;
б) самостоятельность;
в) широта;
г) глубина.
47. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:
а) понятийного;
б) наглядно-действенного;
в) практического;
г) наглядно-образного.
48. Основные формы мышления рассматривает:
а) философия;
б) формальная логика;
в) педагогика;
г) психология.
49. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) понятием;
б) суждением;
в) умозаключением;
г) рассуждением.
50. Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность:
а) к обобщению;
б) к моделированию;
в) к умозаключению;
г) к сравнению.
51. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, – это:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение;
г) силлогизм.
52. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) понятием;
г) суждением.
53. Дедуктивное рассуждение называется:
а) обоснованием;
б) умозаключением;
в) понятием;
г) суждением.
54. Индуктивное рассуждение является:
а) обоснованием;
б) умозаключением;
в) понятием;
г) суждением.
55. Теоретическое мышление как оперирование знаниями не выражается:
а) в понятиях;
б) в суждениях;
в) в умозаключениях;
г) в ассоциации.
56. Рефлексивно-личностная регуляция содержательного плана мышления может не протекать на уровне:
а) осознанном;
б) неосознанном;
в) интуитивном;
г) физиологическом.
57. «Мозговой штурм» как метод активизации мыслительного процесса был разработан:
а) Н.А. Бернштейном;
б) У. Гордоном;
в) А. Осборном;
г) Дж. Гилфордом.
58. Синектика как метод активизации мыслительного процесса была предложена:
а) Дж. Гилфордом;
б) У. Гордоном;
в) А. Осборном;
г) Г. Айзенком.
59. По Б.В. Зейгарник, нарушение критичности мышления относится к группе нарушений:
а) операциональной стороны мышления;
б) личностного и мотивационного компонентов мышления;
в) динамики мыслительной деятельности;
г) регуляции мыслительной деятельности.
60. По Б.В. Зейгарник, снижение уровня обобщения относится к группе нарушений:
а) операциональной стороны мышления;
б) личностного и мотивационного компонентов мышления;
в) динамики мыслительной деятельности;
г) регуляции мыслительной деятельности.
61. Способность к познанию, использованию знаний, разумному поведению
в проблемных ситуациях, – это …
а) мышление;
б) интеллект;
в) навык;
г) научение.
62. Сущность … как познавательного процесса состоит в установлении связей и отношений между предметами и явлениями.
а) внимания;
б) восприятия;
в) мышления;
г) воображения.
63. Классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное
и словесно-логическое осуществляется в соответствии с …
а) целями мышления;
б) предметом отражения;
в) формой существования материи;
г) активностью субъекта.
д) Нет правильного ответа.
64. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами, – это … мышление.
а) наглядно-образное;
б) наглядно-действенное;
в) словесно-логическое;
г) аналитическое.
65. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности,
опора на представления и образы при решении задач характерна для …
мышления.
а) наглядно-образного;
б) наглядно-действенного;
в) словесно-логического;
г) практического.
66. В процессе исторического и индивидуального развития мышления человека позже других развивается … мышление.
а) наглядно-образное;
б) наглядно-действенное;
в) словесно-логическое.
г) По-разному, в зависимости от социальной среды.
67. Относительно устойчивая структура познавательных способностей – это
…
а) мышление;
б) психика;
в) интеллект;
г) одаренность.
68. Мгновенное нахождение решения проблемы, – это …
а) одаренность;
б) интеллект;
в) инсайт (озарение);
г) мышление.
69. Предположение, требующее проверки, проект решения задачи – это …
а) интеллект;
б) умозаключение;
в) гипотеза;
г) рассуждение.
70. Мыслительная операция, предполагающая выделение какой-либо одной
стороны, свойства объекта с отвлечением от остальных называется …
а) обобщением;
б) анализом;
в) сравнением;
г) абстрагированием.
71. Операция мышления, заключающаяся в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам – это …
а) обобщение;
б) синтез;
в) классификация;
г) абстрагирование.
72. Группировка объектов по сходству определенных признаков – это …
а) обобщение;
б) классификация;
в) сравнение;
г) абстрагирование.
73. Мыслительная операция по расчленению сложного объекта на части – это
…
а) абстрагирование;
б) классификация;
в) обобщение;
г) анализ.
74. Способность мышления охватить весь вопрос целиком, в то же время не
упуская из внимания необходимые детали, описывает такая характеристика мышления как …
а) широта;
б) самостоятельность;
в) глубина;
г) гибкость.
75. Глубина и самостоятельность мышления – это его …
а) виды;
б) уровни;
в) формы;
г) качества.
76. В умении быстро менять способ решения задачи проявляется … мышления.
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
77. Умение проникать в сущность сложных явлений, процессов определяет
… мышления.
а) широту;
б) глубину;
в) гибкость;
г) самостоятельность.
78. Умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения,
не прибегая к помощи других людей, характеризуется … мышления.
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
79. Наиболее существенные свойства предметов и явлений выражены в …
а) гипотезе;
б) суждении;
в) понятии;
г) проблеме.
80. В индивидуальном развитии (в онтогенезе) человека различные виды мышления развиваются в следующем порядке: …
а) наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое;
б) наглядно-образное, словесно-логическое, наглядно-действенное;
в) наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое;
г) наглядно-действенное, словесно-логическое, наглядно-образное.
81. Анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация – это …
мышления.
а) виды;
б) формы;
в) операции;
г) этапы.
82. Отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками – это…
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение;
г) мышление.
83. Движение мысли от частного к общему – это …
а) дедукция;
б) индукция;
в) обобщение;
г) синтез.
84. Формами мышления являются понятие, суждение и …
а) проблемная ситуация;
б) гипотеза;
в) решение задач;
г) умозаключение.
85. Дедуктивный и индуктивный способы получения знаний относятся к …
а) обобщению;
б) умозаключению;
в) суждению;
г) понятию.
86. Специфика мышления как познавательного психического процесса состоит в том, что оно позволяет …
а) использовать прошлый опыт при решении задач;
б) получить целостный образ, целостное представление об объекте;
в) выйти за пределы чувственно воспринимаемого;
г) отвлечься, абстрагироваться от эмоций и чувств.
87. Соотношение между силой мотивации (активации нервной системы) и эффективностью мышления (успешностью выполнения деятельности) выглядит следующим образом: …
а) чем выше мотивация к решению задачи, тем выше эффективность мышления;
б) мышление наиболее эффективно при низкой мотивации;
в) существуют оптимальные границы уровня мотивации, если мотивация
больше или меньше указанного диапазона, результативность мышления
снижается;
г) мотивация не влияет на результативность решения задач.
88. Задача мышления состоит …
а) в формировании отношения к объектам;
б) в раскрытии связей и отношений между объектами;
в) в формировании связей между известным и новой информацией;
г) в формировании представления об объекте.
89. Главное отличие мышления ребенка и взрослого состоит в … мышления.
а) скорости;
б) самостоятельности;
в) гибкости;
г) используемых видах.
90. Одним из лучших способов мотивации мышления является …
а) угроза наказания;
б) возможность потери авторитета;
в) личная заинтересованность.
г) Нет правильного ответа.
91. Довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознанное впечатление, сигнализирующее, что «что-то не так», «что-то не то» – это…
а) задача;
б) проблема;
в) проблемная ситуация;
г) эмоция.
92. Какой из указанных ниже методов не является способом активизации
мышления?
а) Переформулировка задачи.
б) Переход к абстрактной постановке задачи.
в) Превращение задачи из вероятностной в детерминистскую.
г) Постановка вопросов к задаче.
93. Как можно развить у себя способность к переформулировке задачи?
а) Решая разнотипные задачи.
б) Решая задачи, содержащие частично неверные данные.
в) Решая одну и ту же задачу разными способами.
г) Решая много однотипных задач.
94. Как можно развить у себя умение выделять способ решения и переносить его с конкретной задачи на широкий класс задач?
а) Решая разнотипные задачи.
б) Решая задачи, содержащие частично неверные данные.
в) Решая одну и ту же задачу разными способами.
г) Решая много однотипных задач.
95. Какой из перечисленных приемов не обеспечивает активизацию мышления?
а) Создание и поддержание мотивации.
б) Снижение критичности при оценке промежуточных результатов.
в) Регулирование непроизвольных ассоциаций.
г) Возможность проверить полученный результат.
96. Когда группа людей только предлагает идеи, а их анализ и критика проводится позже, то это …
а) метод мозгового штурма;
б) метод морфологического анализа;
в) эвристика;
г) метод фокальных объектов.
97. Что нужно делать для поддержания оптимальной мотивации мышления?
а) начинать решать задачи средней сложности, затем отдыхать, решая легкие задачи, а потом браться за сложные;
б) постепенно наращивать сложность решаемых задач;
в) начинать с простых, а затем сразу переходить к сложным;
г) сразу начинать со сложных задач.
98. Участвует ли бессознательный уровень психики в процессе решения задач?
а) участвует всегда;
б) не участвует;
в) участвует при решении сложных задач;
г) участвует у детей.
99. Какой эффект мышления может проявиться при излишней мотивации в
состоянии эмоционального возбуждения?
а) инсайт;
б) тенденция к стереотипизации;
в) улучшение решения простых задач;
г) улучшение решения сложных задач.
100. Каким образом можно сделать задачу привлекательней для человека?
а) сформулировать ее в проблемном виде;
б) указать на ее творческий характер;
в) сформулировать задачу с учетом интересов человека;
г) все ответы верны.
101. Социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза – это…
а) воображение;
б) мышление;
в) воображение;
г) творчество.
102. Основными видами умозаключений являются…
а) индукция («от частного к общему»);
б) дедукция (от общего к частному»);
в) трансдукция (от частного к частному»);
г) все ответы верны.
Источник