Выделение какой либо одной стороны свойства предмета или явления
Обобщение– отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях
Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение явл также волевым актом , так как в нём объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ- -это работа мысли над суждением.
Рассуждение явл умозаключением если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них.
Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение наз обоснованием, индуктивное – умозаключением
По содержанию виды мышления делятся на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое;
по характеру задач: практическое и теоретическое мышление
наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление –характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.
Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мыш– подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
На основе трёх признаках: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания ( осознанность или неосознанность) – разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление.
Аналитическое мышразвернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мыш направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а также аутистическое мыш , связано с реализацией желаний человека . Иногда используется термин «эгоцентрическое мыш», оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.
З.И. Калмыкова различает продуктивное и репродуктивное мышл по степени новизны продукта, кот получает субъект познания.
Мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное (творческое). Репродуктивное мыш– это вид мыш, который обеспечивает решение задачи, опираясь на создание уже известных человеку способов.
Источник
- Подбор слов
- Решение кроссвордов
- Метод мысленного выделения одних свойств предмета и отвлечения от других
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос “Метод мысленного выделения одних свойств предмета и отвлечения от других “, 10 букв:
абстракция
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова абстракция
Это искусство, ничего не выражающее, самыми различными средствами
Отвлеченное понятие, теоретическое обобщение
Мысленное отвлечение от ряда свойств предметов
Мысленное отвлечение от тех или иных конкретных сторон предмета или явления для выделения наиболее общих черт его сущности
Мысленное отвлечение от тех или иных сторон
Определение слова абстракция в словарях
Экономический словарь терминов
Значение слова в словаре Экономический словарь терминов
упрощение экономического анализа посредством исключения из него некоторых экономических и неэкономических факторов, которые в данном анализе не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины, для выявления основных,…
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio – отвлечение) (абстрактное) форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие – как результат процесса абстрагирования;…
Словарь медицинских терминов
Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
психический процесс: мысленное отвлечение от некоторых сторон, свойств, связей предметов и явлений действительности с целью выделения из их числа наиболее важных (в науке
Википедия
Значение слова в словаре Википедия
Абстракция в информатике представляет собой технику управления сложностью систем. Наиболее значимые понятия: Абстрактный тип данных Абстракция функций
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. (книжн.). Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. Отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта. Научная а.
Примеры употребления слова абстракция в литературе.
Собственно процесс мышления или, лучше сказать, абстракция страдает, конечно, от краткости вторичной функции, ибо процесс абстракции требует того, чтобы совокупность исходных представлений и их последующих воздействий имела большую длительность и устойчивость, то есть он требует более продолжительной вторичной функции.
Без нее не может состояться никакое углубление и никакая абстракция отдельного представления или группы представлений.
Кто всегда становится на сторону конкретного мышления, то есть на сторону представления о фактах, тому абстракция представляется как нечто слабое и шаткое, ибо он измеряет ее прочностью конкретного, чувственно данного факта.
Согласно обиходному пониманию, идея есть не что иное, как абстракция отвлечения из суммы опытов.
Оно, как и всякая абстракция, есть продукт функциональной дифференциации, и потому в нем нет ничего первоначального.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
33. Такие признаки, как временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы) и уровень протекания (осознанность или неосознанность), являются основными характеристиками мышления:
а) теоретического и практического;
б) интуитивного и аналитического;
в) наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического;
г) конвергентного и дивергентного.
34. В склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем проявляется стиль мышления:
а) синтетический;
б) идеалистический;
в) прагматический;
г) аналитический.
35. На систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы ориентирован стиль мышления:
а) реалистический;
б) идеалистический;
в) прагматический;
г) аналитический.
36. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
а) сравнением;
б) анализом;
в) синтезом;
г) абстрагированием.
37. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
а) анализ;
б) синтез;
в) обобщение;
г) классификация.
38. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
а) обобщение;
б) сравнение;
в) классификация;
г) абстрагирование.
39. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
а) анализ;
б) сравнение;
в) классификация;
г) абстракция.
40. Определяет(ют) свободу выбора задач и их решений такое(ие) каче-ство(а) ума, как:
а) самостоятельность;
б) критичность и гибкость;
в) симультанность и широта;
г) глубина.
41. Широта мышления – это его:
а) вид;
б) уровень;
в) форма;
г) качество.
42. Глубина мышления – это его:
а) вид;
б) уровень;
в) форма;
г) качество.
43. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов выражается такое качество мышления, как:
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
44. Умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как:
а) широта;
б) глубина;
в) самостоятельность;
г) гибкость.
45. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как:
а) быстрота;
б) гибкость;
в) самостоятельность;
г) широта.
46. Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые удалось учесть с самого начала, признается как такое качество мышления:
а) гибкость;
б) самостоятельность;
в) широта;
г) глубина.
47. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность являются существенными характеристиками мышления:
а) понятийного;
б) наглядно-действенного;
в) практического;
г) наглядно-образного.
48. Основные формы мышления рассматривает:
а) философия;
б) формальная логика;
в) педагогика;
г) психология.
49. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:
а) понятием;
б) суждением;
в) умозаключением;
г) рассуждением.
50. Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность:
а) к обобщению;
б) к моделированию;
в) к умозаключению;
г) к сравнению.
51. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, – это:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение;
г) силлогизм.
52. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) понятием;
г) суждением.
53. Дедуктивное рассуждение называется:
а) обоснованием;
б) умозаключением;
в) понятием;
г) суждением.
54. Индуктивное рассуждение является:
а) обоснованием;
б) умозаключением;
в) понятием;
г) суждением.
55. Теоретическое мышление как оперирование знаниями не выражается:
а) в понятиях;
б) в суждениях;
в) в умозаключениях;
г) в ассоциации.
56. Рефлексивно-личностная регуляция содержательного плана мышления может не протекать на уровне:
а) осознанном;
б) неосознанном;
в) интуитивном;
г) физиологическом.
57. “Мозговой штурм” как метод активизации мыслительного процесса был разработан:
а) Н.А. Бернштейном;
б) У. Гордоном;
в) А. Осборном;
г) Дж. Гилфордом.
58. Синектика как метод активизации мыслительного процесса была предложена:
а) Дж. Гилфордом;
б) У. Гордоном;
в) А. Осборном;
г) Г. Айзенком.
59. По Б.В. Зейгарник, нарушение критичности мышления относится к группе нарушений:
а) операциональной стороны мышления;
б) личностного и мотивационного компонентов мышления;
в) динамики мыслительной деятельности;
г) регуляции мыслительной деятельности.
60. По Б.В. Зейгарник, снижение уровня обобщения относится к группе нарушений:
а) операциональной стороны мышления;
б) личностного и мотивационного компонентов мышления;
в) динамики мыслительной деятельности;
г) регуляции мыслительной деятельности.
1.7. Воображение
1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:
а) восприятием;
б) мышлением;
в) воображением;
г) вниманием.
2. Механизмом эмпатии как необходимого условия творческого воображения выступает:
а) заражение;
б) идентификация;
в) интроекция;
г) проекция.
3. Воспроизведенный субъектом образ предмета, основывающийся на прошлом опыте этого субъекта и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:
а) ощущением;
б) восприятием;
в) представлением;
г) следовым процессом.
4. Сходство представлений с восприятием характеризуется:
а) яркостью;
б) фрагментарностью;
в) неустойчивостью;
г) модальностью.
5. Представления с идеалистической точки зрения рассматривал:
а) Ж. Ламетри;
б) П. Кабансис;
в) И. Гербарт;
г) Дж. Пристли.
6. Устойчивостью и многообразием отличаются от других представления:
а) зрительные;
б) слуховые;
в) вкусовые;
г) тактильно-кинестетические.
7. Между представлениями разных людей всегда есть различие:
а) только по яркости;
б) только по полноте образа;
в) только по отчетливости;
г) по яркости, полноте и отчетливости.
8. Пассивное и активное воображение различают:
а) по предмету отражения;
б) по форме существования материи;
в) по направленности отражения;
г) по степени психической активности.
9. Основанием классификации воображения на зрительное и слуховое является:
а) ведущий анализатор;
б) предмет отражения;
в) форма существования материи;
г) активность субъекта.
10. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи воображение:
а) активное;
б) воссоздающее;
в) антиципирующее;
г) творческое.
11. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать:
а) пластичным;
б) подвижным;
в) оригинальным;
г) репродуктивным.
12. Феномен эмоционального предвосхищения исследовал:
а) Н.А. Бернштейн;
б) В.П. Зинченко;
в) А.В. Запорожец;
г) С.Л. Рубинштейн.
13. Феномен продуктивного восприятия изучал:
а) А.Р. Лурия;
б) Л.С. Выготский;
в) С.Л. Рубинштейн;
г) В.П. Зинченко.
14. Воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, характеризует:
а) восприятие;
б) ощущение;
в) репрезентативное воображение;
г) узнавание.
15. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:
а) мечта;
б) грезы;
в) утопия;
г) фантазия.
16. Мечта – это такая характеристика воображения, как:
а) вид;
б) форма;
в) способ;
г) механизм.
17. Субъективная оценка длительности отдельных отрезков времени не зависит:
а) от разнообразия заполняющих их переживаний;
б) от характера заполняющих их переживаний;
в) от сопутствующего им эмоционального переживания;
г) от уровня интеллекта детей.
18. То, что впечатления или образы, имеющие эмоциональный язык, имеют тенденцию к объединению, утверждает закон:
а) общего эмоционального знака;
б) эмоциональной реальности;
в) Вебера – Фехнера;
г) Йеркса – Додсона.
Источник
Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов:
1. смыслового – это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
2. образно-предметного – это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
Примеры:
Правосудие — Фемида (женщина с весами)
Белый голубь — мир во всем мире
Разорванные цепи – свобода
Аллитерация — повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
К.Д.Бальмонт
Антитеза — стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:
Я царь – я раб, я червь – я бог!
Г.Р.Державин
Герой лирический — образ поэта (его лирическое “Я”), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о герое лирическом носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.
Гипербола — средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.
Примеры:
И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)
Гротеск — причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
В разговоре слово гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких, как маски на карнавале или гаргульи на соборах.
Завязка — событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения.
Ирония — вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны.
Коллизия — порождающее конфликт, лежащее в основе действия литературного произведения противоречия между характерами героев этого произведения, либо между характерами и обстоятельствами, столкновения которых и составляют сюжет сочинения.
Кульминация — в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.
Лейтмотив — выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя.
Литота — это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.
Примеры:
Лошадь величиной с кошку
Жизнь человека — один миг
Мальчик с пальчик
Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафора повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.
Пример:
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Если рассуждать объективно, ель не может «родиться» — она вырастает из семян. Но с помощью метафоры, сравнивающей елочку с ребенком, создается яркий, запоминающийся образ, понятный даже маленьким детям.
Неологизмы — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).
Оксюморон, или оксиморон — фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления: горячий снег, скупой рыцарь, пышное природы увяданье.
Олицетворение — изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
О чем ты воешь, ветер ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Ф.И.Тютчев
Пафос — высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.
Парадокс — в литературе – прием утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством.
Перифраз — использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.
Плеоназм — неоправданное многословие, употребление слов, излишних для выражения мысли. В нормативной стилистике Плеоназм рассматривается как речевая ошибка. В языке художественной литературы – как стилистическая фигура прибавления, служащая усилению экспрессивных качеств речи.
“Елисей не имел аппетита к питанию”;
“какой-то скучный мужик… лег… между покойными и лично умер”;
“Козлов продолжал лежать умолкшим образом, будучи убитым” (А.Платонов).
Предисловие — статья, предваряющая литературное произведение, написанная либо самим автором, либо критиком или литературоведом. В предисловии могут быть даны и краткие сведения о писателе, и некоторые пояснения об истории создания произведения, предложено истолкование замысла автора.
Развязка — завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.
Реминисценция — использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено.
М.Лермонтов – «Город пышный, город бедный» (о Санкт-Петербурге)
У Ф.Глинки «Город чудный, город древний» (о Москве).
Рефрен — повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях – припев).
…Нам в бой идти приказано:
“Да здравствует свобода!”
Свобода! Чья? Не сказано.
А только – не народа.
Нам в бой идти приказано –
“Союзных ради наций”,
А главного не сказано:
Чьих ради ассигнаций?
Д.Бедный
Сарказм — едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях.
Сатира — разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.
Синекдоха — стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное.
Примеры:
«родной кров» или «родной очаг» вместо «родной дом»
«парус» вместо «лодка»
«волна» или «волны» вместо «море»
Тавтология — повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов.
Все мое, сказало злато,
Все мое сказал булат.
А.С.Пушкин.
Трагедия — вид драмы, возникшей из древнегреческого обрядового дифирамба в честь покровителя виноградарства и вина бога Диониса, представлявшегося в виде козла, потом – подобием сатира с рожками и бородой.
Трагикомедия — драма, сочетающая в себе черты и трагедии, и комедии, отражающая относительность наших определений явлений действительности.
Тропы — слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности речи. В основе любого тропа – сопоставление предметов и явлений.
Фабула — череда событий, служащих основой литературного произведения. Нередко фабула обозначает то же, что и сюжет, различия между ними настолько условны, что ряд литературоведов считают фабулой то, что другие считают сюжетом, и наоборот.
Эзопов язык — различные способы иносказательно выразить ту или иную мысль, которую прямо высказать нельзя, например, из-за цензуры.
Экспозиция — непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
Экспрессия — подчеркнутая выразительность чего-либо. Для достижения экспрессии применяются необычные художественные средства.
Элегия — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
Эллипсис — стилистическая фигура, пропуск слова, значение которого легко восстановить из контекста. Содержательная функция эллипсиса – в создании эффекта лирической “недоговоренности”, нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи.
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
М.Цветаева
Эпиграмма — краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Эпиграф — выражение, предпосланное автором своему произведению или части его. Эпиграф обычно выражает суть творческого замысла автора произведения.
Эпилог — заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления.
Эпитет — художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, Аи…
А.А.Блок
Источник