Вред и польза пищевых добавок для здоровья школьников
Елена Дракина
Исследовательская работа «Пищевые добавки и здоровье»
Исследовательская работа
Тема
«Пищевые добавки и здоровье»
Автор: Дракина Алена Алексеевна
.
Оглавление
1. Введение …. 3
2. Основная часть….….5
2.1. Что такое пищевые добавки…. 5
2.2. Вредные пищевые добавки, продукты их содержащие…. 6
3. Результаты исследований…. 7
3.1. Исследование состава продуктов питания…. 7
3.2. Опыты. 8
3.3. Опрос среди детей группы № 6.…. 9
3.4. Заключение…. …11
4. Список используемой литературы…. ….…12
5. Приложение №1 Таблица ….…13
6. Приложение №2-7 Фото…14
7. Приложение №8 Памятка…16
В еде не будь до всякой пищи падок
Знай точно место, время и порядок.
Питайся, если голод ощутил.
Еда нужна для поддержания сил.
Авиценна
1. Введение
Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.Как в известной притче: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Ко-гда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недо-уменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот,Насреддин отве-тил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».
В настоящее время в наших магазинах множество продуктов, которые уже готовы к употреблению (чипсы, газированная вода, сухарики). Я заметила, что и мои сверстники часто употребляют эти продукты.
Каждый раз, когда я прошу маму купить чипсы, она говорит, что это вредно для детского организма.Мне стало интересно: почему вредно?Что такое содержат любимые мною продукты: чипсы, сухарики и газированная вода.
Актуальность исследования заключается еще и в том, что мы, дети, употребляем еду, не имея представления о её влиянии на организм.
Цель работы: изучение влияния пищевых добавок в продуктах на организм человека.
Объект: пищевые продукты, наиболее часто употребляемые детьми (чипсы, сухарики, га-зированная вода).
Предмет исследований: состав, указанный на упаковках.
Задачи:
собрать, изучить и проанализировать имеющуюся литературу по теме;
определить типы пищевых добавок;
выяснить наличие пищевых добавок в различных продуктах питания;
выявить, как некоторые пищевые добавки влияют на организм человека;
узнать, знают ли мои сверстники о полезных и вредных пищевых добавках.
Методы:
анализ информации, содержащейся в различных источниках (справочная ли-тература, Интернет);
наблюдение и анкетирование детей;
анализ состава продуктов питания, указанного на этикетках.
Гипотеза: продукты, содержащие пищевые добавки являются вредными для здоровья.
Ход исследования:
найти и проанализировать имеющуюся литературу по теме;
изучить состав наиболее популярных продуктов;
опрос среди детей;
составить рекомендации для желающих правильно питаться.
2. Основная часть
2. 1. Что такое пищевые добавки
Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества.
Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные на-звания и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками» (см. приложение1).
Пищевые добавки – это вещества химического происхождения, которые добавляются в пи-щевые продукты, чтобы улучшить вкус, изменить цвет, увеличить питательную ценность и замед-лить порчу продукта.
Между тем пищевые добавки вовсе не новое изобретение. Ещё в древности человек исполь-зовал соль, сахар.
Индекс “Е” ввели в свое время для удобства. За каждой пищевой добавкой стоит длинное химическое наименование, которое трудно уместить на маленькой этикетке, а код Е выглядит одинаково на всех языках и не занимает много места в перечислении состава продукта.
В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов,которые стали не-отъемлемой частью нашего питания: чипсы и сухарики. Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса (Е 621).
Современный человек не может полностью избежать употребления пищевых добавок. Рос-сийскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Вот почему так важно знать, какие пищевые добавки со-держаться в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта, и мы должны знать, какие вещества употребляем. Конеч-но, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, потому что это означает перейти на «подножный корм», как в доисторические времена.
2.2. Вредные пищевые добавки и продукты их содержащие
Запрещённые добавки — это добавки, по которым доказано, что их действие приносит вред здоровью.
Наиболее вредными можно считать консерванты и антиокислители. Консерванты и стабилизаторы действуют сродни антибиотикам. Много вредных добавок среди красителей, потому как сами красители по большей части являются 100% синтетическими веществами.
Стабилизаторы по большей части являются веществами растительного или животного происхождения,например: Е406 – Агар-агар (продукт, получаемый из морских водорослей и схожий по действию с желатином).Но всё же большая часть стабилизаторов это вещества хоть и имеющие природную основу, но химически «доработанные».[1]
Большинство производителей, добавляя в производимые ими продукты пищевые добавки, не указывают их вообще или указывают название веществ, из которых они состоят, которые не понятны для большинства людей. Люди ошибочно считают, что эта вода полезна в жаркую погоду ее стараются пить больше. Некоторые взрослые дают малышам газированные напитки, не предполагая, какими плачевными последствиями для него это может обернуться. Газированная вода не уваляет жажду. А это значит – чем больше пьешь такую воду, тем больше хочется пить.
Обычная сладкая газированная вода не содержит, ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных и полезных растущему организму.
Чипсы – это гениальный продукт. Это когда одна картошка продается по цене килограмма. Для того чтобы картошка хрустела, и чтобы она не портилась и была вкусная, в нее добавлено ог-ромное количество веществ, и в том числе, глутомат натрия (Е621, то есть усилитель вкуса. Зна-чит, ребенок уже никогда не будет есть нормальную картошку, он будет все время просить кар-тошку с усилителем вкуса. [5]
С 2007 года Российское министерство здравоохранение запретило продавать сухарики и чипсы в школьных столовых, потому что количество заболеваний желудочно-кишечного тракта среди школьников растет в геометрической прогрессии. Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных пищевых добавок (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Бывают даже фруктовые чипсы со вкусами и запахами ананаса, яблока, банана. Есть даже чипсы со вкусом мобильного телефона. Интересно, какие «специи» для этого применяют? Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков. [3]
Чрезмерное увлечение чипсами и сухариками может спровоцировать развитие избыточной массы тела у дошкольников, а также ожирение в старшем возрасте.
Известен факт, что чипсы, а точнее специи, содержащиеся в них, раздражали слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.
Что же входит в состав почти всех чипсов и сухариков?
3. Результаты исследований
3.1. Исследование состава продуктов питания
Прежде чем начать исследования, я пошла в магазин, выбрала чипсы, сухарики и газирован-ную воду (см. приложение 2). Затем по названию пищевых добавок определила с учителем коды и их воздействие на организм, при этом мы воспользовались дополнительной литературой и интернетом. (см. приложение 3)
Пользуясь информацией, представленной на этикетках, мы исследовали пищевые добавки, используемые при производстве чипсов и газированной воды. Результаты приведены в таблице (ниже)
Название
продукта Где производится (страна, город, за-вод) Пищевые
добавки Опасное воз-действие на орга-низм
Coca-cola The Coca-cola Company ООО ” Ко-ка кола Эйч Би Си Евразия г. Нижний-Новгород
Диоксид углерода, Е290
Краситель (сахарный колер (Е150)
Регулятор кислот-ности
Ортофосфорная ки-слота (Е338) Безопасный
Подозрительный
Канцерогенный, по-вышает холестерин
Чипсы “Lays”Служба по-требителя: ООО “Фрито Лей Ману-фактуринг”, Россия Московская обл., г. Кашира. Идентичный нату-ральному ароматиза-тор, порошок молоч-ной сыворотки.
Усилитель вкуса и аромата:
глутомат натрия (Е621,
гуанилат натрия (Е627,
инозинат натрия (Е631)
Подсластитель Аспартам (Е951) Вызывает кишечные расстройства
То же самое
То же самое
Огромное ко-личество побочных эффектов
Так же мы выяснили, что производители заменяют «ешки» другими названиями, но состав продукта не меняется (Е951, Е 338, Е 211)
Вывод: данное исследование показало, перечисленные продукты содержат пищевые до-бавки (Е330, Е338, Е211, которые являются вредными.
3.2. Опыты
Мы решили провести небольшие опыты с целью изучения полезности таких продуктов питания, как чипсы и кока-кола.
Опыт 1.
Взяли ржавую монету. Опустили её в «Кока-колу». Оставили на 2 дня, а когда достали мо-нету, то увидели, что ржавчину отмыло. (см. приложение 4)
Вывод: в «Кока-коле» содержатся вредные вещества, способные разъесть ржавчину.
Опыт 2.
Налили в прозрачный стакан газ. воду. Через несколько минут перелили ее в другой. На стенках первого стакана осталась краска. (см. приложение 5)
Вывод: в напитке содержатся искусственные красители вредные для нашего организма. Краска, которая осталась на стенках стакана остается на стенках желудка. Это приводит к различ-ным заболеваниям.
Опыт 3.
Взяли 2 тарелочки. В одну положили картофель вареный, в другую – чипсы. Предложили попробовать на выбор моему коту. Кот выбрал картофель. К чипсам подошел, понюхал их, но есть не стал (см. приложение 6).
Вывод: животные отдают предпочтение натуральным продуктам.
Опыт 4.
Взяли чипсы. Одну из них подожгли. Продукт начал гореть ярким пламенем. При горении мы почувствовали запах пластмассы. (см. приложение 7)
Вывод: В чипсах содержатся химические примеси и большое количество масла.
3.3. Опрос среди детей группы № 6.
Мы провели опрос детей группы № 6 с целью выявления отношения их к нижеперечислен-ным продуктам.
В ходе исследованиябыли заданы такие вопросы:
1) Как часто вы употребляете чипсы, сухарики и газированную воду?
2) Как часто вы употребляете газированную воду Сока-кола?
Результаты опроса приведены в таблице №1,2 и диаграмме №1,2
Таблица 1.
Как часто употребляете чипсы, сухарики, продукты быстрого приготовления? Количество
детей
Группа Варианты
Каждый день Раз в не-делю Крайне редко
6 10 5 4 19
Диаграмма 1.
Таблица 2.
Как часто употребляете напитки Coca- cola и др.? Количество
детей
Группа Варианты
Каждый день Раз в не-делю Крайне редко
6 14 3 2 19
Диаграмма 2.
Таким образом, мы выяснили, что большинство детей неправильно питаются, тем самым подвергают риску свое здоровье.
Для того чтобы рассказать им о вреде изученных нами продуктов питания, Елена Анатоль-евна провела беседу, на котором я поделилась с ребятами результатами своего исследования. Мы подготовили рекомендации специалистов для желающих правильно питаться (см. приложение 8).
4. Заключение
Проведя это исследование я узнала очень много нового и полезного. Среди пищевых доба-вок выделяются неопасные, вредные и опасные. Пищевые добавки можно считать вполне безопасными. Часть добавок действительно вредна, но на практике их не запрещают. Употребление их нежелательно!
Гипотеза подтвердилась частично.
Необходимо употреблять в пищу больше овощей, фруктов и ягод!
Это залог нашего здоровья!
Мы планируем продолжить начатую работу и исследовать состав таких продуктов, как кол-баса и конфеты.
4. Список используемой литературы
1. Блинова Е. Г. Рациональное питание и оценка пищевого статуса организма. – Омск, 1998 – с. 3 – 9.
2. Величковский Б. Т., Кирпичёв В. И., Суравегина И. Т. – Здоровье человека и окружаю-щая среда. М.: «Новая школа», 1997 – с. 156 – 159, 185 – 188.
3. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Под редакцией зам. министра РФ по делам ГО и ЧС Кириллова Г. Н.- Новосибирск: ЗАО «Изд-во НЦ ЭНАС», 2004.
4. Чистых Б. «Еда из пробирки». – «ГЕО», № 2, февраль 2004 – с. 124 – 134.
5. Чумаков Б. Н. Валеология (курс лекций). – Педагогическое общество России. М.: 1999 – с. 326 – 331.
6. Экология в таблицах (справочное пособие). Авторы-составители Хабарова Е. И., Па-нова С. А. – М.: «Дрофа», 2001 – с. 113 – 114.
7. Юрасова Т. Добавочные страсти. – «Еда-life», июль 2007.
8.Интернет:
https://supercook.ru/1-spe.html;
https://immunologia.ru/1-spe.html;
https:// www.butakova.ru;
https://www.edobavkam.net/;
https://nmn.by/news/530.html;
https://saratov.rfn.ru/rnews.html?id=25913&cid=7;
https://www.578.ru/pregnancy_press/12_k/2005/016.htm.
Приложение 1.
Таблица «Пищевые добавки, оказывающие влияние
на здоровье человека»
Сомнительные Е 104, 122, 141, 150, 151, 161, 171, 173, 240, 241, 477
Вызывают сыпь Е 311, 312
Разрушают витамины Е 220, 200 (разрушает витамин В12)
Вызывают раздражение кишечного тракта Е 220, 221, 223, 224
Нарушают пищеваре-ние Е 221, 224, 226, 338, 339, 340, 341, 407, 450, 453, 455, 456, 461, 462, 463, 465, 466
Нарушают функции кожи Е 230, 231, 232, 233
Способствуют увеличе-нию содержания холесте-рина в крови Е 320, 321
Противопоказаны при гипертонии Е 250, 251, 252
Канцерогены Е 131, 142, 210, 215, 239, 271, 330 (211, 213, 214, 217, 245, 246)
Опасны Е 102, 110, 124, 127, 160А, 450А
Очень опасен Е 123
Запрещены Е 103, 105, 106, 111, 120, 125, 126, 130, 152
[8]
Приложение 2. В магазине.
Приложение 3. Поиск информации.
Приложение 4. Опыт с монетой.
Монета до опыта Ржавчина на тряпочке от монеты Монета после опыта
Приложение 5. Опыт с газированной водой
Рассматриваем этикетку Проверяем осадок краски от кока-колы на стенках пробирки
Приложение 6. Опыт с чипсами и котом.
Приложение 7.
Горят чипсы.
Приложение 8.
Памятка от специалистов.
Специалисты советуют:
1. Внимательно читайте этикетки, знайте расшифровку кодов и не берите пример с то-ропливых покупателей, хватающих все подряд.
2. Не покупайте продукты с неестественно яркой, кричащей окраской. Скорее всего, в них повышенное содержание красителей.
3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
4. Выбирайте свежие сырые овощи и фрукты, но помните, что импортные фрукты и овощи обрабатывают специальными веществами для придания блеска и лучшей сохранности.
5. Чем меньше список ингредиентов в готовых продуктах, тем меньше добавок. Продукты с изысканным, пикантным вкусом, скорее всего, содержат различные добавки.
6. Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами.
7. Не перекусывайте чипсами, готовыми завтраками, супами из пакетика.
Источник
Слайд 1
Тема: «Влияние пищевых добавок на здоровье школьника ». Выполнил: Солончук Валерий Викторович у ченик 11 класса МБОУ СОШ п. Вахрушев Руководитель: Клинкова Н.В. у читель физики МБОУ СОШ п. Вахрушев 2014 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа п. Вахрушев имени И.П. Фархутдинова»
Слайд 2
Содержание: Введение : Важность и необходимость выбранной темы. Основная часть 1. Пищевые добавки 1.1 Роль пищевых добавок 1.2 Индексы пищевых добавок 2. Практическое исследование . 2.1 Анкетирование учащихся с целью выявления частого употребления школьниками продуктов питания, заменяющих второй завтрак . 2.2 Сбор материала о наличии пищевых добавок в продуктах питания . 2.3 Исследование и классификация продуктов питания по степени вредности 2.4 Классификация пищевых добавок по степени вредности Рекомендации Заключение Список литературы
Слайд 3
Актуальность работы Сотни, тысячи тонн мяса, молока, зерна, круп, овощей, фруктов ежедневно перерабатываются на предприятиях пищевой промышленности. И на каждом этапе производство ставит свои, вполне определенные условия, а выполняют их конкретные вещества, пищевые добавки . Они улучшают качество сырья и конечного продукта, сроки и условия хранения, упрощают различные производственные процессы. Как же в такой ситуации обезопасить школьников? Что нужно знать каждому, кто идет в магазин за продуктами? Каким продуктам питания отдавать предпочтение, а о каких забыть навсегда? Объект исследования – вредные пищевые добавки. Предмет – вредные пищевые добавки, как компонент продуктов питания школьников .
Слайд 4
Цель работы : исследовать продукты питания школьников на наличие в них опасных пищевых добавок. Задачи: установить, какие пищевые добавки являются вредными, и выявить их опасное воздействие на организм школьника; собрать материал о наличии пищевых добавок в продуктах питания; исследовать и классифицировать продукты питания на наличие в них опасных пищевых добавок; сделать выводы о продуктах питания, употребляемых школьниками; разработать памятку «Вредные пищевые добавки»
Слайд 5
Роль пищевых добавок Пищевые добавки —химические вещества и природные соединения, преднамеренно добавляемые в пищевой продукт на различных этапах производства, хранения, транспортировки с целью получения или облегчения производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида или намеренного изменения свойств.
Слайд 6
Индексы пищевых добавок Е100 – Е182 Красители. Е200 – Е299 Консерванты. Е300 – Е399 Антиокислители. Е400 – Е499 Стабилизаторы. Загустители. Е500 – Е599 Эмульгаторы. Е600 – Е699 Усилители вкуса и запаха. Е700 – Е899 Зарезервированные номера. E900 – E999 Пеногасители . Е1000 и далее – газирующие агенты, подсластители, крахмалы.
Слайд 7
Анализ теоретических источников показал, что производители используют пищевые добавки для увеличения срока годности и улучшения внешнего вида продукта. Пищевые добавки делятся на: запрещенные , вредные, допустимые . Пищевые добавки, запрещенные к использованию на территории России: Е-121 – краситель цитрусовый Е-123 – красный краситель амарант; Е-240 – консервант формальдегид; Е-924а – улучшитель муки и хлеба; Е-9246 – улучшитель муки и хлеба.
Слайд 8
Продукты питания, часто употребляемые школьниками
Слайд 9
Пищевые добавки, обнаруженные в продуктах питания Продукты Е100-182: 100,120,141,160,102,129, 133,171,104,122,124,110 Конфеты « Эмемдемс », жевательная резинка «Ассорти», « Фруша », «О rbit ». Е200-Е299: 202,211, 290,296 « Воронцовские сухарики», «Кириешки», « Милкис », газированная вода «Буратино», «Тархун» Е300-Е399: 330,320,322,338, 341 « Воронцовские сухарики», «Кириешки», « Милкис », жевательная резинка «Ассорти», «Кока кола» Е400-Е499: 420,422,421,414,465,476 Жевательная резинка «Ассорти», «О rbit », батончик « Nesguik », « Nuts », « KitKat » Е500-Е599 : 503,551,555 «Кириешки», «О rbit », « Chocópie » Е600-Е699: 621,627,631 « Воронцовские сухарики», чипсы « Читос » E900 – E999 : 903,950,951,965 «О rbit », «Буратино», «Тархун» Е1000 и далее: 1422, 1442 Йогурт « Fruttis » Результат исследования продуктов на наличие пищевых добавок
Слайд 10
К первой группе мы отнесли различные газированные напитки отечественного и импортного производства: «Буратино», «Крем-сода», « Pepsi », «Кока-кола», « Милкис », «Тархун», « Sprite ». Кока-кола содержит пищевую добавку Е-338 ортофосфорную кислоту в таких концентрациях, что за несколько часов способна удалить ржавчину с гвоздя. Сладкая газировка содержит вредные добавки. Это бензоат натрия (Е-211). При увеличенных дозах является сильным канцерогеном. Также газировки содержат аспартам (Е – 951) — искусственный подсластитель . Не рекомендован в странах Евросоюза детям. Накопление в организме этой добавки приводит к развитию маниакальной депрессии, злобы, насилия, приступов паники, приводит к снижению интеллекта вплоть до дебилизма .
Слайд 11
Ко второй группе по степени вредности мы отнесли чипсы, кириешки , сухарики, которые пользуются популярностью среди школьников . В сочетании с огромным количеством жира, ароматизаторами и вкусовыми добавками чипсы становятся настоящей угрозой для желудка школьника. В « Воронцовских сухариках», « Кириешках » присутствует глютамат натрия (Е-621) пищевая добавка, предназначенная для усиления вкусовых ощущений. При частом употреблении возможна постепенная утрата вкусовых ощущений из-за постепенного атрофирования вкусовых рецепторов. В последнее время участились случаи аллергии на глутамат натрия в пищевых продуктах, он неблагоприятно влияет на сетчатку глаза и может способствовать ухудшению зрения.
Слайд 12
К третьей группе мы отнесли жевательные резинки. Самая дешевая жевательная резинка «Ассорти», « Фруша » содержит опасную добавку Е-129, добавку Е-330, вызывающую рак в больших концентрациях, краситель Е-102, который может приводить к приступам астмы. Проанализировали состав наиболее популярных жевательных резинок ( Orbit , Dirol , Stimorol ) и выявили только в “ Orbit ” 16 пищевых добавок, из них 6 относятся к вредным (это в основном красители), вызывают расстройство кишечника, аллергию, тошноту, могут вызвать заболевания печени .
Слайд 13
К 4 группе отнесена леденцовая карамель: « Чупа-чупс », «Монпансье» и др. Леденцовая карамель содержит большое разнообразие пищевых добавок, красителей, являющихся опасными. Кроме того, в ней высокое содержание консервантов и антиокислителей. В 5 группу мы поместили печенье в упаковке. Вредные пищевые добавки были обнаружены в печенье « Чокопай » – Е-503, Е-341, вызывающие расстройство желудка.
Слайд 14
К 6 группе мы отнесли шоколадные изделия особо опасными оказались конфеты « M & M ` s » , так как они содержат опасные красители, которые могут вызывать приступы астмы, аллергию, тошноту . батончики « Nesqik ”, “ Nuts ”, , “ KitKat ” оказались самыми безопасными. В них содержится добавка Е-476 – лецитин животного происхождения. Производители шоколада начали добавлять Е-476 для того, чтобы сэкономить дорогое масло какао-бобов, и получать такой же текучий шоколад, как и тот, в котором какао-бобов много. Добавка разрешена в РФ и в других странах, но разговоры о её вреде ведутся постоянно. Испытания на животных, например, выявили проблемы с печенью .
Слайд 15
Классификация продуктов по степени вредности I I I I I I I V V V I
Слайд 16
Классификация вредных пищевых добавок Опасные Е-102, Е-110, Е-120, Е-129, Е- 503 Канцерогены Е-124, Е-211, Е-330 Расстройство желудка Е-320, Е-338, Е-341, Е-465 Кожные заболевания Е-320, Е-951 Расстройство кишечника Е-627, Е-631 Подозрительные Е-100, Е-104, Е-122, Е-141, Е-171
Слайд 17
Вывод: В процессе нашего исследования я выяснил, что: С одной стороны, использование пищевых биодобавки в какой-то мере необходимо. Например: для увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры продукта, усиление вкуса. Но с другой стороны, необходимо помнить какие пищевые биодобавками можно пользовать для приготовления продуктов питания, так как многие их них могут оказывать большой вред на здоровье людей , а тем более на растущий организм подростка. Решите, так ли необходимо употреблять продукты, в состав которых входит много пищевых биодобавок, можно ли каждый день использовать их в домашнем питании. Теперь положите на весы аргументы “против” и аргументы “за”, надеюсь на ваш правильный выбор. Питайтесь правильно и будьте здоровы!!!
Слайд 18
Рекомендации: Внимательней читайте надписи на этикетках. Используйте для приготовления пищи натуральные продукты и специи Употребляйте экологически чистые продукты – свежие сырые овощи, фрукты и ягоды. Отправляясь в магазин, не поленитесь взять с собой список пищевых добавок «Е» Не покупайте продукты с большим сроком хранения, указанным на этикетке – признак того, что там много консервантов. Не покупайте продукты неизвестных вам производителей, а также слишком яркие, остро и раздражающе пахнущие, с необычным вкусом.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Источник