Внеклассное занятие о пищевых добавках
Конспект занятия – исследования по химии на тему:
«Влияние пищевых добавок на здоровье человека».
Губарь Людмила Михайловна
учитель химии
Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Сосновская основная общеобразовательная школа»
Цели урока.
Образовательные:
Ознакомить с понятием «пищевые добавки». Рассмотреть основные их виды.
Исследовать состав некоторых продуктов питания на содержание вредных пищевых добавок.
Способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету, используя исследовательскую работу, средства информационных технологий.
Способствовать развитию практических умений и исследовательских навыков при выполнении лабораторных работ.
Развивающие:
Развитие умений и навыков самостоятельно работать с литературой, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
Формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной.
Воспитательные:
Привитие гигиенических норм труда.
Воспитание уважения чужого мнения, способности работать в группе.
Формирование здорового образа жизни.
Воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к химии.
Ход урока.
Дорогие ребята, сегодня у нас не обычное занятие, а настоящая исследовательская работа, тема которой «Влияние пищевых добавок на здоровье человека».
Ещё Гиппократ сказал, что человек рождается здоровым, а все болезни приходят через рот с пищей».
Мы, действительно, чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, тем к чему привыкли, или тем, что быстрее можно приготовить.
Через некоторое время организм начинает реагировать на такое неуважение к нему различными заболеваниями.
И так! Что бы пища была вкусной, человек много веков использует такие пищевые добавки как соль, перец, гвоздика, корица и др. Однако широкое их использование началось в конце ХIХ века и было связано с ростом населения, концентрацией его в городах, необходимостью совершенствования традиционных пищевых технологий, достижениями химии, созданием продуктов «специального назначения».
В современной пищевой промышленности применяется большая группа веществ, объединяемая общим термином «пищевые добавки». Под этим понятием чаще всего в литературе подразумевают группу соединений природного или искусственного происхождения, использование которых необходимо для усовершенствования технологии, получения продуктов «спецназначения» (диетических, например), сохранения требуемых или придания новых свойств, повышения стабильности или улучшения орголептических свойств пищевых веществ.
Использование пищевых добавок предусматривается для улучшения качества продуктов, но не для сокрытия пороков, порчи их.
Санитарным законодательством разрешается использовать только относительно безвредные вещества в концентрациях, безопасных для человека.
Им же рекомендовано исключить пищевые добавки к продуктам питания грудных детей.
Давайте рассмотрим, на какие группы подразделяются пищевые добавки и какое влияние оказывают на организм человека.
Таблица №1.
Определение пищевых добавок в продуктах питания.
1. для восстановления
природного цвета,
утраченного в процессе
обработки и хранения.
2. для окрашивания
бесцветных продуктов.
3. для повышения
интенсивности цвета.
4. Применяется при
подделке продуктов
Среди синтетических красителей практически нет безопасных.
Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131 – 142, 153).
Запрещённые Е 102. 110, 120, 123, 124, 127, 155
Е 2** – консерванты
для увеличения срока годности,
предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием
микро-
организмов
Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота — аллерген. Ракообразующие: Е210, 211—217, 219.
Вредные для кожи:
Е230—232, 238.
Вызывают расстройство
кишечника: Е221, 226.
Влияют на давление:
Е250, 251.
Опасные: Е201, 222—224, 233, 270
Е 3** – антиокислители
1. Защищают жиросодержащие
продукты от
прогоркания.
2. Останавливают самоокисление
продуктов
Вызывают сыпь:
Е311—313.
Вызывают расстройство
Кишечника: Е338—341.
Повышают холестерин
Е320—322
Е 4** – загустители
1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улуч-шают и сохраняют их структуру.
2. Используется в произ-водстве мороженого, же-ле, консервов и майонеза
Впитывают вещества независимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными.
Вызывают расстройство кишечника: Е—407, 450, 462, 465, 466
Е 5** – эмульгаторы
Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость.
Используется в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, кондитерских и хлебобулочных изделиях.
Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохому усвоению кальция, развитию остеопороза.
Опасные: Е501—503, 510, 513, 527, 560
Е 6** – усилители вкуса
1. Для усиления выраженного вкуса и аромата.
2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому
3. Смягчают резкий вкус
уксусной кислоты и остро-
ту в майонезе.
4. Подсластители
Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, сердце-биение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его несколько лет
Глутаминовая кислота превращается в аминомасляную, которая является возбудителем ЦНС.
Ракообразующие:
Е626—63О, 635.
Опасные: Е620, 636, 637
В качестве пищевых добавок в сети государственного производства продуктов максимально используются натуральные вещества. Довольно широкое распространение получило применение красителей для подкрашивания кремовых кондитерских изделий, напитков и других продуктов используются соки или экстракты свеклы, моркови, винограда, черноплодной рябины, шиповника. Все красители допускаются к применению после длительных исследований, дозировка их строго контролируется.
Для ароматизации пищевых продуктов используются натуральные экстракты, настои, плодово-ягодные соки, некоторые вина, коньяки. Синтетические эссенции применяются для ограниченного наименования (ассортимента) продуктов при строгом дозировании их.
Антиокислители (антиоксиданты) используются, главным образом, для жиров и продуктов с большим содержанием жира с целью предотвращения их порчи. Наиболее широкое применение для этой цели получили аскорбиновая кислота, токоферолы (витамин Е).
Искусственные сладкие вещества используются при изготовлении диетических продуктов для больных диабетом, ожирением и другими болезнями обмена веществ.
Широкое применение для этой цели получили ксилит и сорбит. Несмотря на то, что эти вещества включаются в обмен веществ по углеводной схеме, они не вызывают значительного повышения содержания сахара в крови. длительное применение этих продуктов не выявило их негативного действия на организм.
В последние 10—15 лет довольно широкое распространение получил аспартам — препарат, синтезированный в США в 1965 г. и рекомендованный к употреблению в 1975—80 гг. Экспериментальные исследования, проведенные в институте питания АМИ СССР в 1989 году дали положительную оценку аспартаму фирмы «Нутрасвит». Был налажен выпуск этого препарата под названием «Сластилин». В то же время в США появились сообщения о негативном влиянии аспартама на состояние здоровья. В настоящее время очень много новых, в том числе искусственных, подсластителей поступает из-за рубежа. Использование их может быть допущено только при наличии сертификата и соответствии их действующим санитарным требованиям.
А сейчас переходим к практической части нашего занятия и определим цель нашей работы: выявить содержание пищевых добавок в продуктах питания и определить их потенциальную опасность для здоровья человека.
Каждой группе выдано по 2 образца исследуемого материала. Вам предлагается, используя раздаточные таблицы, выявить содержание пищевых добавок и влияние их на организм.
Кроме этого было подготовлено сообщение о жевательной резинке.
Вторая часть нашей работы посвящена безалкогольным напиткам. Пользуясь таблицей №2 буквенно-цифровых кодов добавок, определить наличие их в предложенных напитках и заполнить таблицу на доске.
Учащиеся делают вывод: какой напиток более безопасный для употребления.
Таблица буквенно-цифровых кодов добавок.
Влияет на артериальное давление.
Е: 233, 310, 311, 312, 907.
Вызывает сыпь.
Е: 131, 142, 153, 210-216, 219, 230, 240, 249, 259, 280-283, 330, 954.
Проявляет канцерогенную активность.
Е: 338-341, 450-454, 461-463, 465, 466.
Вызывает расстройства желудка.
Е: 320, 321.
Повышает уровень холестерина.
Е: 104, 122, 141, 150, 171, 173, 241, 447.
Токсическое действие не подтверждено, но вероятно.
Е: 102, 110, 120, 124, 127, 155,180, 201, 220, 222-224,228, 233, 242, 270 (опасна для детей), 400-405, 501-503, 620, 636, 637.
Опасны по ряду причин.
Е: 123, 510, 513, 527.
Очень опасны по ряду причин.
Е: 151, 160, 231, 232, 239, 951, 1105.
Вызывает кожные заболевания.
Е: 103, 105, 111, 121, 123, 125, 126, 130, 152, 952.
Запрещены к применению.
Среднестатистический россиянин за год выпивает больше 150 литров продукции компании «The Coca cola Сompan», поэтому мы решили более обстоятельно исследовать напиток Coca – Сola Light.
А сейчас вашему вниманию предлагается небольшая анкета:
1. Ваш возраст?
2. Какую воду вы пьете:
а) из-под крана
б) кипяченую
в) родниковая питьевая вода
г) газированная минеральная вода
д) очищенную через фильтр
3. Как часто вы пьете газированные напитки (пепси, спрайт, фанта и т.д.)?
а) каждый день в) раз в месяц
б) раз в неделю г) никогда
4. Как часто вы употребляете чупа-чупсы, чипсы, сухарики, шоколадные батончики (сникерсы и т.д.)
а) каждый день в) раз в месяц
б) раз в неделю г) никогда
5. Как часто едите сосиски, колбасу, покупные пельмени?
а) каждый день в) раз в месяц
б) раз в неделю г) никогда
6. Как часто в вашем рационе свежие овощи и фрукты?
а) каждый день в) раз в месяц
б) раз в неделю г) никогда
7.Имеются ли у вас заболевания желудочно-кишечного тракта, какие?
Выводы по занятию.
Мы ознакомились с разными видами пищевых добавок.
Сделали вывод, что многие из них для организма небезопасны.
Чтобы не нанести вред своему организму, нужно внимательно читать состав продукта на этикетке.
Наши исследования показали, что применение опасных добавок зачастую практикуется отдельными предприятиями в чисто коммерческих целях, то есть для повышения спроса на продукт они изменяют его внешний вид, консистенцию различными красителями, стабилизаторами и другими, нередко синтетическими соединениями. Делая это, они, видимо, не задумываются о здоровье покупателя.
Литература.
Химия: проектная деятельность учащихся. Авт.- сост. Н.В.Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2007.
Биология. 5 – 9 классы: проектная деятельность учащихся. Авт.- сост. Е. А. Якушкина и др. – Волгоград: учитель, 2009.
Технология организации проектной деятельности учащихся в практике работы педагогов Пензенской области. – под ред. Г.Н. Белорыбкина. – ГОУ ДПО «ПИРО», 2008.
Презентация, созданная в редакторе POWER POINT.
Источник
«Что мы едим?
Пищевые добавки и здоровье»
(классный час)
Проблема питания очень актуальна для каждого человека. Второе место у учащихся среди приобретённых заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к засилью нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся многие пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья учащихся.
Бурное развитие пищевой индустрии приводит к засилью нездоровой еды
Задачи: рассказать о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить и объективно оценить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска.
Учитель. Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой часто вкус и запах. Что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? (Предполагаемый ответ: органы чувств)
С помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пищи? (Предполагаемый ответ: с помощью органов зрения, обоняния и вкусовых рецепторов)
Учитель. Прежде всего, по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но сегодня мы живём в период, когда внедряются всё новые и новые пищевые технологии, позволяющие любому продукту придать нужные консистенцию, вкус, запах, обеспечить тот или иной срок хранения.
Вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках. Как они колдуют над котелком с варевом? (Предполагаемый ответ: несколько волшебных порошков, заклинание – и нужный продукт готов.)
Учитель. Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания. Только технологии усовершенствовались и волшебные слова заменяют длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки.
Кстати, знаете ли вы, что такое пищевые добавки? ( Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)
Учитель. Пищевые добавки – это вещества, никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.
Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаёте предпочтение? (Предполагаемый ответ: красиво упакованным в банки или коробки.) А обращаете ли вы внимание на то, какие вещества входят в состав данного продукта? (Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)
Учитель. Зачастую рядом со всем понятными составляющими можно обнаружить сложные названия, загадочные для многих «Е». Что же это такое и можно ли это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Комбинации Е121, Е330 и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Это могут быть консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвет, запах, консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и продуктов питания, их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД) составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.
Как вы думаете, почему? Неужели использование ПД небезопасно для здоровья? А если они вредны, то зачем же в пищевом производстве всё-таки их применяют? Давайте рассмотрим самые распространённые виды пищевых добавок и разберёмся, для чего они нужны.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Пищевые добавки» (см. приложение1) и предлагает обсудить вопросы:
1. В чём плюсы и минусы применения консервантов?
2.Полки магазинов пестрят продуктами всех цветов радуги, привлекая людей радужными напитками и другой красочной едой. Чем же красят продукты питания и насколько это безопасно?
3. Требует ли жертв красота продукта?
4. С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека?
5. Стоит ли стабилизировать и загущать продукты питания?
6. Часто на пакетике с натуральными пряностями , аджикой или карри указан глютамат натрия – усилитель вкуса. А нужно ли усиливать вкус целого букета специй? Не злоупотребляют ли производители, стараясь применять новшества, где надо и не надо? Почему нужно быть осторожным в использовании этой пищевой добавки?
ПРАКТИКУМ
Ребята, работая в группах по 4 -5 человек, проводят обследование этикеток продуктов питания, обращая внимание на графу «содержит».
Оборудование: майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики солёные, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Сникерс»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные).
Примечание. Исследуются продукты от разных производителей.
Результаты исследования учащиеся отражают в таблице (приложение 2).
Проанализировав данные таблицы «Пищевые добавки» (приложение 1), учащиеся получают следующие результаты:
1. Запрещённых, опасных пищевых добавок обнаружено не было.
2. В отдельных видах кетчупа, майонеза, маргарина, мороженого и чипсов были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может отрицательно воздействовать на здоровье человека.
3. Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетических консервантов.
Обобщающие выводы учащихся:
1. Разрешённые в нашей стране пищевые добавки, тщательно изученные и не наносящие вреда здоровью людей, должны быть известны потребителям.
2. Сведения о токсических свойствах пищевых добавок и степени риска необходимо доводить до потребителей через средства массовой информации.
3. В системе профилактических мер по сохранению здоровья населения важной и необходимой мерой является мониторинг продуктов питания на содержание пищевых добавок с индексом «Е».
Учитель (комментирует выводы учащихся). Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами, входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом их употреблении могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые. «Всё есть яд, всё есть лекарство, важна лишь доза,» – сказал когда-то царь Соломон.
Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование их влияния на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, оказывая негативное воздействие на организм. Специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.
Знаете ли вы, чем опасен бензол? (Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызвать рак, заболевание печени, почек, угнетающий процесс кровообращения.)
В заключение учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания (см. приложение 2).
Заключительное слово учителя. Российскими специалистами и представителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Поэтому важно знать, какие именно пищевые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право, зная о том, какие вещества употребляем, самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продукта. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них всё равно невозможно, поскольку это означает перейти на «подножный корм»: что смогли собрать, поймать – сразу приготовили и съели, как в доисторические времена.
Объединённый комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам считает, что они не должны использоваться в случаях, когда возможен отказ от них.
Рекомендации по употреблению продуктов питания
1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
2. Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской.
3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
4. Пейте свежеприготовленные соки.
5. Избегайте подкрашенных газированных напитков.
6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.
7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.
8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов (колбаса, сосиски, тушёнка).
9. В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.
Литература
Исупов В.П. Пищевые добавки и пряности. История, состав и применение. – М.: ГИОРД, 2000.
Семёнова А. Чем красна колбаса? Пищевые красители: «за» и «против» // Сфера, 2005. – №20.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.3.2.1293-03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок».
Приложение 1
Пищевые добавки
Тип добавок | Значение | Пример | Воздействие на организм |
Е1**(красители) | 1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения. 2. Для окрашивания бесцветных продуктов. 3. Для повышения интенсивности цвета. 4. При подделке продуктов. | 1. Натуральные красители, сырьё для них – ягоды, цветы, листья, корнеплоды (например, бета-каротин или краситель из шиповника). 2. Синтетические красители, не имеют вкуса, не содержат витаминов, дают яркие цвета (например, фуксин кислый, индигокармин, родамин С, тартразин) | Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131-142, 153). Запрещены: Е103, 105, 111, 121, 125, 126, 130, 152. Опасны: Е102, 110, 120, 123, 124, 127, 155. |
Е2** (консерванты) | 1. Увеличение срока годности, предотвращения порчи продуктов под действием микроорганизмов. 2. Заготовка продуктов впрок, доставка их в труднодоступные районы. Угнетение роста плесневых грибков, дрожжей, аэробных и анаэробных бактерий. | 1. В домашних условиях – соль, сахар, уксус (они меняют вкус продукта). 2. Промышленные консерванты – сернистая, сорбиновая, бензойная кислоты, сорбит калия, бензоат натрия, соединения серы (практически не модифицируют вкус продукта). 3. Антибиотики-консерванты (для транспортировки мяса и рыбы). | Сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма. Бензойная кислота плохо переносится маленькими детьми. Соединения серы токсичны. Бензоат натрия – аллерген. Антибиотики вызывают нарушениянеобходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни. Канцирогенные ракообразующие: Е210, 211-17, 219. Вредны для кожи: Е230-232, 238. Вызывают расстройства кишечника: Е221, 226. Влияют на давление: Е250, 251. Опасны: Е201, 222-24, 233, 270. |
Е3** (антиокислители) | 1. Защита жиросодержащих продуктов от прогоркания. 2. Остановка самоокисления продуктов. | 1. Природные – аскорбиновая кислота, токоферолы в растительном масле. 2. Синтетические – бутилоксианизол и бутилокситолуол. | Вызывают сыпь: Е311-313. Вызывают расстройство кишечника: Е 338-341. Повышают холестерин в крови: Е320-22. |
Е4** (загустители) | 1. Получение продуктов с нужной консистенцией, улучшение и сохранение их структуры. 2. Использование в производстве мороженого, желе, консервов, майонеза. | 1. Натуральные – желатин, крахиал, пектин, агар, карраген. 2. Полусинтетические – целлюлоза, модифицированный крахмал. | Впитывают вещества, независимо от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются лёгкими слабительными. Вызывают расстройство кишечника: Е407, 450, 462, 465, 466 |
Е5** (эмульгаторы) | 1. Создание консистенции пищевого продукта, его вязкости. 2. Использование в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулочных изделиях (не дают им быстро черстветь). | 1. Натуральные – яичный белок, природный лецитин. 2. Синтетические – фосфаты кальция и аммония, фосфорная кислота. | Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохо усваивается кальций, способствует развитию остеопороза. Опасны: Е501 503, 510, 513,527,560. |
Е6** (усилители вкуса) | 1. Усиление выраженного вкуса и аромата. 2. Придание ощущения жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому. 3. Смягчение резкого вкуса уксусной кислоты и остроты в майонезе. 4. Подсластители. | 1. Натуральные – получают из натурального сырья. 2. Идентичные натуральным – искусственные соединения, имитирующие ароматы натуральных продуктов. 3. Искусственные – не имеют аналога в природе: глутаминовая кислота, мальтол, глютамат натрия. 4. Подсластители, содержащие калории: сорбит, ксилит; некалорийные: сахарин, сахарол, аспартам. | Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащённое сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его регулярно. Сахарин способен вызвать опухоль мочевого пузыря. Глутаминовая кислота превращается в аминомасляную, которая является возбудителем ЦНС. Ракообразующие: Е626-630, 635. Опасны: Е620, 636, 637. |
Приложение 2
Содержание пищевых добавок в продуктах питания
Отметьте знаком «+» или «- « наличие пищевых добавок, укажите потенциально опасные для здоровья, в случае их систематического употребления.
Продукт | Красители Е1** | Консерванты Е2** | Антиокислители Е3** | Загустители Е4** | Эмульгаторы Е5** | Усилители вкуса Е6** |
Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавок в продуктах питания.
Источник