Виадуки это продукт какого искусства
В переводе с латинского слово «акведук» означает «водопровод», то есть техническое сооружение для снабжения населенного пункта водой, своего рода искусственный канал. Наибольшее количество акведуков было построено древними римлянами. Императорский Рим снабжали водой 11 акведуков — такой роскоши не было ни у одной столицы европейского государства. Правда, возводились акведуки в общей сложности в течение 500 лет, их протяженность составила 350 километров. И почти все они были спрятаны в землю.
До сих пор ученые ломают головы над загадкой:
как древним строителям удавалось сохранять наклон на многокилометровом пути акведуков?
Остатки римского акведука Айфеля, ведущего в Кёлън (Германия). Длина 95 км
Совсем недавно английские кинооператоры, которые вели съемки старой разрушенной часовни недалеко от Рима, наткнулись на закрытую дверь. Открыв ее, они обнаружили подземный лаз. Спустившись на глубину трех метров, они попали в необычное подземное сооружение. В обе стороны вел подземный ход, облицованный камнем, он был заполнен водой примерно на 30-50 сантиметров.
Куда ведет удивительный подземный ход?
По колено в воде они двинулись вперед. Над головой — каменный свод, никаких надписей, никаких указателей. Через несколько десятков метров они вышли в сводчатое помещение. Двигаться дальше было слишком рискованно, и они выбрались на поверхность.
Тоннель акведука Траяна в Риме. Длина 25 км
Поработав в архивах, английские кинооператоры поняли, что нашли акведук, сооруженный примерно 1900 лет назад, в эпоху правления императора Траяна. Как выяснилось позднее, акведук начинался около озера Браччано, его общая длина составила 25 километров. Он проходил под землей, поэтому со временем о нем забыли. Оканчивался акведук в Риме на холме Яникул. Как отметили гидрологи, бассейн, на который наткнулись операторы, выполнял роль отстойника, в нем вода проходила фильтрацию от грубых примесей. В древних записях были обнаружены также сведения, что 24 июня 109 года на открытие акведука приезжал император Тра- ян, который во многом способствовал развитию Рима.
Для защиты воды от загрязнений римляне прятали акведуки под землю, стены и потолок которых покрывали камнем. Их прокладку держали в строжайшем секрете, чтобы противник не смог через них незаметно пробраться в город.
Самый длинный римский акведук был протянут во II веке в Карфаген, ныне это территория современного Туниса. Его общая длина составила 141 километр.
Римский акведук вПон-дю-Гаре (Франция). Длина около 50 км
Римские акведуки были сложными архитектурными и технологическими сооружениями. Они исправно выполняли свою функцию многие столетия уже после падения Римской империи, не устарели и через 1000 лет. Их отличала удивительная точность. Например, акведук Пон-дю-Гар в Провансе, ныне Франция, имел уклон всего 34 сантиметра на каждый километр пути. В общей сложности он спускал воду с высоты 17 метров при всей его длине 50 километров. Транспортировка воды за счет силы тяжести в те времена была очень эффективна. Через Пон-дю-Гар вдень протекало до 20 тысяч кубометров воды. Через препятствия в виде глубоких оврагов возводили арочные мосты или устраивали дюкеры — пускали воду по трубам, которые полого спускались и поднимались по склонам оврагов или даже под руслом рек.
Римский акведук в Сеговии (Испания). Длина 728м, высота опор в центре города 28 м
Как предполагают ученые, древние римляне наверняка использовали такой прибор какуровень, или ватерпас, который служил для измерения угла между заданной линией и горизонтальной плоскостью. С помощью ватерпаса устанавливали равномерное снижение сооружаемого акведука.
Кладка акведуков была безрастворная
Раскрыть все тайны прокладки акведуков до настоящего времени не удалось — большая часть опыта римских инженеров была утеряна.
В Европе акведуки прекратили строить уже в конце XVIII века. Там стали рыть колодцы. Это было гораздо дешевле и практичнее — вода всегда была рядом. Но одновременно возникла проблема чистоты стоячей воды. Без кипячения она могла быть причиной кишечных заболеваний, иногда эпидемий. У римлян этого не было — пробегавшая многие километры под землей в каменном лабиринте вода очищалась и приходила в город питьевой, поэтому воду из всех фонтанов Рима можно пить. Ō
Еще публикации от журнала БОРДЮР:
Источник
или путепроводы (франц. Viaduc, нем. Viaduct, англ. Viaduct). — Обыкновенно принято называть так значительных размеров мосты, устраиваемые через овраги или сухие долины или вообще там, где требуется провести шоссейную или железную дорогу выше поверхности земли. Постройка виадуков составляет очень важный отдел инженерного искусства, в особенности в странах с большими неровностями земной поверхности. В России, в Крыму, при постройке Лозово-Севастопольской железной дороги пришлось прибегнуть к их помощи; с постройкой же железных дорог на Кавказе для виадуков в России открылось обширное поле.
Когда приходится провести дорогу на значительной высоте над земной поверхностью, вопрос о том, устроить ли для этой цели виадук или просто земляную насыпь, решается на основании следующих соображений. Объем насыпи, небольшой при малых ее высотах, быстро возрастает по мере увеличения высоты и притом не пропорционально ей, а почти пропорционально ее квадрату. Примерно так же возрастает и ее стоимость. Стоимость же В. мало изменяется с увеличением высоты, так как пролетные части остаются приблизительно те же, а увеличиваются только быки; возрастание их стоимости идет гораздо медленнее и более приближается к простой пропорциональности высот. Таким образом оказывается, что, начиная с известного предела высоты, насыпь становится уже более дорогой, чем В. Этот предел зависит от многих условий: стоимости работы, материалов, системы В. и пр. Для каменных виадуков его можно полагать примерно в 10-15 сажен. Далее: насыпь, пересекая долину, преграждает сток дождевым и снеговым водам. Если бассейн долины обширен, то для пропуска этих вод в насыпи придется делать очень значительные отверстия в виде мостов, причем в случаях, исключительных по обилию атмосферных вод, которые заранее трудно предвидеть, оставленные отверстия могут оказаться недостаточными и насыпь под давлением скопляющейся воды может разрушиться. Виадук вполне избавляет от возможности подобных катастроф. Наконец, площадь основания насыпи очень велика по сравнению с площадью, занимаемой виадуком, что часто имеет важное значение.
Было бы, очевидно, совершенно немыслимо провести на насыпях многочисленные железные дороги, которые изрезывают ныне Лондон на виадуках.
Об устройстве В. см. Мосты. Разница между виадуком и мостом заключается в значительной высоте опор виадуков и в отсутствии посторонних причин, влияющих в мостах на выбор размеров пролетов, напр., навигационных потребностей; вследствие этого пролеты между опорами могут быть уменьшаемы в виадуках очень значительно; в то же время значительно уменьшаются и размеры верхнего строения. При небольшой высоте стоимость опор, очевидно, может возрастать слабее с увеличением их числа, чем уменьшаться стоимость верхнего строения с уменьшением пролетов. Отсюда экономия в общей стоимости сооружения при такой системе. При высоких виадуках, когда каждая лишняя опора представляет значительную ценность, пролеты приходится увеличивать для того, чтобы получить минимальную общую стоимость. Примеры деревянного и железного В. с малыми пролетами показаны на черт. 2 и 5 табл. “Виадуки”. Пример железного с пролетами больших размеров — на черт. 1.
ВИАДУКИ. 1. Железный виадук Гараби в департаменте Канталь во Франции. — 2. Деревянный виадук временного характера. — 3. Каменный виадук на мосте через р. Сену в Париже (продольный разрез). — 4. Каменный многоэтажный виадук в Гельштале. — 5. Железный американский виадук с малыми пролетами.
Это знаменитый В. Гараби, построенный в 1882-84 гг. по проекту французского инженера Густава Эйфеля в департамент Канталь, на железной дор. между Марвежолем и Нессаргом. Общая длина В. 664,65 метра. Он состоит из трех частей: металлического строения длиной в 438,30 м и двух каменных коротких виадуков в 70,090 м и в 45,91 метра. Расстояние рельсов от дна долины крайне велико — 122,20 м, вследствие чего в средней части моста обыкновенные опоры для поддержания верхнего строения были заменены большой металлической аркой (165 метров в отверстии и 60 метров в стреле подъема), помещенной над самой глубокой частью долины. Верхнее строение балочного типа опирается в крайних частях на опоры обыкновенные, в средней на опоры, поставленные на арках. Вся эта часть моста была собрана без подмостей, на весу. Виадук Гараби вместе с подобным ему мостом в Опорто на р. Дуро и Парижской башней 1889 г. представляются одними из самых выдающихся металлических сооружений, исполненных инженером Эйфелем.
Каменные В., или вполне однородные с ними мосты-акведуки, уже в глубокой древности отличались грандиозностью размеров. Римляне оставили нам превосходные образцы подобных сооружений; из них почетное место занимает Pont-du-Gard, находящийся во Франции возле Нима. Число каменных виадуков очень значительно. Их отличительная черта — часто встречающееся разделение на этажи, когда высота их выходит за предел 35-40 метров, арками, помещаемыми между опорами. Эти арки, главное назначение коих придать опорам нужную устойчивость, иногда утилизируются для прохожей или проезжей дороги.
Опорам в подобных виадуках (и акведуках) обыкновенно придается только такая прочность, какая нужна для сопротивления вертикальному давлению, так как горизонтальные распоры смежных арок взаимно уничтожаются. Чтобы избежать крушения всего сооружения при случайном или умышленном (во время войны) разрушении одного пролета, через несколько тонких опор ставят в большинстве случаев одну толстую, способную выдержать боковой распор одной арки при разрушенной другой. Благодаря этому разрушение не может превзойти размеров промежутка между двумя такими опорами-устоями. Некоторые из наиболее выдающихся каменных виадуков перечислены ниже.
а) Одноэтажные виадуки.
——————————————————–
| | Высота,метров |
|——————————————————-|
| В. Дезендано у | 60,00 |
| Вероны | |
|——————————————————-|
| В. | 46,00 |
| Ньюкастельский | |
|——————————————————-|
| В. Калте-Ринне | 45,66 |
|——————————————————-|
| В. Локвудский | 41,48 |
|——————————————————-|
| В. Фюре | 40,75 |
|——————————————————-|
| В. Камелле | 89,20 |
|——————————————————-|
| В. Штейна | 36,00 |
|——————————————————-|
| В. Гёрлицкий | 35,15 |
|——————————————————-|
| В. Старукка | 33,33 |
|——————————————————-|
| В. Битиггеймский | 32,10 |
——————————————————–
б) Двухэтажные виадуки (и акведуки).
———————————————————-
| | Высота,метров |
|———————————————————|
| В. | 69,75 |
| Эльстерстальский | |
|———————————————————|
| В. Диденмюльский | 51,00 |
|———————————————————|
| В. | 40,00 |
| Гейлигенборнский | |
|———————————————————|
| В. Вагнеровский | 38,87 |
|———————————————————|
| В. Францтальский | 87,92 |
|———————————————————|
| В. Гель у Аахена | 36,71 |
|———————————————————|
| А. Сеговийский | 34,00 |
|———————————————————|
| А. Таррагонский | 31,50 |
———————————————————-
в) Трехэтажные виадуки (и акведуки).
———————————————————-
| | Высота, |
| | метров |
|———————————————————|
| А. Рокфавурский | 81,00 |
|———————————————————|
| А. Казертский | 58,51 |
|———————————————————|
| В. Шомонский | 50,00 |
|———————————————————|
| В. Албано-Арричийский | 50,00 |
|———————————————————|
| Pont du Gard (у Нима) | 48,77 |
———————————————————-
4) Четырехэтажные виадуки.
————————————————
| | Высота, |
| | метров |
|———————————————–|
| В. Гелтцшальский | 80,37 |
————————————————
Образцы одно-, двух-, трех— и четырехэтажных виадуков показаны на чертежах. Литературу относительно виадуков и их устройства см. в общей литературе мостов.
В. Е. Тиманов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
1890—1907.
Источник
Виадук – это сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.
Виадук Гленфиннан, Шотландия, Великобритания
источник
Виадук находится в западной части Северо-Шотландского нагорья (Highlands), между городами Форт-Уильям и Малэйг.
Виадук построен на 21 арке между 1897 и 1901 годами.
Высота виадука – 30 метров,
Именно по нему проезжал знаменитый поезд Хогвард-Экспресс в киноленте о Гарри Поттере.
Виадук Гёльчтальбрюкке, Германия
Гёльчтальбрюкке (нем. Göltzschtalbrücke) — самый большой в мире кирпичный виадук. Этот железнодорожный мост был построен между 1846 и 1851 гг., при его строительстве было использовано более 26 миллионов кирпичей.
Высота моста 78 метров, длина — 574 метра, ширина у основания — 23 метра. Мост четырёхэтажный, имеет 29 пролётов.
В настоящее время мост является частью скоростной магистрали Дрезден-Нюрнберг.
Мост проходит по долине реки Гёльч между городами Милау и Нечкау, в 4 км западнее города Райхенбах-им-Фогтланд (Саксония), недалеко от границы между федеральными землями Тюрингия и Саксония у города Грайца
Виадук Летбридж, Канада
Виадук Летбридж – самая большая железнодорожная конструкция в Канаде. Высота строения – около 100 метров при общей длине 1600 метров.
Виадук Мийо, Франция
Виадук Мийо во Франции, самый высокий в мире транспортный мост.
Виадук Мийо́ (фр. le Viaduc de Millau) — мостовое сооружение (виадук) вантовой системы, проходящее через долину реки Тарн вблизи города Мийо в южной Франции (департамент Аверон). Виадук является последним звеном трассы А75, обеспечивающей высокоскоростное движение из Парижа через Клермон-Ферран к городу Безье.
Мост пересекает долину реки Тарн в её самой нижней точке, связывая плато Ларзака с красным плато и проходит по внутренней стороне периметра природного парка Большое плато. Мост был торжественно открыт 14 декабря 2004 года, а регулярное движение по нему началось с 16 декабря 2004 года.
На момент строительства Виадук Мийо́ был самым высоким транспортным мостом в мире, одна из его опор имеет высоту 341 метр — немного выше, чем Эйфелева башня, и всего на 40 метров ниже, чем Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. В настоящее время по высоте расположения пролёта его превзошёл мост через реку Сыдухэ (Si Du River Bridge — Siduhe Bridge, 四渡河特大桥) в провинции Хубэй в Китае, открытый для движения 15 ноября 2009 — при длине 1222 м он расположился над пропастью глубиной 472 м. Однако следует заметить, что опоры его пилонов, как и моста Бастион в Мексике и других, более высоких мостов (по просвету от дорожного полотна до дна ущелья), не находятся глубоко на дне ущелья, а расположены на соединяемых плато или холмах, или неглубоко на склонах.
Виадук Сежурне, Франция
Виадук Сежурне (Viaduc Sejourne) или мост Фонтпедруз (Fontpedrouse Bridge) – двухъярусный каменный железнодорожный мост пересекает реку Тет (Tet River) и расположен возле деревни Фонтпедруз (Village Fontpedrouse), департамент Восточные Пиренеи (department of Pyrenees-Orientales), регион Лангедок-Руссильон (Languedoc-Roussillion region), Франция
Виадук Мальеко, Чили
Виадук Мальеко – железнодорожный мост расположен в центральной части Чили, проходит над долиной реки Мальеко (Malleco River) на южном въезде в город Кольипульи (Collipulli) в регионе Араукания (Araucania). Мост был открыт президентом Чили Хосе Мануелем Бальмаседой (Jose Manuel Balmaceda) 26 октября 1890 года. В то время это был самый высокий мост в мире. Рядом с виадуком проходит Трансамериканское шоссе (Panamerican Highway).
Виадук Ландвассер, Швейцария
Виадук Ландвассер (нем. Landwasserviadukt) — изогнутый в плане шестиарочный одноколейный железнодорожный мост. Он пересекает реку Ландвассер между населенными пунктами Шмиттен и Филизур в кантоне Граубюнден, Швейцария.
Мост был построен по проекту Александра Акатоса в 1901—1902 годах компанией Мюллер и Церледер (нем. Müller & Zeerleder) для Ретийской железной дороги, которой и принадлежит по сегодняшний день. Ставший символом Альбулийской железной дороги (англ.), которая с 7 июля 2008 года является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, мост имеет длину 136 м и высоту 65 м. Одним концом мост упирается в портал тоннеля Ландвассер.
По этому мосту проходит около 22 000 поездов в год или около 60 поездов в день.
Еще виадуки
Аквадуки Англии
Виадук в Чехии
Виадук в Швейцарии
Аля-Рукодельница
Источник
Автор:
07 апреля 2017 11:49
Эти слова обозначают очень похожие конструкции, поэтому их часто путают.Для желающих разобраться немного научно-популярной инженерии с фотками для наглядности.
Мост
Издревле люди строили мосты для преодоления водных преград — рек, озер, болот. Первые мосты были построены несколько тысяч лет назад. Поэтому слово “мост” не только самой используемое, но и самое старое; в широком смысле почти все остальные сооружения (эстакады, виадуки и путепроводы) являются мостами. Кстати, на заглавной картинке — живописный мост на Атлантический дороге в Норвегии.
Самый старый из ныне действующих мостов — Понте Мильвио в Риме. Ему больше 2000 лет: в камне он впервые построен еще в 109 году до н.э.
Самый длинный мост в мире — Циндаосский мост длиной 42,5 километра. Он соединяет континентальную часть китайского портового города Циндао с островным районом Хаундао в заливе Цзяочжоу.
А строящийся мост в Крым через Керченский пролив с длиной 19 километров будет самым длинным в России.
Самый широкий мост в мире находится в Санкт-Петербурге. Это Синий мост через реку Мойка. Его ширина 97,3 метра, что почти в три раза больше его длины.
Путепровод мостового типа
Это сооружение, которое строится над другой дорогой, автомобильной или железной. Он технологически серьезно отличается от моста, потому и называется по-другому. Главное отличие – гораздо более простые опоры; ведь при проектировании путепровода не надо учитывать водоток, ледоход, размывы опор и возможный навал проходящих судов, о которых болит голова у проектировщиков мостов. В общем, путепровод — это мост над обычной дорогой.
Путепроводы бывают очень разными. Это однопролетный путепровод на Электролитном проезде в Москве.
А это путепровод на «малой бетонке» у Белых столбов в Подмосковье.
Путепровод тоннельного типа
Некоторые короткие тоннели тоже называют путепроводами! Обычно так называют тоннели, над которыми лежит пролет путепровода, а длина больше ширины пролета, но меньше 300 м.
Пример путепровода тоннельного типа под железной дорогой Горьковского направления в Павловском Посаде.
Эстакада
Для строительства путепровода обычно требуется 2-4 пролета длиной 10-30 метров каждый, а вот для прокладки эстакады их необходимо больше. По сути, это главное отличие между это инженерными сооружениями. Но есть и другие: путепровод пересекает только дорогу, а эстакада может пересекать сразу несколько видов препятствий — это могут быть река, автомобильная дорога и железнодорожные пути. То есть эстакада вполне может совмещать таким образом в себе мост и путепровод.
Самый длинная эстакада в мире – магистраль Банг На в Таиланде длиной 54 километра.
А эту спиральную эстакаду пришлось построить из-за жильцов многоэтажки в Гуанчжоу в Китае, которые отказались переезжать.
Виадук
Кроме дорог и водоемов, есть еще один тип преград – рельеф, то есть овраги, ущелья, лощины. Мосты, которые строят в местах с перепадом высот, называют виадуками. Их строительство вместо обычных дорог экономически оправдано, когда невыгодно создавать насыпь. В общем, все зависит от глубины оврага и его протяженности на пути магистрали. Выходит, отличие виадука от эстакады — отсутствие ровной поверхности под мостом! Поэтому здесь однотипных опор и пролетов уже быть не может. Обычно виадуки — очень красивые и величественные сооружения. Скажем, высота одной из опор самого высокого в мире виадука Мийо во Франции составляет около 340 метров!
Акведук
Еще одно интересное сооружение, правда, не относящееся к дорогам. Это аналог виадука, только для переноса воды, а не транспортных средств, над тем же оврагом, рекой или другим препятствием. Обычно акведук — часть системы ирригации.
Магдебургский водный мост соединяет внутренний порт Берлина с портами на Рейне
Канал имени Москвы над Волоколамским шоссе в столице
Ростокинский акведук на северо-востоке Москвы
Селедук
По селедуку дорога тоже не проходит, но он очень тесно связан с безопасностью движения. Так называют сооружение над горной дорогой, служащее для пропуска по нему селевого потока и защищающее водителей и пассажиров. Также его называют селеотводом и противолавинной галереей.
Авторский пост
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник