Вариант 3 в каком предложений содержится информацию
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
(1)Когда-то в России был такой возраст: отрочество. (2)Недаром Лев Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». (3)В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество «возраст между детством и юностью».
(4)По-моему, довольно непонятное пояснение. (5)Когда кончается детство? (6)У всех по-разному. (7)У одних — в шесть лет: они уже и младших нянчат, на огороде и во дворе родителям по-взрослому помогают. (8)А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет ещё не кончилось.
(9)Но этот возраст — отрочество — всё равно существует. (10)И он, может быть, самый важный в жизни человека.
(11)В это время складываются привычки. (12)Хорошие или плохие, но на всю жизнь. (13)Совершаются благородные поступки — потому что тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь расчётами. (14)Принимаются важные решения. (15)И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.
(16)В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги — или не прочитываются уже никогда. (17)Потому что есть три закона чтения, и два с половиной из них выведены мною лично.
(18)Первый: нет книг, которые читать — рано.
(19)Второй: есть книги, которые читать — поздно.
(20)И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. (21) Составить — и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде — навалом.
(22)Поясню первый закон. (23)Никто не скажет вам заранее, что именно вам читать рано. (24)Потому что — у всех по-разному! (25)Одному — рано, а другому — в самый раз. (26)А его ровеснику до самой старости будет рано: читает — и не может понять, что к чему.
(27)Если вам рано читать эту книжку — вы сами же первый это и заметите. (28)И отложите её до лучших дней. (29)Так что если книга оказалась вам не по возрасту, не по уму — ничего страшного, вернитесь к ней позже. (30)Но установить это можно, мне кажется, только опытным путём — начав читать. (31)Знаю точно, что одни в 15 лет проглатывали «Преступление и наказание» Достоевского, для других чтение гениального романа было истинным наказанием.
(32)Со вторым законом дело обстоит серьёзнее.
(33)Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14. (34)Во-первых, только в этом возрасте вы получите от неё стопроцентное удовольствие. (35)А во-вторых — создадите себе задел (то есть нужный запас) на будущее. (З6)Это же здорово — перечитать когда-нибудь на отдыхе «Приключения Тома Сойера»! (37)Я знаю людей, которые перечитывали эту книжку своего детства — со знакомыми иллюстрациями! — несколько раз: в 25 лет, потом около сорока лет и так далее. (38)Но я не встречала таких, кто уселся читать её первый раз в 40 лет. (39)Во-первых — некогда. (40)Во-вторых — и в голову не придёт. (41)А в-третьих, если и возьмётесь — вряд ли будете читать взахлёб. (42)Так, полистаете с лёгкой улыбкой. (43)«Жаль, — скажете, — что в детстве не попалась…»
(44)В общем, поленился в своё время — проиграл на всю жизнь.
(45)Что касается третьего закона — многие подумают: а что плохого в чтении пустых, попавшихся случайно под руку или просто модных в этот момент книг? (46)Некоторые так и считают — а что? (47)Ничего особенного. (48)Мура, но читать можно.
(49)А дело-то главным образом в том, что плохая книжка навсегда лишает вас возможности прочесть хорошую. (50)Время-то не безразмерное.
(51)Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, как говорится, запоем, вдруг вычитала где-то, что человек за жизнь может прочесть, кажется, не более 7 тысяч книг. (52)Неважно, точная это цифра или нет. (53)Важно то, что я пришла в ужас от мысли, что читаемые мною второсортные книги, поглощая отмеренные человеку для чтения часы (их и так не очень много остаётся — от других дел), явно меня чего-то лишают. (54)В первую очередь — возможности прочесть какие-то другие книги — те самые, которые в жизни прочесть необходимо. (55)Я ещё не знала толком — какие. (56)Но уже точно знала, что они есть. (57)У полки (иногда её называют золотая полка), на которой стоят вот эти самые книги, которые надо успеть прочитать до 14—15 лет (ну, в крайнем случае до 17), есть одно свойство: не все видят те книжки, которые на ней стоят. (58)Кто-то и во всю жизнь многих из них так и не увидит и, конечно, не прочтёт.
(59)Не прочитать их так же обидно, как никогда не увидеть, например, другие страны. (60)Если же кто-то скажет — «Подумаешь, какие дела — ну не прочитаю какую-то книжку!..» — так это всё равно, что сказать: «Подумаешь — не увижу какой-то ваш Париж!»
(61)Не будете же вы кидаться объяснять такому человеку, зачем нужно увидеть в жизни Париж или, скажем, Рим. (62)Просто пожмёте плечами, да и всё. (63)Кто-то, может, ещё у виска пальцем покрутит — соображай, мол, что несёшь.
(64)И когда приятель тебе скажет: «Ты что — читать книжку собрался? Зачем тебе это надо?!», то имей в виду: вряд ли всё-таки миллионы людей были глупые, а он — умный. (65)Скорей уж наоборот, вот что я думаю.
(По М. Чудаковой *)
* Мариэтта Омаровна Чудакова (род. в 1937 г.) — российский литературовед, историк, доктор филологических наук, критик, писательница, мемуарист, общественный деятель. Автор более 200 научных работ и статей в области филологии, истории литературы и литературной критики.
Источник
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
– (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.
– (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?
– (3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи… (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.
(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу…
(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!
(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.
(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.
(16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.
(17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.
(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.
(22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.
(23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.
(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.
(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.
(По М. Пришвину*)
*Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писатель, автор произведений о природе.
Источник
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
УРОДИНА
(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.
(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.
(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. (15) И поэтому поражает.
(16) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (17) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (18) –Меня там ждут. (19) Я спешу! (20) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…
(21) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (22) –Не мешайте гражданину.
(23) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.
(24) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.
(25) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.
(26) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (27) –У меня свои такие. (28) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.
(29)Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.
(30)— Серёжа! — кричала она. (31)— Как договорились, жду на условленном месте.
(32)Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (33)— Да тут всякие…
(34)Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:
(35)— Уродина!..
(36)Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.
(37)Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой.
(38)Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.
(39)— Сейчас приедет неотложка.
(40)— Спасибо.
(41)— Как вы себя чувствуете?
(42)—Лучше.
(43)Полина Ивановна молчала. (44)И я молчал, не зная, что говорить, что делать.
(45)Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (46)Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.
(47)— Вы здесь?! — взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.
(48)— Моя внучка, — светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.
(49)— Так это вы не для себя звонили, так старались? (50)Для других старались? — спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.
(51)— Бабусик, я пойду, — обратилась она к Полине Ивановне. (52)— Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (53)Что у кинотеатра делается! (54)Психоз какой-то! (55)А ты побеседуй с этим джентльменом. (56)Приятная компания. (57)Ну, помчалась. (58) Целую!
(59)Неотложка пришла через несколько минут. (60)Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (61)Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. (62)Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.
(63)Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (64)Наконец она ушла. (65)А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.
(По П.Васильеву)
Васильев Павел Александрович (1929–1990) – русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений – война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.
Источник
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА, 9 КЛАСС (подготовка к ОГЭ)
Вариант 1
(1) Он знал в зоопарке каждую дырку в заборе и каждый закоулок между клетками. (2) Конечно, у него никогда не было такой роскоши, как десять копеек, чтобы купить себе билет, и поэтому он перебирался по мостику через крошечную вонючую речку, в которую в зоопарке валили все звериные отходы, а на той стороне сетка была прорвана, и никто никогда ее не чинил. (3) Он попадал в зоопарк как-то сбоку, далеко от основных нарядных дорожек, где гуляли семьями праздные идиоты, приперевшиеся, чтобы пялиться на диковинное зверье.
(4) Тимофей ненавидел эти семьи и этих идиотов. (5) Они еще покупали своим деткам воздушные шары и мороженое и катали их в тележках, которые везли нарядные пони. (6) Однажды он перерезал пони уздечку, пока ленивый кучер что-то выяснял у толстой кассирши. (7) Тимофей из-за дерева наблюдал, как изумление кучера сменяется тяжким недоумением, а потом яростью и он хлещет ни в чем не повинного пони и грозится “убить этого ублюдка”, а детки вокруг радостно хохочут, как будто в цирке.
(8) Потом он все-таки поймал Тимофея и раза четыре ударил, пока его не спасла Маша.
(9) Эта Маша, непонятно почему, жалела Тимофея. (10) Хотя жалеть его было трудно – он ненавидел все вокруг. (11) Он ненавидел такой лютой отчаянной болезненной ненавистью, что крушил все, что попадалось у него на пути, – стекла, заборы, машины. (12) Он воровал то, что ему нравилось, а то, что не удавалось украсть, он изничтожал и портил.
(13) Сколько ему тогда было? (14) Лет девять, пожалуй… (15) Впрочем, точный свой возраст он так и не установил.
(16) Да, Маша… (17) Она была то ли студентка, то ли практикантка и работала с медведями. (18) По какому-то молчаливому уговору она позволяла Тимофею приходить, когда вздумается, и смотреть, как она кормит взрослых медведей и маленьких медвежат, как чистит вонючие клетки, выгнав их в соседний вольер. (19) Однажды Тимофей принес ей воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила ему помогать.
(20) Он забывал обо всем на свете рядом с этой Машей. (21) Он страстно желал сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена и обескуражена. (22) Но на ум ему приходило разве что сломать замки на клетках и выпустить всех зверей, но он понимал, что звери сожрут друг друга, а Маше это вряд ли понравится…
(23) На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шел рядом и нес мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой.
(24) Он был бы счастлив, если бы Маша водила их неделю. (25) Или год. (26) Но медведей шлялось всего четверо. (27) И они очень быстро кончились.
(По Т. Устиновой)
Прочитайте текст и выполните задания
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Тимофей доверял Маше?»
Маша была его подругой
Маша заступилась за него перед кучером
Маша была похожа на его маму
Маша не расспрашивала мальчика о его жизни
Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
Он знал в зоопарке каждую дырку в заборе и каждый закоулок между клетками.
Они еще покупали своим деткам воздушные шары и мороженое и катали их в тележках, которые везли нарядные пони.
Он ненавидел такой лютой отчаянной болезненной ненавистью, что крушил все, что попадалось у него на пути, – стекла, заборы, машины.
Он забывал обо всем на свете рядом с этой Машей.
Из предложений 9-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
Ответ: ____________________________
Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН».
Ответ: _____________________________
Замените просторечное слово «приперевшиеся» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: _______________________________
Замените словосочетание «радостно хохочут» (предложение 7), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
Ответ: ______________________________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: ________________________________________________
Среди предложений 16- 19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающие запятые при вводной конструкции.
Он воровал то (1) что ему нравилось (2) а то (3) что не удавалось украсть (4) он изничтожал и портил. Сколько ему тогда было? Лет девять (5) пожалуй…Впрочем (6) точный свой возраст он так и не установил.
Ответ: ______________
Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой
Ответ: __________
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Тимофей из-за дерева наблюдал (1) как изумление кучера сменяется тяжким недоумением (2) а потом яростью и он хлещет ни в чем не повинного пони и грозится “убить этого ублюдка” (3) а детки вокруг радостно хохочут (4) как будто в цирке.
Ответ: __________________
Среди предложений 3- 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________
Среди предложений 20- 27 найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения
Ответ: ___________
Вариант 2.
(1) Было приятно видеть, как она вела юных Дарлингов в детский сад, выстроив в линеечку по росту и неся в зубах зонтик на случай дождя. (2) Нэна была во всех отношениях образцовой няней. (3) И мистер Дарлинг прекрасно это знал, хотя иногда и беспокоился, не шушукаются ли на этот счет соседи.
(4) Он все-таки занимал положение в Сити и не мог с этим не считаться. (5) Временами ему казалось, что Нэна недостаточно им восхищается.
(6)— Что ты, Джордж, — пыталась разуверить его миссис Дарлинг. (7)— Нэна от тебя в полном восторге, — при этом она делала незаметный знак детям, чтобы они были особенно ласковы с отцом.
(8) Порой в детской открывались танцы. (9) Иногда в них принимала участие и Лиза, единственная прислуга в доме. (10) Ох, как бывало весело! (11) Веселее всех отплясывала сама миссис Дарлинг. (12) Она так приседала и кружилась, что видна была только та самая улыбка. (13) Если бы в тот момент с маху наскочить на миссис Дарлинг, может быть, и удалось бы наконец эту улыбку поймать. (14) Трудно было представить себе более простую и счастливую семью до того, как появился Питер Пэн.
(15) Миссис Дарлинг впервые обнаружила его, когда приводила в порядок мысли своих детей. (16) Разве вы не слыхали? (17) Это в обычае у всех хороших матерей. (18) Когда дети уснут, матери производят уборку в их мыслях, наводят там порядок и кладут все мысли по местам. (19) Когда ребенок просыпается, то все капризы лежат сложенные на дне его головы, а сверху положены добрые чувства, хорошенечко проветренные и вычищенные за ночь. (20) И еще в мыслях у каждого ребенка есть его собственная страна Нетинебудет, и чаще всего — это остров, очень яркий и цветной, с коралловыми рифами, с быстроходным кораблем на горизонте, с дикарями и гномами. (21) И большинство из этих гномов — портные. (22) Есть там еще пещеры, на дне которых протекают реки, и принцессы, у которых к тому же есть шесть старших братьев и заброшенная хижина в лесу, и еще — очень старая старушка, и нос у нее крючком.
(23) Иногда, совершая путешествия по мыслям своих детей, миссис Дарлинг натыкалась на непонятные слова, и самым удручающим было слово «Питер». (24) Она лично не была знакома ни с каким Питером, но в мыслях Джона и Майкла он попадался нередко, а в голове у Венди это слово попадалось просто на каждом шагу. (25) Имя это было написано там более крупными буквами, чем все остальные слова. (26) Присматриваясь к нему, миссис Дарлинг нашла, что оно выглядит как-то очень странно и дерзко.
(По Джеймсу М. Барри)
Прочитайте текст и выполните задания.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как миссис Дарлинг узнала о Питере Пэне?»
О Питере ей рассказала дочь Венди.
Она узнала о нём, случайно услышав беседу детей.
Ей рассказали о Питере родители в детском саду.
Миссис Дарлинг узнала о нём, когда приводила в порядок мысли своих детей.
Ответ: ___________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
Было приятно видеть, как она вела юных Дарлингов в детский сад, выстроив в линеечку по росту и неся в зубах зонтик на случай дождя.
Присматриваясь к нему, миссис Дарлинг нашла, что оно [имя] выглядит как-то очень странно и дерзко.
Миссис Дарлинг впервые обнаружила его, когда приводила в порядок мысли своих детей.
Он все-таки занимал положение в Сити и не мог с этим не считаться.
Ответ: ____________________
Из предложений 8- 14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения — «неполнота действия»
Ответ: _______________
Из предложений 20-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН».
Ответ: __________________
Замените разговорное слово «шушукаются» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: __________________
Замените словосочетание «мысли детей» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 10.
Ответ: __________________
Среди предложений 23- 26 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений
Ответ: ______________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Ох (1) как бывало весело! Веселее всех отплясывала сама миссис Дарлинг. Она так приседала и кружилась (2) что видна была только та самая улыбка. Если бы в тот момент с маху наскочить на миссис Дарлинг (3) может быть (4) и удалось бы наконец эту улыбку поймать.
Ответ: __________
Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.
Ответ: __________
В приведённом ниже отрывке из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Иногда (1) совершая путешествия по мыслям своих детей (2) миссис Дарлинг натыкалась на непонятные слова (3) и самым удручающим было слово «Питер». Она лично не была знакома ни с каким Питером (4) но в мыслях Джона и Майкла он попадался нередко (5) а в голове у Венди это слово попадалось просто на каждом шагу. Имя это было написано там более крупными буквами (6) чем все остальные слова.
Ответ: __________
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________
Среди предложений 14- 19 найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________
Вариант 3.
(1) Хорошее было у станции название. (2) Очень для нее подходящее. (3) Мальчик пришёл сюда рано утром, и, пока он брёл от дороги к домику, брюки у него до колен вымокли от росы. (4) Потому что кругом стояли высокие травы и на них дрожали крупные водяные шарики. (5) В шариках зажигались огоньки: малиновые, золотые, синие.
(6) Мальчик подошел к скамейке, поставил чемодан, бросил на него потертую рыжеватую курточку, сел и стал ждать поезд.
(7) Ждал он долго и терпеливо.
(8) Огоньки в траве давно погасли, пришёл июльский безоблачный полдень.
(9) Станционный домик стоял среди лопухов и высокой овсяницы. (10) Он был небольшой, светло-коричневый, с белыми кружевными карнизами. (11) На острой башенке весело торчал жестяной петух. (12) Он будто высматривал, не спешит ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд. (13) Но поезда появлялись редко: станция располагалась не на главной дороге, а на боковой ветке.
(14) У крыльца, в палисаднике, стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок. (15) Низенький постамент скрывался в траве, и можно было подумать, что мальчик с жеребенком стоят прямо на земле. (16) Будто они играли на соседнем лугу и на минутку забежали на станцию взглянуть на круглые часы: не пора ли обедать? (17) Наверно, было еще не пора, потому что они затевали новую игру. (18) Мальчик правой рукой обнял жеребенка за шею и чуть нагнулся, словно хотел что-то ему на ухо прошептать. (19) Жеребенок стоял смирно, однако в каждой жилке его звенело нетерпение. (20) Он будто говорил: “Я тебя люблю и слушаюсь, но давай поскорее перестанем шептаться и пойдем еще поскачем”.
(21) Так, по крайней мере, казалось маленькому пассажиру. (22) Ему нравились гипсовые мальчик и жеребенок, чем-то похожие друг на друга – оба тонконогие, ловкие и, конечно, веселые, – и он смотрел на них как на товарищей. (23) И даже немного им завидовал. (24) Но все-таки они были не настоящие.
(25) Мальчик на скамейке вздохнул и перевел взгляд.
(26) Дверь в дом была открыта. (27) В маленьком станционном зале громыхала ведрами пожилая уборщица. (28) За домом поднимался зеленый солнечный бугор с редкими и очень прямыми березами. (29) За березами виднелись крыши и антенны дачного поселка. (30) Еще дальше темнел сосновый лес. (31) Он огибал станцию с трех сторон. (32) А на юге, за рельсовой линией, уходили к реке светлые луга и кустарники.
(По В. Крапивину)
Прочитайте текст и выполните задания.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик на станции позавидовал гипсовым мальчику с жеребёнком?»
Потому что казалось, что гипсовые фигуры как будто дружат и играют вместе.
Потому что мальчик очень любил лошадей.
Мальчик увлекался скульптурой.
Гипсовый мальчик был чем- то похож на него.
Ответ: ________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
На острой башенке весело торчал жестяной петух.
У крыльца, в палисаднике, стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок.
Мальчик пришёл сюда рано утром, и, пока он брёл от дороги к домику, брюки у него до колен вымокли от росы.
В шариках зажигались огоньки: малиновые, золотые, синие.
Ответ: _____________
Из предложений 8- 13 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
Ответ: ____________________________
Из предложений 4-12 выпишите слово (слова), в котором (в которых) правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных, образованных с помощью суффикса -ЯН-, пишется Н».
Ответ: _____________________________
Замените разговорное слово «брёл» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: __________________
Замените словосочетание «гипсовая скульптура» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание.
Ответ: ________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 6.
Ответ: __________________
Среди предложений 8- 15 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите его номер.
Ответ: _______________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Так (1) по крайней мере (2) казалось маленькому пассажиру. Ему нравились гипсовые мальчик и жеребенок (3) чем-то похожие друг на друга – оба тонконогие (4) ловкие и (5) конечно (6) веселые (7)– и он смотрел на них как на товарищей. И даже немного им завидовал. Но все-таки они были не настоящие.
Ответ: ___________
Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _______________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он будто высматривал (1) не спешит ли сюда из-за дальних лесов какой-нибудь поезд. Но поезда появлялись редко: станция располагалась не на главной дороге (2) а на боковой ветке. У крыльца (3) в палисаднике (4) стояла гипсовая скульптура: мальчик и жеребенок. (15) Низенький постамент скрывался в траве (5) и можно было подумать (6) что мальчик с жеребенком стоят прямо на земле.
Ответ: ___________
Среди предложений 7- 13 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________
Среди предложений 14- 20 найдите предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________
Ответы:
Задание
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
1
2
4
1
2
3
2
1
3
Изничтожал
Приседала
Располагалась
4
Болезненной
Заброшенная
Водяные, жестяной
5
Пришедшие
Шепчутся
Шёл
6
Хохочут с радостью
Детские мысли
Скульптура из гипса
7
Они покупали, катали
Бывало весело
Мальчик подошёл, поставил, бросил, сел, стал ждать
8
18
23,26
14
9
5,6
3,4
1,2,5,6
10
4
3
2
11
3
3,4,5
5
12
3
3
12
13
22
19
15
Источник