В трудах какого ученого содержится антропологический подход

В трудах какого ученого содержится антропологический подход thumbnail

Понятие и значение антропологического подхода в воспитании

Антропологический подход в педагогике развивался на протяжении ряда лет. Он остается актуальным и в современном обществе. Текущей тенденцией развития в сфере педагогики является применение этого подхода. Этот подход возник в конце 60-ых – начале 70-ых годов 20-го столетия.

Антропологический подход основывается на принципе антропологического обоснования образования и воспитания. Педагогическая антропология была наполнена смысловым и содержательным значением К. Д. Ушинским. Появление этого понятия связано с переосмыслением основных взглядов и подходов в учебно-воспитательной сфере деятельности. Он связан с переходом к гуманистической направленности воспитания и переориентации воспитательного процесса на личностный приоритет.

Педагогическая деятельность представляет собой процесс, имеющий целостный и нерушимый характер и способный оказать целостное, комплексное воздействие на развитие чувственной и волевой сферы личности человека, совершенствование всех сторон его развития: физической, духовной, нравственной, являющихся взаимосвязанными и взаимозависимыми. Огромное значение в педагогической антропологии отводится развитию самостоятельности и выбору сферы деятельности.

Антропологический подход занимает ведущее место в педагогической науке, а антропологическое знание является фундаментом профессиональной подготовки педагога. Педагогическая антропология продолжает развиваться и совершенствоваться в виде отрасли человековедения. Она выполняет функцию комплексного знания о ребенке, как организме, имеющем целостное структурное строение и выступающем полноправным участником воспитательного процесса.

На современном этапе развития, антропологический подход связан с защитой и принятием воспитанника в роли субъекта воспитания, которое организуется посредством создания условий для оптимального применения методик и технологий воспитания, позволяющих учащимся принимать активное участие в воспитательном процессе и способствовать его преобразованию. В этом процессе, учащийся постигает себя, как личность с индивидуальными качествами, являющуюся целостной структурой и развитой системой. Это позволяет рассматривать человека как существо, воплощающееся в гармонии социального и биологического бытия.

Замечание 1

Антропологический подход рассматривает воспитательный процесс как способ существования и развития личности, при котором самореализация и самоутверждение осуществляются посредством свободного выбора действий, через волевое становление, внимание, восприятие, умение справится с трудностями, препятствиями и противоречиями на основе протекания мыслительной деятельности.

Рисунок 1. Антропологический подход к воспитанию личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функциональное значение антропологического подхода в педагогике

Антропологический подход на современном этапе общественного развития применяется для поиска новых путей и направлений развития педагогического знания, а также совершенствования учебно-воспитательной деятельности.

Для понимания значимости и важности использования антропологического подхода следует рассмотреть его основные функции. К ним относятся:

  1. Гносеологическая функция. Эта функция связана с применением педагогического научного знания для познания окружающей действительности. Эта функция имеет важное значение в педагогическом процессе и определяет выбор методов исследования и форм деятельности. Познавательный процесс имеет свою логику построения, что позволяет пройти процесс познания поэтапно: с момента ощущения, до определения закономерностей процесса познания. Реализация данной функции в антропологическом подходе предполагает определений теоретического и методологического фундамента исследовательской деятельности. педагогическая наука неразрывно связана с антропологией и не может существовать без опоры на антропологический аспект. Это проявляется в ее гуманитарной и социальной направленности. Эта функция является первостепенной в антропологическом подходе. Она выражает его общее мировоззрение и содержание.
  2. Нормативно-праксиологическая функция. В данном случае, функциональная роль антропологического подхода проявляется в системе положений, основанных на педагогической теории, которые служат базой для организации практической учебно-воспитательной деятельности. Иными словами, антропологический подход выступает методологическим итогом педагогической теории и практики построения образовательной деятельности. Поскольку праксиология характеризует направление человеческой деятельности, то роль этой функции сводится к установлению основных правил и норм организации прохождения процессов образования и воспитания, а также сути этого процесса.
  3. Прогностическая функция. Ее выполнение связано с разработкой планов и прогнозов прохождения педагогической деятельности, процессов и явлений. Прогнозы имеют важное функциональное значение в педагогике, поскольку выступают элементом предвиденья развития образования и воспитания в конкретный временной период. Функция определяет порядок и методику выдвижения и обоснования возможных направлений и путей совершенствования учебно-воспитательного процесса и конкретизирует выбор деятельности, отвечающей требованиям целесообразности. Прогнозирование происходит на основе предварительного анализа протекания учебно-воспитательного процесса и функционирования педагогической системы в целом. Анализ проводится на основе данных о протекании учебного и воспитательного процесса по различным направлениям, в различных сферах и на разных этапах общественного развития. Рассматриваются цели, задачи, методика воспитания, модели и идеалы учебно-воспитательной работы.

Замечание 2

Комплекс функций антропологического подхода представляет собой методологический фундамент теоретического концептуального учения и практики образовательной деятельности.

Источник

Антропологический подход — особый стиль научного и практического мышления, возникший в конце 1960-х – начале 1970-х гг. на стыке философии и педагогики и осуществляющийся в соответствии с рядом научных принципов:

  • • синергетическим;
  • • антропологическим Л. Фейербаха;
  • • дополнительности Н. Бора;
  • • плюрализма теорий и исследовательских программ В. Дильтея;
  • • равноправия философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей В. А. Сластенина;
  • • целостности;
  • • историчности; и др.

«Антропологический подход» — термин, чрезвычайно популярный в современной педагогике, бытующий в научно-педагогическом словаре как близкий но смыслу термину «гуманистический подход». И это неудивительно: в переводе на русский язык корни латинского и греческого слов «гуманистический» и «антропологический» обозначают одно и то же — «человек». В связи с этим и названные подходы должны быть едва ли не синонимами. Однако анализ практики употребления названных терминов свидетельствует о некотором различии в их смыслах.

Гуманистический подход акцентирует внимание педагога на том, что ребенок как всякий человек — это социальное существо, член общества и, воспитывая его, следует исходить из следующих установок:

  • • все люди равны в своих основных правах;
  • • всякий человек заслуживает любви;
  • • особенно необходима любовь ребенку как существу слабому, нуждающемуся в понимании, защите, поддержке и т.п.

Гуманистический подход — скорее принцип педагогической деятельности, а антропологический — научное обоснование целостного (гуманного по своей сути) педагогического мировоззрения, методология научного исследования и организации педагогического процесса. Анализ показывает, что антропологический подход дает возможность ребенку полноценно проживать каждый период детства, последовательно решать возрастные задачи, успешно социализироваться, сохранять и развивать свою индивидуальность, целостно развиваться.

Для разработки антропологического подхода большое значение имели работы немецких философов (О. Больнов, М. Бубер, X. Вулф, Г. Рот, И. Дерболав, В. Лох, Д. Камиер,

В. Клафка, М. Я. Лангевелд, Р. Лассан, Э. Левинас, Л. Мел- ленхауэр, А. Флитнер и др.), российских ученых — философов, педагогов, психологов (В. С. Барулин, Б. М. Бим-Бад, П. С. Гуревич, Г. Б. Корнетов, В. И. Максакова, А. П. Огурцов, Л. К. Рахлевская, Л. Л. Редько, В. А. Сластенин, Л. А. Степашина, Н. В. Филинова, Е. Н. Шиянов и др.).

Модели и технологии воспитания, отвечающие сущности антропологического подхода, разрабатывали и осуществляли Ш. А. Амонашвили, В. М. Богуславский, Л. В. Банков, В. А. Караковский, А. Г Каспржак, А. А. Католиков, А. И. Мещеряков, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, А. Н. Тубельский, С. Френе, Р. Штайнер и др.

Читайте также:  Где находится серотонин в каких продуктах содержится

Антропологический подход ориентируется на аксиологию (систему ценностей), опирается на аксиоматику (незыблемые представления) и культивирует антропологически грамотную педагогическую технологию.

Основными ценностями антропологического подхода являются:

  • • человек, его жизнь и здоровье, индивидуальность и целостное развитие;
  • • каждый ребенок в отдельности и детское население страны в целом, поскольку дети выполняют в жизни человечества особую функцию: они делают взрослых более гуманными, заботливыми, нежными, обеспечивают им реальное и идеальное бессмертие. Дети психологически поддерживают взрослых (внушают им оптимизм, самоуважение, ответственность и пр.), стимулируют их креативность и разностороннее развитие;
  • • противоречивость человека как движущая сила развития, совершенствования человека/ребенка;
  • • полноценность проживания каждого возрастного периода детства, поскольку детство в большинстве случаев имеет определяющее, фундаментальное значение для будущего ребенка;
  • • свобода и ответственность как право и обязанность каждого участника образовательного процесса;
  • • культура, поскольку она заполняет пространство и время жизни человека/ребенка;
  • • воспитание, поскольку оно создает условия для совершенствования человеческого в человеке;
  • • сотрудничество как главный принцип совместной жизни людей друг с другом, поскольку оно позволяет стимулировать взаимное совершенствование.

Основные аксиоматические положения антропологического подхода изложены в предыдущих главах. Повторим самое важное.

  • 1. Природа ребенка по сути совпадает с природой взрослого, а по форме проявления зависит от генеральных особенностей конкретного возраста. Поэтому ребенок потенциально может являться полноправным, в определенной мере автономным, участником педагогического процесса и всегда во многом определяет его эффективность. В силу этого в процессе воспитания дети и взрослые взаимозависимы, являются в определенном смысле условием бытия и развития друг друга.
  • 2. По своей природе любой человек (и ребенок) — существо целостное, сверхсложное, во многом загадочное, до конца непредсказуемое, противоречивое. Природа человека одновременно материальна и духовна, разумна и креативна, динамична и консервативна, социальна и индивидуальна. Любой человек (и ребенок) — это и живой, активный организм, и существо разумное, владеющее речью и способностью мыслить, и личность, обладающая потребностью и способностью ориентироваться на другого человека (не только близких, знакомых, реальных, но и далеких, незнакомых, воображаемых людей), на высшие нематериальные ценности, самосовершенствоваться, воспитываться и быть воспитанным. В этом смысле любой ребенок независимо от возраста, характера, успеваемости, других индивидуальных особенностей равен взрослому. Он не только и не столько «будущий», сколько вполне «настоящий» человек, имеющий определенные права и обязанности перед собой и другими.
  • 3. Имея общую со взрослыми природу, дети проявляют и реализуют ее несколько иначе. Их организм более, чем у взрослых, хаотичен, чувствителен к космическим и природным явлениям. Дети более пластичны, адаптивны, максимально активны в освоении окружающего, в овладении физическими и социальными условиями своей жизни, в созидании внутреннего мира. Ребенку больше, чем взрослому, свойственна неравновесность развития, а изменения, происходящие с детьми, более наглядны и интенсивны. Дети более непосредственно отзываются на воздействие искусства, острее переживают все эмоции. Поведение, личностные характеристики и даже физический облик и здоровье ребенка, с одной стороны, взаимно определяют друг друга, а с другой — обусловливаются нс только и нс столько внутренними, врожденными особенностями, сколько сен- зитивностью к внешним социокультурным условиям.
  • 4. Дети отзывчивы к общению со взрослыми и сверстниками; к разнообразной деятельности, в особенности — к познанию, игре, творчеству; к интеллектуальной, эмоциональной и ценностной атмосфере окружающей среды; к насыщенности жизни событиями, впечатлениями и пр. Отзывчивы дети и на конкретные особенности той воспитательной системы, в которую они оказываются включены.
  • 5. Любой период жизни человека объективно и субъективно ценен, но детство в большинстве случаев имеет определяющее, фундаментальное значение для его будущего, что вступает в противоречие с восприятием самого ребенка, для которого детство — это прежде всего чрезвычайно актуальная, но при этом во многом несовершенная реальность.

Последнее положение обусловливает предпочтение определенных педагогических технологий воспитания, осуществляемого в парадигме антропологического подхода — технологий, превращающих воспитание в процесс не столько воздействия старших на младших, сколько в пространство их совместного бытия, диалога, содействия, взаимного движения взрослого и ребенка навстречу друг другу. В частности, антропологичными являются организация обучения без школьной отметки (Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков,

С. Френе, Р. Штайнер и др.), организация учебной деятельности как совместно-распределенной, коллективной (В. В. Давыдов, И. Б. Первин и др.), организация содействия взрослого и ребенка друг другу (А. И. Мещеряков), «коммунарская методика» (И. П. Иванов, М. Г. Казакина, В. А. Караковский, А. Н. Тубельский и др.), «ненасильственная педагогика» (В. А. Ситаров и др.), «игровая педагогика» (Н. П. Аникеева, О. С. Газман, С. А. Шмаков и др.); психолого-педагогическая поддержка ребенка (М. В. Битянова,

О. С. Газман, И. К). Шустова, С. М. Юсфин и др.), организация инклюзивного образования (А. В. Суворов и др.). Для этих технологий характерны демократические процедуры принятия решений; поддержка осознанного, свободного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий; делегирование определенных воспитательных функций детям; введение традиций смены организационных лидеров, совместного планирования, коллективной рефлексии; насыщение воспитательного пространства импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством.

Специальные исследования показывают: педагог с антропологическим мировоззрением, присвоивший ценности и научно обоснованную аксиоматику антропологического подхода, владеющий антропологически адекватными технологиями своей деятельности, во многом отличается от своих коллег:

  • • он «детоцентричен», для него характерны эмпатия, ценностное отношение к каждому дню и периоду жизни, личностная заинтересованность в развитии ребенка как человека, а не только как существа обучающегося (в широком смысле этого слова). В связи с этим он видит смысл и цель своей деятельности не столько в сообщении детям некоторой информации, приучении их к дисциплине, развитии отдельных индивидуальных особенностей, сколько в превращении ребенка в счастливого (деятельного, целеустремленного по К. Д. Ушинскому) человека, в содействии совершенствованию ребенка как целостного существа;
  • • он способен мыслить диалектически, обнаруживать противоречия педагогических явлений, вербализовать принципы своей деятельности, осуществлять целеполага- ние и рефлексию своей деятельности, адекватно оценивать промежуточные и итоговые результаты педагогического процесса, ориентироваться на дальнюю, среднюю и ближнюю жизненные перспективы детей;
  • • он умеет строить свою педагогическую деятельность как сотрудничество не только с детьми, но и их родителями, а также с коллегами, администрацией. Он добивается совпадения представлений взрослых и детей о совершенном человеке, достойном поведении, добре и зле и пр.;
  • • он относится ко времени как значимому фактору воспитания и самовоспитания: осуществляет своевременные, адекватные возрасту воспитанников, педагогические действия; разумно экономит и уплотняет педагогически организованное время; устанавливает для себя и детей разумный режим труда и отдыха; учитывает колебания индивидуальных и коллективных биоритмов;
  • • он умеет осознанно и системно строить воспитательный процесс, опираясь на индивидуальные особенности, жизненный опыт и интересы практически каждого ребенка, включать его в процесс преодоления трудностей относительно высокого уровня, авансировать успех;
  • • он умеет насыщать пространство жизни детей не только трудовой, учебной и познавательной деятельностью, но и в меру разнообразными впечатлениями, игрой, разновозрастным и разноуровневым общением, ненасильственно утверждать в детской среде атмосферу солидарности, сопереживания, внимания, уважения и терпимости друг к другу, доверительного общения и открытости (критике, чужому опыту, нововведениям);
  • • он полноценно реализует свою собственную человеческую природу и в то же время остро ощущает свой педагогический долг и ответственность.
Читайте также:  В каких продуктах содержится аллерген

Овладение антропологическим подходом, который кажется совершенно естественным и здравым, требует тем не менее серьезных усилий со стороны воспитателя и сопряжено с преодолением им определенных трудностей. Главная трудность для взрослого в овладении антропологическим подходом заключается в том, что приходится пересматривать укорененные, но не соответствующие современной ситуации воспитания детей стереотипы, а затем менять себя: культивировать в себе оптимизм, терпение, толерантность, самокритичность, способность к рефлексии, а также совершенствовать свое умение поставить себя на место ребенка, свое чувство юмора, меры, такта, усмирять свои амбиции и т.д.

Источник

Антропологический подход широко применяется в педагогике. Он имеет довольно интересную историю, заслуживающую пристального изучения.

Идеи Руссо

Глубокие и парадоксальные наблюдения, которые были сделаны Жаном Жаком Руссо, оказали существенное влияние на антропологический подход к культуре. Им была показана взаимосвязь между окружающей средой и воспитанием подрастающего поколения. Руссо отмечал, что антропологический подход к личности позволяет формировать чувство патриотизма в детях.

антропологический подход

Теория Канта

Иммануил Кант выявил значимость педагогики, подтвердил возможность саморазвития. Антропологический подход в педагогике в его понимании представлялся как вариант развития моральных качеств, культуры мышления.

Идеи Песталоцци

В начале девятнадцатого века Иоганн Песталоцци подхватил идею гуманного подхода в педагогике. Им были определены следующие варианты развития личностных способностей:

  • созерцание;
  • саморазвитие.

Суть созерцания заключалась в активном восприятии явлений и предметов, выявлении их сущности, формировании точного образа окружающей действительности.

антропологический подход в педагогике

Теория Гегеля

Антропологический подход в исследовании, предложенный Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, взаимосвязан с воспитанием человеческого рода путем формирования отдельной личности. Он отмечал важность использования нравов, традиций истории для полноценного развития подрастающего поколения.

Антропологический подход в понимании Гегеля – это постоянная работа над собой, желание познать красоту окружающего мира.

Именно в этот исторический период в педагогике наметились определенные воспитательные ориентиры, которые позволяли формировать личность, способную к самореализации, самовоспитанию, самопознанию, успешной адаптации в социальной среде.

антропологический подход к культуре

Теория Ушинского

Антропологический подход в педагогике, выдвигающий в качестве «предмета воспитания» изучение человека, был предложен К. Д. Ушинским. Его последователями стали многие прогрессивные учителя того времени.

Ушинский отмечал, что полноценное формирование личности маленького человека происходит под воздействием внешних и внутренних, общественных факторов, которые не зависят от самого ребенка. Такой антропологический подход в воспитании не предполагает пассивности самого человека, отображающего внешнее действие определенных факторов.

Любая воспитательная доктрина, независимо от ее специфики, предполагает определенные нормы, алгоритм.

Принципы антропологического подхода формируются с учетом социального заказа общества.

антропологический подход в исследовании

Современный подход

Несмотря на изменения сознания, коснувшиеся общества, сохранена гуманность общественной природы. В наше время антропологический методологический подход -это одно из основных направлений работы школьных психологов и педагогов. Несмотря на те дискуссии, которые периодически возникают в учительской среде, именно гуманность остается основным приоритетом российского образования.

Ушинский отмечал, что воспитатель должен иметь представление о той среде, в которой находится ребенок. Такой антропологический подход сохранился в коррекционной педагогике. В качестве отправной точки рассматривается именно сам ребенок, а уже потом анализируются его интеллектуальные способности.

Адаптация детей, которые имеют серьезные проблемы с физическим здоровьем, стала основной задачей коррекционных педагогов.

Такой антропологический подход позволяет «особенным детям» адаптироваться в современной социальной среде, помогает им развивать свой творческий потенциал.

Идеи гуманизации, которые все чаще озвучиваются представителями министерства образования, к сожалению, не привели к полному отказу от классического подхода, основывающегося на формировании у подрастающего поколения системы навыков, знаний, умений.

Не все педагоги используют культурно-антропологический подход при преподавании учебных дисциплин подрастающему поколению нашей страны. Ученые выделяют несколько объяснений сложившейся ситуации. Учителя старшего поколения, основная педагогическая деятельность которых прошла при традиционной классической системе, не готовы менять свое представление о воспитании и обучении. Проблема состоит и в том, что не разработан новый педагогический стандарт учителя, который бы содержал основные антропологические подходы.

основные антропологические подходы

Этапы становления педагогической антропологии

Сам термин появился во второй половине девятнадцатого века в России. Он был введен Пироговым, потом уточнен Ушинским.

Этот философско-антропологический подход появился далеко не случайно. В народном образовании проводился поиск методологической основы, которая бы в полной мере способствовала выполнению социального заказа общества. Появление атеистических взглядов, новые экономические тенденции, привели к необходимости изменения образовательной и воспитательной системы.

В конце девятнадцатого века на Западе разрабатывалась собственная концепция, в которой антропологический подход к культуре стал отдельной отраслью педагогического и философского знания. Именно Константин Ушинский стал первопроходцем, который выделил воспитание в виде основного фактора развития человека. Он учел все инновационные тенденции, применяемые в тот исторический период в европейских странах, разработал собственный социально-антропологический подход. Движущими силами воспитательного процесса, он сделал умственное, нравственное, физическое формирование личности. Такой комбинированный подход позволяет учитывать не только требования со стороны общества, но и индивидуальность каждого ребенка.

Антропологический подход в исследовании, введенный Ушинским, стал настоящим научным подвигом этого удивительного ученого. Его идеи использовались педагогами – антропологами, психологами, послужили основой для создания специальной теоретической педагогики Лесгафта.

Антропологический подход к изучению культуры, направленный на учет духовности и индивидуальности каждого ребенка, лег в основу выделения коррекционной педагогики.

Отечественным врачом-психиатром Григорием Яковлевичем Трошиным был опубликован научный труд в двух томах, который касался антропологических основ воспитания. Он сумел дополнить идеи, предлагаемые Ушинским, психологическим содержанием, базируясь на своей собственной практике.

Вместе с педагогической антропологией происходило и развитие педологии, предполагающей всесторонне и комплексное формирование подрастающего поколения.

В двадцатом веке проблемы воспитания и образования стали эпицентром дискуссий и споров. Именно в этот исторический период появляется дифференцированный подход к учебному процессу.

Антропологический подход в науке, провозглашенный Теодором Литтом, основывался на целостном восприятии человеческой души.

Также необходимо отметить и тот вклад, который внес в педагогическую антропологию, Отто Больнов. Именно он отмечал значимость самоутверждения, ежедневного бытия, веры, надежд, страха, реального существования. Психоаналитик Фрейд пытался проникнуть в человеческую природу, познать связь между биологическими инстинктами и умственной активностью. Он был убежден в том, что для окультуривания биологических признаков необходимо постоянно работать над собой.

антропологический подход к личности

Вторая половина 20 века

Историко-антропологический подход взаимосвязан с бурным развитием философии. На стыке психологии и философии трудился Ф. Лерш. Именно он занимался анализом связи между характерологией и психологией. Базируясь на антропологических идеях о взаимосвязи окружающего мира и человека, им была предложена ценная классификация мотивов человеческого поведения. Он говорил об участии, познавательном интересе, стремлении к позитивному творчеству. Лерш отмечал важность метафизических и художественных потребностей, долга, любви, религиозных изысканий.

Читайте также:  Какие витамин содержится в кожуре лимона

Рихтер вместе со своими последователями вывел взаимосвязь между гуманитарными дисциплинами и искусством. Они поясняли двойственность человеческой природы, возможность индивидуализации путем использования общественных благ. Но Лерш утверждал, что справиться с подобной задачей могут только образовательные учреждения: школы, университеты. Именно общественная образовательная работа спасает от саморазрушения человечество, способствует применению исторической памяти для воспитания подрастающего поколения.

антропологический подход в воспитании

Особенности возрастной и педагогической психологии

В начала двадцатого века часть функций педагогической антропологии были переданы возрастной психологии. Отечественные психологи: Выготский, Эльконин, Ильенков выделили основные педагогические принципы, которые основывались на серьезном знании природы человека. Эти идеи стали подлинным новаторским материалом, который лег в основу создания новых методик воспитания и обучения.

Существенное влияние на современную антропологию и педологию оказал Жан Пиаже, основавший женевскую генетическую психологию.

Он опирался на практических наблюдениях, собственном общении с детьми. Пиаже сумел описать базовые этапы обучения, дать полную характеристику особенностей восприятия ребенком своего «я», познания им окружающего мира.

В целом педагогическая антропология является способом обоснования образовательных методик. В зависимости от точки зрения, для одних философов она рассматривается в виде эмпирической теории. Для других такой подход является частным случаем, используется для поиска комплексного подхода к воспитательному процессу.

В настоящее время педагогическая антропология является не только теоретической, но и прикладной научной дисциплиной. Ее содержание и выводы широко применяются в педагогической практике. Отметим, что подобный подход направлен на практическое внедрение «гуманистической педагогики», приема ненасилия, рефлексии. Он является логическим продолжением теории природосообразного воспитания, предложенной польским педагогом Яном Амосом Каменский в девятнадцатом веке.

Методы антропологии

Они направлены на аналитическое исследование человека в качестве воспитуемого и воспитателя, осуществляют педагогическую интерпретацию, позволяют синтезировать информацию из различных областей человеческой жизни. Благодаря этим методам можно экспериментальным и опытным путем изучать факторы, факты, явления, процессы, которые осуществляют в коллективах, касаются отдельных личностей.

Кроме того, такие методики дают возможность строить индуктивно-эмпирические и гипотетически-дедуктивные модели и теории, связанные с определенными научными областями.

Особое место занимает в педагогической антропологии исторический метод. Применение исторической информации позволяет проводить сопоставительный анализ, сравнивать разные эпохи. Педагогика при проведении таких сравнительных методик, получает прочную базу для применения национальных обычаев и традиций в формировании патриотизма в подрастающем поколении.

Синтез стал важным условием для совершенствования образовательной системы, поиска эффективных образовательных технологий. Понятийная система стоится на синтезе, анализе, аналогии, дедукции, индукции, сравнении.

Педагогической антропологией осуществляется синтез человекознания, который не может существовать вне интегративных усилий. Благодаря использованию информации из других научных сфер, в педагогике была разработана собственная проблематика, определены основные задачи, выявлены специальные (узкие) методы исследований.

Без взаимосвязи между социологией, физиологией, биологией, экономикой и педагогикой, возможны ошибки неосведомленности. Например, отсутствие в нужном объеме информации об определенном явлении либо объекте, неизбежно приводит к искажению теории, выдаваемой учителем, появлению несоответствия между реальностью и предлагаемыми фактами.

Интерпретация (герменевтика)

Такой метод в педагогической антропологии используется для понимания человеческой природы. Исторические события, которые произошли в отечественной и мировой истории, можно использовать для воспитания в подрастающем поколении патриотизма.

Анализируя особенности определенного исторического периода, ребята вместе со своим наставником находят в нем положительные и отрицательные характеристики, предлагают свои пути развития общественных строев. Такой подход дает возможность педагогам искать смысл определенных действий, поступков, обнаруживать источники интерпретации. Суть ее в модификации для педагогических целей методов, позволяющих проводить проверку знаний.

Дедукция также широко применяется в современном образовании, дает возможность учителю проводить не только фронтальную, но и индивидуальную деятельность со своими воспитанниками. Интерпретация позволяет внедрять в педагогику сведения из религии, философии, искусства. Основной задачей педагога является не только применение научных терминов, подача ребятам определенной информации, но и воспитание, а также развитие личности ребенка.

К примеру, в математике важно выявить связь между результатами и причинами, проводя измерения, различные вычислительные действия. Образовательные стандарты второго поколения, введенные в современную школу, направлены именно на внедрение антропологического метода в педагогику.

Казусный метод предполагает изучение конкретных ситуаций и случаев. Он подходит для проведения анализа нетипичных ситуаций, конкретных характеров, судеб.

Педагоги – антропологи в своей работе уделяют пристальное внимание наблюдениям. Предполагается ведение индивидуальных исследований, результаты которых заносят в специальные опросные листы, а также комплексное изучение классного коллектива.

Теоретические технологии в сочетании с практическими опытами и исследованиями, позволяют получать желаемый результат, определять направление воспитательной работы.

Экспериментальная работа связана с инновационными методиками и проектами. Актуальными являются модели, которые направлены на профилактику, коррекцию, развитие, формирование творческого мышления. Среди инновационных идей, применяемых учителями в настоящее время, особый интерес представляет проектная и исследовательская деятельность. Педагог уже не выступает в роли диктатора, заставляющего детей учить наизусть нудные темы и сложные формулы.

Инновационный подход, внедряемый в современную школу, позволяет учителю быть наставником для школьников, выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. В задачу современного воспитателя и учителя входит организационная поддержка, а процесс поиска и усвоения навыков и умений ложится на самого обучающегося.

В ходе проектной деятельности ребенок учится выявлять предмет и объект своего исследования, выявлять методики, которые ему потребуются для проведения работы. Учитель лишь помогает юному экспериментатору в выборе алгоритма действий, проверяет математические расчеты, вычисления абсолютной и относительной погрешности. Помимо проектной работы, в современной школе используется и исследовательский подход. Он предполагает изучение определенного объекта, явления, процесса, с помощью определенных научных методик. В ходе исследовательской деятельности школьник самостоятельно изучает специальную научную литературу, выбирает нужный объем информации. Педагог выполняет роль тьютора, помогает ребенку проводить экспериментальную часть, находить взаимосвязь между поставленной в начале работы гипотезой и полученными в ходе эксперимента результатами.

Изучение законов антропологии в педагогике начинается с выявления фактов. Существует огромная разница между научной информацией и житейским опытом. Научными считают законы, нормы, категории. В современной науке используют два средства обобщения сведений на уровне факта:

  • статистическое массовое обследование;
  • многофакторный эксперимент.

Они создают общее представление из отдельных признаков и ситуаций, формируют общий педагогический подход. В результате появляется полноценная информация о методах и средствах, которые можно использовать для образовательного и воспитательного процесса. Вариационная статистика является основным аппаратом для проведения педагогических исследований. Именно в результате внимательного анализа различных фактов, педагоги и психологи принимают решение о методике и приемах воспитания и обуч