В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки дыр бул щыл
Олимпиадные задания по литературе для учащихся 5-6 класса
Знание текстов художественных произведений.
Задание 1. Из какой сказки эти предметы. (А) шарманка, деревянные башмаки, семихвостая плетка, три корочки хлеба, бутылочка с касторкой, перо и чернильница.
Б) Лук со стрелами, мягкий белый хлеб, ковер с хитрыми узорами, клубочек, сундук, игла.
Задание 2. Определите по портретной характеристике литературного героя. О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идёт речь.
А) Из числа челяди барыни самым замечательным лицом был дворник, мужчина гигантского роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть, когда он либо пахал, либо так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать косой…славный он был мужик. Постоянное его безмолвие придавало торжественную важность его работе.
Б) Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках… У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее…
Историко-литературные задания.
(
Задание 3. Определите писателя по биографическим фактам.А) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
Б) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».
Г) Баснописец, драматург, журналист. Он стал первым писателем,которому в России поставили памятник по подписке. 12 мая 1855 года памятник работы П.К. Клодта был поставлен в Летнем саду в Петербурге.
III. Знание теории литературы.
Задание 4: Средства выразительности.
Ответ запишите в виде А -_____________, Б – _____________, В – ________________
А. Укажите, какой художественный приём использует А.А. Фет в подчёркнутых словосочетаниях.
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
Б. Какой троп использован в отрывке из былины, в котором изображается сила богатырского коня:
Первый скок нашли за три версты,
Другой скок нашли за двенадцать вёрст,
Третий скок не могли найти.
В. Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке произведения П.П.Ершова «Конёк – горбунок».
Кабылица та была
Вся, как зимний лес, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая…»
Задание 5. Соотнесите термин и его определение. Ответ запишите в виде: 1-А, 2-Г
Термины
Определение
1.Юмор
А) Жанр фольклора, краткое изречение с назидательным содержанием.
2.Басня
Б) Описание природы в литературном произведении.
3.Пословица
В) Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания.
4. Поговорка
Г) Краткое образное выражение, незаконченное высказывание
5. Пейзаж
Д) Вид комического, весёлый, безобидный, смех.
IV. Литература и другие виды искусства
(максимальное количество баллов – 2 б.)
Задание 6: Назовите фамилии иллюстраторов русских народных сказок и художников, создателей картин на темы русских народных сказок.
V. Интерпретация художественного произведения.
(максимальное количество баллов-10 баллов)
Задание 7: Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878). Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста задания (рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос – 3-4 предложения).
И.С. Тургенев.
«Нищий».
Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
˗ Что ж, брат, ˗ прошамкал он, ˗ и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?
2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.
3. Объясните , о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.
Ключи (5-6 класс)
Знание текстов художественных произведений.
(максимальное количество баллов – 4,5 б.)
Задание 1:
(По 0,5 балла за название сказки; максимальное количество баллов за задание 1 балл)
А) «Приключения Буратино»
Б) «Царевна Лягушка»
Задание 2:
(По 0,5 балла за героя, название произведения и автора; максимальное количество баллов за задание 3,5 балла)
А) Герасим, «Муму», И.С.Тургенев
Б) Федя, Павлуша, «Бежин луг», И.С.Тургенев
Историко-литературные задания.
(максимальное количество баллов – 4 б.)
Задание 3: (По 1 баллу за фамилию, имя и отчество писателя; максимальное количество баллов – 4 балла)
А) Лермонтов М. Ю.
Б) Пушкин А. С.
В) Толстой Л. Н.
Г) И.А.Крылов.
III. Знание теории литературы.
(максимальное количество баллов – 5,5 б.)
Задание 4: ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла)
А) эпитеты
Б) гипербола
В) сравнение
Задание 5: ( По 0,5 балла за правильный ответ; максимальное количество баллов 2,5 балла)
1 – Д
2 – В
3 – А
4 – Г
5 – Б
IV. Литература и другие виды искусства
(максимальное количество баллов – 2 б.)
Задание 6:
И.Билибин, В.Васнецов
V. Интерпретация художественного произведения.
(максимальное количество баллов-10 баллов)
Задание 7:
При оценке творческой работы учитывается:
• глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
• композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: (0–2 балла);
• оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
• эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
• соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
1. Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?
В произведении раскрывается тема милосердия, любви к человеку, оказавшемуся в бедственном положении. «Брат» – ключевое слово текста, оно повторяется пять раз. Состояние нищего передано через образные определения (эпитеты), подчеркивающие как индивидуальность портрета («дряхлый», «воспаленные», «слезливые», «шершавые», «нечистые» и др.), так и постоянные, типичные черты («несчастное», «грязную» и др.). Кроме того, Тургенев использовал яркую метафору «обглодала бедность», прямую речь, описал детали поведения (нищий «стонал», «мычал», рука «слабо колыхалась и вздрагивала», он «усмехнулся», «стиснул» пальцы рассказчика, «прошамкал» и др.). Благодаря перечисленным приемам создан образ жалкого «существа», отвергнутого обществом, униженного жизнью, крайне нуждающегося в помощи.
2. Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.
Главная черта рассказчика, проявившаяся при общении с нищим, ˗ совестливость. Ему неловко, стыдно оттого, что он не может помочь человеку. Тургенев передает его состояние словами «потерянный, смущенный», а также благодаря таким «подробностям чувств», как порыв пожать грязную руку нищего, невольное желание назвать его братом. Функциональны для создания образа рассказчика отточия. Они передают и эффект неожиданности при встрече с нищим, и удивление при виде столь несчастного человека, и растерянность, и мучительность переживания своего бессилия помочь, и необъяснимость рукопожатия. Отточия также создают ощущение недосказанности, невыразимости, что придает стихотворению в прозе лирическую тональность.
3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.
Для нищего искреннее сочувствие и признание в нем человека, достойного рукопожатия, ˗ «тоже подаяние». Подаянием для рассказчика стала удовлетворенность от проявления любви к страждущему незнакомцу и сердечная благодарность нищего.
Максимальный балл за работу – 26 баллов
Источник
Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. 11 класс
I.Знание текстов художественных произведений.
1.В каких произведениях горят эти костры? Напишите название произведения, автора.
И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке сада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням.
Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, – у камня печального и хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.
Красный костер окровил таганы,
В хворосте белые веки луны.
Тихо, на корточках, в пятнах зари
Слушают сказ старика косари.
2. Назовите авторов приведенных ниже строк:
А) «И вечный бой! Покой нам только снится!»
Б) «Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
значит – это кому-нибудь нужно?»
В) «Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду».
Г) «Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф».
3.Назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали:
Зеленый драдедамовый платок
Этакое богатое тело – хоть сейчас в анатомический театр
Старое, ветхое, студенческое пальто
Настоящий восточный халат…без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный
4. Из названных предметов гардероба составьте костюмы для литературных героев, имена которых приведены ниже. Какие вещи не принадлежат ни одному из ниже перечисленных персонажей?
Пестрая рубашка с тугими воротничками, серый сюртук с прорехой под мышкой, летний светло-коричневый пиджак светло-коричневого оттенка, утренний в английском вкусе костюм, сиреневые жувеневские перчатки, фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска, серый жилет с медными пуговицами, круглая щегольская шляпа.
(Лужин, «Преступление и наказание»; Захар, «Обломов»; Павел Петрович «Отцы и дети»).
5. Восстановите из приведенных ниже существительных (б) и прилагательных (а) названия произведений русской литературы. Справа укажите автора каждого произведения:
а) бахчисарайский, самоотверженный, первый, доходный, бедный, тупейный, каменный, обыкновенный;
б) художник, любовь, место, фонтан, гость, люди, история, заяц.
6. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:
1) – о своём Тулоне;
2) – изобрести перпетуум-мобиле;
3) – «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»;
4) – «мне только бы досталось в генералы»;
5) – «В Европу прорубить окно»;
6) – «на Руси жить хорошо».
II. Историко-литературные задания.
1.В манифесте какого литературного направления содержится следующие строки: «дыр, бул щыл / убещур/скум/ вы со бу/ р л эз (Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина» …)» .
2. Этот великий русский писатель до 19 лет безвыездно жил в родительском поместье Орловской губернии. Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по призванию, неутомимый путешественник (не раз бывал в Турции, в Греции, в Египте, странствовал по Сирии, Палестине, плавал на Цейлон, изъездил всю Европу), получил Нобелевскую премию по литературе. Умер в Париже в 1953 году.
3. Отвергая прозаическое существование обывателя, неоромантики конца XIX начала XX вв. воспевали мужество, подвиг, героику приключений. Типичный неоромантический герой – мужественный, необыкновенный человек («сверхчеловек»), чья жизнь полна опасности, сопряжена с риском. Назовите авторов и произведения в русской литературе, где проявляются особенности неоромантизма.
4. С жизнью каких писателей связаны следующие места:
– Мелихово – Карабиха
– Тригорское – Спасское-Лтовиново
– Орёл – Тарханы
– Тула – Курск
5. Соотнесите литературные маски (или псевдонимы) с фамилиями реальных авторов.
Иван Петрович Белкин А.К. Толстой, братья Жемчужниковы.
Борис Акунин Е. Дмитриева, М. Волошин
Козьма Прутков А. С. Пушкин
Черубина де Габриак Г. Чхартишвили
6. Как И.А. Бунин озаглавил свой дневник 1917-1918 года?
III. Литература и другие виды искусства
Соотнесите имена художников с произведениями, которые они иллюстрировали.
А.Блок. «Двенадцать» А.Родченко
A.Твардовский. «Василий Тёркин» Н.Кузьмин
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» Ю.Анненков
B.В. Маяковский. «Про это» О.Верейский
IV. Знание теории литературы
1. Найдите и объясните ошибки в определении термина эпиграмма. Эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в 20 веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Напишите исправленный вариант определения термина эпиграмма.
2. Выделите в тексте все тропы и стилистические фигуры, назовите их и определите стилистическую роль.
Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.
Я восходил; вдруг тихо закурился
Туманный дым в долине над рекой;
Густел, редел, тянулся и клубился,
И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,
И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,
Задернулась окрестность пеленой,
И, влажною пустыней окруженный,
Я в облаках исчез, уединенный…
3. О каких литературных понятиях идет речь?
1) повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
2) условный образ в лирических и лироэпических произведениях, чьё отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор;
3) один из видов комического, изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека и общества. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал
V. Анализ поэтического текста.
Произведите сопоставительный анализ двух стихотворений.
А. С. Пушкин
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты …
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
М. Ю. Лермонтов
Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Всѐ жив, хотя бессилен он;
Другим предавшимся мечтам
Я всѐ забыть его не мог;
Так храм оставленный – всѐ храм,
Кумир поверженный — всѐ бог!
Раскрыть сходство и различие по следующим уровням:
1. Идейно-тематический 5 баллов
2. Композиционный 5 баллов
3. Мотивы и образы 5 баллов
4. Особенности стиха (размер, ритм,
рифма, звуковая организация и т.д.) 5 баллов
Всего 20 баллов
Ответы
Олимпиада по литературе 11 класс
I. Знание текстов художественных произведений.
1. (4 балла)
1.1 И. Бунин. «Антоновские яблоки»
1.2 М. Горький. «Макар Чудра»
1.3 А. Блок. «На поле Куликовом»
1.4 С. Есенин. «Черная, потом пропахшая выть!»
2. (4 балла)
А) А. Блок «На поле Куликовом».
Б) В. Маяковский «Послушайте!»
В) С. Есенин «Собаке Качалова».
Г) Н. Гумилев «Озеро Чад».
.
3. (4 балла)
1) Катерина Ивановна 2) Одинцова 3) Раскольников 4) Обломов
4. Лужин, «Преступление и наказание»: летний светло-коричневый пиджак светло-коричневого оттенка, сиреневые жувеневские перчатки, круглая щегольская шляпа.
Захар, «Обломов»: серый сюртук с прорехой под мышкой, серый жилет с медными пуговицами.
Павел Петрович «Отцы и дети»: пестрая рубашка с тугими воротничками, утренний в английском вкусе костюм, небрежно повязанный галстучек, маленькая феска.
Оставшееся: фрак брусничного цвета с искрой, шинель на больших медведях, шерстяная радужных цветов косынка.
За каждое соответствие– 0,5 балла.(Максимум- 6 б.)
5. За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 8 баллов.
«Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин
«Самоотверженный заяц», М.Е. Салтыков-Щедрин
«Первая любовь», И.С. Тургенев
«Доходное место», А. Островский
«Бедные люди», Ф.М. Достоевский
«Тупейный художник», Н.С. Лесков
«Каменный гость», А.С. Пушкин
«Обыкновенная история», И. Гончаров
6. (6 баллов). Мечтатели:
о своём Тулоне (князь Андрей, из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
изобрести перпетуум-мобиле (мещанин Кулигин из пьесы А.Н. Островского «Гроза»)
«через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» (Манилов из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
«мне только бы досталось в генералы» (полковник Скалозуб из комедии А.С. Грибоедова «горе от ума»)
«в Европу прорубить окно» (царь Пётр 1 из поэмы А.С. Пушкина «медный всадник»)
«на Руси жить хорошо» (7 мужиков из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
II. Историко-литературные задания.
1.Футуризм. «Слово как таковое» 1913 год (1 балл)
2.И.А. Бунин (1 балл)
3. М.Горький «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль». Возможны иные авторы и произведения: Л. Андреев и др.) 1 балл – автор, 1 балл – рассказ.
4. (Максимально – 5,5 баллов. За каждое имя по 0,5б.). С жизнью каких писателей связаны следующие места:
Карабиха (Н.А. Некрасов)
Спасское-Лутовиново (И.С. Тургенев)
Тарханы (М.Ю. Лермонтов)
Курск (К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов)
Мелихово (А.П. Чехов)
Тригорское (А.С. Пушкин)
Орёл (И.С. Тургенев, Л. Андреев)
Тула (Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой)
5. 4 балла
6. (1 балл) «Окаянные дни»
III. Литература и другие виды искусства (4 балла)
А. Блок «Двенадцать» – Ю. Анненков
А. Твардовский «Василий Тёркин» – О. Верейский
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» – Н. Кузьмин
В. Маяковский «Про это» – А. Родченко
IV. Знание теории литературы
1. (4 балла) Ошибки в определении термина эпиграмма таковы: эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой.
Исправленный вариант определения термина: эпиграмма – это короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь лицо, ярко проявилась в творчестве А.С. Пушкина.
2.(0,5 балла за каждый пример) . Метафора: дыхание зари, гость благодатный, жемчуг росы
Эпитет: приятным, благодатным, туманный, крылатый, бледный, живое, светлокрылый
Олицетворение: сманила сон, взлетел, задернулась пеленой
Сравнение: блистал младым огнем лучей, как гений светлокрылый
Оксюморон: влажная пустыня
Рефрен: я восходил
Асидентон: густел, редел, тянулся
Антитеза: густел, редел, тянулся и клубился
3. (3 балла) 1) аллитерация; 2) лирический герой; 3) сатира.
V. Анализ поэтического текста.
Раскрыть сходство и различие по следующим уровням:
1. Идейно-тематический 5 баллов
2. Композиционный 5 баллов
3. Мотивы и образы 5 баллов
4. Особенности стиха (размер, ритм,
рифма, звуковая организация и т.д.) 5 баллов
(20 баллов)
Всего – примерно 97,5 баллов
Источник