В классе 32 ученика какое количество информации содержится
1
2
1. В классе 32 ученика. Какое количество информации содержится в сообщении о том, что к доске пойдёт Коля Сидоров. 2. Сообщение о том, что друг Петя живет на 10 этаже несёт 4 бита информации. Сколько этажей в доме? 3. Какая из последовательностей записана верно? a)Бит, байт, мегабайт, гигабайт, килобайт; b)байт, мегабайт, гигабайт, килобайт, бит, килобайт; c) Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. 4. В гимназический класс школы было отобрано несколько учеников из 128 претендентов. Какое количество учеников было отобрано, если сообщение о том, кто был отобран, содержит 140 бит информации?
3
МОЩНОСТЬ АЛФАВИТА число символов в алфавите (его размер) N ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕС СИМВОЛА количество информации в одном символе I = K. i i АЛФАВИТ – это вся совокупность символов, используемых в некотором языке для представления информации МОЩНОСТЬ АЛФАВИТА ( N ) – это число символов в алфавите. 2 i = N ЧИСЛО СИМВОЛОВ В СООБЩЕНИИ K КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ В СООБЩЕНИИ I Ni I K
4
Задача 1: Сообщение, записанное буквами из 16- символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?
5
Задача 2. Для записи сообщения использовался 32-х символьный алфавит. Все сообщение занимает 4 страницы, на каждой странице по 30 строк, в каждой строке по 50 символов. Какое количество информации в этом сообщении?
6
Задача 3. Информационное сообщение объемом 1,5 Кб содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого записано это сообщение?
7
СИМВОЛЬНЫЙ АЛФАВИТ КОМПЬЮТЕРА русские (РУССКИЕ) буквы латинские (LAT) буквы цифры (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) математические знаки (+, -, *, /, ^, =) прочие символы («»,, %,, :, ;, #, &) N = 2 i N = 256 = 2 8 i = 8 бит = 1 байт 1 байт – это информационный вес одного символа компьютерного алфавита
8
ЗАДАЧА4. Книга, подготовленная с помощью компьютера, содержит 150 страниц. На каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов (включая пробелы между словами). Каков объем информации в книге?
9
Задача 5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов?
10
Число равновероятных в о з м о ж н ы х событий N К о л и ч е с т в о и н ф о р м а ц и и в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий i N = 2i = 1 бит Число символов в алфавите (его размер) – МОЩНОСТЬ АЛФАВИТА N ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕС СИМВОЛА количество информации в одном символе 2 i = N I = K i K I Число символов в символьном сообщении Количество информации в символьном сообщении i i = 8 бит = 1 байт 1 байт 1 Кб 1 Мб 1 Гб 1024 ИНФОРМАЦИЯ N = 256 Содержательный подход Алфавитный подходИЗМЕРЕНИЕ
11
Домашнее задание: § 4 Задания 4,6,7 (стр. 26)
Источник
Цели урока: формировать умения и навыки
учащихся применять знания по образцу и в
изменённой ситуации по изучаемой теме: находить
количество информации при решении задач, в
условии которых события являются
равновероятными и не равновероятными.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- как найти вероятность события;
- как найти количество информации в сообщении,
что произошло одно из равновероятных событий или
одно из не равновероятных событий.
Учащиеся должны уметь:
- различать равновероятные и не равновероятные
события; - находить количество информации в сообщении, что
произошло одно из равновероятных событий или
одно из не равновероятных событий. - находить количество возможных вариантов того
или иного события, если известно количество
информации в сообщении о том, что событие
произошло.
Программно-дидактическое обеспечение:персональный
компьютер,проектор, мультимедийная доска
SMART-Board, карточки для опроса учащихся.
Ход урока
I. Постановка целей урока
- “Вы выходите на следующей остановке?” —
спросили человека в автобусе. “Нет”, — ответил
он. Сколько информации содержит ответ? - В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о
том, что достали белый карандаш, несет 4 бита
информации. Сколько белых карандашей было в
корзине? - В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18
черных шаров. Сообщение о том, что из корзины
достали белый шар, несет 2 бита информации.
Сколько всего в корзине шаров?
II. Проверка домашнего задания
Все ли выполнили домашнее задание? Какие
задания вызвали трудности?
- Начнём проверку домашнего задания со
следующего: давайте выясним, чья вероятность
вызова к доске для ответа больше.
/ Для этого учитель проецируем общее количество
оценок, которое мог бы получить учащийся на
данный момент времени, а также количество оценок
каждого ученика.
Ученики производят вычисления самостоятельно
и называют результаты. Далее выполнение
домашнего задания ученики показывают в порядке
убывания полученных вероятностей. Решение задач
демонстрируется на доске в слайдовой
презентации./
2. Выборочно проводится опрос по карточкам,
приготовленным заранее.
1) Какие существуют подходы к измерению
информации?
2) Какое сообщение называют информативным?
3) Может ли количество информации в сообщении
быть равным нулю?
Задание:вставьте пропущенные слова.
– Сообщение называется …, если в нем
содержатся новые и понятные сведения.
– События, не имеющие преимущество друг перед
другом, называются…
– Чем больше начальное число возможных …
событий, тем в большее количество раз
уменьшается … и тем большее … будет
содержать сообщение о результатах опыта.
– Количество информации, которое находится в
сообщении о том, что произошло одно событие
из… равновероятных, принято за единицу
измерения информации и равно…
– 1 бит — это количество информации, …
неопределенность знаний в два раза.
– I = log2N – количество информации в …
событии, где N – это …, а I – …
– I = log2(l/p) – количество информации в …
событии, где р – это …, а вероятность события
выражается в… и вычисляется по формуле:…
Все остальные учащиеся выполняют кроссворд по
основным понятиям приложение 1.
III. Решение задач
1. Решение задач, в условии которых события
являются равновероятными
В течении 10 минут ученики выполняют решения
задач / задаётся произвольный темп решения, т.о.,
часть детей решит задач больше, часть меньше в
меру своих возможностей
Вопросы к задачам:
- Почему в задаче события равновероятные?
- Что нужно найти в задаче: количество информации
или количество вариантов информации? - Какую формулу нужно использовать в задаче?
- Чему равно N? Как найти I?
– Чему равно I? Как найти N?
№1
“Вы выходите на следующей остановке?” –
спросили человека в автобусе. “Нет”, — ответил
он. Сколько информации содержит ответ?
Решение: человек мог ответить только “Да”
или “Нет”, т.е. выбрать один ответ из двух
возможных. Поэтому N = 2. Значит I = 1 бит (2 = ).
Ответ: 1 бит.
№2
“Петя! Ты пойдешь сегодня в кино?” – спросил я
друга. “Да”, – ответил Петя. Сколько информации
я получил?
Решение: Петя мог ответить только “Да” или
“Нет”, т.е. выбрать один ответ из двух возможных.
Поэтому N = 2. значит I = 1 бит (2 = 21).
Ответ: 1 бит.
№3
Сколько информации содержит сообщение,
уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?
Решение: так как неопределенность знаний
уменьшается в 8 раз, следовательно, она было равна
8, т.е. существовало 8 равновероятных событий.
Сообщение о том, что произошло одно из них, несет 3
бита информации (8 = 23).
Ответ: 3 бита.
№4
Какой объем информации содержит сообщение,
уменьшающее неопределенность в 4 раза?
Решение: так как неопределенность знаний
уменьшается в 4 раз, следовательно, она было равна
4, т.е. существовало 4 равновероятных событий.
Сообщение о том, что произошло одно из них, несет 2
бита информации (4 = 22).
Ответ: 2 бита.
№5
Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет.
После этого загорелся зеленый. Какое количество
информации вы при этом получили?
Решение: из двух сигналов (желтого и зеленого)
необходимо выбрать один — зеленый. Поэтому N = 2, а
I = 1 бит.
Ответ: 1 бит.
№6
Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4
дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа
будет плавать на дорожке номер 3. Сколько
информации получили школьники из этого
сообщения?
Решение: из 4 дорожек необходимо выбрать одну,
т.е. N = 4. Значит по формуле I = 2, т.к. 4 = 22.
Пояснение: номер дорожки (3) не влияет на
количество информации, так как вероятности
событий в этих задачах мы приняли считать
одинаковыми.
Ответ: 2 бита.
№7
На железнодорожном вокзале 8 путей отправления
поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на
четвертый путь. Сколько информации вы получили?
Решение: из 8 путей нужно выбрать один.
Поэтому N = 8, а I = 3, т.к. 8 =Пояснение: номер пути (4) не
влияет на количество информации, так как
вероятности событий в этих задачах мы
приняли считать одинаковыми.
Ответ: 3 бита.
№8
В коробке лежат 16 кубиков. Все кубики разного
цвета. Сколько информации несет сообщение о том,
что из коробки достали красный кубик?
Решение: из 16 равновероятных событий нужно
выбрать одно. Поэтому N = 16, следовательно, I = 4 (16 = 24).
Пояснение: события равновероятны, т.к. всех
цветов в коробке присутствует по одному.
Ответ: 4 бита.
№9
Была получена телеграмма: “Встречайте, вагон
7”. Известно, что в составе поезда 16 вагонов.
Какое количество информации было получено?
Решение: так как из 16 вагонов нужно выбрать
один, то N = 16, следовательно, 1 = 4(16 = 24).
Ответ: 4 бита.
№10
При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N
было получено 9 бит информации. Чему равно N?
Решение: N = 29 = 512.
Ответ: диапазон чисел имеет значение от 1 до
512.
№11
При угадывании целого числа в некотором
диапазоне было получено 8 бит информации. Сколько
чисел содержит этот диапазон?
Решение: N = 28 = 256.
Ответ: 256 чисел.
№12
Сообщение о том, что ваш друг живет на 10 этаже,
несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
Решение: N = 24 = 16 этажей.
Пояснение: события равновероятны, т.к. номера
этажей не повторяются.
Ответ: 16 этажей.
№13
Сообщение о том, что Петя живет во втором
подъезде, несет 3 бита информации. Сколько
подъездов в доме?
Решение: N = 23 = 8 подъездов.
Пояснение: события равновероятны, т.к. номера
подъездов не повторяются.
Ответ: 8 подъездов.
№ 14
В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На
каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил
Пете, что нужная ему книга находится на пятом
стеллаже на третьей сверху полке. Какое
количество информации библиотекарь передал
Пете?
Решение: существует 16*8 = 128 вариантов
местонахождения книги. Из этого количеств
вариантов необходимо выбрать один.
Следовательно, N = 128, а I = 7, т.к. 128 = 27.
Ответ: 7 бит.
№15
Загадано слово из 10 букв. Вы просите открыть
пятую букву. Вам ее открыли. Сколько информации
вы получили?
Решение: N = 10, следовательно, I = log210.
Смотрим по таблице / приложение 2
/ и видим, что I = 3,32193 бит.
Ответ: 3,3 бит
№16
В коробке лежат 6 разноцветных фломастеров.
Какое количество информации содержит сообщение,
что из коробки достали синий фломастер?
Решение: N = 6, следовательно, I = log26.
Смотрим по таблице и видим, что I = 2,58496 бит.
Ответ: 2,5 бит.
№17
Какое количество информации несет сообщение:
“Встреча назначена на май”?
Решение: так как месяцев в году 12, то из этого
количества сообщений нужно выбрать одно. Значит N
= 16, а I = log212. Смотрим по таблице и видим, что I
= 3,58496 бит.
Ответ: 3,5 бит.
№18
Какое количество информации несет сообщение о
том, что встреча назначена на 20 число?
Решение: так как дней в месяце 30 или 31, то из
этого количества сообщений нужно выбрать одно.
Значит N = 30 или 31, а I = log230 (или 31). Смотрим по
таблице и видим, что I = 4,9 бит.
Ответ: 4,9 бит.
2. Решение задач, в условии которых события не
равновероятны
Запишите формулу на доске для нахождения
количества информации в ситуации с не
равновероятными событиями. Что означает каждая
буква и как выразить одну величину через другую.
В соответствии с уровнем обучаемости 1 группа
детей решают более простые задачи №1 – №5, 2
группа -более сложные – №6 – №9.
Вопрос к задачам:
Почему события в задаче не равновероятные?
Сравните вероятности событий между собой.
№1
В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколько
информации несет сообщение о том, что достали
черный шар?
Дано: N, = 8; N6 = 24.
Найти: Iч = ?
Решение:
- N = 8 + 24 = 32 — шара всего;
- рч = = —
вероятность доставания черного шара; - I = log2( ) = 2 бита. Ответ: 2 бита.
№2
В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение
о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита
информации. Сколько белых карандашей было в
корзине?
Дано: N = 64; I6 = 4.
Найти: К = ?
Решение:
1) I6 = log2(l/p6); 4 = log2(l/p6); 1/рб
= 16; p6 = 1/16 – вероятность доставания белого
карандаша;
2) рб = ; = ;
= = 4
белых карандаша.
Ответ: 4 белых карандаша.
№3
В классе 30 человек. За контрольную работу по
математике получено 15 пятерок, 6 четверок, 8 троек
и 1 двойка. Какое количество информации в
сообщении о том, что Андреев получил пятерку?
Дано: N = 30; К5 = 6; К4 = 15; К3 = 8; К,
= 1.
Найти: I4 — ?
Решение: 1) р4 = = — вероятность получения оценки “5”;
2)I4 = log2( ) = log2( )=1бит
Ответ: 1 бит.
№4
Известно, что в ящике лежат 20 шаров. Из них 10 –
синих, 5 – зеленых, 4 — желтых и 1 — красный. Какое
количество информации несут сообщения о том, что
из ящика случайным образом достали черный шар,
белый шар, желтый шар, красный шар?
Дано: К = 10; К = 5; Кж = 4; К = 1; N = 20.
Найти: Iч, I6,Iж, Iк.
Решение:
- рч = К/N = = – вероятность доставания синего шара;
- р6 = K/N = =
— вероятность доставания зеленого шара; - рж = Кж/N = = – вероятность доставания желтого шара;
- рк = KK/N = – вероятность доставания
красного шара; - Iч = log 2(1/1/2) = 1бит;
6)I6 = log2(l/l/4) = 2 бит;
7)Iж = 1оg2(1/1/5) = 2,236 бит;
8) Iк = log2( 1/1/20) – 4,47213 бит.
Ответ: Iс = 1 бит, Iз = 2 бит, Iж =
2,236 бит, Iк = 4,47213 бит.
№5
За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение
о том, что он получил пятерку, несет 2 бита
информации. Сколько пятерок ученик получил за
четверть?
Дано: N = 100,I4 = 2 бита.
Найти: К4 — ?
Решение:
1) I4 = log2(l/p4), 2 = log2(l/p4),
= 4,
р4 =
– вероятность получения “5”;
2) I4 = К4/100, К4 = 100/4 = 25 –
количество “5”.
Ответ: 25 пятерок.
№6
В ящике лежат перчатки (белые и черные). Среди
них – 2 пары черных. Сообщение о том, что из ящика
достали пару черных перчаток, несет 4 бита
информации. Сколько пар белых перчаток было в
ящике?
Дано: Кч = 2,1ч = 4 бита.
Найти: К6 – ?
Решение:
= 16, рч = 1/16 – вероятность доставания черных
перчаток;
перчаток в ящике;
3) К6 = N – К = 32 – 2 = 30 пар белых перчаток.
Ответ: 30 пар белых перчаток.
No 7
Для ремонта школы использовали белую, синюю и
коричневую краски. Израсходовали одинаковое
количество банок белой и синей краски. Сообщение
о том, что закончилась банка белой краски, несет 2
бита информации. Синей краски израсходовали 8
банок. Сколько банок коричневой краски
израсходовали на ремонт школы?
Дано: Кб = Кс =8, I6 = 2 бита.
Найти: К – ?
Решение:
- Iб = log2(l/p6), 2 = log2(l/p6),
1/р6 = 4, р6 = Vi – вероятность расхода
белой банки; - N = = = 32 – банки
с краской было всего;
3) Кк = N – К6 – Кс = 32 – 8 – 8 — 16
банок коричневой краски.
Ответ: 16 банок коричневой краски.
№8
В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18
черных шаров. Сообщение о том, что из корзины
достали белый шар, несет 2 бита информации.
Сколько всего в корзине шаров?
Дано: К = 16, I = 2 бита.
Найти: N – ?
Решение:
1) 1/р6 = 2I, 1/р6 = 22 = 4, р6
= –
вероятность доставания белого шара;
2) рб = = , =
, К6
+ 18 = 4 • , 18 = 3 • К6,
Кб = 6 – белых шаров;
3) N = Кч+К; = 18 + 6 = 24 шара было в корзине.
Ответ: 24 шара лежало в корзине.
№9
На остановке останавливаются троллейбусы с
разными номерами. Сообщение о том, что к
остановке подошел троллейбус с номером N1 несет 4
бита информации. Вероятность появления на
остановке троллейбуса с номером N2 в два раза
меньше, чем вероятность появления троллейбуса с
номером N1. Сколько информации несет сообщение о
появлении на остановке троллейбуса с номером N2?
Дано: INI = 4 бита, pN1 = 2pN2
Найти: IN2 — ?
Решение: 1) 1/PN, = 21NI =24=
16, pNI = 1/16-вероятность появления троллейбуса
N1;
- pN| = 2-pN2, pN2 = pN,/2 = 1/32 –
вероятность появления троллейбуса N2; - IN2 = log2(l/pN2) = log232 = 5 бит —
несет сообщение о появлении троллейбуса N2.
Ответ: 5 бит несет сообщение о появлении на
остановке троллейбуса №2.
IV. Итоги урока
Оценка работы класса и отдельных учащихся,
отличившихся на уроке.
V. Домашнее задание
Уровень знания: Решите задачи:
- В розыгрыше лотереи участвуют.64 шара. Выпал
первый шар. Сколько информации содержит
зрительное сообщение об этом? - В игре “ лото” используется 50 чисел. Какое
количество информации несет выпавшее число?
Уровень понимания:
- Какое количество информации несет сообщение о
том, что встреча назначена на 3 июля в 18.00 часов? - Вы угадываете знак зодиака вашего друга.
Сколько вопросов вам нужно при этом задать? Какое
количество информации вы получите? - В ящике лежат фигурки разной формы —
треугольные и круглые. Треугольных фигурок в
ящике 15. Сообщение о том, что из ящика достали
фигуру круглой формы, несет 2 бита информации.
Сколько всего фигурок было в ящике? - В ведерке у рыбака караси и щуки. Щук в ведерке 3.
Зрительное сообщение о том, что из ведра достали
карася, несет 1 бит информации. Сколько всего рыб
поймал рыбак?
Уровень применения:
Дополнительный материал. 1. Частотный словарь
русского языка — словарь вероятностей (частот)
появления букв в произвольном тексте – приведен
ниже. Определите, какое количество информации
несет каждая буква этого словаря.
Символ | Частота | Символ | Частота | Символ | Частота | Символ | Частота |
о | 0.090 | в | 0.035 | я | 0.018 | ж | 0.007 |
е, е | 0.072 | к | 0.028 | Ы, 3 | 0.016 | ю, ш | 0.006 |
а, и | 0.062 | м | 0.026 | ь, ъ, б | 0.014 | ц, щ, э | 0.003 |
т, н | 0.053 | д | 0.025 | ч | 0.013 | ф | 0.002 |
с | 0.045 | п | 0.023 | й | 0.012 | ||
р | 0.040 | У | 0.021 | X | 0.009 |
2. Используя результат решения предыдущей
задачи, определите количество информации в слове
“компьютер”.
Используемая литература:
- О.Л. Соколова “ Вероятностный подход к
определению количества информации”, Москва,
ВАКО, 2006 г. - журналы “Информатика и образования”, 2007 г.
Источник