В каком веществе содержатся ионы

В предыдущей части мы ввели несколько новых понятий, таких как:

Металлические свойства – способность атомов химических элементов отдавать электроны.

Неметаллические свойства – способность атомов химических элементов эти электроны принимать.

Ионная связь – химическая связь, образованная за счёт электростатических сил взаимного притяжения между катионами металлов и анионами неметаллов (в этой работе наша задача ответить на вопрос о том, что такое катионы и анионы)

Ионная связь – тип химической связи, характерный для соединений металлов (Ме) с неметаллами (неМе)

Попробуем сделать отсюда несколько выводов: почему связь между металлами и неметаллами называется ионной? Наверное, потому что непосредственное отношение к делу имеют некие частицы, которые мы будем называть ионами? Конечно.

Ионы – это заряженные частицы вещества

Посмотрите, на рисунке выше атом в ходе отдачи либо принятия электрона(ов) становится ионом. Хм. Мы знаем, что атом – электронейтральная частица. Что же это получается, что в ходе отдачи либо принятия электронов атом приобретает заряд? Верно!

Попробуем в этом разобраться. Атом электронейтрален прежде всего по той причине, что число отрицательно заряженных частиц в атоме, то есть электронов, чей заряд мы условно принимаем равным -1, равно числу положительно заряженных частиц, то есть протонов, чей заряд мы условно принимаем равным +1, и суммарный заряд атома оказывается равен нулю (об этом здесь). Если же атом отдаёт или принимает электроны, то баланс нарушается, и электроотрицательных частиц в атоме, электронов, становится либо меньше, чем протонов, либо больше, в результате чего суммарный заряд частицы вещества окажется отличным от нуля! То есть, в качестве итога мы будем иметь дело уже не с атомом, а с ионом.

Ионы бывают положительными и отрицательными

С этого момента мы будем работать по следующей простой схеме:

1) Число электронов равно числу протонов – атом.

2) Число электронов меньше, чем число протонов – положительный ион.

3) Число электронов больше, чем число протонов – отрицательный ион.

Почему так? Дело в том, что атом, отдавая электроны, оказывается в ситуации, когда число протонов в ядре начинает преобладать над числом электронов, то есть, суммарный положительный заряд атома начинает превышать суммарный отрицательный заряд атома, что означает, что атом стал положительным ионом. И наоборот.

Символичное изображение процесса отдачи и принятия электронов

Замыкаем сюжетную линию.

Если, во-первых, атомы металлов, проявляя металлические свойства, отдают электроны, а мы знаем, что атомы, отдавая электроны, становятся положительными ионами, если, во-вторых, атомы неметаллов, проявляя неметаллические свойства, принимают электроны, а мы знаем, что атомы, принимая электроны, становятся отрицательными ионами, то понятие об ионной связи, как об электростатических силах удерживающих между собой катионы металлов и анионы неметаллов, открывается для нас в новом свете:

Катионы – это и есть положительные ионы

Анионы – это и есть отрицательные ионы

Катиончик (+) , аниончик (-)

В следующей части мы научимся по таблице Менделеева отличать металлы от неметаллов, что вне всяких сомнений нужно было сделать гораздо раньше. Но, как известно, лучше поздно, чем никогда.

Спасибо. Пока.

Источник

В уроке 9 «Ионы в водном растворе» из курса «Химия для чайников» рассмотрим растворение соли в воде, а также электролиз растворов и расплавов солей; познакомимся с законами Фарадея для электролиза и научимся находить продукты электролиза. Базой знаний для данного урока послужит материал из урока 8 «строение солей».

Растворение соли в воде

Из прошлого урока нам известно, что соли трудно расплавить и еще сложнее довести ее до кипения, однако, полярные жидкости, такие как вода, способны растворять соли без особых усилий, поскольку неполные положительные и отрицательные заряды на атомах полярных молекул воды в какой-то мере заменяют собой положительные и отрицательные ионы в кристаллической решетке соли. Другими словами, молекулы воды помогают разрушить кристалл соли.

Из рисунка видно, что происходит с положительными и отрицательными ионами при растворении в воде кристалла поваренной соли NaCl. Каждый ион Na+ окружается молекулами воды, которые обращены к нему отрицательно заряженными атомами кислорода. То же самое происходит с ионами Cl—, которые окружаются молекулами воды, обращенными к нему своими положительно заряженными атомами водорода. Ионы из кристалла соли оказываются гидратированными, а сам процесс присоединения молекул воды к ионам получил название — гидратация. Если в результате процесса гидратации устойчивость ионов, переходящих в раствор, становится больше их устойчивости в кристаллической решетке, то происходит растворение соли в воде. Хлорид натрия является отличным примером растворимой соли. И, наоборот, если энергия гидратации слишком мала, то кристалл является более устойчивой формой и не растворяется в воде. Примером таких нерастворимых солей является сульфат бария (BaSO4) и хлорид серебра (AgCl). Когда кристалл растворяется, он не просто распадается на ионы, а разъединяется на ионы молекулами жидкости, в которой происходит растворение. Неполярные жидкости (например, бензин С8H18) НЕ способны разъединять ионы в кристаллической решетке солей.

Читайте также:  В каких продуктах содержится углеводы список полезных продуктов

Электролиз растворов и расплавов солей

Металлы хорошо проводят ток — это знает каждый школьник. Электропроводность в металлах вызвана перемещением электронов в них, но ионы металла остаются неподвижными. Хотя кристаллы солей не проводят ток, зато растворы и расплавы солей это умеют и практикуют, так как анионы (отрицательные ионы) и катионы (положительные ионы) могут направленно перемещаться в противоположные направления, если приложить напряжение. Подвижность ионов соли оказывается еще большей, если она подверглась процессу гидратации.

Давным-давно английский ученый Майкл Фарадей расплавил соль (нагрев ее выше 801ºС), затем погрузил в расплав два электрода (катод и анод), а после взял и пропустил электрический ток через расплавленную соль. После этих манипуляций он обратил внимание что на электродах начали протекать химические реакции: ионы натрия начали мигрировать к катоду (где электроны поступают в расплав) и восстанавливаться там до металлического натрия

  • Na+ + e— (с катода) → Na

Хлорид-ионы мигрируют в другом направлении-в сторону анода, отдают ему свои избыточные электроны и окисляются до газообразного хлора

  • Cl— → ½Cl2 + e—

Все это можно изобразить с помощью полной реакции, которая представляет собой разделение NaCl на составляющие его элементы:

  • Na+ + Cl— → Na + ½Cl2

Весь процесс получил название электролиз, что означает «разрыв на части при помощи электричества». Для электролиза не обязательно расплавлять соль, можно также использовать обычный водный раствор соли, ведь подвижность ионов оказывается еще большей, если соль подверглась процессу гидратации. Но тогда полная реакция будет выглядеть иначе, и на катоде будет выделяться не металлический натрий, а газообразный водород:

  • Na+ + Cl— + H2O → Na+ + ½Cl2 + ½H2 + OH—

Надеюсь, что вам стало интересно, почему продуктом электролиза водного раствора является не Na (как это было в расплавленной соли), а ½H2. Объясняется просто: часть молекул H2O диссоциируют на ионы H+ и OH—. Поскольку ион H+ обладает большим сродством к электрону (то есть сильнее его притягивает), нежели ион Na+, то ионы H+ первыми достигают катода, где незамедлительно восстанавливают недостающий электрон и превращаются из иона в полноценный газ H2, а ионы Na+ так и остаются в растворе.

Вот вам плюшка с продуктами электролиза водного раствора солей, может пригодится — может нет, но лучше законспектируйте:

А Фарадей тем временем не сидел без дела, а наблюдал, проводил опыты, использовал другие электролиты, увеличивал-уменьшал заряд и опять наблюдал. В конце концов он заметил взаимосвязь между количеством подаваемого электричества и количеством получаемых веществ. Установленные им закономерности называются законы Фарадея для электролиза. Сформулируем их:

  1. Пропускание одного и того же электрического заряда через электролитическую ячейку всегда приводит к количественно одинаковому химическому превращению в данной реакции. Масса элемента, выделяемого на электроде, пропорциональна количеству заряда, пропущенному через электролитическую ячейку.
  2. Для выделения на электроде 1 моля вещества, которое в процессе электрохимической реакции приобретает или теряет 1 электрон, необходимо пропустить через ячейку 96485 кулонов (Кл) электричества. Если в реакции принимает участие N электронов, для выделения моля продукта необходимо N·96485 Кл электричества.

Количество электричества, равное 96485 Кл, получило название 1 фарадей и обозначается символом F. Законы Фарадея становятся очевидными, если принять во внимание, что 1 F — это просто заряд 1 моля электронов, т.е. 6,022 1023 электронов. Множитель 6,022-1023, позволяющий переходить от индивидуальных молекул к молям вещества, одновременно позволяет перейти и от 1 электронного заряда к 1 F электрического заряда. Разумеется, в свое время Фарадей ничего не знал ни о числе Авогадро, ни о заряде электрона. Однако из проведенных экспериментов он смог сделать вывод, что заряды на ионах кратны некоторой элементарной единице заряда, так что 96485 Кл электричества соответствуют 1 молю таких единиц. Термин электрон впервые появился в 1881 г.; его ввел английский физик Дж.Стоней для обозначения элементарной единицы ионного заряда. Применять термин «электрон» к реальной отрицательно заряженной частице начали спустя еще 10 лет.

1 пример. Запишите уравнения реакций, протекающих при пропускании электрического тока через расплавленную соль NaCl. Сколько граммов натрия и хлора выделится при пропускании 1 F электричества через электролитическую ячейку?

Решение: Уравнение реакции, протекающей на катоде: Na+ + е— → Na, а уравнение 1 анодной реакции: Сl— → Cl2 + е—. Когда через расплавленную соль NaCl проходит 1 моль электронов (1 F), каждый электрон восстанавливает 1 ион натрия, в результате чего образуется 1 моль атомов натрия. Следовательно, на катоде выделяется 22,990 г Na. На аноде происходит удаление 1 моля электронов от 1 моля хлорид-ионов, после чего остается 1 моль атомов хлора, которые попарно соединяются, образуя 1/2 моля молекул Сl2. Следовательно, масса газообразного хлора, выделяющегося на аноде, должна быть равна 35,453 г (что равно атомной массе Сl, или половине молекулярной массы Сl).

Читайте также:  В каких растениях содержится янтарная кислота

Пример 2. Сколько граммов металлического магния и газообразного хлора выделяется при пропускании 1 F электричества через электролитическую ячейку с расплавленным хлоридом магния, MgCl2?
Решение: На катоде происходит реакция Mg2+ + 2е— → Mg, а на аноде — реакция 2Сl— → Сl2 + 2е—. Поскольку для восстановления каждого иона Mg2+ необходимо 2 электрона, 1 моля электронов хватит только для восстановления половины моля ионов магния, таким образом на катоде должно выделиться 12,153 г магния. (Атомная масса магния равна 24,305 г/моль.) Как и в примере 1, на аноде окислится 1 моль ионов Сl— и выделится половина моля, т.е. 35,453 г, газообразного Сl2.

Пример 3. Основным промышленным способом получения металлического алюминия является электролиз расплавленных солей, содержащих ионы Аl3 +. Определите величину электрического заряда, в фарадеях и кулонах, который должен быть пропущен через расплав для получения 1 кг металла.
Решение: 1 кг алюминия содержит 1000 г / 26,98 г·моль-1 = 37,06 моля атомов. Поскольку на выделение каждого атома алюминия необходимо 3 электрона, на 37,06 моля атомов потребуется 3·37,06 = 111,2 моля электронов. Это количество электричества эквивалентно 111,2F, или 10 730 000 Кл.

Надеюсь урок 9 «Ионы в водном растворе» был познавательным и понятным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии. Если вопросов нет, то переходите к уроку 10 «Ионы в газе».

Хотите ещё проще? Мы создали новый курс, где максимум за 7 дней вы овладете химией с нуля. Подробннее по ссылке

Источник

Представим, что встретились два атома: атом щелочного металла и атом галогена. У атома металла на внешнем энергетическом уровне — единственный электрон, а атому неметалла как раз не хватает одного электрона, чтобы завершить свой внешний уровень.

Атом металла легко отдаст свой слабо связанный с ядром валентный электрон атому неметалла, который предоставит ему свободное место на внешнем энергетическом уровне. Оба в результате получат заполненные внешние уровни.

Атом металла при этом приобретёт положительный заряд, а атом галогена превратится в отрицательно заряженную частицу. Такие частицы называются ионами.

Ионы заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или принятия электронов.

Образовавшиеся разноимённо заряженные ионы притягиваются друг к другу, и возникает химическая связь, которая называется  ионной.

Ионная связь — связь между положительно и отрицательно заряженными ионами.

Рассмотрим механизм образования ионной связи на примере взаимодействия натрия и хлора.

 Na0+Cl0→Na++Cl−→Na+Cl−        

Такое превращение атомов в ионы происходит всегда при взаимодействии атомов типичных металлов и типичных неметаллов, электроотрицательности которых резко различаются.

Ионная связь образуется в сложных веществах, состоящих из атомов металлов и неметаллов.

Рассмотрим другие примеры образования ионной связи. 

Пример:

Взаимодействие кальция и фтора

1. Кальций — элемент главной подгруппы второй группы. Ему легче отдать два внешних электрона, чем принять недостающие.

2. Фтор — элемент главной подгруппы седьмой группы. Ему легче принять один электрон, чем отдать семь.

3. Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно (2). Определим число атомов фтора, которые примут два электрона от атома кальция: (2) (:) (1) (=) (2).

4. Составим схему образования ионной связи:

 Ca0+2F0→Ca2+F2−. 

Пример:

Взаимодействие натрия и кислорода

1. Натрий — элемент главной подгруппы первой группы. Он легко отдаёт один внешний электрон.

2. Кислород  — элемент главной подгруппы шестой группы. Ему легче принять два электрона, чем отдать шесть.

3. Найдём наименьшее общее кратное между зарядами образующихся ионов. Оно равно (2) (:) (1) (=) (2). Определим число атомов натрия, которые отдадут два электрона атому кислорода: (2).

4. Составим схему образования ионной связи:

2Na0+O0→Na2+O2−.

 С помощью ионной связи образуются также соединения, в которых имеются сложные ионы:

NH4+,NO3−,OH−,SO42−,PO43−,CO32−.

Значит, ионная связь существует также в солях и основаниях.

Обрати внимание!

Соли аммония NH4NO3,NH4Cl,NH4SO42 не содержат металла, но образованы ионной связью.

Ионы создают вокруг себя электрическое поле, действующее во всех направлениях. Поэтому каждый ион окружён ионами противоположного знака. Такое соединение представляет собой огромную группу положительных и отрицательных частиц, расположенных в определённом порядке.

Притяжение между ионами довольно сильное, поэтому ионные вещества имеют высокие температуры кипения и плавления.

Обрати внимание!

Все ионные соединения при обычных условиях — твёрдые вещества.

Примеры веществ с ионной связью:

  

Питьевая сода

  

Железный купорос

 

Поваренная соль

Источники:

Габриелян О. С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013. — 63 с.

Источник

Анонимный вопрос

5 марта 2019  · 7,9 K

Подготовила к ЕГЭ по химии 5000 учеников. С любого уровня до 100 в режиме онлайн 🙂  · vk.com/mendo_him

☘️Ионы-это атомы, у которых отобрали электроны, ну или подарили их????
Ионы различают
☘️По количеству элементов
????Простые. Они состоят из одного элемента )
Na+, K+, Cl-
????Сложные. У них несколько химических элементов
SO3 2-, OH-
☘️По заряду
????Катионы-это положительные ионы???? в них превратились атомы, у которых забрали электроны:(
K+, Na+, Ba2+
????Анионы-это отрицательные ионы???? это бывшие атомы, которым однажды подарили электрон
Cl-, SO42-, SO32-

Читайте также:  В каких препаратах содержится индол

Лия Менделеева (!! – такая фамилия) даёт такой ГЛУПЫЙ ответ. И даже не ответ, а скопированный текст из учебника… Читать дальше

Михаил Зарецкий, мне не понятно, почему вы связываете альфа-распад с “потерей электронов” у атомов. Поясните. И что вы понимаете под альфа-распадом. Нет такого в природе. Есть распад ядер и атомов. В процессе распада могут отрываться отдельные части и частицы атома. В том числе и альфа-частицы. Эту разницу вы улавливаете? Иван М.

Чем атом кальция отличается от иона кальция?

НЛО прилетело и опубликовало эту запись здесь.

Тем же, чем любой атом отличается от соответствующего иона, — зарядом.) И количеством электронов на внешней орбите, что в общем взаимосвязанные вещи. У атома заряд всегда нулевой, если не нулевой — это уже ион. Например, у иона кальция заряд +2, потому что два его электрона со внешней орбиты переходят к неметаллу, с которым он образует соединение. Атом неметалла при этом становится ионом с отрицательным зарядом.

Что такое радиация?

IT, телеком, телефония, базы данных, интеграционные решения, естествознание…

Вспомни, как ты обычно рисуешь Солнце — кружок и лучики. Направление в котором выходят лучи называется радиальным, то есть из центра излучения прямо во все стороны. Так вот «радиация» — это общее название для разных невидимых лучей, которые исходят из какого-то источника излучения, как из Солнца, и распространяются во все стороны, радиально.

Теперь нам осталось понять две вещи: 1) из чего могут состоять эти невидимые лучи, и 2) что может быть источником радиации.

Эти невидимые лучи состоят из различных частиц: электронов, атомных ядер, а также отдельных протонов, нейтронов и некоторых других. Из «Денискиных рассказов» мы твёрдо усвоили, что «всё тайное становится явным», и этот закон позволяет нам разглядеть не только скрытую Дениской манную кашу, но и эту загадочную радиацию. В 1910 году Чарльз Вильсон собрал прибор, который может показывать, делать явным, туманный след, который оставляет пролетающая частица радиоактивного (ионизирующего) излучения. Этот прибор мы сегодня так и называем «камера Вильсона».

Вот видео, на котором показано, как работает камера Вильсона. Это точно похоже на маленькое живое Солнце!

Откуда берутся эти частицы? В опыте на видео источником является кусочек радиоактивного материала — урана. Уран можно добыть из-под земли где есть урановые месторождения. Добытый уран очищают от примесей, отделяют одни виды (то есть изотопы) урана от других, и из наиболее подходящего урана делают радиоактивное топливо для атомных электростанций. Уран и некоторые другие вещества имеют такую особую структуру атомов, что атомы время от времени самопроизвольно разрушаются и выстреливают из себя упомянутые выше частицы.

Однако и из без радиоактивных веществ в окружающем мире полно радиации. У поверхности Земли, где мы обитаем она ничтожна — космическую радиацию гасит (поглощает) атмосфера Земли. А вот весь космос буквально пронизан радиацией, распростаняющейся практичкески отовсюду. Каждая звезда, большая планета, компактный объект или диск вокруг чёрной дыры, всё это — источники радиации.

Если на поверхности Земли радиация мала и не мешает нашему существованию, то нахождение в космосе или вблизи радиоактивных веществ может быть опасным для здоровья человека. Заряженные частицы проникают внутрь и портят, буквально ломают, молекулы в клетках живых существ. Живые существа сопротивляются радиации — восстанавливают всё, что сломано. Но если ионизирующих частиц слишком много, то организм может не успеть справиться со всеми поломками, и тогда начинается лучевая болезнь. Опасность радиации в том, мы не ощущаем её воздействие. Контролировать уровень радиации люди могут с помощью специальных приборов; а защищаться — удаляясь от источников радиации на безопасное расстояние или используя защитные материалы, которые не пропускают ионизирующие частицы. Например, пластина из свинца или толстый слой асфальта могут быть хорошей защитой. Придуманы и гораздо более лёгкие защитные материалы, они используются для защиты космонавтов.

Прочитать ещё 4 ответа

Какие есть примеры ионной связи?

Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…

Ионная связь – связь между положительно заряженными ионами и отрицально заряженным ионами, примерами могут служить: NaCl, BaO, MgCl2, Ba(OH).

Какие бывают химические реакции?

Подготовила к ЕГЭ по химии 5000 учеников. С любого уровня до 100 в режиме онлайн 🙂  · vk.com/mendo_him

????Типы химической реакций????

✅Реакции соединения

А+В➡️АВ

Мg+Cl2➡️MgCl2

✅Реакции разложения :

АВ➡️А+В

Cu(OH)2➡️CuO+H2O

✅Реакции замещения:

АВ+С➡️СВ+А

CuCl2+2K➡️2KCl+Cu

✅Реакции обмена:

AB+CD➡️AD+СВ

Cu(OH)2+H2SO4➡️CuSO4+2H2O

Прочитать ещё 1 ответ

Источник