В каком варианте содержится речевая ошибка грустные очи
ФГОС. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1 ВАРИАНТ
Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
Я немножко прихворнул и сидел на солнышке, закутавшись в шинель. Внизу появились мальчишки. Один мальчуган держал пичугу такой непередаваемой окраски, что я решил: это галчонок. Однако пичуга оказалась голубем. Но это был не домашний голубь, а дикий. Голубятники относятся к ним со смешанным чувством почтения и насмешки. Улыбку вызывают длинный тонкий нос «дикаря», голые коротковатые ноги, плосковатая голова. Но все эти недостатки вознаграждаются отличными крыльями, которые позволяют ему покрывать большие расстояния.
Голубёнок спрыгнул на землю и заковылял к стене.
-Возьмите, – сказал мальчишка. – А то сидит возле дороги и пищит. Видно, решил крылышки попробовать раньше времени.
Голубёнок не мог ни летать, ни есть, ни пить. Но скоро голод начал мучить его, и он подошёл к кормушке, осторожно клюнул зерно. Получилось! С водой было хуже. Подражая голубям, «дикарь» опустил клюв в воду, но не тут-то было! Он долго тыкал клювиком в воду и вдруг случайно глотнул мутноватой теплой жидкости. Наверное, ему стало очень хорошо, потому что голубёнок захлопал крыльями и весело запищал. Подошёл ко мне и уставился своими блестящими глазками: благодарил. (По М. Гроссману)
- Озаглавьте текст.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- На что указывает название (на тему, основную мысль)?
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Выпишите из предложений первого абзаца разговорные слова.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Попробуйте определить роль разговорных слов в выражении отношения автора к описываемому.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите из предложений первого абзаца антонимы.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Повредил ли голубёнок ногу? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите не менее 2 синонимов к слову заковылял.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Укажите ошибочное утверждение.
1)Лексика – совокупность слов языка.
2)Лексиколог – специалист, изучающий лексику.
3)Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
4)Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре.
8. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.
Мой руки чаще. – Мой портфель. ДА – НЕТ
Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________
9.Распределите в два столбика.
Задремали звёзды, спят кувшинки, шляпка гвоздя.
10. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы.
1)огонь, пламя, дым 3) алфавит, чистописание, азбука
2) внимательный, заботливый, чуткий 4) ветер, ураган, ураганный
11. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.
А)победа – поражение 1)синонимы
Б)открыть ключом – студёный ключ 2) антонимы
В)поразительный, удивительный 3) многозначные слова
Г)деревянный стол – лечебный стол 4) омонимы
Пары слов | А | Б | В | Г |
Лексическая группа |
12. Допишите предложение.
Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, – это__________________________________________________________________________________
Подчеркните такие прилагательные.
Роса утренняя, прозрачная, хрустальная.
Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие.
13. В каком выражении использовано слово научного стиля?
1) На уроке не отвлекайтесь. 3) Затранскрибируйте слова.
2) Выучите правило. 4) Запомните авторов учебника.
14. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?
1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.
2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.
15. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?
1) Проба пера – первый литературный опыт. 2) Жить своим умом – быть хитрым.
3) Ждать у моря погоды – бездействовать. 4) Проще пареной репы – очень просто.
16. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: разреветься, заплакать, возрыдать; рука, длань, лапа.
Нейтральные слова употребляются в ______________ | Книжные слова употребляются в ______________________________ | Разговорные слова употребляются в ____________________________ |
есть | вкушать | лопать |
17. В каком варианте содержится речевая ошибка?
1) Грустные очи. 2) Я готовлюсь к предстоящему уроку.
3) Богатство русской синонимии. 4) Вчера был небольшой ураган.
18.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.
1) Девочка держит на руках маленького ребёнка.
2) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)
19. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.
1) Из штурманской рубки вышел человек.
2) В романе изображена жизнь столичного дворянства.
ФГОС. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
2 ВАРИАНТ
Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
За деревней весело играла кошка со своими котятами.
Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.
Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества: крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.
Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (По К. Ушинскому)
- Озаглавьте текст.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- На что указывает название (на тему, основную мысль)?
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Выпишите из предложений третьего абзаца заимствованное слово.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Выпишите из предложений третьего абзаца синонимы.
Ответ: _________________________________________________________________________________________
- Попробуйте определить роль этих синонимов в тексте.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите ошибочное утверждение.
1)Многозначные слова имеют несколько лексических значений.
2)Лексическое значение многозначного слова правильно понять можно в его сочетании с другими словами или в предложении.
3)Значения многозначного слова не связаны между собой.
4)Среди значений многозначного слова есть переносное.
7. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.
Выйти на аллею. – От стыда я алею. ДА – НЕТ
Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________
- Распределите в два столбика.
Ножка стула, снег идёт, дорога змейкой вьётся.
- В каком ряду предложения соединяются с помощью антонимов?
- Как воет ветер! Как стонет ветер!
- Впереди бежал белый пудель Арго. За собакой плёлся уставший мальчик.
- Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!
- Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей. Потом улыбнулся Володя.
10. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.
А)вверх – вниз 1)синонимы
Б)большой – огромный 2) антонимы
В)идти (в школу) – (часы) идут 3) многозначные слова
Г)приятное лицо – лицо глагола 4) омонимы
Пары слов | А | Б | В | Г |
Лексическая группа |
11. Допишите предложение.
Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, – это__________________________________________________________________________________
Подчеркните такие прилагательные.
Мороз сильный, январский, трескучий.
Туча свинцовая, грозовая, тёмная.
12. В каком выражении использовано слово научного стиля?
1) драгоценный камень 3) выполнить упражнение
2) грамматическая основа 4) прибрежные камыши
13. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?
1) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.
2) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
3) ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
4) ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.
14. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?
1) Не лезть за словом в карман – молчать. 2) Ждать у моря погоды – бездействовать.
3) Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха. 4) Далеко пойти – добиться больших успехов.
15. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: клянчить, просить, ходатайствовать; идти, топать, шествовать.
Нейтральные слова употребляются в ______________ | Книжные слова употребляются в ______________________________ | Разговорные слова употребляются в _____________ |
есть | вкушать | лопать |
16. В каком варианте содержится речевая ошибка?
1) Грустные очи. 2) Я готовлюсь к предстоящему уроку
3) Богатство русской синонимии. 4) Отдай другу большую половину яблока.
17.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.
1) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)
2) Девочка держит на руках маленького ребёнка.
18. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.
1) В романе изображена жизнь столичного дворянства.
2)Из штурманской рубки вышел человек.
19. Укажите предложение с фразеологизмом. Подчеркните его.
1) У меня голова идёт кругом, я ничего сообразить не могу. (И.С. Тургенев)
2) Он занимал просторную и светлую комнату. (по А.К. Воронскому)
Источник
Государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа
имени Героя России Ф. Кузьмина»
учитель русского языка и литературы
Мельникова Мария Александровна
Тест по русскому языку
«Лексические ошибки»
(задание 20 ЕГЭ)
I вариант
I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.
1. Ошибки являются формой наших неправильных, некорректных поступков.
2. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
3. Прошлая жизнь Аксиньи была насыщена горечью, разочарованием и предательством.
4.
5. Чтение – один из лучших антидепрессантов.
6. Ее улыбка была манящая и чувствительная.
7. Онегин впервые познакомился с Татьяной на ее именинах.
8. Князь Андрей не герой, потому что он не закрыл собой снаряд, а стоял и думал, как он выглядит в глазах окружающих.
9. Герой совершил оплошность, перейдя на сторону врага.
10. Я не могу адекватно воспринимать текст в электронного носителя.
II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова, употребленного неверно.
1. Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.
2. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.
3. Мой коллега оказался полным невежей в вопросах программирования.
4. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.
5. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.
III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они допущены.
А) Употребление слова в несвойственном ему значении. | 1. Это был рок судьбы. |
Б) Смешение паронимов. | 2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в атаку. |
В) Неудачный выбор одного из синонимов. | 3. Особенность языка Пушкина, что очень легкий. |
Г) Пропуск необходимого слова. | 4. Он был шокирован ее красотой. |
Д) Неуместное употребление разговорной/диалектной/просторечной лексики, жаргонизмов | 5. В цирке выступал очень сильный и ловкий силач. |
6. Она одела синее пальто и белый шарф. | |
7. Экипаж находился в ужасном состоянии. | |
8. Автор восхищается своим героем, ведь герой поступил честно. | |
9. Ее высказывание было умопомрачительным. | |
10. Этот поступок кажется мне очень крутым. |
II вариант
I Определите предложения, в которых допущены лексическое ошибки.
1. Мародерство в деревнях расцветало.
2. Любовная лодка разбилась о быт.
3. Свою шуточную автобиографию Михаил Зощенко написал в 1928 году.
4. Над ним разыграли шутку.
5. Для меня честь – это одно из нравственных чувств, которое влечет за собой чистоту души и совести.
6. С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.
7. Толстой, видимо, потому писал такие большие романы, что ему некому было выговориться.
8. Экзамены буду проходить в июне месяце.
9. Обломов настолько сильно втрескался в Ольгу Ильинскую, что перестал валяться на диване.
10. Начать читать никогда не поздно.
II Найдите в предложениях лексические ошибки, запишите исправленный вариант слова, употребленного неверно.
1. Я маленько не согласна с точкой зрения автора.
2. Нам необходимо набивать голову знаниями.
3. Ее искусные волосы не вызывали восторга.
4. У него был любимый питомник собака Чарли.
5. Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
III Установите соответствие между типами речевой ошибки и предложениями, в которых они допущены.
А) Нарушение лексической сочетаемости слов. | 1. Это был рок судьбы. |
Б) Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. | 2. Петр Гринев схватил автомат и пошел в атаку. |
В) Употребление лишнего слова (плеоназм) | 3. Особенность языка Пушкина, что очень легкий. |
Г) Неуместное повторение одних и тех же слов | 4. Он был шокирован ее красотой. |
Д) Смешение лексики различных исторических эпох. | 5. В цирке выступал очень сильный и ловкий силач. |
6. Она одела синее пальто и белый шарф. | |
7. Экипаж находился в ужасном состоянии. | |
8. Автор восхищается своим героем, ведь герой поступил честно. | |
9. Ее высказывание было умопомрачительным. | |
10. Этот поступок кажется мне очень крутым. |
КЛЮЧИ.
I вариант.
I – 13679
II 1 – уволили
2 – прославили
3 – невеждой
4 – улучшить
5 – вызвана
III А – 4, Б – 6, В – 9, Г – 3, Д – 10
II вариант.
I – 14568
II 1 – немного/не совсем
2 – наполнять
3 – искусственные
4 – питомец
5 – потерпела
III А – 1, Б – 7, В – 5, Г – 8, Д – 2
Источник
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 17302720
более месяца назад
Просмотров : 2
Ответов : 1
Лучший ответ:
в первом варианте содержиться речевая ошибка
более месяца назад
Ваш ответ:
Комментарий должен быть минимум 20 символов
Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт
Лучшее из галереи за : неделю месяц все время
Другие вопросы:
прочитай і поясни зміст прислів’ я
посієш вчинок – пожнеш звичку,
посієш звичку – пожнеш характер.
ПОМОГИТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!ОЧЕНЬ НУЖНО
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 1
Ответов : 1
Вычислите 1/2-2/3*0,2 внизу 1 5/6 Пожалусто
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров :
Ответов :
Напиши текст 5-6 предложений с указательными местоимениями.
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров :
Ответов : 1
Столбиком все примерчики
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 1
Ответов : 1
Картинок: 1
Поведите наблюдение за аистами
более месяца назад
Смотреть ответ
Просмотров : 2
Ответов : 1
Источник