В каком варианте содержится речевая ошибка

В каком варианте содержится речевая ошибка thumbnail

ФГОС. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ.                                                                  5 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1 ВАРИАНТ

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Я немножко прихворнул и сидел на солнышке, закутавшись в шинель. Внизу появились мальчишки. Один мальчуган держал пичугу такой непередаваемой окраски, что я решил: это галчонок. Однако пичуга оказалась голубем. Но это был не домашний голубь, а дикий. Голубятники относятся к ним со смешанным чувством почтения и насмешки. Улыбку вызывают длинный тонкий нос «дикаря», голые коротковатые ноги, плосковатая голова. Но все эти недостатки вознаграждаются отличными крыльями, которые позволяют ему покрывать большие расстояния.

Голубёнок спрыгнул на землю и заковылял к стене.        

-Возьмите, – сказал мальчишка. – А то сидит возле дороги и пищит. Видно, решил крылышки попробовать раньше времени.

Голубёнок не мог ни летать, ни есть, ни пить. Но скоро голод начал мучить его, и он подошёл к кормушке, осторожно клюнул зерно. Получилось! С водой было хуже. Подражая голубям, «дикарь» опустил клюв в воду, но не тут-то было! Он долго тыкал клювиком в воду и вдруг случайно глотнул мутноватой теплой жидкости. Наверное, ему стало очень хорошо, потому что голубёнок захлопал крыльями и весело запищал. Подошёл ко мне и уставился своими блестящими глазками: благодарил.     (По М. Гроссману)

  1. Озаглавьте текст.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. На что указывает название (на тему, основную мысль)?

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений первого абзаца разговорные слова.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте определить роль разговорных слов в выражении отношения автора к описываемому.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений первого абзаца антонимы.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Повредил ли голубёнок ногу? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите не менее 2 синонимов к слову заковылял.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Укажите ошибочное утверждение.

1)Лексика – совокупность слов языка.

2)Лексиколог – специалист, изучающий лексику.

3)Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

4)Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре.

8. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.

Мой руки чаще.  – Мой портфель.                                                                        ДА – НЕТ

Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________

9.Распределите в два столбика.

Задремали звёзды, спят кувшинки, шляпка гвоздя.

10. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы.

     1)огонь, пламя, дым                                                                           3) алфавит, чистописание, азбука

    2) внимательный, заботливый, чуткий                                             4) ветер, ураган, ураганный

11. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.

    А)победа – поражение                                                                    1)синонимы

    Б)открыть ключом – студёный ключ                                            2) антонимы

    В)поразительный, удивительный                                                  3) многозначные слова

    Г)деревянный стол – лечебный стол                                            4) омонимы

Пары слов

А

Б

В

Г

Лексическая группа

12. Допишите предложение.

Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, – это__________________________________________________________________________________

Подчеркните такие прилагательные.

Роса утренняя, прозрачная, хрустальная.

Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие.

13. В каком выражении использовано слово научного стиля?

     1) На уроке не отвлекайтесь.                                                         3) Затранскрибируйте слова.

    2) Выучите правило.                                                                        4) Запомните авторов учебника.

14. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?

     1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.

    2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.

    3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.

   4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.

15. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?

  1) Проба пера – первый литературный опыт.         2) Жить своим умом – быть хитрым.

  3)  Ждать у моря погоды – бездействовать.            4) Проще пареной репы – очень просто.

16. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: разреветься, заплакать, возрыдать; рука, длань, лапа.

Нейтральные слова употребляются в ______________

Книжные слова употребляются в ______________________________

Разговорные слова употребляются в  ____________________________

есть

вкушать

лопать

17. В каком варианте содержится речевая ошибка?

    1) Грустные очи.                                                                      2) Я готовлюсь к предстоящему уроку.

   3) Богатство русской синонимии.                                          4) Вчера был небольшой ураган.

18.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.

   1)  Девочка держит на руках маленького ребёнка.

   2) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)

19. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.

    1) Из штурманской рубки вышел человек.

    2) В романе изображена жизнь столичного дворянства.

ФГОС. ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ.                                                                  5 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

2 ВАРИАНТ

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества: крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка.                                                                                                                                          (По К. Ушинскому)

  1. Озаглавьте текст.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. На что указывает название (на тему, основную мысль)?

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений третьего абзаца заимствованное слово.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений третьего абзаца синонимы.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте определить роль этих синонимов в тексте.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите ошибочное утверждение.

1)Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

2)Лексическое значение многозначного слова правильно понять можно в его сочетании с другими словами или в предложении.

3)Значения многозначного слова не связаны между собой.

4)Среди значений многозначного слова есть переносное.

7. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.

Выйти на аллею. –  От стыда я алею.                                                         ДА – НЕТ

Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________

  1. Распределите в два столбика.

Ножка стула, снег идёт, дорога змейкой вьётся.

  1. В каком ряду предложения соединяются с помощью антонимов?
  1. Как воет ветер! Как стонет ветер!
  2. Впереди бежал белый пудель Арго. За собакой плёлся уставший мальчик.
  3. Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!
  4. Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей. Потом улыбнулся Володя.

10. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.

    А)вверх – вниз                                                                                  1)синонимы

    Б)большой – огромный                                                                    2) антонимы

    В)идти (в школу) – (часы)  идут                                                     3) многозначные слова

    Г)приятное лицо – лицо глагола                                                    4) омонимы

Пары слов

А

Б

В

Г

Лексическая группа

11. Допишите предложение.

Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, – это__________________________________________________________________________________

Подчеркните такие прилагательные.

Мороз сильный, январский, трескучий.

Туча свинцовая, грозовая, тёмная.

12. В каком выражении использовано слово научного стиля?

     1) драгоценный камень                                                                  3) выполнить упражнение

    2) грамматическая основа                                                              4) прибрежные камыши

13. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?

     1) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.

    2) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.

    3) ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.

   4) ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.

14. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?

  1) Не лезть за словом в карман – молчать.                2) Ждать у моря погоды – бездействовать.

  3)  Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха.     4) Далеко пойти – добиться больших успехов.

15. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: клянчить, просить, ходатайствовать; идти, топать, шествовать.

Нейтральные слова употребляются в ______________

Книжные слова употребляются в ______________________________

Разговорные слова употребляются в  _____________

есть

вкушать

лопать

16. В каком варианте содержится речевая ошибка?

   1) Грустные очи.                                                                     2) Я готовлюсь к предстоящему уроку

   3) Богатство русской синонимии.                                          4) Отдай другу большую половину яблока.

17.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.

   1) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)

  2) Девочка держит на руках маленького ребёнка.

18. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.

    1) В романе изображена жизнь столичного дворянства.

    2)Из штурманской рубки вышел человек.

19. Укажите предложение с фразеологизмом. Подчеркните его.

    1) У меня голова идёт кругом, я ничего сообразить не могу. (И.С. Тургенев)

    2) Он занимал просторную  и светлую комнату.  (по А.К. Воронскому)

Источник

  • Экзамены онлайн
  • Охранник 4 разряда
  • Охранник 5 разряда
  • Охранник 6 разряда
  • Лицензия на оружие
  • Экзамен на оружие
  • Права на лодку
  • Права на гидроцикл
  • Экзамен пдд онлайн 2018
  • Охрана труда
  • Электробезопасность
  • Экзамен для мигрантов
  • Экзамен для иностранцев
  • Экзамен по литературе
  • Экзамен по русскому языку
  • Экзамен по истории
  • Координаты карты
  • Таблица Менделеева
  • Таблица умножения
  • Тест профотбор
  • ЦПД в МВД тесты
  • Тест СМИЛ онлайн
  • Тест жизнестойкости
  • Тест тревожности
  • Тест на темперамент
  • Тест Равена
  • Тест Кеттелла
  • Тест Люшера
  • Тесты по географии
  • Психологические тесты
  • Тест Новый год
  • Тест для мужчин
  • Тест для мужчин и парней
  • Тест на профориентацию
  • Тест скелет человека
  • Аккредитация фармацевтов
  • Аккредитация медсестер
  • Аккредитация стоматологов
  • Тесты лабораторная диагностика
  • Лечебное дело тесты
  • Аккредитация лечебное дело
  • Аккредитация медико-профилактическое дело
  • Аккредитация медицинская биохимия
  • Аккредитация медицинская биофизика
  • Аккредитация акушерское дело

АнатомияАнглийский язык тестированиеБилеты ГИМСВедомственная охранаВоспитание и обучение тестыГеографияДеление чиселКоординаты картыЛицензия на оружиеМедицинские тестыНовый годПословицыПрофтобор в военкоматеПсиходиагностикаРостехнадзорСпортивные тестыТаблица МенделееваТаблица умноженияТест MMPIТест на беременностьТест на ДальтонизмТест на темпераментТест РавенаТест тревожностиТесты для бухгалтеровТесты для госслужащихТесты для полицииТесты для спасателейТесты для судебных приставовТесты для учителейТесты ДОПОГТесты жизнестойкостиТесты на iqТесты на госслужбу РКТесты на профессиюТесты на статус адвокатаТесты по английскому языкуТесты по географииТесты по историиТесты по менеджменту и маркетингуТесты по охране трудаТранспортная безопасностьФизкультура и спорт тестыЧастная охранаЭкзамен для мигрантовЭкзамен ПДД 2015Экзамен ПДД 2016Экзамен ПДД 2018 онлайнЭкзамен ПДД онлайн 2017ЭлектробезопасностьЮриспруденция, государство и право тесты

  • Должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами
  • Запрос был адресован не в прокуратуру, а в адрес городского Совета депутатов
  • В предшествующие месяцы мы много внимания уделяли поддержке финансовой системы
  • Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас

Вопрос из теста: Тест для госслужащих государственный язык РФ В каком варианте содержится речевая ошибка

Сказать спасибо 322

Еще вопросы:

Выберите вариант ответа, в котором нет речевых ошибок:

Укажите предпочтительный для деловой письменной речи вариант обозначения количества:

Прочитайте текст приказа и выполните задание:
В целях реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Краснодарском крае» приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок работы с обращениями граждан в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Порядок).
2. Отделу экономической, правовой деятельности и государственного реестра Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Управление) обеспечить:
а) официальное опубликование настоящего приказа;
б) размещение текста на официальном сайте Управления;
в) ознакомление гражданских служащих Управления с настоящим приказом.
3. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Определите, какой из предложенных заголовков соответствует содержанию документа:

Прочитайте документ. Укажите предлоги, которые должны быть употреблены на месте пропусков ?А? и ?Б?.

Уважаемые учредители образовательных учреждений!
…?А? пп. 43, 44 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края осуществляет ведение реестра лицензированных образовательных учреждений и размещение его на сайте.
…?Б? представления в указанном реестре достоверной и своевременной информации обращаем ваше внимание на необходимость оперативного информирования Инспекции обо всех изменениях в сети образовательных учреждений (исключение из реестра юридических лиц, изменение статуса, проведение процесса реорганизации в форме слияния либо присоединения, приостановление деятельности).

Прочитайте текст и выполните задание:

В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (…) руководители компаний поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб

В каком из приведённых ниже предложений верно определена главная мысль текста?

Тесты для госслужащих

Тест для госслужащих государственный язык РФ 210 вопросов. Скачать

Тест для госслужащих на знание Конституции РФ 118 вопросов.В каком варианте содержится речевая ошибка

Тест для госслужащих на знание основ законодательства о государственной и государственной гражданской службе Российской Федерации192 вопроса. В каком варианте содержится речевая ошибка

Тест для госслужащих по основам законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции 73 вопроса.В каком варианте содержится речевая ошибка

Тест для госслужащих на знания и умения в области информационно-коммуникационных технологий 107 вопросов.В каком варианте содержится речевая ошибка

Тест для госслужащих 50 вопросов сформированных случайным порядком из вышеуказанных тем.

Тесты для Росгвардии

Тесты для Росгвардии В каком варианте содержится речевая ошибка

Тест по правовой подготовке Росгвардии вариант 1

Тест по правовой подготовке Росгвардии вариант 2

Тест по правовой подготовке Росгвардии вариант 3

Тест по правовой подготовке Росгвардии вариант 4

Тест по правовой подготовке Росгвардии вариант 5

Тесты на госслужбу РК (Республики Казахстан)

Конституция республики Казахстан тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Конституционный закон о Президенте РК тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Конституционный закон о Правительстве РК тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Закон РК О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Закон РК О государственной службе Республики Казахстан тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Закон РК О противодействии коррупции Республики Казахстан тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Закон РК Об административных процедурах Республики Казахстан тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Закон РК О правовых актах Республики Казахстан тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Закон РК О госуслугах Республики Казахстан тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Закон РК О местном государственном управлении и самоуправлении в Республики Казахстан тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан тест В каком варианте содержится речевая ошибка

Написать комментарий

Как к Вам обращаться:

Адрес электронной почты:

Ваше сообщение:

Источник

Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.

Для успешного выполнения задания необходимо:

· понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;

· учитывать особенности сочетаемости слов;

· правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;

· избегать речевой избыточности;

· не допускать речевой недостаточности;

· учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Формулировка 1: Исключите лишнее слово

· Из демоверсии ЕГЭ:

· Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

· В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

· Ответ: главную

· В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи “главная суть” является плеоназмом. «Суть – самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

· Формулировка 2: замените неверно употребленное слово

· “Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.”

· В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

· Ответ: потерпели

· Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Алгоритм выполнения задания 6

· 1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).

· 2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

· 3) Если это ошибка, исправь ее.

Теория

· Нарушение лексических норм

· Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Типы ошибок

1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5). Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3. Неразличение синонимичных слов. В конечном предложении автор применяет градацию.

4. Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5. Неуместное употребление эмоционально – окрашенных слов и фразеологизмов. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

6. Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удается объегорить других.

7. Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление.

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой юноша, очень прекрасный.

9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология).

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10. Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.

Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

Употребление фразеологизмов. Ошибки.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

· сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)

· замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)

· совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

Плеоназм. Употребление лишних слов.

Плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

Тавтология

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).

В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде)

Неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.

Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей – актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).

Диалектизм – лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)

Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.

Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.

У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).

Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии).

Источник