В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление

ГИА по русскому языку.

Вариант 1

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9

(1) По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, — именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь — как праздник.

(По В.С. Токаревой)

*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) — русский прозаик и сценарист.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать поссорилась с дочерью?»

1)Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола, а дочь это не оценила.

2)Матери не нравится, как одевается Оксана.

3)Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.

4)Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «улавливать» (предложение 3).

1)пользоваться моментом

2)изобличать

3)принимать

4)понимать

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)Чего она мне нервы мотает?

2)По дому плавали запахи и крики.

3)Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.

4)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

А4. Укажите ошибочное суждение.

1)В слове ЧУВСТВОВАЛ все согласные твёрдые.

2)В слове ШЕСТНАДЦАТЬ звуков меньше, чем букв.

3)В слове ХЛЕБ последний звук [п].

4)В слове ДЕТСТВЕ есть звук [ц].

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1)голодала

2)заплесневеет

3)осложнения

4)положили

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1)разговариваешь

2)отворилась

3)поднимет

4)сделать

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

1)ванной

2)длинной

3)пущенная

4)именно

В1. Замените просторечное слово «ляпнет» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «посмотрел с тоской», построенное на основе управления, синонимичным сочетанием со связьюпримыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 41.

В4. Среди предложений 36-46 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую приобращении.Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(1) или,(2) как она называла,(3) «ретруха».
– Пап,(4) ну скажи ей,(5) — громко пожаловалась Оксана. — Чего она мне нервы мотает?

Читайте также:  В каком атоме содержится 8 протонов

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.А именно теперь,(1) в шестнадцать лет,(2) когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни,(3) — именно теперь нужен родной отец. И не амбулаторно,(4) как говорят врачи,(5) — пришёл,(6) ушёл.

В8. Среди предложений 2-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9. Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

ГИА по русскому языку.

Вариант 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9

(1) Мне тринадцать лет.
(2) Каждый вечер в ущерб заданным урокам я читаю и перечитываю всё одну и ту же книгу — «Войну и мир».
(3) Я влюблена в князя Андрея Болконского. (4) Я ненавижу Наташу, во-первых, оттого, что ревную, во-вторых, оттого, что она ему изменила.
– (5) Знаешь, — говорю я сестре, — Толстой, по-моему, неправильно про неё написал. (6) Не могла она никому нравиться. (7) Посуди сама — коса у неё была «негустая и недлинная», губы распухшие. (8) Нет, по-моему, она совсем не могла нравиться. (9) А жениться он на ней собрался просто из жалости.
(10) Потом ещё мне не нравилось, зачем князь Андрей визжал, когда сердился. (11) Я считала, что Толстой это тоже неправильно написал. (12) Я знала наверное, что князь не визжал.
(13) Каждый вечер я читала «Войну и мир».
(14) Мучительны были те часы, когда я подходила к смерти князя Андрея.
(15) Мне кажется, что я всегда немножко надеялась на чудо. (16) Видимо, надеялась, потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня, когда он умирал.
(17) Ночью, лёжа в постели, я спасала его. (18) Я заставляла его броситься на землю вместе с другими, когда разрывалась граната. (19) Отчего ни один солдат не мог догадаться толкнуть его? (20) Я бы догадалась, я бы толкнула.
(21) Потом посылала к нему всех лучших современных врачей и хирургов.
(22) Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрёт.
(23) Нет. (24) Умер! (25) Умер!
(26) Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно.
(27) И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков. (28) А утром… (29) Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урока!
(30) И вот наконец я додумалась. (31) Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея. (32) Пусть даже женит его на Наташе, даже на это иду, даже на это! — только бы не умирал!
(33) Спросила гувернантку, может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении. (34) Та ответила, что как будто может, что авторы иногда для нового издания делают исправления.
(35) Посоветовалась с сестрой. (36) Та сказала, что к писателю нужно идти непременно с его карточкой и просить подписать, иначе он и разговаривать не станет, да и вообще с несовершеннолетними они не говорят.
(37) Было очень жутко.
(38) Исподволь узнавала, где Толстой живёт. (39) Говорили разное — то, что в Хамовниках, то, что будто уехал из Москвы, то, что на днях уезжает.
(40) Купила портрет. (41) Стала обдумывать, что скажу. (42)Боялась — не заплакать бы. (43) От домашних своё намерение скрывала — осмеют.
(44) Наконец решилась. (45) Приехали мамины родственники, в доме поднялась суетня, так что время удобное. (46) Я сказала старой няньке, чтобы она проводила меня «к подруге за уроками», и пошла.
(47) Толстой был дома. (48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко.
(49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится. (52) Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.
(53) Наконец — он. (54) Он был меньше ростом, чем я ждала. (55) Посмотрел на няньку, на меня. (56) Я протянула карточку и, выговаривая от страха «л» вместо «р», пролепетала:
– (57) Вот, плосили фотоглафию подписать.
(58) Он сейчас же взял её у меня из рук и ушёл в другую комнату.
(59) Тут я поняла, что ни о чем просить не смогу, ничего рассказать не посмею и что так осрамилась, погибла навеки в его глазах, со своим «плосили» и «фотоглафией», что дал бы только Бог убраться подобру-поздорову.
(59) Он вернулся, отдал карточку. (60) Я сделала реверанс.
– (61) А вам, старушка, что? — спросил он у няньки.
– (62) Ничего, я с барышней.
(63) Вот и всё.
(64) Вспоминала в постели «плосили» и «фотоглафии» и поплакала в подушку.

Читайте также:  В каких продуктах содержатся фосфор

(По Тэффи)

*Тэффи (псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой; 1872-1952) — русская писательница и поэтесса.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С какой целью героиня рассказа решилась пойти к Толстому?»

1)Девочка любила роман «Война и мир», и ей хотелось получить автограф великого писателя на его фотографии.

2)Девочка хотела встретиться с автором «Войны и мира», чтобы рассказать ему, как она восхищается князем Андреем.

3Девочка мечтала убедить Толстого изменить сюжет романа и оставить в живых её любимого героя, князя Андрея.

4Девочке нужно было убедить Толстого, что князь Андрей может спастись, если женится на Наташе.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поднялась» (предложение 45).

1повысилась2возникла3встала4возродилась

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроков.

2Он был меньше ростом, чем я ждала.

3Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая.

4Я думала, что в доме Толстого все ходят на цыпочках и говорят шёпотом.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1В слове КАЖЕТСЯ звуков меньше, чем букв.

2В слове ТРИНАДЦАТЬ нет непроизносимых согласных.

3В слове РОДСТВЕННИКИ есть звук [ц].

4В слове ШЁПОТОМ все согласные твёрдые.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1толкнуть2умирал3подписать4напевая

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?

1подходила2отдал3сделала4вспоминала

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН»?

1недлинная2современных3напечатанном4несовершеннолетними

В1. Замените разговорное слово «жутко» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Замените словосочетание «мамины родственники», построенное на основе согласования, синонимичным сочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3.  Выпишите грамматическую основу предложения 50.

В4. Среди предложений 48-52 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.Мне кажется,(1) что я всегда немножко надеялась на чудо. Видимо,(2) надеялась,(3) потому что каждый раз то же отчаяние охватывало меня,(4) когда он умирал.
Ночью,(5) лёжа в постели,(6) я спасала его.

В6.  Укажите количество грамматических основ в предложении 48. Ответ запишите цифрой.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.Живой человек один раз умирает,(1) а этот вечно,(2) вечно.
И стонало сердце моё,(3) и не могла я готовить уроков. А утром… Сами знаете,(4) что бывает утром с человеком,(5) который не приготовил урока!

В8. Среди предложений 29-34 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Источник

(20)Открыв книжку и повернув ее к лунному свету, лившемуся серебряными струями с высоты, Варя узнала пушкинские поэмы. (21) Она узнала их как-то сразу, еще до того, как разглядела название, одним только беглым взглядом на стройные, точеные колонны стихов. (22) Она перебирала страницы, а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая, светлая и высокая музыка. (23)Совсем так, как звучно пела для нее одной скрипка, которую она каждый раз видела на гвоздике в сельском магазине (ее восхищал и кожаный футлярчик для скрипки, и блестящий серебряный замочек на нем)…

-(24)Эту читать легко, – сказал Сашка.

(25)Он ревностно следил за Вариными пальцами, перелистывавшими страницы.

-(26)Про цыган написано. (27)Сандро Пушкин писал. (28) Читала?

(28)Варя, бросив на Сашку удивленный взгляд, воскликнула:

-(29)Конечно, читала! (30)Кто же Пушкина не читал? (31) Только не Сандро, а Александр Пушкин!

(32) Сашка, упрямо тряхнув черными кудрями, начал бурно возражать:

-(33) Н-нет, Сандро! (34) Я Сандро, и он Сандро! (35)Цыган тоже, как и я. (36)Ты байки-то не рассказывай: тут есть его портрет. (37)Я глядел – точно цыган.

(38) Варя не собиралась вовсе уступать Пушкина, но спорить дальше не захотела. (39)Она была сегодня добрая и не стала разрушать наивную и гордую веру Сашки. (40) Пусть думает. (41)Она только сказала:

-(42)Это тоже Пушкина написал…

(43)И негромко, бережно отставляя друг от друга слова, сама завораживаясь торжественностью вещих стихов, стала читать «Памятник».

(44)Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

(45)Дочитав стихотворение до конца, Варя проговорила: «(46)Пушкин – он для всех…» (47)Сашка молчал, задумавшись. (48)В двух шагах от них дремал конь, стоявший против лунного света и теперь казавшийся не белым, а будто высеченным из серого камня.(49)Варя глядела на него снизу, сквозь путанные стебли мятлика, и ей, взволнованной только что прочитанными стихами, от которых все вокруг обрело какое-то новое видение, конь показался вдруг сказочно высоким. (50)Он возвышался над ней узловатой, глыбистой громадой. (51) Над его хребтом висела, почти касаясь, луна, и шерсть на крупе голубовато блестела горным слежалым снегом…

-(52)Пушкин – он для всех, – снова задумчиво повторила Варя.

(По Е. Носову)

А1. На какой вопрос в тексте НЕТ ответа?

1)  Как истинное искусство воздействует на чеовека?

2)  Как отнеслась героиня к увлечению Сашки-цыгана чтением стихов Пушкина?

Читайте также:  Какая информация содержится в активе бухгалтерского баланса

3)  Как рождается классическое поэтическое произведение?

4)  Почему героиня рекомендует мальчишке читать книги?

А2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Варя не стала спорить с Сашкой, а просто стала читать «Памятник» Пушкина?»

1) (28)Варя, бросив на Сашку удивленный взгляд, воскликнула?

-(29)Конечно, читала! (30)Кто же Пушкина не читал?

2) (38) Варя не собиралась вовсе уступать Пушкина, но спорить дальше не захотела. (39)Она была сегодня добрая и не стала разрушать наивную и гордую веру Сашки. (40) Пусть думает.

3) (45)Дочитав стихотворение до конца, Варя проговорила: «(46)Пушкин – он для всех…» (47)Сашка молчал, задумавшись.

4) (50)Он возвышался над ней узловатой, глыбистой громадой. (51) Над его хребтом висела, почти касаясь, луна, и шерсть на крупе голубовато блестела горным слежалым снегом…

А3. Как характеризует Варю информация, заключенная в предложениях 38-52?

1)  Варя не собирается «уступать Пушкина» Сашке-цыгану и старается доказать, что Пушкин – русский поэт.

2)  Варя – человек самолюбивый, гордый, она любит, когда ею восхищаются, и хочет произвести впечатление на Сашку, поэтому театрально читает стихи Пушкина.

3)  Варя – человек, тонко чувствующий искусство, любящий поэзию Пушкина и понимающий, что национальных границ не существует, если речь идет о гениальном поэте.

4)  Варя – большая фантазерка, часто принимает желаемое за действительное.

А4. Укажите, в каком значении употреблено слово «сухим» (сухой) в предложении 5.

1)  Лишенный мелодичности

2)  Безупречный, неласковый

3)  Скупой, лаконичный

4)  Лишенный свежести.

А5. В каком варианте ответа содержится смысловое противопоставление?

1)  (3)К нему как-то особенно шли и длинные, затоптанные на отворотах жарко-красные штаны, и полотняная рубаха без рукавов, и этот огонь, игравший на каштаново-черных плечах и руках влажными блуждающими бликами, даже сама ночь, которую он коротал неспешно и деловито.

2)  (22) Она перебирала страницы, а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая, светлая и высокая музыка.

3)  (38) Варя не собиралась вовсе уступать Пушкина, но спорить дальше не захотела.

4)  (49)Варя глядела на него снизу, сквозь путанные стебли мятлика, и ей, взволнованной только что прочитанными стихами, от которых все вокруг обрело какое-то новое видение, конь показался вдруг сказочно высоким.

А6. В каком предложении средством речевой выразительности является сравнение?

1)  (2) Примечая в Сашке его буйную черноту волос, диковатый, летучий взгляд, гортанную корявость речи – все то цыганское, что вызывало у деревенских жителей, особенно у девчонок, непонятную ей самой настороженную неприязнь, Варя смотрела на долговязого Сашку с добрым участием, дивясь его притягивающей необычности.

2)  (22) Она перебирала страницы, а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая, светлая и высокая музыка.

3)  (21) Она узнала их как-то сразу, еще до того, как разглядела название, одним только беглым взглядом на стройные, точеные колонны стихов.

4)  51) Над его хребтом висела, почти касаясь, луна, и шерсть на крупе голубовато блестела горным слежалым снегом…

В1. Замените слово БАЙКА (-и) из предложения из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 50-52 выпишите слово (-а) с чередованием гласных в корне.

В3. Из предложений 25-28 выпишите слово (-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на ее конце пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

В4. Из предложений 9-15 выпишите слово(-а), в котором (ых) правописание суффикса определяется правилом правописание краткой формы страдательных причастий прошедшего времени.

В5. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при вводном слове.

Варя,(1) бросив на Сашку удивленный взгляд, (2)воскликнула:

-Конечно,(3) читала! Кто же Пушкина не читал? Только не Сандро,(4) а Александр Пушкин!

Сашка,(5) упрямо тряхнув черными кудрями,(6)начал бурно возражать:

– Н-нет,(7) Сандро!

В6. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочиненного предложения.

Она перебирала страницы,(1) а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая,(2) светлая и высокая музыка. Совсем так,(3) как звучно пела для нее одной скрипка,(4) которую она каждый раз видела на гвоздике в сельском магазине (ее восхищал и кожаный футлярчик для скрипки, (5)и блестящий серебряный замочек на нем)…

В7. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложного предложения, связанных подчинительной связью.

Примечая в Сашке его буйную черноту волос, (1)диковатый, (2)летучий взгляд,(3) гортанную корявость речи – все то цыганское,(4) что вызывало у деревенских жителей,(5) особенно у девчонок, (6)непонятную ей самой настороженную неприязнь, (7)Варя смотрела на долговязого Сашку с добрым участием, (8)дивясь его притягивающей необычности.

В8. Замените словосочетание РУБАХА БЕЗ РУКАВОВ (предложение 3) синонимичным со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Запишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 43.

В10. Среди предложений 9-16 найдите предложение (-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

В11. Среди предложений 45-51 найдите предложение (-я) с обособленным определением. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

В13. Среди предложений 8-15 найдите бессоюзное(-ые) сложное (-ые) предложение (-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

В14. Среди предложений 19-25 найдите сложноподчиненное(-ые) предложение (-я) с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

Источник