В каком варианте ответа содержится информация необходимая для почему алеша
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14
(1) Но дольше всего горел огонек над
широким крыльцом школы. (2) Ребята давно разошлись по домам, а за освещенными
окнами второго этажа,
уютно сдвинув кресла, тихо,
по-семейному, беседовали учителя со своими бывшими питомцами.
(3) – Воображаю, как вы там мерзли! – с
тревогой говорила старая учительница, которой все еще помнились эти мальчики
такими, какими они пришли к
ней в первый класс, держась за
руки своих матерей.
(4)
– Да там не до мороза. (5) Разотрешь снегом уши, и опять ничего, –
застенчиво поглядывая друг на друга, рассказывали молодые бойцы. (6) В одном из
классов за партой сидел Алеша-снайпер. (7) Его ноги не помещались под
скамейкой, длинная фигура возвышалась над полированной крышкой.
(8) Он любовно и тщательно оглядывал
парту и с сожалением говорил:
(9) – Тут у меня и буквы были вырезаны:
А. М. (10) Эх, другая парта, верно!
(11) Или краской затерли…
(12) Перед Алешей стоял вожатый Митя.
(13) – А ты, кажется, здесь вожатый
теперь? – спросил Алеша. (14) – Я ведь
помню тебя. (15) Когда мы уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?
(16) – В седьмом. (17) А теперь в
девятом. (18) Учусь! (19) С
ребятами воюю! –засмеялся Митя, присаживаясь на край
Алешиной парты.
(20) – А что, трудный состав? –
деловито осведомился тот.
(21) И, не дожидаясь ответа, серьезно сказал:
(22) –
Главное – дисциплина.
(23) Ты их, знаешь,
сразу приучай. (24) Дисциплина, брат, – великое дело!
(25) Он вскочил, прошелся по
классу и, остановившись
перед Митей, щелкнул пальцами:
(26) – Сразу приучай! (27) А то потом
ох и трудно будет! (28) Вот где я это понял
– на фронте! (29) Там, знаешь, с
нами нянчиться некому. (30) Алеша присел рядом с Митей, указал глазами на дверь
и понизил голос:
(31) – Это здесь
ведь учителя уговаривают,
объясняют, прощают… а там
фронт… война… приказ… (32) Дисциплина – это все!
(33) – Точно! – решительно подтвердил
Митя. (34) – Ребят распускать никак нельзя! (35) Алеша посмотрел на него и
вдруг расхохотался.
(36) – По себе знаем, верно? (37) Мы
один раз тут такую штуку устроили!.. – с
увлечением сказал он.
(38) Перебивая друг друга, они
стали вспоминать первые
годы учебы, свои проделки и шалости, учителей и строгого
директора.
(39) – Ух ты! (40) Я его и сейчас
побаиваюсь. (41) А ведь чего, кажется,
– добрейший человек!
(По
В. Осеевой)
Ответами к заданиям 2–14 являются число,
последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать
в поле ответа в тексте работы.
В каком
варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алеша-снайпер утверждает, что
главное – дисциплина»?
1) Это
здесь ведь учителя
уговаривают, объясняют, прощают…
а там фронт… война… приказ…
2) Ты
их, знаешь, сразу приучай.
3) Перебивая друг друга, они
стали вспоминать первые
годы учебы, свои проделки
и шалости, учителей и строгого директора.
4) Тут у меня и буквы были вырезаны: А.
М.
Ответ: ___________________________
Укажите
предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора:
1)
Дисциплина, брат, – великое дело!
2) Когда мы
уходили на фронт, ты был в седьмом, кажется?
3) Ребята давно разошлись по домам, а за освещенными
окнами второго этажа, уютно
сдвинув кресла, тихо, по-семейному, беседовали учителя со своими бывшими
питомцами.
4) А ведь
чего, кажется, – добрейший человек!
Ответ: ___________________________
Из
предложений 30-34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом
стоящего согласного.
Ответ:
___________________________
Из
предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при
помощи суффикса
–Н– от существительного, основа которого
оканчивается на –Н, пишется НН».
Ответ:
___________________________
Замените разговорное слово расхохотался в предложении 35 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
Ответ: _________________________
Замените
словосочетание любовно оглядывал (предложение 8), построенное на основе примыкания, синонимичным
словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 34.
Ответ: _________________________
Среди
предложений 4-7 найдите предложение с
обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
Ответ: _________________________
В
приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при
вводном слове.
А ведь чего,1 кажется,2
– добрейший человек! Перебивая друг друга,3 они стали вспоминать
первые годы учёбы,4 свои проделки и шалости,5 учителей и
старого директора.
Ответ:
_________________________
Укажите
количество грамматических основ в
предложении 2.
Ответ:
_________________________
В
приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую
(-ие) запятую (-ые) между частями сложногопредложения, связанными сочинительной
связью.
Ты их,1
знаешь,2 сразу приучай! Ребята давно разошлись по домам,3
а за освещёнными окнами второго этажа,4 уютно сдвинув кресла,5
тихо,6 по-семейному,7 беседовали учителя со своими
питомцами.
Ответ:
_________________________
Среди
предложений 1-3 найдитесложное
предложение, в составе которого есть сложноподчиненноеc
последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
_________________________
Среди
предложений 7-10 найдите сложное
бессоюзное предложение. Напишите его
номер.
Ответ:
_________________________
Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической
работы ученик получает по одному баллу
за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется
ноль баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
2 | 1 |
3 | 3 |
4 | распускать |
5 | длинная |
6 | рассмеялась |
7 | оглядывал |
8 | нельзя |
9 | 5 |
10 | 1,2 |
11 | 2 |
12 | 3 |
13 | 3 |
14 | 7 |
Источник
ОГЭ по русскому языку – 2015
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Вариант 1
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе (бланк ответов №2) . Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14
(1) В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной.
(2) К этому дню Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3) А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.
(4) Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино – и грянул марш. (5) Но она не сумела доиграть до конца…
– (6) Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7) Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.
– (8) Она… была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями. – (9) Здравствуй!..
(10) Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11) Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(12) В кухне на окне стояла пустая клетка… (13) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.
(16) Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17) В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен…
– (18) Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.
– (19) Нет… у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (20) А вот зерна… (21) Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…
– (22) Но ведь тут, на кухне, темно и жарко… и пахнет газом. (23) Зачем же вы ее сюда?..
– (24) Ты знаешь, Николай (отец в серьезные минуты всегда называл его так – Николаем), ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25) Ну, в общем, мешала ей…
– (26) Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? – все так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели.
– (27) Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.
– (28) Недаром тебя в школе называют Писклей!
(29) Ещё бы… (30) Ведь я твоя сестра!
– (31) А ты мне не сестра… – выпалил Колька.
(32) До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. (34) Она даже готова была вслух признать свою вину.(35) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
– (36) Как ты можешь так, Коля? (37) Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду… (38) И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.
– (39) Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (40) Елена Станиславовна опустила голову.
– (41) Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец. (42) Колька качнулся… (43) Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привез из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о ее смерти вот так прямо и грубо.
– (44) Она умерла… а не сдохла. (45) Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слезы. (46) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор…
– (47) Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – (48) Мы его так встретили… (49) Неля марш приготовила. (50) Подумаешь, птицы!..
(По А.Алексину)
Анатолий Георгиевич Алексин – русский прозаик, драматург. Автор повестей «Саша и Шура», «Необычные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», в которых изображаются столкновения детей и подростков с миром взрослых.
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему день возвращения Кольки из пионерского лагеря автор называет «памятным»?»
1) В этот день родные люди устроили мальчику торжественный приём, праздник.
2) В этот день Кольке подарили красивую клетку для птицы.
3) В этот день Неля впервые назвала Кольку братом.
4) В этот день Колька узнал, что его любимая чайка умерла.
Ответ: ___________________________
Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Она сдохла», – набравшись мужества, ответил отец».
1) эпитет
2) просторечное слово
3) олицетворение
4) фразеологизм
Ответ: ___________________________
Из предложений 26-30 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.
Ответ: ___________________________
Из предложений 44-47 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или простого будущего времени.
Ответ: ___________________________
Замените разговорное слово возиться в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
Замените словосочетание с маминой помощью (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 4-7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но ведь тут,1 на кухне,2 темно и жарко… и пахнет газом. Ну,3 в общем,4 мешала ей. Подумаешь,5 птицы!
Ответ: ___________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
Ответ: ___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Эту клетку Колька построил очень давно с маминой помощью,1 и она бы,2 наверно,3 вполне подошла даже для ширококрылого горного орла,4 а не только для скромной чайки…
Ответ: ___________________________
Среди предложений 33-37 найдите сложноподчиненное предложение c однородным подчинением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 13-17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.
Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевич Паустовского: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – Мы его так встретили… Неля марш приготовила. Подумаешь, птицы!” Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Вариант 1
Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
2 | 4 |
3 | 2 |
4 | избегая |
5 | сдерживая |
6 | заниматься |
7 | с помощью мамы |
8 | она не сумела доиграть |
9 | 4 |
10 | 3,4 |
11 | 1 |
12 | 1 |
13 | 33 |
14 | 15 |
Источник
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ М 2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для прослушивания
Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться, охраняя свои интересы.
Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение к партнеру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче говоря, идите навстречу людям (или хотя бы делайте вид, этого достаточно) – и люди к вам потянутся.
Все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо Помогут. Если же он хочет относиться к людям “по-человечески”, то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них не зная, причём совершенно искренне и бескорыстно.
(По материалам сайта https://psv.1september.ru)
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1)Алёша вошёл в телефонную будку и набрал Славкин номер. (2)Короткие противные гудки. (3)Занято.
(4)От нечего делать Алёша стал рассматривать номера, небрежно, на скорую руку написанные и нацарапанные на стене.
(5)Внимание мальчика привлёк один номер, который сразу бросался в глаза, так как был написан аккуратненько, не торопясь. (6)Каким-то особым карандашом, жирной чёрной линией. (7)Почему-то в стороне от всех остальных. (8)Кажется, такими диковинными карандашами пользуются художники.
(9)Сам не зная зачем, Алёша вдруг набрал этот чужой номер. (10)Просто так…
(11)- Слушаю,- вдруг тихим хриплым голосом заговорила телефонная трубка.- (12)Слушаю, кто говорит?
(13)Ещё можно было, ни слова не говоря, быстро нажать на рычаг, и тот человек стал бы думать, что кто-то ошибся номером, не туда попал.
(14)Но было в этом тихом голосе что-то такое, от чего Алёша неожиданно для себя произнёс:
(15)- Это я…
(16)Невидимый человек совсем не удивился, даже наоборот. (17)Голос его как-то сразу потеплел, стал звонче.
(18)- Здравствуй, малыш! (19)Я очень рад, что ты позвонил. (20)Я ждал твоего звонка, малыш… (21)Ты, как всегда, торопишься, да?..
(22)Алёша молчал: он не знал, что ответить. (23)Тот человек, конечно, принял его за кого-то другого, и надо было немедленно сказать ему об этом, извиниться.
(24)- Ну, как дела у тебя в школе?
(25)- В школе… нормально… – со смущением пробормотал Алеша.
(26)Собеседник, видимо, что-то почувствовал, голос его снова стал таким же хриплым, Как и в начале разговора.
(27)- Да что ж я, старый, заболтался? (28)Ты, наверное, сейчас в бассейн? (29)Бежишь, да? (30)У тебя, малыш, уже нет времени поговорить? (31)Беги! (32)Спасибо, внук, что позвонил. (33)Я ведь каждый день жду, ты же знаешь.
(34)Весь следующий день Алёша думал о человеке, который так жаждал звонка какого-то “малыша”.
(35)И тогда Алёша решил позвонить ещё раз, чтобы извиниться.
(36)Трубку сняли сразу.
(37)- Здравствуй, малыш! (38)Молодец, что не забываешь деда! (39)Может, зайдёшь когда? (40)Ты знаешь, я ведь почти не выхожу… (41)Раны мои, будь они неладны!
(42)- Раны?.. – ужаснулся Алёша.
(43)- Я ж тебе рассказывал, малыш. (44)Ты, правда, совсем ещё крохой был, позабыл всё, наверное? (45)Меня ранили, когда на “Ильюхе-горбатом” летал. (46)Да ты вот сделал доброе дело, позвонил, и мне легче стало.
(47)Алёша вдруг понял, что он просто не может сказать этому старому, израненному в боях человеку, что тот говорит с обманщиком.
(48)Вечером, когда отец читал газеты, Алёша, который выжидал удобного момента, как бы случайно, вскользь спросил у него:
(49)- Папа, а ты не знаешь, что такое “Ильюха-горбатый” и почему так говорят?
(50)- Это самолёт такой был во время войны. (51)Немцы его страшно боялись, называли “чёрной смертью”.
(52)- Папа, а вот если бы мой дедушка не погиб на войне, мы бы ходили к нему в гости?
(53)- Если бы мой отец был жив…
(54)И он ничего больше не сказал, большой и сильный человек. (55)Алёша подумал, что на войне мог погибнуть и дед этого неизвестного “малыша”. (56)Но “малышу” удивительно, просто невероятно в жизни повезло! (57)И надо обязательно, просто необходимо позвонить тому человеку.
(58)Голос старика был почти весёлым.
(59)- Ну, теперь каждый день праздник! (60)Как дела, малыш?
(61)- Нормально! – неожиданно для себя ответил Алёша. – (62)А ты-то как, расскажи поподробнее, пожалуйста.
(63)Старик очень удивился: видно, не привык, чтобы его делами кто-то интересовался.
(64)- А ты видел в войну танки?
(65)- Танки? (66)Я их с воздуха прикрывал. (67)Эх, малыш, было однажды…
(68)Хрипловатый голос старика стал звонким, весёлым, и казалось, что пожилой человек сидит в кабине своего грозного самолёта, а не в пустой стариковской квартире. (69)И бой вокруг, на земле и в небе.
(70)Дядя Володя, сосед Алёшки с девятого этажа, работал в милиции. (71)Придя к нему вечером, Алёша сбивчиво рассказал всё, и на следующий день сосед принёс мальчику маленькую бумажку с адресом и фамилией.
(72)Жил старый лётчик не очень далеко, за вокзалом: надо было проехать остановок шесть на автобусе, ходившем с большими интервалами… (73)Когда Алёша подошёл к дому, то задумался. (74)Ведь старый летчик-то до сих пор думает, что каждый день разговаривает с “малышом”, своим внуком. (75)Может быть, узнав правду, просто выставит его, Алёшу, за дверь, даже разговаривать не захочет!..(76)Надо сначала хотя бы предупредить о своём визите.
(77)Алёша зашёл в телефонную будку и набрал номер.
(78)- Это ты?.. – услышал мальчишка в трубке уже знакомый голос. – (79)Я сразу понял, что это ты… (80)Ты звонишь из того автомата, что внизу?.. (81)Поднимайся, я открыл дверь. (82)Будем знакомиться, внук…
(По С.Г. Георгиеву)
Георгиев Сергей Георгиевич (род. 9 июля 1954 г.) – российский детский писатель
Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: “Почему у Алеши возникла потребность в общении со старым лётчиком?”
1) Алёше было интересно узнать, почему старый лётчик оставил свой домашний номер на стене телефонной будки, написав его особым карандашом, жирной линией.
2) Алёша, выдававший себя за внука старого лётчика, получал удовольствие от своего обмана.
3) Алёше было жалко старого лётчика, который мучительно страдал от одиночества.
4) Старый лётчик напоминал Алёше собственного деда, которого мальчик очень любил.
Ответ: ____________________________.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Внимание мальчика привлёк один номер, который сразу бросался в глаза, так как был написан аккуратненько, не торопясь.
2) Хрипловатый голос старика стал звонким, весёлым, и казалось, что пожилой человек сидит в кабине своего грозного самолёта, а не в пустой стариковской квартире
3) Меня ранили, когда на “Ильюхе-горбатом” летал, были дела.
4) Голос его как-то сразу потеплел, стал звонче.
Ответ: ____________________________.
4. Из предложений 44-46 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости-звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой, хотя при произношении происходит уподобление конечного согласного приставки последующему звонкому звуку (озвончение).
Ответ: ____________________________.
5. Из предложений 4—8 выпишите слово, в котором правописание НН обусловлено правилами словообразования и правописания суффиксов отымённых имён прилагательных.
Ответ: ____________________________.
6. Замените книжное слово “жаждал” в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ____________________________.
7. Замените словосочетание “со смущением пробормотал” (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ____________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 30.
Ответ: ____________________________.
9. Среди предложений 72-76 найдите предложение с обособленным нераспространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
– Да что ж я,(1) старый,(2) заболтался? Ты,(3) наверное,(4) сейчас в бассейн? Бежишь,(5) да? У тебя,(6) малыш,(7) уже нет времени поговорить? Беги! Спасибо,(8) внук,(9) что позвонил.
Ответ: ____________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 68. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ____________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Ещё можно было,(1) ни слова не говоря,(2) быстро нажать на рычаг,(3) и тот человек стал бы думать,(4) что кто-то ошибся номером,(5) не туда попал.
Но было в этом тихом голосе что-то такое,(6) от чего Алёша неожиданно для себя произнёс:
– Это я…
Ответ: ____________________________.
13. Среди предложений 47-51 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________.
14. Среди предложений 22-26 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов М 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15,1, 15,2 или 15,3, Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15,2 или 15,3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются”. Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова- Щедрина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста – предложение 46: “Да ты вот сделал доброе дело, позвонил, и мне легче стало”.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания “ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ”? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое любовь к ближнему”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Источник