В каком варианте ответа содержится информация для обоснования ответа

В каком варианте ответа содержится информация для обоснования ответа thumbnail

Прочтите текст и выполните задание.

– (1) Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2) Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3) Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4) Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5) А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6) И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8) Анна Федотовна уточнила:

– (9) Сын успел написать всего одно письмо. (10) А второе написал после его смерти его товарищ.

(11) Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13) Это же всё ненастоящее!

– (14) Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15) Откройте верхний ящик комода. (16) Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17) Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18) Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19) Вы должны передать эти документы нам. (20) Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22) Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23) Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24) А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25) Музей не возьмёт копии.

– (26) Не возьмёт, и вы не берите. – (27) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28) И пожалуйста, верните мне все документы.

(29) Они молча отдали ей письма и похоронку. (30) Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31) Мальчик, поставь шкатулку на место. (32) И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34) Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35) Только пикни у нас.

– (36) Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37) Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38) А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39) Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40) Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41) Ступайте, дети. (42) Я очень устала.

(43) Делегация молча удалилась.

(44) Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…

(45) Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46) Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47) Таня! (48) Загляни в шкатулку!

– (49) Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52) Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013 гг.) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

Показать полностью

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:

Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?

  1. Это были копии, а не настоящие документы.
  2. Поведение детей обидело Анну Федотовну.
  3. Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
  4. Анна Федотовна боялась, что документы подменят.

Запишите номер варианта.

Источник

Прочитайте текст и выполните задания 2—14.

(1)Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2)Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (З)Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4)Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.

(5)Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6)Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.

Читайте также:  В каких вещах содержится ртуть

(7)Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны. (8)Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9)А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10)На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья. (11)Хотелось пить. (12)Флягу он оставил в кабине. (13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

(14)— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15)- Скоро вечер. (16)Пожалуй, запоют соловьи. (17)Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18)Он плакал, не скрываясь. (19)Он плакал и думал, что имеет на это право. (20)Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

(21)— За одну минуту… — сказал он медленно и остановился. (22)— За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23)3а одну минуту! (24)Голова у него кружилась. (25)В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:

(26)— Ко мне! (27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.

(33)— Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.

(34)— Да. (35)Я оттуда.

(36)— Я помогу вам. (37)Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38)Лётчик протянул ей руку. (39)Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.

(40)— Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41)— Ты — Земля! (42)Ты — радость! (43)У него всё время кружилась голова.

(44)— Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45)— Вы обопритесь на меня. (46)Я сильная. (47)Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки все в веснушках и ласково потрепал их.

(По К. Паустовскому)

Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещёрская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».

Источник

(1)Миша лежал на кровати забинтованный, тихий, прислушиваясь к отдалённым звукам улицы. (2)Он был погружён в какой-то туман, и звуки за окном мешались со снами. (3)Его больная, со здоровенной ссадиной голова всё время гудела.

(4)Он всё время думал, как встретят его ребята. (5)Он пойдёт по дачной улице, будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах. (6)Пусть ребята посмотрят!

(7)В комнату вошла мама. (8)Она недавно приехала из Москвы, вызванная телеграммой. (9)До дачи из города нужно было добираться не меньше суток. (10)Электрички, которая бы ходила напрямую до дачи, не было. (11)Мама ехала, постоянно пересаживаясь из одного поезда в другой. (12)Она оправила постель, убрала со стола тарелку, хлеб, смахнула крошки.

(13)Миша спросил:

– (14)Мама, а кино у нас в доме работает?

– (15)Работает, по-моему. (16)Лежи спокойно.

– (17)Я лежу спокойно. (18)Звонок у нас починили?

– (19)Нет, приедешь – починишь.

(20)Мама сидела у окна, наклонив голову, и что-то шила.

– (21)Мама, сколько я буду ещё лежать? – спросил Миша.

– (22)Пока не выздоровеешь.

– (23)Я себя чувствую хорошо. (24)Выпусти меня, пожалуйста, на улицу.

– (25)Вот ещё новости! (26)Лежи и не разговаривай.

«(27)Жалко ей, – мрачно думал Миша. – (28)Лежи тут! (29)Вот возьму и убегу». (30)Он представлял себе, как мама войдёт в комнату и увидит, что его уже нет. (31)Она будет плакать, убиваться, но ничто не поможет – она никогда уже его не увидит.

(32)Миша искоса поглядел на мать: она всё шила, опустив голову, изредка откусывая нитку.

(33)Тяжело ей придётся без него! (34)Она останется совсем одна. (35)Придёт со службы домой, и ей станет грустно, потому что в доме никого нет. (36)Весь вечер она будет сидеть и думать о Мише. (37)Жалко её всё-таки…

(38)Она такая худенькая, молчаливая, с серыми лучистыми глазами, такая неутомимая и работящая. (39)Она поздно приходит с фабрики домой. (40)Готовит обед. (41)Убирает комнату. (42)Мама всегда делает всё, чтобы он, Миша, ни в чём не нуждался. (43)Стирает ему рубашки, штопает чулки, помогает ему готовить уроки, а он ленится наколоть дров, сходить в очередь за хлебом или разогреть обед.

Читайте также:  В каком документе содержатся коды унифицированных форм документов

(44)Милая, славная мамочка! (45)Миша вдруг понял, что не может простить себе того, как холодно и безразлично он порою относился к своей маме. (46)Как часто он огорчал её, не слушался, плохо вёл себя в школе! (47)Когда такое случалось и маму вызывали в школу, она упрашивала директора простить Мишу. (48)Сколько он перепортил вещей, истрепал книг, порвал одежды! (49)Всё это ложилось на худенькие мамины плечи. (50)Она терпеливо работала, штопала, шила, а он стыдился ходить с ней по улице, «как маленький». (51)Он никогда не целовал мать – ведь это «телячьи нежности». (52)Вот и сегодня он придумывал, какое горе причинить ей, и ни капли за неё не переживал, а она всё бросила, приехала из Москвы и теперь не отходит от его постели…

(53)В комнате почти совсем темно. (54)Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня. (55)Мама шьёт, наклонив голову, и тихо поёт.

(56)Сейчас смутно видно в темноте её бледное лицо.

(57)Пока он думал о матери, в душе его зародилось чувство вины. (58)Миша вдруг разрыдался. (59)И, когда мама наклонилась к нему, он охватил её шею, притянул к себе и, уткнув лицо в тёплую, знакомо пахнущую кофточку, прошептал:

– (60)Мамочка, дорогая, я так тебя люблю!..

(По А.Н. Рыбакову*)

* Анатолий Наумович Рыбаков (1911–1998) – известный советский писатель, автор приключенческих повестей для юношества, романов «Тяжёлый песок», «Дети Арбата» и др.

Источник

Example

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лис сказал, что будет плакать о Маленьком принце»?

1) Лис хотел разжалобить Маленького принца и заставить его остаться.
2) Маленький принц обидел Лиса.
3) Лис будет сожалеть о том, что остался один, без друга.
4) У Лиса была скучная жизнь, и он часто плакал.

(1)Вот тут-то и появился Лис.
  – (2)3дравствуй, –  сказал он.
– (3)Здравствуй, –  вежливо ответил Маленький принц. –  (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!
– (6)Я  –  Лис, – сказал Лис.
– (7)Поиграй со мной, –  попросил Маленький принц. –  (8)Мне так грустно…
– (9)Не могу я с тобой играть, –  сказал Лис. – (10)Я не приручён.
– (11)А как это  –  приручить?  – спросил Маленький принц.
– (12)Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете…
– (17)Я начинаю понимать, –  сказал Маленький принц.
– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, –  продолжал Лис. –  (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:
–  (24)Пожалуйста, приручи меня!
– (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, –  но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, –  сказал Лис. –  (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
–  (32)А что для этого надо делать? –  спросил Маленький принц.
– (33)Надо запастись терпением, – ответил Лис. – (34)Сперва сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе…
(36)Так Маленький принц приручил Лиса.
(37)И вот настал час прощания.
–  (38)Я буду плакать о тебе, –   вздохнул Лис.
– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. –  (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
–  (41)Да, конечно, –  сказал Лис. (42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
–  (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:
– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.
– (49)Самого главного глазами не увидишь, –  повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
– (51)Потому что я отдавал ей всю душу… –  повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– (52)Люди забыли эту истину, – сказал Лис, –  но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
(По А. Сент-Экзюпери)*
* Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) –  французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Ответ: 3

Читайте также:  В каких витаминах содержится витамин р рутин

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Ты будешь для меня единственным в целом свете.
2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
4) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится,  –  продолжал Лис.

Ответ: 2

4. Из предложений 37 – 44 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

(37)И вот настал час прощания.
–  (38)Я буду плакать о тебе, –   вздохнул Лис.
– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. –  (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
–  (41)Да, конечно, –  сказал Лис. (42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
–  (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.
(По А. Сент-Экзюпери)*
* Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) –  французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
Ответ: открою

5. Из предложений 7 – 14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н».

– (7)Поиграй со мной, –  попросил Маленький принц. –  (8)Мне так грустно…
– (9)Не могу я с тобой играть, –  сказал Лис. – (10)Я не приручён.
– (11)А как это  –  приручить?  – спросил Маленький принц.
– (12)Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц.
(По А. Сент-Экзюпери)*
* Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) –  французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Ответ: приручён

6. Замените просторечное слово «сперва» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(34)Сперва сядь вон там, поодаль.

Ответ: сначала

7. Замените словосочетание «людские шаги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: шаги людей

8. Выпишите грамматическую основу предложения 45.

(45)Это будет мой тебе подарок.

Ответ: это будет подарок

9. Среди предложений 15 – 20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете…
– (17)Я начинаю понимать, –  сказал Маленький принц.
– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, –  продолжал Лис. –  (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь.
(По А. Сент-Экзюпери)*
* Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) –  французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Ответ: 20

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов,1 где торговали бы друзьями,2 конечно,3 нет,4 и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь,5 чтобы у тебя был друг,6 приручи меня!

Ответ: 2, 3

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 44. Ответ запишите цифрой.

(44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

Ответ: 4

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я для тебя всего только лисица,1 точно такая же,2 как сто тысяч других лисиц. Но,3 если ты меня приручишь,4 мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете,5 и я буду для тебя один в целом свете…

Ответ: 5

13. Среди предложений 27 – 31 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, –  сказал Лис. –  (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
(По А. Сент-Экзюпери)*
* Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) –  французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Ответ: 31

14. Среди предложений 42 – 49 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
–  (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:
– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.
– (49)Самого главного глазами не увидишь, –  повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
(По А. Сент-Экзюпери)*
* Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) –  французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Ответ: 47

Источник