В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос Задания – решение | № 1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего автор превращает взрослого человека в ребёнка?» 1) Автор стремится убедить читателей в том, что взрослые всегда правы. 2) Автор стремится показать, что родители должны воспитывать детей на собственном примере. 3) Автору важно передать мысль о том, что родители и их дети должны понимать друг друга и помогать во всём, не обманывать. 4) Автор показывает таким образом, что папа был в детстве гораздо серьёзнее своего сына. Текст: (1)Целый час папа воспитывал меня. (2)В который раз он уже повторял: (3)– В твоём возрасте я был серьёзнее!.. (4)И тут что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (5)Когда дым рассеялся, рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. (6)Его коленки были исцарапаны, воротник рубашки наполовину оторван, а под левым глазом светился здоровенный синяк. (7)– Ты кто такой?! – удивился я. (8)Он зашмыгал носом, а потом сказал: (9)– Я твой папа. (10)Только… в твоём возрасте. (11)– Ну и ну! – сказал я. (12)И ещё раз осмотрел его с ног до головы. (13)– А ты в моём возрасте был меньше меня. (14)– Конечно, – согласился мальчик-папа. (15)– Мы с мамой тебя в спортивную школу устроили. (16)Ты работаешь над своим развитием. (17)А я просто во дворе болтался… (18)– Зато у тебя синяк отличный! – сказал я с завистью. (19)– А-а-а… – махнул он рукой. (20)– Дал тут одному по шеям. (21)– Пойдём погуляем? – предложил я. (22)– Ура! – закричал мальчик-папа и рванул на улицу. (23)Когда я вышел из подъезда, он уже сидел на дереве и махал мне оттуда рукой. (24)– Ты же запрещаешь мне лазать по деревьям, – сказал я. (25)– Да ла-а-адно, – протянул он. (26) – Главное, чтоб мама нас не застукала. (27)Я забрался к нему, и мы стали качаться на сучке. (28)Потом сучок обломился, и мы упали вниз. (29)Папа первый, а я второй. (30)Прямо на него. (31)– А ты тяжёлый, – сказал он, вылезая из-под меня. (32)– Давай поборемся? (33)И мы стали бороться. (34)Боролись мы совсем недолго. (35)Потому что я папу сразу поборол. (36)– У меня просто настроения нет бороться, – сказал он грустно. (37)– Да ла-а-адно, – протянул я. (38)– Не огорчайся. (39)В другой раз ты меня поборешь. (40)– Ты только маме не рассказывай, – попросил он, – что победил меня. (41)– Ты тоже не жалуйся, – попросил я. (42) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал. (43)– Пустяки! – сказал папа и швырнул воротник в мусорную кучу. (44)– Если мы будем держаться друг друга, то в этой жизни не пропадём. (45)И тут кто-то окликнул нас из подворотни. (46)– Эй, пацаны! Ну-ка, быстро сюда! (47)Там стояли двое взрослых, лет по тринадцать, парня. (48)Когда мы подошли к ним, они сказали: (49)– По двадцать копеек, салаги! (50)Быстро! (51)Я похлопал себя по карманам и сказал: (52)– У меня нет денег… (53)– А ты попрыгай! (54)Может, зазвенит, – приказал, ухмыляясь, один парень. (55)Тут мой папа нахмурился, пригнул голову и с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот. (56)Это был здоровский удар. (57)Я такого от папы не ожидал. (58)Парень тот сразу кубарем покатился. (59)А я в этот момент на другого набросился. (60)Двинул ему разок! (61)В общем, они убежали от нас на другую сторону улицы и завопили: (62)– Ну, салаги, держитесь! (63)Сейчас мы своих парней приведём! (64)Они не соврали. (65)И привели ещё пятерых парней. (66) Нас стали окружать со всех сторон. (67)– Держись, сынок! – сказал мне мальчик-папа. (68)– Сейчас нам придётся туго. (69)Они уже начали нас бить, когда во дворе появилась наша мама. (70)Их тут же как ветром сдуло. (71)Мама едва успела им нашлёпать. (72)Потом она отвела меня и мальчика-папу к нам домой, помазала царапины йодом и напоила киселём. (73)Только мама вышла из кухни, а папа говорит: (74)– Мы с тобой вдвоём, конечно, сила. (75)Ну, а втроём с мамой – вообще о-го-го! (76)Давай держаться втроём? (77)– А ты не будешь больше говорить, что в моём возрасте был серьёзнее, и воспитывать меня по два часа? (78)Мальчик-папа посмотрел на свои царапины, синяки, изорванную рубашку, вздохнул и пообещал: (79)– Не буду! (80)Мы пожали друг другу руки. (81)Тут опять что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (82) Когда дым рассеялся, передо мной снова стоял взрослый папа. (О. Кургузов*) *Олег Флавьевич Кургузов (1959–2004 гг.) – российский детский писатель, журналист, редактор, лауреат международной литературной премии имени Януша Корчака «за удачное изображение взаимоотношений между детьми и взрослыми и за искрящийся юмор». | № 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему картины Левитана требуют медленного рассматривания?» 1) В картинах Левитана много мелких деталей. 2) Картины Левитана огромны по размеру: их не охватишь одним взглядом. 3) Чем дольше вглядываешься в картины Левитана, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков. 4) Чтобы понять картины Левитана, нужно прочесть литературные произведения, по мотивам которых они написаны. (1) Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем». (2) Картину «После дождя» Левитан написал за четыре часа. (3) Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. (4) Оно могло исчезнуть каждую минуту. (5) Левитан торопился. (6) Картины Левитана требуют медленного рассматривания. (7) Они не ошеломляют глаз. (8) Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам; но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков. (9) В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (10) Блестят лужи. (11) Облака уходят за Волгу, как низкий дым. (12) Пар из пароходных труб ложится на воду. (13) Баржи у берега почернели от сырости. (14) В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от капель и дико пахнет заброшенный сад. (15) Хорошо слушать игру на старом рояле. (16) Его ослабевшие струны звенят, как гитара. (17) Тёмный фикус стоит в кадке рядом с роялем. (18) Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. (19) Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, – он слушает, не застучат ли в кухне ножи. (20) С улицы пахнет рогожами. (21) Завтра – ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. (22) Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. (23) Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. (24) Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи. (25) Вокруг городка день и ночь мокнут растрёпанные ржаные поля. (26) В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с ещё большей силой. (27) Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии. (28) С косогора, где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. (29) Тяжёлые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. (30) Косые холстины дождя закрывают просторы. (31) Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. (32) Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. (По К.Г. Паустовскому) *Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях. | № 3 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Чехов сказал Левитану: “На твоих картинах уже есть улыбка”?» 1) После второй поездки на Волгу на картинах Левитана появились свет и блеск. 2) Он решил писать портреты смеющихся людей. 3) Он решил изображать весёлые народные гулянья. 4) Он решил писать портреты клоунов. (1)Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. (2)Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов. (3)Но хороших мест не было, Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость. (4)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. (5)Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (6)Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. (7)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе. (8)Наверное, с этого времени начался светлый промежуток в его жизни. (9)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (10)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (11)По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (12)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет. (13)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (14)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (15)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем. (16)Хандра прошла. (17)Было стыдно даже вспоминать о ней. (18)Каждый день приносил трогательные неожиданности – то подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стёртый пятак, то дети, подталкивая друг друга в спину, попросятся, чтобы их нарисовать, потом прыснут от смеха и разбегутся, то придет тайком молодая соседка-староверка и будет певуче жаловаться на свою тяжёлую долю. (19)Её Левитан прозвал Катериной из «Грозы» Островского. (20)До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ, населявший эту большую страну, был ему непонятен. (21)Кого он знал? (22)Грубого училищного сторожа «Нечистую силу», трактирных половых, наглых коридорных из меблированных комнат, диких чулковских мужиков. (23)Он часто видел злобу, грязь, тупую покорность, презрение к себе, к еврею. (24)До жизни в Плесе он не верил в ласковость народа, в его разум, в способность много понимать. (25)После Плеса Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу – талантливому, обездоленному и как бы притихшему не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением. (26)В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. (27)Об этих вещах Чехов сказал ему: (28)«На твоих картинах уже есть улыбка». (29)Свет и блеск впервые появились у Левитана в его «волжских» работах: в «Золотом Плесе», «Свежем ветре», «Вечернем звоне». (По К. Г. Паустовскому) *Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях. | | № 4 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитан в Финляндии захандрил «без меры и границ»?» 1) В Финляндии ему негде было жить. 2) Он хотел поехать в Венецию. 3) Он не понимал картин финских художников. 4) Граниты Финляндии, ее чёрная речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску. (1)Жизнь Левитана была бедна событиями. (2)Он мало путешествовал. (3)Он любил только среднюю Россию. (4)Поездки в другие места он считал напрасной тратой времени. (5)Такой показалась ему и поездка за границу. (6)Он был в Финляндии, Франции, Швейцарии и Италии. (7)Граниты Финляндии, её чёрная речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску. (8)«Вновь я захандрил без меры и границ, – писал Левитан Чехову из Финляндии. – (9)Здесь нет природы». (10)В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор ничем не отличался для Левитана от видов картонных макетов, размалёванных крикливыми красками. (11)В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рождённых тусклыми лагунами. (12)В Париже Левитан увидел картины Монэ, но не запомнил их. (13)Только перед смертью художник оценил живопись импрессионистов, понял, что отчасти был их русским предшественником, – и впервые с признанием он упомянул их имена. (14)Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего Волочка на берегах озера Удомли. (15)Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но его спасли… (16)Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. (17)Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень. (18) В «Большой воде» затопленная разливом роща обнажена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы. (19)В «Ранней весне» чёрная глубокая река мёртво стоит среди оврагов, ещё покрытых рыхлым снегом, и только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома. (20)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. (21)Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. (22)Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, она смывала дождями зелень. (23)Рощи делались сквозными. (24) Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (25)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (26)Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. (27)Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством. (28)Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (29)Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. (30)Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. (По К. Г. Паустовскому) *Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях. | № 5 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитану отказали в просьбе отвезти его на Ай-Петри?» 1) До Ай-Петри было очень далеко. 2) Разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным. 3) Чехов боялся подниматься в горы, а именно ему пришлось бы сопровождать Левитана. 4) Поездка в горы не состоялась из-за плохой погоды. (1)Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. (2)В то время в Ялте жил Чехов. (3)Старые друзья встретились постаревшими, отчуждёнными. (4) Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всем говорил о близкой смерти. (5)Он боялся её и не скрывал этого. (6)Сердце болело почти непрерывно. (7) Чехов тосковал по Москве, по северу. (8)Несмотря на то, что море, по его собственным словам, было «большое», оно суживало мир. (9) Кроме моря и зимней тихой Ялты, казалось, ничего не оставалось в жизни. (10) Где-то очень далеко за Харьковом, за Курском и Орлом лежал снег, огни нищих деревень мигали сослепу в седую метель; она казалась милой и близкой сердцу, гораздо ближе беклиновских кипарисов и сладкого приморского воздуха. (11)От этого воздуха часто болела голова. (12) Милым казалось всё: и леса, и речушки – всякие Пехорки и Вертушинки, и стога сена в пустынных вечерних полях, одинокие, освещённые мутной луной, как будто навсегда позабытые человеком. (13)Больной Левитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нём масляными красками вечернее поле со стогами сена. (14)Этот этюд Чехов вставил в камин около письменного стола и часто смотрел на него во время работы. (15)Зима в Ялте была сухая, солнечная, с моря дули тепловатые ветры. (16)Левитан вспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы. (17)Его преследовало воспоминание об этой поездке, когда с вершины Ай-Петри он увидел у своих ног пустынное облачное небо. (18)Над головой висело солнце, здесь оно казалось гораздо ближе к земле, и желтоватый его свет бросал точные тени. (19)Облачное небо дымилось внизу в пропастях и медленно подползало к ногам Левитана, закрывая сосновые леса. (20)Небо двигалось снизу, и это пугало Левитана так же, как пугала никогда не слыханная горная тишина. (21)Изредка её нарушал только шорох осыпи. (22)Шифер сползал с откоса и раскачивал сухую колючую траву. (23) Левитану хотелось в горы, он просил отвезти его на Ай-Петри, но ему в этом отказали: разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным. (По К. Г. Паустовскому) *Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях. | № 6 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку?» 1) Он задолжал за квартиру. 2) Он должен был писать сельские пейзажи. 3) Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице». 4) Его одежда была немодной для столицы. (1)В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. (2)Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в «исконной русской столице»; Левитану было в то время восемнадцать лет. (3)Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. (4)Стояла тяжёлая жара. (5)Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя. (6)Особенно томительны были сумерки. (7)На балконе соседней дачи зажигали свет. (8)Ночные бабочки тучами бились о ламповые стёкла. (9)На крокетной площадке стучали шары. (10)Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс: (11)Мой голос для тебя и ласковый и томный… (12)То было время, когда стихи Полонского, Майкова и Апухтина были известны лучше, чем простые пушкинские напевы, и Левитан даже не знал, что слова этого романса принадлежали Пушкину. (13)Он слушал по вечерам из-за забора пение незнакомки, он запомнил ещё один романс о том, как «рыдала любовь». (14)Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и печально, увидеть девушек, игравших в крокет, и гимназистов, загонявших с победными воплями деревянные шары к самому полотну железной дороги. (15)Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечёт с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья. (16)Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой. (17) Ему хотелось смотреть в глаза поющей женщины, – глаза поющих всегда полузакрыты и полны печальной прелести. (18)Но Левитан был беден, почти нищ. (19)Клетчатый пиджак протёрся вконец. (20)Юноша вырос из него. (21)Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. (22)Всё лето Левитан ходил босиком. (23)Куда было в таком наряде появляться перед веселыми дачниками! (24)И Левитан скрывался. (25)Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, – в лодке ему никто не мешал. (26)Писать этюды в лесу или в полях было опаснее. (27)Здесь можно было натолкнуться на яркий зонтик щеголихи, читающей в тени берёз книжку Альбова, или на гувернантку, кудахчущую над выводком детей. (28)Конечно, никто не умел презирать бедность так обидно, как гувернантки. (29)Левитан прятался от дачников, тосковал по ночной певунье и писал этюды. (30)Он совсем забыл о том, что у себя, в Училище живописи и ваяния, Саврасов прочил ему славу Коро, а товарищи – братья Коровины и Николай Чехов – всякий раз затевали над его картинами споры о прелести настоящего русского пейзажа. (31)Будущая слава Коро тонула без остатка в обиде на жизнь, на драные локти и протёртые подметки. (По К. Г. Паустовскому) *Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный писатель ХХ века, автор ряда очерков о знаменитых людях. |
|