В каком тексте содержатся ответы на вопросы почему для чего

Многие учащиеся совсем не понимают, как определять основную мысль текста, несмотря на то что это достаточно простой навык, который отрабатывается с помощь алгоритма.

Работа над пониманием текста в средней школе почти не ведется, но на всевозможных контрольных работах, присланных сверху, часто проверяют умения и навыки, связанные с пониманием текста. ВПР по русскому языку также содержит задания, где требуется определить тему и правильно записать основную мысль.

Для того чтобы научиться правильно выполнять это задание, нужно иметь теоретические знания, связанные с понятием текст.

Что такое текст и как его составляют?

Человеческая речь развивается постепенно. Каждый человек начинает осваивать устную речь уже на первом году жизни. Сначала мы учимся произносить гласные звуки, потом начинаем использовать согласные и тут же составляем из них слоги и простые слова.

При таком навыке используется три единицы речи: фонетические -звук, слог и лексическая единица речи – слово. К трем годам ребенок начинает говорить простыми предложениями. К пяти он может использовать эпитеты, и вполне способен распространить простое предложение определениями, то есть он начинает использовать синтаксические единицы речи, объединяя словосочетания в предложения.

Предложение – это самая крупная единица речи, и без них текста не получится. Но предложения нужно правильно соединять, чтобы было понятно, как развивается мысль, и к какому выводу нас ведет рассказчик.

Уже в дошкольном возрасте человек начинает интуитивно составлять понятные высказывания на определенную тему. Дети могут рассказать, где они были, что делали и видели. Ребенок, показывающий речевой навык, позволяющий ему составить устный рассказ или текст, использует несколько предложений, объединенных одной темой, идеей и основной мыслью.

Каждый раз, когда хочется рассказать историю, человек формирует высказывание на определенную тему. Дети и взрослые не просто так рассказывают. Они хотят донести до слушателя информацию, которая их особенно волнует.

Если их речь будет внутренне организованной и относительно законченной, то полученное высказывание можно назвать текстом. Тогда у созданной единицы речи проявится основная мысль, которую старается уловить слушатель, чтобы осознать услышанное.

Текст – это высказывание на определенную тему, а основная мысль – это что именно сказал человек на эту тему.

В школе детей учат осмысленному пониманию структуры письменного текста и его особенностей. Рассматривают различные композиции текста, учитывая три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Каждый тип речи требует своей уникальной структуры.

Текст – это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

Чтобы текст был логически построенным и законченным, легко читался, люди используют абзацы. Каждый новый абзац содержит в себе новое высказывание, раскрывающее основную тему. Лингвисты утверждают, что абзац пишут на определенную микротему, помогающую говорящему раскрыть через пример какую-то мысль, позволяющую слушателю понять суть высказывания. Сколько в тексте абзацев, столько и микротем.

Микротемы нужны для полного раскрытия темы.

Чтобы понять, что такое микротема, представьте себе коробку, на которой написано “подарок” и где лежат смартфон, конфеты и цветы. Подарок – это тема, а вещи, лежащие внутри и преподнесенные в дар, – это микротемы.

Как определяют основную мысль в тексте

Основная мысль заложена во всем тексте. Чтобы слушатель смог понять, в чем смысл высказывания, автор текста начинает развивать свою идею с самого начала, переходя от одной микротемы (абзаца) к другой. Когда рассказчик считает, что он полностью высказался по данной теме, он делает вывод и заканчивает свою речь.

Чтобы определить основную мысль текста нужно:

  1. Прочитать весь текст.
  2. Определить тему высказывания.
  3. Ответить на вопрос: Что именно сказал автор на эту тему.
  4. Вычитать каждый абзац, выбрав в нем главное предложение, подчеркнув его.
  5. Сократить выбранные предложения, оставив только словосочетания, в которых заключена важная информация, раскрывающая отношение автора к рассматриваемой теме.
  6. Соединить выбранный материал в одно-два предложения, используя различные средства связи, и создать ответ, в котором бы отразилась основная мысль текста.

Внимание: распространенной ошибкой многих учащихся является попытка при определении основной мысли текста создать полностью самостоятельное суждение без слов автора, используемых в тексте. В этом случае ученик совершает подмену. Он заменяет слова, которые сказал автор, на свои, близкие по смыслу, но искажающие истинную мысль автора.

Как определить и записать основную мысль на практике?

Чуть ниже представлен текст о букве ё. Автор составил высказывание, в котором он размышляет о важности буквы ё в русском алфавите. Он написал 3 абзаца, и в каждом раскрыл микротему. В каждом абзаце имеется 1 предложение, которое несет в себе основную смысловую нагрузку. Все эти предложения выделены жирным шрифтом.

В русском алфавите есть две очень похожие буквы – «ё» и «е». (2)Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. (3)Она уникальна тем, что имеет точную дату рождения. (4)В России даже отмечают её именины 29 ноября. (5)В Древней Руси буквы «ё» не было ни в одном из славянских языков. (6)Вместо неё писали две буквы – «и» и «о». (7)В 1783 году на заседании совета Российской академии княгиня Екатерина Дашкова поставила вопрос об удобстве написания слов и предложила ввести новую литеру – букву «ё».

(8)Как возникла идея поставить над буквой «е» две точки? (9)При царице Екатерине было модно всё немецкое, и когда было принято решение о введении новой буквы в российский алфавит, к букве «е» прибавили две точки наверху по образцу некоторых немецких букв. (10)Существует и другая версия, что букву «ё» заимствовали из французского языка. (11)Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. (12)Даже буква «ё» долгое время считалась неприличной.

(13)Судьба новой буквы была непростой. (14)При советской власти для экономии типографской краски букву «ё» печатали без точек, таким образом, поставили её на одну доску с буквой «е». (15)Однако исчезновение точек над буквой «ё» может полностью изменить смысл слова. (16)Так, например, фамилии многих людей стали звучать неправильно. (17)На защиту буквы стали руководители многих организаций и учёные. (18)Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. (19)На протяжении веков она преображала наш язык и делала его более разнообразным и ярким. (20)Убрав из алфавита букву «ё», мы сделаем наш богатый русский язык более простым.

Наша задача – сделать из трех предложений одно сложное, которое и будет раскрывать основную мысль текста.

Читайте также:  Семена льна какие витамины содержатся

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая. Появление в алфавите этой буквы вызвало огромное негодование в кругах дворянского просвещения. Несмотря на то, что данная буква не узаконена по сегодняшний день, её важность в русском языке трудно переоценить. – Это три выделенных предложения из абзацев. Теперь из них создаем сложное предложение, которое передаст дословно основную мысль текста:

Буква «ё» в русском алфавите самая молодая, и ее появление вызвало огромное негодование, но важность этой буквы в русском языке трудно переоценить. – Это сложное предложения является основной мыслью, которое выразил автор, рассказывая о букве ё.

Источник

Ирина Робертовна Махракова

Высший разум

(3448459)

3 года назад

РАССУЖДЕНИЕ – это один из типов речи текста.

ТИПОМ РЕЧИ ТЕКСТА называют СПОСОБ ИЗЛОЖЕНИЯ, используемый автором с целью донести свои мысли до читателей. Способ этот зависит от содержания текста, то есть от характера информации.

В русском языке выделяют ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА РЕЧИ:
◆ повествование;
◆ описание;
◆ рассуждение.

В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ традиционно выделяют три основные части:
◆ тезис (мысль, умозаключение, требующие доказательств);
◆ доказательства (аргументы) – не менее двух-трёх;
◆ вывод.

Основные вопросы к такому тексту – зачем? отчего? почему? В рассуждениях активно используются все части речи, нельзя сказать, что какая-то из них преобладает, но много абстрактной лексики.

Памятка из Интернета Вам в помощь:
.

.
А вот образец-сочинения-рассуждения (тоже из Интернета):
.

Nguyen Tung

Знаток

(363)

4 года назад

Рассуждение — ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме.
Рассуждение, в логике имеет двоякое значение — общее и специальное.
В общем значении рассуждением называется деятельность рассудка; иногда рассуждение является синонимом понятия мышления.
В специальном значении понятие рассуждение используется для обозначения анализа, умственного взвешивания доводов в пользу какого-либо положения.
Рассуждение — термин школьной теории словесности (устаревшее значение).

Ксюша

Оракул

(88218)

4 года назад

Рассуждение– это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Схематично рассуждение можно представить следующим образом:
Рассуждение == вопрос (тезис) – суждение1 – суждение2 – суждение3…
«Главное для банка – осознать, что его задачи – сберечь и приумножить средства акционеров и клиентов. Ощущение, что деньги – это собственность, пришло ко многим банкам только через 5-6 лет работы на финансовом рынке. В прежние времена банкиры мало внимания уделяли издержкам, расходам на филиальную сеть и доходам от работы филиалов,
Для регионального банка тесная работа с предприятиями – почти единственный способ выживания. Другой путь – работа с частными вкладчиками, но для этого надо развивать филиальную сеть, и здесь уже придется конкурировать, например, со Сбербанком» (Деловой Петербург. 1998. № 39).
В этом примере ход развития мысли в конечном итоге приводит к получению новых знаний – в данном случае это тезис о выживаемости региональных банков через налаживание работы с предприятиями и развитие филиальной сети. Автор рассуждения использует абстрактную лексику (осознать, приумножить, ощущение, способ, выживание).
Рассмотрим основные правила построения рассуждений. Рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и в ы в о д (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения). Эти три основные части рассуждения даны в следующем конкретном примере:
«Важнейшая задача городской политики – решение проблем обслуживания жилищного фонда (посылка). На эти цели тратится около трети городского бюджета, горожане все больше платят за жилье… и при этом все понимают: деньги тратятся неэффективно. Дело в том, что жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги (основная часть) Городу остро необходима реформа жилищной сферы, суть которой – не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье» (вывод) (Невский обозреватель. 1997. № 4).

Читайте также:  В какой рыбе содержится больше йода

* * *

Таким образом, к функциональным типам речи, обусловливаемым целью монологического высказывания и способом изложения высказывания, относят описание, повествование и рассуждение. Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности посредством перечисления его характерных признаков. Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Рассуждение есть словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Алиса Степанова

Знаток

(283)

11 месяцев назад

Рассуждение– это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Схематично рассуждение можно представить следующим образом:
Рассуждение == вопрос (тезис) – суждение1 – суждение2 – суждение3…
«Главное для банка – осознать, что его задачи – сберечь и приумножить средства акционеров и клиентов. Ощущение, что деньги – это собственность, пришло ко многим банкам только через 5-6 лет работы на финансовом рынке. В прежние времена банкиры мало внимания уделяли издержкам, расходам на филиальную сеть и доходам от работы филиалов,
Для регионального банка тесная работа с предприятиями – почти единственный способ выживания. Другой путь – работа с частными вкладчиками, но для этого надо развивать филиальную сеть, и здесь уже придется конкурировать, например, со Сбербанком» (Деловой Петербург. 1998. № 39).
В этом примере ход развития мысли в конечном итоге приводит к получению новых знаний – в данном случае это тезис о выживаемости региональных банков через налаживание работы с предприятиями и развитие филиальной сети. Автор рассуждения использует абстрактную лексику (осознать, приумножить, ощущение, способ, выживание).
Рассмотрим основные правила построения рассуждений. Рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и в ы в о д (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения). Эти три основные части рассуждения даны в следующем конкретном примере:
«Важнейшая задача городской политики – решение проблем обслуживания жилищного фонда (посылка). На эти цели тратится около трети городского бюджета, горожане все больше платят за жилье… и при этом все понимают: деньги тратятся неэффективно. Дело в том, что жилищная сфера чудовищно монополизирована: РЭУ сами себе заказывают работу, сами же получают за нее деньги (основная часть) Городу остро необходима реформа жилищной сферы, суть которой – не в тривиальном повышении цен, а в демонополизации, в создании механизмов контроля за теми, кто обслуживает жилье» (вывод) (Невский обозреватель. 1997. № 4).

Читайте также:  В каких продуктах содержится диацетил

* * *

Таким образом, к функциональным типам речи, обусловливаемым целью монологического высказывания и способом изложения высказывания, относят описание, повествование и рассуждение. Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности посредством перечисления его характерных признаков. Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Рассуждение есть словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Источник

ОЛЯ Бобренок

Гуру

(3778)

8 лет назад

Один из наиболее распространенных типов речи – повествование. Он представляет собой рассказ о том или ином событии или явлении, в котором четко соблюдена хронологическая последовательность. Текст повествовательного типа не может быть без завязки, развития действия и развязки. Чаще всего рассказ ведется от первого или третьего лица с использованием экспрессивных форм (ага! хлоп! как вылетит мне навстречу) , которые передают «репортажность» события.

2
В тексте-описании упор делается на признаки предмета или лица, причем все описываемые качества или свойства проявляют себя одновременно. К примеру, говоря о маме, нельзя не упомянуть о глазах, волосах, осанке, улыбке, нежности рук, добром сердце. Текст-описание дает возможность читателю или слушателю визуализировать то, о чем говорится в тексте. Описание характерно для любого стиля речи. Часто его можно встретить в художественном произведении, где наиболее широк диапазон для воображения благодаря насыщенному использованию языковых средств.

3
Третий тип речи – рассуждение. Это разъяснение какой-либо мысли с целью доказать ее или опровергнуть. Текст-рассуждение начинается с постановки автором тезиса, затем идет аргументирование выбранной точки зрения. После него следует заключение, в котором содержится вывод. Аргументы должны быть логичными и подкреплены примерами. Текст-рассуждение изобилует вводными словами: во-первых, во-вторых, таким образом, хотя, с одной стороны, однако.

Изабель

Мастер

(1279)

8 лет назад

Рассуждение состоит из утверждения и доказательств. Описание можно определить по обилию определений. Если сравнивать его с фотографией – это один кадр. Повествование- много глаголов- несколько кадров.

?

Мастер

(2238)

8 лет назад

Читаете текст, ищите признаки того или иного типа речи.

1.Повествование – рассказ о каком-либо событии
2.Описание – изображение какого-либо явления действительности.
3.Рассуждение – разъяснение, подтверждение, опровержение мысли

В принцепи названия типов речи “говорящие”. Если в тексте описывается что-то, очевидно, что это “описание” о__о’ ну и т. д

Сергей Дятлов

Знаток

(446)

8 лет назад

По признакам! Описание – это одновременные признаки кого-либо или чего либо; повествование – это последовательно, сменяющие друг друга действия; рассуждениие – это причины свойств, явлений. Схема рассуждения: тезис, аргументы, доказательства, вывод. Можно распознать по вводным конструкциями, например, я считаю, по моему мнению и др. Также есть тексты, где сочетаются несколько типов речи.

арен маргарян

Знаток

(292)

3 года назад

Один из наиболее распространенных типов речи – повествование. Он представляет собой рассказ о том или ином событии или явлении, в котором четко соблюдена хронологическая последовательность. Текст повествовательного типа не может быть без завязки, развития действия и развязки. Чаще всего рассказ ведется от первого или третьего лица с использованием экспрессивных форм (ага! хлоп! как вылетит мне навстречу) , которые передают «репортажность» события.

2
В тексте-описании упор делается на признаки предмета или лица, причем все описываемые качества или свойства проявляют себя одновременно. К примеру, говоря о маме, нельзя не упомянуть о глазах, волосах, осанке, улыбке, нежности рук, добром сердце. Текст-описание дает возможность читателю или слушателю визуализировать то, о чем говорится в тексте. Описание характерно для любого стиля речи. Часто его можно встретить в художественном произведении, где наиболее широк диапазон для воображения благодаря насыщенному использованию языковых средств.

3
Третий тип речи – рассуждение. Это разъяснение какой-либо мысли с целью доказать ее или опровергнуть. Текст-рассуждение начинается с постановки автором тезиса, затем идет аргументирование выбранной точки зрения. После него следует заключение, в котором содержится вывод. Аргументы должны быть логичными и подкреплены примерами. Текст-рассуждение изобилует вводными словами: во-первых, во-вторых, таким образом, хотя, с одной стороны, однако.

Источник