В каком судебнике содержался юрьев день
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 октября 2018;
проверки требуют 35 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Судебник.
Судебник 1497. Лист из рукописной книги конца XV — начала XVI веков
Судебник, разворот (список начала XVI века)
Суде́бник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативный правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права.
Памятник русского права XV века, созданный в эпоху правления Ивана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьяку Владимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла о казни упомянутого Гусева[1]. По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын[2].
Причины принятия Судебника[править | править код]
Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства.
Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям.
В течение периода феодальной раздробленности княжества имели собственное законодательство. Оно базировалось на положениях Русской Правды, однако в каждом княжестве она редактировалась, вносились новые статьи. Часто законодательство разных княжеств разнилось, порой законы княжеств противоречили друг другу. В связи с этим обстоятельством возникла необходимость создания новой единой законодательной системы для воссозданного деятельностью Ивана III и его предшественников русского государства.
Стоит отметить, что подобного единого кодекса не существовало даже в некоторых государствах Европы (в частности, в Англии и во Франции). Естественно предположить, что идея такого сборника (как и многих других реформ Ивана III) пришла из Османской империи.[3]
Источники Судебника[править | править код]
Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативного правового акта явились:
- Русская правда, включая её позднейшие редакции;
- Уставные грамоты — нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления;
- Судные грамоты — постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права (Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота);
- Судебные решения по отдельным вопросам.
Вместе с тем часть текста Судебника составляют нормы, не имеющие аналогов в предшествующем законодательстве.
Особенности Судебника[править | править код]
В Судебнике 1497 года нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения.
Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.
Норм процессуального права (ведение розыскного судебного процесса) в Судебнике значительно больше, чем норм материального права (гражданского, уголовного).
Ст. 67 Судебника устанавливала порядок объявления княжеских указов.
Юридическая техника, то есть совокупная связь приемов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, слабая.
Содержание Судебника 1497 года[править | править код]
Содержание Судебника распадается на четыре части:
- Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).
- Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45).
- Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве).
- Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68)
Судебный процесс по Судебнику 1497 года[править | править код]
Процессуальных норм в Судебнике было большинство. Законодатель небезосновательно полагал, что имущественные, обязательственные и семейные отношения уже урегулированы силой обычая и традиции, поэтому не стоит включать в Судебник «общеизвестные истины». Таким образом, Судебник стал, прежде всего, инструкцией для проведения судебных заседаний.
Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.
Однако уже наметились черты розыскного или инквизиционного процесса. Для последнего характерно отсутствие прав у
обвиняемого и возможности состязания с обвинителем, тем более, что для этого
процесса характерно слияние в одном лице функции судьи, обвинителя и защитника. Судебник 1497 узаконивал пытку в качестве средства достижения истины.
Процесс включал в себя три стадии:
- Установление сторон (истца и ответчика).
- Судоговорение.
- Вынесение судебного решения и выдача «правой грамоты» с записью решения.
Предусматривалось письменное ведение протокола.
В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили «лучшие люди» — представители местной аристократии.
Уголовное право[править | править код]
Под преступлением понималась не «обида», как в Русской Правде, а «лихое дело». Если «обидой» называли ущерб лицу или группе лиц, то «лихое дело» было деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка. Иначе говоря, «лихое дело» — есть не что иное, как нарушение воли государя.
А доведуть на кого татбу, или разбой, или душегубство, или ябедничество, или иное какое лихое дело… (ст. 8)
- Виды преступлений.
- Против государства — крамола (то есть заговор, мятеж или иные действия, направленные против существующего режима). К ним же примыкают преступления против порядка управления. К примеру, отказ от правосудия: А каков жалобник к боярину приидет, и ему жалобников от себе не отсылати. Статья о «неправом суде» защищала подданных от произвола чиновников. Существовал и такой состав, как «ябедничество», то есть заведомо ложный донос.
- Против личности — убийство, «головная татьба» (похищение человека), оскорбление делом или словом.
- Имущественные преступления — татьба (кража), разбой, грабёж, поджог, конокрадство.
- Против суда
- Наказание и его цель.
Система наказаний:
- Смертная казнь (за государственную измену; конокрадство или «коневая татьба» приравнивалась к измене и в старину каралась смертной казнью).
- Телесные наказания: «торговая казнь» — битье кнутом на торговой площади; членовредительные наказания (урезание языка, ушей, клеймение) ещё только начали вводиться и широкого распространения не получили.
- Денежные взыскания (штрафы): в случаях оскорбления и «бесчестья». (Этот вид наказаний не был прописан в Судебнике 1497 года, однако на практике часто применялся).
Основная цель — устрашение
Гражданское право[править | править код]
Судебник не содержит подробной регламентации права собственности. Утверждается принцип частной собственности. Однако упоминается земля и другое продаваемое имущество без специально оговорённых юридических последствий.
В Судебнике 1497 года впервые был использован термин «поместье» для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы.
Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян (см. второе издание крепостничества). Отныне крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок. Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев.
В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 года подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением «заповедных лет», а затем и вовсе запрещено законодательством 1590-х годов. Соборное уложение 1649 года подтвердило этот запрет.
В то же время, по мнению Г.В. Вернадского, первоначально регламентация права крестьянского перехода 2 неделями (неделя до и неделя после «Юрьева дня») не ограничивала, а гарантировала свободу крестьян, сообразуясь с естественными условиями сельской экономики. Для перехода предполагалось самое удобное время: после сбора урожая крестьяне могли рассчитаться со своими долгами и перейти на другое место к началу сельскохозяйственных работ.[4]
Судебник устанавливал чёткие правила наследования: наследство семьи должен получать старший сын, в случае его отсутствия наследство доставалось дочери и только если не было дочери, наследуют другие родственники[5]. Помимо этого в Судебнике заметны попытки ограничения церковного суда – так, его юрисдикции подлежат попы, дьяконы, чернецы, черницы и вдовы, однако только те, кто “питается от Церкви Божией”. Вдовы, обеспечивающие себя сами, церковному суду не подлежали[5].
Судебник регулирует правила, по которым человек может быть обращён в холопство. Так, холопами становились: женившиеся на рабе или вышедшие замуж за холопа, добровольно продавшие себя в холопы, а также тиуны и ключники, за исключением тех, кто проживал в городе[5]. Таким образом, увеличивалось количество «тяглецов» (налогоплательщиков) среди городского населения. От холопства также освобождались дети, живущие отдельно от отца и холопы, попавшие в плен к татарам, но сумевшие бежать[5].
Судебник регулировал следующие виды договоров: найма, займа, кабала, обмен, а также правила наследования.
Значение Судебника[править | править код]
Издание Судебника 1497 года являлось важной мерой укрепления политического единства, усиления центральной власти.
В художественной литературе[править | править код]
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. (4 ноября 2018) |
Судебник 1497 года упоминается в историческом романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» (1863) при описании «божьего суда» — судебного поединка между боярином Дружиной Морозовым и князем Афанасием Вяземским:
«Внутри оцепленного места расхаживали поручники и стряпчие обеих сторон. Тут же стояли боярин и окольничий, приставленные к полю, и два дьяка, которым вместе с ними надлежало наблюдать за порядком боя. Один из дьяков держал развернутый судебник Владимира Гусева, изданный еще при великом князе Иоанне Васильевиче III, и толковал с товарищем своим о предвиденных случаях поединка.
— «А досудятся до поля, — читал он, указывая пальцем на одно место в судебнике, — а у поля, не стояв, помирятся…»
[6]
Примечания[править | править код]
Издания[править | править код]
- Памятники русского права. — М. : Госюриздат, 1955. — Вып. 3: Памятники права периода образования Русского централизованного государства XIV–XV вв. / под ред. Л. В. Черепнина. — С. 341—416 (текст судебника с комментариями).
- Российское законодательство X-XX веков: В 9-ти томах. — М.: Юридическая литература, 1985. — Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления государства. — 520 с. — (Российское законодательство X—XX веков). — 25 420 экз. (текст судебника с комментариями).
Литература[править | править код]
- Юшков С. В. Судебник 1497 года : (к внешней истории памятника). — Саратов, 1926. — 46 с.
- Штамм С. И. Судебник 1497 года. — М. : Госюриздат, 1955. — 112 с.
- Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. — М., 1993.
- Алексеев Ю. Г. Судебник Ивана III : Традиция и реформа / Ю. Г. Алексеев. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 448 с. — 800 экз. — ISBN 5-86007-237-6. (в пер.)
- История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова; Издание 3-е, переработанное и дополненное. — М. : МГУ имени М. В. Ломоносова, 2005. — Часть 1. — 430 с.
- Исаев И. А. История государства и права России. — М., 2006.
- История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. — М., 2006.
Ссылки[править | править код]
- Судебники 1497 и 1550 гг. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Судебник Ивана III. 1497 год. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».
Источник
Издан «Судебник», свод законов для всей страны. Введение «Юрьева дня» – ограничение крестьянских переходов.
После завершения создания единого Московского государства возникла необходимость создания единого юридического документа. В Судебнике 1497 года были закреплены преступления против государства, защищены права вотчинников, устанавливались четкие сроки перехода крестьян от одного собственника к другому. Датой был выбран Юрьев день, удобное время перехода сельских работников для наименьшего ущерба сельскому хозяйству.
О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ)
57. О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.
Полный текст Судебника
Ст.57. О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить их волости в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной – полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора, если два года – половину стоимости двора, три года – три четверти, а за четыре года он уплачивает стоимость всего двора.
Судебник 1497 г. о крестьянах и холопах
ТЕНДЕНЦИЯ УЖЕСТОЧЕНИЯ
В истории отечественного права неоднократно менялся подход законодателя к определению самого понятия наказания и тяжести уголовной ответственности: период ужесточения наказаний сменялся смягчением и наоборот. С XV в., с Псковской Судной грамоты и Судебника 1497 г. очевидна новая волна ужесточения уголовной ответственности. Эта тенденция продолжала действовать в период XVI-XVII вв., постепенно набирая силу, и достигла своего наивысшего пика в первой половине XVIII в. После этого, начиная с правления Елизаветы и Екатерины II, стала набирать силу обратная тенденция смягчения наказаний, также распространившаяся на длительный период. В Судебнике 1497 г. эта тенденция ужесточения выразилась в изменении системы наказаний, в появлении новых их видов, а также в расширении сферы действия смертной казни.
В нормативно-правовых актах, предшествовавших принятию Судебника, нет единства относительно трактовки смертной казни. Двинская уставная грамота 1397 года впервые в российском законодательстве вводит этот вид наказаний: «…а татя впервые продати противу поличного; а вдругие уличат, продадут его не жалуя; а уличат втретьие, ино повесити…». Однако ни Московская запись о душегубстве, ни Белозерская уставная грамота 1488 года не упоминают смертную казнь, указывая только штрафы.
Попрядухина И.В. Система наказаний по Судебнику 1497 года
РАНЬШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ
Судебником не исчерпывалось все законодательство. Нормы церковного суда записаны были в Кормчей и княжеских уставах (Владимира и Ярослава). Да и Русская Правда все время находилась в поле зрения юристов, поскольку многие ее нормы сохраняли действенность и использовались в текущем судопроизводстве. О жизненности института «сочения следа» (по нормам ст. 77 Пространной Правды) даже в XVII в. писал В. Г. Гейман. Большой интерес к Русской Правде проявился и в том, что ее текст часто переписывался (вместе с другими законодательными актами) именно в изучаемое время. Так, около 25 списков Пространной Правды датируется XIII-XV вв., причем 15 из них падают на конец XV в., когда в Москве происходили кодификационные работы. Нормы важнейшего законодательного памятника Древней Руси интересовали юристов не только как источник для создания общерусского законодательного кодекса, но и как материал для практического судопроизводства.
Создание Судебника 1497 г. – заметная веха в истории русского законодательства. В ряде стран Европы (в том числе в Англии и Франции) общегосударственных кодексов еще не существовало. Именно поэтому имперский посол С. Герберштейн, побывавший в начале XVI в. в Москве, перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Он представлял большой интерес для немецких юристов, составивших только в 1532 г. общегерманский свод законов.
А.А. Зимин. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982
В ЕДИНСТВЕННОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ
Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.
Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.
Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства/ Под общ.ред. О.И.Чистякова. М., 1985
Источник
Крестьянский выход — право крестьян на переход от одного феодала к другому в XI—XVII веках. В XI—XV веках выход ограничивался для отдельных категорий сельского населения. Судебник 1497 года установил единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия — 26 ноября (Юрьев день) и неделю после него. Крестьянский выход временно запрещён (формально приостановлен) в 1580-х годах введением «заповедных лет», отменён Соборным уложением 1649 года.
История[править | править код]
26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу владельцев земли и по государственным налогам[1].
Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Так как годовой цикл сельскохозяйственных работ обычно завершался к концу ноября, то с 1497 года крестьянин мог расплатиться по налоговым и оброчным обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. При этом надо отметить, что до сих пор историками не найден конкретный закон об отмене Юрьева дня[2]. В связи с этим, в исторической науке существует 2 концепции закрепощения крестьян — указное и безуказное. По мнению русского историка В. Н. Татищева крестьяне были закрепощены Борисом Годуновым в 1592 году, но после его смерти текст документа был утерян и так до сих пор не найден. В преамбуле Уложения царя Василия Шуйского о крестьянах 1607 года было записано.
К сожалению документ не сохранился, остался лишь только его пересказ Татищева. Тезис о закрепощении крестьян царем Фёдором, подтверждается письмом царю, написанным в 1595 году старцами Пантелеймоновского монастыря.
Историк В. О. Ключевский отметил, что опираться надо на строго проверенные факты, а не догадки, и высказал мнение, что конец крестьянским переходам положили не правительственные указы, а сложившиеся к тому времени условия жизни. Исходя из этого он считал версию Татищева об установлении крепостной неволи Годуновым исторической сказкой[2].
Б. Д. Греков высказал мнение, что в России в XVI веке появилась барщинная система, которая стала материальной базой крепостного права, в результате чего в 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах». Это означало запрет (заповедь) на выход крестьян в Юрьев день[2].
Р. Г. Скрынников раскритиковал эту концепцию, так как, по его мнению, представление о широком развитии барщины в это время является ошибочным, а детальный анализ источников показывает, что Иван Грозный не издавал указа об отмене Юрьева дня. В частности, не существует документов, составленных при жизни царя, где бы термин «Заповедные лета» применялся к крестьянам. В царской жалованной грамоте городу Торопцу 1590 года этот термин применяется к городскому населению, которое «с посаду разошлись в заповедные леты». На основании этого документа, Скрынников делает вывод, что термин «заповедные лета» нельзя соотносить с формальной отменой Юрьева дня, так как он означает временное прикрепление податного населения — посадских людей и крестьян к тяглым дворам и наделам, и это, по его мнению, отвергает тезис, что крестьяне были закрепощены Иваном Грозным[2].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. 2003.
Источник