В каком ряду содержится лишний фразеологизм во всех дух

Выпишите фразеологизм из предложения №1. Так может звучать формулировка 24-го задания на ЕГЭ. А вот и само предложение из текста Юрия Бондарева:

“(1)Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны”.

Одиннадцатиклассники знают, что фразеологический оборот – это устойчивое сочетание двух и более слов, близкое по значению одному слову и существующее в языке как целостная единица. Также они знают, что это средство выразительности, поэтому в поисках фразеологизма прежде всего обращают внимание на что-то образное. И находят: “скрипели мерзлые тополя”, или “срывал снежную пыль”, или “ощущение неразгаданной тайны”. А фразеологизм-то где? Его в упор не замечают и удивляются, когда узнают правильный ответ.

Мы настолько часто употребляем в речи некоторые обороты, что уже не воспринимаем их в качестве средства выразительности. А это “классика ЕГЭ”, если можно так выразиться. С такими “незаметными” фразеологизмами лучше познакомить учеников сразу:

  • всё равно
  • в первую очередь
  • с одной стороны
  • с другой стороны
  • ни в какую
  • в конце концов
  • на худой конец
  • на самом деле
  • то и дело (это и был фразеологизм, который необходимо выписать из 1 предложения в тексте Ю.Бондарева)

Редко кто находит фразеологизм альфа и омега в тексте Б.Васильева о смысле жизни:

“(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.”

Основная версия школьников по поводу фразеологизма в данном тексте: блеск в очах.

А теперь попробуйте найти фразеологические обороты в предложенных фрагментах. Ответы можно разместить в комментариях.

Вариант 1

“(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.”

Вариант 2 (из досрочного ЕГЭ 2020)

(5)Вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…

Вариант 3 (из досрочного ЕГЭ 2016)

(1)Ино­гда к дяде Коле при­хо­дил в гости сель­ский ап­те­карь. (2)Звали этого ап­те­ка­ря Ла­за­рем Бо­ри­со­ви­чем. (3)С пер­во­го взгля­да это был до­воль­но стран­ный ап­те­карь. (4)Он носил сту­ден­че­скую ту­жур­ку. (5)На его ши­ро­ком носу едва дер­жа­лось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Ап­те­карь был ни­зень­кий, ко­ре­на­стый и очень яз­ви­тель­ный че­ло­век.

О лексических ошибках, связанных с употреблением фразеологизмов, можно прочитать здесь (пригодится для выполнения 6-го задания ЕГЭ по русскому языку).

Целиком вариант ЕГЭ можно прорешать, воспользовавшись моими авторскими заданиями:

Задания 1-8 (работа с микротекстом и культура речи)

Задания 9 -15 (блок орфография)

Задания 16 -21 (блок пунктуация)

Задания 22 – 26 (работа с текстом).

Источник