В каком ряду содержится лишний фразеологизм во всех дух
Выпишите фразеологизм из предложения №1. Так может звучать формулировка 24-го задания на ЕГЭ. А вот и само предложение из текста Юрия Бондарева:
“(1)Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны”.
Одиннадцатиклассники знают, что фразеологический оборот – это устойчивое сочетание двух и более слов, близкое по значению одному слову и существующее в языке как целостная единица. Также они знают, что это средство выразительности, поэтому в поисках фразеологизма прежде всего обращают внимание на что-то образное. И находят: “скрипели мерзлые тополя”, или “срывал снежную пыль”, или “ощущение неразгаданной тайны”. А фразеологизм-то где? Его в упор не замечают и удивляются, когда узнают правильный ответ.
Мы настолько часто употребляем в речи некоторые обороты, что уже не воспринимаем их в качестве средства выразительности. А это “классика ЕГЭ”, если можно так выразиться. С такими “незаметными” фразеологизмами лучше познакомить учеников сразу:
- всё равно
- в первую очередь
- с одной стороны
- с другой стороны
- ни в какую
- в конце концов
- на худой конец
- на самом деле
- то и дело (это и был фразеологизм, который необходимо выписать из 1 предложения в тексте Ю.Бондарева)
Редко кто находит фразеологизм альфа и омега в тексте Б.Васильева о смысле жизни:
“(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.”
Основная версия школьников по поводу фразеологизма в данном тексте: блеск в очах.
А теперь попробуйте найти фразеологические обороты в предложенных фрагментах. Ответы можно разместить в комментариях.
Вариант 1
“(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.”
Вариант 2 (из досрочного ЕГЭ 2020)
(5)Вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…
Вариант 3 (из досрочного ЕГЭ 2016)
(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.
О лексических ошибках, связанных с употреблением фразеологизмов, можно прочитать здесь (пригодится для выполнения 6-го задания ЕГЭ по русскому языку).
Целиком вариант ЕГЭ можно прорешать, воспользовавшись моими авторскими заданиями:
Задания 1-8 (работа с микротекстом и культура речи)
Задания 9 -15 (блок орфография)
Задания 16 -21 (блок пунктуация)
Задания 22 – 26 (работа с текстом).
Источник