В каком ряду содержится лишний фразеологизм во весь дух что есть

В каком ряду содержится лишний фразеологизм во весь дух что есть thumbnail

Ольга ОСОКИНА,
старший преподаватель педагогического
института,
Елена СИДОРОВА,
студентка 5-го курса
педагогического института
г. Глазов, Удмуртская республика

Русский язык. Дидактический материал

Дидактические материалы по фразеологии могут
быть использованы учителями начальных классов
на уроках русского языка при изучении лексики
(синонимов и антонимов, частей речи,
словосочетаний). Большинство школьных программ
по русскому языку для младших классов
ориентировано лишь на поверхностное знакомство
учащихся с фразеологическими единицами. Авторы
материала считают, что этот богатейший пласт
русской лексики, отражающий национальную
самобытность нашего языка, заслуживает большего
внимания, и предлагают разработанные задания в
помощь педагогам.

Задание 1. Прочитай сочетания слов.
Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания
(фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая
ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин
сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить
картину, повесить голову.

2) Перемывать посуду, перемывать косточки;
злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать
пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами;
в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,

3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки,
молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу;
наклонить голову, ломать голову; белые мухи,
белые цветы.

Задание 2. Прочитай предложения. Подумай,
какие из выделенных сочетаний являются
фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в
лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже
собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе
от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал
на ноги
окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на
пятки
, и я проиграл лыжную гонку.

7. Все слушали его раскрыв рот.

8. Доктор попросил меня открыть рот и
показать горло.

Задание 3. Прочитай. Найди фразеологизмы,
в которых заменили одно слово. Напиши эти
фразеологизмы в исправленном виде.

1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки
засверкали. 3. Проще пареной моркови.
4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза.
6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где
собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на
лету.

Задание 4. Вместо точек вставь нужное
слово.

Как … вода (с курицы, с утки, с гуся); как … на
голову (снег, дождь, град); намылить … (руки,
шею, голову)
; убить … зайцев (трех, четырех,
двух)
; … соли съесть (пуд, фунт, килограмм);
выеденного … не стоит (огурца, яйца, яблока);
как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной);
как … на сене (овца, собака, корова); сказка
про … бычка (белого, черного, рыжего); как …
лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

В каком ряду содержится лишний фразеологизм во весь дух что есть

Задание 5. Попытайся объяснить значение
фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Напиши
фразеологизмы.

I группа

1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести
вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не
сваришь. 6. Черепашьим шагом.

Подсказки: а) не договоришься, дела не
сделаешь; б) очень медленно; в) добиваться
полного взаимопонимания; г) очень вкусный,
аппетитный; д) очень мало; е) ловко, хитро
обмануть.

II группа

1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать
на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В
мгновение ока.

Подсказки: а) бессвязно,
непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в)
все нипочем, ничто не страшно; г) отстаивать
всеми силами; д) очень быстро, вмиг; е)
обманывать, запутывать.

III группа

1. Надувать губы. 2. Играть в кошки-мышки. 3. На лбу
написано. 4. Рукой подать. 5. Сложа руки. 6. Как на
пожар.

Подсказки: а) ничего не делая; б)
сердиться, обижаться, делая недовольное лицо; в)
быстро, поспешно, торопливо; г) совсем близко; д)
сразу видно, ясно по внешнему виду человека; е)
хитрить, лукавить.

Задание 6. Замени выделенные
фразеологизмы одним словом.

1. Все бежали как на пожар.

2. Туристы берегли спички как зеницу ока.

3. Рыбы в нашем озере пруд пруди.

4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз
плюнуть
.

5. Из похода мы возвращались черепашьим
шагом
.

6. Маслята попадались грибникам на каждом
шагу
.

7. Услышав в кустах треск, ребята показали
пятки
.

8. Для спасения урожая колхозники трудились не
покладая рук.

9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми
объятиями
.

10. Пуговица на куртке держалась на
честном слове
.

В каком ряду содержится лишний фразеологизм во весь дух что есть

Подсказки: а) много; б) повсюду; в)
убежали; г) радушно; д) усердно; е)
непрочно; ж) медленно; з) быстро; и)
легко; к) тщательно.

Задание 7. Подбери к словам в левом
столбике фразеологизмы из правого столбика.
Напиши их.

Образец: Исчезнуть – как сквозь землю
провалиться.

1. Исчезнуть
2. Постепенно
3. Обдумать
4. Неторопливо, вяло
5. Проучить, наказать
6. Сплетничать
7. Необыкновенно
8. Небрежно
9. Стремительно
10. Неразлучны

а) Сломя голову
б) Водой не разольешь
в) Спустя рукава
г) Чудеса в решете
д) Как сквозь землю провалиться
е) Пораскинуть умом
ж) Как сонная муха
з) Чесать языком
и) Шаг за шагом
к) Показать, где раки зимуют

Задание 8. О каком человеке так говорят в
народе?

Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из
другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в
плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь
с молоком. Тепличное растение. Ходячая
энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки.
Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в
карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна.
Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух
царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе
луковое.

В каком ряду содержится лишний фразеологизм во весь дух что есть

Задание 9. Объедини фразеологизмы,
имеющие близкое значение, в три группы. Укажи
значение каждой группы.

1. Во весь дух. 2. Одного поля ягода. 3. Яблоку
негде упасть. 4. Во все лопатки. 5. Одним миром
мазаны. 6. На всех парах. 7. Шагу негде ступить. 8. На
одно лицо. 9. Иголку негде воткнуть. 10. Как на
пожар. 11. На один покрой. 12. Только пятки
засверкали. 13. Как две капли воды. 14. Пушкой
не прошибешь.

Читайте также:  Какое количество информации содержится в тексте

Задание 10. Найди в правом столбике
фразеологизмы с противоположным значением
(антонимы). Напиши фразеологизмы парами.

1. С легким сердцем
2. Водой не разольешь
3. От горшка два вершка
4. Засучив рукава
5. Язык плохо подвешен
6. Рукой подать
7. Одержать победу
8. Воспрянуть духом
9. Себе на уме
10. Рта не закрывает
11. Выйти из себя
12. Во все лопатки

а) упасть духом
б) слова не вытянешь
в) за тридевять земель
г) взять себя в руки
д) потерпеть поражение
е) как кошка с собакой
ж) спустя рукава
з) с тяжелым сердцем
и) черепашьим шагом
к) ростом в косую сажень
л) язык хорошо подвешен
м) олух для царя небесного

Задание 11. Вместо точек напиши названия
животных, птиц, насекомых.

… носа не подточит; как … в воде; делать …
слона; когда … на горе свистнет; … на смех; как …
на сене; биться как … об лед; … съел; как сонная …;
морской …; … отпущения; стреляный …; как … в
бочке; куда … костей не заносил; как угорелая …;
дразнить …; пускать … в огород; делить шкуру
неубитого …; не в … корм; брать … за рога;
черная … пробежала; … в павлиньих перьях; куда
Макар … не гонял; белая …; … в овечьей шкуре;
вертеться как … в колесе; подложить …; как …
дробина; показать где … зимуют; драть как
сидорову …; писать как … лапой

Задание 12. Посмотри на рисунки.
(см. Приложение 1). Вспомни
известные фразеологизмы. Напиши их.

Задание 13. Какие прилагательные нужно
написать, чтобы получились фразеологизмы?

… мороз; кричать … матом; … друг; … воробей; …
враг; … кусок; … на язык; … лепет; … молодец; …
лето; … девица; … сынок; … руки; как … муха; …
барышня; … орешек; … бочка; на … руку; шито …
нитками

Задание 14. Какой глагол пропущен?

… в сорочке; … духом; … на часах; … уши; …
впросак; … животики; … глаза; … мозгами; язык …;
… на задних лапах

Подсказки: быть удачливым, счастливым;
находиться в карауле; оказаться в неловком,
невыгодном положении; просыпаться; очень
вкусный; приходить в уныние; надоесть
постоянными разговорами об одном и том же;
хохотать до изнеможения; думать, соображать,
размышлять; угодничать, прислуживаться.

Задание 15. Вставь пропущенные числа.

Без … минут
… пядей во лбу
гнуть в … дуги
как свои … пальцев
опять …
гнать в … шеи
сгонять … потов
… пятниц на неделе

от горшка … вершка
с … короба
за … земель
в … счета
… верст до небес
книга за … печатями
за … верст киселя хлебать
… потов сошло

Задание 16. В каждой паре один из
рисунков соответствует фразеологизму. (См. Приложение 2.) Напиши
фразеологизм под выбранным тобой рисунком.

Задание 17. Прочитай. Найди фразеологизмы.
Определи их значение.

1. Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил. (К. Чуковский)

2. Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися. (К. Чуковский)

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступая,
Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу,
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес. (С. Маршак)

Говорят, у мамы
Руки не простые.
Говорят, у мамы
Руки золотые.

Погляжу внимательно
Погляжу поближе.
Маме руки глажу –
Золота не вижу. (М. Родина)

Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок меж кустов
Прошмыгнул – и был таков!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица:
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком,
А глаза горят, как плошки, –
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух,
Он забился под лопух. (С. Маршак)

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.

Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (С. Баруздин)

В каком ряду содержится лишний фразеологизм во весь дух что естьЧто стряслось у
тети Вали?
У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, крынки,
В боты, валенки, ботинки.
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. (Ю. Тувим)

А над этой белизной,
Зимней, сказочной, лесной,
Как в избе оконце,
В небе тлеет солнце.
И так близко-близко,
И так низко-низко
Над ветвями и землей,
Что легко в него рукой,
Если постараться,
Можно постучаться –
Попроситься на часок
Заглянуть на огонек!.. (И. Мазин)

Приложение 1

В каком ряду содержится лишний фразеологизм во весь дух что есть

Приложение 2

В каком ряду содержится лишний фразеологизм во весь дух что есть

ОТВЕТЫ

Задание 1

1) Грибной дождь, белая ворона,
маменькин сынок, золотые руки, повесить голову;

2) перемывать косточки, злые языки,
щелкать зубами, хлопать глазами, в ежовых
рукавицах;

3) рубить сплеча, молочные реки,
расхлебывать кашу, ломать голову, белые мухи.

Задание 2

Без году неделя, на седьмом небе,
наступать на пятки, раскрыв рот.

Задание 3

Семи пядей во лбу, проще пареной репы,
как рыба в воде, считать ворон.

Задание 4

Как с гуся вода, как снег на голову,
намылить шею, убить двух зайцев, пуд соли съесть,
выеденного яйца не стоит, как за каменной стеной,
как собака на сене, сказка про белого бычка, как
осиновый лист дрожит.

Задание 5

I группа: 1 в, 2 д, 3 е, 4 г,
5 а, 6 б.

II группа: 1 г, 2 а, 3 б, 4 в,
5 е, 6 д.

III группа: 1 б, 2 е, 3 д, 4 г,
5 а, 6 в.

Задание 6

1 з, 2 к, 3 а, 4 и, 5 ж, 6 б,
7 в, 8 д, 9 г, 10 е.

Задание 7

1 д, 2 и, 3 е, 4 ж, 5 к, 6 з,
7 г, 8 в, 9 а, 10 б.

Задание 8

Искусный в любом деле, умеющий делать
все; робкий, скромный, незаметный; непохожий на
других; средний, посредственный, ничем не
выдающийся; очень широкоплечий, могучего
телосложения; наивный, простодушный,
бесхитростный; очень опытный, бывалый; пышущий
здоровьем; слабый, изнеженный; много знающий,
разносторонне образованный; очень умный, мудрый,
выдающийся; ничего не стоящий, не значащий;
добрый, кроткий, безобидный; прикидывающийся
несчастным, обиженным, беспомощным; находчивый в
разговоре, в споре; первый помощник; хитрый,
пронырливый; опытный; молчаливый; хитрый; очень
глупый; трусливый; не хуже других; нерасторопный,
недотепа.

Читайте также:  В какой рыбе содержится большое количество кальция

Задание 9

а) 1, 4, 6, 10, 12 – очень быстро;

б) 2, 5, 8, 11, 13 – очень похожи;

в) 3, 7, 9, 14 – очень много.

Задание 10

1 з, 2 е, 3 к, 4 ж, 5 л, 6 в,
7 д, 8 а, 9 м, 10 б, 11 г, 12 и.

Задание 11

Комар, рыба, из мухи, рак, курам, собака,
рыба, собаку, муха, волк, козел, воробей, сельдей,
ворон, кошка, гусей, козла, медведя, коня, быка,
кошка, ворона, телят, ворона, волк, белка, свинью,
слону, раки, козу, курица.

Задание 12

Кот наплакал, как собаке пятая нога,
спустя рукава, как с гуся вода, черепашьим шагом,
как рыба в воде, покупать кота в мешке, медведь на
ухо наступил, как корова языком слизнула, тянуть
кота за хвост.

Задание 13

Трескучий, благим, закадычный,
стреляный, заклятый, лакомый, острый, детский,
добрый, бабье, красная, маменькин, золотые,
сонная, кисейная, крепкий (твердый), бездонная,
скорую, белыми.

Задание 14

Родиться (родился), падать (упасть),
стоять, прожужжать, попасть, надрывать
(надорвать), продирать, шевелить, проглотить,
ходить.

Задание 15

Пяти, семи, три, пять, двадцать пять,
три, семь, семь, два (три), три, три девять, три,
семь, семью, семь, семь.

Задание 16

Грибной дождь, стоять на часах, сесть в
лужу, намылить голову.

Задание 17

В обморок упали – потеряли сознание; дали
стрекача
 – пустились наутек, поспешно
убежали; совал нос – вмешивался не в свое
дело; руки золотые – мастер своего дела:
человек, очень искусный в своем деле; был таков
– удрал, сбежал, скрылся; замер дух – сильно
испугался; без сучка-задоринки – без
помех, без затруднений и осложнений; вверх дном
перевернула
– привела в беспорядок; (заглянуть)
на огонек
– мимоходом (зайти, заглянуть к
кому-либо).

Источник

Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 1

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слова, употребление  и происхождение слов.

2) Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

3) Все слова, помимо прямого значения, имеют переносное значение.

4) Омонимы – слова одной и той же  части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) острый (______________) нож.

2) добрый (______________) человек.

3) долгая (_______________) ночь.

4) теплый  (______________) вечер.

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) коробейники

2) бурак

3) акварель

4) мольберт

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

начало – конец

холод – жара

1) профессионализмы.

2) неологизмы.

3) синонимы.

4) антонимы.

5. Укажите неверное утверждение

1) за бугром – жаргонизм

2) тихий – громкий – антонимы

3) земля – необщеупотребительное слово

4) делать из мухи слона – фразеологизм

6. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

7. В каком предложении вместо слова жилищный нужно употребить слово жилой?

1) В зале были выставлены макеты, чертежи, новые проекты жилищного строительства.

2) Эта небольшая постройка оказалась жилищным помещением.

3) В нашем городе уделяется большое внимание жилищным проблемам.

4) Жилищное законодательство требует введения поправок.

8. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный.

2) обводить вокруг пальца – обманывать.

3) с гулькин нос – много.

4) яблоку негде упасть – тесно.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

1) лицо

2) стамеска

3) затишье

4) везуха

10. Укажите устаревшее слово – историзм

1) дворец

2) веретено

3) колыбель

4) рыбак

11. В каком словаре можно узнать произношение слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

12. Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1) как снег на голову – появляться (приезжать) неожиданно.

2) болеть душой – испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком-то или о чем-то.

3) ломать голову – прийти в состояние крайнего раздражения.

4) зарубить на носу – хорошенько запомнить.

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) с гулькин нос – хоть пруд пруди

2) черепашьим шагом – во весь дух

3) чуть свет – ни свет ни заря

4) дать волю языку – держать язык за зубами

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) тертый калач – стреляный воробей

2) ни рыба ни мясо – ни то ни се

3) водить за нос – обводить вокруг пальца

4) семи пядей во лбу – без царя в голове

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) По вечерам бабушка рассказывала внуку сказки

2)Алешка набрал в рот воды и раздул щеки

3) Нашлись люди неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа

4) На арене цирка заяц ходил на задних лапках.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) кожа да кости – ________________________

2) на всех парусах – ______________________

3) рукой подать – _________________________

4) на ночь глядя – _________________________

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

Читайте также:  В каких продуктах содержатся грубые волокна

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18.  Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

19. Укажи номер предложения с однородными членами

1) 3

2) 5

3) 8

4) 9

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое фразеологизмы? Расскажите о роли фразеологизмов в речи. Приведите примеры.

Итоговый тест по теме «Лексикология. Фразеология»

ВАРИАНТ 2

1. Какое утверждение является неверным?

1) Лексика изучает слово с точки зрения его смыслового значения.

2) Однозначные слова имеют одно лексическое значение.

3) Синонимами могут быть слова различных частей речи.

4) Лексикон – словарный запас одного человека.

2. Подберите антонимы к выделенным словам

1) смеяться (____________) весело

2) черный (_____________) цвет

3) глубокий (____________) пруд

4) широкое (______________) поле

3. Какое из данных слов является устаревшим?

1) кеды

2) босоножки

3) ботфорты

4) кроссовки

4. Как называются слова, объединенные в данные группы?

сказал – произнес

хлынул – полился

1) профессионализмы

2) неологизмы

3) синонимы

4) антонимы

5. Укажите неверное утверждение

1) слинять – диалектизм

2) бить баклуши – фразеологизм

3) гроза – общеупотребительное слово

4) лошадь, конь  – синонимы

 6. В каком ряду все слова – синонимы?
1) время, период, эпоха, эра;

2) лингвист, историк, литературовед;
3) фрукты, овощи, вишня;

4) сосна, тополь, ясень;

7. В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить слово эффективный?

1) Валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.

2) Её появление было весьма эффектным.

3) Бушующие волны создавали чрезвычайно эффектную картину.

4) Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.

 8. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки  знакомым. За это я намылил голову кому следует.

9. Какое слово является стилистически сниженным?

1) слабак

2) проявитель

3) втулка

4) бахилы

10. Укажите устаревшее слово – архаизм

1) рука

2) чело

3) занавес

4) уборка

11. В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

1) толковом словаре

2) этимологическом

3) орфографическом

4) орфоэпическом

12. Значение какого фразеологизма определено неверно?

1) как с гуся вода – ничего не действует

2) сказка про белого бычка – выдумка

3)  поднять на смех – осмеять, сделать предметом насмешки

4) браться за ум – образумиться

13. Какие фразеологизмы не являются антонимами?

1) кот наплакал – сколько душе угодно

2) как кошка с собакой – не разлей вода

3) держать язык за зубами – по секрету всему свету

4) владеть собой – держать себя в руках

14. Какие фразеологизмы не являются синонимами?

1) в один миг – в мгновение ока

2) в двух шагах – на краю света

3) дать нагоняй – намылить шею

4) во весь дух –  во все лопатки

15. В каком предложении есть фразеологизм?

1) В этом году уродилось много грибов, так что за ними далеко ходить не надо – собирай сразу в ближнем лесочке.

2) Машина дала задний ход и остановилась.

3) Надо внимательнее слушать объяснение учителя, а не хлопать ушами.

4) Свинья села в лужу прямо посередине двора.

16. Объясните значение фразеологических оборотов

1) жить душа в душу – _________________________

2) не видно ни зги – ___________________________

3) сидеть сложа руки – ________________________

4) как в воду канул – __________________________

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 17 – 23

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

17. Определи тему текста.

18.  Укажи номер предложения с однородными членами

1) 9

2) 8

3) 5

4) 3

19. Определите стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

20. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

21. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7.

22. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

23. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

Дайте развернутый ответ на вопрос 24

24. Что такое устаревшие слова? На какие группы они делятся? Напишите, для чего писатели используют в своих произведениях устаревшие слова. Приведите примеры.

Источник