В каком ряду словосочетаний содержится предложно падежная форма слова

Немало трудностей представляет собой выбор предложно-падежной формы управляемого существительного. Система русских предлогов богата и разнообразна, она позволяет выразить тончайшие оттенки значений. Отдельного разговора заслуживают две пары предлогов: в – из и на – с, которые являются источником многих ошибок.

В последние годы некоторые политики пытаются внедрить в русский язык сочетания в Украине, из Украины – стремясь, по-видимому, таким образом подчеркнуть свое уважение к новому независимому государству. Эту попытку следует оценить как неудачную, потому что нормативной являются словосочетания на Украине, с Украины.

С некоторыми существительными – названиями горных областей, находящихся на территории России, следует также употребляють предлоги на – с: на Урале – с Урала, на Кавказе – с Кавказа, на Алтае – с Алтая. Но: в Хибины – из Хибин.

Особого внимания требует использование так называемых производных предлогов, т.е. предлогов, образованных от других частей речи: благодаря, вопреки, ввиду, вследствие, насчет, вроде, в течение, в продолжение и др. Все эти предлоги характерны для книжно-письменной разновидности литературной речи, и овладевать ими человек начинает, как правило, в довольно зрелом возрасте (между тем системой основных предлогов русского языка мы овладеваем еще в дошкольном возрасте). Поэтому ошибки, связанные с неудачным употреблением таких предлогов, встречаются в письменной речи особенно часто.

Особенность производных предлогов заключается в том, что, несмотря на их служебную роль, они сохраняют смысловую связь со словами, от которых образованы, и это ограничивает их употребление. Предлог благодаря, например, сохраняет связь с глаголом благодарить, и поэтому его желательно употреблять в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызвавших желательный результат (то есть как бы «есть за что благодарить»): благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен; лишь благодаря мастерству водителя не произошло катастрофы и т.п. Напротив, крайне неудачны такие конструкции: благодаря сильному паводку жизнь в поселке парализована; столкновение произошло благодаря преступной халатности водителей автобуса и трамвая; и уж категорически неприемлема фраза «не пришел на работу благодаря смерти матери».

Нередко случаются затруднения в выборе предложно-падежной формы существительного при глаголах, называющих эмоциональные переживания человека (скучать, горевать, плакать, тосковать и др.). Колебания здесь возникают из-за того, что при этих глаголах возможны два предлога – о и по, требующие разных падежей: предлог о требует предложного падежа (горевать о потерянном кошельке), а предлог по – дательного (горевать по кошельку). Современное правило гласит: при предлоге о в таких конструкциях – предложный падеж, при предлоге по – дательный. И только для личных местоимений есть исключение: местоимения 1-го и 2-го лица мн. ч. употребляются с предлогом по не в дательном, а в предложном падеже (они, должно быть, скучают по нас, мы тоскуем по вас), хотя местоимения 3-го лица мн. ч. употребляются с тем же предлогом в дательном падеже (вы, конечно, уже соскучились по ним?). А личные местоимения 3-го лица единственного числа допускают употребление в обоих падежах: скучаю по нему — скучаю по нём.

Особую трудность составляют конструкции, в которых предложно-падежная форма существительного оказывается в двойной зависимости: свыше (более) тридцати человек. Если данное словосочетание выступает в предложении в роли подлежащего, сказуемого или прямого дополнения, то трудностей нет:

Свыше тридцати человек подали заявления в магистратуру, Ректор поблагодарил в своем приказе более тридцати человек; Состав академической группы должен быть не свыше тридцати человек.

Но когда это же словосочетание используется в роли косвенного дополнения, возникают непреодолимые препятствия. Как правильно написать: Выдвижение кандидатуры Иванова было поддержано (кем?) свыше тридцати человек или … свыше тридцатью человеками. Неверно ни первое, ни второе. Для решения проблемы в конструкции нужно использовать словосочетание «более чем»: более чем тридцати человек поддержали …

Иногда возникают колебания при выборе варианта предлогов в – во, с – со, к – ко, перед – передо (пред – предо), над – надо и т.п.

Общее правило состоит в том, что вариант предлога с добавлением гласного о предпочтительнее в следующих случаях:

1) перед односложным словом, которое начинается со стечения согласных, особенно если в корне этого слова имеется беглый гласный (во сне, во рту, изо рта, ко мне);

2) перед словом, начинающимся с согласных в или с, за которыми также следуют согласные (во вторник, во время, со страху, со словами, во власти);

3) в контекстах, имеющих явный оттенок торжественности (Во дни суровых испытаний.., ср. у И.С. Тургенева: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах родины моей…);

4) в контекстах официального стиля – перед словом, начинающимся с гласного (во избежание, во исполнение, во имя).

Читайте также:  Что содержится в моркови какие витамины

Кроме того, варианты предлогов с гласным на конце устойчиво используются в некоторых фразеологических выражениях (во главе, изо всех сил, во сто крат и др.).

На выбор варианта предлога влияет и характер группы согласных. В тех случаях, когда слово начинается двумя глухими согласными, особенно если первый из них совпадает с согласным предлога (с + ста, в + второй), предпочтительнее варианты со, во. Иначе образуются сочетания из трех глухих согласных: [сст, фст, ффт, сфт], в которых первый согласный звук становится почти непроизносимым / неразличимым. Во избежание этого и избирается вариант предлога с гласным на конце. Сравним: с семисот метров — со ста метров; с восьмого класса — со второго класса; в восьмом классе — во втором классе.

Согласование главных членов предложения >
Русский язык и культура речи >

Источник

МОДУЛЬ № 9

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ № 9

Часть I.

1. Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи

От существительных: в течение, вследствие, на протяжении, в связи

От деепричастий: несмотря на, благодаря, включая, исключая, спустя

От наречий: около, впереди, напротив, вокруг

2. Отличайте предлоги от наречий

Остановились напротив школы (напротив чего?) – предлог.

Остановились напротив (где?) – наречие.

Получил накануне праздника (накануне чего?) – предлог.

Получил накануне (когда?) – наречие.

3. Отличайте производные предлоги от составных союзов

благодаря благодаря тому что

вследствие вследствие того что

4. Запомните, как пишутся производные предлоги: в отличие от, во избежание,

в подтверждение, по причине, в соответствии с, в зависимости от, при наличии,

на протяжении, в сравнении с, по сравнению с, в применении к, в случае, по случаю,

в силу, в связи с, в меру, по мере, в виде, в честь, в целях, по поводу, за неимением,

в противовес, наряду с, вплоть до, следом за, вслед за

в течение (дня) – сколько?

в течении (реки) – в чём?

насчёт (билетов) = о. об

перевели на счет – куда? на что?

в продолжение

(месяца)- сколько?

прочитал в продолжении повести – в чем?

наподобие ( цветка) = словно, точно

задача на подобие треугольников – на что?

в заключение (беседы) = в конце

в заключении медкомиссии – в чем?

вроде (терема) = словно

согласуется в роде – в чем?

вследствие(болезни) = из-за

в следствии по делу – в чем?

вмешался в следствие – во что?

наряду со всеми = вместе

на ряду скошенной травы – на чем?

ввиду (дождей) = из-за

иметь в виду, в виду города (остановились)

несмотря на (морозы) = хотя, вопреки

не смотря на записи в блокноте = не смотреть

Часть II. Обособление предложно-падежных сочетаний

всегда обособляются : обычно обособляются никогда не обособляются

несмотря на, невзирая на, кроме, согласно, благодаря, вопреки, ввиду, в течение, в продолжение,

помимо, включая, исключая, вследствие, по причине, по мере, на протяжении, в

за исключением: во избежание, за неимением : заключение,

спустя (= через):

Этот человек, несмотря на пре- 1) перед сказуемым; На протяжении несколь-

клонный возраст, вёл 2) распространённое (> 2 слов): ких часов шёл проливной

активный образ жизни. тропический дождь.

В старом саду, кроме сторожа Вследствие обильного таяния снега, Спустя две недели мы уже

с колотушкой, никого не было. наша речка вышла из берегов. любовались прекрасными

Она сама приняла решение и уехала горными пейзажами в город вопреки воле родителей

!!! РАЗЛИЧАЙ : 1) обстоятельства с предлогами несмотря на, невзирая на, согласно, благодаря,

вопреки, ввиду, вследствие, по причине, за неимением, в силу, во избежание

2) дополнения с предлогами кроме, помимо, включая, исключая, за

исключением, сверх, наряду с, вместо

© Н. Н. Дмитриева

ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ № 8

ОБОСОБЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ

Задачи : 1) уметь находить в тексте производные предлоги и повторить их правописание;

2) научиться правильно ставить запятые в предложениях с предложно-падежными сочетаниями.

Задание № 1. Прочитайте предложения. выпишите из них производные предлоги с указанием номера предложения. Совместная проверка.

1. Каждый год, как обычно, мимо старой мельницы иду в свою деревню. 2. Навстречу мне бегут знакомые перелески, вдали видны телеграфные столбы в виде палочек. 3. В продолжение двадцати лет я приезжаю сюда, хотя вокруг деревни нет ничего интересного, – приезжаю только ради Волги-реки.4. Несмотря на то что это равнинная река, в течение весеннего половодья вода в ней поднимается местами на десять – одиннадцать метров по сравнению с летним уровнем.

5. Независимо от жизненных обстоятельств, я почти каждый год возвращаюсь в свои родные места, к любимой реке.

Читайте также:  Какие вещества содержаться в петрушке

Задание № 2. Спишите примеры, распределяя их по двум столбикам: 1) с производными предлогами; 2) с самостоятельными частями речи.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Совместная проверка.

Ждали (в)течени.. часа; (не)смотря на обиду; узнали (в)продолжени.. рассказа; рассказывал, (не)смотря на плакат; (в)продолжени.. всего года; нужно иметь (в)виду; (в)заключени.. концерта; (в)течени.. этой реки; (в)виду сильных морозов; (в)заключени.. комиссии; (в)следстви.. обстоятельств; вмешался (в)следстви..; обнаружены (в)следстви.. по делу; (в)место благодарности; работал (на)ряду со всеми; поступили (на)счёт фирмы; остановились (в)виду озера; (во)избежани.. неприятностей; узнай (на)счёт поездки; (на)ряду скошенной травы; гора (на)подобие птицы; (по)мере приближения грозы.

Задание № 3. Внимательно рассмотрите ТМ (часть II). Определите условия обособления предложно-падежных сочетаний. Совместная работа.

Задание № 4. Уровень Б – консультирует учитель. Спишите предложения. Подчеркните предложно-падежные сочетания как члены предложения, поставьте, где необходимо, запятые. Пользуйтесь ТМ.

1. Вследствие сильных морозов соревнования по лыжам отменили. 2. В продолжение нескольких дней студенты слушали лекции известного профессора. 3. Мы решили пробираться к морю несмотря на бушующую метель. 4. Она сама приняла решение и уехала из города вопреки воле своих родителей. 5. На деревенской улице кроме лая собак никаких звуков не было слышно. 6. Все за исключением Вари громко аплодировали певцам.

Уровень А – самостоятельная работа. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните предложно-падежные сочетания как члены предложения, поставьте, где необходимо, запятые. Проверяет учитель, оценка в журнал по желанию.

1. Крейс..ры (в)виду (не)достатка места в бухте д..ржались в открытом море. 2. Пр..дажа б..летов на сам..лёт пр..краще..на (за)(не)имением св..бодных мест на этот рейс. 3. В пр..брежном ра..оне (в) следстви.. дли..ной ос..ни и зап..здалой весны перелёты птиц так(же) запазд..вали. 4. Пишу вам из деревн.. куда заехал (в)следстви.. п..чальных обст..ятельств. 5. Спустя два часа мы уже с..дели за столом в тёпл..й комнате и пили чай. 6. Но (не)смотря на с..рьёзные повр..ждения к..рабль упрямо д..ржался на воде. 7. Почва этой д..лины (за)исключением только болот при устье реки ч..резвычайно плод..родна благод..ря особым кл..м..тическим условиям. 8. В книгах Арсеньева кроме ярких худож..стве..ных зар..совок содерж..тся большой це..ный материал об Уссурийском крае отл..чающ…ся своей ун..кальностью. 9. Улыбка была слабая чуть з..метная и (не)смотря на улыбку строгое выр..жение глаз (не)изм..нилось.

© Н. Н. Дмитриева

МОДУЛЬ КОНТРОЛЯ № 8

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

Задание № 1. В каком предложении есть обособленное определение?

  1. По ночам светила бледная луна, обливая молчаливые поля сказочным сиянием.

  2. Вдруг мне почудилось, как будто трепет пробежал кругом, как будто отхлынули и расступились какие-то громадные волны.

  3. Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная равнина.

  4. По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и чистому, разливались яркие и тёплые лучи солнца.

Задание № 2. В каком предложении есть обособленное приложение?

  1. Измученная, потерявшая всякую надежду, в августе 1941 года Марина Цветаева кончает жизнь самоубийством.

  2. Созданный Блоком «страшный мир» города, с его пугающей и неодолимо влекущей к себе Незнакомкой, подавляет поэта.

  3. Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения способ спасения – раэбить вишневый сад под дачи.

  4. Именно Ахматова, с её умением не просто чувствовать, но и предчувствовать, могла создать ни на что не похожую любовную лирику.

Задание № 3. В каком предложении есть обособленное обстоятельство?

  1. Ввиду того что моя тётушка занимала большой, просторный дом в Москве, у неё постоянно гостили многочисленные родственники.

  2. Цензура пропускала сказки Щедрина, не сумев понять их истинного назначения и обличающей силы.

  3. Чичиков – единственный, исключая Плюшкина, персонаж, история жизни которого даётся во всех деталях.

  4. Именно благодаря образам Лужина и Свидригайлова, мы можем понять, во что способна трансформироваться идея Раскольникова.

Задание № 4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Бушующие реки (1) мрачные ущелья (2) усеянные громадами скал (3) и остроглавые гребни (4) пересекающие белогорья (5) были серьёзным предупреждением нашим дерзким намерениям (6) проникнуть туда.

1) 1,2,3,4,5,6 2) 1,2,4,5,6 3) 1,2,3,4,5 4) 1, 4,5,6

Задание № 5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Перед наступлением той (1) или иной погоды (2) продолжительных дождей (3) бурь (4) или солнечных дней (5) в воздухе распространялись невидимые признаки (6) предвещающие предстоящие изменения.

1) 2,3,5,6 2) 1,2,3,4,5,6 3) 1,3,4,6 4) 2,3,4,6

Задание № 6. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые?

По болотам (1) редея (2) ползёт туман (3) сглаживая (4) волнистую поверхность нагорья (5) и стелется (6) нависая над (7) вышедшей из берегов (8) рекой.

1) 3,4,6,7 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,5,6 4) 2,3,6,8

Читайте также:  В каких продуктах могут содержаться микронутриенты

Задание № 7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Путник вышел на дорогу (1) ведущую в неизвестность (2) и (3) взглянув на небо (4) восхитился тишиной (5) лежащей вокруг.

  1. 1,2,3,4,5 – выделятся три причастных оборота

  2. 1,2,5 – выделяются два причастных оборота; 3,4 –выделяется деепричастный оборот

  3. 1,4,5- выделяются деепричастные обороты

  4. 1,2,5- выделяются три деепричастных оборота; 3,4- выделяется причастный оборот

© Н. Н. Дмитриева

Источник

Выражению грамматического значения словоформ, из которых строятся словосочетания и предложения, могут служить предлоги.

При выборе предлога при построении предложно-падежных словоформ учитывается

— падежная форма имени, с которой употребляется предлог;

— выражаемые предлогами отношения, их оттенки;

— сфера употребления.

1. Изъяснительным значением обладают предлоги о, про, насчет, относительно, касательно (предлоги про, насчет имеют разговорный характер, касательно, относительно — книжный): поговорили о поездке (ср. разг.: про поездку, насчет поездки, книжн.: касательно поездки, относительно поездки). Они употребляются с формой родительного падежа имени (за исключением предлога о, употребляемого с формой предложного падежа.). Предлоги про, насчет имеют разговорный характер, касательно, относительно — книжный: говорили о поездке (Cр. разг.: про поездку, насчет поездки, книжн.: касательно поездки, относительно поездки).

2. Пространственным значением обладают предлоги в, на:

а) для выражения значения ограниченного пространства употребляется предлог в с формами винительного и предложного падежа (в город — в городе, в Сибирь — в Сибири, в Белоруссию — в Белоруссии, в театре, в кино, в цирке, в университете, в академии, в школе );

б) для выражения значения неограниченного пространства или иного значения употребляется предлог на: на окраине, на Алтай, на Кавказе, на Урале; на концерте, на выставке, на факультете, на курсе. Но: в Крым, в Крыму (значение только частично ограниченного горами степного пространства).

Нужно учитывать, что:

а) предлог в антонимичен предлогу из (поехал в Крым — вернулся из Крыма), предлог на антонимичен предлогу с (поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа);

б) предлог в с Предл. п. имени-названия гор во мн. ч. придает словоформе значение “в горах, среди гор”: в Альпах, в Андах, в Апеннинах, в Пиренеях; предлог на — значение “на поверхности гор”: на Балканах (Балканском полуострове), на Карпатах;

в) в ряде случаев сказывается сложившаяся традиция. Сравните: в переулке — на улице; работать в фотостудии — работать на киностудии (на радио, на телевидении);

г) в некоторых случаях на выбор предлога влияет значение управляющего слова в словосочетании: поехална телестудию — вошелв телестудию;

3. При наименовании способов транспортирования, средств передвижения употребляется предлог на: на катере, на теплоходе, на поезде, на самолете, на автобусе, на метро. Предлог в говорит о нахождении внутри: сидел в автомобиле, спал в поезде, ехал в карете, в лимузине.

4. Предлоги, выражающие временные отношения, отличаются значениями: вдень (указывает на определенный момент) — за час (временной отрезок); в праздники (время совершения действия) — по праздникам (регулярность повторения действия в определенные сроки); в два часа (время совершения действия) — за два часа сделать (длительность процесса); к утру, под утро (к моменту наступления), после урока, по окончании занятий, по прибытии, по приезде в город, по возвращении (после чего-либо).

5. Для выражения причинных отношений используются:

а) стилистически нейтральный предлог из-за: из-за болезни, из-за недопонимания;

б) предлоги, которые носят книжный характер:

согласно, благодаря, вопреки, требующие после себя формы дательного падежа: согласно указу (Дат. п.), требованию; благодаря умению, знаниям; вопреки погоде, планам;

вследствие,ввиду, в силу, по причине, употребляемые с родительным падежом: вследствие болезни; ввиду болезни; в силу обстоятельств; по причине недопонимания;

в связи с + творительный падеж: в связи с изменившимися обстоятельствами.

В русском языке имеется возможность выбора конструкций: предложной и беспредложной. При этом нужно учитывать оттенки выражаемых ими отношений:

а) предложные конструкции имеют более конкретный, уточняющий характер, по сравнению с беспредложными: полезный детям — полезный для детей;

б) беспредложные конструкции указывают только на совершение действия в одно и то же время, а предложные — и на регулярное повторение действия: (работал вечерами — работал по вечерам);

в) предложные конструкции обозначают движение в отдельных местах какого-то пространства, а синонимичные им беспредложные — на непрерывность линейного движения (идти по лесу — идти лесом);

г) между предложными и беспредложными конструкциями могут быть и стилистические различия: слыть чудаком (нейтральное) — слыть за чудака (разг.), за водой — по воду, ответы на интересующие вопросы — ответы по интересующим вопросам.

Источник