В каком ряду неполногласие содержится в корнях всех слов

В каком ряду неполногласие содержится в корнях всех слов thumbnail

В современном русском языке можно выделить три основные группы наиболее употребительных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1 группа. Исторически однокоренные полногласные и неполногласные формы, существующие в современном русском языке параллельно. Для этой группы слов характерны:
а) семантический распад одинаковых по происхождению корней;
б) разнородное стилистическое употребление.

Слова с полногласными звукосочетаниями
Слова с неполногласными звукосочетаниями
берег, береговой, набережная, беречь, бережливый, оберегать, сберегать, сберегательный (банк) безбрежный, прибрежный, небрежный, пренебрежение, пренебречь
волочить, проволока, наволочка, волокита влачить, завлекать, извлекать, привлекать, развлекать
ворожба, ворожить враг, вражда, враждовать
ворот, воротник, поворот, изворотливый, бесповоротный, ворочаться, подворотня, ворота возврат, возвратить, возвращение, вращать, вращательный, извращение, превращать, отвратительный, вратарь, врата (науки), привратник
голова, головной, головоломка, головокружение, головастик, заголовок глава, главенство, главный, главарь, заглавие, заглавный, возглавить
голос, голосовой, голосистый, голосование возглас, приглашение, соглашение, гласный, согласный
город, городской, иногородний, междугородный, горожанин, пригород, пригородный, загородный, городить, отгородить, огород градостроительство, гражданин, гражданство, наградить (первоначально: наделить городом), Волгоград, Ленинград, ограда, ограждать, ограждение
дерево, деревянный, деревенеть, деревообрабатывающий древо, древесный, древесина, древонасаждение, древко
дорогой, дороговизна, дорогостоящий, дорожить драгоценный, драгоценность
жеребьёвка жребий
здоровый, здоровье, оздоровительный здравый, здравствовать, здравница, здравоохранение
здравый, здравствовать, здравница, здравоохранение златолюбие, златокудрый
короткий, укоротить, коротать краткий, прекратить, вкратце, сократить, сокращение
молодёжь, молодой, молодость, молодеть, молодецкий младенец, младенческий, младший (сравните: и стар и млад)
молоко, молочный, молочник Млечный путь, млекопитающее
морочить, обморок мрак, мрачный, омрачать, мракобесие
норовить, норовистый нрав, нравиться, нравственность, нравственный
оболочка облако, облачко
оборона, оборонный, оборонять, обороноспособность, оборонительный брань, бранить, перебранка
оборот, оборотень, наоборот, оборотистый обратить, обращать, обращение
ошеломить, ошеломляющий (сравните: устар. и народно-поэт. шелом) шлем, нашлемник
пере- (приставка): передать, переступить, перегородить и т. д. пре- (приставка): предать, преступный, преградить и т. д.
перед, передний, передник, передовик, передовица, передовой, опередить, вперёд пред- (приставка): предсказать, предрассветный, предвестник, прежде, прежний, предок
перечить, поперёк, поперечный прекословить, упрекать, вопреки
полонить, заполонить плен, пленный, пленник, пленительный
полотно, полотняный, полотнище, полотенце платок, платье, платяной, заплата
порожний, порожняк праздник, праздный, упразднить
порох, пороша, запорошить, порошок прах (сравните: в пух и прах)
привередливый, привередничать вредный, вредить, вредительство
середина, середняк посреди, среда, посредственный, посредник, средний, средоточие
смородина (по сильному терпкому запаху) смрад, смрадный
солод, солодовый сладкий, сладость, сласти, насладиться, наслаждение
сторож, сторожить, сторожка, осторожный, предосторожность страж, стража
сторона, сторониться, посторонний страна, странник, странствовать, пространство, распространять, иностранный
теребить требовать, потребности, употреблять, потреблять
холод, холодный, холодец, холодильник, холодить, холодеть охладить, хладнокровие, прохлада, прохладный
хоромы храм
хоронить, похороны хранить, охрана, сохранить, хранилище, предохранять
чередование, очередь, очередной, поочередно учредить, учреждение
через, чересполосица, чересседельник, чересчур чрезвычайный, чрезмерный

2 группа. Слова, выступающие в русском литературном языке только с полногласными сочетаниями (неполногласные варианты полностью утрачены).

береза, березняк, береста, берестяной, подберёзовик
болото, болотистый, болотный
борода, бородавка, бородатый, бородач, подбородок (сравните: устар. брадобрей в значении «парикмахер»)
борозда, бороздить, бороздчатый (сравните: бразды правления)
борона, боронить, бороновать
вереск (кустарник), вересковый
веретено
волос, волосатый, волосок, волосяной (сравните: устар. власяница – «грубая одежда из волос»)
воробей, воробьиный, воробушек (воробышек)
ворон, ворона, вороньё, вороний, воронёный, воронить, вороной
ворох, ворошить
голод, голодать, голодный, голодовка
горох, гороховый, горошек, горошина
долото, долотный
дорога, дорожка, бездорожье, дорожный, подорожник
жёлоб, желобок, желобчатый
жеребец, жеребёнок, жеребячий
колода, колодка, колодочный
колодец, колодезный
колокол, колокольный, колокольня, колокольчик
колос, колосистый, колоситься, колосья
колотить, колотушка
короб, коробейник, коробить, коробка, коробок
корова, коровий, коровник
коростель (м. р.) (птица)
мерёжа (рыболовная снасть), мерёжка (к мерёжа), мережка (род вышивки)
молот, молоток, молотобоец
молотить, молотый, молотьба
мороз, морозить, морозный, изморозь, мороженое
моросить, изморось
ожерелье, ожерельице
окорок, окорочный
папоротник, папоротниковый
перепел, перепелиный, перепёлка
переполох, всполошиться, чертополох
полозья
полоса, полосатый, полоска, полосовать, полосовой
полоскать, полоскательница
полоть, выполоть
порог, порожек, порожистый, запорожец
поросёнок, поросячий
сковорода, сковородник
соловей, соловьиный, соловеть, осоловеть
солома, соломенный, соломинка
сорочка, сорочий
стеречь, предостеречь, предостережение
тетерев, тетеревиный
толочь, толокно
торопить, оторопеть, оторопь, расторопный, торопыга
хворост, хворостина
холостой, холостяк, выхолощенный

3 группа. Слова, которые в русском литературном языке выступают только с неполногласными сочетаниями; соответствующие им полногласные варианты полностью отсутствуют.

благо, блаженство, блажь
(чаще в сложных словах: благодарить, благозвучный, благоразумный, благородный)
полногласие сохранилось лишь в названии станции Бологое, утерявшем смысловые связи с благо

влага, влажность, влажный
полногласие сохранилось лишь в названии города Вологда, не обнаруживающем смысловой связи с влага

владеть, владыка, власть, властный, обладать, область, Владимир (в уменьшительном образовании Володя сохраняется полногласие)

время, временный, времянка, современный, современник

глагол, глагольный, глагольность

зрачок, призрак, призрачный, прозрачный, невзрачный

мрамор, мраморный

пламя, пламенный, воспламенять
(сравните: из огня да в полымя – сохраняется видоизмененное древнерусское слово поломя)

претить, воспретить, запретить, запрещение

срам, срамить

храбрый, храбрость, храбриться

член, членить, членский, вычленение

чрево, чреватый, чревоугодник

Источник

Знать современный русский язык досконально невозможно, если пренебрегать изучением его истории. Есть лингвистические конструкции, которые сейчас кажутся нам привычными или, напротив, выходят из активного словарного состава языка, и есть примеры таких необъяснимых языковых явлений, которые, на первый взгляд, не поддаются объяснению. Полногласные и неполногласные сочетания как раз из этого перечня. Что это за фонетические конструкции и какую роль эти слоги сыграли в становлении нашего языка? Какое правило поможет грамотно писать такие слова? Давайте разбираться….

Из глубины веков

полногласные сочетанияРусский издревле считался говором славян с Востока, составляющих ветку индоевропейских наречий среди славянских племен.

Со временем язык древности разделился на русскую, украинскую и белорусскую языковую группу, знакомую нам сегодня. А тогда этот языковой обычай и дал нам слова с неполногласием в русском языке.

Полногласные и неполногласные сочетания – это особые фонетические исключения, представляющие собой слова и словоформы с единым корнем.

Читайте также:  В каком из следующих высказываний содержится информация об урбанизации россии

По сути, это означает, что в словоформе имеется слог, состоящий из трех звуков при полногласии или двух при неполногласном сочетании – два гласных и один сонорный. Самое известное сочетание – оро оло.

Для лучшего понимания стоит взглянуть на примеры.

Все слова, имеющие полногласие, делятся на несколько групп:

  1. Однокоренные слова, некоторые из которых обладают полногласием, а другие нет: берег – прибрежный, жеребьевка – жребий.
  2. Только полногласные слова, у которых нет неполногласного аналога: корова, борона, солома.
  3. Только неполногласные слова, у которых утрачен именно вариант с полногласием. К примеру: влага, срам, время.

Развитие полногласных и неполногласных сочетаний

полногласные сочетанияДанные словоформы остались от славянского говора – это «язык» духовных книг, изученный нашими предками.

Оттуда приходят и наиболее известные слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. Например, вран – ворон, брег – берег, глас – голос и т.д.

Кроме этого, есть исключения.

Заглядывая в исторические процессы, протекающие в языке, можно отметить наиболее яркие чередования полногласных и неполногласных сочетаний:

  1. «оло» «ла» «ле». Пример: молодой – млад, молоко – млеко – млечный.
  2. «оро» «ра» «ре». Пример: город – град, борода – брада.

Важно! В обычной речи, конечно же, чаще используются полногласные сочетания. Однако из оро оло есть исключения, например, ворог – враг. Наиболее употребительным вариантом является вторая словоформа, а первая стала историзмом.

Самые заметные полногласия и неполногласия в русском языке:

  1. Оро-ра: бороздить – браздить, вороги – враги, воротятся – вращаются, воротятся – вращаются, города – грады, огородить – оградить, дорогая – дражайший, зорок – зрачок, коротать – краток, морока – мрачный, норовить – нравиться, оборотиться – обратить, пороховница – прах, здороваться – здравствовать, сторониться – страны, хоромы – храмовый, хорониться – охраняет, хоробриться – храбриться.
  2. Ола-ла: волочиться – влачить, волосатый – власы, Володенька – Владик, голосить – гласит, головной – главный, голодать – обгладывать, золотой – злато, колос – клас, молотить – млатить, молодка – младость, молодец – младенец, молония – молния, оболочка – облачный, солод – сладкий, холодильник – хлад.
  3. Ере-ре: беремя – бремя, веред – вред, середина – среда, бередить – бред, дерево – древо.
  4. Оло-ле: молочный – млечный, полощет – плещет, волочит – увлечься.

полногласные сочетанияОднако не все слова относятся к полногласиям и неполногласиям у россиян, как приведенные выше. К примеру, слова воровка и сноровка. А слово поросль – это полногласие?

В отношении двух первых слов данный «диагноз» точно не верен! Ведь у данных слов нет пары неполногласия.

Полногласие воровки и сноровки только видимое. Для того чтобы это выяснить, нужно провести словообразовательный разбор.

Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».

Важно! Гласные в полногласии могут находиться только в корне.

Что же такое поросль? В данном случае и это не пример полногласия, так как поросль имеет корень -рос-, а «по» является приставкой. А правописание в корне «о», а не «а», как в неполногласном варианте, говорит о том, что это слово – исключение из «оро-оло».

Чередование

Такая орфограмма, как неполногласие, не требует заучивания правила, так как эти сочетания приветствуют слог под ударением, при котором гласный звук стоит в позиции силы и всегда слышен достаточно четко. Например: врЕмя, прАх, злАто и т.д.

В полногласном же варианте один из гласных звуков всегда будет стоять в слабой позиции, поэтому для правильного написания существует два пути:

  • Запомнить! Многие такие словоформы являются словарными, и их написание нужно просто уточнить в орфографическом словаре. К примеру, воробей. Вторую гласную можно проверить, поставив ее в сильную позицию под ударение – ворОбушек. А вот первую из сочетания проверить никак не удастся, нужно ее просто записать и заучить.
  • Проверить с помощью изменения данного слова: подбора однокоренного с тем условием, чтобы поставить гласную в сильную позицию. Возьмем для примера слово берег. Первая е уже под ударением, а вторую ставим в сильную позицию подбором однокоренной полногласной пары – правоберЕжный.

Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи.

Например: Браду его посеребрила чреда прошедших лет. Здесь мы видим сразу два чередования – брада – борода и чреда – череда.

Для сравнения можно привести другую фразу: За неделю у него выросла настоящая борода. Видно, что первое предложение присуще больше книжному стилю и употребляется в стихотворении, а вот второе можно с легкостью встретить и в обычной разговорной речи.

Что такое полногласные сочетания в русском языке

Вывод

Теперь вы знаете, что такое полногласие. Чтобы разобраться с данными языковыми конструкциями, требуется лишь знать этимологию данного слова – его происхождение, и постоянно изучать древние исторические языковые процессы, благодаря которым наше русский язык стал таким современным и подвижным.

Источник

Еще с незапамятных времен русский язык был известен своей певучестью, богатым разнообразием слов и оборотов, особой выразительностью. Это один из сложнейших языков мира – об этом говорят многие как зарубежные, так и русские филологи, лингвисты, переводчики, писатели, государственные деятели

Русский язык – один из самых выразительнейших, а поэтому и сложнейших языков мира. Овладеть им в совершенстве – задача не из легких, поэтому многие филологи и лингвисты стараются облегчить его усвоение с помощью многочисленных правил правописания.

Целью данной работы является создание нового способа проверки безударных гласных в корнях слов – способа с использованием старославянских слов. Работа имеет прежде всего практическое значение, так как соответствующая тема нелегко усваивается учащимися на уроках. В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи: формулировка правил проверки безударных гласных в корнях слов, создание таблиц для иллюстрации и применения способа, разработка типовых заданий для усвоения способа.

Читайте также:  В какой массе диоксида серы содержится столько же молекул

Ведущими методами исследования в данной работе являлись сравнительно-сопоставительный метод и методы лингвогенетических исследований.

Глава 1. Старославянский язык и его связь с современным русским языком.

Прародителем современного русского языка является старославянский – древнейший литературный язык славян, возникший во второй половине XI века и дошедший до нас в ряде письменных памятников X – XI веков.

Старославянский язык получил широкое распространение на территории Древней Руси, т. к. в эпоху возникновения старославянской письменности славянские языки имели между собой гораздо большее сходство, чем теперь, и усвоение его не представляло больших трудностей для всех славян.

Старославянский язык был близок к языкам тех славянских народов, среди которых он был распространен. В силу этой близости старославянский язык оказал значительное влияние на различные славянские литературные языки, но в свою очередь сам подвергся активному воздействию со стороны народно-разговорных языков славянских народов и постепенно утратил свою первоначальную специфику, свой первоначальный облик. В церковно-религиозной литературе, которая была основной сферой распространения старославянского языка, в результате все усиливающегося проникновения в него элементов народно-разговорной славянской речи, возникли у славянских народов так называемые церковнославянские языки, которые обеспечивали их свободное понимание грамотными людьми всех славянских народов. Поэтому чаще говорят не о церковнославянских языках, а об изводах или редакциях церковнославянского языка (например, церковнославянский язык русской редакции).

Знание старославянского языка не только совершенно необходимо для исторического изучения русского языка, но также имеет большое историко-культурное значение. Без знания старославянского языка невозможно изучение литературы, культуры и истории русского народа и других славянских народов. Изучение звукового и грамматического строя старославянского языка представляет собой основу изучения всех дисциплин цикла русского и славянского языкознания, а чтение и толкование старославянских текстов открывает двери в изучение русской культуры.

Кроме того, знание старославянского языка позволяет уяснить ряд фонетических, грамматических и словарных особенностей современного русского языка. Старославянский язык способствовал обогащению словарного состава русского языка. Так, например, из старославянского вошли в русский язык слова с неполногласными сочетаниями. Судьба старославянских слов в русском языке была различна, многие из них полностью заменили соответствующие русские, и поэтому воспринимаются как обычные, обиходные слова, например: время, жажда, облако, храбрый, вред, враг.

В других случаях слова со старославянскими и русскими корнями приобрели различные значения, например: невежда – необразованный человек невежа – невежливый человек гражданин – лицо данного государства горожанин – городской житель прах – тело порох – взрывчатка

Глава 2. Правила проверки бездарных гласных в корнях слов.

Некоторая часть старославянских слов существует вместе с русскими словами, отличаясь большой книжностью, тожественностью. В орфографии такие пары слов получили название полногласных и неполногласных сочетаний. Вот эти сочетания:

ОРО = РА

здоровье здравие дорогой драгоценный город град сторона страна ворота врата короткий краткий сторож страж ворон вран борода брада борозда бразда хоронить хранить

ОЛО = ЛА

голова глава молодой младой холод охлаждение оболочка облако

ЕРЕ = РЕ

дерево древо берег брег середина средний

ЕЛЕ = ЛЕ

пелена плен

При четком представлении, в каких корнях происходит чередование полногласны и неполногласных сочетаний, можно использовать это чередование в качестве приема проверки безударных гласных: к полногласному сочетанию подобрать однокоренное слово с неполногласным сочетанием и наоборот. Техника работы по проверки безударных гласных в этом случае следующая.

Возьмем, к примеру существительное “горожанин” и поставим задачу проверить безударные гласные в корне, в данном существительном их две: горожáнин

Традиционный вариант проверки безударных гласных в данном слове позволит достаточно легко подтвердить первую безударную “о” (гóрод). Вторая безударная гласная тоже проверяется, но не всякий учащийся догадается, что проверочным словом может служить существительное “загорóдка”, т. к. в современном русском языке эти слова разошлись в лексическом значении.

В этом случае можно прибегнуть к другому способу проверки – подбору неполногласного варианта: город – град, где ОРО = РА.

Таким образом можно доказать, что вторая безударная гласная в корне данного слова “о”.

Следующий способ проверки безударных гласных, предложенный автором данного проекта, – использование закона исторического чередования звуков.

При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков. Чередуются гласные с гласными, согласные с согласными.

Одни чередования (позиционные) не отражаются на письме (например, [вадá] водá – вóды, [дуп] дуб – дубы, [внис] вниз – внизу и т. п. ). Их правописание определяется особыми орфографическими правилами.

Другие чередования отражаются на письме (например, друг – дружок, скакать – скачет, выравнивать – выровнять и т. п. ).

Возвращаясь к вопросу проверки безударных гласных в корне слова, автор проекта предлагает следующий алгоритм деятельности, в котором используются знания о чередующихся буквах. В качестве примера можно взять глаголы сокрщать охлждать

Задачей учащихся является написание гласных на месте пропусков. Пропущенная буква находится в неударной (слабой) позиции: сокрщáть

Следовательно, пропущенная орфограмма – безударная гласная в корне слова.

Основное правило проверки безударных гласных в корне слова – подбор однокоренных слов, в которых данная буква находилась бы в ударной (сильной) позиции. Однако подбор проверочных слов у учащихся нередко вызывает затруднение.

Однако владея понятиями “чередование согласных в корнях слов” и “полногласие/неполногласие”, учащиеся могут использовать дополнительные способы проверки безударных гласных в корнях и нахождения проверочного слова, что значительно облегчит их работу в выборе орфограмм “безударная гласная в корне” и “согласная в корне”.

Читайте также:  Какие витамины содержатся в кедровых орешках

Попробуем воспользоваться законом чередования звуков в корне, чтобы подобрать проверочное слово к глаголу сокрщать.

Лексическое значение корня кращ не всегда понятно, поэтому можно воспользоваться следующей техникой: зная, что “т” традиционно чередуется с “щ”, под корнем кращ восстанавливаем вариант крат.

кращ крат

Вариант крат более понятен; таким образом, задача по нахождению проверочного слова значительно облегчается.

Приведем еще один пример: раздржаться

Смысл корня драж не ясен, но если “ж” заменить на “з”, используя чередование звуков в корне, то мы получим корень драз , смысловое значение которого более понятно: драж драз

В качестве иллюстрации можно привести примеры слов, вызывающих затруднения у учащихся в выборе безударной гласной в корне.

Использование знаний о чередовании поможет учащимся понять лексическое значение корня слова и подобрать к нему проверочное.

ж//з жд//д щ//т ж//д раздражаться наслаждаться воплощение снаряжать

драз слад плот(ный) ряд

т//щ т//щ г//ж ж//г сокращать поглощать отягощать обнажиться

крат глот тяжесть наг

щ//т ст//щ укрощать срастание

крот сращение

Приложения

Для усвоения данного правила можно предложить следующие задания для тренировки:

1. Подобрать слово с полногласным или неполногласным сочетанием, подчеркнуть чередующиеся буквы: нравоучение – приноровиться, распространять – сторона.

а) охлаждать, преграждать, возглавлять, разоблачать, охранять, привлекать, превратился, поздравление, драгоценный; б) голос, холодно, поздороваться, гражданин, воротиться, Володя, посторониться.

2. К данным словам подобрать однокоренные с полногласными и неполногласными сочетаниями: провозглашать (голос, возглас, согласование, глашатай, голосовать, отголосок, оглашать, голосистый, приглашение, безголосый, голосование, голосовой).

Безоблачный, чередовать, ворота, холод, страна, город, голова, краткий, молодость, хранить, превратить.

3. Разобрать слова по составу, подчеркнуть полногласные и неполногласные сочетания.

Всесторонний, безнравственный, насторожиться, заграждение, кратчайший, главенствовать, поздороваться, превратиться, голосование, горожанин, распространять, поздравить, древонасаждение, середина, подбородок, младенец.

4. Проверить безударные гласные двумя способами: холодок – холод, холодный, прохлада.

Голова, молодой, деревцо, бережок, сторона, золотой, горожанин.

5. Составить предложения с данными словами.

Городской – гражданский, влачить – волочить, краткий – короткий, странный – посторонний, головной – главный.

6. Чтобы повторить все способы проверки безударных гласны, можно попробовать выполнить обобщающее задание. Из данных ниже словосочетаний и предложений выписать: 1) слова, в которых безударная гласная проверяется ударением ( к ним подбирается проверочное слово и ставится ударение); 2) слова, в которых происходит чередование гласных ( к этим словам подбирается пара с чередующейся гласной); 3) слова с полногласными и неполногласными сочетаниями ( к ним также подбирается пара с полногласием и неполногласием).

а) Притворить дверь, дождь утихает, ослепительный свет, очаровательный вид, внезапный гром, пятнистый тигр, предполагаемый срок, удобрять землю, разъяренный зверь, преодолеть трудности, выровнять край, промочить ноги, скаковая лошадь, низкие берега.

б) Тема помогал загорелым рыбакам расстилать сети. Река протекала в густых зарослях. Со стороны Волги слышалось то нараставшее, то затихавшее грохотанье.

в) 1) Томленье страшное разлуки мой стон молил не прерывать. Молодые деревья росли очень тесно, порой ничей топор еще не коснулся их стройных стволов. Владимир возвратился – ключ лежал на столе. Я почувствовал к нему непреодолимое влечение. Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая.

Для закрепления материала можно предложить следующее тренировочное упражнение.

7. Используя закон чередования согласных, подберите проверочное слово.

приблзительный, блстящий, удвление, прослвление, лцо, укрщать, срстание, поглщать, наслждаться, воплщение, отгощать, снаржать, обнжиться, грохтать, проткать, охлждать, привлкать, промчить, приглшение,    влчение.

Таблица чередования согласных.

Чередующиеся звуки Примеры чередования г//ж//з подруга – дружный – друзья д//ж//жд ходоки – хожу – хождение т//ч//щ светит – свеча – освещать ск//ст//щ блеск – блестеть – блещет х//ш воздух – воздушный, колыхать – колышет з//ж сказать – скажу, возразить – возражение с//ш писать – пишу, носить – ноша н///ш камень – камешек, баран – барашек б//бл гребёт – гребля п//пл насыпь – сыплю м//мл кормить – кормлю в//вл ловить – ловлю ф//фл разграфить – разграфлю о//а спор – оспáривать е//а влезть – лазить к//г пеку – печёшь, привлеку – привлечёшь к//ц лик – лицо д//т//с плету – плести, приведу – привести к//г//ч пеку – печь (пекти), стерегу – стеречь (стерегти)

(из древнерусских сочетаний “кти”, “гди”)

Таблица чередования гласных.

1. Е – Ё : сельский – сёла; весло – вёсла

2. Е – ноль звука : день – дня; отец – отца

О – ноль звука : сон – сна; кусок – куска

3. У – ОВ : кую – ковать; сную – сновать

Ю – ЕВ : клюю – клевать

4. А (Я) – Н – ИН : жать – жну – пожинать мять – мну – приминать

А (Я) – М – ИМ : жать – жму – пожимать взять – возьму – взимать

5. Е – О – ноль звука – И : беру – сбор – собрать – собирать

6. У – О – Ы : сухо – сохнуть – засыхать

7. О – ноль звука – Ы : посол – послать – посылать

8. О – А : ходит – захаживать просит – выпрашивать

Примечание:

Наличие в современном русском языке в одних словах так называемых “беглых” гласных: сон – сна, весь – вся и отсутствие их в других словах: нос – носа, сев – сева может быть объяснено тем, что гласные О и Е в этих словах различного происхождения, восходят к разным гласным. В тех словах, где в современном языке имеются “беглые” гласные, там некогда были особые, засвидетельствованные старославянским языком, гласные Ъ и Ь, которые в определенных положениях могли утрачиваться.

Источник