В каком ряду неметаллические свойства химических элементов ослабевают неметаллические
Периодическая таблица Дмитрия Ивановича Менделеева очень удобна и универсальна в своём использовании. По ней можно определить некоторые характеристики элементов, и что самое удивительное, предсказать некоторые свойства ещё неоткрытых, не обнаруженных учёными, химических элементов (например, мы знаем некоторые свойства предполагаемого унбигексия, хотя его ещё не открыли и не синтезировали).
Что такое металлические и неметаллические свойства
Эти свойства зависят от способности элемента отдавать или притягивать к себе электроны. Важно запомнить одно правило, металлы – отдают электроны, а неметаллы – принимают. Соответственно металлические свойства – это способность определённого химического элемента отдавать свои электроны (с внешнего электронного облака) другому химическому элементу. Для неметаллов всё в точности наоборот. Чем легче неметалл принимает электроны, тем выше его неметаллические свойства.
Металлы никогда не примут электроны другого химического элемента. Такое характерно для следующих элементов;
- натрия;
- калия;
- лития;
- франция и так далее.
С неметаллами дела обстоят похожим образом. Фтор больше всех остальных неметаллов проявляет свои свойства, он может только притянуть к себе частицы другого элемента, но ни при каких условиях не отдаст свои. Он обладает наибольшими неметаллическими свойствами. Кислород (по своим характеристикам) идёт сразу же после фтора. Кислород может образовывать соединение с фтором, отдавая свои электроны, но у других элементов он забирает отрицательные частицы.
Список неметаллов с наиболее выраженными характеристиками:
- фтор;
- кислород;
- азот;
- хлор;
- бром.
Неметаллические и металлические свойства объясняются тем, что все химические вещества стремятся завершить свой энергетический уровень. Для этого на последнем электронном уровне должно быть 8 электронов. У атома фтора на последней электронной оболочке 7 электронов, стремясь завершить ее, он притягивает ещё один электрон. У атома натрия на внешней оболочке один электрон, чтобы получить 8, ему проще отдать 1, и на последнем уровне окажется 8 отрицательно заряженных частиц.
Благородные газы не взаимодействуют с другими веществами именно из-за того, что у них завершён энергетический уровень, им не нужно ни притягивать, ни отдавать электроны.
Как изменяются металлические свойства в периодической системе
Периодическая таблица Менделеева состоит из групп и периодов. Периоды располагаются по горизонтали таким образом, что первый период включает в себя: литий, бериллий, бор, углерод, азот, кислород и так далее. Химические элементы располагаются строго по увеличению порядкового номера.
Группы располагаются по вертикали таким образом, что первая группа включает в себя: литий, натрий, калий, медь, рубидий, серебро и так далее. Номер группы указывает на количество отрицательных частиц на внешнем уровне определённого химического элемента. В то время, как номер периода указывает на количество электронных облаков.
Металлические свойства усиливаются в ряду справа налево или, по-другому, ослабевают в периоде. То есть магний обладает большими металлическими свойствами, чем алюминий, но меньшими, нежели натрий. Это происходит потому, что в периоде количество электронов на внешней оболочке увеличивается, следовательно, химическому элементу сложнее отдавать свои электроны.
В группе все наоборот, металлические свойства усиливаются в ряду сверху вниз. Например, калий проявляется сильнее, чем медь, но слабее, нежели натрий. Объяснение этому очень простое, в группе увеличивается количество электронных оболочек, а чем дальше электрон находится от ядра, тем проще элементу его отдать. Сила притяжения между ядром атома и электроном в первой оболочке больше, чем между ядром и электроном в 4 оболочке.
Сравним два элемента – кальций и барий. Барий в периодической системе стоит ниже, чем кальций. А это значит, что электроны с внешней оболочки кальция расположены ближе к ядру, следовательно, они лучше притягиваются, чем у бария.
Сложнее сравнивать элементы, которые находятся в разных группах и периодах. Возьмём, к примеру, кальций и рубидий. Рубидий будет лучше отдавать отрицательные частицы, чем кальций. Так как он стоит ниже и левее. Но пользуясь только таблицей Менделеева нельзя однозначно ответить на этот вопрос сравнивая магний и скандий (так как один элемент ниже и правее, а другой выше и левее). Для сравнения этих элементов понадобятся специальные таблицы (например, электрохимический ряд напряжений металлов).
Как изменяются неметаллические свойства в периодической системе
Неметаллические свойства в периодической системе Менделеева изменяются с точностью до наоборот, нежели металлические. По сути, эти два признака являются антагонистами.
Неметаллические свойства усиливаются в периоде (в ряду справа налево). Например, сера способна меньше притягивать к себе электроны, чем хлор, но больше, нежели фосфор. Объяснение этому явлению такое же. Количество отрицательно заряженных частиц на внешнем слое увеличивается, и поэтому элементу легче закончить свой энергетический уровень.
Неметаллические свойства уменьшаются в ряду сверху вниз (в группе). Например, фосфор способен отдавать отрицательно заряженные частицы больше, чем азот, но при этом способен лучше притягивать, нежели мышьяк. Частицы фосфора притягиваются к ядру лучше, чем частицы мышьяка, что даёт ему преимущество окислителя в реакциях на понижение и повышение степени окисления (окислительно-восстановительные реакции).
Сравним, к примеру, серу и мышьяк. Сера находится выше и правее, а это значит, что ей легче завершить свой энергетический уровень. Как и металлы, неметаллы сложно сравнивать, если они находятся в разных группах и периодах. Например, хлор и кислород. Один из этих элементов выше и левее, а другой ниже и правее. Для ответа придётся обратиться к таблице электроотрицательности неметаллов, из которой мы видим, что кислород легче притягивает к себе отрицательные частицы, нежели хлор.
Периодическая таблица Менделеева помогает узнать не только количество протонов в атоме, атомную массу и порядковый номер, но и помогает определить свойства элементов.
Видео
Видео поможет вам разобраться в закономерности свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам.
Источник
Задание №1.
На данном рисунке изображена модель атома
1. Фтора
2. Азота
3. Бора
4. Углерода
Объяснение: атом элемента, представленного на картинке имеет два электронных слоя. На первом слое 2 электрона, на втором – 5. Значит этот элемент находится во втором периоде в пятой группе. Это – азот. Правильный ответ – 2.
Задание №2.
В каком ряду химических элементов ослабевают неметаллические свойства соответствующих им простых веществ?
1. Кислород → сера → селен
2. Алюминия → фосфор → хлор
3. Углерод → азот → кислород
4. Кремний → фосфор → сера
Объяснение: неметаллические свойства ослабевают в периоде справа налево и в группе сверху вниз. Находим такую зависимость – это ряд от кислорода до селена. Правильный ответ – 1.
Задание №3.
Ковалентной полярной связью образован:
1. Сульфид кальция
2. Оксид калия
3. Сероводород
4. Водород
Объяснение: ковалентная полярная связь образуется между двумя неметаллами, как в сероводороде. Правильный ответ – 3.
Задание №4.
В порядке уменьшения валентности в водородных соединениях элементы расположены в ряду:
1. Si → P → S → Cl
2. F → N → C → O
3. Cl → S → P → Si
4. O → S → Se → Te
Объяснение: в первом варианте ответа элементы расположены в порядке уменьшение валентности водорода в их водородных соединениях:
SiH4 (IV) → PH3 (III) → H2S (II) → HCl (I)
Правильный ответ – 1.
Задание №5.
К амфотерным оксидам относится каждое из двух веществ:
1. Оксид железа (II) и оксид железа (III)
2. Оксид азота (IV) и оксид азота (II)
3. Оксид цинка и оксид хрома (III)
4. Оксид фосфора (V) и оксид бора (III)
Объяснение: амфотерные оксиды – оксиды переходных металлов. Посмотреть свойства амфотерных оксидов можно тут. Из перечисленных оксидов к амфотерным относят оксид цинка и оксид хрома (III). Правильный ответ – 3.
Задание №6.
Уравнение реакции нейтрализации:
1. CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O
2. Ba(NO3)2 + K2SO4 = BaSO3 + 2KNO3
3. HNO3 + KOH = KNO3 + H2O
4. ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4
Объяснение: реакция нейтрализации проходит между основанием и кислотой, в результате получается соль и вода. Под данное описание подходит вариант ответа 3. Правильный ответ – 3.
Задание №7.
В перечне ионов
А. Нитрат-ион
Б. Ион аммония
В. Гидроксид-ион
Г. Ион водорода
Д. Фосфат-ион
Е. Ион магния
катионами являются:
1. БГД 2. БГЕ 3. АГЕ 4. ВГЕ
Объяснение: катионы – ионы металлов, водорода или аммония (и многие другие). В данном случае выберем: ион аммония, ион водорода и ион магния, то есть БГД. Правильный ответ – 1.
Задание №8.
Осадок образуется при взаимодействии:
1. CaCO3 и H2SO4
2. Ca(OH)2 и CO2(изб)
3. Na2CO3 и HNO3
4. Ca(OH)2 и CO2(недост)
Объяснение:
1. В первой реакции образуется углекислый газ и малорастворимый сульфат кальция.
2. Ca(OH)2 + CO2(изб) = СаСО3↓ + Н2О
3. Na2CO3 и 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑
4. Ca(OH)2 и CO2(недост) = Са (НСО3)2
Осадок образуется во второй реакции. Правильный ответ – 2.
Задание №9.
Сера является окислителем в реакции, уравнение которой:
1. Zn + S = ZnS
2. 2SO2 + O2 = 2SO3
3. H2O + SO3 = H2SO4
4. S + O2 = SO2
Объяснение: определим изменения степеней окисления серы в каждой реакции.
1. (0) +2е → (-2) – окислитель
2. (+4) -2е → (+6) – восстановитель
3. (+6) → (+6) – нет изменения степени окисления
4. (0) -4е → (+4) – восстановитель
Правильный ответ – 1.
Задание №10.
Среди веществ, формулы которых C, FeO, NaOH – в реакции с оксидом углерода (II) вступает(-ют):
1. Только NaOH
2. Только FeO
3. C и FeO
4. NaOH и FeO
Объяснение: углерод не реагирует с монооксидом углерода, как и гидроксид натрия. А оксид железа (II) реагирует:
FeO + CO = Fe + CO2
Правильный ответ – 2.
Задание №11.
С гидроксидом железа (III) будет взаимодействовать вещество, формула которого:
1. CuSO4
2. BaCl2
3. CaO
4. HNO3
Объяснение: гидроксид железа является амфотерным гидроксидом и из представленных веществ с ним реагирует только азотная кислота, происходит реакция нейтрализации, в ходе которой образуется нитрат железа (III) и вода. Правильный ответ – 4.
Задание №12.
С каждым из веществ: сероводородная кислота, гидроксид калия, цинк – взаимодействует вещество, формула которого:
1. Pb(NO3)2
2. Na2SO3
3. KBr
4. MgCl2
Объяснение: среди перечисленных веществ цинк может прореагировать только с нитратом свинца, так как цинк, как металл, сильнее свинца. Запишем все реакции.
H2S + Pb(NO3)2 = PbS↓ + 2HNO3
2KOH + Pb(NO3)2 = 2KNO3 + Pb(OH)2↓
Zn + Pb(NO3)2 = Zn(NO3)2 + Pb
Правильный ответ – 1.
Задание №13.
Верны ли следующие суждения об оксидах углерода?
А. Оксид углерода (IV) ядовит.
Б. Оксид углерода (II) вызывает отравление организма.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Объяснение: СО2 не ядовит, в отличие от монооксида углерода – угарного газа. Правильный ответ – 2.
Задание №14.
В уравнении окислительно-восстановительной реакции
NO2 + Mg → MgO + N2
коэффициент перед формулой окислителя равен
1. 4
2. 3
3. 2
4. 1
Объяснение: запишем баланс.
2N(+4) +8e → N2(0) | 1 – окислитель
Mg(0) -2e → Mg(+2) | 4 – восстановитель
Расставляем коэффициенты.
2NO2 + 4Mg → 4MgO + N2
Перед окислителем стоит коэффициент 2.
Правильный ответ – 3.
Задание №15.
Какое распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу сульфата аммония:
1. 49, 21, 6, 24%
2. 41, 24, 7, 28%
3. 49, 14, 4, 33%
4. 56, 12, 4, 28%
Объяснение: найдем массовые доли азота, водорода, серы и кислорода в сульфате аммония.
М((NH4)2SO4) = 18 х 2 + 32 + 64 = 132 г/моль
Ar(N) = 14 г/моль
Ar(H) = 1 г/моль
Ar(S) = 32 г/моль
Ar(O) = 16 г/моль
ω(N) = (14×2)/132 x 100% = 21%
ω(H) = 8/132 x 100% = 6%
ω(S) = 32/132 x 100% = 24%
ω(O) = (16×4)/132 x 100% = 49%
Правильный ответ – 1.
Задание №16.
Общим для фосфора и серы является
1. Наличие одинакового числа электронов на внешнем электронном слое их атомов
2. Существование соответствующих им простых веществ в виде двухатомных молекул
3. Образование ими в высшей степени окисления кислотных оксидов
4. То, что в реакциях они проявляют свойства, как окислителя, так и восстановителя
5. Что значение их электроотрицательности меньше, чем у кремния
Объяснение: фосфор и сера являются неметаллами, оба находятся в третьем периоде и имеют три электронных слоя. Но у фосфора на внешнем электронном слое 5 электронов, а у серы – 6. Они образуют кислотные оксиды, при этом находятся в высшей степени окисления – Р2О5 и SO3. А еще они проявляют свойства как восстановителя, так и окислителя, то есть как отдают, так и принимают электроны. Их электроотрицательность выше, чем у кремния. Правильный ответ – 34.
Задание №17.
Для ацетилена характерны следующие утверждения
1. Имеет атомы углерода, связанные тремя парами электронов
2. Не обесцвечивает бромную воду
3. Легко вступает в реакции присоединения
4. Не реагирует со сложными веществами
5. Является жидким при комнатной температуре веществом
Объяснение: формула ацетилена Н-С≡С-Н, то есть атомы углерода связаны тремя связями (тремя парами электронов). Среди этих связей 2π-связи и одна – σ, π-связи менее прочные и легко разрываются в реакциях присоединения воды, водорода, галогенов, галогенводородов. Правильный ответ – 13.
Задание №18.
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
Вещества
А) HCl(р-р) и Ba(OH)2(р-р)
Б) K2SO4(р-р) и KBr
В) Al(OH)3 и NH3(р-р)
Реактив
1. Ba(NO3)2(р-р)
2. H2SiO3
3. NaOH(р-р)
4. Фенолфталеин
Объяснение: соляную кислоту и гидроксид бария различим фенолфталеином, так как кислота имеет кислотную среду (фенолфталеин бесцветный), а гидроксид бария – щелочную (фенолфталеин оранжевый). Сульфат и бром калия различим при помощи раствора нитрата бария, так как в реакции между сульфатом бария и нитратом бария образуется нерастворимый сульфат бария. Гидроксид алюминия и раствор аммиака различим при помощи раствора гидроксида натрия, в реакции между гидроксидами алюминия и натрия получается комплексная соль – тетрагидроксоалюминат натрия, а с аммиаком реакция не идет. Правильный ответ – 413.
Задание №19.
Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействоват.
Название вещества
А) Железо
Б) Оксид железа (III)
В) Сульфат железа (II)
Реагенты
1. BaCl2(р-р), NaOH(р-р)
2. HCl(р-р), O2
3. Al, H2SO4(разб)
4. H2SO4(конц), O2
Объяснение: железо реагирует с раствором соляной кислоты и с кислородом.
Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
3Fe + 2O2 = Fe3O4
Оксид железа (III) реагирует с алюминием и разбавленной серной кислотой.
Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe
Fe2O3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O
Сульфат железа (II) реагирует с хлоридом бария и гидроксидом натрия.
FeSO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + FeCl2
FeSO4 + 2NaOH = Fe(OH)2↓ + Na2SO4
Правильный ответ – 231.
Задание №20.
Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
Zn + H2SO4(конц) → ZnSO4 + H2S + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
Объяснение: в данном окислительно-восстановительной реакции меняют степень окисления цинк и сера. Запишем баланс.
Zn(0) -2e → Zn(+2) | 4 – восстановитель
S(+6) +8e→ Zn(-2) | 1 – окислитель
Расставляем коэффициенты.
4Zn + 5H2SO4(конц) → 4ZnSO4 + H2S + 4H2O
Задание №21.
К 63 г 20%-ного раствора азотной кислоты прилили избыток раствора гидроксида натрия. Какова масса образовавшейся соли?
Объяснение: запишем уравнение реакции.
HNO3 + NaOH → NaNO3 + H2O
Найдем массу вещества азотной кислоты.
m(HNO3) = 63 x 0,2 = 12,6 г
Находим количество вещества азотной кислоты.
n(HNO3) = 12,6/63 = 0,2 моль
Количество вещества азотной кислоты равно количеству вещества нитрата натрия.
n(NaNO3) = n(HNO3) = 0,2 моль
Теперь можем посчитать массу нитрата натрия.
m(NaNO3) = 0,2 x (23 + 14 + 48) = 17 г
Ответ: масса образовавшейся соли 17 г.
Задание №22.
Даны вещества: PbO, O2, Fe, HNO3(), KOH, SO3. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид свинца (II). Опишите признаки проведения реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Объяснение: сначала получим сульфат свинца.
PbO + SO3 → PbSO4
Теперь получим гидроксид свинца (II).
PbSO4 + 2KOH → Pb(OH)2↓ + K2SO4
Запишем сокращенное ионное уравнение.
Pb²+ + 2OH‾ → Pb(OH)2↓
Источник
Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в 1868 году. Его современная формулировка: свойства химических элементов и образуемых ими
соединений (простых и сложных) находятся в периодической зависимости от величины заряда атомного ядра.
Периодический закон лежит в основе современного учения о строении вещества. Периодическая система Д.И. Менделеева является наглядным отражением
периодического закона.
В периодической таблице элементы расположены в порядке увеличения атомного заряда, группируются в “строки и столбцы” – периоды и группы.
Период – ряд горизонтально расположенных химических элементов. 1, 2 и 3 периоды называются малыми, они состоят из одного ряда элементов.
4, 5, 6 – называются большими периодами, они состоят из двух рядов химических элементов.
Группой называют вертикальный ряд химических элементов в периодической таблице. Элементы собраны в группы на основе степени окисления в
высшем оксиде. Каждая из восьми групп состоит из главной подгруппы (а) и побочной подгруппы (б).
Периодическая таблица Д.И. Менделеева содержит колоссальное число ответов на самые разные вопросы. При умелом ее использовании вы сможете
предполагать строение и свойства веществ, успешно писать химические реакции и решать задачи.
Радиус атома
Радиусом атома называют расстояние между атомным ядром и самой дальней электронной орбиталью. Это не четкая, а условная граница, которая
говорит о наиболее вероятном месте нахождения электрона.
В периоде радиус атома уменьшается с увеличением порядкового номера элементов (“→” слева направо). Это связано с тем, что с увеличением номера группы
увеличивается число электронов на внешнем уровне. Запомните, что для элементов главных подгрупп номер группы равен числу электронов на внешнем уровне.
С увеличением числа электронов они становятся более скученными, так как притягиваются друг к другу сильнее: это и есть причина маленького радиуса атома.
Чем меньше электронов, тем больше у них свободы и больше радиус атома, поэтому радиус увеличивается в периоде “←” справа налево.
В группе радиус атома увеличивается с увеличением заряда атомных ядер – сверху вниз “↓”. Чем больше период, тем больше электронных орбиталей вокруг атома,
соответственно, и больше его радиус.
С уменьшением заряда атома в группе радиус атома уменьшается – снизу вверх “↑”. Это связано с уменьшением количества электронных орбиталей вокруг
атома. Для примера возьмем атомы бора и алюминия, элементов, расположенных в одной группе.
Период, группа и электронная конфигурация
Обратите внимание еще раз на важную деталь: элементы, находящиеся в одной группе (главной подгруппе!), имеют сходную конфигурацию внешнего уровня.
Так у бора на внешнем уровне расположены 3 электрона, у алюминия – тоже 3. Оба они в III группе.
Такая закономерность иногда может сильно облегчить жизнь, однако у элементов побочных подгрупп она отсутствует – там нужно считать электроны
“вручную”, располагая их на электронных орбиталях.
Раз уж мы повели речь об электронных конфигурациях, давайте запишем их для бора и алюминия, чтобы лучше представлять их внешний уровень и увидеть
то самое “сходство”:
- B5 – 1s22s22p1
- Al13 – 1s22s22p63s23p1
Общую электронную конфигурацию для элементов III группы главной подгруппы можно записать ns2np1. Это будет работать для
бора, внешний уровень которого 2s22p1, алюминия – 3s23p1, галия – 4s24p1,
индия – 5s25p1 и таллия – 6s26p1. За “n” мы принимаем номер периода.
Правило составления электронной конфигурации, которое вы только что увидели, универсально. Если вы имеете дело с элементом главной подгруппы,
то увидев номер группы вы знаете, сколько электронов у него на внешнем уровне. Посмотрев на период, знаете номер его внешнего уровня.
Вам остается только распределить известное число электронов по s и p ячейкам, а затем подставить номер периода – и вот быстро получена
конфигурация внешнего уровня. Предлагаю посмотреть на примере ниже 🙂
Очень надеюсь, что теперь вы знаете: только глядя на положение элемента в периодической таблице, на группу и период, в которых он расположен,
вы уже можете составить конфигурацию его внешнего уровня. Безусловно, это для элементов главных подгрупп. Повторюсь: у побочных – только “вручную”.
Длина связи
Длина связи – расстояние между атомами химически связанных элементов. Очевидно, что понятия длины связи и атомного радиуса взаимосвязаны напрямую.
Чем больше радиус атома, тем больше длина связи.
Убедимся в этом на наглядном примере, сравнив длину связей в четырех веществах: HF, HCl, HBr, HI.
Чем больше радиусы атомов, которые образуют химическую связь, тем больше между ними и длина связи. Радиус атома водорода неизменен во всех трех
веществах, а в ряду F → Cl → Br → I происходит увеличение радиуса атома. Наибольшим радиусом обладает йод, поэтому самая длинная связь в молекуле HI.
Металлические и неметаллические свойства
В периоде с увеличением заряда атома металлические свойства ослабевают, неметаллические – усиливаются (слева направо “→”). В группе с увеличением
заряда атома металлические свойства усиливаются, а неметаллические – ослабевают (сверху вниз “↓”).
Сравним металлические и неметаллические свойства Rb, Na, Al, S. Натрий, алюминий и сера находятся в одном периоде. Металлические свойства возрастают
S → Al → Na. Натрий и рубидий находятся в одной группе, металлические свойства возрастают Na → Rb.
Таким образом, самые сильные металлические свойства проявляет рубидий, но с другой стороны – у него самые слабые неметаллические свойства. Сера
обладает самыми слабыми металлическими свойствами, но, если посмотреть по-другому, сера – самый сильный неметалл.
Распределение металлов и неметаллов в периодической таблице также является наглядным отображением этого правила. Если провести условную
линию, проходящую от бора до астата, то справа окажутся неметаллы, а слева – металлы.
Основные и кислотные свойства
Основные свойства в периоде с увеличением заряда атома уменьшаются, кислотные – возрастают. В группе с увеличением заряда атома основные
свойства усиливаются, а кислотные – ослабевают.
Кислотные и основные свойства противопоставлены друг другу, как противопоставлены металлические и неметаллические. Где первые усиливаются,
вторые – убывают. Все аналогично, поэтому смело ассоциируйте одни с другими, так будет гораздо легче запомнить.
Замечу, что здесь есть одно важное исключение. Как и в общем случае: исключения только подтверждают правила. В ряду галогенводородных
кислот HF → HCl → HBr → HI происходит усиление кислотных свойств (а не ослабление, как должно быть по логике нашего правила).
Это можно объяснить в темах диссоциации и химических связей. Когда мы дойдем до соответствующей темы, я напомню про HF и водородные связи между
молекулами, которые делают эту кислоту самой слабой. Сейчас воспринимайте это как исключение: HF – самая слабая из этих кислот, а
HI – самая сильная.
Восстановительные и окислительные свойства
Восстановительные свойства в периоде с увеличением заряда атома ослабевают, окислительные – усиливаются. В группе с увеличением заряда
атома восстановительные свойства усиливаются, а окислительные – ослабевают.
Ассоциируйте восстановительные свойства с металлическими и основными, а окислительные – с неметаллическими и кислотными. Так гораздо проще
запомнить 😉
Электроотрицательность (ЭО), энергия связи, ионизации и сродства к электрону
Электроотрицательность – способность атома, связанного с другими, приобретать отрицательный заряд (притягивать к себе электроны).
Мы уже касались ее в статье, посвященной степени окисления. Это важное свойство, ведь более ЭО-ый атом притягивает
к себе электроны и уходит в отрицательную степень окисления со знаком минус “-“.
Все перечисленные в подзаголовке свойства вместе с ЭО усиливаются в периоде с увеличением заряда атома, в группе с увеличением заряда атома
они ослабевают. Таким образом, самый электроотрицательный элемент расположен справа вверху таблицы Д.И. Менделеева – это фтор.
Для примера сравним ЭО-ость атомов Te, In, Al, P. Индий расположен в одной группе с алюминием, ЭО-ость In → Al возрастает (снизу вверх). Алюминий
расположен в одном периоде с серой, ЭО-ость возрастает Al → S (слева направо). Сравнивая серу и теллур, мы видим, что сера расположена в группе
выше теллура, значит и ее электроотрицательность тоже выше.
Энергия связи (а также ее прочность) возрастают с увеличением электроотрицательности атомов, образующих данную связь. Чем сильнее атом тянет на
себя электроны (чем больше он ЭО-ый), тем прочнее получается связь, которую он образует.
Понятию ЭО-ости “синонимичны” также понятия сродства к электрону – энергии, выделяющейся при присоединении электрона к атому, и энергии ионизации –
количеству энергии, которое необходимо для отщепления электрона от атома. И то, и другое возрастают с увеличением электроотрицательности.
Продемонстрирую на примере. Сравним энергию связи в трех молекулах: H2O, H2S, H2Se.
Высшие оксиды и летучие водородные соединения (ЛВС)
В периодической таблице Д.И. Менделеева ниже 7 периода находится строка, в которой для каждой группы указаны соответствующие высшие оксиды,
ниже строка с летучими водородными соединениями.
Для элементов главных подгрупп начиная с IV группы (в большинстве случае) максимальная степень окисления (СО) определяется по номеру группы. К примеру,
для серы (в VI группе) максимальная СО = +6, которую она проявляет в соединениях: H2SO4, SO3.
В таблице видно, что для VIa группы формула высшего оксида RO3, а, к примеру, для IIIa группы – R2O3. Напишем
высшие оксиды для веществ из VIa : SO3, SeO3, TeO3 и IIIa группы: B2O3, Al2O3,
Ga2O3.
На экзамене строка с готовыми “высшими” оксидами, как в таблице наверху, может отсутствовать. Считаю важным подготовить вас к этому. Предположим,
что эта строчка внезапно исчезла из таблицы, и вам нужно записать высшие оксиды для фосфора и углерода.
С летучими водородными соединениями (ЛВС) ситуация аналогичная: их может не быть в периодической таблице Д.И. Менделеева, которая попадется на экзамене.
Я расскажу вам, как легко их запомнить.
ЛВС характерны для IV, V, VI и VII группы. Элементы этих групп более электроотрицательны, чем водород, поэтому ходят в “-” отрицательную СО.
Минимальная степень окисления для элементов главных подгрупп, начиная с IV группы, может быть рассчитана так: номер группы – 8.
Например, для углерода минимальная СО = 4-8 = -4; для азота 5-8 = -3; для кислорода 6-8 = -2; для фтора 7-8 = -1. Для того, чтобы запомнить
ЛВС, вы должны ассоциировать IV, V, VI и VII группы с хорошо известными вам веществами: метаном, аммиаком, водой и фтороводородом.
Так как общее строение ЛВС в пределах одной группы сходно, то, вспомнив например H2O для кислорода в VI группе, вы легко
найдете формулы других ЛВС VI группы: серы – H2S, H2Se, H2Te, H2Po.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник