В каком предложении содержится противопоставление
Максим Ю. Волков
Высший разум
(203824)
10 лет назад
Грамматика представляет собой систему. Системой называется такое единство, каждый элемент которого связан с другими и от них зависит. Именно так устроена н грамматика.
Каждая грамматическая форма существует в языке не сама по себе, а обязательно вместе с другими формами, которым она противопоставлена по значению. Например, не может быть формы единственного числа без формы множественного. Как это доказать? Представим себе язык, в котором нет формы множественного числа. В этом языке любое множество предметов должно обозначаться так же, как и один предмет (ведь формы множественного числа нет) . А раз так, то нет в этом языке и формы единственного числа, потому что нет различий в обозначении одного и многих предметов. Без противопоставления форм единственного и множественного числа нет грамматического числа вообще.
Итак, чтобы выразить в языке какое-то грамматическое значение, необходимы как минимум две противопоставленные друг другу формы. Но их может быть и больше; например, в русском языке шесть основных падежных форм (см. Падеж) .
Значение грамматической формы зависит от значения других форм, которым она противопоставлена. Например, в русском языке форма множественного числа противопоставлена только форме единственного и обозначает более одного предмета. А в словенском (одном из южнославянских языков) , где есть еще и форма двойственного числа, специально для обозначения двух предметов, форма множественного числа обозначает уже более двух предметов, а не более одного.
Противопоставлены друг другу как грамматические формы одного слова (например, формы падежей существительного, формы времени глагола) , так и грамматические классы слов: одушевленные существительные противопоставлены неодушевленным, глаголы совершенного вида — глаголам несовершенного вида и т. д.
Каждое грамматическое противопоставление обязательно должно быть выражено.
Противопоставление грамматических форм слова выражается специальными аффиксами (суффиксами, окончаниями и т. п. ) либо другими грамматическими средствами (см. Способы грамматические) .
Противопоставление грамматических классов слов может выражаться не какими-то отдельными морфемами (или другими показателями) , а системой форм. Например, у одушевленных существительных винительный падеж совпадает с родительным, а у неодушевленных — с именительным. Следовательно, значение одушевленности выражается не какими-то конкретными окончаниями, а определенным соотношением падежных окончаний. Грамматическое противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида выражается в системе форм времени: так, в изъявительном наклонении у глаголов несовершенного вида три формы времени (пишу — писал — буду писать) , а у глаголов совершенного вида — только две (напишу — написал) .
Таким образом, и отношения грамматических классов сводятся в конечном счете к противопоставлению форм. Это относится и к основным грамматическим классам (частям речи) , которые противопоставлены друг другу по самым общим, отвлеченным грамматическим значениям.
Следовательно ответ 3.
Источник
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Пляж был пуст. (2)Друзья прошли на самый край мола1 и постояли там, не в силах оторвать взгляда от заката. (3)Солнце, как купол сказочного дворца, возвышалось над сверкающим горизонтом. (4)Через всё море, словно след от удара бичом, тянулась красная дрожащая полоса.
– (5)Вредное зрелище – закат, – сказал Максимов.
– (6)А по-моему, прекрасное, – ответил Саша Зеленин.
– (7)А по-моему, вредное. (8)Утрачивается уверенность. (9)Кажется, что за горизонтом раскинулась прекрасная неведомая страна, где говорят на высоких тонах и все взволнованны и очень счастливы. (10)Но на самом-то деле её нет.
– (11)Поплыли, проверим?
(12)Они разом бросились в воду. (13)Максимов оглянулся и обвёл глазами хвойную дугу Карельского перешейка, окаймлённую снизу жёлтой полоской пляжей. (14)Это был Тёплый берег, где в этот час тысячи людей готовили ужин.
– (15)О, радость бытия! – заголосил Алексей.
(16)Рядом вынырнул Сашка с вытаращенными глазами и открытым ртом.
– (17)Рубины из сказочной страны! – крикнул он, ударяя ладонью по воде.
(18)Они вернулись к молу и уселись на железной лестнице.
– (19)Через два дня выходить на работу, а Владька ещё не вернулся, – сказал Алексей.
(20)Саша вздохнул:
– (21)А мне послезавтра выдвигаться в свою тьмутаракань. (22)Последние каникулы, прощайте…
– (23)Да не езди ты туда.
– (24)Как это так?
– (25)А так. (26)Папа Зеленин надевает чёрную тройку, идёт в горздравотдел – и дело в шляпе. (27)Неделя угрызений совести в высокоидейном семействе, а потом жизнь продолжается!
– (28)Не пори чепухи, Алёшка.
– (29)Тебе очень хочется ехать?
– (30)Нет! – сердито отрезал Зеленин.
– (31)Ещё бы! (32)Ведь ты горожанин до мозга костей, потомственный интеллигентик. (33)Ты же будешь в медвежьей дыре, в глухомани, хотя и недалеко от Ленинграда. (34)А всё из-за того, что, как ты говоришь, место судового врача перехватили.
– (35)Я тебе правду скажу. (36)Никто у меня места не перехватывал. (37)Просто на распределении я услышал, что в этом посёлке два года не было врача, и попросил туда назначение.
– (38)Браво! – добродушно съязвил Максимов. – (39)Твоё имя запишут золотом в анналах…
– (40)Сутки езды от Ленинграда, и нет врача – позор! (41)Поехать туда – это мой гражданский долг.
(42)Максимов не понимал, зачем он затеял такой разговор напоследок, но что-то его подмывало перечить Сашке, которого он на самом деле очень любил и уважал.
– (43)Иди к чёрту! – сказал он. – (44)Противно слушать! (45)Тоже мне ортодокс нашёлся!
– (46)Не глумись, Алёшка. (47)Помнишь, мы с тобой говорили о цене высоких слов? (48)Я много думал об этом и…
– (49)Я тоже думал и понял, что всё блеф. (50)Есть жизнь, сложенная из полированных словесных булыжников, и есть настоящая, где герои скандалят на улицах. (51)А сколько вокруг жуликов и пролаз! (52)Они будут хихикать за твоей спиной и делать свои дела. (53)Моё кредо – быть честным, но и не давать себя облапошить.
– (54)А ведь когда-то, Алёшка, ты мечтал о настоящей жизни, о борьбе!
– (55)Это и есть борьба, борьба за своё место под солнцем.
– (56)А о других ты не думаешь?
– (57)Опять ты за своё? (58)Опять о предках и потомках?
– (59)Да, о них.
– (60)А что я, Алексей Максимов, могу для них сделать?
– (61)Продолжать дело предков во имя потомков: мы все – звенья одной цепи.
– (62)А самому сейчас не жить? (63)Я не знаю вообще, что будет после моей смерти. (64)Может, этот мир – это только мой сон?
– (65)Дурак! (66)Позор! – отчаянно закричал Зеленин.
(67)В этот момент им показалось, что в море в метре от них врезался метеорит: обрушился столб воды. (68)Когда разошлись круги на воде, в глубине они увидели извивающееся тело. (69)Показалась красная шапочка. (70)Затем лицо, бронзовые плечи.
– (71)Владька! – ахнули оба.
(72)Владька подплыл и вылез на мол. (73)Он был красив, мулато-подобный южанин Карпов. (74)От ослепительной улыбки веяло плакатной свежестью.
– (75)Спорт и джем полезны всем! – задорно крикнул Максимов.
– (76)Ф-фу, коллеги, вы всё такие же, – шумно дыша, сказал Владька. – (77)Сашка что-то бледный.
– (78)Забыл? (79)Сашка у нас всегда бледный. (80)Тревожная душа, высокие порывы!..
(81)В сумерках они шагают по шоссе. (82)Как всегда, в ногу. (83)Трое верных друзей идут, как и раньше, оставляя за спиной картинки постороннего тихого быта. (84)Какая-то решимость сквозит в их движениях. (85)Откуда она? (86)Да нет, просто они идут на танцульки, просто приподнятое настроение, просто каждому всего двадцать четыре года.
(По В.П. Аксенову*)
* Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) – русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.
________
1Мол – сооружение в виде высокого длинного вала, предназначенное для защиты морских судов, находящихся в порту, от ударов морских волн.
Показать полностью
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, с которым вы ознакомились. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
«В предложенном фрагменте повести Василия Аксёнова “Коллеги” автор знакомит нас с тремя друзьями. Стремясь передать непринуждённость дружеского общения, эмоциональное состояние героев перед их выходом на работу, В. Аксёнов использует такие тропы, как (А)________ (в предложениях 3, 4) и (Б)________ (“запишут золотом” в предложении 39), и такое лексическое средство, как (В)________ (“вытаращенными” в предложении 16, “танцульки” в предложении 86). На синтаксическом уровне особую роль играет такое средство, как (Г)________ (например, предложения 15, 17)».
Показать полностью
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
Список терминов
- риторические вопросы
- метонимия
- ряды однородных членов предложения
- литота
- синонимы
- разговорная лексика
- риторические восклицания
- сравнение
- олицетворение
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГ.
Источник
Rammvano / 15 мая 2013 г., 3:08:58
Прошу помочь с ответами: А1. В каком предложении содержится обоснование следующего
утверждения:
“Прилетитхорошаямысль, тыпослушаешьсяеё, станешьделатьдобрыеделаисамвырастешьхорошимчеловеком.”
1)8 , 2)9, 3)10, 4)15
А2. Найдите ошибку в характеристике текста
1) стиль речи- разговорный
2) форма речи-диалогическая
3) тип речи- повествование с рассуждение
4) задача речи- нарисовать словом картину
А3.Что является языковым средством связи предложений 8 и 9:
1) определительное местоимение
2) личное местоимение
3) наречие и союз
4) синонимы
А4. В КАКОМ ПРЕЛОЖЕНИИ употреблена метафора:
1) 1 , 2)2 , 3)8 , 4)10
текст:
(1) ДмитрийМихайловичнеожиданноспросил:
– Всепомнят, каквыглядятодуванчики?
(2)– Сжёлтымицветочками, сбелымишариками! – ответилидети.
(3)– Ачтобываетспушистымишариками, когдананихподуют?
(4)– Семенаодуванчикаразлетаются, какнапарашютах, – объяснилСерёжа.
(5)– Адлячего?
(6)– Чтобысновавырасти.
(7) Этогоответаидобивалсярассказчик:
(8)– Да, летятсемена–парашютики, кудапопадут, тамивырастут.
(9)Таклетаютимысли–семена.(10) Акаждаямысль, попавшаявнашуголову, можетпроизрастивпоступок. (11)Прилетитхорошаямысль, тыпослушаешьсяеё, станешьделатьдобрыеделаисамвырастешьхорошимчеловеком. (12)Аесликхорошимребятамприлетитплохаямысль?(13) Чтобудет?
(14) – Онистанутплохими, – сделалавыводТаня.
(15)– Плохиемыслинадопрогонять, – заключилСерёжа.
Б.Ганако
MaksONxxx / 29 сент. 2014 г., 8:52:34
#1 в каком предложении есть прямое дополнение? 1)Пугачев взглянул на меня быстр ,2)гости выпили еще по стакану,встали изза стола и простились с Пугачевам
. 3) он крепко пожал ему руку и вышел,ни на кого не взглянув. ,4) по форме старые исторические песни близки к лирич. крестьянским
#2 в каком предложении есть гл выступающий в роли определен ? 1) я не мог спорить с савельичем ,2) через некоторое время люди стали расходиться по домам ,3) я старался вооброзить себе капитана миронова ,4) желание наказать дерзкого злоязычника сделалось в мне еще сильнее
#3 какое из несогл определений нельз заменить синоним согласованным? 1) напиток из лимона ,2)яблоко без кожуры ,3)варенье из клюквы ,4) платье из шелка
Porus / 22 янв. 2015 г., 10:47:19
1. Какое предложение является односоставным?
а. Земля в цвету
б. Мне некуда больше спешить
в. Убрано поле пшеницы
г. Хороши вечера на Оби
2. Какое предложение является неопределённо-личным?
а. Мне на право
б. Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд
в. Вилку держи в левой руке, нож – в правой
г. Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки
3. Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении;
Легко чужими руками жар загребать.
Hafsikan / 19 мая 2014 г., 9:07:29
1. В каком предложении есть обстоятельство причины. а. Она приспосабливаетя из трусости, малодушия, честолюбивых
стремлений.
б. Чертя за кругом плавный круг, над сонный лугом коршун кружит.
в. С шумом встретил их народ.
г. По-видимому,здесь когда то был мост.
2. В каком предложении подлежащее выражено глаголом.
а. Зависитливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
б.Послушать умного человека-как при жажде холодной воды напиться.
в.Снежные вихри закружились в воздухе.
г. Над ними качался серебристо-зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.
3.Найдите распространенное предложение.
а. шёл снег и таял.
б. дон быо спокоен, тих, невозмутим.
в. можно было только мчаться вперед, не замедляя скорости.
г. утро было солнечное, безветренное, но не жаркое.
Источник
Rammvano / 15 мая 2013 г., 3:08:58
Прошу помочь с ответами: А1. В каком предложении содержится обоснование следующего
утверждения:
“Прилетитхорошаямысль, тыпослушаешьсяеё, станешьделатьдобрыеделаисамвырастешьхорошимчеловеком.”
1)8 , 2)9, 3)10, 4)15
А2. Найдите ошибку в характеристике текста
1) стиль речи- разговорный
2) форма речи-диалогическая
3) тип речи- повествование с рассуждение
4) задача речи- нарисовать словом картину
А3.Что является языковым средством связи предложений 8 и 9:
1) определительное местоимение
2) личное местоимение
3) наречие и союз
4) синонимы
А4. В КАКОМ ПРЕЛОЖЕНИИ употреблена метафора:
1) 1 , 2)2 , 3)8 , 4)10
текст:
(1) ДмитрийМихайловичнеожиданноспросил:
– Всепомнят, каквыглядятодуванчики?
(2)– Сжёлтымицветочками, сбелымишариками! – ответилидети.
(3)– Ачтобываетспушистымишариками, когдананихподуют?
(4)– Семенаодуванчикаразлетаются, какнапарашютах, – объяснилСерёжа.
(5)– Адлячего?
(6)– Чтобысновавырасти.
(7) Этогоответаидобивалсярассказчик:
(8)– Да, летятсемена–парашютики, кудапопадут, тамивырастут.
(9)Таклетаютимысли–семена.(10) Акаждаямысль, попавшаявнашуголову, можетпроизрастивпоступок. (11)Прилетитхорошаямысль, тыпослушаешьсяеё, станешьделатьдобрыеделаисамвырастешьхорошимчеловеком. (12)Аесликхорошимребятамприлетитплохаямысль?(13) Чтобудет?
(14) – Онистанутплохими, – сделалавыводТаня.
(15)– Плохиемыслинадопрогонять, – заключилСерёжа.
Б.Ганако
MaksONxxx / 29 сент. 2014 г., 8:52:34
#1 в каком предложении есть прямое дополнение? 1)Пугачев взглянул на меня быстр ,2)гости выпили еще по стакану,встали изза стола и простились с Пугачевам
. 3) он крепко пожал ему руку и вышел,ни на кого не взглянув. ,4) по форме старые исторические песни близки к лирич. крестьянским
#2 в каком предложении есть гл выступающий в роли определен ? 1) я не мог спорить с савельичем ,2) через некоторое время люди стали расходиться по домам ,3) я старался вооброзить себе капитана миронова ,4) желание наказать дерзкого злоязычника сделалось в мне еще сильнее
#3 какое из несогл определений нельз заменить синоним согласованным? 1) напиток из лимона ,2)яблоко без кожуры ,3)варенье из клюквы ,4) платье из шелка
Porus / 22 янв. 2015 г., 10:47:19
1. Какое предложение является односоставным?
а. Земля в цвету
б. Мне некуда больше спешить
в. Убрано поле пшеницы
г. Хороши вечера на Оби
2. Какое предложение является неопределённо-личным?
а. Мне на право
б. Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд
в. Вилку держи в левой руке, нож – в правой
г. Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки
3. Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении;
Легко чужими руками жар загребать.
Hafsikan / 19 мая 2014 г., 9:07:29
1. В каком предложении есть обстоятельство причины. а. Она приспосабливаетя из трусости, малодушия, честолюбивых
стремлений.
б. Чертя за кругом плавный круг, над сонный лугом коршун кружит.
в. С шумом встретил их народ.
г. По-видимому,здесь когда то был мост.
2. В каком предложении подлежащее выражено глаголом.
а. Зависитливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
б.Послушать умного человека-как при жажде холодной воды напиться.
в.Снежные вихри закружились в воздухе.
г. Над ними качался серебристо-зеленый шатер тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.
3.Найдите распространенное предложение.
а. шёл снег и таял.
б. дон быо спокоен, тих, невозмутим.
в. можно было только мчаться вперед, не замедляя скорости.
г. утро было солнечное, безветренное, но не жаркое.
Источник
Предложение с противопоставлением
Автор Колян Rondel задал вопрос в разделе Школы
В каком предложении содержится противопоставление? и получил лучший ответ
Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Грамматика представляет собой систему. Системой называется такое единство, каждый элемент которого связан с другими и от них зависит. Именно так устроена н грамматика.
Каждая грамматическая форма существует в языке не сама по себе, а обязательно вместе с другими формами, которым она противопоставлена по значению. Например, не может быть формы единственного числа без формы множественного. Как это доказать? Представим себе язык, в котором нет формы множественного числа. В этом языке любое множество предметов должно обозначаться так же, как и один предмет (ведь формы множественного числа нет) . А раз так, то нет в этом языке и формы единственного числа, потому что нет различий в обозначении одного и многих предметов. Без противопоставления форм единственного и множественного числа нет грамматического числа вообще.
Итак, чтобы выразить в языке какое-то грамматическое значение, необходимы как минимум две противопоставленные друг другу формы. Но их может быть и больше; например, в русском языке шесть основных падежных форм (см. Падеж) .
Значение грамматической формы зависит от значения других форм, которым она противопоставлена. Например, в русском языке форма множественного числа противопоставлена только форме единственного и обозначает более одного предмета. А в словенском (одном из южнославянских языков) , где есть еще и форма двойственного числа, специально для обозначения двух предметов, форма множественного числа обозначает уже более двух предметов, а не более одного.
Противопоставлены друг другу как грамматические формы одного слова (например, формы падежей существительного, формы времени глагола) , так и грамматические классы слов: одушевленные существительные противопоставлены неодушевленным, глаголы совершенного вида — глаголам несовершенного вида и т. д.
Каждое грамматическое противопоставление обязательно должно быть выражено.
Противопоставление грамматических форм слова выражается специальными аффиксами (суффиксами, окончаниями и т. п. ) либо другими грамматическими средствами (см. Способы грамматические) .
Противопоставление грамматических классов слов может выражаться не какими-то отдельными морфемами (или другими показателями) , а системой форм. Например, у одушевленных существительных винительный падеж совпадает с родительным, а у неодушевленных — с именительным. Следовательно, значение одушевленности выражается не какими-то конкретными окончаниями, а определенным соотношением падежных окончаний. Грамматическое противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида выражается в системе форм времени: так, в изъявительном наклонении у глаголов несовершенного вида три формы времени (пишу — писал — буду писать) , а у глаголов совершенного вида — только две (напишу — написал) .
Таким образом, и отношения грамматических классов сводятся в конечном счете к противопоставлению форм. Это относится и к основным грамматическим классам (частям речи) , которые противопоставлены друг другу по самым общим, отвлеченным грамматическим значениям.
Следовательно ответ 3.
Ответ от Анна Чибисова[активный]
да, точно в третьем. союз “но” – противопоставления
Ответ от SBetyLьkA (=[гуру]
3 ответ. Есть только два союза (а, но)
Ответ от Марина рыжикова[гуру]
В 3 -ем
Ответ от Дианка болгар[гуру]
3 мне ож так кажеться
Ответ от Лёля[активный]
3 помоему
Ответ от Варюшка[новичек]
третий ответ
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В каком предложении содержится противопоставление?
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Источник