В каком предложении содержится ошибка вызванная неоправданным употреблением
Исправьте лексические ошибки, исключив/заменив слова.
Для успешного выполнения задания необходимо:
· понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
· учитывать особенности сочетаемости слов;
· правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
· избегать речевой избыточности;
· не допускать речевой недостаточности;
· учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
Формулировка 1: Исключите лишнее слово
· Из демоверсии ЕГЭ:
· Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
· В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
· Ответ: главную
· В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи “главная суть” является плеоназмом. «Суть – самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).
· Формулировка 2: замените неверно употребленное слово
· “Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.”
· В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
· Ответ: потерпели
· Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.
Алгоритм выполнения задания 6
· 1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
· 2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).
· 3) Если это ошибка, исправь ее.
Теория
· Нарушение лексических норм
· Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Типы ошибок
1. Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5). Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3. Неразличение синонимичных слов. В конечном предложении автор применяет градацию.
4. Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5. Неуместное употребление эмоционально – окрашенных слов и фразеологизмов. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6. Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удается объегорить других.
7. Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление.
8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой юноша, очень прекрасный.
9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология).
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10. Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)
Употребление фразеологизмов. Ошибки.
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
· сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)
· замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
· совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)
Употребление паронимов
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.
Плеоназм. Употребление лишних слов.
Плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).
Тавтология
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).
***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.
В кабинете висели русские писатели (портреты).
В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде)
Неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов.
Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)
Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.
Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)
Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).
В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).
Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).
Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.
Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей – актер).
***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).
Диалектизм – лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)
Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».
Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.
Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.
У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии).
Источник
| Поиск по порталу Сертификаты
|
Источник
ДЗ вот такое: выполните данное тестовое задание, записав только верные ответы, а также варианты непонятных для вас заданий, чтобы обсудить в классе. Пользуйтесь материалом приложения. Лучше бы его вообще иметь его в своем архиве справочных материлов ( краткий словарь паронимов)
Тестовые задания
1. В каком предложении содержится ошибка, вызванная неоправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова?
а) Необходимо выплатить компенсацию до начала следующего года.
б) Решение данных вопросов входит в юрисдикцию России.
в) М. В. Ломоносов был выдающимся корифеем науки.
г) Экономика многих стран четко ориентирована на экспорт.
2. В каком предложении содержится ошибка, вызванная неоправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова?
а) Каждая нация обладает своим особым менталитетом.
б) Великий писатель страдал от ностальгии по Родине.
в) Этот вопрос вне нашей компетенции.
г) Современные массмедиа перегружены рекламой.
3. Какое слово уместно употребить на месте пропуска в следующем предложении?
Для борьбы с вредителями наш магазин предлагает __________ средство.
а) эффективное б) эффектное
4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
а) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии интенсивно развиваются в последние десятилетия.
б) Хроникальное сообщение — образец ИНФОРМАЦИОННОГО жанра.
в) В этом документальном фильме много очень ИНФОРМАЦИОННЫХ эпизодов.
г) Каждый выпускник школы должен овладеть приемами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
5. В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ?
а) Разведчики под покровом ночи отправились во ВРАЖЕСКИЙ тыл.
б) Артиллеристы метким выстрелом подбили ВРАЖЕСКИЙ танк.
в) По его ВРАЖЕСКОМУ взгляду все сразу поняли, что он пришел не с мирными намерениями.
г) До позднего вечера во ВРАЖЕСКОМ лагере горели костры.
6. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
а) Хвойный лес ОДЕЛ все горы.
б) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.
в) После ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется ОДЕТЬ сапоги.
г) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.
7. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?
а) дать отпор б) оказать впечатление в) долгосрочный кредит г) потерпеть поражение
8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?
а) придерживаться точки зрения б) вынести приговор в) оказать покровительство г) играть большое значение
9. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?
а) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.
б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».
в) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.
г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.
10. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?
а) Прошу оплатить мне расходы по командировке.
б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.
в) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.
г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.
11. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?
а) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.
б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.
в) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.
г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.
Приложение 3
Словарь
Аборигены – коренные жители страны, местности
Вакансия – незанятая должность, свободное место ( в учреждении, учебном заведении)
Ветеран – 1) старый, опытный воин (высок.). В. гражданской войны;
2) перен. – старый, заслуженный деятель, работник. В. труда
Вундеркинд – высокоодаренный ребенок.
Зияющий – раскрытый, обнаруживающий глубину, провал
Индустрия – фабрично-заводская промышленность с машинной техникой. Тяжелая и.
Инцидент- случай, происшествие обычно неприятного характера (книж.)
Кавалькада – группа всадников и всадниц. Цирковая к.
Коллега – товарищ по работе, по профессии, должности или званию
Клевета – порочащая кого-нибудь ложь. Наглая к
Лидер- 1) глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации: политические лидеры; 2) тот, кто идет первым в спортивном состязании: лидеры турнира; 3) корабль, возглавляющий группу судов.
Оплошка – ( просторечие) то же, что оплошность (ошибка)
Ошибка – неправильность в действиях, мыслях. О. в вычислении
Патриот – человек, преданный своему отечеству, своему народу.
Плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления (высок.)
Прайс-лист – список цен на все товары и услуги, предоставляемые какой-либо фирмой
Прогул – неявка, невыход на работу, на занятия по неуважительной причине. Злостный п.
Сувенир – 1. Подарок на память. 2. Художественное изделие, вещь на память о посещении страны, города и т. п. Магазин с.
Суть – самое главное и существенное в чем-либо. Самую с. Узнал.
Эпицентр – область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над очагом, или гипоцентром, землетрясения
Словарь паронимов
1.Командировочный – о бумагах, деньгах, документах, связанных с командировкой
Командированный – человек, выполняющий служебное поручение, которое связано с выездом куда – либо
2. Освоить – вполне овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать и т. п. О. новое производство
Усвоить- 1) сделать свойственным, привычным для себя. У. новый обычай.
2)поняв, запомнить как следует
3. Представить – 1) доставить, предъявить, сообщить. П. список сотрудников
2) познакомить с кем-нибудь. П. гостя хозяевам.
3) ходатайствовать о чем-нибудь (о повышении, награде и т. д.)
4)воспроизвести в мысли, вообразить. П. картину боя.
Предоставить -1) отдать в распоряжение, пользование. П. комнату кому-нибудь
2)дать право, возможность что-нибудь сделать. П. кому-нибудь слово
4. Кворум – установленное законом, уставом количество присутствующих на собрании, считающееся обязательным условием для признания его решений
5. Форум- 1) площадь в Древнем Риме, где сосредоточивалась общественная жизнь города; 2) массовое собрание, съезд (высок.) Всемирный ф. молодежи.
6. Невежа – невоспитанный, грубый человек.
Невежда – малообразованный, малосведущий человек. Полный н. в музыке.
Источник