В каком предложении содержится ошибка вызванная нарушением норм управления
Упражнение 1.
Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).
Упражнение 2.
Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.
Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.
Упражнение 3.
Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
Упражнение 4.
Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).
Удивляться, терпение – удивляться терпению; восхищаться, терпение – восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.
Упражнение 5.
Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с – предлогом на, а предлог из – предлогом в.
Образец: Уехать с Кавказа – приехать на Кавказ; выехать из переулка – въехать в переулок.
Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.
Упражнение 6.
Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.
Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).
Упражнение 7.
Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.
Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) – движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).
Упражнение 8.
Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:
1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соответствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).
Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»
1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?
2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?
3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?
4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)
9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)
10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа
Ответы:
Источник
Вопрос №
1
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
поражаться — кому? чему?
восхищаться — кем? чем?
возмущаться — кем? чем?
удивляться — на кого? что?
Вопрос №
2
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
рад — кому? чему?
обеспокоен — кем? чем?
доволен — за кого? что?
спокоен — за кого? за что?
Вопрос №
3
В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?
отзыв — на что?
вера — во что?
рецензия — на что?
уверенность — в чем?
Вопрос №
4
В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.
Вопрос №
5
В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?
Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.
Вопрос №
6
Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
Вопрос №
7
Найдите вариант правильного употребления падежных форм.
Девочка очень бережно относилась с книгами.
Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.
Вопрос №
8
В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?
препятствовать (развитие)
примириться (недостатки)
отчитаться (работа)
приветствовать (победители)
Вопрос №
9
В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?
поздравить (награда)
уклониться (ответ)
разочароваться (профессия)
убедиться (правота)
Вопрос №
10
Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?
родительного падежа
винительного падежа
дательного падежа
творительного падежа
Вопрос №
11
Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?
вьющиеся растения
любой человек
изумительной красоты
в третьем классе
Вопрос №
12
Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?
иди гулять
сделать случайно
ушел не попрощавшись
выбегая навстречу
Вопрос №
13
Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?
крайне недовольный
практически не выполнимо
огорченно прошептал
(на улице) по-весеннему тепло
Вопрос №
14
В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
разговор по душам
прийти поговорить
близко от нас
руководить театром
Вопрос №
15
В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
яйца всмятку
вернуться к полуночи
приказал отступать
окончание школы
Вопрос №
16
В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
рисовать красиво
желание уехать
идти по бульвару
думать о друге
Вопрос №
17
В каком словосочетании вид связи — согласование?
наши шефы
быстро доехать
прогулка верхом
выглянуло из-за туч
Вопрос №
18
В каком словосочетании вид связи — управление?
немного странно
забыл рассказать
таять во мгле
рубашка навыпуск
Вопрос №
19
В каком словосочетании вид связи — примыкание?
бутылка из-под молока
говорить по-французски
тринадцатая глава
глядеть по сторонам
Источник
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку. Нарушение в построении предложения.
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяет ваши знания по теме “Синтаксические нормы: нормы согласования и управления” и умения установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.
Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку, необходимо знать следующие темы:
-нарушения построения предложения с несогласованным приложением
-нарушения построения предложения с причастным оборотом
-нарушение построения предложения с деепричастным оборотом
-нарушение связи между подлежащим и сказуемым
-неправильное построение предложения с косвенной речью
-нарушение построения предложения с однородными членами
-нарушение построения сложного предложения
-неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом
-нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
-нарушение управления
Формулировка 8 задания ЕГЭ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
За это задание вы можете получить 5 баллов, поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ..
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим
и сказуемым
В) ошибка в построении предложения
с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
Д) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
1) Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи
долларов
2) По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.
3) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.
4) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
5) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
6) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».
7) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
8) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.
9) Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: А-4 Б – 7 В- 8 Г -3 Д -5
Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:
· к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце.
· к предложениям без ошибки (такое тоже встречается).
Алгоритм выполнения задания 8
1) Для правильного выполнения задания 8 нужно научиться видеть слова-маркеры.
2) Как и в других заданиях информация сгруппирована по названиям ошибок. Во-первых, вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение, находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи, знать глагольное управление и предложно-падежное управление.
Теория к заданию 8
Несогласованное приложение. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.
Что нужно помнить:
Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)
ПРАВИЛЬНО
1. О своем отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум»
2. Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».
3. Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров..ОШИБКА
1. О своем отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме»
2. Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
3. Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров
Предложения с причастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
- Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.
- Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.
- Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.
ПРАВИЛЬНО
1. Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
2. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду
3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
ОШИБКА
1. Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
2. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду
3. Задание выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Предложения с деепричастным оборотом. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).
1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
ПРАВИЛЬНО
1. Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики..
2. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.
ОШИБКА
1. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики
2. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)
3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).
Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)
2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.
ПРАВИЛЬНО
1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2. Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.
3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]
ОШИБКА
1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
2. Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]
Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
ПРАВИЛЬНО
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.
ОШИБКА
Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).
Предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с однородными членами.
1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.
2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.
3. Если однородные члены – прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).
4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.
5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных
членов.
7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов
(Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами: не только … но и; если не…, то; как…, так и
ПРАВИЛЬНО
1.Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто
3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или
Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).
6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
ОШИБКА
1.Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)
2. Натянуть и выстрелить из лука непросто
3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).
6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.
8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
(нет союза не только…, а также)
Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения.
1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.
Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.
2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.
ПРАВИЛЬНО
1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).
2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).
ОШИБКА
1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)
2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).
Формы существительного с предлогом. Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.
1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.
2. Предлоги в – из, на – с.
ПРАВИЛЬНО
1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам
благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию
По окончании срока
По истечении срока
По прибытии поезда
По приезде
2. В город – из города.
ОШИБКА
1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств
благодаря (кого? чего? Р.п.) старания
По окончанию срока
По истечению срока
По прибытию поезда
По приезду
2. С города
Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
ПРАВИЛЬНО
Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.
ОШИБКА
Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
Управление глаголов. Нарушение управления.
ПРАВИЛЬНО
Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.ОШИБКА
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Источник