В каком предложении содержится информация для обоснования ответа на вопрос

В каком предложении содержится информация для обоснования ответа на вопрос thumbnail

В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему в первые недели, проведённые в Костроме, у Саврасова не шла работа?»

1. Комнатка в мезонине, которую снял художник, была на окраине Костромы, и это мешало работать.

2. В Костроме, похожей на большую деревню, вдохновение не приходило к художнику.

3. Художник ждал весны — поры обновления в природе, чтобы показать природу в движении.

4. Саврасов мог писать картины природы только в Московском училище живописи и ваяния, где он преподавал.

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.

(3)— Ну какая же это верба, юноши? — говорил он, просматривая работы учеников. (4)— Не знаете — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу.

(8)«Природу надо писать с волнением, с чувством надо писать.

(9)Тогда и картина ваша взволнует зрителя», — учил Алексей Кондратьевич Саврасов своих учеников в Московском училище живописи и ваяния.

(10)…В 1871 году, ещё до прихода весны расстался Саврасов с Москвой. (11)И вот он на Волге, в Костроме. (12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (13)В центре — высокая каланча да каменные ряды — мясные, молочные, табачные — для всякой торговли. (14)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня. (15)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору, плывёт в воздухе далекий звон колоколов Ипатьевского монастыря.

(16)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.

(17)Глубокий снег ещё лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. (18)Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжёлую овчинную шубу и отправился в деревню — навстречу весне, навстречу природе. (19)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (20)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась.

(21)Стоял у окошка, смотрел на убогие, занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да на голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами, старыми шапками торчащими на ветках. (22)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (23)Надев сапоги, шёл по побуревшей дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.

(24)И пришла весна, как приходит всегда, — неожиданно, сразу. (25)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (26)Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. (27)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (28)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. (29)Вот оно! (З0)Началось! (31)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (32)Но главное — птицы! (33)С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном воздухе, и унылые чёрные гнезда ожили: вокруг них хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(34) Шаги заскрипели по лестнице.

(35) — Кондратьич, а Кондратьич! (З6)Чай будешь пить? (37)Я самовар вскипятила.

(38)— Потом, потом, хозяюшка. (39)Не до того мне сейчас! (40)Грачи прилетели! — весело отозвался художник.

(41) Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.

(42) — Грачи прилетели! (43)Грачи прилетели! — напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. (44)Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… (45)Да что теперь?

(46)Пришла весна. (47)Был сон — пробуждается жизнь!

(48)Почему же так долго не мог художник взяться за кисти и краски? (49)Чего он ждал, чего ему не хватало? (50)Он ждал и нашёл наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (51)Теперь он мог показать природу в движении. (52)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (53)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.

(По О. Туберовской*)

* Ольга Михайловна Туберовская (род. в 1940г.) — русский советский публицист, автор книг о художниках, музыкантах и других деятелях искусств. Книга «В гостях у картин» приглашает читателя в картинную галерею и открывает читателю мир изобразительного искусства. Автор рассказывает о создании великих полотен, о жизни знаменитых русских художников, и читатель учится не просто смотреть на картины, а видеть их и понимать.

Источник

КАК Я ПОКУПАЛ СОБАКУ

(1)Я люблю собак потому, что они самые верные друзья человека. (2)Мне даже трудно жить и работать, если у меня дома нет хорошей собаки. (3)Я всегда сам их выращивал и воспитывал.

(4)А потом я и сам состарился и подумал, что мне уже поздно заводить себе щенка и самому его воспитывать и обучать тонкой охотничьей науке. (5)Я попросил своих друзей-охотников присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы всё понимал и умел себя вести дома и на охоте. (6)Скоро мне сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве, недалеко от Москвы. (7)Хозяин продавал пса не от нужды, а от обиды: поблизости от Орехова пропали тетерева и куропатки — их пожрали еноты, и охотиться стало не на кого. (8)Он будто бы обиделся на енотов и продавал сразу и ружьё и собаку.

(9)Долго не раздумывая, я поехал в Орехово-Зуево покупать собаку.

(10)Огромный, похожий на водолаза-ньюфаундленда сеттер понравился мне с первого взгляда. (11)3вали его так же, как моего последнего собачьего друга, Томкой.

(12)Всю дорогу до Москвы пёс неожиданно тихо сидел на заднем сиденье машины. (13)Он и в мою квартиру поднялся как будто спокойно. (14)Кот Агапыч зашипел и заворчал на собаку, как тигр, делая вид, что вот сейчас он не выдержит, бросится и вцепится в собачью морду. (15)Томка даже не посмотрел на шипящего кота, а Агапыч довольно быстро перестал изображать тигра. (16)Томка мог в любую секунду проглотить Агапыча, как воробья, вместе с когтями и хвостом — такой он был громадный. (17)И Агапыч понимал это очень хорошо.

(18)Весь день Томка лежал неподвижно возле стола, рядом с окном, положив морду на низкий подоконник. (19)В сумерки, когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне — я в это время сидел на диване, у другого стола, — и вдруг опустил мне на колени свою тяжёлую голову.

(20)Я боялся пошевельнуться. (21)По лёгкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. (22)Прошло двадцать минут, полчаса… (23)Ноги мои затекли, сидеть становилось всё труднее и труднее, наконец я не выдержал.

(24)— Томка, — сказал я жалобно, — проснись. (25)Пёс только вздохнул во сне.

(26)Я взял его за ошейник и легонько тряхнул. (27)Томка всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. (28)И вдруг… в собачьих тёмных зрачках мелькнул ужас. (29)Томка оскалил зубы и зарычал злобно и непримиримо. (З0)Только что ему снился родной дом и старый, любимый хозяин. (31 )А теперь он увидел, что дома нет и хозяина-друга, которого он преданно столько лет любил, тоже нет и, может быть, никогда и не будет…

(32)На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. (ЗЗ)Три дня Томка лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. (34)Он тосковал и мучился, как человек. (35)Я тоже мучился. (36)Я уже успел полюбить Томку за верность.

(37)К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево:

(38)«Приезжайте и возьмите собаку обратно. (39)Она не может привыкнуть ко мне». (40)Честно говоря, я не думал, что хозяин собаки приедет за ней: так обычно не делают при купле и продаже. (41)И всё-таки я дал телеграмму. (42)Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.

(43)Томка первым услышал его шаги на лестнице. (44)Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек.

(45)Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему, не стал лаять и прыгать. (46)Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза. (47)Может быть, он опять боялся проснуться. (48)Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. (49)По-собачьему это значило, наверно:

(50)«Видишь, я не могу жить без тебя. (51)Это хорошо, что ты вернулся».

(52)В эту же ночь Томка уехал со своим другом-хозяином.

(53)Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я — что друзей и не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.

(По Б. Емельянову*)

* Борис Александрович Емельянов (1903—1965) — русский советский писатель, автор рассказов для детей, цикла рассказов и повестей об Аркадии Гайдаре и рассказов о войне. В 1942 году вышел его первый сборник рассказов «Возмездие» — о героической борьбе советских и югославских партизан против немецких оккупантов. Произведения: «Китобой и его друзья», «Военная тайна», «Клятва Гайдара», «Талант», «Полный пенсион», «Раздумье», «Буян», «Добро и зло», «Сапоги-собаки».

Источник

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A3; B1 – B14.

(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти.

(4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то время ходил на хоккей. (6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо. (7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше заниматься спортом.

(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел.

(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел.

(16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию.

(21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет».

(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать. (27)Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и взрослое отношение к себе.

A1 В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой увлёкся фотографией?»

1) (26) Через несколько месяцев увлечение фотографией сталодля меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) (9) Когда тренер через какое-то время это понял, топорекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я нестал больше заниматься спортом.

3) (27) Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.

4) (19) «Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20) Ты делаешь фотографию. (21) И нужно, чтобы фотография была живая».

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «РВЕНИЕ» (предложение 27).

1) старательность

2) горячее стремление

3) прилежание

4) желание

A3 Укажите предложение, в котором содержится эпитет.

1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои

успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном свещении.

3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанно

Источник

Итоговая работа по русскому языку в 7 классе в форме ОГЭ.

Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части (А1 – А15) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..пятствие, пр..увеличенный, пр..морский

  2. не..деланный, ра..менять, и..сушенный

  3. пр..градить (путь), пр..следование, пр..небрегать

  4. бе..водный, не..дешний, ра..судить

А2 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

1) пять тысяч.., отсроч..те решение

2) разлитая туш.., уйти проч..

3) похож.. на артиста, выйти замуж..

4) солдатский мятеж.., пуститься вскач..

А3 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Е.

1) взлеле..нный матерью

2) постро..нный дом

3) кле..вший марки

4) замеш..нный в историю

А4 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Сладко пахнет сушё..ыми яблоками.

2) Белошвейка открыла при ней окова..ый блестящей жестью сундук.

3) Давно не стриже..ые русые волосы покрывали его голову.

4) На стене висел гравирова..ый портрет Гарибальди с порыжелой надписью.

А5 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) с быстротой сверкающ..й молни..

2) перед дальнейш..м использовани..м

3) на высочайш..м уровн..

4) колыхающ..мся пламен..м

А6 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ему удалось проскользнуть (не)замеченным.

2) Я просил одолжить мне (не)много денег.

3) В печати появились (не)изданные до сих пор варианты глав романа.

4) (Не)ровные плывущие тени рассыпались по степи.

А7 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1) (водо)непроницаемый, (высоко)поставленный, где(либо)

2) (блёкло)лиловый, (северо)восточный, (крепко)накрепко

3) (кое)где, (высоко)интеллектуальный, (двух)летний

4) (вольно)любивая, (историко)филологический, (на)против

А8 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

К сожалению, жизнь н(1)чему н(2) научила его: н(3) честности, н(4) порядочности.

1) 1, 3, 4

2) 2, 4

3) 2

4) 1, 3

А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вокруг стаканов (1) соблюдая строгую симметрию (2) стояли (3) наполненные до краёв сливками (4) молочники и сахар с щипчиками.

1) 1, 2, 3

2) 1, 2

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 3, 4

А10 В каком предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены)?

1) На близко раскинувшемся небе медлил грозный в своём великолепии закат.

2) С чёрных веток чуть зеленевших деревьев вспархивали с воздушным шорохом воробьи и садились на узкий выступ высокой кирпичной стены.

3) Только родное слово познанное в детстве может напоить душу поэзией и пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.

4) Позади большого дома был старый сад заглушённый бурьяном и кустарником.

А11 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Рассматривая рисунок,

  1. мне вспомнилось лето.

  2. возникает иллюзия, что картина оживает.

  3. обратите внимание на штриховку.

  4. неожиданно погас свет.

Прочитайте текст и выполните задания A12 – A15; B1 – В5; С1-С2.

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Черноволосый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

(3)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (4)Собрав первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. (5)Коржи были пахучие, румяные. (6)Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

(7)Мальчик сидел перед столом, ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. (8)Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

– (9)Отведай, внучок, моего коржа.

(10)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (11)Корж таял с неудержимой силой, и вскоре его не стало…

(12)Коля тяжело вздохнул. (13)А второй корж, румяный, целехонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

– (14)Отнеси этот корж деду, – сказала бабушка.

(15)Дед был очень старым и жил на пасеке. (16)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопченную, покосившуюся баньку.

(17)Дед сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком, по которому текла вода. (18)Пчелы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. (19)Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. (20)Он пил эту сладковатую пчелиную воду.

(21)Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. (22)До чего же жадный дед! (23)Совсем одичал со своими пчелами. (24)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

(25)Коля собрался уходить. (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.

(27)Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером.

(28)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

– (29)Дед велел простирнуть!

(30)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко. (31)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом, в которой лежал корж. (32)Она ничего не сказала и положила нежданный гостинец перед внуком.

(33)Радостный огонек вспыхнул в его глазах. (34)Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. (36)Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.

(37)Коля сполз со скамейки и пошел прочь… (38)Но через некоторое время он взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны.

(По Ю. Яковлеву)

Юрий Яковлевич Яковлев (1923 – 1996 г.г.) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, автор сценариев игровых и анимационных фильмов. Основные идеи прозы Юрия Яковлева – благородство как следование внутренним нравственным идеалам, «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру как источник осмысленности существования.

А12 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Коля не стал есть второй корж хлеба?»

1) (24)Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

2) (13)А второй корж, румяный, целехонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

3) (35)Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку.

4) (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть минутную слабость.

А13 Какой тип речи представлен в предложениях 15 – 20?

  1. описание

  2. рассуждение

  1. повествование

  2. описание и повествование

А14 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОХОЖ из 2 предложения текста.

  1. наречие

  2. краткое причастие

  1. полное прилагательное

  2. краткое прилагательное

А15 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дух» (предложение 7).

  1. сознание

  2. моральная сила

  3. образ мысли

  4. запах

Часть 2

При выполнении заданий этой части (В1 – В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами.

В1 Укажите способ образования слова ЗАВЯЗАННАЯ (предложение 31)

Ответ: _________________________________________________________________

В2 Из предложения 4 выпишите наречие.

Ответ: _________________________________________________________________

В3 В предложениях 1 – 6 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е, образованных от прилагательных с НН в суффиксе, пишется НН». Выпишите найденное слово.

Ответ: _________________________________________________________________

Ответы к заданию B4 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 21 – 32 найдите предложения с деепричастными оборотами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник