В каком предложении содержится информация

В каком предложении содержится информация thumbnail

ВЕСЕННИМИ ТРОПАМИ

(1)В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла.

(2)А загостившейся зиме намекает, что-де пора и честь знать: проводы с блинами устраивают, скворечники на шестах вывесят, а на колхозной усадьбе нетерпеливый тракторист запустит мотор и, окутанный грохотом, вслушивается во что-то, а у самого в глазах тоже удаль да лукавство.

(3) И я всё с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда наконец всполошится всё вокруг от хмельной радости обновления?

(4) В тот день меня разбудила синица. (5)Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, повисшего среди начисто выметенного неба. (6)Оно было соткано из солнечного сияния и нетронутой белизны, и казалось, что сама весна прилетела на этом белом чуде.

(7)Весна вся в движении. (8)Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе. (9)3арядил фотоаппарат, вытащил из ящика болотные сапоги. (10)Трубач, увидев сапоги, вскочил с подстилки, запрыгал, застучал хвостом по стульям. (11)Он давно ожидал, когда я наконец начну собираться.

(12) — Идём, дружище, весну встречать.

(13) 3а городом уже пестро от проталин. (14)Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. (15)Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчётного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.

(16)… В кустах послышался отрывистый лай Трубача. (17)Я поспешил на голос. (18)На краю открывшейся поляны у костерка на корточках сидел человек. (19)Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. (20)В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом — рыжий дуб на краю опушки.

(21) — Не помешал?

(22) — Нет, пожалуйста.

(23) — Холодно работать, — посочувствовал я.

(24) — Холодновато, — передёрнул плечами художник. — (25)Руки зябнут. (26)Но что поделаешь? (27)Искусство, как говорится, требует жертв. (28)А тут ещё откуда-то снег взялся. (29)Приходится вот пережидать.

(30)— Удивительное это время — март, — продолжал художник, потирая над огнём одна о другую выпачканные красками руки.(31)— Голые деревья, голые поля, лужи и грязь на дорогах.

(32)Но встанешь утром, а на стене — зайчик. (33)И улыбаешься, как школьник. (34)А потом собираешь краски, кисти и шлёпаешь куда глаза глядят — по грязи, по лужам. (35)Чёрт знает что такое!

(З6)Взрослый человек!

(37)Снегопад внезапно прекратился. (38)По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. (39)Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.

(40) — Вот и солнце! — обрадовался живописец и поспешил к холсту.

(41) Он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. (42)Сидя у огня, я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.

(43) — Здорово у вас получается! — не удержался я.

(44) Художник обернулся на мои слова и, усмехнувшись, поморщился.

(45) — Я вот понесу холст домой, а по дороге тоже будут восхищаться: (46)«Как живописно! (47)Смотрите, какая прелесть!

(48)Неужели у нас есть такие места?» (49)Но никому и невдомёк, что я несу букет без запаха. (50)Самое главное — аромат не сумел унести с собой. (51)Он остался здесь, в лесу. (52)А вы говорите, получается… (53)Чёрта с два! (54)Вот если бы принести горсть лесного тумана или сберечь хоть одну снежинку и показать людям — это было бы действительно здорово!

(55)Вот в чём вся закавыка искусства: донести, не расплескать.

(56)Но попробуй донеси! (57)Вот он, шельмец, журчит в кустах.

(58)Там и ручеёк-то — кружка воды. (59)Но шуму — на весь лес.

(60)То он в корнях запутался, жужжит как шмель, то где-то промытым ледяным коридором, всплескиваясь, мчится, то опять сердится на завалах, а с обрыва в реку стекает по корням подмытого дерева, рассыпается на множество струй, и отдаёт в тишине хрустальным звоном каждая упавшая с высоты капля. (61)Попробуй изобрази. (62)И всё же надо добиваться. (63)Ведь можно, я знаю.

(64)Могли же Левитан, Васильев, Шишкин…

(65)Как донести, не расплескать всё это и рассказать о весне, поре великого обновления?

(По Е. Носову *)

* Евгений Иванович Носов (1925—2002) — русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны, герой Социалистического труда, в 2001 г. был удостоен литературной премии им. А. Солженицына. Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы — военная и деревенская. Наиболее известные произведения: «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «За долами, за лесами», «Варька», «И уплывают пароходы, и остаются берега» и др.

Источник

Вариант 1.

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. 2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. 3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. 4)Он тянул в рот всё, что было съедобным, — щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. 5)Дома ему давали болтанку и хлеб. 6)Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. 7)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

Читайте также:  В каких продуктах содержится железо и цинка

8)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. 9)И хлеб был не из веников — настоящий.10) Его принесли с собой наши автоматчики.

11)Они вошли в хату ночью. 12)Их тяжелые шинели и сбитые сапоги были измазаны чем-то белым и фосфоресцировали в полутьме, словно к ним налипли хлопья снега. 13)А на дворе шел дождь.14) Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. 15)В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.

16)От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. 17)Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. 18)И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. 19)Он поманил к себе Колю:

— 20)Эй, хозяин, пойди-ка сюда. 21)Хлебушка хочешь?

22)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» 23)Но к горлу подкатил ком. 24)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну. —25) Ты, наверно, плотно поужинал?

26)Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. 27)У голодного мальчика закружилась голова.28) Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. 29)Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. 30)Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу.31) Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. 32)Ему казалось, что все вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он теплым хлебом. 33)Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.

(По рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что в войну маленькому Коле было тяжелее всего?»

1)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу.

2)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка.

3)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

4)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.

1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

2)И хлеб был не из веников — настоящий.

3)От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома.

4)Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу.

4. Из предложений 28-30 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от его лексического значения.

5. Из предложений 14-16 выпишите слова, правописание Н (НН) в которых подчиняется правилу: «В прилагательных, образованных от слова с основой на Н, пишется НН».

6. Замените разговорное слово МАЛЬЧОНКА в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание МЕЛОВЫХ ГОР (предложение 14 ), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

9. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Ты,(1) наверно,(2) плотно поужинал? Коля растерянно заморгал,(3) а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку,(4) зажмурил глаза и припал к хлебу.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными сочинительной связью.

В теплой хате от солдат шел банный пар,(1) и сразу запахло табачным дымом,(2) мокрыми портянками, (3)ременной кожей и ароматным свежим житником,(4) который они выкладывали на стол.

13. Среди предложений 14-16 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 14-15 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответы на вопросы теста №1

2.

1

3.

3

4.

Припал

5.

банной, ременной

6.

Мальчик

7.

гор из мела

8.

Хочешь

9.

7

10.

12

11.

2

12.

1

13.

15

14.

14

Вариант 2.

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

…1)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.2) Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы.3) Они были похожи на траву. 4)Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава.5) Может быть, никакого хлеба и не будет.6) Но трава начала сворачиваться в трубку. —7) Скоро наш хлеб зацветет, — говорила мать.

Читайте также:  Банан какие микроэлементы содержатся

8)И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась.9) Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом.10) А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. 11)Он так и не заметил, как цветет хлеб.12) Появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. 13)Потом полоска стала соломенной.

14)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.15) Коржи были пахучие, румяные.16) Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. 17)От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

18)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам.19) Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. 20)Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. 21)Наконец бабушка подошла к нему и сказала: —22) Отведай, внучок, моего коржа.

23)Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. 24)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха.25) Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. 26)И его скоро не стало…

27)Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул.28) А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей. —29) Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка.

— 30)Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля.

31)Дед был очень старым и жил на пасеке. 32)Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопчённую, покосившуюся баньку.33) Всё лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щёк торчало множество железных гвоздиков. 34) Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться. 35)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.

36)Сперва он нес свою дорогую ношу в руках. 37)Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки.38) Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожжённое место. 39)Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверек кусает его живот. 40)Но он терпел. 41)Он прошёл мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой. (По рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание).

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Какой факт говорит о том, что мальчик был очень голодным?»

1)Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы.

2)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.

3)От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

4)Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.

1)Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава.

2)А может быть, как вишня, покроется белой метелицей.

3)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.

4)Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло.

4. Из предложений 32-34 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от их лексического значения.

5. Из предложений 38-41 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких причастиях пишется одна буква Н».

6. Замените слово ЗАПОДОЗРИЛИ в предложении 41 стилистически нейтральным синонимом.

7. Замените словосочетание ХЛЕБНОГО ВКУСА (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 8. Выпишите грамматическую основу предложения 22 .

9. Среди предложений 23-25 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Отведай,(1) внучок, (2)моего коржа. Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, (3)пальцы крепко сжали его и потянули в рот. Корочка обжигала губы,(4) соль пощипывала язык,(5) ноздри раздувались,(6) боясь упустить толику вкусного запаха.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 41. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.

И все ждали,(1) и Коля ждал,(2) и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь,(3) которая то ли была на самом деле,(4) то ли приснилась.

13. Среди предложений 37-39 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Читайте также:  Альфа 1 антитрипсин в каких продуктах содержится

14. Среди предложений 23-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответы на вопросы теста №2

2.

4

3.

2

4.

приходил, приблизиться

5.

Спрятан

6.

догадались, предположили

7.

вкуса хлеба

8.

Отведай

9.

24

10.

12

11.

3

12.

12

13.

39

14.

25

Источник

В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему в первые недели, проведённые в Костроме, у Саврасова не шла работа?»

1. Комнатка в мезонине, которую снял художник, была на окраине Костромы, и это мешало работать.

2. В Костроме, похожей на большую деревню, вдохновение не приходило к художнику.

3. Художник ждал весны — поры обновления в природе, чтобы показать природу в движении.

4. Саврасов мог писать картины природы только в Московском училище живописи и ваяния, где он преподавал.

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.

(3)— Ну какая же это верба, юноши? — говорил он, просматривая работы учеников. (4)— Не знаете — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу.

(8)«Природу надо писать с волнением, с чувством надо писать.

(9)Тогда и картина ваша взволнует зрителя», — учил Алексей Кондратьевич Саврасов своих учеников в Московском училище живописи и ваяния.

(10)…В 1871 году, ещё до прихода весны расстался Саврасов с Москвой. (11)И вот он на Волге, в Костроме. (12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (13)В центре — высокая каланча да каменные ряды — мясные, молочные, табачные — для всякой торговли. (14)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня. (15)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору, плывёт в воздухе далекий звон колоколов Ипатьевского монастыря.

(16)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.

(17)Глубокий снег ещё лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. (18)Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжёлую овчинную шубу и отправился в деревню — навстречу весне, навстречу природе. (19)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (20)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась.

(21)Стоял у окошка, смотрел на убогие, занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да на голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами, старыми шапками торчащими на ветках. (22)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (23)Надев сапоги, шёл по побуревшей дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.

(24)И пришла весна, как приходит всегда, — неожиданно, сразу. (25)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (26)Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. (27)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (28)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. (29)Вот оно! (З0)Началось! (31)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (32)Но главное — птицы! (33)С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном воздухе, и унылые чёрные гнезда ожили: вокруг них хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(34) Шаги заскрипели по лестнице.

(35) — Кондратьич, а Кондратьич! (З6)Чай будешь пить? (37)Я самовар вскипятила.

(38)— Потом, потом, хозяюшка. (39)Не до того мне сейчас! (40)Грачи прилетели! — весело отозвался художник.

(41) Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.

(42) — Грачи прилетели! (43)Грачи прилетели! — напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. (44)Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… (45)Да что теперь?

(46)Пришла весна. (47)Был сон — пробуждается жизнь!

(48)Почему же так долго не мог художник взяться за кисти и краски? (49)Чего он ждал, чего ему не хватало? (50)Он ждал и нашёл наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (51)Теперь он мог показать природу в движении. (52)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (53)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.

(По О. Туберовской*)

* Ольга Михайловна Туберовская (род. в 1940г.) — русский советский публицист, автор книг о художниках, музыкантах и других деятелях искусств. Книга «В гостях у картин» приглашает читателя в картинную галерею и открывает читателю мир изобразительного искусства. Автор рассказывает о создании великих полотен, о жизни знаменитых русских художников, и читатель учится не просто смотреть на картины, а видеть их и понимать.

Источник