В каком предложении содержится грамматическая ошибка

В каком предложении содержится грамматическая ошибка thumbnail

ПАМЯТКА ВЫПУСКНИКАМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ № 7

Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки в построении словосочетания и предложения.

В задании №7 дано 5 предложений, в каждом из которых содержится грамматическая ошибка. Ученику необходимо найти ошибку и установить соответствие с типом её, при этом в перечне ошибок дано не 5 вариантов, а 7.

Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти следующую ошибку:

I. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1.Чаще в тестах это ошибка дана в сложном предложении.

Ищем сложноподчиненное предложение со словами «те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»

Правильный вариант

Те, кто побывал в этом санатории, стремится приехать сюда еще раз.

Те, кто побывал в этом санатории,стремятся приехать сюда еще раз.

Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.

Правильный вариант

Те, кто побывали в этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз.

Те, кто побывалв этом санатории,стремятся приехать сюда еще раз.

Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.

Запомните:

те (все, многие из тех) + глагол – сказуемое во множественном числе

кто (тот, каждый из тех) + глагол – сказуемое в единственном числе

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым может наблюдаться и в простом предложении:

Правильный вариант

Студенчествовыступили против решения администрации университета.

Студенчествовыступило против решения администрации университета.

Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.

Правильный вариант

Газета «Аргументы и факты» опубликовали интересный материал.

Газета «Аргументы и факты» опубликовала интересный материал.

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.

Правильный вариант

МГТУ открыло новый факультет.

МГТУ открыл новый факультет.

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование (в данном случае со словом «университет»).

Правильный вариант

Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать соревнованиям.

Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям.

Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.

II. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1. Ищем производные предлоги, которые произошли от других частей речи:

благодаря, согласно, вопреки, наперекор, наперерез, подобно.

Эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.

Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка.

Правильный вариант

Согласно распоряжения

согласно (чему?) распоряжению

Благодаря лечения

благодаря (чему?) лечению

2. Ищем непроизводный предлог «по» в значении завершенногодействия:

Правильный вариант

по приезду в столицу

по приездев столицу (после приезда)

по окончанию школы

по окончании школы (после окончания)

по завершению работы

по завершенииработы

Предлог «по» в значении «после чего – либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.

III. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).

Например: река (какая?) Волга

реки (какой?) Волги

Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д. Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.

Например: газета (какая?) «Правда»

газеты (какой?) «Правда»

газете (какой?) «Правда»

Правильный вариант

В романе «Войне и мире»

В романе «Война и мир»

В рассказе «Судьбе человека»

В рассказе «Судьбачеловека»

В стихотворении «Незнакомке»

В стихотворении«Незнакомка»

IV. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления.

1. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»:

Правильный вариант

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, а также девочки.

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки.

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но девочки.

В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но и девочки.

Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, а также…» (вместо «не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).

Правильный вариант

Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

2. Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И».

Правильный вариант

В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.

В сочинении я хотел рассказатьозначении спорта и о любви к нему.

Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Девушка, сидевшаяу окна и хорошо певшая, запомнилась всем.

Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И».

Правильный вариант

Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой.

Сестры любили музыку и увлекались ею.

Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.

Правильный вариант

Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Люди собирались повсюду: на улицах, площадях,в скверах.

При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.

Правильный вариант

Больному принесли какао, фрукты, бульон и апельсины.

Больному принесли какао, фрукты, бульон или какао, апельсины, бульон.

Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.

V. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.

Правильный вариант

Раскольников сказал Соне, что это я убил процентщицу.

Раскольников сказал Соне, что это он убил процентщицу.

Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему».

При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается.

Правильный вариант

Чичиков спросил у Коробочки, что куда они заехали.

Чичиков спросил у Коробочки, куда он заехал.

VI. Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом

Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

Правильный вариант

Вырубая леса, гибнут реки (деепричастие не связано по смыслу со сказуемым как добавочное действие: реки не могут вырубать леса).

Вырубая леса, люди не думают о будущем (действия, выраженные глаголом – сказуемым не думают и деепричастием вырубая, относятся к подлежащему люди).

Приехав в Москву, ему стало грустно (безличное предложение).

Приехав в Москву, он загрустил.

Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом:

Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.

VII. Нарушение в построении предложений с причастным оборотом

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Правильный вариант

Школьники помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.

Школьники помогали группе археологов (каких?), приехавших из Москвы.

Несогласование определяемого слова и причастного оборота

Правильный вариант

Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев.

Листья, осыпавшиеся с деревьев, тихо шуршали.

Отрыв причастного оборота от определяемого слова

Правильный вариант

Осыпавшиеся листья с деревьев тихо шуршали.

Осыпавшиеся с деревьев листья тихо шуршали.

Разрыв причастного оборота определяемым словом

Правильный вариант

Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах.

Направляемые (кем?) министерством молодые специалисты быстро осваиваются на местах.

Употребление причастия без необходимых зависимых слов

7

Источник

1. В каком предложении пропущена запятая?

А) Здесь в холодном октябре 1905 года произошла
схватка демонстрантов с полицией.
Б) Туман был так тяжел, что отойдя на пять шагов от
дома, мы уже не видели его окон.
В) Между тем за окном после дождя проглянуло
солнышко и засверкало миллионами росинок на
траве, на листьях и на крышах.
Г) Мать встретила сына у околицы и, взволнованная
свиданием, засыпала его вопросами о жизни в
городе.

2. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые?

Однако (1) созерцать и пребывать в бездействии
среди (2) кипевшей кругом (3) борьбы не на живот (4) а
на смерть было немыслимо и выше человеческих сил.

А) 1, 2, 3, 4 Б) 1, 4 В) 2, 3, 4 Г) 4

3. В каком предложении выделенные слова не
обособляются?

А) Лишь я таинственный певец на берег
выброшен грозою.

Б) Ему внуку прославленного полярника
было особенно дорого имя деда.
В) Несмотря на тяжелые погодные условия
спасатели уже к вечеру были на месте.
Г) Отец и вечером не пришел, поэтому ночь провели не
смыкая глаз
.

4. В каком предложении содержится
пунктуационная ошибка?

А) Перед ним стояло ее лицо, подвижное,
энергичное, с большими и смелыми глазами.
Б) Отец Николай был священник, прошедший
толстовство и революции, и шедший все дальше.
В) Солнце взошло и стояло, маленькое и бледное,
уже довольно высоко.
Г) А Блок, сделавшись более понятным со всех
сторон, стал мне ближе.

5. В каком варианте ответа правильно
указаны и объяснены все запятые?

Бумажный змей (1) взвившийся высоко в небо (2)
начал совершать какие-то странные повороты (3)
постоянно изменяя направление движения.

А) 1, 2 — выделяется причастный оборот
Б) 3 — выделяется деепричастный оборот
В) 1, 2 — выделяется причастный оборот; 3 —
выделяется деепричастный оборот
Г) 1, 2, 3 — выделяются деепричастные обороты

6. В каком предложении пропущена запятая?

А) В теплые осенние дни в подмосковных хвойных
лесах приятно провести время за сбором грибов.
Б) Сентябрьское солнце, ярко пронизывающее
прозрачный воздух уже низко.
В) Прибыв в Псков, он хотел зайти к губернатору,
но, представив себе его расспросы, решил не
заезжать.
Г) На золотеющем краю неба горела, как капля
серебряной воды, последняя звезда.

7. Выберите грамматически правильное
продолжение предложения.

Слушая оперу Чайковского «Снегурочка»,
А) возникает лирическое настроение.
Б) перед слушателями возникают образы
персонажей.
В) восхищаешься талантом великого музыканта.
Г) охватывает волнение.

8. В каком предложении придаточную часть
СПП нельзя заменить обособленным определением,
выраженным причастным оборотом?

А) В качестве аргументов в споре могут быть
использованы конкретные факты, которые
подтверждают вашу позицию.
Б) Клен – это лиственное дерево, которое растет в
средней полосе России.
В) художник И. Шишкин постоянно приезжал в отчий
край, в котором он черпал новые творческие силы.
Г) Солнце и все тела, которые вращаются вокруг
него, образуют Солнечную систему.

9. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?

А) СливОвый Б) ЗначИмость В) ВручИт Г)
КвАртал

10. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Моще(1)ая мрамором гостиная виллы «Керилос»
украше(2)а золоче(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими
мастерами Италии по образцу древнегреческой.

А). 1,4 Б). 2,3,4 В). 1,3 Г). 1,3,4.

11. В каком ряду во всех словах пропущена
безударная проверяемая гласная корня?

А. благ..денствие, прин..ровиться, пол..гаться;
Б. заб..левание, блргосл..вение, перед..вать;
В. оз..боченный, раск..лоть, р..сточек;
Г. накоп..вший, обр..зцовый, уд..стоен

12. В каком ряду во всех словах пропущена
одна и та же буква?

А. под..брать, пр..образ, н..илучший;
Б. пр..обретенье, пр..светлый, пр..рост.
В. в..лелеять, обе..доленный, ра..грести;
Г. вз..скательный, от..скать, меж..гровой.

13. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется И?

А. беспоко..шься, брош..нный; Б. накорм..ть,
встревож..нный;
В. поджар..шь, независ..мый; Г. насыпл..шь,
подмеч..нный.

14. В каком варианте ответа указаны все
слова , где пропущена буква И?

А. кварц..вый, Б. заноч..вавший, В. изменч..вый, Г.
повизг..вать
1) А.Б.Г 2) А.Б.В 3 ) В.Г 4) А.Г

15. Укажите предложение с грамматической
ошибкой.

А. Я обращаюсь к журналистам с просьбой
поддержать эти требования.
Б. Мы опоздали на урок по независимым от нас
причинам.
В. Отец быстро присмирил сильно разбаловавшихся
детей.
Г. Мы долго наблюдали за летящими в синеве
журавлями.

16. Укажите предложение с грамматической
ошибкой

А. Лучшие работники были отмечены ценными
подарками.
Б. Мешок был порван, и из него сыпалась мука.
В. На столе стоял букет благоухающих роз.
Г. В моей комнате уже все было убрато.

17. Укажите пример с грамматической ошибкой

А. нет сапог Б. нет солдат В. нет мест Г. нет
партизанов

ОТВЕТЫ:

1234567891011121314151617
БГГБГБВВВАБВБ3БГГ

Список использованной литературы:

  1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т.
    Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания.– М.:
    «Экзамен», 2015.
  2. Коротченкова Л.В. Русский язык. 10 класс.
    Тесты. – Саратов: «Лицей», 2007.
  3. Коротченкова Л.В. Русский язык. 11 класс.
    Тесты. – Саратов: «Лицей», 2007.
  4. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические
    тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А,В.С 1-11 классы.–
    Ростов-на-Дону: «Легион», 2011.
  5. Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П.,
    Курятова В.М.
    Отличник ЕГЭ. Русский язык.
    Решение сложных заданий. – М.: «Интеллект-Центр»,
    2011.

Источник

Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:

Классификация ошибок по ФИПИ

  1. Грамматические ошибки.
  2. Речевые ошибки.
  3. Логические ошибки
  4. Фактические ошибки.
  5. Орфографические ошибки.
  6. Пунктуационные ошибки.
  7. Графические ошибки.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться,благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистамирублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнегопафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пишао жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
    Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
    Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
    В сочинении я хотел сказать о значении
    спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом —Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Этакнига научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки

Виды речевых ошибок:

  1. Типичные грамматические ошибки (К9)Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.
  2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
  3. Неразличение синонимичных слов — В конечномпредложении автор применяет градацию.
  4. Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  6. Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
  7. Нарушение лексической сочетаемости — ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
  8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передаетнам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
  9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  10. Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  12. Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: …даст.., научит… или …дает.., учит…);
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: … нужны сме­лость, знания, честность);
  2. Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять, но эта законо­мерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничи­тельная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «… всего две проблемы»);
  3. Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
  4. Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:

  1. Неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в приведённом предложе­нии, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
  2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знако­мо во многих странах (вместо слова изве­стно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и этонам неимпонирует (в дан­ном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены);
  3. Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста ве­селый, а не мажорный мотив застав­ляет нас задуматься (антитеза требует точ­ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
  4. Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

  1. сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
  2. в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.

Композиционно-текстовые ошибки

  1. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
  2. Ошибки в основной части.

    • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
    • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
    • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
  3. Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки

Фактические ошибки – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

  1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
  2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
  3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
  4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые (две негрубые считаются за одну):

    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

  1. Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Важно!!!

    • Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
    • Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
  2. Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)
Орфографические ошибки
  1. В переносе слов;
  2. ­ Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  3. ­ Прописная или строчная буквы
    • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
    • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
    • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми
    • частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
  4. Слитное / дефисное / раздельное написание

    • в названиях, с в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
    • на правила, которые не включены в школьную программу. Например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
Пунктуационные ошибки
  • Тире в неполном предложении;
  • Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • Запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • В передаче авторской пунктуации;
Графические ошибки

Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Распространенные графические ошибки:

  • Пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
  • Перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
  • Замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
  • Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях… (следует: даже).

Смотри также:

  • Критерии оценивания сочинения
  • Решай задания и варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами.

Источник