В каком предложении содержится антонимы не хвали себя
«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка (Упражнения и тест)
Cтраница 2 из 2
Тест по теме «Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка
1. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.
1) (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.
2) (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются.
3) (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное.
4) (26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много.
2. Укажите предложения, в которых использованы антонимы.
1) (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).
2) (17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника?
3) (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого.
4) (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.
3. В каком предложении есть контекстные антонимы?
1) (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его.
2) (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив.
3) (15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма.
4) (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи?
4. В каком предложении есть контекстные антонимы?
1) (15)Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов.
2) (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.
3) (24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится.
4) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
5. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
1) (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей!
2) (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно.
3) (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
4) (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки.
6. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.
1) (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках.
2) (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны.
3) (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
4) (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
7. В каком предложении автор использует языковые (не контекстные) синонимы?
1) (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
2) (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
3) (15)Поэт – это сейсмограф, компас.
4) (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.
8. В каком предложении есть синонимы?
1) (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!
2) (11)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления.
3) (26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий.
4) (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку…
9 Какие слова используются автором как контекстные синонимы?
1) правдиво — не ново (предложение (4)Знакомо… правдиво… не ново».
2) глубины — тонкости (предложение (16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.
3) мещанская — узкая (предложение (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле — не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.
4) работать — страдать (предложение (19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой пре¬красной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать.)
10. В каком предложении содержатся контекстные синонимы?
1) (11)Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной.
2) (13)Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане.
3) (21)— Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие — пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева.
4) (23)В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления — результате деятельности человека на Земле.
11. В каком предложении употребляются контекстные синонимы?
1) (6)Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь.
2) (26)Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.
3) (50)И я чувствую себя тщедушным и маленьким.
4) (52)И на здоровенные солдатские ботинки.
12. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?
1) . (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров!
2) .(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика.
3) (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»?
4) (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.
13. В каких предложениях употреблены контекстные синонимы?
1) (1)С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной.
2) (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.
3) (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод.
4) (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!
14. Какое слово является синонимом к слову СОЧИНЕНИЕ (предложение 2)?
(2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов.
1) фантазии
2) выдумки
3) басни
4) труды
15. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм
1) (1)… Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг.
2) (6)Пришлите сейчас же ко мне, – сказал он, – всех мальчиков нашего двора.
3) (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства.
4) (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери.
16. В каком предложении употребляется фразеологизм?
1) (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись.
2) (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.
3) . (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть.
4) (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий…
17. Укажите предложение, в котором не используется фразеологизм.
1) (1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».
2) (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
3) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
4) (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
18. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) (5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.
2) (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
3) (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
4) (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
19. В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм?
1) (1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому.
2) (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма!
3) (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры?
4) (16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее.
20. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»?
1) (7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
2) (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.
3) (20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…
4) (22)А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
Ответы:
<< Начало < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>
Источник
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»
Вариант 1.
1. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:
А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
В) Лексика – это словарный запас одного человека.
Г) Основная единица лексикологии – слово.
2. В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом В) этимологическом
Б) орфоэпическом Г) толковом
3. Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»?
А) внимательный В) чувствительный
Б) преданный Г) порядочный
4. Какое слово является однозначным?
А) изморозь В) кисть
Б) ручка Г) трубить
5. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
А) золотое кольцо
Б) тёмная ночь
в) серебряные волосы
Г) идет по дороге
6. В каком предложении есть метафора?
А) Завтра мы поедем на экскурсию.
Б) В саду пожелтели листья.
В) В саду горит костёр рябины красной.
Г) В этом году уродилось много яблок.
7. Из предложения Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев) выпишите слово, которое имеет переносное значение.
8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:
А) В зоопарке мы увидели гиппопотама. – Бегемоты водятся в Африке.
Б) В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.
В) Хорошо, когда среди жаркого дня польёт дождь. – Плохо, когда слякоть под ногами.
Г) Красивые стройные ели росли в зоопарке. – Самая большая ель была установлена на площади.
9. В каком предложении есть антонимы?
А) Рана заживает, а рубец остаётся.
Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.
В) Метель метёт, и вьюга плачет.
Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
10. В каком предложении есть синонимы?
А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
Б) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
Г) Яблоки не кислые, а сладкие.
11. Укажите ВЕРНОЕ суждение:
А) Слова конь и лошадь являются антонимами.
Б) Слова конь и лошадь являются синонимами.
В) Слова конь и лошадь являются омонимами.
Г) Слова плохой и хороший являются синонимами.
Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.
12. Выпишите из предложения слово – синоним к слову БЫСТРО.
13. Запишите антоним к слову ШИРОКОЙ.
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»
Вариант 2.
1. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:
А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
В) Лексикон – это словарный запас.
Г) Основная единица лексикологии – слово.
2. В каком словаре можно уточнить значение слова?
А) орфографическом В) толковом
Б) орфоэпическом Г) этимологическом
3. Какое слово имеет значение «безответственный, легкомысленный»?
А) бесполезный В) безалаберный
Б) несамостоятельный Г) неумелый
4. Какое слово является однозначным?
А) высший В) расцвести
Б) барсук Г) локоть
5. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
А) читает письмо
Б) ветер воет
в) старинная крепость
Г) хлебный магазин
6. В каком предложении есть метафора?
А) Упали первые капли дождя.
Б) Ребята поехали на соревнования.
В) Вода в реке стала холодная.
Г) В саду горит костёр рябины красной.
7. Из предложения Вздыхая, ширится волна (И. Бунин) выпишите слово(-а), которое (-ые) имеет(-ют) переносное значение.
8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:
А) Мальчик почти всегда улыбался. – Девочка немного грустная.
Б) Яблоня вся покрылась белым цветом. – На яблоне появились первые яблоки.
В) Бор – один из химических элементов. – Впереди мы увидели сосновый бор.
Г) Лошадь была со светлой гривой. – Конь оказался весьма резвый.
9. В каком предложении есть антонимы?
А) Хлеб мягкий, свежий.
Б) Ищи не дом, а соседей.
В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Г) Корень учения горек, а плод его сладок.
10. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.
Б) Сова спит днём, а охотится ночью.
В) В поэтической речи глаза часто называют очами.
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
11. Укажите ВЕРНОЕ суждение:
А) Слова день и ночь являются синонимами.
Б) Слова день и ночь являются антонимами.
В) Слова диван и кресло являются омонимами.
Г) Слова добрый (ребёнок) и добрый (конь) являются синонимами.
На нашем пути была красивая река с широкими берегами.
12. Выпишите из предложения слово – антоним к слову УЗКАЯ.
13. Запишите синоним к слову ПУТЬ.
Ответы к Контрольной работе по теме «Лексика. Культура речи».
Вариант 1 | Вариант 2 | |
В | 1. | А |
Г | 2. | В |
Г | 3. | В |
А | 4. | Б |
В | 5. | Б |
В | 6. | А, Г |
дышит | 7. | вздыхая |
Б | 8. | Г |
Г | 9. | Г |
А | 10. | В |
Б | 11. | Б |
бодро | 12. | широкими |
узкой | 13. | дорога |
Источник
I вариант
1. Определите значение слова РУКАВ.
2. Выпишите из словаря три устаревших слова, три диалектных слова, три заимствованных слова.
3. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
Поднялся сильный ветер и, и началась метель. С каждым новым порывом ветра метель усиливалась, и вот поднялась настоящая метель. Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель, превращаясь в настоящую метель.
4. Подберите антонимы к прилагательным:
1) свежий хлеб
2) свежий журнал
3) свежий ветер
5. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.
1) Говорит бело, а думает …
2) Кто много говорит, тот мало …
3) Ученье – свет, а неученье – …
6. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Метко 2. Неожиданно 3. Тесно 4. Темно 5. Опытный | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
7. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет
2) мягкий знак
3) мягкий мох
4) мягкий климат
8. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
9. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
10. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный
2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много
4) яблоку негде упасть – тесно
Дополнительное задание:
11. Объясните значение фразеологизмов:
1) Готов сквозь землю провалиться
2) Язык без костей
3) Волосы встали дыбом
12. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Глаза. Нос.
II вариант
1. Определите значение слова ЗАЯЦ.
2. Выпишите из словаря три неологизма, три жаргонизма (разговорных слова), три профессионализма.
3. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
У нас большой двор. В детстве он казался большим, но сейчас я вырос – то, что казалось большим, стало просто большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.
4. Подберите антонимы к прилагательным:
1) лёгкий вопрос
2) лёгкий рюкзак
3) лёгкий характер
5. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.
1) Добрая слава лежит, а худая …
2) Маленькое дело лучше большого …
3) Где умному горе, там дураку …
6. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать 2. Хвалить 3. Обманывать 4. Бить 5. Исчезать | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
7. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый
2) гигант – карлик
3) робкий – смелый
4) скромный – хитрый
8. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо
2) язык проглотить – вредно, тихо
3) под шумок – громко, открыто
4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
9. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней
2) ни два ни полтора
3) как звёзд на небе
4) лежать мёртвым грузом
10. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
Дополнительное задание:
11. Объясните значение фразеологизмов:
1) Семь пятниц на неделе
2) Фома неверующий
3) Тише воды, ниже травы
12. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:
Голова. Ноги.
Ответы.
I вариант | II вариант | |
6. | 1Д 2А 3Е 4Г 5З | 1Б 2Ж 3И 4В 5К |
7. | 3 | 4 |
8. | 3 | 3 |
9. | 2 | 3 |
10. | 3 | 4 |
11. | 1) неловкость, стыд 2) много говорит 3) испуг, ужас | 1) меняет свои решения 2) неверующий 3) кроткий, безобидный, незаметный |
12 – I в.
Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…
Нос – задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа…
12 – II в.
Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…
Ноги – уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…
Источник