В каком предложении контроль за распространением радиоактивных продуктов

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку.

Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ (план работы)

Для того чтобы найти главную информацию текста необходимо:

1) Внимательно прочитать текст;

2) Выделить опорные (повторяющиеся) слова и словосочетания;

!!!Опорные слова обязательно будут фигурировать в главной мысли;

3) Исключить несущественные описания, повторы, уход от основной темы, сократить текст “в уме” (грамматические основы предложений будут передавать основное содержание каждого предложения текста);

4) Исключить несущественные грамматические основы;

5) Определить логику текста (как развивается мысль, когда мы получаем новую информацию в тексте);

6) Составить самостоятельно предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная мысль;

7) Сопоставить получившееся предложение и варианты ответов;

8) Найти совпадающие с вашей главной мыслью варианты;

9) Записать ответ (учтите, что ответов должно быть не меньше двух, но может быть и больше) Чаще всего в качестве ответа, конечно, выступают 2 варианта.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<…> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

Укажите номера предложений, в которых верно передана

ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.

3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.

4) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.

5) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.
Ответ: 23|32

Теория к заданию 1 ЕГЭ.

1 задание посвящено поиску главной информации в тексте.

Любой текст, который вы когда-либо увидите, будет содержать разные виды информации.

Согласно точке зрения лингвиста И.Р. Гальперина, понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

Фактуальная информация – описание места, героев, событий;

Подтекстовая информация вообще не выражена чем-то конкретным;

Концептуальная информация – система взглядов, мыслей, чувств автора.

В 1 задании ЕГЭ по русскому языку нам предстоит работать с научным текстом. В таких текстах нет концептуальной и подтекстовой информации, необходимо работать с фактуальной информацией.

Одна и та же фактическая информация может быть как главной, так и второстепенной (дополнительной).

Дополнительная информация выступает в различных формах в виде определений, пояснений, объяснений, уточнений, присоединений.

В информативном тексте, представленном в 1 задании на первый план выходит функция сообщения новой информации, будь то научные, официально-деловые, общественно-политические или бытовые сведения.

Способы изложения материала в тексте

Существуют разные способы изложения материала в тексте:

1) Факт-вывод (от частного к общему: приводятся факты, связанные между собой выводом, который находится в конце текста).

Например. Памятники культуры бывают самые неожиданные. Например – дырка от выпавшего кирпича. В Софийском соборе в Вологде такая дырка была, и очень береглась. И дело было так. Иван Грозный любил Вологду и хотел сделать ее новой столицей своего государства, говорит предание. В один из приездов в Вологду из ноги архангела на своде выпал камень и раздробил палец ноги Ивана Грозного. Грозный принял это за дурную примету и больше в Вологду не приезжал. Как же было не радоваться вологжанам и столетиями не беречь то место, откуда выпавший камень спас Вологду? Традиция сохранять памятники – такая же, как сохранять обычаи. А дырка в фресках могла бы сохранить самые фрески от последующих записей. (Д. Лихачев);

2) Вывод – факт (от общего к частному: сначала дается какое-либо положение, потом оно поясняется, раскрывается примерами и т.д.)

Дедуктивное изложение

Например. По характеру передаваемого содержания различают общение информативное и фатическое. В информативном тексте автор сообщает факты, имея основной целью дать адресату новые знания о внешнем и внутреннем мире, во всем многообразии его существования. Здесь господствует именно функция сообщения новой информации, будь то научные или официально-деловые, или общественно-политические, или даже бытовые сведения. Фатическое общение имеет основную установку на речевой контакт, на контактоустановление и поддержание с собеседником речевых и социальных отношений, на их регулирование. Фатический текст рассчитан на поиск сочувствий, сопереживаний, солидаризации, вообще на утоление сенсорного голода. В область фатики входит речевой этикет, «пустая» бытовая речь, «болтовня», жанры «праздноречевые», заполнение пауз и т. п. (Н. Формановская);

Читайте также:  Какие продукты нельзя есть при кожной аллергии

Концентрическое изложение – расположение материала вокруг одного предмета изложения.

Если личное, индивидуальное имя есть у всех, то отчество, то есть именование по отцу, а может быть, и шире – именование по родителю, есть далеко не у всех народов мира. Если отвлечься от некоторых подробностей, в общем виде можно сказать так: у восточных народов, прежде всего у арабов и тюрков, отчество есть, хотя может и не быть фамилии, а у западных нет, или оно совсем не обязательно. Форма от имени отца или матери может использоваться в качестве обращения, как у арабов, может стоять пред индивидуальным именем, например, как у карелов, а может, как у нас, после. Даже у славян нет единства в этом вопросе, например, отчеств нет у чехов, болгар, поляков, сербов. (М. Рут «Имена и судьбы»)

3) Причина – следствие, следствие – причина.

Дается какое-либо положение и его причина. Такая логика свойственна для текстов, построенных по принципам хронологической и иерархической последовательности.

В главной информации должно быть следующее:

Текст – хронология

Термы не могли функционировать без водопровода, не меньшего чуда античного инженерного искусства. Первый из римских водопроводов – ровесник «царицы дорог» («Аппиевой дороги») – был построен в том же 312 г. до н. э. Аппием Клавдием. Он тянулся на 16,5 километров от городских ворот Рима до родника в каменоломнях, почти на всем протяжении под землей. Следующий по времени водопровод относился к 272 г. до н. э. Он снабжал Рим водой речки Анио и имел длину 70 километров. Всего в Риме к 226 г. н. э. было 11 водопроводов. Некоторые из них служат до сих пор. («Мифы и легенды Древней Греции»);

Текст – иерархия (поэтапная последовательность)

С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным. Одежда была не только прикрытием, но и символом… Яркие примеры символического значения определенных форм одежды представляют собой жесткие правила средневековых сословий или испанских монахов. Французская революция гильотинировала не только головы аристократов, но и парики в буквальном и переносном смысле. С этого времени отсутствие парика было таким же обязательным в обществе, каким сейчас в определенных кругах молодежи является ношение джинсов. Такие, дошедшие до нас от прежних времен правила стилизации внешности человека, хотя и в иной форме, обнаруживаются до настоящего времени. («Иллюстрированная энциклопедия моды»);

4. Сравнение, сопоставление. (главная информация – это выявление результатов сопоставления)

Например. Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами? (А. Пиз «Язык телодвижений»);

Научные деятели редко испытывают нервные потрясения. У них нет времени на такую роскошь. Почему волнения отступают, когда человек занят? Психологи объясняют это действием следующего закона: для любого человеческого ума, даже самого гениального, невозможно в один и тот же промежуток времени обдумывать более чем одну проблему.

Если вы рисуете крупный план в перспективе, определите место для трех возможных проявлений стекла, которые вам нужно изобразить. Глядя прямо сквозь стекло, вы увидите там искаженную реальность либо цветы, сладости, стеклянные фигурки и прочие безделушки, если это стекло буфета. В зависимости от его окраски предметы будут казаться цветными или темными. Цвет стекла сгущается, если глядеть на него сбоку, под углом, и тогда уже ничего сквозь него не видно.

Источник

Определение главной информации в тексте

Первое задание ЕГЭ по русскому языку связано с приведенным в нем небольшим текстом и направлено на проверку умения учащихся выявлять ключевую информацию, содержащуюся в нем, путем выбора  нескольких правильных ответов из пяти вариантов (как правило, двух). За успешное выполнение этого задания можно получить 1 балл.

В общем, это упражнение не кажется сложным, однако выпускники все же допускают в нем ошибки.

Для того чтобы их избежать, нужно использовать следующий алгоритм действий.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Определяем тему текста.
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы, суммируем мысли трёх предложений, чтобы получить основную мысль (идею) текста.
  3. Исключаем варианты, которые искажают содержание текста либо отражают мысль лишь одного из предложений.
  4. Ищем два правильных ответа, которые обычно имеют аналогичное с предложенным текстом содержание, одну и ту же тему текста и основную мысль, различаясь лишь речевым оформлением.
Читайте также:  В каких продуктах есть клейчатка

Бывает, что смысл верных вариантов не полностью совпадает, а дополняет друг друга. Также очень часто нужные номера ответов являются самыми длинными из предложенных в тесте. Соответственно самые короткие, как правило, содержат мысль лишь одного из предложений текста, поэтому они нам не подойдут.

Теория к заданию №1 ЕГЭ по русскому

Текст – речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Тема текста – то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль (идея) текста – то, что хотел сказать автор читателю.

Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.

Ключевые слова – слова, несущие основную информацию в тексте.

Разбор типовых вариантов задания №1 ЕГЭ по русскому языку

Первое задание демонстрационного варианта 2020

(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<…> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.
  2. Компьютер не наделён творческим потенциалом, как считают многие, а является лишь удобным современным инструментом в реализации творческого замысла художника-дизайнера.
  3. Компьютер — умная машина, способная к самостоятельному творчеству.
  4. Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.
  5. Компьютер — удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – роль компьютера в творческом процессе.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: появление компьютера дало художнику преимущества (1), за счёт массы преимуществ кажется, что машина творит сама (2), на самом деле она лишь умный инструмент в руках творческого человека (3).
  3. Нетрудно заметить, что ответы 1 и 3 противоречат содержанию текста, поэтому исключаем их.
  4. Среди оставшихся вариантов замечаем, что четвёртое предложение повторяет мысль только одного из предложений текста.
  5. Следовательно, правильные ответы 2 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.

Ответ: 25

Первый вариант задания

(1) В старину пчеловоды умели управлять деятельностью пчёл, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения: стремясь направить пчёл, например, на цветущую липу, на ночь или рано утром угощали их липовым мёдом, а когда зацвела гречиха — гречишным мёдом.

(2) Этот простой приём, называемый условно дрессировкой, широко используется и в современном пчеловодстве, только вместо мёда пчёлам дают надушенный сахарный сироп. (3)<…> пчёлы, попробовавшие сироп с определённым запахом, не только сами участвуют в собирании нектара с этим запахом, но и мобилизуют своих сестёр на поиски нужного медоноса, что позволяет значительно увеличить количество нектара, собранного с определённых растений.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Пчеловоды издавна умели управлять пчёлами, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения.
  2. «Дрессировка» пчёл с помощью вещества с определённым запахом, издавна известная пчеловодам, широко используется и в наши дни для увеличения количества нектара, собираемого с определённых растений.
  3. Пчёлы, которые попробовали сироп с определённым запахом, мобилизуют других пчёл на поиски нужного медоносного растения.
  4. В современном пчеловодстве широко используется так называемая дрессировка пчёл, при которой насекомых с помощью того или иного сорта мёда направляют на определённые медоносные растения.
  5. Используя вещества с определённым запахом, пчеловоды с давних пор и по настоящее время «дрессируют» пчёл, благодаря чему насекомые направляются на нужные медоносные растения, что позволяет увеличить количество нектара, собранного с определённых цветов.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – дрессировка в пчеловодстве.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: метод дрессировки пчёл сложился в старину (1), его применяют в современное время, но с использованием сахарного сиропа (2), пчёлы, попробовав сироп, привлекают других особей к сбору нектара, тем самым увеличивая его количество.
  1. Нетрудно заметить, что первый и третий варианты содержат мысли отдельных предложений, поэтому исключаем их.
  2. Сравнивая оставшиеся варианты, видим, что в четвёртом варианте не упоминается, что метод сложился уже в старину, а также искажается информация: пчёл «дрессируют» не с помощью мёда, а с помощью специального сиропа.
  3. Остаются только варианты 2 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.
Читайте также:  Диетическое питание какие продукты можно есть

Ответ: 25

Второй вариант задания

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3)<…>, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов используются алмазы, которые обладают особой твёрдостью.
  2. Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.
  3. Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.
  4. Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.
  5. Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – алмазы.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: алмазы – это твёрдые камни (1), благодаря этому свойству его используют при изготовлении не только бриллиантов, но и режущих и точильных инструментов (2), один из примеров – зубоврачебный бор (3).
  3. Предложений, противоречащих содержанию текста, у нас нет.
  4. Остаётся искать варианты, которые бы полностью отражали основную мысль текста: алмазы из-за своей твёрдости используются для изготовления алмазов и режущих и точильных инструментов. Зубоврачебный бор нас мало интересует, он приводится как один из вариантов точильного инструмента. Поэтому варианты 2, 3 и 5, содержащие мысль лишь одного из предложений текста, мы исключаем
  5. Следовательно, правильные ответы 1 и 4. При прочтении очевидно, что в них передается одна и та же мысль, изложенная несколько по-разному.

Ответ: 14

Третий вариант задания

(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<…> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
  2. Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.
  3. Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
  4. Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
  5. Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – грунтовые воды.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: захоронения радиоактивных продуктов могут загрязнять грунтовые воды (1), чтобы это предотвратить, нужно следить за движением грунтовых вод (2), такой контроль возможен с помощью специальных карт движения грунтовых вод (3).
  3. Варианты 1 и 5 противоречат содержанию текста: про наблюдательные скважины в тексте не упоминалось, а контроль важен не сам по себе, а в связи с возможным загрязнением. Исключаем эти варианты.
  4. Из оставшихся предложений видим, что четвёртое предложение повторяет мысль только первого предложения текста.
  5. Остаются ответы 2 и 3. При прочтении очевидно, что в них приведены верные факты, отображенные в ключевых фразах.

Ответ: 23.

Источник