В каком предложение содержится слово со значением

В каком предложение содержится слово со значением thumbnail

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 45 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде числа или слов в специально отведенном для этого месте. В работе будут задания, в которых надо записать решение или краткий ответ и объяснение этого ответа. Внимательно читай задания! Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Вариант 1 _________________________________________________

1. В каком ряду даны только звонкие согласные?

  1. [c], [ш]

  2. [л] , [к]

  3. [м], [р]

  4. [ч], [б]

2. Найди транскрипцию к слову ветка.

  1. [в э т к а]

  2. [вי э т к а]

  3. [вי е т к а]

  4. [в е т к а]

3.В каком слове ударение падает на второй слог?

  1. впереди

  2. овощи

  3. космонавт

  4. звонит

4. В каком ряду оба слова являются однокоренными?

  1. паук, паутина

  2. дорога, путь

  3. мешок, мешать

  4. история, летопись

5.Какое слово нельзя перенести?

  1. роща

  2. искра

  3. зола

  4. огонь

6. В каком слове на месте пропуска должна быть буква Т ?

  1. опас…ный

  2. напрас…ный

  3. вкус…ный

  4. радос…ный

7. Укажи раздельное написание.

  1. (по)пал в мишень

  2. (за)шёл в магазин

  3. (на)брали много грибов

  4. бежал (по)дорожке

8. Разберите слова по составу:

полетел придорожный кофе

9. Подчеркните служебные части речи:

Имя существительное, прилагательное, частица, союз, глагол, предлог, наречие.

10. В каком слове пропущена безударная гласная Е ?

  1. скр…пучий

  2. кр…чать

  3. б…гуны

  4. ц…ркач

11. В словах какого ряда в обоих случаях пропущена буква Ь?

  1. от…езд, об…явление

  2. с…ёмка, сем…я

  3. солов…и, в…юга

  4. об…единить, л…ются

12. Укажи главные члены предложения.

В воздухе кружились пушистые снежинки.

  1. В воздухе кружились

  2. Пушистые снежинки

  3. Кружились снежинки

  4. Кружились пушистые снежинки

13. В предложении В учебнике по математике много занимательных заданий.

слово по математикестоит в

  1. Именительном падеже

  2. Дательном падеже

  3. Творительном падеже

  4. Предложном падеже

14.Какое существительное относится к третьему склонению?

  1. внучка

  2. глаз

  3. сырость

  4. риск

15. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно законченный текст.

  1. Котята устроили на столе беспорядок.

Б. Однажды мальчик готовил уроки и не убрал со стола тетради и книги.

  1. Пушок и Барсик прыгнули на стол.

Г. У Володи жили котята Пушок и Барсик.

  1. ______ 2) ______3) _____ 4) ______

Прочитай текст и выполни задания 16-18

(1)За то, что Колька лечил больных и раненых птиц, мама называла его птичьим доктором. (2) Колька отпускал своих пациентов сразу, как только они выздоравливали. (3) Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого было не по себе. (4) – Неужели они совсем не привыкают ко мне? Так торопятся … – жаловался он маме. (5) – Они хотят показать тебе, как окрепли их крылья – в этом и есть их благодарность.

(По А. Алексину)

    1. Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

  1. Раненые птицы

  2. Птичья благодарность

  3. Клетка с птицами

  4. Коля и мама

    1. В каком предложении содержится слово со значением «стать сильнее»?

  1. В предложении 1

  2. В предложении 2

  3. В предложении 3

  4. В Предложении 5

    1. Когда Колька отпускал своих пациентов?

  1. когда они выздоравливали

  2. когда они ему надоедали

  3. когда наступала весна

  4. когда птицы начинали шуметь

Источник

  • Какой ряд слов является синонимическим?
    A) Холод, зной, ветер.
    B) Погода, климат, температура.
    C) Лебедь, ворона, скворец.
    D) Родина, отчизна, отечество.
    E) Часы, пояс, гребень.
    2. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
    A) Желтые листья медленно падали на землю.
    B) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
    C) И редкий солнца луч, и первые морозы.
    D) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
    E) Тёмная вода и громады утесов на берегу создавали величественную картину.
    3. Укажите ряд, включающий антонимы:
    A) Чистый, свежий.
    B) Высокий, низкий.
    C) Адресат, адресант.
    D) Умный, мудрый.
    E) Окно, подоконник.
    4. В  каком  ряду  все  слова- синонимы?
    A) Лингвист,  историк,  литературовед
    B) Изучать, упрамиться,  штудировать.
    C) Фрукты, овощи, вишня
    D) исполнитель, конкурент,  дебютант.
    E) время, период, эпоха, эра
    5. Укажите ряд, состоящий из многозначных слов:
    A) Велосипед, мотоцикл, трамвай.
    B) Автобус, пианино, гитара
    C) Гипотенуза, Ом, бином,
    D) Дорога, лист, стол.
    E) Снегоход, снегирь, снегурочка.
    6. В каком ряду представлены омонимы:
    A) Кран, перо, лук.
    B) Город, село, поселок.
    C) Подозрительно, неспроста, недаром.
    D) Листья, яблоня, мята.
    E) Юг, байдарка, май.
    7. Укажите предложение с переносным значением слов.
    A) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
    B) Бери же скорей кисть и рисуй портреты со всего города!
    C) Полировка мрамора дает сильный зеркальный блеск.
    D) Пришла пора капусту рубить.
    E) Ослепительный свет солнца.
    8. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
    A) Строевой лес, строевой командир
    B) Тревожный день, беспокойный день.
    C) Еда, пища, кушанье
    D) Бросать, кидать, швырять.
    E) Метель, пурга, буран.
    9. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
    A) Ротация, литеры, матрица.
    B) Бесконечный, бескрайний, необъятный.
    C) Письменный стол, обеденный стол.
    D) Капитанская рубка, рубка леса.
    E) Мчаться, бежать, нестись.
    10. Найдите строчку антонимов:
    A) Опыт, открытие.
    B) Легко, трудно.
    C) Доклад, сообщение.
    D) Вывод, результат.
    E) Знание, умение.
    11. Найдите строчку антонимов.
    A) Улыбка, привет.
    B) Внимание, новости.
    C) Жара, холод.
    D) Цветы, букет.
    E) Новость, сообщение.
    12. Найдите строчку антонимов.
    A) Правда, ложь.
    B) Значение, смысл.
    C) Успех, триумф.
    D) Вера, удача.
    E) Доброта, милосердие.
    13. Найдите строчку синонимов.
    A) День, ночь.
    B) Жара, холод.
    C) Утро, вечер.
    D) Пурга, буран.
    E) Рассвет, полночь.
    14. Найдите строчку синонимов.
    A) Издание, поручение.
    B) Открытие, известность.
    C) Изречение, афоризм.
    D) Поиск, неудача.
    E) Причина, следствие.
    15. Найдите строчку синонимов.
    A) Книга, газета.
    B) Роман, телепередача.
    C) Конец, начало.
    D) Содержание, заключение.
    E) Отрывок, фрагмент.
    17. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: Лексическое значение- это …
    A) Начальная форма слова.
    B) Толкование, значение слова.
    C) Скрытый смысл слова.
    D) Принадлежность к стилю.
    E) Словарный состав языка.
    18. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ: Синонимы – это слова…
    A) с противоположным значением
    B) одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения
    C) одной и той же части речи, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные
    D) которые имеют переносное значение.
    E) имеющие несколько лексических значений.
    28. Определите,  в каком варианте содержится правильный ответ: 
    Слова  многозначные…
    A) обозначают одно и то же , отличаются оттенками значений.
    B) имеют несколько лексических значений.
    C) одинаковы по звучанию и написанию , но разные по значению.
    D) имеют переносное значение.
    E) имеют несколько лексических значений.
    19. Определите, в каком варианте содержится правильный ответ:
    Слова однозначные….

    A) обозначают одно и то же, отличаются оттенками значений.
    B) имеют несколько лексических значений.
    C) имеют одно значение.
    D) имеют переносное значение.
    E) одинаковые по звучанию и написанию , но разные по значению.
    20. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
    A) Ледяная глыба.
    B) Голубое море.
    C) Копировать чертеж.
    D) Ослепительная красота.
    E) Железные гвозди.
    21. Определите, в каком варианте слова устаревшие:
    A) Кафтан, ендова, светец.
    B) Аквариум, вентилятор, фонтан.
    C) Акванавт, луноход, прилуниться.
    D) Коксохимия, шихта, шамот.
    E) Яруга, кочет, буран.

  • 1-D. 2-B. 3-B. 4-E. 5-D. 6-A. 7-A. 8 –A. 9-D. 10-B. 11-C. 12-A. 13-D. 14-C. 15-E. 16-B. 17-B. 18-E. 19-C. 20-D. 21-A

    Источник

    Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

    Вариант 1.

    1.      Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:

    А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

    Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

    В) Лексика – это словарный запас одного человека.

    Г) Основная единица лексикологии – слово.

    2.      В каком словаре можно уточнить значение слова?

    А) орфографическом                 В) этимологическом

    Б) орфоэпическом                      Г) толковом

    3.      Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»?

    А) внимательный                      В) чувствительный

    Б) преданный                             Г) порядочный

    4.      Какое слово является однозначным?

    А) изморозь                                   В) кисть

    Б) ручка                                          Г) трубить

    5.      Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

     А) золотое кольцо

     Б) тёмная ночь

     в) серебряные волосы

     Г) идет по дороге

    6.      В каком предложении есть метафора?

    А) Завтра мы поедем на экскурсию.

    Б) В саду пожелтели листья.

    В) В саду горит костёр рябины красной.

    Г) В этом году уродилось много яблок.

    7.      Из предложения Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев) выпишите слово, которое имеет переносное значение.

              8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:

                      А) В зоопарке мы увидели гиппопотама. – Бегемоты водятся в Африке.

                      Б) В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.

                      В) Хорошо, когда среди жаркого дня польёт дождь. – Плохо, когда слякоть под ногами.

                     Г) Красивые стройные ели росли в зоопарке. – Самая большая ель была установлена на площади.

          9. В каком предложении есть антонимы?

    А) Рана заживает, а рубец остаётся.

    Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

    В) Метель метёт, и вьюга плачет.

    Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

           10. В каком предложении есть синонимы?

    А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

    Б) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

    В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

    Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

           11.  Укажите ВЕРНОЕ суждение:

    А) Слова конь и лошадь являются антонимами.

    Б) Слова конь и  лошадь являются синонимами.

    В) Слова конь и лошадь являются омонимами.

    Г) Слова плохой и хороший являются синонимами.

    Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.

          12. Выпишите из предложения слово – синоним к слову БЫСТРО.

         13. Запишите антоним к слову ШИРОКОЙ.

    Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

    Вариант 2.

    1.      Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:

    А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

    Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

    В) Лексикон – это словарный запас.

    Г) Основная единица лексикологии – слово.

    2.      В каком словаре можно уточнить значение слова?

    А) орфографическом                 В) толковом

    Б) орфоэпическом                      Г) этимологическом

    3.      Какое слово имеет значение «безответственный, легкомысленный»?

    А) бесполезный                                       В) безалаберный

    Б) несамостоятельный                            Г) неумелый

    4.      Какое слово является однозначным?

    А) высший                                      В) расцвести

    Б) барсук                                         Г) локоть

    5.      Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

     А) читает письмо

     Б) ветер воет

     в) старинная крепость

     Г) хлебный магазин

    6.      В каком предложении есть метафора?

    А) Упали первые капли дождя.

    Б) Ребята поехали на соревнования.

    В) Вода в реке стала холодная.

    Г) В саду горит костёр рябины красной.

    7.      Из предложения Вздыхая, ширится волна (И. Бунин) выпишите слово(-а), которое (-ые) имеет(-ют) переносное значение.

              8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:

                      А) Мальчик почти всегда улыбался. – Девочка немного грустная.

                      Б) Яблоня вся покрылась белым цветом. – На яблоне появились первые яблоки.                 

                    В) Бор – один из химических элементов. – Впереди мы увидели сосновый бор.                       

    Г) Лошадь была со светлой гривой. – Конь оказался весьма резвый.

          9. В каком предложении есть антонимы?

    А) Хлеб мягкий, свежий.

    Б) Ищи не дом, а соседей.

    В) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

    Г) Корень учения горек, а плод его сладок.

            10. В каком предложении есть синонимы?

    А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.

    Б) Сова спит днём, а охотится ночью.

    В) В поэтической речи глаза часто называют очами.

    Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

          11.  Укажите ВЕРНОЕ суждение:

    А) Слова день и ночь являются синонимами.

    Б) Слова день и ночь являются антонимами.

    В) Слова диван и кресло являются омонимами.

    Г) Слова добрый (ребёнок) и добрый (конь) являются синонимами.

    На нашем пути была красивая река с широкими берегами.

          12. Выпишите из предложения слово – антоним к слову УЗКАЯ.

         13. Запишите синоним к слову ПУТЬ.

    Ответы к  Контрольной работе по теме «Лексика. Культура речи».

    Вариант 1

    Вариант 2

    В

    1.

    А

    Г

    2.

    В

    Г

    3.

    В

    А

    4.

    Б

    В

    5.

    Б

    В

    6.

    А, Г

    дышит

    7.

    вздыхая

    Б

    8.

    Г

    Г

    9.

    Г

    А

    10.

    В

    Б

    11.

    Б

    бодро

    12.

    широкими

    узкой

    13.

    дорога

    Источник

    1. Словосочетание, которое содержит слово в прямом значении:
    а) золотой браслет +
    б) золотой человек
    в) золотые руки

    2. В каком предложении есть метафора:
    а) Упали первые капли дождя.
    б) Не жаль души сиреневую цветь. +
    в) Вода в реке стала холодная.

    3. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении:
    а) горное ущелье
    б) написать быстро
    в) жемчужный иней +

    4. Какое слово является однозначным:
    а) барсук +
    б) высший
    в) расцвести

    5. Какое слово имеет значение «безответственный, легкомысленный»:
    а) несамостоятельный
    б) бесполезный
    в) безалаберный +

    6. Какое словосочетание содержит слово в прямом значении:
    а) железный характер
    б) железная деталь +
    в) железная воля

    7. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении:
    а) железная болванка
    б) железная деталь
    в) железная хватка +

    8. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении:
    а) железный характер +
    б) железный станок
    в) железная руда

    9. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении:
    а) золотой браслет
    б) золотые зубы
    в) золотой характер +

    10. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении:
    а) золотая цепочка
    б) золотые руки +
    в) золотой крестик

    11. В каком предложении есть метафора:
    а) В саду горит костёр рябины красной. +
    б) Завтра мы поедем на экскурсию.
    в) В этом году уродилось много яблок.

    12. В каком предложении нет метафора:
    а) У него были золотые руки.
    б) В саду пожелтели листья. +
    в) В саду горит костёр рябины красной.

    13. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении:
    а) Серебряный век +
    б) серебряный крестик
    в) серебряная цепочка

    14. Какое слово является однозначным:
    а) ключ
    б) ручка
    в) изморозь +

    15. Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»:
    а) порядочный +
    б) внимательный
    в) преданный

    16. К какому слову нельзя подобрать синоним:
    а) машина
    б) пенал +
    в) дорога

    17. Какое слово можно найти в словаре омонимов:
    а) тетрадь
    б) снег
    в) бокс +

    18. Слово, которое будет синонимом к прилагательному смелый:
    а) пугливый
    б) бесстрашный +
    в) трусливый

    19. Ученик подбирал к словам антонимы. Найди ошибку в его работе:
    а) редкий – частый
    б) яркий – бледный
    в) жаркий – знойный +

    20. Многозначное слово:
    а) телефон
    б) лист +
    в) собака

    21. Четвероклассники группировали слова по их лексическому значению. Кто из них допустил ошибку:
    а) Анна: град, снег, солнце +
    б) Иван: диван, стол, кресло
    в) Даша: туфли, сапоги, валенки

    22. Какое из представленных слов выполняет, кроме номинативной, еще и экспрессивную функцию:
    а) уши
    б) лепешки +
    в) руки

    23. Какой из этих терминов не означает «слово в переносном значении»:
    а) метафора
    б) метонимия
    в) аллитерация +

    24. Какой из этих терминов означает «слово в переносном значении»:
    а) аллитерация
    б) синекдоха +
    в) прострация

    25. Необходимо выбрать верное утверждение:
    а) значение многозначных слов можно узнать в этимологическом словаре
    б) многозначные слова толкуются в словаре несколькими статьями
    в) среди значений многозначного слова часто есть прямые и переносные +

    26. Каждое слово имеет:
    а) только грамматическое значение
    б) лексическое и грамматическое значение +
    в) только лексическое значение

    27. Необходимо указать предложение, в котором повторяющееся слово употреблено в переносном значении:
    а) Стеклянными глазами мужчина смотрел на всё происходящее +
    б) Мама налила воду в стеклянную банку
    в) На полке стояла стеклянная ваза

    28. Существует перенос:
    а) по принципу снежности
    б) часть вместо разделенного
    в) по принципу смежности +

    29. Существует перенос:
    а) часть вместо целого +
    б) по принципу похожести
    в) часть вместо разделенного

    30. Существует перенос:
    а) часть вместо разделенного
    б) по принципу сходства +
    в) по принципу похожести

    Источник

    А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    1) вклЮчим 2) зАсветло 3) пАртер 4) принЯл

    А2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?

    1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.

    2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.

    3) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.

    4) Русский язык — это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.

     А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    1) прочитая рассказ

    2) менее значительный

    3) в две тысячи пятом году

    4) поезжай домой

     А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Изучая растения средней полосы,

    1) у меня появился интерес к этой проблеме.

    2) некоторые из них используются для озеленения участков.

    3) они были собраны в гербарий.

    4) обратите внимание на их отличия от растений других зон.

     А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

    1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

    2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.

    3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.

    4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

     А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    1) Соседка поздоровалась и пошла к такси, которое стояло у подъезда.

    2) Только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое приведёт к развитию способностей.

    3) К сожалению, есть ребята, которые за всю школьную жизнь не решили самостоятельно ни одной задачи.

    4) Инженеры постоянно вносят изменения в конструкции отдельных узлов автомобиля, которые позволяют сделать их работу более экономичной и эффективной.

     Прочитайте текст и выполните задания А7 — А12.

    (1)… (2)А вот, например, человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50—100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ, обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров, способствуя укреплению костной ткани зубов. (5) При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)… цинга часто поражала мореплавателей, долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.

     А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    1) Аскорбиновая кислота, или витамин С, участвует в организме во многих ферментативных реакциях.

    2) Витамин С необходим для синтеза белка соединительной ткани животных — коллагена.

    3) На фармацевтических фабриках аскорбиновую кислоту получают из дешёвого доступного сырья — глюкозы.

    4) Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту.

     А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

    1) Одним словом,

    2) В силу того что

    3) Поэтому

    4) Вопреки этому

     А9. Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

    1) людям необходимо получать (предложение 3)

    2) дёсны становятся слабыми [и] начинают кровоточить (предложение 5)

    3) не образуются волокна (предложение 5)

    4) цинга поражала (предложение 6)

     А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

    1) сложносочинённое

    2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

    3) сложноподчинённое

    4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

     А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЁННЫХ из шестого (6) предложения текста.

    1) страдательное причастие

    2) прилагательное

    3) деепричастие

    4) действительное причастие

     А12. Какое слово в тексте имеет значение «система однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности»?

    1) пища (предложение 3)

    2) витамин (предложение 3)

    3) ткань (предложения 4, 5)

    4) десна (предложение 5)

     А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
    Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.

    1) 1
    2) 2

    3) 2, 3

    4) 1, 2, 3

     А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    1) сх..матический, к..мпонент, предл..гается

    2) обн..влённый, сост..вление, проб..раться

    3) сист..матизация, ф..рмулировка, ум..лчать

    4) обог..щение, сл..гаемое, д..льнейшая

     А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

    1) пр..красный, пр..тендент, пр..вередливый

    2) бе..вкусный, и..пить, чере..чур

    3) п..едестал, в..юга, пред..юбилейный

    4) поз..вчерашний, р..столковать, пр..дедушка

     А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

    1) туш..шь, сдерж..нный

    2) дыш..шь, движ..мый

    3) неж..шься, изуч..нный

    4) кудахч..шь, немину..мый

     А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

    А. ута..вать
    Б. фасол..вый
    В. повел..вать
    Г. назойл..вый

    1) А, Б, Г

    2) А, Б

    3) А, Г

    4) Б, В

     А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

    1) Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.

    2) Желтоватая мгла, (не)похожая на пыль, поднималась на востоке.

    3) Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.

    4) Наречия — (не)изменяемые слова.

     А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

    1) ЧТО(БЫ) воспитать щенка, необходимо много усилий, ЗА(ТО) сколько радости он вам доставит!

    2) Младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье, (ПО)ЭТОМУ у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в день рождения.

    3) ЧТО(БЫ) рыба клевала ТАК(ЖЕ) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

    4) Я благодарю Вас, а ТАК(ЖЕ) Вашего секретаря ЗА(ТО), что мне дали возможность изучить этот проект.

     А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

    Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.

    1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

     А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

    1) 1, 2

    2) 3, 4

    3) 1, 2, 3

    4) 1, 2, 3, 4

     А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

    1) 1, 2, 3, 4

    2) 1, 2

    3) 3, 4

    4) 1, 3

     А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.

    2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.

    3) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.

    4) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

     А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совершенно разных по своим очертаниям берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низкий, пологий, болотистый у воды.

    1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

    2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

    3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

    4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

     А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

    1) 1,2,4 2) 2 3) 1,3 4) 2, 4

     А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.

    1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1,3 4) 3, 4

     А27. Прочитайте текст.
    За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты — лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. Чтобы спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

    В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    1) Природные катастрофы; засухи, наводнения, пыльные бури и лесные пожары, оползни и снежные лавины в горах — зачастую являются результатом деятельности человека, нарушающей законы природы.

    2) Ни одна продуманная и хорошо организованная система мер не поможет сохранить природу, если человечество допустит, чтобы произошла техногенная или природная катастрофа.

    3) Результатом интенсивной хозяйственной деятельности человека стало разрушение многих природных ландшафтов, обмеление и загрязнение рек и озёр, сокращение площадей лесов, уничтожение сотен видов животных и растений.

    4) Последствия разрушения природы в результате бездумной хозяйственной деятельности человека гибельны для человечества, поэтому сегодня необходима система мер по сохранению природы.

     Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1—В8; С1.

    (1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. (2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10)«Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него. — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (П)Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! (12)«Эхе-хе!» — думаешь себе…

     А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

    1) Чинопочитание преображает человека внешне.

    2) На Руси обращение к человеку зависело от его социального положения.

    3) Преклонение перед чинами переносилось из канцелярий и ведомств в повседневную жизнь.

    4) Иностранцы строят своё общение с русскими людьми в зависимости от финансового положения последних.

     А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

    1) В предложениях 1—2 представлено рассуждение.

    2) Предложение 7 подтверждает содержание предложения 6.

    3) В предложении 8 представлено повествование.

    4) В предложении 10 содержится элемент описания.

     А30. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.

    1) 6

    2) 7

    3) 8

    4) 4

     В1. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.

     В2. Из предложения 8 выпишите все подчинительные союзы.

     В3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ПОПОДЛИЧАЕТ ПЕРЕД ПЕРВЫМ (предложение 3).

     В4. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в состав которого входит(-ят) односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые). Напишите номер этого сложного предложения.

     В5. Среди предложений 3-9 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

     В6. Среди предложений 2-6 найдите сложное предложение, в котором есть только придаточное уступительное. Напишите номер этого сложного предложения.

     В7. Среди предложений 1-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

     В8. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка (цифры вписать через запятую, без пробелов, как они должны идти в тексте).

    «Особенности поэтики Н.В. Гоголя ярко проявляются в эпизоде из романа «Мёртвые души». Обращение к персонажам античной мифологии, а также использование таких синтаксических средств, как_______ (например, «пересчитать нельзя» в предложении 2) и_______ (в предложении 6), употребление тропов:_______ («высматривает орлом», «куропаткой спешит» в предложе ниях 7, 8) и_______ («уничтожился в песчинку» в предложении 9) — отражают неравнодушное отношение автора к изображаемому и создают в тексте особую ироническую интонацию, характерную для творчества Н.В. Гоголя».

    Список терминов: 1) риторический вопрос 2) лексический повтор 3) разговорная лексика 4) метонимия 5) литота 6) эпитеты 7) вопросно-ответная форма изложения 8) сравнение 9) инверсия

      Ответы.

    ЧАСТЬ 1:

    А1-2