В каком предложение содержатся антонимы

Тест на тему Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Вариант 2

А1. В каком предложении вместо слова ИЗОБРЕТА­ТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ?

1) С таким ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ парнем нигде не пропадёшь.
2) Фролов был человек ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ, на­стоящий выдумщик.
3) ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ ум выручал его во многих сложных ситуациях.
4) Руководство завода оценило его ИЗОБРЕТАТЕЛЬ­НЫЙ талант.

А2. Какое предложение содержит антонимы?

1) Храните деньги не в стеклянных банках, а в государ­ственных банках.
2) Застучали первые капли дождя, и вскоре начался ливень.
3) Грустя, и плача, и смеясь, звенят ручьи моих стихов…
4) На хорошем шоссе кавалерия отставала от мотопе­хоты, но в лесисто-болотистой местности конница могла наступать с вполне сравнимым с мотопехотой темпом.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фра­зеологизм?

1) И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.
2) Штольц часто уезжал из Петербурга, и Обломов опять ввергался весь по уши в своё одиночество и уныние.
3) С четырёх часов Невский проспект пуст, но с наступ­лением сумерек опять оживает.
4) Все дворовые постройки северного крестьянского дома находились под одной крышей.

А4. Укажите значение слова ТРИВИАЛЬНЫЙ в данном предложении.
В молодости стремление к борьбе с установленны­ми, тривиальными мнениями придавало иногда моим писаниям задиристый, запальчивый, крикливый ха­рактер, от которого я избавился лишь в зрелые годы.

1) устаревший
2) лишённый оригинальности, новизны
3) острый
4) критический

А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?

1) стремление
2) писаниям
3) крикливый
4) зрелые

А6. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Сегодня жарко, одену что-нибудь лёгкое.
2) Картины волжских просторов противопоставлены картине душной атмосферы Калинова.
3) Согнувшись вдве погибели, он переступил порог низкого домика.
4) Компания, представляющая свои услуги в сфере мобильной связи, должна обоснованно подходить к утверждению тарифов.

Прочитайте стихотворение и выполните задание В1.

(1)Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

(2)Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
(З)Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

(4)На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на ос­нове текста стихотворения А.А. Фета «Вечер».
В этом фрагменте рассматриваются языковые осо­бенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков ци­фры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на ме­сте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточ­ки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробе­лы не используются.

В предложении 1, составляющем первую строфу, поэт использует ___ – средства выразительности, создающие атмосферу таинственности, эффект са­мопроизвольной жизни природы. ___(в первых трёх строчках), два из которых являются в то же вре­мя ___, делают картину вечера зримой, одухотво­рённой. Природа наделяется живой душой – этому способствуют ___(предложения 1, 2, 4). Разные виды ___(предложения 2, 3) оставляют ощущение текучести, переменчивости, едва заметных и посто­янных изменений природы.

Список терминов:
1) антонимы
2) олицетворения
3) эпитеты
4) безличные глаголы
5) однокоренные слова
6)гиперболы
7) сравнения
8)анафора
9) синтаксический параллелизм

Ответ: 

А1А2А3А4А5А6В1
4322324, 3, 1, 2, 7

Ответы на Вариант 1

Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. Тесты 10 класс. Ответы на другие задания.

Источник

«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка (Упражнения и тест)

Cтраница 2 из 2

Тест по теме «Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка

1. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.

1) (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её.
2) (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются.
3) (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное.
4) (26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много.

2. Укажите предложения, в которых использованы антонимы.

1) (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).
2) (17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника?
3) (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого.
4) (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

3. В каком предложении есть контекстные антонимы?

1) (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его.
2) (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив.
3) (15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма.
4) (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи?

4. В каком предложении есть контекстные антонимы?

1) (15)Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов.
2) (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.
3) (24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится.
4) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.

5. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.

1) (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, – да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей!
2) (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно.
3) (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
4) (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки.

6. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.

1) (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках.
2) (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны.
3) (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
4) (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

7. В каком предложении автор использует языковые (не контекстные) синонимы?

1) (7)Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.
2) (11)Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.
3) (15)Поэт – это сейсмограф, компас.
4) (17)Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.

8. В каком предложении есть синонимы?

1) (10)Не удивительно ли: пришедшие из далёкого язычества, из мрачного и невежественного средневековья суеверные приметы постоянно и беспощадно разоблачает наука, осуждают все традиционные религии, порицают учителя и воспитатели, а они живут из века в век!
2) (11)Просвещение, конечно, сильно поколебало древние представления.
3) (26)А для многих — результат чудесных совпадений примет и случившихся событий.
4) (36)Но если вы меня спросите, надо ли переходить на другую сторону улицы, встретив чёрную кошку…

9 Какие слова используются автором как контекстные синонимы?

1) правдиво — не ново (предложение (4)Знакомо… правдиво… не ново».
2) глубины — тонкости (предложение (16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.
3) мещанская — узкая (предложение (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле — не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив — широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.
4) работать — страдать (предложение (19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой пре¬красной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать.)

10. В каком предложении содержатся контекстные синонимы?

1) (11)Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной.
2) (13)Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане.
3) (21)— Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие — пламенная речь профессора Сальватора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева.
4) (23)В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления — результате деятельности человека на Земле.

11. В каком предложении употребляются контекстные синонимы?

1) (6)Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь.
2) (26)Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.
3) (50)И я чувствую себя тщедушным и маленьким.
4) (52)И на здоровенные солдатские ботинки.

12. В каком предложении употреблены контекстные синонимы?

1) . (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров!
2) .(13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика.
3) (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»?
4) (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

13. В каких предложениях употреблены контекстные синонимы?

1) (1)С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной.
2) (2)Между тем нигде по стране нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России.
3) (7)Но кроме ветра есть ещё солнце и небо, время дня и ночи, новолуние и полнолуние, тепло и холод.
4) (10)Даже в такое время снега имеют свои оттенки, а что говорить о солнечном утре и о морозной вечерней заре!

14. Какое слово является синонимом к слову СОЧИНЕНИЕ (предложение 2)?

(2)Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов.
1) фантазии
2) выдумки
3) басни
4) труды

15. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм

1) (1)… Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг.
2) (6)Пришлите сейчас же ко мне, – сказал он, – всех мальчиков нашего двора.
3) (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства.
4) (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери.

16. В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись.
2) (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должностными инструкциями, на душе лежал камень.
3) . (20)Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть.
4) (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий…

17. Укажите предложение, в котором не используется фразеологизм.

1) (1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».
2) (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
3) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
4) (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.

18. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) (5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.
2) (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
3) (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
4) (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.

19. В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм?

1) (1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому.
2) (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма!
3) (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры?
4) (16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее.

20. В каком предложении есть фразеологизм со значением «призыв, остающийся без ответа»?

1) (7)Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
2) (11)Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова.
3) (20)А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского…
4) (22)А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?

                                                         Ответы:

<< Начало < Предыдущая 1 2 Следующая > Последняя >>

Источник

Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс    Вариант 1

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.
  2. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.
  3. Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.
  4. Живописный лес тянется вдоль реки.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.
  2. Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.
  3. У охотников самым осторожным зверем считается шакал.
  4. Сильный ветер внезапно загудел в вышине.
  1. Отметьте предложение,  в котором допущена речевая избыточность?
  1. Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.
  2. Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.
  3. Взошло солнце и осветило всё вокруг.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.
  2. Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.
  3. Три года учёбы пролетели незаметно.
  4. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.
  1. В каком предложении ошибка  вызвана смешением  паронимов?
  1. Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.
  2. Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.
  3. Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.
  4. Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.
  2. Окна моей комнаты выходят в сад.
  3. Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.
  4. Незнакомец показался ему человеком добрым.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Он был бойцом не робкого десятка.
  2. Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.
  3. Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.
  4. По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?
  1. По щучьему велению
  2. Не всё коту масленица
  3. Спустя рукава
  4. Сматывать удочки
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Громкий – тихий
  2. Лидер – аутсайдер
  3. Дерзкий – безрассудный
  4. Активный – пассивный
  1. Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1.  В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1.  В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1.  Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Отец узнал об этом по происшествии двух лет.
  2. Набеги кочевником привели к опустению этих земель.
  3. Крещение Руси – поворотный момент в её истории.
  4. Язык – средоточие и выражение народного духа.
  1.  Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?
  1. Верста коломенская – человек очень высокого роста
  2. Прикусить язык – испугаться
  3. Без царя в голове – не иметь ума
  4. Поставить с ног на голову – исказить факты.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном  (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно – чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

  1.  Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?
  1. Коренной житель – коренной вопрос
  2. Человек худой – худой мир
  3. Больной заснул – больной ребёнок
  4. Спутник Марса – спутник по дороге
  5. Пачка газет – пачка балерины
  6. Звезда эстрады – звезда на небе
  1. Найдите предложения, в которых используется оксюморон?
  1. И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в  крови. (М. Лермонтов)
  2. Будь счастлива  несчастием моим. (М. Лермонтов)
  3.  Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.
  4. Мы сёла – в пепел;  грады  – в прах;  в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Контрольный тест по теме  «Лексикология и фразеология» 10класс                                        Вариант 2

  1. В каком предложении нарушены лексические нормы?
  1. Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
  2. Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.
  3. Ему вспомнились стихи, прочитанные  недавно в одном журнале.
  4. Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.
  1. В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?
  1. Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.
  2. Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.
  3. Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.
  4. И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».
  1. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?
  1. Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.
  2. Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.
  3. Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
  1. В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?
  1. Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.
  2. Смелые побеждают – трусливые погибают.
  3. Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.
  4. В окнах сверкала молния, и  стёкла дрожали от грома.
  1. В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  
  1. Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.
  2. Обед как всегда был сытным и вкусным.
  3. Царственная красота зимнего леса поразила его.
  4. Около соседского дома стояла девочка лет пяти.
  1. В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?
  1. Волны моря бились о гранитные камни набережной.
  2. Я остановился в густой тени старой сосны.
  3. Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
  4. Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.
  1. В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?
  1. Так и ушли друзья несолоно хлебавши.
  2. Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.
  3. Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.
  4. Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
  1. Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?
  1. Душа в душу
  2. Задать перцу
  3. Во весь опор
  4. Нога за ногу
  1. В каком ряду слова не являются антонимами?
  1. Сытый – голодный
  2. Альянс – союз
  3. Типичный – уникальный
  4. Хитрый – простодушный
  1. Укажите, чем являются  слова планировка – планирование?
  1. Синонимами
  2. Антонимами
  3. Паронимами
  4. Омонимами
  1. В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является
  1. Эпитетом
  2. Сравнением
  3. Метафорой
  4. Олицетворением
  1. В каком словаре можно уточнить написание слова?
  1. Словообразовательном
  2. Толковом
  3. Орфографическом
  4. Энциклопедическом
  1. Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?
  1. Ей нравилась его прямота и непринуждённость.
  2. Это был человек представительской внешности.
  3. Марья была искусственная мастерица
  4. В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.
  1.  Значение какого фразеологизма определено неправильно?
  1. Стоять как вкопанный – не двигаясь
  2. Бежать сломя голову – очень быстро
  3. Белая ворона – человек в белом
  4. Как снег на голову – неожиданно.
  1. Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, – на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

  1.  Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?
  1. Здравый, мощь, добродетель, чуждый
  2. Здоровый, мощь, зима, чужой
  3. Здравый, мочь, добродетель, чужой
  4. Здоровый, мочь, зима, чуждый
  1. Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?
  1. Свеча, солнце, утюг, тулуп
  2. Корзина, кружево, зодчий, невод
  3. Ребёнок, сказка, шуба, зонтик

Ответы:

1 вариант

  1. 2
  2. 1
  3. 2
  4. 1
  5. 1
  6. 3
  7. 4
  8. 3
  9. 3
  10. 1
  11. 3
  12. 2
  13. 1, 2
  14. 2
  15.  1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.
  16. 2, 5
  1. 2

2 вариант

  1. 1
  2. 3
  3. 3
  4. 1
  5. 1
  6. 3
  7. 4
  8. 3
  9. 2
  10. 3
  11. 4
  12. 3
  13. 2, 3
  14. 3
  15.  1) метафора, 2) эпитет, 3) сравнение, 4) эпитет,

 5) сравнение, 6) сравнение, 7) метафора,

8) метафора,   9) гипербола, 10) сравнение,

 11) олицетворение,  12) сравнение

                         16)  1

                         17)  2

Источник