В каком нормативном акте содержатся правила ношения специальной форменной
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в дополнение к письму от 07.04.2020 N 02/6339-2020-32 “О направлении памятки по применению многоразовой защитной одежды при COVID-19” направляет “Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19” и предлагает довести их до сведения руководителей коммунальных служб, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих обслуживание объектов внешней среды, формирующих инфраструктуру населенных мест.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
Руководитель | А.Ю. Попова |
Приложение 1
к письму Роспотребнадзора
от 11.04.2020 г.
Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19
1. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 1.3.3118-13 “Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)” в зависимости от характера выполняемой работы пользуются следующими типами защитных костюмов (в том числе многоразового применения):
I тип – полный защитный костюм, состоящий из комбинезона или пижамы, капюшона (большой косынки), противочумного халата, ватно-марлевой маски (противопылевого респиратора), очков, резиновых перчаток, носков, сапог резиновых (водонепроницаемых бахил), полотенца (плюс клеенчатый фартук и нарукавники);
II тип – защитный костюм, состоящий из комбинезона или пижамы, противочумного (большого) халата, капюшона (большой косынки), ватно-марлевой маски, резиновых перчаток, носков, сапог резиновых (водонепроницаемых бахил или моющейся закрытой обуви) и полотенца;
III тип – пижама, медицинский халат, шапочка (большая косынка), ватно-марлевая маска, резиновые перчатки, носки, моющаяся обувь и полотенце;
IV тип – пижама, медицинский халат, шапочка или марлевая косынка, ватно-марлевая маска, носки, перчатки, тапочки или туфли.
2. Особенностью защитной одежды при рисках инфицирования COVID-19 является обязательное применения средств индивидуальной защиты органов дыхания (полнолицевых масок, противогазов, респираторов, ватно-марлевых масок) и перчаток.
3. В зависимости от вида выполняемых работ в условиях распространения COVID-19 профессиональные группы делят на следующие категории риска инфицирования вирусом SARSCoV-2, который в настоящее время отнесен ко II группе патогенности:
– чрезвычайно высокого профессионального риска;
– высокого профессионального риска;
– среднего профессионального риска;
– малого профессионального риска.
4. К лицам чрезвычайно высокого профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду I типа относятся:
– сотрудники микробиологических вирусологических, в том числе производственных лабораторий, выполняющих исследовательские работы с вирусом SARSCoV-2, диагностические или производственные работы, связанные с выделением SARSCoV-2;
– сотрудники специализированных инфекционных стационаров (отделений), имеющие непосредственный контакт с больными COVID-19, подтвержденными лабораторно;
– сотрудники патолого-анатомических (судебно-медицинских) отделений, выполняющих вскрытие трупов людей, погибших от COVID-19 и подготовку к захоронению.
5. К лицам высокого профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду II типа относятся:
– сотрудники диагностических лабораторий, проводящих первичные исследования на COVID-19;
– сотрудники скорой (неотложной) медицинской помощи;
– сотрудники инфекционных отделений медицинских организаций или перепрофилированных медицинских организаций для провизорного наблюдения за подозрительными на COVID-19;
– сотрудники приемных отделений, медицинских организаций, оказывающих помощь больным с заболеваниями органов дыхания, реанимационную и специализированную помощь;
– сотрудники поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов, оказывающих медицинскую помощь на дому лицам с признаками инфекционных заболеваний;
– лица, проводящие текущую и заключительную дезинфекцию при наличии или после убытия больных COVID-19.
6. К лицам среднего профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду III-IV типа относятся:
– все медицинские работники, включая сотрудников обсерваторов и лиц, осуществляющих медицинское наблюдение за клинически здоровыми лицами на дому (III тип);
– сотрудники сферы услуг, имеющие непосредственный контакт с человеком (клиентом) (парикмахерские, салоны красоты, спа-салоны, маникюрные салоны и другие) (IV тип).
7. К лицам низкого профессионального риска которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду, состоящую из средств защиты органов дыхания (масок) и перчаток относятся лица, профессиональная деятельность которых связана с контактами большого числа людей: персонал торговых центров и магазинов, работники сферы услуг (за исключением категории лиц, перечисленных в пункте 7), объектов культуры (выставочные залы, театры и другие места массового посещения людей), транспорта и транспортных узлов, федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), оказывающих консультационную помощь и выполняющих контрольно-надзорные функции (приложение 2).
8. При использовании защитной одежды многоразового применения необходимо четко выполнять требования по времени эксплуатации, порядку сбора и обеззараживания (приложение 3).
Приложение 2
к письму Роспотребнадзора
от 11.04.2020 г.
Предложения по перечню СИЗ и нормативам их использования в течение смены для категорий работников малого профессионального риска
Примечания.
1 – Маски медицинские должны соответствовать ГОСТ Р 58396-2019 Маски медицинские. Требования и методы испытаний.
2 – Респираторы фильтрующие должны соответствовать ГОСТ 12.4.294-2015 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защ иты от аэрозолей; ГОСТ 12.4.296-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Респираторы фильтрующие. Общие технические условия.
3 – Маска ватно-марлевая выполняется из марли 125×50 см со слоем ваты 25x17x1,5 -2 см весом 20 г.
Приложение 3
к письму Роспотребнадзора
от 11.04.2020 г.
Общие рекомендации по использованию и обеззараживанию СИЗ
Маски должны меняться каждые 2-3 часа, либо незамедлительно при увлажнении или загрязнении. При снятии маски необходимо избегать контакта наружной поверхности маски с кожей лица. При снятии маску необходимо свернуть таким образом, чтобы наружная поверхность маски оказалась внутри.
После использования маски помещают в полиэтиленовый пакет, который герметично закрывают. Ватно-марлевые маски после использования следует кипятить в мыльном растворе 15 минут. После полоскания в проточной воде и высушивания возможно ее повторное использование.
В течение смены необходимо обрабатывать руки в перчатках антисептиками (не менее 75% этилового спирта или не менее 70% изопропилового спирта по массе в составе средства) после каждого контакта с людьми, вещами и предметами, индивидуального и общественного пользования. Необходимо избегать прикосновений руками в перчатках к лицу, губам, глазам. После снятия перчаток, кожу рук обрабатывают антисептиком.
Сотрудникам сферы услуг, дополнительно к средствам защиты органов дыхания и защиты кожи рук, рекомендуется использовать халат для защиты от общих производственных загрязнений, надеваемый поверх личной одежды (из хлопчатобумажных, смесовых, синтетических материалов, одноразового или многоразового использования), а также нарукавники, фартуки из материала, устойчивого к обработке антисептиками. В течении смены необходимо периодически обрабатывать (протирать) антисептиками нарукавники и фартуки.
При выполнении работ, связанных с ремонтом канализационных сетей, систем вентиляции, дополнительно, поверх специальной одежды для защиты от общих производственных загрязнений, следует надевать защитные комбинезоны типа “Каспер”. Защиту органов дыхания следует осуществлять использованием респиратора не ниже класса защиты FFP2 в сочетании с защитным щитком или защитными очками. Обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты осуществляют в соответствии с ведомственными и федеральными нормами (Приказ Минтруда и соцзащиты от 9 декабря 2014 г. N 997н “Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением”).
Сотрудники служб, обеспечиваемые форменной одеждой, а также использующие халаты и костюмы от общих производственных загрязнений, должны осуществлять их стирку не реже одного раза в неделю в организациях бытового обслуживания (прачечных).
Применение противогазоаэрозольных респираторов рекомендовано при работе с дезинфицирующими средствами в случаях предусмотренных инструкцией на каждое конкретное средство – класс защиты FFP1, FFP2 А/В.
При пользовании респираторами необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации респираторов:
1. Персонал должен быть обучен правилам использования и показаниям для применения респираторов.
2. Перед использованием необходимо тщательно изучить прилагаемую к респиратору инструкцию.
3. Респиратор следует надевать перед вхождением в помещение, где присутствуют опасные биологические факторы.
4. Возможно, вредные факторы воздействуют на организм не только через органы дыхания, поэтому может возникнуть потребность в дополнительных средствах индивидуальной защиты, например, глаз или кожи рук.
5. Некоторые типы респираторов имеют разные размеры, поэтому необходимо подобрать респиратор, подходящий по размеру лица/головы.
6. При наличии странгулятора необходимо обжать его по переносице.
7. Завязать ленты оголовья следует таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить надежное прилегание респиратора, а с другой исключить чрезмерное давление респиратора на кожу лица.
8. Респиратор должен закрывать как нос, так и рот.
9. Перед применением респиратор должен быть проверен визуально на предмет наличия повреждений целостности, а также на герметичность, при надевании.
10. Пользователь мужского пола должен быть тщательно выбрит, чтобы борода, усы или бакенбарды не мешали герметичному прилеганию респиратора.
11. Респиратор подлежит замене в случае значительного сопротивления дыханию, при его повреждении и намокании и проникновении запаха вредного вещества.
12. После работы с вредными биологическими факторами, отработанные одноразовые респираторы утилизируют как отходы класса Б или В, а после работы с вредными химическими факторами – как отходы класса Г.
13. Лицам с нарушениями функций дыхательной, сердечно-сосудистой системы перед применением респиратора следует проконсультироваться с врачом, так как существует ряд противопоказаний к использованию респираторов.
Роспотребнадзор разъяснил, как применять средства индивидуальной защиты, в т. ч. многоразового использования, при рисках инфицирования COVID-19. Указаны типы защитных костюмов. Приведено распределение работников по группам профессионального риска.
Источник
В недавнем интервью (ссылка ниже) я кратко обозначил свое мнение о законности требований, предъявляемых к гражданам по использованию средств индивидуальной защиты. Буря возмущения, которая захлестнула комментарии под видео побудила меня более глубоко изучить данный вопрос. В результате проведенного исследования представляю на Ваш суд свою итоговую позицию.
Предсказуемо пост будет длинным, но он позволит читателю ознакомится с первоисточниками и сформировать обоснованное мнение по вопросу.
Нормативная база
Итак, главами регионов и федеральных городов изданы ряд указов обязывающих граждан использовать средства индивидуальной защиты. Данное понятие включает в себя не только маски, но и перчатки. В качестве примера возьмем Москву.
Согласно части 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (ред. от 06.10.2020) “О введении режима повышенной готовности” граждане обязаны:
С 12 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
С 25 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели).
С 1 июня 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки).
В июне 2020 года часть этих ограничений была снята. Согласно части 7.1.Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ (ред. от 06.10.2020) “Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности”
с 13 июля 2020 г. снимаются ограничения, предусмотренные указом Мэра Москвы N 12-УМ, не снятые ранее в соответствии с настоящим указом, за исключением ограничений, установленных в отношении использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу.
При этом гражданам рекомендуется использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) при нахождении на улице.
Итак, в Москве в настоящее время ношение масок на открытом воздухе не требуется. В закрытых помещениях и транспорте использование масок и перчаток остается обязательным. Аналогичные указы глав администраций можно найти на официальных сайтах других регионов и городов федерального значения.
Таким образом, если вопрос о законности заключается в том – существуют ли нормативно-правовые акты предписывающие использование средств индивидуальной защиты, то ответ однозначный – «да».
Другой вопрос, имеют ли главы регионов полномочия издавать подобные указы и ограничивать права и свободы граждан?
Согласно части 3 ст.55 Конституции РФ
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Использование средств индивидуальной защиты призвано не только обезопасить гражданина, но и защитить других граждан от заражения. И это не мое мнение. Согласно Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ):
Применение медицинских масок входит в состав комплекса мер для профилактики инфекций и инфекционного контроля и может способствовать ограничению распространения ряда вирусных инфекций, в том числе COVID-19. Маски могут применяться здоровыми людьми в качестве средства индивидуальной защиты.
Источник: Подробнее >>>
Какими же Федеральными законами установлены полномочия глав администраций регионов и городов федерального значения вводить ограничительные меры?
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” – часть 10 Статьи 4.1. “Функционирование органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” гласит:
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 (8 – глава местной администрации/города федерального значения, 9 – Президент РФ – примечание автора) настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как мы видим, главы регионов наделены федеральным законом полномочиями по введению мер защиты населения для предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Но федеральные законы не только дают полномочия исполнительной власти, но и обязывают граждан следовать соответствующим предписаниям.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
ч.1 КоАП РФ Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ) гласит
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Полагаю, что добросовестный анализ приведенных выше нормативных актов снимет вопрос у большинства читателей о юридической возможности наложения ограничительных мер в связи с режимом повышенной готовности (предупреждения чрезвычайной ситуации). Но разберем аргументы против.
Аргументы против
1) На указе Мэра Москвы отсутствует подпись!
Пожалуй, самое наивное возражение. Такое впечатление действительно может сложится, потому что указ Собянина подписан электронной цифровой подписью, что абсолютно законно и с юридической точки зрения равносильно “живой подписи”.
2) Поскольку не введен режим чрезвычайной ситуации, любые ограничения не законны!
Данное утверждение просто ошибочно и легко опровергается при ознакомлении с приведенными выше цитатами из Конституции РФ и федерального законодательства, часть которого принята еще в 90-х годах! Кроме того, аналогичные ограничения вводятся во всему миру!
3) Государство или организации должны за свой счет обеспечивать граждан средствами индивидуальной защиты согласно Постановлению №417!
Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 “Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации” содержит часть 6, которая гласит:
В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, организации предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях.
Но давайте обратим внимание:
а) на оговорку о “зависимости от складывающейся ситуации”
б) организации обязаны предоставлять только «имеющиеся» средства. Т.е. абсолютной обязанности во всех случаях – нет.
с) нет указания на безвозмездность.
Граждане и сейчас вполне могут обратится в аптеку для приобретения медицинской маски, которая в силу ст.426 ГК РФ должна быть продана в случае ее наличия.
Кроме того, законодатель не установил стандартных требований к качеству и свойствам масок. Зачастую они могут быть созданы из подручных средств, либо использованы аналоги (шарфы). Поэтому, нельзя утверждать, что использование защитных средств должно быть финансово обременительно для граждан.
4) Использование масок вредит здоровью.
Согласно ст.41 Конституции каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Соглашусь, что при наличии доказанного вреда здоровью, этот аргумент является весомым. Тем более если у гражданина есть противопоказания к применению масок. Но здесь вопрос баланса вреда и пользы, а также прав других граждан не быть зараженными.
Резюме
В настоящее время существуют достаточно веские законные основания для предъявления требований гражданам по использованию средств индивидуальной защиты в рамках режима повышенной готовности. Безусловно, на практике мы видим много абсурдных ситуаций и эксцессов, но это не отменяет законности самих нормативных актов или обязанности их разумного применения.
Готов к обсуждению в комментариях. Оценивайте публикацию!
Специализируюсь на защите трудовых прав граждан: незаконное увольнение, обжалование выговоров, снижение зарплаты, восстановление на работе в судебном порядке. На консультацию можно записаться по электронной почте: sergei157@yahoo.com, через соц сети (fb, vk) или в личном сообщении на 9111.ru.
Источник