В каком классе свойства биссектрисы треугольника
Муниципальное базовое образовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок по теме «Свойство биссектрисы треугольника»
Автор разработки урока:
Нагибина Татьяна Анатольевна
учитель математики МБОУ «Ильинская СОШ №1»
первая квалификационная категория
п. Ильинский, 2016 год
Пояснительная записка к конспекту урока
Автор разработки урока:
Нагибина Татьяна Анатольевна,
учитель математики, первая квалификационная категория,
стаж педагогической работы 23 года
Тема урока: Свойство биссектрисы треугольника
Урок геометрии в 8 классе
Тип урока: Урок новых знаний
Цель: Знакомство с новым свойством биссектрисы через мини-исследование.
Задачи: Развитие УУД. и предметных умений
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Место и роль данного урока в курсе геометрии, разделе, темы:
В курсе геометрии 8 класса изучается глава «Подобные треугольники», которая начинается с изучения понятия. Свойство биссектрисы треугольника – один из примеров, где дается представление о пропорциональных отрезках, и в то же время обогащается и пополняется запас утверждений и свойств геометрических фигур. После изучения понятия пропорциональных отрезков расширяется класс решения задач, причем более сложных и интересных.
УМК: Л.С. Атанасян Геометрия 7-9 Учебник для общеобразовательных учреждений
Москва «Просвещение» 2012
Используемое оборудование: Учебник, доска, мел, компьютер, проектор, экран.
Педагогическая технология: На уроке применяется технология развития критического мышления. Урок проходит в деятельностном режиме. Под руководством учителя обучающиеся формулируют тему урока. Результатом небольшого исследования является открытие нового свойства биссектрисы треугольника. Организована дифференцированная самостоятельная работа обучающего характера, учитывая индивидуальные способности обучающихся. Такой подход к организации деятельности на современном уроке является актуальным. Мотивацией к учебному труду и познанию нового служат такие моменты урока, когда присутствует дух соревнования, желание быть первым и лучшим, а также желание получить бонус. Использование приема «инсерт» в конце урока позволяет организовать рефлексию, подвести итог и отметить важность, красоту изучаемого предмета.
Технологическая карта урока.
Учитель
Нагибина Татьяна Анатольевна
Класс
8
Тип урока
Урок нового знания
Тема урока
Свойство биссектрисы треугольника
Цель
Знакомство с новым свойством биссектрисы через исследование.
Задачи
Развитие УУД.
Формы работы
Фронтальная, индивидуальная, парная.
Техническое оборудование
Компьютер, проектор
Планируемый результат
Предметные умения
-Узнать новое свойство ,биссектрисы треугольника
-Уметь находить неизвестный член пропорции
-уметь делить отрезок в данном отношении
-уметь применять свойство биссектрис треугольника при решении задач
-уметь применять свойства изученных четырехугольников
Личностные УУД:
-иметь свою внутреннюю позицию
-оценивать усвоенное содержание, исходя из личных ценностей.
Регулятивные УУД:
-принимать учебную задачу
– высказывать свое предположение на основе учебного материала
-контролировать и оценивать свои действия
-работать по плану, инструкции
-вносить коррективы в свои действия
-осуществлять самоконтроль
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний
-проводить анализ, сравнение
-находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других
-уметь выражать свои мысли
-учитывать позицию собеседника
-осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
План урока
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
познавательная
коммуникативная
регулятивная
1.Организационный
Создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества
Слова приветствия
Слушать и понимать речь других
Умение прогнозировать
2.Актуализация опорных знаний и умений
Подвести учащихся к готовности и потребности в новом знании
Предлагает вспомнить всё о биссектрисе
Осуществлять анализ учебного материала
Сотрудничество с учителем и сверстниками;
Достаточно полно и точно выразить свои мысли
Определение цели деятельности на уроке
3.Постановка учебной проблемы
Фиксировать разрыв в знаниях
Побуждает к размышлению узнать новое свойство биссектрис
Высказывают свои предложения о существовании нового свойство биссектрис
Ориентироваться в своей системе знаний
4.Открытие нового знания
Практическая работа
Конструирование нового способа учебных знаний
Консультирует учащихся по необходимости
Выполняют практическую работу в парах
Проговаривают решение задач и сравнивают с правильным
Уметь сравнивать, анализировать полученные результаты
Умение общаться в паре
Точно и полно формулировать выводы
Умение планировать деятельность,
Определять последовательность действий
-работать по плану,
5.Применение новых знаний
Показать применение и важность изученного свойства.
Предлагает ситуацию в практической деятельности человека
Экспериментируют, исследуют треугольник на равновесие.
Умение поиска способа действия
контролировать и оценивать свои действия,
давать оценку деятельности.
7. Рефлексивно-оценочный этап
Подвести итоги урока.
Предлагает продолжить предложение
Заключительное слово учителя
Прием «инсерт»
Умение выражать свои чувства и мысли, слушать и понимать других
Анализ и оценка успешности достижения цели
Конспект урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Актуализация знаний
Приветствие
Диалог:
– Героиня нашего урока – биссектриса.
Что вы знаете о биссектрисе?
Если ученики затрудняются назвать 3 и 4 свойства биссектрисы, то учитель может сделать подсказку только словами «ромб», «параллелограмм», «трапеция»
Называют:
определение биссектрисы угла
свойство биссектрисы в равнобедренном треугольнике
Свойство диагоналей ромба (являются биссектрисами его углов)
Свойство биссектрисы в трапеции и параллелограмме (биссектриса острого угла отсекает равнобедренный треугольник)
Постановка учебной проблемы
– А как вы думаете, обладает ли биссектриса еще каким-либо другим свойством?
– Назовите тему урока.
– Новым свойством биссектриса обладает в треугольнике.
Уточняем тему урока:
-Да
Тема урока: «Свойство биссектрисы»
«Свойство биссектрисы треугольника»
Мини-исследование
Практическая работа: (Слайд), рисунки построены на доске.
1.Вспомните, какие отрезки являются пропорциональными?
2. Найдите пары пропорциональных отрезков в треугольнике АВС, если
АD – биссектриса, АВ=70, АС=50, ВD=35, DС=25.
3 Найдите пары пропорциональных отрезков в треугольнике MNK, если
NL – биссектриса, MN=10, NK=6, ML=5, LK=3.
4. Сделайте вывод.
Выполняют практическую работу в парах.
Вывод: Отношение отрезков, на которые делит биссектриса треугольника противоположную сторону, равно отношению сторон.
Сделанный вами в ходе небольшого исследования вывод и выражает свойство биссектрисы треугольника:
«Биссектриса треугольника делит противоположную сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника»
-Запишите это свойство на математическом языке для ΔABC. ΔMNK
Мы открыли новое свойство биссектрисы треугольника, и теперь можем решать еще более интересные геометрические задачи!
Записывают свойство биссектрисы в виде пропорции:
;
Этап применения новых знаний
Задача 1:
В треугольник MNK вписан ромб MDEF так, что вершины D, E, F лежат соответственно на сторонах MN, NK и MK. Найдите отрезки NE и EK, если MN=7см, NK=6см, MK=5см.
Внимание! Объявляется конкурс на лучший рисунок к задаче.
(Первые 3-5 человек получают сладкие бонусы – конфеты)
Далее идет устное обсуждение решения задачи.
Задача 2 (по уровням сложности)
Уровень1 (базовый): № 536(а)
Отрезок BD является биссектрисой треугольника АВС. Найдите АВ, если ВС=9см, AD= 7,5см, DC=4,5см.
Уровень2 (средний): № 537
Отрезок АD является биссектрисой треугольника АВС. Найдите BD и CD, если АВ=14см, ВС=20см, АС=21см.
Уровень3(высокий): № 538
Биссектриса AD треугольника АВС делит сторону ВС на отрезки CD и BD, равные соответственно 4,5см и 13,5см. Найдите АВ и АС, если периметр треугольника АВС равен 42см.
Первые правильно решившие задачу, получают сладкие бонусы.
Читают задачу.
Самостоятельно индивидуально выполняют рисунок к задаче
Победитель конкурса выполняет рисунок на доске, объясняет: что дано и что надо найти в задаче.
Записывают решение в тетрадь по плану:
1. Доказать, что МЕ – биссектриса ΔMNK
2. Вычислить длины NE и EK, используя свойство биссектрисы.
Выбирают сами или с помощью учителя задачу.
Решают задачу в тетради самостоятельно.
Могут попросить консультацию учителя.
Итоги:
Биссектриса обладает несколькими интересными свойствами.
На слайде изображены рисунки. Сформулируйте соответствующее свойство биссектрисы.
Какое из этих свойств изучено сегодня?
Устно формулируют свойства биссектрисы в равнобедренном треугольнике, свойство диагоналей ромба (являются биссектрисами его углов), свойство биссектрисы в трапеции, параллелограмме, прямоугольнике (биссектриса острого угла отсекает равнобедренный треугольник)
Читают новое свойство.
Рефлексия.
Отметьте знаком «+» или «-»или «?» утверждения, если вы с ними согласны, не согласны, сомневаетесь.
Текст на слайде:
Изученное свойство биссектрисы имеет значение в математике.
Людям далеко не каждой профессии приходится использовать свойство биссектрисы треугольника.
Но для вас на уроках геометрии есть возможность мыслить, рассуждать, доказывать, анализировать, сравнивать.
А эти качества необходимы любому человеку, чтобы быть успешным.
-У кого из вас есть хотя бы один минус?
-Хотя бы один вопрос?
– Я уверена, что в 99,999….% случаях вы поставили «+»!
Читают утверждения и отмечают значки
…
Вы правы!
Домашнее задание
Выучить и доказать свойство биссектрисы (№ 535);
решить задачи № 536(б), 540.
Записывают задание
Конец урока
Геометрия треугольника неисчерпаема!
Сколько интересного и неизученного впереди!
Желаю успехов и желания поглощать знания с аппетитом!
Спасибо за урок. До встречи!
Источник
Тема: Свойство биссектрисы угла.
Цели:Рассмотрение теоремы о свойстве биссектрисы угла и применение данной теоремы при решении задач.
Задачи:
1. Рассмотреть теорему о свойстве биссектрисы угла и её следствие.
2. Учить применять данные теоремы и следствие при решении задач.
3. Формировать умения применять известные знания в незнакомой ситуации, сравнивать, анализировать, обобщать.
4. Продолжать развивать познавательную активность, умение формулировать свои выводы и доказывать их.
5. Воспитывать уверенность в себе, познавательный интерес.
Оборудование: ПК, презентация, чертёжные инструменты.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы и постановка целей урока совместно с учащимися.
II. Проверка домашнего задания.
Визуально проверяется наличие домашнего задания в тетради
III. Актуализация опорных знаний
Для того, чтобы начать изучение нового материала, нам придётся опереться на уже изученный материал.
1. Какие линии в треугольнике вам известны? К числу линий, изучаемых в школьном курсе геометрии, относятся:
• высоты треугольника;
• медианы треугольника;
• биссектрисы треугольника;
• серединные перпендикуляры к сторонам треугольника.
2. Кто напомнит обобщенную теорему Фалеса?
Если на одной стороне угла отложить несколько отрезков и через их концы провести параллельные прямые, то на другой стороне угла отложатся отрезки, пропорциональные данным.
Повторение определений путём фронтальной беседы.
III. Мотивация изучения материала
В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких-то уголка,
А работы на века.
И опять треугольник! Треугольник в геометрии играет особую роль. Без преувеличения можно сказать, что вся или почти вся геометрия строится на треугольнике.
IV. Изучение нового материала.
Доказательство:
V. Историческая справка.
Удивительно, но треугольник, несмотря на свою простоту, является неисчерпаемым объектом изучения – никто даже в наше время не осмелится сказать, что изучил и знает все свойства треугольника. (Слайд 3).
–А какие треугольники мы с вами рассматривали? (Слайд 4).
Ожидаемые ответы: равнобедренный, равносторонний, тупоугольный, прямоугольный, остроугольный.
–Сегодня мы с вами очень кратко ознакомимся с треугольниками, которые имеют своё собственное «имя», или носят имя того, кто их открыл или исследовал. (Слайд 4).
Египетский треугольник — прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3:4:5.Египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 применялся египтянами землемерами и архитекторами для построения прямых углов. Несмотря на возраст, это способ построения прямого угла активно используется строителями и теперь. (Слайд 4, 6).
Треугольник Паскаля так прост, что выписать его сможет даже десятилетний ребенок. В тоже время он таит в себе неисчерпаемые сокровища и связывает воедино различные аспекты математики, не имеющие на первый взгляд между собой ничего общего. (Слайды 4, 7).
Треугольник Рёло – это геометрическая фигура, образованная пересечением трёх равных кругов одинакового радиуса с центрами в вершинах равностороннего треугольника. Сверло, сделанное на основе треугольника Рёло, позволяет сверлить квадратные отверстия (с точностью в 2%). (Слайды 4, 8).
Один из самых загадочных и интересных треугольников – “Бермудский треугольник”. Еще это место называют аномальной зоной. На самом деле это место, которое традиционно считается самым ужасным, самым жутким местом планеты. Здесь бесследно исчезало множество кораблей и самолетов – большинство из них после 1945 года. Здесь погибло более тысячи человек. Однако при поисках никого и ничего не удалось обнаружить. Бермудский треугольник не имеет четких границ, нельзя найти на карте его точное обозначение. Разные ученые определяют его местоположение на свое усмотрение. Самое распространенное его определение – это область в Атлантическом океане между Бермудами, Пуэрто-Рико и Майами. Общая площадь – 1 млн. квадратных километров. Однако название этой области тоже условное, поэтому название “Бермудский треугольник” не является географическим. (Слайды 4, 9).
Треугольник Пенроуза… Эта фигура –возможно, первый опубликованный в печати невозможный объект. Она появилась в 1958 году в журнале. в статье под заголовком “Удивительные фигуры, особый вид оптических иллюзий”. Ее авторы, отец и сын Лайонелл и Роджер Пенроузы. Невозможный» треугольник, треугольник Пенроуза, увековечен в виде статуи в городе Перт (Австралия). Созданный усилиями художника Брайна МакКея и архитектора Ахмада Абаса, он был воздвигнут в парке Клайзебрук в 1999 году и теперь все проезжающие мимо могут видеть «невозможную» фигуру. (Слайды 4, 10).
Интересно! (Слайд 11).
–А теперь вернёмся к теме нашего урока.
VI. Первичное закрепление знаний.
Учебник: стр.138, № 318, 320, 321
VII. Подведение итогов урока.
Решение задачи, данной в начале урока
Оценивание работы учащихся и выставление отметок в журнал
VIII. Домашнее задание.
Глава 3, §22, № 319
Источник
“Есть в математике нечто, вызывающее
человеческий восторг” (Ф. Хаусдорф)
Тип урока: урок ознакомления с новым
материалом c использованием мультимедийного
проекта.
Цели урока:
- Изучить свойство биссектрисы (медианы, высоты)
равнобедренного треугольника, проведенной к
основанию; - Закрепить знание свойств равнобедренного
треугольника при решении задач и теоретического
теста; - Развивать логическое мышление и геометрическую
зоркость учащихся.
Задачи урока:
- Воспитательная – воспитывать настойчивость в
учебе, умение слушать, ответственное отношение к
учебному труду. - Учебная – совершенствовать знания о свойствах
равнобедренного треугольника. - Развивающая – развивать познавательный
интерес, мышление, память, внимание.
Оборудование:
- мультимедиа проектор;
- цветной мел;
- проверочный тест;
- различные треугольники.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Девизом нашего урока является высказывание:
“Есть в математике нечто, вызывающее
человеческий восторг”, так как на уроках
геометрии очень важно уметь, смотреть и видеть,
замечать и отмечать различные особенности
геометрических фигур. Даю “установку”:
Развивать и тренировать свое геометрическое
зрение.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Сегодня на уроке мы “заметим” свойство
биссектрисы равнобедренного треугольника,
проведенной к основанию, и будем его
использовать при решении задач. Начнем с
проверки домашнего задания:
- Подготовить доказательство теоремы о свойстве
углов при основании равнобедренного
треугольника. (Желает …) - Объяснить решение домашней задачи № 117 (По
готовому чертежу. Желает …) - А мы запишем число и тему урока (списываем с
экрана)
Презентация
II. Актуализация знаний: Подготовка к
изучению нового.
К доске выходит 1 ученик и выполняет задание:
провести медиану, биссектрису, высоту
треугольника АВС из вершины А и дать определения.
(Чертеж разностороннего треугольника с углом
А, равным 120о – на доске). А мы поработаем
устно:
1.Слайд № 1.
Из следующих пяти треугольников только три
равных. Назовите их номера. (ответ с
пояснением)
2.Слайд № 2 (№ 110 с учебника, страница 37).
3.Слайд № 3 (№ 69в рабочей тетради).
Является ли треугольник равнобедренным, если его
углы равны 35о, 45о и 100о?
Р е ш е н и е. В равнобедренном треугольнике
два угла ___________. В данном треугольнике равных
углов _____, поэтому он ___________________
О т в е т. __________
Использовали признак равнобедренного
треугольника: Как он звучит? (если в
треугольнике 2 угла равны, то он равнобедренный). А
если три угла в треугольнике равны, то какой это
треугольник.
Послушаем ответ ученика …
III. Изучение нового
а) Выдвижение гипотезы:
Слайд № 4. Выполняем практическую работу:
(на столах различные треугольники).
- Возьмите равнобедренный треугольник.
Обозначьте его АВС – основание ВС. - С помощью транспортира и линейки проведите
биссектрису из вершины А к основанию ВС. - С помощью чертежного угольника проведите
высоту из вершины А. - С помощью масштабной линейки проведите медиану
из вершины А.
Что вы заметили? Что вас удивило? Попробуйте
высказать гипотезу. (В равнобедренном
треугольнике биссектриса, медиана и высота
совпали).
б) Доказательство:
Вернемся к чертежу (к доказательству свойства
углов при основании равнобедренного
треугольника).
- Вы провели биссектрису АD. Что она сделала с
треугольником АВС? - А какие еще элементы этих треугольников будут
равны? (ВD = DC и <ADB = < ADC). - Чем является точка D для стороны ВС? (серединой).
- И как же тогда можно назвать отрезок АD? (медианой).
- Что вы заметили об равных углах? (они смежные,
но так как они в сумме дают 180, то каждый из них
равен 90о). - Тогда как еще можно назвать отрезок АD? (высота).
Вот мы все вместе доказали свойство
биссектрисы равнобедренного треугольника,
проведенной к основанию.
Слайд № 4 и 5 (доказательство). Записать в
тетрадь формулировку теоремы и чертеж. Обсудить
план доказательства и записать его.
Рассмотрим вопрос: Всегда ли верно утверждение:
- “Биссектриса равнобедренного треугольника
является одновременно его медианой и высотой” (нет,
только для биссектрисы равнобедренного
треугольника, проведенной к основанию). - А в каком треугольнике любая биссектриса
является медианой и высотой? (В
равнобедренном).
Мы установили, что биссектриса, медиана и
высота равнобедренного треугольника,
проведенные к основанию совпадают. Поэтому
измените формулировку свойства. Получаем:
- Высота равнобедренного треугольника,
проведенная к основанию, является медианой и
биссектрисой. - Медиана равнобедренного треугольника,
проведенная к основанию, является высотой и
биссектрисой.
IV. Закрепление. Слайд № 6. Устное
решение задач по чертежам.
V. Слайд № 7. Теоретический тест по теме
“Свойства равнобедренного треугольника” .
1. Медиана в равнобедренном треугольнике
является его биссектрисой и высотой. Это
утверждение:
- всегда верно;
- может быть верно;
- всегда неверно.
2. Если треугольник равносторонний, то:
- он равнобедренный;
- все его углы равны;
- любая его высота является медианой и
биссектрисой.
3. В каком треугольнике только одна его высота
делит треугольник на два равных треугольника?
- в любом;
- в равнобедренном;
- в равностороннем.
4. Биссектриса в равностороннем треугольнике
является медианой и высотой. Это утверждение:
- всегда верно;
- может быть верно;
- всегда неверно.
5. Если треугольник равнобедренный, то:
- он равносторонний;
- любая ее медиана является биссектрисой и
высотой; - ответы а) и b) неверны.
6. В каком треугольнике любая его высота делит
треугольник на два равных треугольника?
- в любом;
- в равнобедренном;
- в равностороннем.
Сдать тест. Проверить результаты с помощью
слайда.
VI. Итоги урока.
Оцените “уровень успешности”: Нарисуйте на
полях кружок — если вам все было понятно и вы
справились; квадрат – если кое-что непонятно и
треугольник – если все непонятно и срочно нужна
помощь. (Собрать тетради).
VII. Домашнее задание:
- п. 18(2), № 70 (рабочая тетрадь).
- Творческое задание: из 6 спичек сделать
4 равносторонних треугольника.
VIII. Познавательный вопрос: где в жизни
встречаются равнобедренные треугольники?
Красивые здания, картины создаются с учетом
принципа “золотого треугольника”. Все это
построено на связанных между собой
математических пропорциях, в сечении получается
звезда, где пять равнобедренных треугольников,
они называются “золотыми”.
Показать слайды
- Крыши домов, башен;
- Орнаменты;
- Арки мостов;
- Египетские пирамиды;
- Северные росписи.
Презентация
Литература:
- Атанасян Л. С. и др. Геометрия, 7 – 9: учеб.
для общеобразовательных учреждений – М.:
Просвещение, 2003. - Гаврилова Н. Ф. Поурочные разработки по
геометрии 7 класс. М.: “ВАКО”, 2004, 288 с. – (В помощь
школьному учителю). - Мищенко Т. М. Рабочая тетрадь по геометрии: К
учебнику Л. С. Атанасяна и др.: 7 класс. – М.:
Астрель, АСТ, 2005. - Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении
математике: Кн. Для учителя.
Источник