В каком из приведенных ниже предложений содержится информация необходимая для
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ОГЭ ДЛЯ 9 КЛАССА
Составитель: Дымбрылова Н.Ш.,
учитель русского языка и литературы
2016 г.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
Тестовые задания состоят из 13 заданий (А1-А 13), которые выполняются на основе прочитанного текста.
Ответами к заданиям А1-А13 записываются в виде слово (словосочетания), цифры, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.
Каждый ответ задания оценивается в 1 балл. Баллы, полученные за верно выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаю успеха!
Вариант 1.
Прочтите текст и выполните задания 1-13
(1)Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. (2)Его не было видно. (3)Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.
(4)Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.
(5) С нами был маленький мальчик. (6)Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. (7)Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. (8) Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (9) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (10) Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.
(11) Мы делали вид, что верили ему.
(12) Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.
(13) Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. (14) Мы притихли. (14) Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, – кто знает, что это мог быть за зверь!
(15) Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. (16) Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. (17) Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. (18) Наконец показалась полосатая шкурка. (19) Из зарослей вылез маленький барсук. (20) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. (21) Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.
(22) Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. (23) Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…
(24) Запахло паленой кожей. (25) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. (26) Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли. (27) На озере и в лесу началось смятение. (28) Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.
(29) Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. (30) Я не поверил.
(31) Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. (32)Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах – мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. (33) Мне не хотелось двигаться. (34) Мальчик тянул меня за руку. (35) Он обиделся. (36) Он хотел доказать мне, что он не соврал. (37) Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.
(38) Я нехотя согласился. (39) Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. (40) От него тянуло грибами и йодом. (41) Около пня, спиной к нам, стоял барсук. (42) Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. (43) Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. (44) Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. (45) Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами. (46) Потом он сел и заплакал. (47) Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. (48) Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.
(49) Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. (50) Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. (51) Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.
(52) С тех пор я его больше не видел.
(по К. Г. Паустовскому*)
*Константин Гергиевич Паустовский— русский советский писатель, классик русской литературы.
Ответами к заданиям 1-13 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые записать в поле ответа в тексте работы.
А 1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему зверь прибежал к костру?»
- Зверь прибежал на запах жареной картошки.
- Зверь прибежал на огонь костра.
- Зверь прибежал на разговоры людей.
- Зверь случайно наткнулся на людей.
Ответ:_____________________________________________________________
А 2. Среди предложений 31-37 укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово. Выпишите это слово.
Ответ:_________________________________________________________
А 3. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяет ее значение «приближение»
Ответ:____________________________________________________________
А 4. Из предложений 29-31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН-?»
Ответ:_________________________________________________________
А 5. Замените слово «зашипел» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:_________________________________________________________
А 6. Замените словосочетание «морской шум», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетание со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:______________________________________________________
А 7. Выпишите грамматическую основу предложения 26.
Ответ:______________________________________________________
А 8. Среди предложений 13-21 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________________
А 9. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Картошка жарилась на сковороде, (1) от нее шел острый вкусный запах,(2) и зверь, (3) очевидно, (4) прибежал на этот запах.
Ответ:_______________________________________________________
А 10. Укажите количество грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ______________________________________________________
А 11. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанную подчинительной связью.
Мы были уверены, (1)что огонь пугает зверей, (2)но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, (3)шумел высокой травой, фыркал и сердился, (4)но не высовывал из травы даже ушей.
Ответ:_______________________________________________________
А12. Среди предложений 28-37 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________________________
А 13. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями . Напишите номер этого предложения.
Ответ:___________________________________________________________
ОТВЕТЫ
№ задания | Ответы |
1 | 1 |
2 | 32 |
3 | прибежал |
4 | обожженный |
5 | шикнул |
6 | шум моря |
7 | Он бежал и голосил, ломал и плевался |
8 | 15 |
9 | 3,4 |
10 | 5 |
11 | 1 |
12 | 32 |
13 | 4 |
Вариант 2.
Прочтите текст и выполните задания 1-13
(1)Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам.(2) Мы посадили зверька в пустой амбар.
(3)Лисёнок был ещё маленький, весь серый, мордочка тёмная, а хвост на конце беленький. (4)Зверёк забился в дальний угол амбара и испуганно озирался по сторонам. (5) От страха он даже не кусался, когда мы его гладили, а только прижимал уши и весь дрожал.
(6)Мама налила ему в мисочку молока и поставила тут же рядом. (7)Но напуганный зверёк молоко пить не стал.
(8)Тогда папа сказал, что лисёнка надо оставить в покое — пусть оглядится, освоится на новом месте.
(9) Мне очень не хотелось уходить, но папа запер дверь, и мы ушли домой. (10) Был уже вечер, скоро все легли спать.
(11) Ночью я проснулся. (12) Слышу, где-то совсем рядом тявкает и скулит щенок. (13) Откуда же, думаю, он взялся? (14) Выглянул в окно. (15) На дворе уже светало. (16) Из окна был виден амбар, где находился лисёнок.
(17) Оказывается, это он так по – щенячьи скулил.
(18) Прямо за амбаром начинался лес.
(19) Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица, остановилась, прислушалась и крадучись подбежала к амбару. (20) Сразу тявканье в нём прекратилось, и вместо него послышался радостный визг.
(21) Я потихоньку разбудил маму и папу, и мы все вместе стали глядеть в окно.
(22) Лисица бегала вокруг амбара, пробовала подрыть землю под ним. (23)Но там был крепкий каменный фундамент, и лиса ничего не могла сделать. (24)Вскоре она убежала в кусты, а лисёнок опять начал громко и жалобно скулить.
(25)Я хотел караулить лисицу всю ночь, но папа сказал, что она больше не придёт, и велел ложиться спать.
(26)Проснулся я поздно и, одевшись, прежде всего поспешил навестить лисёнка. (27) Что такое?.. (28)На пороге возле самой двери лежал мёртвый зайчонок. (29)Я скорее побежал к папе и привёл его с собой.
(30)— Вот так штука! — сказал папа, увидя зайчонка. — (31)Это, значит, мать-лиса ещё раз приходила к лисёнку и принесла ему еду.(32) Попасть внутрь она не смогла, так и оставила снаружи. (33)Ну и заботливая мамаша!
(34)Весь день я вертелся около амбара, заглядывал в щёлки и два раза ходил с мамой кормить лисёнка. (35)А вечером я никак не мог заснуть, всё вскакивал с постели и смотрел в окно — не пришла ли лисица.
(36)Наконец мама рассердилась и завесила окно тёмной занавеской.
(37)Зато утром я поднялся чем свет и сразу побежал к амбару. (38) На этот раз на пороге лежал уже не зайчонок, а задушенная соседская курица. (39) Видно, лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. (40)Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, вот она и залезла к соседям в курятник, задушила курицу и принесла своему детёнышу.
(41) За курицу папе пришлось заплатить, к тому же здорово досталось от соседей.
(42)— Убирайте лисёнка куда хотите, — кричали они, — а то с ним лиса всю птицу у нас переведёт!
(43) Делать было нечего, пришлось папе посадить лисёнка в мешок и отнести назад в лес, к лисьим норам.
(44)С тех пор лиса в деревню больше не приходила.
(по Г. А. Скребицкому*)
*Георгий Алексеевич Скребицкий— писатель-натуралист.
Ответами к заданиям 1-13 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые записать в поле ответа в тексте работы.
А 1. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем лиса принесла мертвого зайчонка к амбару?»
- 21-24 3) 25-26
- 27-29 4) 30-33
Ответ:_____________________________________________________________
А 2. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении «Ну и заботливая мамаша!»
- эпитет 3) сравнение
- фразеологизм 4) гипербола
Ответ:_____________________________________________________________
А 3. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Если после приставки на –З и –С следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»
Ответ:__________________________________________________________
А 4. Из предложений 21-29 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: « В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН»
Ответ:__________________________________________________________
А 5. Замените слово «озирался» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
Ответ:__________________________________________________________
А 6. Замените словосочетание «каменный фундамент» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:__________________________________________________________
А 7. Выпишите грамматическую основу предложения 26.
Ответ:___________________________________________________________
А 8. Из предложений 22-29 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________________________________________
А 9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.
Видно,(1) лиса ночью опять приходила проведать лисёнка. Добычу в лесу ей поймать для него не удалось, (2) вот она и залезла к соседям в курятник, (3)задушила курицу и принесла своему детёнышу.
За курицу папе пришлось заплатить,(4) к тому же здорово досталось от соседей.
Ответ:______________________________________________________
А 10. Укажите сколько грамматических основ в предложении 25.
Ответ запишите цифрой.
Ответ:_____________________________________________________________
А 11. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения с сочинительной связью.
Вдруг я увидел,(1) что из кустов выскочила лисица, (2) остановилась,(3) прислушалась и крадучись подбежала к амбару. Сразу тявканье в нём прекратилось, (4) и вместо него послышался радостный визг.
Ответ:________________________________________________________
А 12. Среди предложений 41-44 найдите предложение с обособленным обстоятельством, обозначающим место. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________________
А 13. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________________________
ОТВЕТЫ
№ задания | Ответы |
1 | 4 |
2 | 1 |
3 | испуганно |
4 | каменный |
5 | осмотрелся, огляделся |
6 | фундамент из камня |
7 | я проснулся, поспешил навестить |
8 | 26 |
9 | 3 |
10 | 3 |
11 | 4 |
12 | 43 |
13 | 3 |
Источник
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ 1
Ф.И.
(1)Когда мне было лет шесть, наверное, или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. (2)То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. (3)А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. (4)А на другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. (5)Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить, что есть мочи, развивая в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.
(8)Я сказал папе:
– (9)Папа, купи мне боксёрскую грушу! (10)Буду тренироваться и стану боксёром.
– (11)Нечего тратить на ерунду деньги, перебейся как-нибудь без груши.
(12)И он оделся и пошёл на работу. (13)А мама сразу же заметила, что я обиделся, и постаралась мне помочь.
(14)Она достала из-под дивана большую плетёную корзинку, где были сложены старые игрушки, и вынула со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
– (15)Вот. (16)Хороший Мишка, отличный. (17)Погляди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай тренируйся сколько душе угодно!
(20)Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. (21)И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.
(22)Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. (23)Но это
было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся…
(24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал…
(25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара…
– (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь.
(27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал:
– (28)Я раздумал быть боксёром.
(По В. Ю. Драгунскому)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Почему Дениске расхотелось быть боксёром?»
То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.
И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки.
И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара…
3. Среди 1-3 найдите и укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
4. Из предложений 25-28 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
5. Из предложений 14-19 выпишите слово, в котором правописание суффикса причастия определяется его краткой формой.
6. Замените слово «задрал» в предложении 27стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «кожаная груша», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
9. Среди 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством.Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)запятую (-ые) при вводном слове.
Когда мне было лет шесть,(1) наверное,(2) или шесть с половиной,(3) я совершенно не знал,(4) кем же я в конце концов буду на этом свете. То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, (5)который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 16.Ответ запишите цифрой.
Задания 12- 19 выполняются не по тексту
12.Замените словосочетание «говорил с восхищением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
13.Замените словосочетание «дружеская помощь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
14.Замените словосочетание «заседание суда», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
15.Выпишите грамматическую основу из предложения.
Маленькому Пете, одетому только в шорты и футболку, скоро стало холодно в гроте.
16.Выпишите грамматическую основу из предложения.
Учитесь, ребята, видеть в человеке его лучшие черты!
17.Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным обстоятельством.Напишите номер этого предложения.
(1)Лежанье на диване у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2)Когда он был дома − а он был почти всегда дома − он всё лежал постоянно в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, и он туда заглядывал изредка утром, позавтракав, когда слуга мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. (4)В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. (5)Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною.
18.Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
(1)Весь следующий день посвящён был визитам: Чичиков, обустроившись на новом месте, отправился делать визиты всем городским сановникам. (2)Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, был, подобно Чичикову, ни толст, ни тонок собой. (3)Ещё он имел на шее Анну, а впрочем, был большой добряк и даже сам, отдыхая от государственных забот, вышивал иногда по тюлю. (4)Потом отправился к вице-губернатору, потом был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера… (5)Жаль, что несколько трудно упомнить всех важных персон города, всех сильных мира сего. (6)Довольно сказать, что приезжий, наделённый, казалось, неисчерпаемой энергией, проявил необыкновенную деятельность насчет визитов: он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору. (7)И потом ещё долго сидел в бричке, придумывая, кому бы ещё отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников.
19.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Настя,(1) начиная собираться,(2) повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.
−Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.
−А как же,(3) Митраша? — ответила Настя. — Ты разве не помнишь,(4)как мама за грибами ходила?
−За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много — аж плечо режет.
−А клюквы,(5) может,(6) у нас ещё больше будет.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ 2
Ф.И.
(1)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (2)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу. (3)Когда Динка подошла к хате, она увидела рассохшееся окно, которое было распахнуто настежь.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5) Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка, и лицо его как будто светилось. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожничий столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, что она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына…
(15)Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
– (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
– (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
(19)Портрет Кати, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смертижены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её как будто приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
– (21)Сыграйте, Яков Ильич.
(22)Иоська, конечно, с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яковкивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам…
(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катя отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.
(По В. Осеевой)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Что внушало Динке ужас?»
1) Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
2) Но больше всего поразили Динку её глаза.
3) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
4) Портрет Кати, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.
3. Среди предложений 4-7 найдите и укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
4. Из предложений 18-21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором написание НН определяется правописанием суффикса имени прилагательного.
6. Замените слово «жалостно» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «сапожничий столик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
9. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством.Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Портрет Кати,(1) её живые,(2) горящие глаза,(3) притихший двойник портрета, (4)Иоська,(5) и сам несчастный,(6) уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. Ноги её как будто приросли к порогу, (7)и, (8)не зная, (9)что ей делать,(10) она жалостно попросила:
– Сыграйте,(11) Яков Ильич.
Иоська, (12)конечно, (13) с готовностью подал отцу скрипку.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
Задания 12- 19 выполняются не по тексту
12. Замените словосочетание «посмотрел с недоумением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.Напишите получившееся словосочетание.
13.Замените словосочетание «дедовские награды», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
14.Замените словосочетание «дом за городом», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
15.Выпишите грамматическую основу из предложения.
Мне будет очень грустно в посёлке без вас и ваших друзей, Александр Степанович!
16.Выпишите грамматическую основу из предложения.
Начинай, Иван, со следующего понедельника работать на мельнице!
17.Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1)Да, люди по праву хотят знать о войне полнее, больше, хотят знать о том, что лежит за пределами их жизненного или военного опыта. (2)Нокогда я читаю длинные главы, описывающие в подробностях жесты, выражения, разговоры генералов, маршалов, исторических лиц, сокровенные раздумья о собственных военных просчётах, ставшие столь
популярными в литературе, я с недоумением обращаюсь к имени автора на обложке и спрашиваю себя: откуда всё это? (3)Из каких документов, дошедших до нас, по чьим свидетельствам? (4)Ах, это авторский домысел, стало быть, выдумка, но тогда, извините, мне это неинтересно. (5)И мне становится жаль читателей, питающих понятный, почти
трепетный интерес к жизни великих и воспринимающих всё это за подлинность, за правду. (6)Можно, разумеется, возразить мне, сославшись на творческую практику Льва Толстого или Лиона Фейхтвангера, но тут не сопоставимы разные вещи. (7)Даже ошибочный опыт великих остаётся великим в истории и в литературе, но для этого нынешним сочинителям нужно ещё встать на один уровень с классиками.
18.Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
(1)Все приветствовали Чичикова, будто старинного знакомого, на что он раскланивался несколько набок, впрочем, не без приятности. (2)Тут же познакомился он с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем, который с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «Прошу прощения». (3)Тут же ему всунули карту на вист, которую он принял с вежливым поклоном, выказавшим его умение вести себя в серьёзном обществе.(4)Они сели за зелёный стол и не вставали уже до ужина. (5)Все разговоры совершенно прекратились, как случается всегда, когда наконец предаются занятию дельному. (6)Хотя почтмейстер был очень речист, но и тот, взявши в руки карты, тот же час выразил на лицесвоём мыслящую физиономию, покрыл нижнею губою верхнюю исохранил такое положение во все время игры. (7)После игры, как водится, спорили, и Чичиков также спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил.
19.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
−Ну,(1) Джемс,(2) здесь ты промахнулся! − сказал Генри. −Мы привезём тебя не в Индию,(3) а всего только в Ирландию,(4) в Дублин. В Индию на плоскодонных кастрюлях наподобие нашей не ходят! Конечно,(5) и
«Геркулес» когда-то знавал лучшие времена − в дни своей молодости он хаживал и в Берген,(6) и даже в Кадикс. Но в Индию… до Индии он не добирался.
Ответы
№ задания
ВАРИАНТ № 1
ВАРИАНТ № 2
2
4
4
3
2
5
4
приоткрыв
притихший
5
сложены
единственной
6
поднял
жалобно
7
груша из кожи
столик сапожника
8
купи
Динка остановилась
9
3
2
10
1,2
12,13
11
1
1
12
восхищенно говорил
недоуменно посмотрел
13
помощь друга
награды деда
14
судебное заседание
загородный дом
15
стало холодно
будет грустно
16
учитесь видеть
начинай работать
17
3
6
18
6
3
19
5,6
5
Критерии оценивания:
Источник