В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной

1. В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений?
«Поучение Птахотепа»
«Книга мертвых»
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну»
все ответы верны
2. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти?
Хань Фэй
Лаоцзы
Моцзы
Цзын Чань
3. В чем заключается консервативно-утопический и реакционный смысл концепции даосизма?
призыв к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях
отказ от письменности, орудий труда
тотальная критика культуры и достижений цивилизации
все ответы верны
4. Назовите кредо юридического позитивизма
анархизм
аскетизм
формализм
нигилизм
5. В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин — «господин». Это термин отражает:
понимание всемогущего и всесильного бога
идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства
раздробленность Киевской Руси, и безраздельное господство феодалов на своей вотчине
церковную власть, ее превосходство над светской властью
6. Членом какого общества был П.Я. Чаадаев?
«Союза благоденствия»
«Общество соединенных славян»
Южное общество
«Аллой розы»
7. Важнейшим средством свержения царизма В.И. Ленин считал:
вооруженное восстание
индивидуальный террор
политический диалог с Государственной Думой
все ответы верны
8. Как вы понимаете термин «нирвана»?
узкий круг приверженцев буддизма
состояние высшей просветленности
доброе отношение к другим людям
рационалистический подход к политико-правовой мысли
9. Что является основным источником мусульманского права?
идеология Корана
идеология шиизма
идеология суннизма
все ответы верны
10. В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в:
слабоволии византийского императора: «А немочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды….»
предательстве Византией православия
засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого»
непобедимости сильной и дисциплинированной турецкой армии
11. Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами?
древнекитайскому
древнеегипетскому
древнегреческому
древнеримскому
12. Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»?
идеализация государственного строя при Ярославе Мудром
процесс усиления феодальной власти в Киевской Руси
то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины
социальная политика, направленная на смягчение классовых противоречий
13. Важнейшим произведением Ибн Халдуна является:
«Книга назиданий»
«Сборник проповедей»
«Мир Ближнего и Среднего Востока»
«О взглядах жителей добродетельного города»
14. Какой термин был введен в политико-правовой обиход монархомахами — писателями, защищавшими интересы дворянско-оппозиционных кругов?
«суверенитет народа», «общественный договор»
«законность государственной власти»
«право на сопротивление»
все ответы верны
15. Воззрения французского утопического социалиста А. де Сен-Симона на государство и право определялись его концепцией:
народного восстания
исторического прогресса
буржуазного либерализма
тотального коммунизма
16. Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия:
субстанциальное (землевладельцы — дворяне и крестьяне)
промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники)
всеобщее (чиновники)
криминальное (воры, рецидивисты)
17. Назовите известного итальянского политического деятеля конца XIX в., ученика К. Маркса и Ф. Энгельса
А. Лабриола
А. Бебель
В. Либкнехт
П. Лафарг
18. Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании:
Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г.
К. Гельвецием произведения «Разделяй и властвуй»
Д. Дидро сочинения «Племянник Рамо»
П. Гольбахом сочинений «Естественная политика», «Система природы»
19. Раскройте смысл теории элит (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное) Г. Моски, В. Парето.
политическая жизнь есть борьба, смена, «циркуляция» элит
принадлежность к элите зависит от способности тех или иных людей руководить массами, господствовать над подчиненными «классами», навязывать свою волю другим
идея неспособности народных масс к управлению
все ответы верны
20. Какой вид властвования по Цицерону является уродливым?
тирания единоличного владыки
власть толпы
господство клики
все ответы верны
21. Кто является основоположником даосизма?
Лаоцзы
Конфуций
Моцзы
Хань Фэй
22. Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания?
«арифметическое равенство»
«геометрическое равенство»
магия чисел
аксиоматические выводы
23. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии?
Дж. Уиклиф
Ян Гус
М. Лютер
М. Падуанский
24. Назовите представителя юридического позитивизма второй половины XIX в
Г. Канторович
25. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип:
релятивизма
гностицизма
рационализма
историзма
Источник
1. В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений?
«Поучение Птахотепа»
«Книга мертвых»
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну»
все ответы верны
2. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти?
Хань Фэй
Лаоцзы
Моцзы
Цзын Чань
3. В чем заключается консервативно-утопический и реакционный смысл концепции даосизма?
призыв к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях
отказ от письменности, орудий труда
тотальная критика культуры и достижений цивилизации
все ответы верны
4. Назовите кредо юридического позитивизма
анархизм
аскетизм
формализм
нигилизм
5. В «Слове о полку Игореве» автор использовал новый политический термин — «господин». Это термин отражает:
понимание всемогущего и всесильного бога
идею единовластия, получившую глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства
раздробленность Киевской Руси, и безраздельное господство феодалов на своей вотчине
церковную власть, ее превосходство над светской властью
6. Членом какого общества был П.Я. Чаадаев?
«Союза благоденствия»
«Общество соединенных славян»
Южное общество
«Аллой розы»
7. Важнейшим средством свержения царизма В.И. Ленин считал:
вооруженное восстание
индивидуальный террор
политический диалог с Государственной Думой
все ответы верны
8. Как вы понимаете термин «нирвана»?
узкий круг приверженцев буддизма
состояние высшей просветленности
доброе отношение к другим людям
рационалистический подход к политико-правовой мысли
9. Что является основным источником мусульманского права?
идеология Корана
идеология шиизма
идеология суннизма
все ответы верны
10. В «Сказании о царе Константине» И.С. Пересветов доказывает, что главная причина захвата Константинополя турками состояла в:
слабоволии византийского императора: «А немочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды….»
предательстве Византией православия
засилии византийских вельмож, которые «измытарили» государство, ограбили его казну, брали «посулы…. с правового и виноватого»
непобедимости сильной и дисциплинированной турецкой армии
11. Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами?
древнекитайскому
древнеегипетскому
древнегреческому
древнеримскому
12. Что понимает под словом «благодать» автор «Слова о законе и благодати»?
идеализация государственного строя при Ярославе Мудром
процесс усиления феодальной власти в Киевской Руси
то, что лежит в основе Нового завета, синоним истины
социальная политика, направленная на смягчение классовых противоречий
13. Важнейшим произведением Ибн Халдуна является:
«Книга назиданий»
«Сборник проповедей»
«Мир Ближнего и Среднего Востока»
«О взглядах жителей добродетельного города»
14. Какой термин был введен в политико-правовой обиход монархомахами — писателями, защищавшими интересы дворянско-оппозиционных кругов?
«суверенитет народа», «общественный договор»
«законность государственной власти»
«право на сопротивление»
все ответы верны
15. Воззрения французского утопического социалиста А. де Сен-Симона на государство и право определялись его концепцией:
народного восстания
исторического прогресса
буржуазного либерализма
тотального коммунизма
16. Найдите ложное суждение. В структуре гражданского общества Г. Гегель выделяет такие сословия:
субстанциальное (землевладельцы — дворяне и крестьяне)
промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники)
всеобщее (чиновники)
криминальное (воры, рецидивисты)
17. Назовите известного итальянского политического деятеля конца XIX в., ученика К. Маркса и Ф. Энгельса
А. Лабриола
А. Бебель
В. Либкнехт
П. Лафарг
18. Ш. Монтескье призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Эта идея была использована при создании:
Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 г.
К. Гельвецием произведения «Разделяй и властвуй»
Д. Дидро сочинения «Племянник Рамо»
П. Гольбахом сочинений «Естественная политика», «Система природы»
19. Раскройте смысл теории элит (от франц. elite — лучшее, отборное, избранное) Г. Моски, В. Парето.
политическая жизнь есть борьба, смена, «циркуляция» элит
принадлежность к элите зависит от способности тех или иных людей руководить массами, господствовать над подчиненными «классами», навязывать свою волю другим
идея неспособности народных масс к управлению
все ответы верны
20. Какой вид властвования по Цицерону является уродливым?
тирания единоличного владыки
власть толпы
господство клики
все ответы верны
21. Кто является основоположником даосизма?
Лаоцзы
Конфуций
Моцзы
Хань Фэй
22. Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания?
«арифметическое равенство»
«геометрическое равенство»
магия чисел
аксиоматические выводы
23. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии?
Дж. Уиклиф
Ян Гус
М. Лютер
М. Падуанский
24. Назовите представителя юридического позитивизма второй половины XIX в
Г. Канторович
25. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип:
релятивизма
гностицизма
рационализма
историзма
Источник
В целом ряде древнеегипетских мифов в качестве V «владыки справедливости» фигурирует бог Осирис. Наряду с этим в одном из мифов, по которому Осирис был убит своим братом, злым богом Сетом, начала добра и справедливости персонифицирует сын Осириса Гор.
По другому древнеегипетскому мифу правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат (Ма-ат). Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они соответствуют (или должны по своему смыслу соответствовать) ма-ат — естественно-божественному порядку справедливости. Понятие ма-ат здесь несет по существу ту же смысловую нагрузку, что п понятия рта (рита) в Ригведе (священных гимнах индоариев), дао — в древнекитайской мифологии, дике — у древних греков, правда — в древнерусском правосознании у (что, в частности, ярко отразилось в названии известного источника права «Русская Правда»): речь во всех этих случаях идет о правде-справедливости, которая в естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право.
Согласно божественной справедливости (ма-ат), все у” / люди равны по природе и наделены богами равными возможностями; нарушение такого равенства в человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживавшим божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные между. собой представления о божественной справедливости, правила религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и судов), был страх перед наказанием — при жизни или неминуемо после смерти — за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх успешнее всего культивировался там, где опирался на стойкую веру в бессмертие души и загробный суд богов.
Описывая нравы и обычаи древних египтян, Геродот (История, II, 37) 5 замечает, что они «самые богобоязненные люди из всех». Кроме того, он пишет: «Египтяне также первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в -другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через (тела) всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет. Учение это заимствовали некоторые эллины как в древнее время, так и недавно. Я знаю их имена, но не называю» .
Ожидание суда Осириса — загробного, суда, cocтоявшего из сорока двух судей во главе с Осирисом, перед которым должен предстать и отвечать каждый человек,— было, несомненно, одной из основополагающих идей древних египтян, которая накладывала особый отпечаток как на все их правопонимание, так и, шире говоря, вообще на их отношение к запретам и дозволениям.
Из древнеегипетской «Книги мертвых» (ок. XXV— XXIV вв. до н. э.), представлявшей собой собрание религиозных, моральных и правовых установлений и запретов, видно, в частности, какие нарушения не должен был допускать человек, руководствующийся велениями справедливости и рассчитывающий на благосклонность суда Осириса.
Представ перед этим судом, следовало произнести такую клятву: «Итак, вы знаете, владыки истины, что я вам приношу истину, и что я отвращаю от вас всякое зло. Я не делал вероломно зла никакому человеку, я не делал мерзостей в жилище истины, я не прилеплялся ко злу, я не творил зла. Как начальник людей, я не заставлял работать сверх сил. Мое имя достигло верховной власти, мое имя достигло высших чинов, изобилия и власти. Своими делами я не сделал никого ни робким, ни больным, ни страдальцем, ни несчастным. Я не сделал ничего, что оскорбительно богам. Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинял никому слез. Я никого не убивал. Я никогда не приказывал убивать изменнически. Я не лгал ни одному человеку. Я не грабил запасы в храмах. Я не уменьшал яств, посвященных богам. Я не похищал ни хлебов, ни повязок у мумий. Я не прелюбодействовал. Я не совершал гнусного преступления с жрецом моего прихода… Я не уменьшал съестных припасов. Я не нажимал на гири весов. Я не обманывал и в гирях весов. Я не отнимал молока от рта младенца. Я не истреблял животных на их пастбищах. Я не брал из силков птиц богов. Я не ловил сонной рыбы. Я не спускал воду во время половодья. Я не отводил течения канала. Я не гасил пламени в его час. Я не обманывал богов при их отборных жертвах. Я не сгонял животных с божьих земель. Я не чинил препятствий богу при его выходе. Я чист, чист, чист!!!» 6.
Перечисляемые в приведенной клятве запрещенные поступки по-своему очерчивают смысл и границы тогдашнего понимания справедливости, идею общеобязательности соблюдения ее требований.
Восхваление божественной справедливости как основы земных порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержится и в ряде других древнеегипетских источников, в частности, в «Поучении Птахо-тепа» (Птаххетепа) (XXVIII в. до н. э.), «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (ок. XXII в. до н. э.), и др.7 В «Поучении Птахотепа» подчеркивается естественное равенство всех свободных («нет рожденного мудрым») и обосновывается необходимость соответствия по- -ведения человека принципу ка — своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения. В «Поучении гераклеопольского царя» наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни.
В этом же «Поучении» правитель характеризуется как человек, «творящий правду» и стремящийся к справедливости. Обращаясь к своему сыну-наследнику, автор «Поучения» (царь Ахтой) советует ему: «Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы».
Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных. Действительность, разумеется, была весьма далека от подобных идеализированных представлений. Об этом убедительно свидетельствуют широкие народные выступления против знати. Так, в «Речении Ипусера (Ипуве-ра)» говорится об одном таком движении (ок. 1750 г. до н. э.), в котором приняли участие низы общества и рабы. Описывая гражданскую войну низов против верхов, Ипусер, будучи сам вельможей, сетует на происшедшие «страшные перемены», содеянные «беззаконниками». Ипусер с горестью упоминает, в частности, о том, что судебные палаты были разграблены и разрушены, а хранящиеся в них свитки законов выброшены на улицу и растоптаны.
Такое противоположное отношение к законам со стороны знати и восставших низов весьма характерно: то, что для одних представляло справедливость и порядок, для других было олицетворением ненавистного строя.
Скептицизм и критичность в отношении господствовавших представлений о справедливости отчетливо проявляются в «Беседе разочарованного со своей душой» (ок. XXII—XXI вв. до н. э.), в которой рисуется яркая картина господства зла и насилия в отношениях между людьми и делается такой вывод: «ныне везде и всюду зло и несправедливость».
Господствовавшие воззрения о должном и справедливом порядке опирались на жесткие требования всесильной религиозной идеологии, на освященную божественным авторитетом широкую систему официально канонизированных запретов, на суровые земные наказания и глубоко внушенный страх перед потусторонним судом.
Мифологически и религиозно окрашенные представления о дозволенном и недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли па источники древнеегипетского права — нормы обычного права, законодательство, административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось самими должностными лицами, жрецами и чиновниками во главе с фараоном, и зачастую в ходе судебного разбирательства того или иного спорного дела устанавливалась новая правовая норма. Упоминание в различных древнеегипетских источниках о свитках законов свидетельствует о развитости законодательства в качестве одного из источников права. Первым среди законодателей Египта обычно называется фараон Менее (III тысячелетие до п. э.), объединивший Верхний и Нижний Египет.
Геродот среди древнеегипетских законодателей называет и фараона Асихиса (ок. 2480 г. до п. э.). «Когда в правление этого царя, как передавали жрецы, деньги почти совершенно исчезли из обращения, в Египте был издан закон, (по которому) разрешалось брать деньги в долг под залог мумии собственного отца. А к этому закону был прибавлен еще вот какой. Заимодавец вступал во владение всей семейной усыпальницей должника, и в случае неуплаты долга должника ожидала вот какая кара: и сам он после кончины лишался погребения в семейном или в каком-либо другом склепе, равно как и его потомки» (Геродот, История, II, 136).
Ряд законодательных актов был принят при Рамзе-се II (XIII в. до и. э.) и Бокхорисе (VIII в. до п. э.). Законами Бокхориса (они занимали 40 свитков) было запрещено долговое рабство. Кроме того, они предусматривали оформление договоров на обычном светском языке, а не посредством особых священных формул, доступных лишь жрецам. Это было существенной вехой на пути десакрализации правовых отношений. Официальная идеология, насаждавшая культ личности фараона, стремилась представить его в качестве верховного защитника справедливости, законов и правосудия. Законность восхвалялась как большое достоинство правления того или иного фараона. Так, Аменхотеп II велел в числе своих заслуг отметить, что он «не нарушал постановлений закона».
Отношение правителей к законам учитывалось и в официозной хронике жрецов о фараонах. Об этом свидетельствует, например, Геродот, беседовавший со жрецами. «Так вот,—пишет он (История, II, 124),—до времени царя Рампспнита, рассказывали далее жрецы, при хороших законах Египет достиг великого процветания. Однако его преемник Хеопс вверг всю страну в пучину бедствий».
Ряд древнеегипетских мифологических, религиозных, этических, правовых и законодательных представлений и положений оказали определенное влияние на воззрения и установления других народов древности. Подобное влияние, в частности, испытали и древние греки, поддерживавшие дружественные связи с египтянами и осведомленные об их делах. Так, знаменитый афинский реформатор и законодатель Солон, отменивший, в частности, долговое рабство среди афинян в 594 г. до н. э., по всей видимости, знал об аналогичных мерах своего египетского предшественника Бокхориса. О связях Солона с петскими жрецами, его интересе к установлениям египтян и некоторых его заимствованиях из их законодательного опыта упоминает и Геродот. Он пишет: «Амасис также издал вот какое постановление египтянам: каждый египтянин должен был ежегодно объявлять правителю округа свой доход. А кто этого не сделает и не сможет указать никаких законных доходов, тому грозила смертная казнь. Афинянин Солон перенял из Египта этот закон и ввел его в Афинах. Еще и поныне он там сохранился как самый превосходный закон» (История, И, 177).
Подобное влияние правового и законодательного опыта Древнего Египта на политико-правовую жизнь других народов и, в частности, такого развитого в, духовном отношении, как эллины, свидетельствует о несомненных достижениях древних египтян в области правопонимания, законотворчества и правовой культуры в целом.
Источник