В какой концепции власти она анализируется сквозь призму свойства массы
При
тоталитарном режиме политическое лидерство
функционально обеспечивает абсолютную
власть, полное господство идеологической
и социально-политической системы
над гражданами, государства —
над обществом. Функция вождя
— центральная при тоталитаризме.
Все остальные лидеры лишь подражают
ему в организации функционирования
системы: каждый под контролем выполняет
свою работу, вольнодумцев изолируют,
возмущающихся — уничтожают.
При
авторитарном режиме среди функций
политических лидеров меньшее их
количество связано с насилием и
принуждением, хотя они и занимают
центральное место. Поддержание
авторитета первого, ведущего политического
функционера — важнейшая задача
правящей группировки, всех средств
массовой информации и элементов
авторитарной системы. Все лидеры стремятся
осуществлять свои функции в формально
легальном поле, с рудиментами
парламентаризма.
При
демократическом режиме политические
лидеры выполняют свои функциональные
обязанности в правовом государстве
на основе принципов плюрализма, открытости
и гласности, с обязательным соблюдением
прав человека и гражданина. В этих
условиях ведущую роль играют инициативные
лидеры, умеющие самостоятельно определять
политические цели и указывать важнейшие
направления действий своим сторонникам,
давать им обоснованную программу и
увлекать за собой. При этом лидеры
должны быть красноречивыми, способными
привлекать к себе внимание, уметь
нравиться избирателям и всем политически
активным гражданам, обладать чувством
юмора и такта, быть интеллигентными и
эрудированными, постоянно подчеркивать
свою лидирующую роль в решении политических
задач.
Характеризуя особенности политического
лидера демократического типа, А.С.
Панарин выделяет среди них
главную: «В отличие от традиционного
носителя наследственной авторитарно-патриархальной
власти современный политик —
это предприниматель, который
не владеет властью по праву
рождения, а вынужден непрерывно
производить власть в условиях
ожесточенной конкуренции. Современная
политическая этика — это предпринимательская
этика, ориентированная на конкурентную
среду и связанная с готовностью
«вступать в игру» вместо того,
чтобы сторониться или запрещать
ее, рассматривая власть как свою
монопольную собственность».
- Теория
политической модернизации: сущность,
содержание, движущие силы. - Политическое
содержание и механизм разрешения глобальных,
проблем современности.
- Политическая
безопасность Российской Федерации: понятие,
содержание, основные пути обеспечения.
ИТОГОВЫЙ
ТЕСТ ( выполняется
всеми студентами)
- Чем
являются ресурсы
власти? - актуальными
основаниями власти - объективными
целями власти - потенциальными
основаниями власти - объективными
типами власти
- Какой
концепции демократии
присуща идеализация,
преувеличение групповой
идентификации граждан? - плюралистической
- коллективистской
- индивидуалистической
- демократии
участия
- В
чем заключается
один из недостатков
индивидуалистической
концепции демократии? - идеализация
политических элит - нарастание
авторитарных тенденций - углубление
социального неравенства и нарастание
социальных конфликтов - ослабление
легитимации власти
- Чем
являются нормы взаимоотношений
человека и государства,
позволяющие ему
получать определенные
блага? - правами человека
в узком смысле - правами человека
в широком смысле - политическими
свободами человека - гражданскими
обязанностями человека
- Кто
играет роль первого
политического лица
в парламентской
республике? - глава государства
- глава парламента
- глава
правительства - глава партии
- Представители
какого течения русской
политической мысли
выступали за создание
в России правового
государства? - большевизма
- консерватизма
- анархизма
- либерализма
- Что
такое социальные
группы в политическом
контексте? - элементы
политики - субъекты
политики - стадии политики
- результаты
политики
- Какая
идеология господствовала
в фашистской Германии? - либерализм
- марксизм
- социал – демократия
- национал
– социализм
- В
каком году в России
проводился референдум
по новой Конституции? - в 1989
- в 1993
- в 1996
- в 1985
- Что
отличает политическую
партию от политического
клана? - соблюдение
дисциплины - открытость
действия - сила
влияния - наличие сторонников
в низах
- С
точки зрения какого
подхода права
человека создаются
и изменяются исключительно
государством? - юридически
– позитивистского - естественно
– исторического - религиозно
– теологического - классически
– либерального
- Какой
метод принятия политико –
управленческих решений
обладает, по вашему
мнению, большей эффективностью? - смешанно
– сканирующий - рационально
– универсальный - метод “ветвей”
- метод Монте
– Карло
- Какими
нормами ограничена
власть монарха в
условиях конституционной
монархии? - правовыми
- политическими
- религиозными
- моральными
- Какую
из форм правления
Аристотель считал наилучшей? - демократию
- политию
- тиранию
- олигархию
- Выдающийся
вклад в разработку
психологического метода
внес - Ю. Хабермас
- З.
Фрейд - О. Конт
- Т. Гоббс
- К
какому термину относится
следующее определение: “обусловленная
ценностными представлениями
человека о политических
явлениях система
образцов его политического
действия”? - политическая
организация - политическая
культура - политическая
система - политическая
наука
- Что
является одной из
характерных черт
индивидуалистических
концепций демократии? - признание
первичности народа по отношению к личности - признание
группы центральным элементом демократической
политической системы - признание
личности первичным, главным источником
власти - неограниченность
власти большинства (народа)
над меньшинством (личностью)
- Какая
идеология проповедует
национальную исключительность,
недоверие к другим
народом? - национализм
- либерализм
- марксизм
- социал –
демократия
- Утверждение:
“Цель оправдывает
средства” – принадлежит - Аристотелю
- Ж. – Ж. Руссо
- И. Бентаму
- Н.
Макиавелли
- В
какой концепции
власти она анализируется
сквозь призму свойств
массы (класса), а
не личности и отношений
между личностями? - в системной
- в бихевиористской
- в
марксистско – ленинской - в позитивистско
– социологической
- Какой
уровень структуры
партии играет главную
роль в поддержании
связи между остальными? - партийные
лидеры - партийные
активисты - члены партии
- сторонники
партии
- Какое
государство является
примером унитарного? - Россия
- Франция
- Германия
- СШA
- Выдающимся
теоретиком республиканизма
был - Т. Истон
- Дж. C. Локк
- З. Фрейд
- Дж.
Мэдисон
- Какой
тип государственного
устройства Платон считал
идеальным, как правление “лучших
и благородных”? - демократическое
- олигархическое
- аристократическое
- деспотическое
- Для
какого государства
характерно применение
массовых репрессий? - демократического
- тоталитарного
- либерального
- буржуазно
– демократического
- Кто
назвал элиту “политическим
классом”? - B. Парето.
- М. Джилас.
- Г.
Моска. - Р. Медведев.
- Какому
течению русской
политической мысли
было свойственно
стремление любой
ценой ускорить социальные
преобразования? - консерватизму
- либерализму
- западничеству
- радикализму
- Какая
страна является примером
парламентской республики? - Франция
- Россия
- Германия
- СШA
- Какую
форму правления
Аристотель относил
к правильным? - демократию
- тиранию
- олигархию
- аристократию
- В
какой из перечисленных
ниже стран сохраняется
тоталитарный режим? - в
Северной Кореи - во Франция
- в Южной Кореи
- в Швеции
Источник
Необходимо
подчеркнуть тот факт, имеющий
особое звучание при рассмотрении его
в экономическом аспекте, что современная
мировая политика представляет собой
не что инoe, как процесс управления международными
отношениями, что делает ее особенно близкой
по инструментарному приложению к мировой
экономике.
Сложность
и специфичность международных отношений
как объекта социально-экономического
управления обусловили включение рассмотрения
данной проблемы в курсе политологии для
экономистов.
ИТОГОВЫЙ
ТЕСТ
1.Чем
являются ресурсы власти?
с) потенциальными
основаниями власти
2.
Какой концепции демократии
присуща идеализация,
преувеличение групповой
идентификации граждан?
a) плюралистической
3.
В чем заключается один
из недостатков индивидуалистической
концепции демократии?
d) ослабление
легитимации власти
4.
Чем являются нормы
взаимоотношений человека
и государства, позволяющие
ему получать определенные
блага?
c) политическими
свободами человека
5.
Кто играет роль первого
политического лица
в парламентской республике?
с) глава
правительства
6.
Представители какого
течения русской политической
мысли выступали за
создание в России правового
государства?
d) либерализма
7.
Что такое социальные
группы в политическом
контексте?
b) субъекты
политики
8.
Какая идеология господствовала
в фашистской Германии?
d)
национал – социализм
9.
В каком году в России
проводился референдум
по новой Конституции?
b)
в 1993
10.
Что отличает политическую
партию от политического
клана?
a)
соблюдение дисциплины
c)
сила влияния
11.
С точки зрения какого
подхода права человека
создаются и изменяются
исключительно государством?
a)
юридически – позитивистского
12.
Какой метод принятия
политико-управленческих
решений обладает, по
вашему мнению, большей
эффективностью?
b) рационально
– универсальный
13.
Какими нормами ограничена
власть монарха в условиях
конституционной монархии?
a) правовыми
14.
Какую из форм правления
Аристотель считал наилучшей?
b) политию
15.
Выдающийся вклад в
разработку психологического
метода внес
b) З. Фрейд
16.
К какому термину относится
следующее определение: “обусловленная
ценностными представлениями
человека о политических
явлениях система образцов
его политического действия”?
a) политическая
организация
17.
Что является одной
из характерных черт
индивидуалистических
концепций демократии?
d) неограниченность
власти большинства (народа) над меньшинством
(личностью)
18.
Какая идеология проповедует
национальную исключительность,
недоверие к другим
народом?
a) национализм
19.
Утверждение: “Цель
оправдывает средства” –
принадлежит
d) Н. Макиавелли
20.
В какой концепции власти
она анализируется сквозь
призму свойств массы (класса),
а не личности и отношений
между личностями?
c) в марксистско-ленинской
21.
Какой уровень структуры
партии играет главную
роль в поддержании
связи между остальными?
b) партийные
активисты
22.
Какое государство является
примером унитарного?
b) Франция
23.
Выдающимся теоретиком
республиканизма был
d) Дж.
Мэдисон
24.
Какой тип государственного
устройства Платон считал
идеальным, как правление “лучших
и благородных”?
c) аристократическое
25.
Для какого государства
характерно применение
массовых репрессий?
b) тоталитарного
26.
Кто назвал элиту “политическим
классом”?
c)
Г. Моска.
27.
Какому течению русской
политической мысли
было свойственно стремление
любой ценой ускорить
социальные преобразования?
a) консерватизму
28.
Какая страна является
примером парламентской
республики?
c) Германия
29.
Какую форму правления
Аристотель относил
к правильным?
d) аристократию
30.
В какой из перечисленных
ниже стран сохраняется
тоталитарный режим?
a) в Северной
Кореи
31.
Какая из приведенных
характеристик является
признаком государства?
c) отделение
публичной власти от общества
32.
Какой образ действия
является одним из характерных
для “групп давления”?
d)
организация митинга
33.
Какая модель власти
в современной период
исходит из ее обязанности
обеспечить экономические
и политические условия
для реализации человеком
его безусловных политических
прав?
a)
либеральная
34.
Определением какой
разновидности политической
идеологии является
следующее: “Учение
о революционных методах
перехода от капитализма
к социализму, стратегии
и тактике революционного
рабочего движения”?
c) марксизм
– ленинизм
35.
Какой идеологии присуща
проповедь “социального
партнерства”?
a)
социал-демократии
36.
К парадигме конфликта
относится концепция
c) Т. Парсонса
37.
Чем являются личности,
социальные группы,
политические партии
и государство?
c)
субъектами политики
38.
В каком случае доверие
к системе автоматически
распространяется на
лиц, избранных законным
образом?
a)
в случае преобладания структурной легитимности
39.
Какой из исторических
типов легитимности
является наиболее ранним?
b) традиционный
40.
Какая страна является
примером президентской
республики?
d) СШA
41.
Гражданская концепция
политики появилась
в
a)
средние века
42.
Какая из моделей отношений
человека и власти является
наиболее современной?
c)
демократическая
43.
Кто из мыслителей античности
рассматривал человека
как “политическое
животное”?
c)
Аристотель
44.
Кто из указанных политологов
являлся автором одной
из классических концепций
элиты?
d) Р. Михельс
45.
Какой институт из приведенных
ниже называют “четвертой
властью”?
a) средства
массовой информации
ЛИТЕРАТУРА
- Политология:
курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. 2-е
изд., перераб. И доп. М., 1997. - Политология:
учебник для вузов. Под ред. М.А. Василикова.
– М: Юристь, 1999. - Малышев Ю.А.
Современная российская политика: Учебно-методический
комплекс. – 2-е изд. дополн., перераб. –
Новосибирск: СибАГС, 2002 - Политология:
Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Шевченко,
А.П. Зиновьева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - Политология:
Учебник для студентов юридических и гуманитарных
факультетов Под ред. Р.Т. Мухаева.
– М.: Юристъ, 2001 - Ашин А.Г.
Современные теории элиты: критический
очерк. –М., 1985 - Тавадов Г.Т.
Политология. М., Академия, 2004. - Зернов Д.П.
Политология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
Источник
Власть – это право и возможность одних
повелевать, распоряжаться и управлять другими, способность и возможность
одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать
определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом
авторитет, право, насилие и другие средства.
Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность
и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать,
управлять другими. Но вместе с тем она имеет, в отличие от других форм
власти, свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
- верховенство, обязательность ее решений для всего общества исоответственно для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
- всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;
- легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
- моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;
- широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.
Существуют различные трактовки и подходы к определению природы власти.
Сторонники ‘первого подхода’ (поведенческого)’ характеризуют ее как особенную сущность,’ носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей величественности (могущества) ее рассматривают как божественный дар и наделяют такимиценностными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека — ее носителя.
С позиций ‘второго подхода’ (социологического)” власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере двух сторон. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом М. Вебером. Он ‘понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению ””’другого””’.‘ В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом’ властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) иобъектом’ властного воздействия (тем, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).
Расширяя границы социального субъекта (в том числе и субъекта политики) до группы, организации, общества, американский социолог Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черты власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизовать ресурсы общества для достижения общих целей.
В рамках двух обозначенных подходов стали формироваться различные концепции (лат. conceptio’ — понимание, система) власти. Каждая из концепций представляла собой определенный способ понимания и трактовки власти с акцентом на тех или иных ее свойствах.
Основные концепции власти.
Поведенческий подход.
Мифологическая
Мифологическая концепция власти была обоснована в начале XX в.
французским политологом Л. Дюги. Источником власти Л. Дюги считал
реальное и естественное превосходство «сильных» над «слабыми»
(интеллектуальное, моральное, религиозное, идеологическое). Однако
«слабые» («подчиненные») протестуют против власти «сильных». Власть
нуждается в законном оправдании (легитимности). С целью оправдания
«законности» господства «сильных» над «слабыми» создаются мифы о происхождении власти – миф о «божественном характере власти»
(использовался в традиционных обществах Древнего Востока, Античности,
Средневековья, поддерживался древними, а позже мировыми религиями) и миф
об «общественной воле» (используется в Новое и Новейшее время).
Обе гипотезы («власть – от Бога» и «власть – от людей») одинаково
недоказуемы и одинаково неопровержимы, а потому – равноправны. Для
установления господства одних людей над другими необходимы публичная
(общественная) власть и возможность одних людей применять силу в
отношении других людей.
Теологическая
Одно из наиболее
ранних определений власти исходило из
теологического объяснения ее природы
и строилось с помощью теории божественного
права. Согласно данной концепции всякая
государственная власть происходит от
Бога, а все монархи, осуществляющие
власть, — лишь исполнители божественной
воли. Потребность во власти выводилась
из тезиса о «естественной греховности»
человека. По утверждению Аврелия
Августина, «граждан
земного града рождает испорченная
грехом природа, а граждан небесного
града рождает благодать, освобождающая
природу от греха». По своей сущности
власть является божественным установлением,
которое основано на христианских
заповедях. Подчинение людей воле Божьей,
принципам божественного разума
обеспечивает порядок в обществе,
самосохранение и продолжение человеческого
рода.
Власть является божественным установлением,
всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи,
осуществляющие власть, – лишь исполнители божественной воли.
Телеологическая – трактует власть как способ достижения поставленных целей, получения намеченных результатов (Б. Рассел).
Биологическая
Представители биологической концепции власти рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной
в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. Так, французский политолог М.Марсель(1889—1973)
считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными”. В структуре биологических свойств, присущих и людям, и животным, агрессия выступает как инстинкт борьбы, направленной против представителей той же особи. Следуя этому положению, Ф. Ницше (1844—1900)
утверждал, что власть есть воля и способность к самоутверждению. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права
одних народов повелевать
другими. Так, А. Гитлер (1889—1945)
выдвинул идею, согласно которой волей и способностью к самоутверждению
обладают исключительно представители арийской расы — в этом их богоизбранности призвание управлять всем миром.
Бихевиористская
Выводит власть из особенностей
человеческого поведения, при котором одни люди командуют, а другие
подчиняются. В основе поведения людей лежит стремление (воля) к власти.
Политическая власть складывается из индивидуальных стремлений к власти
как баланс, равновесие политических сил (Г. Лассуэл). Нарушение
равновесия приводит к кризисам в обществе.
Поведенческое
понимание власти более активно стало
разрабатываться в 30-х годах XIX в.
благодаря введению в политическую науку
бихевиоризма. Это событие оказало
заметное влияние на политическую мысль
и было связано с именами американских
ученых Ч.
Мерриама (1874—1953), Г.
Лассуэла (1902—1978)
и английского исследователя Дж.
Кетлина (1896—1975).
Они выводили властные отношения из
природы человека, его естественных
свойств, отказываясь от моральных оценок
политики. Человек рассматривался как
«властолюбивое животное», в основе
поступков и действий которого лежит
стремление (чаще всего неосознанное) к
власти. Именно стремление подчинить
своей воле других индивидов выступает
в качестве доминирующего мотива
политической активности конкретной
личности. Сам же политический процесс
бихевиористы рассматривали как
столкновение индивидуальных стремлений
к власти, в котором побеждает самый
сильный. Баланс стремлений к власти
политических сил обеспечивается системой
политических институтов. Нарушение
равновесия политических сил приводит
к кризисам и конфликтам в обществе.
Концентрируя внимание на
«наблюдаемом поведении», бихевиористы
пытались вскрыть одинаковые и регулярно
повторяющиеся реакции в поведении
индивида. Они отметили недостаточность
легальных форм регулирования поведения
со стороны власти (например, правовых)
и стремились проникнуть глубже в механизм
мотивации. В ходе исследований было
обнаружено, что большинство обывателей
воспринимает политическую реальность
в терминах иррационального начала:
традиций, обычаев, религии, чувств.
Психоаналитическая
Рассматривает мотивы, истоки власти и
видит их в сфере бессознательного. Трактует стремление к власти как
проявление (сублимацию) подавленного, преимущественно сексуального,
влечения (З. Фрейд) или психологической энергии вообще (К. Г.Юнг).
Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию
субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.
Внимание к
бессознательным мотивам политического
поведения обусловило доминирование в
1950—1960-х гг. в рамках поведенческого
подхода психоаналитической концепции
власти. Власть рассматривалась как способ
господства бессознательного над
человеческим сознанием. Индивид
подчиняется силам, находящимся вне его
сознания. Это происходит в результате
того, что человеческой психике средствами
скрытого и открытого манипулирования
задается особая установка. Подавляя
рациональные мотивы поведения, манипуляция
обеспечивает доминирование иррационального
в политической деятельности (страха,
агрессивности, стремления к разрушению).
Так, американский психоаналитик Г.
Лассуэл определял власть как средство
компенсации человеческой неполноценности.
Он замечал: «Власть помогает преодолеть
низкое самоуважение». Истоки низкой
самооценки кроются в опыте детства —
детских страхах, конфликтах, зависти,
ревности. Исследуя биографии многих
политических деятелей (М. Лютера, М.
Ганди, В. Вильсона, Ф.Д. Рузвельта), он
приходит к выводу о том, что они страдали
от комплекса неполноценности, который
преодолели благодаря своему стремлению
властвовать над умами людей. Именно Г.
Лассуэл ввел в оборот понятие «властная
личность».
Практическая ориентация
бихевиоризма и психоанализа на решение
конкретных проблем, возникающих в
политической жизни, таких, как, например,
причины деструктивного поведения
личности, обеспечение поддержки власти
со стороны личности, возможности влиять
и контролировать поведение индивида и
групп, расширили представления о власти
и стали значительным вкладом в политическую
науку. Однако при всем многообразии
эмпирических данных о конкретных формах
проявления властной воли содержание
властных отношений оказывалось неясным,
социально и ценностно нейтральным. Даже
с введением в анализ власти моральной,
интеллектуальной и религиозной
составляющих, при сохранении доминирующей
роли антропологического принципа,
«покрывало таинственности» с власти
не было снято.
Социологическая
Структурно-функциональная
Рассматривает власть как способ
самоорганизации общества, основанный на целесообразности разделения
функций управления и исполнения (Т. Парсонс). Само общество устроено
иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные
роли. Власть – это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее
контролировать ресурсы, средства влияния, воздействовать на людей с
помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
Власть рассматривается как
отношение неравноправных субъектов,
чье поведение обусловлено выполняемыми
ими ролями (например, роль управляющих
или управляемых). При этом предполагается,
что социальная роль определяет стиль
(тип, характер, содержание) ожидаемого
от человека поведения, соответствующего
занимаемому им положению в обществе
(статусу).
Подобная трактовка власти
вытекает из общей теории действия. Т.
Парсонс рассматривал общество как
структурно расчлененную целостность
(систему), в которой каждый элемент
выполняет определенные функции для
поддержания ее жизнеспособности.
Интеграция различных элементов системы
осуществляется с помощью социального
действия. Поэтому концепцию Т. Парсонса
часто называют теорией социального
действия. Последнее включает в себя
реакцию субъекта (человека, группы,
организации) на совокупность сигналов,
поступающих как от естественных объектов
(биологическая природа человека,
окружающая природная среда, климат и
т.д.), так и от социальных, то есть от
других людей, групп и т.д. Эти сигналы и
значения, придаваемые предметам,
побуждают субъекта вступать в отношения
с другими субъектами. Направленность
действий индивида или группы обусловливаются
господствующими в обществе правилами,
нормами и ценностями. Следуя функциональному
принципу деятельности, власть, по Т.
Парсонсу, осуществляет ряд жизнеобеспечивающих
функций: предписывает субъектам выполнять
обязанности, налагаемые на них целями
общества, и мобилизует его ресурсы для
достижения общих целей.
Конфликтологическая
С позиций теории
социальной конфликтологии, которую
развивали К.
Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и
их последователи, власть рассматривается
как отношения господства и подчинения
одного класса другим. Природа данного
господства обусловлена экономическим
неравенством, местом и ролью класса в
экономической системе общества. Обладание
собственностью обеспечивает экономически
господствующему классу возможность
подчинять своей воле экономически
зависимые классы. Например, политическая
власть буржуазии над пролетариатом
обусловливается ее экономическим
господством и возможностями государственного
принуждения. Экономическое неравенство
служит основой всех других форм
социального неравенства, которое не
исчерпывается только классовыми
различиями. Оно более многообразно и
включает в себя профессиональные,
этнические, половозрастные, региональные
и культурные различия. Поэтому власть
оказывается везде, где есть неравенство.
Согласно этой концепции власть следует
отличать от господства.
Дуалистическая
Дуалистическая концепция власти была обоснована французским
политологом М. Дюверже. Согласно этой концепции, происхождение власти
двойственно (дуально): власть базируется и на прямом принуждении, и на
убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения. Прямое
принуждение – это лишь господство. Опора господства на убеждение и авторитет придают ему легитимность и превращают господство во власть.
Власть – «двуликий Янус»: с одной стороны, она обеспечивает господство
одного социального слоя над другим, с другой стороны – служит
инструментом объединения людей для достижения общего блага. В
первобытном обществе власть была анонимной и не носила политического
характера. Со временем власть индивидуализировалась и персонифицировалась (в лице вождей, правителей, царей, королей), а затем – институировалась (возникли политические институты – государство, политические партии и др.)
Помимо перечисленных концепций власти, существуют и другие. Так, телеологическая концепция власти (Б. Рассел) считает власть способом достижения поставленных целей.
Согласно Б. Расселу, властвует тот, кто способен выдвинуть обдуманную
цель, спрограммировать средства её достижения и с помощью этих средств
реализовать поставленную цель. Всё, что нас окружает, есть результат
достижения известных целей.
Мобилизационная концепция власти (К. Дойч) видит во власти инструмент мобилизации общественных ресурсов на достижение социально-значимых целей.иИнстутуциоональная
Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA
, если не указано иное.
Источник