В каких свойствах вод мирового океана проявляется закон

В каких свойствах вод мирового океана проявляется закон thumbnail



1. Назовите основные свойства воды.

Растворимость в ней химических соединений и элементов

Способна к самоочищению

Способна в Земных условиях находиться в 3 агрегатных состояниях

2. Какова роль воды в природе и жизни людей?

Главная роль воды состоит в том, что она является средой и источником водорода для жизненных процессов. Практически все органические вещества биосферы представляют собой продукт фотосинтеза, при котором растения используют световую энергию для соединения двуокиси углерода с водой. Без воды, как известно, фотосинтез не может происходить. Процесс, которому обязана вся жизнь нашей планеты. Вода — единственный источник кислорода, выделяемый в атмосферу при фотосинтезе. Вода необходима для биохимических и биофизических процессов, обеспечивающих возможность жизни на Земле.

3. Назовите меры охраны воды от загрязнения.

Санитарная зона вдоль береговой линии каждого водоема, снабжающего водопровод водой

Контроль сточных вод (качественный и количественный химический анализ и микробиологические исследования), соблюдение установленных нормативов содержания вредных веществ (ПДК)

4. Как проявляется закон зональности в основных свойствах поверхностных вод океана?

Географическая поясность Мирового океана выражена более четко, чем на суше, благодаря большей однородности океанической поверхности и ограниченному воздействию такого мощного возмущающего фактора, как рельеф (рельеф морского дна влияет на зональность в условиях шельфа). Районирование Мирового океана проводится по распределению водно-тепловых условий акваторий и здесь также выделяют пояса и зоны.

5. В каких районах океана образуются льды? Как они влияют на природу Земли и на хозяйственную деятельность человека?

Воды Мирового океана замерзают в арк¬тических, субарктических и частично в умеренных широтах. Образующийся ле¬довый покров оказывает влияние на кли¬мат материков, затрудняет использование на севере дешевого морского транспорта для транспортировки грузов.

6. Найдите в тексте объяснения причин образования поверхностных океанических течений. Какому общему правилу подчинено движение этих течений?

1) течения могут возникнуть под влиянием ветра (действительно, уже давно известно, что сильные и продолжительные ветры в одном направлении вызывают временные дрейфовые течения); 2) от неодинаковой плотности морской воды, — такие течения стремятся сгладить различие давления в разных участках моря; 3) от разности уровней (стоковые).

Холодные течения омывают западные окраины материков, теплые — восточные

7. Проследите по климатической карте ход изотермы 0°С в Северном полушарии и установите роль течений в формировании климатических показателей на суше.

Океанические течения способствуют перераспределению тепла по планете и распределении осадков по поверхности суши. Есть некоторые закономерности: тёплые течения повышают температуру в холодный период и увеличивает количество осадков, холодные течения понижают температуру в тёплый период и сокращают количество осадков.

8. Определите по карте атласа влияние течений на количество осадков, выпадающих в прибрежных районах материков.

тёплые течения повышают температуру в холодный период и увеличивает количество осадков, холодные течения понижают температуру в тёплый период и сокращают количество осадков.

Источник

Тип урока: изучение нового материала

Цель и задачи урока:

  • расширить имеющиеся знания об основных свойствах морской воды: температуры, солёности;

  • познакомить обучающихся с новыми понятиями;

  • продолжить формирование умения работать с географической картой;

  • развивать познавательный интерес к предмету.

  • развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы

Формы и методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Ожидаемый результат урока:

  • творческое мышление школьников,

  • умение приобретать знания из различных источников,

  • анализировать факты,

  • делать обобщение,

  • высказывать собственные суждения.

Оборудование:

  • презентация урока “Свойства вод Мирового океана”,

  • учебник “География. Начальный курс” 6 класс,

  • атлас 6 класс,

  • физическая карта мира;

  • мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Добрый день! Ребята, сегодня нас снова ждет путешествие по бескрайнему миру океана. Вы станете участниками экспедиции капитана Немо, героя романа Жюль Верна «2000 лье под водой».

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

Но для того, чтобы отправиться в путешествие капитан Немо подготовил для вас небольшое испытание. Лодка капитана будет ждать вас в Индийском океане в точке с координатами 30о юш и 80о вд. Каждый экипаж попробует добраться до этого места из разных пунктов. Мы проведем жеребьевку. (Москва, С.-П., Владивосток) Экипажам во главе с капитанами требуется составить маршрут плавания своего корабля таким образом, чтобы пройти расстояние от порта приписки до заданного пункта за кратчайшее время. Описание маршрутов заносятся в бортовые журналы. ( Время 4 мин).

Итак, расскажите о ваших маршрутах.

III. Изучение нового материала.

1 слайд. Все вы успешно выдержали испытание и капитан рад вас приветствовать на борту своего корабля.

2 слайд Во время нашего путешествия вы узнаете о свойствах вод мирового океана, таких как соленость и температура. Мы будем проводить множество наблюдений и результаты записывать в судовой журнал. Итак, в путь.

3 слайд – Ребята, вы все знаете, что такое вода. – А какие свойства воды вы знаете?

4слайд

  • Прозрачность

  • Не имеет запаха

  • Текучесть

  • может одновременно находиться в трех агрегатных состояниях

  • обладает низкой теплопроводностью

5слайд – А еще вода является очень хорошим растворителем, поэтому океаническая вода – это раствор различных веществ. В ней содержится 73 из 110 известных химических элементов. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют более 85 % всех растворенных в океанической воде веществ. В воде океана обнаружены алюминий, медь, серебро, золото, но в очень малых количествах.

В океанической воде присутствуют также растворенные газы, в том числе кислород. Для чего необходим кислород? (для жизни морских организмов)

Также необходимыми для жизни являются кальций, кремний и фосфор, из которых состоят раковины и скелеты морских животных.

– Пробовали ли вы морскую воду? Какая она на вкус? (Соленая)

Правильно сказать горько-соленая. Горький вкус океанической воде придают соли магния.

6 слайд – Одно из свойств воды – это соленость.

Соленость – это количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1 л (1 кг) воды. Выражается в промилле (тысячных долях числа), обозначается значком ‰. Запишите в свои бортовые журналы определение.

7 слайд Средняя соленость Мирового океана 35 ‰. Давайте попробуем навести среднюю соленость океанической воды в литровой банке.(Необходимо добавить 35 г соли).

Скажите, а в воде, которую вы пьете есть соли?

– Как доказать, что в пресной воде есть соль? (Соль можно увидеть, если испарить несколько капель воды)

Проводится ОПЫТ. На стекло нужно капнуть несколько капель воды и испарить ее, нагрев стекло на спиртовке. На стекле останется налет соли.

– Также на дне кастрюль и чайников остается накипь – это и есть различные соли.

Пресной считается та вода, в 1 литре которой, содержится менее 1 г растворенных веществ.

8 слайд. Посмотрите на картосхему распределения солености в мировом океане.- Везде ли соленость воды одинаковая? (Нет)

9 слайд распределение солености. Вы видите на слайде, что в морях соленость тоже не одинаковая.

В Красном море соленость – 42 ‰

в Черном море соленость – 18 ‰

В Балтийском море соленость – 6-8 ‰

В Финском заливе Балтийского моря соленость 3-4 ‰

В Баренцевом море соленость – 35 ‰

Работа в группах.

А сейчас, попробуйте, навести соленость океанической воды этих морей.

1 экипаж- соленость воды Красного моря

2 экипаж- соленость воды Черного моря

3 экипаж- соленость воды Балтийского моря

Объясните свои действия. Как вы получили такую соленость?

А как вы думаете, какую проблему мы будем решать на следующем этапе? (Почему соленость везде разная, какие причины влияют на соленость?)

Ребята, а как можно изменить соленость в моей банке с водой?

  1. налить воды; 2) испарить

Давайте подумаем, а какие процессы в природе могут налить воду в океан?

( дождь, реки)

А какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? ( Испарение)

А в какое место надо поставить банку с водой, чтобы вода быстрее испарилась? ( В теплое место).

А какой процесс еще может забрать воду, а соль оставить?(Лед)

10 слайд – Давайте сделаем вывод, какие же факторы влияют на соленость воды Мирового океана. (На соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность рек, образование льдов). Запишите его в свои бортовые журналы.

11 слайд. А сейчас экипажи выполните такое задание.

1 экипаж – объясните, почему Красное море – самое соленое море Земли?

2 экипаж – объясните, почему соленость в Черном море меньше, чем средняя соленость океана.

3 экипаж – объясните, почему соленость в Балтийском море самая маленькая?

(Примерный ответ: В окраинных морях соленость близка к средней океанической. В Черное море впадает много рек, которые несут пресную воду: Днепр, Дон, Дунай и др. Балтийское море находится далеко от экватора, поэтому там небольшое испарение, в него впадает много рек, опресняющих воду. В Финский залив впадает полноводная река Нева. В Красное море не впадает ни одна река, его пересекает тропик, значит выпадает мало осадков, а испарение большое, т. к. море находится близко к экватору)

– Моряки узнавали о приближении берега по солености воды. Как это можно было узнать? (У берегов вода менее соленая, т.к. с суши в море впадают реки, опресняя воду)

– Почему у экватора соленость воды меньше, чем у тропиков? (У экватора выпадает много осадков, в районе тропиков осадков мало)

12 слайд – Посмотрите на картосхему, какой океан самый соленый? (Атлантический )

– А в каком океане соленость наименьшая?( Северном-Ледовитом)

13 слайд. Средняя солёность океанов:

Тихий океан – 34,6 %о

Атлантический океан – 37,5 %о

Индийский океан – 34,8 %о

Северный Ледовитый океан – 32 %о

14слайд – Если все соли, растворенные в водах Мирового океана, выпарить и равномерно распределить по поверхности Земли, то нашу планету покроет слой соли толщиной 45 метров.

15 слайд – Рассмотрим следующее свойство вод Мирового океана «Температура».

Уважаемые члены экипажей на корабле случилась беда. В рубке капитана находятся все самописцы от всех приборов. Прибор, который фиксирует изменение температуры на глубине и на поверхности воды вышел из строя. Требуется срочно начертить графики изменения температуры воды.

Работа в группах.

1 экипаж – начертите график изменение температуры воды на поверхности, изучите данные о температуре воды и сделайте вывод, как она изменяется на поверхности.

16 слайд Температура поверхностных вод:

0 c. ш.: + 26С

30 с. ш.: + 20С

60 с. ш. : + 5С

90 с. ш.: – 1,5С

Вывод: чем дальше от экватора, тем вода холоднее.

2 экипаж – начертите график изменение температуры воды с глубиной. Изучите данные о температуре воды и сделайте вывод об изменении температуры воды с глубиной.

0 м: + 20С

200 м: + 10С

1000 м: + 3С

2000 м: + 2С

5000 м: + 2С

Вывод: температура с глубиной понижается. Вода нагревается солнечными лучами. Лучи проникают только в верхние слои воды. Ниже глубины 1000 м температура остается одинаково низкой. Солнечные лучи не проникают на глубину.

17 слайд. Итак, давайте еще раз подытожим, от чего же зависит температура воды?

18 слайд (от климата) Запишите вывод в свои бортовые журналы

3 экипаж – изучите карту распределение температуры по поверхности воды и скажите, какой из океанов самый теплый, холодный и сделайте вывод почему? Слово 3 экипажу.

19 слайд. Самая высокая температура воды у поверхности в Тихом океане (+19,4°C), Индийский (+17,3°C), Атлантический (+16,5°C) океаны, самая низкая температура воды в Северном Ледовитом океане (-1°C).

20 слайд. Средняя температура вод Мирового океана — 3,5 °С

На поверхности океана самая высокая температура была зарегистрирована в мелководном Персидском заливе Индийского океана (выше + 35С), самая холодная вода в море Уэдделла в Антарктиде – 1 – 2С.

Океаническая вода замерзает при температуре — 2С

Чем больше соленость воды, тем ниже температура ее замерзания.

IV. Итог урока

– Что мы узнали сегодня о солености и температуре вод Мирового океана.

21 слайд. Закончите предложения «Я знаю, что…»

  • соленость измеряется в промилле

  • соленость в морях и океанах неодинакова

  • соленость зависит от испарения, осадков, рек, впадающих в море

  • пресная вода имеет соленость 1 ‰

  • самое соленое море – Красное

  • поверхностные воды нагреваются лучами солнца

  • чем глубже, тем холоднее вода

  • температура воды понижается до глубины 1000 м, далее остается постоянной

  • температура у экватора равна +26…+27С

  • у полюсов температура равна -1С

  • соленая вода замерзает при температуре – 2С

22 слайд. V. Домашнее задание. § 26, зад. 3

23слайд. Итог урока

https://www.geo-tour.net/Interesting/pic/ocean/temp1.jpg

Картинка 1 из 123

Источник

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Лучший ответ:

В каких свойствах вод мирового океана проявляется закон

Соленость, температура, глубина

более месяца назад

В каких свойствах вод мирового океана проявляется закон

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

В каких свойствах вод мирового океана проявляется закон

Другие вопросы:

Прочитайте. Распределите глаголы в соответствии с их лицом и числом. Верю, обидит, спросишь, дышите, кричат, считаем, смотрю, живёте, встану, решаем, журчат, скажешь, узнает, бегают Прочитайте. Распределите глаголы в соответствии с их лицом и числом.
Верю, обидит, спросишь, дышите, кричат, счи…

более месяца назад

Прочитайте. Определите время, лицо и число глаголов. Об__ясню (___ вр., ___ л., ___ ч.) — Г__в__рйте (___ вр., ___ л., ___ ч.) Прочитайте. Определите время, лицо и число глаголов.
Об__ясню (___ вр., ___ л., ___ ч.) —
Г__в__рйте (___ вр., ___ л., ___ ч.)
Ч__тает (___ вр., ___ л.» __…

более месяца назад

Прочитайте. Занялася заря — Скоро солнце взойдёт. Слышишь,,, чу!., соловей Щёлкнул где-то, поёт. И. Суриков Прочитайте.
Занялася заря — Скоро солнце взойдёт. Слышишь,,, чу!., соловей Щёлкнул где-то, поёт.
И. Суриков
• Укажите над глаголами время.
Подчеркните глаголы, которые…

более месяца назад

Источник

В каких свойствах вод мирового океана проявляется закон

В каких свойствах вод мирового океана проявляется закон

Температура вод Мирового океана

Соленость вод Мирового океана

СВОЙСТВА МИРОВОГО ОКЕАНА


ТЕМПЕРАТУРА ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА
 

Океан получает от Солнца много тепла. Занимая большую площадь, он получает тепла больше, чем суша.
Но солнечные лучи нагревают только верхний слой воды толщиной всего несколько метров. Вниз от этого слоя тепло передается в результате постоянного перемешивания воды. Но необходимо заметить, что температура воды с глубиной понижается, сначала скачкообразно, а затем плавно. 

Изменение температуры поверхностных вод Мирового океана:

90o
с.ш. –  -1,7 oС

60o с.ш.
– +4,8o С

30o 
с.ш. -+21,0o С

0        –      
     +27,0o С

30o ю.ш. – +19,00 С

60o 
ю.ш. – 0 0 C

70o
ю.ш. – – 1,30 С

Вывод: температура поверхностных вод зависит от широты местности.

Изменение температуры с глубиной (между 50 гр. с.ш. и 50 гр. ю.ш):

0 м – +16 0С

200 м – +15,5 0 С

1 000 м- +3,8 0 С

2 000 м- + 3,1 0 С

3 000 м- +2,8 0 С

5 000 м-+2,5 0 С

Вывод: температура понижается очень резко до глубины 1000 м , а затем – очень медленно.

На глубине вода почти однородна по температуре, так как глубины океанов в основном заполнены водами одного и того же происхождения, формирующимися в полярных областях Земли. На глубине более 3-4 тысяч метров температура обычно колеблется от +2°С до 0°С.


Температура поверхностных вод также неодинакова и распределяется в зависимости от географической широты. Чем дальше от экватора, тем ниже температура.
Это связано с различным количеством тепла, которое поступает от Солнца. Из-за шарообразности нашей планеты угол падения солнечного луча на экваторе больше, чем у полюсов, поэтому и тепла экваториальные широты получают больше, чем полярные. На экваторе наблюдаются наиболее высокие температуры вод океана — +28-29°С. К северу и югу от него температура воды понижается. Из-за близости холодной Антарктиды скорость понижения температур к югу несколько быстрее, чем к северу.

На температуру морской воды влияет и климат окружающих территорий. Особенно высока она в морях, окруженных жаркими пустынями, например в Красном море — до 34°С, в Персидском заливе — до 35,6°С. В умеренных широтах температура изменяется в зависимости от времени суток.

Кроме географической широты и климата окружающих территорий, на температуру океанических вод влияют и течения. Теплые течения уносят теплые воды от экватора в умеренные широты, а холодные несут от полярных областей холодную воду. Подобное перемещение вод способствует более равномерному распределению температур в водных массах.


Самая высокая средняя температура у поверхности воды в:

  • Тихом океане равна 19,4°С. 
  • второе место (17,3°С) занимает Индийский океан. 
  • на третьем месте — Атлантический океан, имеющий среднюю температуру около 16,5°С. 
  • наиболее низкая температура воды в Северном Ледовитом океане — в среднем чуть выше 1°С. 

Следовательно, для всего Мирового океана средняя температура поверхностных вод составляет около 17,5°С. 

ЗНАЧЕНИЕ
Итак, океан поглощает тепла на 25-50% больше, чем суша, и в этом его огромная роль для живых существ всей планеты. Солнце все лето нагревает его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает тепло атмосфере. Таким образом, Мировой океан — что-то вроде «котла центрального отопления» Земли. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое. Было подсчитано, что если бы океаны не сохраняли так бережно свое тепло, то средняя температура на Земле была бы равна —21°С, а это на целых 36 С ниже той, которую мы имеем на самом деле. 

СОЛЕНОСТЬ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА 

Главным признаком, отличающим воды Мирового океана от вод суши, является их высокая соленость. Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды, называют соленостью. 

Морская вода — это раствор 44 химических элементов, но первостепенную роль в ней играют соли. Поваренная соль придает воде соленый вкус, а магниевая — горький. Соленость выражается в промилле (‰). Это тысячная доля числа. В литре океанической воды растворено в среднем 35 граммов различных веществ, значит, соленость будет 35‰.

Количество солей, растворенных в Мировом океане, будет примерно 49,2 1015; тонн. Для того чтобы наглядно представить себе, насколько велика эта масса, можно привести следующее сравнение. Если всю морскую соль в сухом виде распределить по поверхности всей суши, то та окажется покрытой слоем толщиной в 150 м.


Соленость вод океана не везде одинакова. На величину солености влияют следующие процессы: 

— испарение воды. При этом процессе соли с водой не испаряются; 

— льдообразование; 

— выпадение атмосферных осадков, понижающих соленость; 

— сток речных вод. Соленость вод океана у материков значительно меньше, чем в центре океана, так как воды рек опресняют ее; 

— таяние льдов.

Такие процессы, как испарение и льдообразование, способствуют повышению солености, а выпадение осадков, сток речных вод, таяние льдов понижаютее. 

Главную роль в изменении солености играют испарение и выпадение атмосферных осадков. Поэтому соленость поверхностных слоев океана, так же как и температура, зависит от климатических условий, связанных с широтой. 

Соленость вод океана в промиллях  (средняя соленость вод Мирового океана 35 промиллей):

Экваториальные широты – 34

Тропические широты – 35,8

В том числе:

в Тихом океане- 36,5

в Индийском- 36,5

в Атлантическом- 37,5

Умеренные широты- 33

Вывод: в экваториальных широтах соленость ниже среднеокеанической, потому что здесь большая влажность, частые штили, выпадает много осадков. В тропических широтах она выше, так как высокие температуры и сильные ветры создают сильное испарение. В целом соленость изменяется по широте.

Соленость Красного моря — 42‰. Это объясняется тем, что в это море не впадает ни одной реки, атмосферных осадков здесь выпадает очень мало (тропики), испарение воды от сильного нагрева солнцем очень большое. Вода испаряется из моря, а соль остается. 

Соленость Балтийского моря не выше 11‰. Это объясняется тем, что это море находится в климатическом поясе, где меньше испарение, но выпадает больше осадков. 

Однако общая картина может нарушаться течениями. Это особенно хорошо заметно на примере Гольфстрима — одного из самых мощных течений в океане, ветви которого, проникая далеко в Северный Ледовитый океан (соленость 10-11‰), несут воды с соленостью до 35‰. Обратное явление наблюдается у берегов Северной Америки, где под воздействием холодного арктического течения, например Лабрадорского, понижается соленость воды у берегов.

Соленость глубинной части океана в целом практически постоянна. Здесь отдельные слои воды с различной соленостью могут чередоваться по глубине в зависимости от их плотности.
Воды, соленость которых не превышает 1‰, называются пресными.

В каких свойствах вод мирового океана проявляется закон

В каких свойствах вод мирового океана проявляется закон

Источник