В каких стихотворениях отечественных поэтов содержатся размышления

В каких стихотворениях отечественных поэтов содержатся размышления thumbnail

Скачать .pdf

В каких стихотворениях отечественных поэтов содержатся размышления

20
из
20

Я восхищаюсь тобой!

Что сближает изображение войны у Л.Н. Толстого и у русских писателей XX века? (Включите в свой ответ имена писателей и названия их произведений.)

Показать текст целиком

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” огромную роль играет “мысль народная”. Автор показывает, что успех на войне зависит в первую очередь от простых солдат. Выиграть может только тот народ, который проявляет силу духа и волю к победе. В 1812 году большое значение имело партизанское движение, также описанное в произведении. Каждый человек вносил свой вклад в дело защиты Родины.

Схожее изображение войны можно найти у русских писателей XX века, посвящавших свои произведения событиям 1941-1945 годов. Ярким примером является поэма Твардовского “Василий Тёркин”, где создан собирательный образ русского солдата. Василий Тёркин похож на идеального былинного персонажа: сильный, смелый, отважный, решительный, всегда готовый встать на защиту Родины. Именно от таких людей, по мнению автора, зависел результат войны.

Также примером может послужить рассказ М. Шолохова “Судьба человека”. Главный герой, Андрей Соколов, отличается самоотверженностью, стойкостью характера и любовью к Отечеству. Он неоднократно жертвовал собой ради родной страны (вспомним, как персонаж попал в плен: он сам вызвался отвезти боеприпасы с риском для жизни).

Критерии

  • 2 из 2К0Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • 2 из 2К1Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • 4 из 4К2Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2К3Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 10 из 10

В каких стихотворениях отечественных поэтов содержатся размышления о смысле жизни и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.В. Жигулина?

***

Жизнь! Нечаянная радость.

Счастье, выпавшее мне.

Зорь вечерняя прохладность,

Белый иней на стерне.

И война, и лютый голод.

И тайга – сибирский бор.

И колючий, жгучий холод

Ледяных гранитных гор.

Всяко было, трудно было

На земле твоих дорог.

Было так, что уходила

И сама ты из-под ног.

Как бы ни было тревожно,

Говорил себе: держись!

Ведь иначе невозможно,

Потому что это – жизнь.

Всё приму, что мчится мимо

По дорогам бытия…

Жаль, что ты неповторима,

Жизнь прекрасная моя.

(А. В. Жигулин, 1976)

Показать текст целиком

Лирический герой стихотворения А. Жигулина считает жизнь саму по себе “счастьем” и призывает всех “принимать” её такой, какая она есть, со всеми радостями и невзгодами. Он уверен, что жизнь “прекрасна” и “неповторима”, поэтому нужно ценить каждый момент.

Подобные размышления о смысле жизни содержатся и в других стихотворениях отечественных поэтов. Примером может послужить стихотворение М. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу…” В нём дорога обозначает жизненный путь, который нередко извилист и непредсказуем. Судьба лирического героя была нелёгкой, и теперь он мечтает о тишине и спокойствии.

Также в качестве примера приведу стихотворение Ф. Тютчева “Волна и дума”. Движение морских волн олицетворяет “вечный прибой и отбой” “в сердце” лирического героя: одна мысль сменяется другой. В жизни всё временно, как радости, так и невзгоды, успехи и неудачи сменяют друг друга.

Критерии

  • 2 из 2К0Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • 2 из 2К1Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • 4 из 4К2Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2К3Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 10 из 10

Источник

свобода

Часть 2

  • Вольнолюбивая лирика
  • Философская лирика, смысл человеческой жизни
  • Тема быстротечности жизни человека
  • Тема мечты и реальности
  • Тема человека и общества, личности и эпохи
Вольнолюбивая лирика

1.А.С.Пушкин « К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» — это одно из лучших стихотворений вольнолюбивой лирики поэта. Автор верил  в будущее страны и народа, что «Россия вспрянет ото сна», что не напрасны жертвы тех, кто отдал жизнь или лучшие годы борьбе за свободу. Об этих людях будет помнить Россия , «… И на обломках самовластья Напишут наши имена!». Поэт призывал  своих соотечественников, обращаясь к ним, как к друзьям, все силы отдать борьбе за свободу народа, за справедливость. «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!»

ТЕКСТ

2.М.Ю.Лермонтов «Прощай, немытая Россия…»

С осуждением пишет о российской действительности, о  николаевской России в данном стихотворении М.Ю.Лермонтов. называя страну «немытой» , страной «рабов» и «господ». Примитивная, без лоска и изящества, страна с её «мундирами голубыми»- полицией, пресекающей любое свободомыслие, — такую Россию поэту не жаль оставить , он прощается с нею, скрывается «за стенами Кавказа». Боль у поэта вызывает и «преданный народ», не стремящийся к лучшей жизни, к свободе. Не такой хотел видеть поэт Россию, а  свободной. Сквозь картину такой неприглядной родины виден образ глубоко любящего её человека, страдающего , что так несправедлив порядок в стране.

ТЕКСТ

3.А.А.Ахматова «Жить — так на воле…»

Жить — так на воле,

Умирать — так дома.

Волково поле,

Желтая солома.

Очень короткое стихотворение, но полное такого желания жить на воле, не подчиняться никому, кто решит лишить воли человека  или целую страну. Написано стихотворение в первый день объявления войны в 1939 году. Впереди — миллионы жертв, несчастья, ужасы войны. Но не сломить народы, не лишить их свободы никогда. Это -основной мотив свободолюбивой лирики А.Ахматовой.

ТЕКСТ

Общее

Стихотворения поэтов объединяет общая мысль: человеку свойственно желание быть свободным, стремление к воле. Любые попытки лишить свободы отдельного человека, народ, страну  вызывают резкий протест. Будь то несвобода в своей стране, либо это борьба с захватчиками, напавшими на родную землю. Мечты о лучшем будущем России, когда не будет оков, звучат в данных произведениях. Авторы верят, что лишить свободы людей уже невозможно.

Философская лирика, смысл человеческой жизни
1.А.С.Пушкин «Если жизнь тебя обманет…»

Поэт принимает жизнь со всеми её радостями, даже обманами. Всё, что в ней было — «мило». Надо всегда верить, что всё будет хорошо, «День веселья, верь, настанет». Смысл жизни в самой жизни, в каждом её мгновенье, в вере в лучшем будущее, несмотря на то, то «прошлое уныло». Найден ли героем «перстень счастья»? Скорее всего, нет, во мгле жизни он не смог его найти, прожив жизнь «кстати», случайно, не найдя истинной цели. Даже любовь уже не приносит лирическому герою спокойствия души. « И тебя любил я только кстати, Заодно с другими на земле».Противоречивое по мыслям, чувствам стихотворение. Но главный мотив- желание жить.

ТЕКСТ

2.А.А.Ахматова «Я научилась просто, мудро жить…»

«Просто, мудро» жить нужно на земле, считает А.Ахматова, радоваться простым житейским радостям — видеть красоту природы, писать весёлые стихи. Жизнь тленна, но так прекрасна. Нужно просто научиться забывать обиды, ведь жизнь так быстротечна. «И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу».

ТЕКСТ

3.С.А.Есенин «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»

Поэт пытается понять, кто он, каков смысл его жизни на этой земле. Вопросы он задаёт не случайно. Растерянность, непонимание происходящего, да и всей своей жизни испытывает он. Жизнь — «обман», на сердце- тоска. Счастье было там, в далёкой молодости. Всё исчезло, ничего хорошего от жизни уже он не ждёт.

ТЕКСТ

Общее

Очень разные по  настроению произведения: от восхищения жизнью до сожаления, что она прошла не так, как хотелось бы. Но всех поэтов объединяет желание осознать смысл жизни, назначение человека на этой земле, стремление прожить короткий земной миг счастливо и любя.

Тема быстротечности жизни человека
1.Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…»

Автор пишет о быстротечности времён, о том, что ничего не останется от деятельности человека, со временем исчезнут цари, царства, народы. И даже если что-то на время уцелеет, то и это  «вечности жерлом пожрётся  И общей не уйдёт судьбы» Пессимистический настрой у лирического героя, нет ничего вечного, всё исчезнет, считает он.

ТЕКСТ

2.С.А.Есенин « Не жалею, не зову, не плачу…»

Человек смертен, всегда приходит конец жизни, такой быстротечной. Но поэт находит слова восхищения ею, благословляет её. Конечно, жаль прошлого, ушедшей молодости, и сердце уже бьётся не так сильно, и желанья стали скупее. Жизнь промчалась, «словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне», она словно приснилась человеку. Но жизнь была и ещё есть, пусть и немного мгновений её осталось. Благодарность за жизнь звучит в этом стихотворении за то, что человек получил такую возможность – жить на земле.

ТЕКСТ

  1. Р.Рождественский «Мгновения»

Жизнь – это череда мгновений, так она быстротечна. Одни проходят бесследно, другие становятся судьбоносными в жизни человека и целого народа. Необходимо помнить, что человек в ответе за каждое  мгновенье прожитой долг, не нужно забывать о своём долге. Автор не пишет о том, останется или нет в памяти потомков жизнь человека, но прожить нужно достойно «от первого мгновенья до последнего».

ТЕКСТ

Общее

Тема быстротечности жизни звучит в стихах многих поэтов. Именно эта тема сближает все эти стихи. Желание понять, как прожита жизнь, всё ли сделал человек свойственно людям. Однако ответы на эти философские вопросы поэты дают по-разному. Одни  пишут о том, что всё исчезнет и никакой памяти не останется не только о человеке, но и  о целых государствах и народах. Другие верят, что ничего не проходит бесследно. Но всех объединяет одно — желание понять, что такое жизнь, это мгновенье на земле.

Тема мечты и реальности
1.А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

Мечта и действительность в любви. Часто образы любимого человека не совпадают с реальностью. Иной показано соотношение мечты и реальности в данном стихотворении. Лирический герой  восхищён возлюбленной. Она — «гений чистой красоты». В разлуке он забыл «голос нежный», «небесные черты», жизнь без неё просто тянулась. И вот снова встреча, реальная, а  не в мечтах и грёзах. И то  же сильное чувство , « чудное мгновенье» повторилось, для сердца воскресли «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»,мечта стала реальностью, и это принесло счастье герою.

ТЕКСТ

  1. М.Ю.Лермонтов «На севере диком»

Одинокая сосна, живущая в суровом северном климате, мечтает о пальме, свете, солнце. Её образ, созданный в фантазиях, нереальный, недостижимый, но он так прекрасен, так согревает сосну в этом мире холода и одиночества. Главный мотив человека- стремление мечтать, пусть мечты и не всегда осуществимы, но они согревают душу.

ТЕКСТ

  1. А.А.Блок «Незнакомка»

Реальный мир, изображённый в стихотворении, полон невежества, грубости. Мир мечты — светлый, радостный. Незнакомка — символ мечты о лучшем, чистом, светлом, чего так мало в реальной жизни. Этот образ пробудил в лирическом герое желание понять свою жизнь, проанализировать её, появились мечты о лучшем будущем: «И вижу берег очарованный И очарованную даль».Человек счастлив только тогда, когда его душа чиста,  далека от суетной грязи, когда он может любить, понимать, что в его душе « душе лежит сокровище».Мечта далека от реальности, но человек может её приблизить, если захочет , ведь ему поручен «ключ» от неё.

ТЕКСТ

Общее.

Человеку свойственно мечтать,  стремиться к чему-то. Часто мечты и реальность так далеки друг от друга, но именно мечта успокаивает человека, вселяет в его сердце хоть маленькую надежду на изменения в жизни. Эти мысли сближают все данные стихотворения.

Тема человека и общества, личность и эпохи
1. М.Ю.Лермонтов «Дума»

Поэт создал портрет эпохи, в  которой жил, очень критично показав общество и человека в нём. Будущее его современников  «иль пусто, иль темно». Жизнь без цели, стремлений, равнодушие поколения приведёт к ранней старости. «И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…».
Людям не свойственно пылкое чувство, они не могут полностью насладиться жизнью. Человек, живя в таком обществе, не может реализовать себя, проявить свой талант. Стихотворение наполнено болью за целое поколенье.

ТЕКСТ

2.Ф.И.Тютчев «Наш век»

Поэт пытается дать картину веку, в котором он жил. С горечью он понимает, что нет в людях духовной опоры, поэтому они осознают, что их жизнь пуста. Самое страшное — это потеря веры в любовь, в жизнь, в Бога. Поэт просит этой веры у Бога: «Приди на помощь моему неверью!..» Людям всегда было свойственно  желание выйти к свету. Этого хочет каждый человек в отдельности и целое поколение, «век». Только вера и любовь могут спасти человека.

ТЕКСТ

3.Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»

Н.А.Некрасов — истинный гражданин , любивший свою страну. По его мнению, любой человек должен служить Отечеству:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Человек может посвятить себя любому делу, но кем бы он ни был, прежде всего он должен служить обществу. Только так,  и не иначе. Не должен человек противопоставлять себя обществу, а тем более чувствовать своё одиночество, неспособность что-то делать. Надо действовать- это долг каждого.

В ком чувство долга не остыло…
Тому теперь не должно спать…

ТЕКСТ

Общее

Человек живёт в определённую эпоху. Он связан с судьбой страны, народа, должен быть её гражданином, служа Отечетсву. Эта мысль звучит во всех данных стихотворениях. Горестно, если  нет единения, понимания, веры и любви. Тогда жизнь становится одинокой. Все поэты пытаются понять место отдельного человека среди современников. Им хочется, что бы люди жили по законам любви и веры. А если этого нет- то поэты подвергают резкой критике и себя, и своё время, и целое поколение.

Читайте также:  Состав какого преступления содержится в содеянном володиным

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Настал черед обратиться к поэзии: если ученики 9 класса на ГИА могут выбирать между прозой и поэзией (анализ или прозаического, или поэтического текста), то одиннадцатиклассникам необходимо хорошо ориентироваться во всех родах литературы (напомню, что их всего четыре: эпос, лирика, лироэпос и драма).

Итак, когда мы говорим о поэзии, то необходимо помнить такие понятия, как темы или мотивы лирики. Вот некоторые из них: свободолюбивая (вольнолюбивая) лирика, любовная лирика, пейзажная лирика, тема дружбы, тема Родины, гражданская лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии и т.д. Некоторые мотивы можно найти у всех-всех поэтов (об этом чуть ниже), другие же — только у отдельных представителей (например, тема одиночества у Лермонтова).

Сегодня мы поговорим о теме поэта и поэзии. Это важный мотив лирики, так как каждый поэт — рано или поздно — задумывается: для чего я пишу? кому это нужно? нужно ли это мне самому? для кого я пишу? почему я не могу не писать?.. То есть все те вопросы, которые задает себе любой творческий человек. Каждый поэт решает эту проблему самостоятельно, но, безусловно, мы можем найти некоторое сходство между их выводами.

1. “Пророк” А.С. Пушкина

М.А. Врубель “Шестикрылый серафим”

Несколько тяжелое для восприятия современным человеком стихотворение, специально “напичканное” Пушкиным большим количеством старославянизмов.

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Во времена поэта оно тоже выглядело не очень “современно”. Для чего Александр Сергеевич это сделал? Он сравнил поэта с пророком — посредником между Богом и людьми, поэтому всё повествование строится в архаичной манере, с отсылкой к Библии.

Читайте также:  Какие витамины полезны для роста и в чем содержится

В самом начале стихотворения мы видим лирического героя, который “томится духовной жаждою”, то есть ему чего-то не хватает, он задается вопросами, на которые нет ответа. Этот лирический герой — наш с вами Поэт. В этот момент ему является “шестикрылый серафим” (ангел) и начинает преображение: обычный человек должен стать настоящим Поэтом. Что для этого нужно?

“Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он” — пальцами серафим касается глаз человека, после чего они стали зоркими, как у орла.

Затем ангел дотрагивается до ушей человека: “И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход, / И дольней лозы прозябанье”. То есть будущий Поэт стал слышать звуки, недоступные уху обычного смертного.

Затем серафим вырывает у человека “празднословный и лукавый” язык, а вместо него “десницею кровавой” (то есть испачканной в крови правой рукой) вкладывает жало змеи. Это говорит нам о том, что Поэт имеет способность язвить, жалить, колоть, когда говорит о нелицеприятных вещах.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Ну тут всё понятно: обычное человеческое сердце не сможет выдержать всего того, что предстоит выдержать Поэту. Именно поэтому живой орган заменяется на тлеющий уголь — жесткий, но горячий.

После таких метаморфоз ни один смертный не выживет — вот и наш лирический герой лежит в пустыне, “как труп”. Но тут совершается последнее дело: “И бога глас ко мне воззвал”. Пушкин показывает, что без божьей искры, без того самого озарения, вдохновения, таланта или гения (можно называть по-разному, но смысл остается примерно один — нечто, посланное свыше, причем далеко не всем) невозможно стать настоящим Поэтом. И Бог обозначает миссию Поэта — “глаголом жечь сердца людей”. “Глагол” значит “слово”, то есть цель поэзии заключается в том, чтобы донести свои мысли до сердец посредством слов (стихотворений).

Пушкин показывает, что миссия поэта — служить людям, “зажигать” их сердца добрыми словами, которые поэт-пророк узнал от Бога. Стихотворение, начинающееся довольно депрессивно, заканчивается оптимистично, с надеждой на будущее.

Читайте также:  Какая информация о словах содержится в орфоэпическом словаре

2. “Пророк” М.Ю. Лермонтова

И.Е. Репин “Пророк”

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова носит такое же название и является своеобразным “продолжением” произведения Пушкина:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка…

То есть наш поэт-пророк предстает перед нами уже после произошедших с ним трансформаций (он уже осознал свою миссию), однако жизнь его оказывается вовсе не такая радужная, как можно было представить.

Во-первых, Поэт замечает в окружающих его людях “злобу и порок”. Когда он пытается “провозглашать любви и правды чистые ученья”, они бросают в него камни.

Во-вторых, ту самую радость поэт-пророк может почувствовать только в одиночестве (любимый мотив Лермонтова), наедине с собой — и с природой: “И звезды слушают меня, /
Лучами радостно играя”.

В-третьих, Поэту все-таки иной раз приходится возвращаться в город, к людям, но он старается как можно быстрее и незаметнее проскользнуть мимо этих ужасных и жестоких сердец, которые не понимают его и не принимают его слов:

“Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!”

То есть Лермонтов показывает, что для него Поэт — несчастный одинокий человек, который знает о своей божественной миссии, однако не может ее исполнить из-за невежественной толпы, которая не верит ему и презирает его. Стихотворение пронизано отчаянием и болью: тяжела ноша Поэта. Сюда как нельзя более кстати подходит поговорка: “Нет пророка в своем Отечестве” — эта фраза взята из Евангелия и означает скептическое отношение к талантливым людям в своей стране, городе или даже семье (в то время как чужое может высоко цениться).

3. “Поэт и гражданин” Н.А. Некрасова

Л.О. Пастернак “Страсти создания”

Совершенно противоположную позицию занимает Некрасов. Здесь о Боге нет уже и речи: миссия Поэта — служение народу, толпе. Николай Алексеевич иллюстрирует две точки зрения на поэзию в своем стихотворении “Поэт и гражданин”: Поэт, поклонник и последователь Пушкина, ничего не пишет, ждет вдохновения, хандрит — Гражданин же считает, что нужно, “служа искусству, для блага ближнего жить”, то есть писать и творить даже через “не могу и не хочу”.

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что не имущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих!

Не верь, чтоб вовсе пали люди…

То есть бедные и несчастные люди (простой русский народ) достойны того, чтобы о них писали поэты. Им это необходимо, потому что Поэт должен стать “гласом народа”, выражать его мысли, говорить о его проблемах, искать решения. Мы видим, что, в отличие от Пушкина и Лермонтова, которые считали, что Поэт является проводником сверху вниз, Некрасов выстраивает обратную линию: Поэт должен нести идею снизу вверх.

Когда некрасовский Поэт из стихотворения “Поэт и гражданин” приводит в пример поэзию Александра Сергеевича Пушкина и спрашивает у Гражданина: “Так я, по-твоему, — великий, / Повыше Пушкина поэт?” — Гражданин честно отвечает:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать.

И подытоживает ставшими крылатыми словами: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан“. Таким образом, для Некрасова Поэт — это не мастер красивых речей, выверенного слога, добрых слов, нашептанных ему Богом, а гражданин, то есть человек, который во главу угла ставит интересы народа, служит ему так, как умеет, является выразителем народных идей.

Источник