В каких сценах содержится завязка драмы

В каких сценах содержится завязка драмы thumbnail

Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции. Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и дивиться ей вот уж полвека, — и горожане, для которых красота мира — «нешто», а поэтический мечтатель — чудак, «анти́к».

Экспозиция пьесы продолжается в явлениях 1, 2 и 3, откуда мы узнаём о диком самодурстве Дикого, бесправности его образованного и чувствительного племянника-сироты Бориса, отданного по родительскому завещанию вместе с сестрой в полную власть самодура, но также и о противоречии между уходящим и новым поколением купечества: вырисовывается конфликт между купцом Диким и его же конторщиком Кудряшом — лихим, крутым и хитрым парнем. Кудряш вовсе не склонен к страданиям, как Борис (вот и ещё одно противопоставление), чувствует, что и его час настанет, и никакого почтения к старшим не испытывает, а только ждёт, как бы насолить хозяину, да покрепче. Узнаём мы также и о том, что Дикой держит горожан в страхе, и о том, что и Кулигин склонен «лучше стерпеть», чем противоречить самодуру. Явление 3 даёт нам знаменитый монолог Кулигина, в котором тот описывает Борису жизнь города Калинова и характеры его обитателей. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — так начинается этот монолог.

Завязка драмы начинается в явлении 4 и яснее обозначается в явлениях 5—7. Особенно интересно для нас явление 7, где в диалоге с Варварой Катерина доверительно и мечтательно рассказывает о своей прежней девичьей жизни, раскрывает своё чистое сердце. Обратите внимание на следующие реплики Катерины: «Отчего люди не летают? <…> Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет взлететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» есть сцена, где главная героиня говорит почти словами Катерины, и князь Андрей слышит это, и любовь к Наташе проникает в его сердце. Все эти предчувствия беды и гибели, переполняющие Катерину (явл. 7, диалог с Варварой), требуют для современного читателя пояснения. Гибелью (совершенным позором и отлучением от общества) для замужней женщины считалась открытая, явная или открывшаяся для окружающих измена мужу. Потому для глубоко верующей, чистой сердцем Катерины даже неясные мечты о другом (Борисе) были страшным грехом и прямой дорогой в «геенну огненную», погибелью души, утратой её бессмертия. Так в Нагорной проповеди (Евангелие): «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Матф. 5: 27—28).

В этом явлении предчувствиями невинной Катерины, поведанными ею Варваре — ровеснице, собеседнице, единственной, кому Катерина могла открыться, предсказано и развитие действия, и его кульминация, и трагическая развязка. Напомним сказанное в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона: для православной души Благодать выше Закона, но подчинение собственному своеволию ведёт не к Спасению, но к Гибели. Греховна, то есть естественно безнравственна, Варвара — она ничего серьёзного не видит в метаниях Катерины, как Кудряш не видит поражающей Кулигина красоты мира: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» — и подталкивает Катерину к гибели, разрабатывая вполне практические пути избавления от мучений.

В явлении 8 появляется страшный призрак — старуха-пророчица со своим предсказанием: «Красота-то ваша вас радует? Вот куда красота-то ведёт. (Показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут». В явлении 9 продолжается напряжённый диалог двух девушек и — вот оно! — гремит гром: «заходит гроза». Действие развивается, и появляется новый зловещий образ — странница Феклуша (д. 2). Рассказы её о том, что якобы повидала она в дальних странах, и ужасны, и нелепы, и темны так, как только может быть дико всё, предназначенное для ушей Диких в «тёмном царстве».

Символическую роль в драме играет песня Кудряша, которая звучит в явлении 1 сцены 2 действия 3. В ней звучит жестокая угроза мужней жене, повинной в измене, и исполняется она как диалог между вернувшимся домой мужем и ожидающей погибели женой. «Ты убей, загуби меня после полуночи», — напевает под гитару Кудряш — так, «со скуки»… Дело происходит поздним вечером в овраге под садом Кабановых, где Борис ждёт Катерину.

Действие 4 начинается с описания в диалоге горожан разрушенной, обветшалой церкви города Калинова. На осыпавшихся фресках с трудом различимы следы изображений. Одно сохранилось — и жители не без труда распознают в нём сцену геенны огненной.

Явление 2 в действии 4 не менее содержательно. Жадность и мракобесие Дикого противопоставляются стремлению к просвещённому общему благу и защите города в диалоге с Кулигиным. И вновь возникает образ грозы.

Кульминация действия подготавливается в явлениях 3 и 4 действия 4. Напряжение нагнетается вместе со всё новыми ударами грома и приближением грозы. Несчастная Катерина, мучимая совестью, почти теряет рассудок и ждёт небесной кары. Особенно важно в явлении 4 обращение Кулигина к горожанам на площади. Казалось бы, учёный-самоучка объясняет невеждам физический смысл явления. Но называет его удивительным в этом контексте словом — благодать!

В явлении 6 кульминация совершается. Доведённая до предела страдания появлением сумасшедшей барыни с её страшными проклятьями, Катерина сознаётся во всём.

Действие 5 уделено развязке. Собственно, ничего неожиданного произойти не может — всё предсказано и возвещено ещё в начале первого действия. Драматург «дописывает» характер Тихона, прежде не совсем ещё ясный, сочетающий тупую покорность злой и дикой матери и неподдельную доброту. Ему жаль и жену, и даже Бориса. Одно губит этого жалкого человека — слабость, определяющая целиком его судьбу и характер. Страшен монолог Катерины в явлении 2, где она бьётся и тоскует об утраченной любви. Страшна сцена её последнего свидания с Борисом (явление 3) — и особенно тем страшна, что и Борис оказывается не сильнее Тихона. Но самое, пожалуй, страшное в развязке этой драмы — последний, предсмертный монолог Катерины (явление 4). Примирившись с судьбой, она решается по своей воле принять смерть — не как наказание, а как спасение от невыносимой боли. Одно тревожит её: и этот выход — не выход. Самоубийство — грех. И жить — грех, и умереть — грех. Нет выбора. Последние явления драмы, 5 и 6-е, завершают развязку, переводя её в эпилог. В явлении 7 звучит голос Кулигина, начавший пьесу первой репликой: «Вот вам ваша Катерина, — говорит он. — Делайте теперь с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» И уже вовсе не интересен Тихон с последней репликой драмы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Читайте также:  В чем есть крахмал в каких продуктах содержится

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. – М.: Дрофа, 2018

Источник

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Анализ «Гроза» Островский

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Читайте также:  Какие полезные вещества содержатся в баклажанах

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 4833.

Источник

Сюжет – это то, что делает книгу интересной для читателя. Даже яркие герои не вытянут повествование при вялом, скучном сюжете. Именно в нем интрига и движуха, красота созданного мира и действия персонажей.

Писатель, в первую очередь, заботится об уникальности повествования, но каким бы оригинальными ни были сюжеты, у них общие законы и правила. Представьте, что сюжет – это путь со своими опасностями, поворотами, подъемами и спусками. И у этого пути есть обязательные этапы, которые должен пройти автор, а вместе с ним и читатели.

1. Экспозиция

Информация о событиях, предшествующих самому сюжету. Как правило, они связаны с главными героями. Экспозиция обычно размещается в прологе. Но он необязателен для книги, и предыстория событий может рассказываться и в основной части, но все равно ближе к началу.

2. Завязка

Это ситуация, событие, которое создает интригу, порождает причину конфликта. Оно должно зацепить читателя, заинтересовать, пробудить желание узнать, в чем же дело, почему, а что там дальше. Завязка – тот толчок, который запускает развитие сюжета.

3. Развитие событий.

В этой части пути формируются отношения героев, осознается миссия, развиваются качества, появляются друзья и враги. Но главное, этот этап связан с нарастанием напряжения, когда читатель буквально кожей ощущает приближение ключевых событий, чего-то важного, неизбежного, возможно, страшного или волнительного.

Причем важно, чтобы события именно развивались. Без движухи читатель заскучает и забросит книгу. О том, где и как будут «приключаться» герои, нужно продумать заранее еще на этапе составления плана. Об этом я писала здесь.

4. Кульминация

Это высшая точка напряжения, когда конфликт обостряется до предела: выяснение отношений, выявление главного злодея, осознание предательства или любви. Необязательно открытая схватка добра и зла, но это пик развития событий. Кульминация и пишется, и читается на одном дыхании.

Нередко у читателя на этом этапе возникает мысль: «Как же все так плохо-то?» Но это не конец книги, а значит, пробуждается надежда и с ней желание скорее прочитать, что там дальше.

Сюжет нужно очень серьезно продумать. Часто без помощницы здесь не обойтись.

5. Поворот сюжета

Не обязательный, но интересный этап сюжета. И лучше всего он работает после кульминации, когда меняется расстановка сил – бывший враг становится союзником, а боевая подруга (коллега) – возлюбленной, выясняются какие-то новые обстоятельства. Поворот сюжета, особенно неожиданный, может выручить, если основная задумка автора иссякла, а вместе с ней теряется и интерес читателя.

6. Развязка

После кульминации путь сюжета как бы идет под уклон, события ускоряются, герои становятся решительнее, враги перестают быть тайными, цели становятся ясны. И, наконец, конфликт приходит к логическому завершению: раскрыты все тайны и загадки, повержены или перевоспитаны враги, в отношениях поставлена точка. Часто, планируя продолжение книги, автор ставит многоточие. Это нормально, но промежуточный финал должен быть обязательно. Нельзя оставлять читателя в недоумении и растерянности

Да, увлекательный сюжет напоминает американские горки.

7. Эпилог

Не обязательная часть романа, но нередко нужная, чтобы показать, что жизнь продолжается, например, и после свадьбы героев. А еще именно эпилог лучше использовать как «затравку» для новой истории.

Выделение этих этапов основано не на каких-то заплесневелых канонах классики, а на человеческой психологии. Поэтому я советую в построении сюжета обращать внимание на его структуру. И читатель вам будет признателен.

Радости творчества, вам уважаемые читатели. И не забудьте поставить лайк, если статья понравилась. И подписывайтесь на мой канал, чтобы нам с вами не потеряться.

А о героях и злодеях вы можете прочитать в других моих статьях.

Источник

Пьеса
«Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859
г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма,
когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» – это не просто величественное явление
природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного
движения, те на­строения,
которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.

Пьеса
«Гроза» смогла пройти через цензурные рогатки не случайно. По просьбе друзей Островского
цензор И. Нордстрем, благоволивший к дра­матургу, представил «Грозу» как пьесу не
социально-обличительную, сатири­ческую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своём
рапорте ни о Диком,
ни о Кулигине, ни о Феклуше. «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в
январе I860 г.

В
самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно опре­делить как столкновение между
новыми веяниями и старыми традициями. между утесняемыми и
утеснителями, между стремлением угнетаемых людей к свободному проявлению своих
Человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в пореформенной
России общественными и семейными порядками, бытовыми
порядками.

Читайте также:  Каких продуктах содержится ресвератрол

Тема «Грозы» органически связана
с её конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, – это конфликт
между старыми уже, изжившими_себя, авторитарными социально-бытовыми принципами опирав­шимися на всю систему феодаоьно-крепостнического
деспотизма и  новыми прогрессивными стремлениями к
равноправию, к свободе человеческой личности. Конфликт «Грозы», отображающий сюжетность изображаемой
жизни, представляет
собой узел конфликтов, объединённых основным конфликтом -Катерины и Бориса с окружающей их
средой, к нему присоединяются кон­фликты Кулигина м Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким,
Бориса с Диким, Варвары
с Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отра­жением общественных отношений,
интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечёт за
собой и ряд частных тем:

а) рассказа­ми Кулигина, репликами Кудряша и
Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский даёт подробную характеристику
материально-правового положе­ния как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпо­хи;

б) излагая взгляды и мечты
Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, тогда господствовавшими в жизни людей, с уровнем
культурных запросов и состоянием
общественных нравов. От начала до конца проходит тема борьбы между реакционными и
демократическими силами. Эта борьба выражена в образах Дикого, Кабанихи и
Феклуши, с одной стороны, и Кулигина и Кате­рины – с другой;

в) рисуя жизнь, интересы,
влечения и переживания дейст­вующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит тогдашний обще­ственный и семейно-бытовой уклады
купечества и мещанства. Тем самым в пьесе освещается проблема социальных и семейно-бытовых
отношений. Островский,
детализируя эту проблему, ярко обрисовывал положение женщины в мешанско-купеческой
среде;

г) отвечая на актуальные вопросы
своего време­ни,
Островский нарисовал в пьесе широкий жизненный фон. Герои говорят о важных для
своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о
холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и
т.д.;

д) наряду с
социально-экономическими и быто­выми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую
природу, разное отношение
к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в
«Гро­зе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней
и своим социально-экономическим, и куль­турно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Какова
же идея? Автор выступил смелым обличителем социальных порядков; беспощадная
правда, с которой в «Грозе» изображаются нравы пра­вящих классов и положение
трудового люда, превратила пьесу в зеркало сво­ей эпохи. Природа, в которой
живут люди, чудесна, её богатства беспредель­ны, её красота изумительна. Но
общественные порядки, властвующие в жиз­ни, безобразны. При этих порядках, говорит своей пьесой
Островский, боль­шинство
населения находится в материальной кабале у богатого меньшинст­ва. «А у кого деньги, –
рассказывает Кулигин Борису о нравах своего города, -тот старается бедного закабалить,
чтобы на его труды даровые ещё больше денег- наживать» (Д 1, явл. 3). Богатое
меньшинство не довольствуется грабе­жом закабалённых ими людей, ведут яростную борьбу за рубль
и между со­бой. «А между собой-то, – рассказывает Кулигин, – как живут!
Торговлю друг у
друга подрывают, враждуют друг на друга» (Д. I, явл. 3). В условиях предреформенного слоя большинство
населения угнеталось не только экономиче­ски, но и духовно. Купечество, уверенное, как и
дворянство, в своей полной безнаказанности, творило суд и расправу над закабалёнными,
руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. «Захочу, – чванится
Дикой пе­ред Кулигиным, – помилую, захочу – раздавлю» (Д. IV, явл. 2). В грозном ок­рике и
постоянном устрашении ей подвластных, основной закон жизнеуст­ройства видит и Кабаниха.

Одна
из замечательных особенностей этой пьесы – в органическом сочетании беспощадной критики
старого и утверждения нового. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский делит всех действующих
лиц на две основ­ные
группы: утеснителей и утесняемых, деспотов и протестантов. Утесните-ли, «тёмное царство», по словам
Добролюбова, – это прежде всего Дикой и Кабаниха, представители буржуазии, которая быстро
набиралась силы в предреформенной России. (Кабаниха – Марфа Игнатьевна
Кабанова). К утес­няемым относятся все
остальные герои.

Композиция пьесы

а)            Экспозиция
– картин Волжского простора и духоты калиновских нравов
(Д. I, явл. 1-4).

б)           Завязка
– на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво
отвечает: «Ты про меня, маменька,
это напрасно говоришь. Что при людях,
что без людей, я всё одна, ничего из
себя не доказываю». Первое столкнове­ние (Д. I, явл. 5).

в) Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собира­ется гроза (Д. I, явл. 9). Катерина признаётся
Варваре, что полюбила Бориса и пророчество старой барыни, отдалённый удар
грома; конец Д. IV. Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит
Катерине смертью в омуте
и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств.
Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряже­ние.

д)           Вторая
кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда
прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой!
Радость моя! Прощай!» (Д. V, явл. 4).

е)            Развязка
– самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона,
который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе. Катя! А я-то
зачем остался жить да мучиться!..» (Д. , явл.7).

Жанровое своеобразие пьесы
«Гроза».

По
всем признакам жанра, пьеса «Гроза» – трагедия, так как кон­фликт между героями приводит
трагическим последствиям. Есть в пьесе и элементы комизма (самодур Дикой с его нелепыми,
унижающими человече­ское
достоинство требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев), которые помогают увидеть
бездну, готовую поглотить Катерину и кото­рую безуспешно пытается осветить
светом разума, добра и милосердия Кулигин.

Сам
Островский назвал пьесу драмой, этим подчёркивая широкую распространенность
конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Источник