В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие thumbnail

Художественный контраст — основной принцип построения пьесы, который проявляется уже в экспозиции. Город с его глухими заборами — и природа, красота которой разлита всюду и видится свободной далью, простёршейся за Волгой. Единственный человек в городе, способный не только видеть эту красоту мироздания, но и дивиться ей вот уж полвека, — и горожане, для которых красота мира — «нешто», а поэтический мечтатель — чудак, «анти́к».

Экспозиция пьесы продолжается в явлениях 1, 2 и 3, откуда мы узнаём о диком самодурстве Дикого, бесправности его образованного и чувствительного племянника-сироты Бориса, отданного по родительскому завещанию вместе с сестрой в полную власть самодура, но также и о противоречии между уходящим и новым поколением купечества: вырисовывается конфликт между купцом Диким и его же конторщиком Кудряшом — лихим, крутым и хитрым парнем. Кудряш вовсе не склонен к страданиям, как Борис (вот и ещё одно противопоставление), чувствует, что и его час настанет, и никакого почтения к старшим не испытывает, а только ждёт, как бы насолить хозяину, да покрепче. Узнаём мы также и о том, что Дикой держит горожан в страхе, и о том, что и Кулигин склонен «лучше стерпеть», чем противоречить самодуру. Явление 3 даёт нам знаменитый монолог Кулигина, в котором тот описывает Борису жизнь города Калинова и характеры его обитателей. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — так начинается этот монолог.

Завязка драмы начинается в явлении 4 и яснее обозначается в явлениях 5—7. Особенно интересно для нас явление 7, где в диалоге с Варварой Катерина доверительно и мечтательно рассказывает о своей прежней девичьей жизни, раскрывает своё чистое сердце. Обратите внимание на следующие реплики Катерины: «Отчего люди не летают? <…> Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет взлететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» есть сцена, где главная героиня говорит почти словами Катерины, и князь Андрей слышит это, и любовь к Наташе проникает в его сердце. Все эти предчувствия беды и гибели, переполняющие Катерину (явл. 7, диалог с Варварой), требуют для современного читателя пояснения. Гибелью (совершенным позором и отлучением от общества) для замужней женщины считалась открытая, явная или открывшаяся для окружающих измена мужу. Потому для глубоко верующей, чистой сердцем Катерины даже неясные мечты о другом (Борисе) были страшным грехом и прямой дорогой в «геенну огненную», погибелью души, утратой её бессмертия. Так в Нагорной проповеди (Евангелие): «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Матф. 5: 27—28).

В этом явлении предчувствиями невинной Катерины, поведанными ею Варваре — ровеснице, собеседнице, единственной, кому Катерина могла открыться, предсказано и развитие действия, и его кульминация, и трагическая развязка. Напомним сказанное в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона: для православной души Благодать выше Закона, но подчинение собственному своеволию ведёт не к Спасению, но к Гибели. Греховна, то есть естественно безнравственна, Варвара — она ничего серьёзного не видит в метаниях Катерины, как Кудряш не видит поражающей Кулигина красоты мира: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» — и подталкивает Катерину к гибели, разрабатывая вполне практические пути избавления от мучений.

В явлении 8 появляется страшный призрак — старуха-пророчица со своим предсказанием: «Красота-то ваша вас радует? Вот куда красота-то ведёт. (Показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут». В явлении 9 продолжается напряжённый диалог двух девушек и — вот оно! — гремит гром: «заходит гроза». Действие развивается, и появляется новый зловещий образ — странница Феклуша (д. 2). Рассказы её о том, что якобы повидала она в дальних странах, и ужасны, и нелепы, и темны так, как только может быть дико всё, предназначенное для ушей Диких в «тёмном царстве».

Символическую роль в драме играет песня Кудряша, которая звучит в явлении 1 сцены 2 действия 3. В ней звучит жестокая угроза мужней жене, повинной в измене, и исполняется она как диалог между вернувшимся домой мужем и ожидающей погибели женой. «Ты убей, загуби меня после полуночи», — напевает под гитару Кудряш — так, «со скуки»… Дело происходит поздним вечером в овраге под садом Кабановых, где Борис ждёт Катерину.

Действие 4 начинается с описания в диалоге горожан разрушенной, обветшалой церкви города Калинова. На осыпавшихся фресках с трудом различимы следы изображений. Одно сохранилось — и жители не без труда распознают в нём сцену геенны огненной.

Явление 2 в действии 4 не менее содержательно. Жадность и мракобесие Дикого противопоставляются стремлению к просвещённому общему благу и защите города в диалоге с Кулигиным. И вновь возникает образ грозы.

Кульминация действия подготавливается в явлениях 3 и 4 действия 4. Напряжение нагнетается вместе со всё новыми ударами грома и приближением грозы. Несчастная Катерина, мучимая совестью, почти теряет рассудок и ждёт небесной кары. Особенно важно в явлении 4 обращение Кулигина к горожанам на площади. Казалось бы, учёный-самоучка объясняет невеждам физический смысл явления. Но называет его удивительным в этом контексте словом — благодать!

В явлении 6 кульминация совершается. Доведённая до предела страдания появлением сумасшедшей барыни с её страшными проклятьями, Катерина сознаётся во всём.

Действие 5 уделено развязке. Собственно, ничего неожиданного произойти не может — всё предсказано и возвещено ещё в начале первого действия. Драматург «дописывает» характер Тихона, прежде не совсем ещё ясный, сочетающий тупую покорность злой и дикой матери и неподдельную доброту. Ему жаль и жену, и даже Бориса. Одно губит этого жалкого человека — слабость, определяющая целиком его судьбу и характер. Страшен монолог Катерины в явлении 2, где она бьётся и тоскует об утраченной любви. Страшна сцена её последнего свидания с Борисом (явление 3) — и особенно тем страшна, что и Борис оказывается не сильнее Тихона. Но самое, пожалуй, страшное в развязке этой драмы — последний, предсмертный монолог Катерины (явление 4). Примирившись с судьбой, она решается по своей воле принять смерть — не как наказание, а как спасение от невыносимой боли. Одно тревожит её: и этот выход — не выход. Самоубийство — грех. И жить — грех, и умереть — грех. Нет выбора. Последние явления драмы, 5 и 6-е, завершают развязку, переводя её в эпилог. В явлении 7 звучит голос Кулигина, начавший пьесу первой репликой: «Вот вам ваша Катерина, — говорит он. — Делайте теперь с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» И уже вовсе не интересен Тихон с последней репликой драмы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Читайте также:  Какие витамины содержаться в козьем молоке

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. – М.: Дрофа, 2018

Источник

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Анализ «Гроза» Островский

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Читайте также:  В каких овощах и фруктах содержится витамин в17

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Жанна Елисеева

    19/19

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Светлана Чупрова

    19/19

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Jenish Omorbekov

    10/19

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Miss Pafos

    12/19

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Фёдор Дугин

    14/19

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Настя Семенова

    16/19

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Madina Alieva

    19/19

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Захарий Долматов

    19/19

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Алина Завьялова

    18/19

  • В каких сценах и эпизодах содержится завязка драмы в чем ее своеобразие

    Беслан Маремуков

    19/19

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 5034.

Источник

Урок литературы в 10 классе по произведению Н. Островского « Гроза» Город Калинов и его жители.

Цель урока: создать условия для постижения нравственных ценностей при анализе созданной автором образа  города Калинова и его жителей.

Ход урока

  • Проверка домашнего задания
  • Беседа
  • Назовите основных героев пьесы, их общественное положение.
  • В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?
  • Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Тихон, Катерина, Кулигин и другие.
  • Как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе?
  • Где и когда разворачиваются события?
  • Слово учителя

С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского — драматурга. Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный крон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плес». Вот что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы: сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.

Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и  другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.

IV. Работа с текстом пьесы

  • О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?
  • Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?

Задание.

Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

(Дикой — дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басовитым голосом… или Дикой — маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности человек способен приводить в трепет окружающих.)

  • На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает свою силу — это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость — вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

  • Какова же жизненная позиция Кулигина?

(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания». («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т.д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература XIX века — Пушкин, Гоголь, Лермонтов, —прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

  • Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

(Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром. В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

  • Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?
  • О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

(По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы. )

  • О чем рассказывает Феклуша в Д. II, явл. 1?

Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша — тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

  • Как речь Феклуши отражает ее характер?

(Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположиить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее при- словием «милая».)

Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя

особенности ее речи.

  • Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей.Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

(Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые порядки. Автор показывает насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

  • Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

(Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т.к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай… а я тебе дорога…).

Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о нравах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.

Задание.

Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову

(Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.)

  • А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?
  • Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?
  • На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?
Читайте также:  В каких продуктах содержится витамин продуктов таблица

(Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то…». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.)

  • Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

(Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа — потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»).

Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

(Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»), Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» «На- праслину-то терпеть кому ж приятно!»)

Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

Д. IV, явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

  • Как показывает эти картины автор в этом действии?

(Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.)

  • Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

(Во время разговора Дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.)

  • Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

(Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ Дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.)

Задание.

Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

  • Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?
  • Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие?
  • Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?
  • Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
  • Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?
  • В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

V. Слово учителя

Завязка «Грозы» определяется по-разному. А.И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.

Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества — порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви — самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе — речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться…»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, в которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации…

На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.

Домашнее задание

  • Заполнить таблицы (по вариантам):

Таблица для Варианта I «Образ города Калинова (изображение впьесе)»

Сцены из жизни обитателей г. Калинова, изображенные в пьесе

Городские порядки, о которых мы узнаем от героев пьесы

Особенности образа жизни калиновцев, упоминаемые в монологах

Действие-

явление

Содержание

Действие-

явление

Содержание

Действие-

явление

Содержание

 Таблица для Варианта II «Город Калинов глазами героев пьесы»

Действие-

явление

Действующее

лицо

Реплики о городе Калинове, нравах и образе жизни его жителей

2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.

Источник