В каких реакциях обмена веществ вода является конечным продуктом

4.2. Обмен веществ и энергии
1.В каких реакциях обмена исходным веществом
для синтеза углеводов является вода?
ОТВЕТ: Фотосинтеза.
2.Энергию
какого типа потребляют гетеротрофные живые организмы?
ОТВЕТ: Энергию
окисления органических веществ.
3.Энергию какого типа потребляют автотрофные
организмы?
ОТВЕТ: Фототрофы – энергию света,
хемотрофы – энергию окисления неорганических веществ.
4.В какую фазу фотосинтеза происходит синтез
АТФ?
ОТВЕТ: Всветовой фазе.
5.Какое вещество служит источником кислорода
во время фотосинтеза?
ОТВЕТ: Вода ( в
результате фотолиза – распада под действием света в световой фазе, происходит
выделение кислорода).
6.Почему гетеротрофные организмы сами не могут создавать органические вещества?
ОТВЕТ: В их клетках нет
хлоропластов и хлорофилла.
7.Почему жиры являются наиболее энергетическими веществами?
ОТВЕТ: При их окислении
выделяется два раза больше энергии, чем при окислении углеводов и белков.
8.Что служит матрицей для синтеза и-РНК?
ОТВЕТ: Участокодной
из полинуклеотидных цепей ДНК.
9.В каких реакциях обмена углекислый газ
является исходным веществом для синтеза углеводов?
ОТВЕТ: В реакциях фотосинтеза.
10. В чем проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена
веществ?
ОТВЕТ: В обоих процессах происходит синтез АТФ.
11. В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?
ОТВЕТ:
Сходство: в результате этих
процессов синтезируется глюкоза. Различия: фотосинтез происходит в клетках
растений, в хлоропластах, а хемосинтез – в клетках хемосинтезирующих бактерий
(азото-, серо_, железобактерий) на мембранных структурах. В результате
фотосинтеза выделяется кислород, а в результате хемосинтеза – нет.
12. В каких реакциях обмена веществ вода
является конечным продуктом?
ОТВЕТ: В реакциях окисления органических веществ в процессе энергетического
обмена.
13. В каких реакциях обмена веществ осуществляется связь между ядром, ЭПС,
рибосомами, митохондриями?
ОТВЕТ: В реакциях биосинтеза белка.
14. В чем сходство биосинтеза белка и
фотосинтеза?
ОТВЕТ: В образовании органических веществ с затратой энергии АТФ.
15. Что происходит в световую фазу фотосинтеза?
ОТВЕТ: Синтез АТФ и
высокоэнергетических атомов водорода, фотолиз
( распад воды под действием света приводящий к выделению кислорода).
16. Какие основные процессы происходят в
темновую фазу фотосинтеза?
ОТВЕТ: Поступление из
атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ.
2Н; синтез глюкозы и крахмала с использованием АТФ.
17. Какова роль нуклеиновых кислот в биосинтезе
белка?
ОТВЕТ:
В ДНК содержится информация о
первичной структуре молекул белка. Эта информация переписывается на молекулу
и-РНК, которая переносит ее из ядра к
рибосоме, т.е. и-РНК служит матрицей для сборки молекул белка. Т-РНК
присоединяют аминокислоты и доставляют их к месту синтеза белка – к рибосоме.
18. В процессе трансляции участвовало 30
молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого
белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот
белок.
ОТВЕТ:
Одна т-РНК транспортирует одну аминокислоту. Так как в синтезе белка
участвовало 30 т-РНК, белок состоит из
30 аминокислот. Одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30
аминокислот кодирует 30 триплетов.
Триплет состоит из 3 нуклеотидов, значит количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, равно 30х3= 90.
19. В чем заключается биологический смысл
окислительного фосфорилирования?
ОТВЕТ:
В результате реакции окислительного фосфорилирования из АДФ и остатка фосфорной кислоты образуется молекула АТФ, которая является
источником энергии для всех процессов жизнедеятельности клетки.
20. В чем заключается сходство и различие
автотрофного питания у фото- и хемосинтезирующих бактерий?
ОТВЕТ:
Сходство: в результате фототрофного и хемотрофного питания
образуется углевод – глюкоза.
Различие: фототрофные бактерии для синтеза глюкозы
используют энергию света, а хемотрофные – энергию окисления неорганических веществ.
21. Какова взаимосвязь между пластическим и
энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.
ОТВЕТ:
Для реакций пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ,
которая образуется в результате
энергетического обмена. А для реакций энергетического обмена (для распада
веществ) нужны вещества, которые синтезируются в результате пластического
обмена. В результате пластического обмена (биосинтеза белков) образуются
ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена.
22. Почему реакции биосинтеза белка называют
матричными?
ОТВЕТ:
Матрица, это объект, с которого
снимается копия. Участок молекулы ДНК является матрицей для синтеза и -РНК, а
молекула и-РНК является матрицей для сборки молекулы белка в рибосомах.
23. В чем проявляется взаимосвязь
энергетического обмена и биосинтеза белка?
ОТВЕТ: В процессе биосинтеза белка используется
энергия молекул АТФ, синтезируемых в
процессе энергетического обмена. В
реакциях энергетического обмена
участвуют ферменты, образованные в результате биосинтеза белка. Процесс распада
белков до аминокислот является
промежуточным этапом энергетического обмена.
24. Определите последовательность нуклеотидов
на и-РНК, антикодоны т-РНК и аминокислотную последовательность соответствующего
фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетического кода), если фрагмент
цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГТГЦЦГТЦАААА.
ОТВЕТ:
Последовательность на и-РНК:
ЦАЦГГЦАГУУУУ; антикодоны на т-РНК: ГУГ,ЦЦГ,УЦА,ААА; аминокислотная
последовательность: Гис-гли-сер-фен.
25. К каким последствиям приведет снижение
активности ферментов, участвующих в кислородном этапе энергетического обмена животных?
ОТВЕТ: Реакции полного биологического
окисления будут идти слабо, и в клетке будет преобладать процесс
бескислородного окисления – гликолиз. Молекул АТФ синтезируется меньше, что
приведет к недостатку энергии в клетке и
организме. В клетке и организме будут накапливаться продукты неполного
окисления, которые могут привести к их
гибели. Из-за недостатка молекул АТФ
замедлятся процессы пластического
обмена.
26. Одна из цепей ДНК имеет последовательность
нуклеотидов: ЦАТ- ГГЦ- ТГТ – ТЦЦ – ГТЦ… Объясните, как изменится структура
молекулы белка, если произойдет удвоение четвертого триплета нуклеотидов в цепи ДНК?
ОТВЕТ:
Новая цепь ДНК будет: ЦАТ- ГГЦ- ТГТ
– ТЦЦ – ТЦЦ – ГТЦ. Структура и-РНК будет: ГУА – ЦЦГ – АЦА – АГГ – АГГ –
ЦАГ. Произойдет удлинение молекулы белка на одну аминокислоту. Молекула белка
будет состоять из аминокислот: вал – про – тре – арг – арг – гли.
27. В биосинтезе полипептида участвуют молекулы
т-РНК с антикодонами УГА, АУГ, АГУ, ГГЦ, ААУ. Определите нуклеотидную
последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о
синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин
(Г), тимин (Т), цитозин (Ц) в двухцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.
ОТВЕТ: 1)и-РНК: АЦУ – УАЦ – УЦА – ЦЦГ – УУА.
2)
ДНК: 1-ая цепь: ТГА – АТГ – АГТ – ГГЦ –
ААТ
2-ая цепь: АЦТ – ТАЦ –ТЦА
–ЦЦГ – ТТА
3)
количество нуклеотидов: А – 9 (30%), Т – 9 (30%), так как А=Т; Г -6 (20%), Ц – 6 (20%), так как Г=Ц.
28. В каких случаях изменение
последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции
соответствующего белка?
ОТВЕТ:
Если при замене нуклеотида, новый
кодон соответствует той же аминокислоте
или аминокислоте со сходным химическим
составом, который не меняет структуру
белка; если изменения произойдут на
участках между генами или неактивных
участках ДНК.
29. В биосинтезе белка участвовали т-РНК с антикодонами: УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ,
ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы
ДНК, который несет информацию о
синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин, гуанин,
тимин, цитозин в двухцепочечной молекуле ДНК.
ОТВЕТ:
Антикодоны т-РНК комплементарны кодонам и-РНК, а последовательность нуклеотидов и-РНК комплементарна одной из
цепей ДНК.
т-РНК: УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ
и-РНК: ААУ-ЦЦГ-ГЦГ-УАА-ГЦА
1
цепь ДНК: ТТА-ГГЦ-ЦГЦ-АТТ-ЦГТ
2
цепь ДНК: ААТ-ЦЦГ-ГЦГ-ТАА-ГЦА.
В
молекуле ДНК А=Т= 7, число Г=Ц= 8.
30. Общая масса всех молекул ДНК в 46 соматических
хромосомах одной соматической клетки человека
составляет 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех
молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и
после его окончания. Ответ поясните.
ОТВЕТ:
В половых клетках 23 хромосомы, т.е. в два раза меньше, чем в соматических,
поэтому масса ДНК в сперматозоиде в два раза меньше и составляет 6х 10-9
: 2= 3х 10-9мг. Перед началом деления (в интерфазе) количество
ДНК удваивается и масса ДНК равна 6х 10-9
х2 = 12 х 10-9мг. После митотического деления в соматической клетке
число хромосом не меняется и масса ДНК
равна 6х 10-9 мг.
31. В пробирку поместили рибосомы из разных
клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы и-РНК и т-РНК, создали все
условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид
белка на разных рибосомах?
ОТВЕТ: Первичная структура белка определяется
последовательностью аминокислот, зашифрованных
на участке молекулы ДНК. ДНК является матрицей для молекулы и-РНК.
Матрицей для синтеза белка является молекула и-РНК, а они в пробирке одинаковые. К месту синтеза белка т-РНК
транспортируют аминокислоты в соответствии
с кодонами и-РНК.
32. В процессе трансляции участвовало 30
молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого
белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот
белок.
ОТВЕТ:
одна т-РНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 т-РНК
соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот;одну аминокислоту кодирует триплет
нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов;количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот,
30 х 3 = 90.
33. В одной
молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа
нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином
(А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.
ОТВЕТ:
аденин (А) комплементарен тимину
(Т), а гуанин (Г) – цитозину (Ц),
поэтому количество комплементарных нуклеотидов одинаково; количество
нуклеотидов с аденином составляет 24%; количество
гуанина (Г) и цитозина (Ц) вместе составляют 52%, а каждого из них – 26%.
34.
Дана цепь
ДНК: ЦТААТГТААЦЦА. Определите:
А) Первичную
структуру закодированного белка.
Б) Количество (в%)
различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях)
В) Длину этого гена
Г) Длину белка
ОТВЕТ: А) 1-ая цепь ДНК: ЦТА-АТГ-ТАА-ЦЦА-
2-ая цепь ДНК: ГАТ-ТАЦ-АТТ- ГГТ-
И-РНК:
ЦУА-АУГ-УАА-ЦЦА
По таблице генетического кода определяем аминокислоты:
Аминокислоты: лей- мет- тир – про
Б) Количество А=8; Т=8; Г=4; Ц=4. Все количество = 24 =
100%.
А=Т= 8 (8х100%) : 24
= 33, 3%
Г=Ц=4 (4х100%) :
24= 16,6%
В) Длина гена: 12х
0,34 = 4,04 нм (0,34нм – длина 1
нуклеотида)
Г) Длина белка: 4 кодона х 0,3нм = 1,2 нм (0,3нм – длина 1 ам/к-ты.)
35.
Определите:последовательность
нуклеотидов на и-РНК, антикодоны соответствующих т-РНК и аминокислотную
последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка (используя таблицу
генетического кода),
если фрагмент цепи
ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГТГТАТГГААГТ.
ОТВЕТ: ГТГ-ТАТ-ГГА-АГТ
– ДНК
ЦАЦ-АУА-ЦЦУ-УЦА – и-РНК
ГУГ;
УАУ; ГГА; АГУ – антикодоны т-РНК
Аминокислоты: Гис-иле-про-сер
Источник
Ôèçêóëüò ïðèâåò ñïîðòñìåíû. Ñåãîäíÿ ÿ ïîñòàðàþñü âàì ðàññêàçàòü î òîì, êàê ïðîèñõîäèò îáìåí âîäû è ìèíåðàëîâ â íàøåì îðãàíèçìå, ò.ê. äëÿ ñòàáèëüíîé è âûñîêîé ðàáîòîñïîñîáíîñòè íà òðåíèðîâêàõ èëè ñîðåâíîâàíèÿõ, êàæäûé òðåíåð èëè ñïîðòñìåí äîëæåí îáëàäàòü ýòîé èíôîðìàöèåé. Êàê ïîêàçûâàåò ñòàòèñòèêà è ìîÿ ëè÷íàÿ ïðàêòèêà ó ëþäåé ñóùåñòâóåò ïðîáëåìà ñ ïîòðåáëåíèåì âîäû, ÷òî â ðåçóëüòàòå äà¸ò îò¸êè, äåãèäðàòàöèþ è îñòàëüíûå «ïðåëåñòè» îáåçâîæèâàíèÿ. Ïî ýòîìó äàâàéòå ÿ íà÷íó ñòàòüþ, ñ ðàçãîâîðà ïðî âîäó:
1) Îáùèå ñâåäåíèÿ. Äàëåêî íå ñåêðåò, ÷òî æèçíü çàðîäèëàñü â âîäå, ìû ñîñòîèì ïðèìåðíî íà 65% èç âîäû, âñå õèìè÷åñêèå ïðîöåññû âíóòðè íàøåãî òåëà ïðîòåêàþò ñ ó÷àñòèåì âîäû, ïèùà óñâàèâàåòñÿ â ÆÊÒ ïóò¸ì ãèäðîëèçà,ò.å. òîæå ñ ó÷àñòèåì âîäû. Ó÷èòûâàÿ âûøåïåðå÷èñëåííûå ôàêòû, áûëî áû êàê ìèíèìóì ãëóïî íå âîñïðèíèìàòü ïèòü¸âîé ðåæèì âñåðü¸ç, íî ÷àùå âñåãî èìåííî òàê è ïðîèñõîäèò.
Âîäà èãðàåò âàæíóþ ðîëü â íàøåé æèçíè áëàãîäàðÿ ñâîèì ôèçèêî-õèìè÷åñêèì ñâîéñòâàì:
ìîëåêóëà âîäû èìååò ôîðìó òåòðàýäðà, â öåíòðå êîòîðîãî ðàñïîëîæåí êèñëîðîä, äâå âåðøèíû ôèãóðû çàíèìàþò ñâîáîäíûå ýëåêòðîíû êèñëîðîäà, äðóãèå äâå çàíèìàþò àòîìû âîäîðîäà(ñì. ðèñóíîê íèæå).
Ñîåäèíÿÿñü ìåæäó ñîáîé ìîëåêóëû âîäû îáðàçóþò âîäîðîäíûå ñâÿçè: ýëåêòðîíû êèñëîðîäà ñîåäèíÿþòñÿ ñ âîäîðîäîì,à àòîìû âîäîðîäà ñîåäèíÿþòñÿ ñ êèñëîðîäîì äðóãîé ìîëåêóëû âîäû. Áëàãîäàðÿ âîäîðîäíûì ñâÿçÿì, âîäà, â îòëè÷èè îò äðóãèõ æèäêîñòåé îáëàäàåò âûñîêîé òåìïåðàòóðîé êèïåíèÿ, âûñîêîé òåïëîïðîâîäíîñòüþ, áîëüøîé òåïëî¸ìêîñòüþ, ÷òî ïîçâîëÿåò ó÷àñòâîâàòü â òåïëîîáìåíå îðãàíèçìà.
âîäà ÿâëÿåòñÿ î÷åíü ïîäâèæíîé æèäêîñòüþ, èìååò íèçêóþ âÿçêîñòü. Ïðîèñõîäèò ýòî áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî ñîçäàíèå è ðàçðóøåíèÿ âîäîðîäíûõ ñâÿçåé ïðîèñõîäèò î÷åíü áûñòðî è ïîñòîÿííî. Ïî ýòîìó âîäà ëåãêî öèðêóëèðóåò ïî êðîâåíîñíûì è ëèìôàòè÷åñêèì ñîñóäàì, ìåæäó êëåòêàìè, â êëåòêå è ïî âñåìó îðãàíèçìó â öåëîì.
ìîëåêóëû âîäû èìåþò âûðàæåííóþ ïîëÿðíîñòü, åñëè ãîâîðèòü ïðîñòûìè ñëîâàìè è íå âäàâàÿñü â õèìèþ: ýòî ñïîñîáíîñòü ïðèòÿãèâàòü àòîìû äðóãèõ âåùåñòâ. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ñâîéñòâó, âîäà ÿâëÿåòñÿ ðàñòâîðèòåëåì, â íåé ðàñòâîðÿþòñÿ ðàçëè÷íûå îðãàíè÷åñêèå è íå îðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà.
Ó÷èòûâàÿ ôèçèêî-õèìè÷åñêèå ñâîéñòâà âîäû, ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíî, ïî÷åìó âîäà òàê âàæíà äëÿ îðãàíèçìà, è ïî÷åìó èìåííî âîäà ñòàëà îñíîâíîé æèäêîñòüþ äëÿ âñåõ ñóùåñòâ íà çåìëå.
2) Áèîëîãè÷åñêàÿ ðîëü è ôóíêöèè âîäû çàêîíîìåðíî âûòåêàþò èç å¸ ôèçèêî-õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ:
êàê óæå ãîâîðèëîñü âûøå, âîäà â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà èãðàåò ðîëü ðàñòâîðèòåëÿ, â íåé ðàñòâîðÿþòñÿ îðãàíè÷åñêèå è íå îðãàíè÷åñêèå âåùåñòâà.
â ñëåäñòâèè ñâîåé íèçêîé âÿçêîñòè è âîçìîæíîñòè ïåðåìåùàòüñÿ ñâîáîäíî ïî âñåì âíóòðåííèì ñòðóêòóðàì îðãàíèçìà, âîäà âûïîëíÿåò òðàíñïîðòíóþ ôóíêöèþ, ò.å. â ñîñòàâå êðîâè ïåðåíîñèò ðàñòâîðèìûå â íåé âåùåñòâà.
äëÿ íåêîòîðûõ âûñîêîìîëåêóëÿðíûõ âåùåñòâ, âîäà âûïîëíÿåò ñòðóêòóðíóþ ôóíêöèþ, ñîçäàåò ãèäðàòíóþ îáîëî÷êó(óñëîâíî îáâîëàêèâàåò ìîëåêóëó) è ñïîñîáñòâóåò ñòàáèëüíîñòè òàêèõ ñîåäèíåíèé.
âîäà àêòèâíî ó÷àñòâóåò â ìåòàáîëèçìå, áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðåàêöèé ïðîòåêàþò ñ å¸ ó÷àñòèåì, îò ãèäðîëèçà ïèùè, äî öèêëà òðèêàðáîíîâûõ êèñëîò. Âîäà áèîëîãè÷åñêè àêòèâíîå âåùåñòâî è àêòèâíûé ó÷àñòíèê îáìåíà âåùåñòâ.
áëàãîäàðÿ ñâîåìó ñòðîåíèþ, ïîëÿðíîñòè è âîäîðîäíûì ñâÿçÿì, âîäà âûïîëíÿåò òåðìîðåãóëÿòîðíóþ ôóíêöèþ. Ó÷àñòâóåò â ïîääåðæàíèè òåìïåðàòóðû òåëà.
3) Ðåãóëÿöèÿ âîäíîãî áàëàíñà. È ïðåæäå ÷åì ïîéä¸ò ðå÷ü ïðî âîäíûé áàëàíñ, íàäî ïîãîâîðèòü ïðî ðàñïðåäåëåíèå, ñîäåðæàíèå, ïîñòóïëåíèå è âûâåäåíèå âîäû, òàê æå ðàçîáðàòüñÿ ñ òåì, ÷òî òàêîå îñìîòè÷åñêîå äàâëåíèå êðîâè. Ýòà èíôîðìàöèÿ äàñò áîëåå ãëóáîêîå ïîíèìàíèå ñóòè âîäíîãî îáìåíà.
ñîäåðæàíèå âîäû â îðãàíèçìå. Ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ñîäåðæàíèå âîäû ïðèìåðíî 60-65% îò îáùåé ìàññû òåëà, ò.å. åñëè ÷åëîâåê âåñèò 100 êã, èç íèõ 65 êã áóäåò âîäû, è òîëüêî 35 êã áóäåò îòâåäåíî íà âñå îñòàëüíûå ñòðóêòóðû è âåùåñòâà. Äåòè èìåþò íåìíîãî áîëüøèé ïðîöåíò, à ñ âîçðàñòîì ïðîöåíò óìåíüøàåòñÿ. Ïîòåðÿâ 4-5 % âîäû, ÷åëîâåê íà÷èíàåò èñïûòûâàòü ñèëüíóþ æàæäó è ïðîèñõîäèò çíà÷èòåëüíîå ñíèæåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Ïîòåðÿ 10-15 % ìîæåò ïðèâåñòè ê ñåðü¸çíûì íàðóøåíèÿì ìåòàáîëèçìà, à ïîòåðÿ 20-25 % âîäû óæå ïðèâîäèò ê ãèáåëè. ×òî êàñàåòñÿ ïîòåðü âîäû âî âðåìÿ òðåíèðîâêè, ÷åëîâåê âåñîì 100 êã, ñïîêîéíî ìîæåò ïîòåðÿòü îêîëî 5 % âîäû, ýòî îêîëî 5 êã, à åñëè ó÷èòûâàòü çàòðà÷åííûé ãëèêîãåí, æèðíûå êèñëîòû, ìèíåðàëû è äðóãèå âåùåñòâà, òî ýòà âåëè÷èíà áóäåò áîëüøå.
ðàñïðåäåëåíèå âîäû â îðãàíèçìå. Âîäà â îðãàíèçìå ðàñïðåäåëÿåòñÿ íå ðàâíîìåðíî, áîëüøå âñåãî å¸ ñîäåðæèòñÿ â æèäêîñòÿõ îðãàíèçìà: êðîâü, ëèìôà, ñïèííîìîçãîâàÿ æèäêîñòü, íà îáùèé ñîñòàâ ïðèõîäèòñÿ 80-90% âîäû. Âíóòðåííèå îðãàíû è ìûøöû íà 70-80% ñîñòîÿò èç âîäû, íà 20-40% ñîñòîÿò èç âîäû êîñòè è ìåíüøå âñåãî å¸ ñîäåðæèòñÿ â ýìàëè çóáà, îêîëî 1%.
ïîñòóïëåíèå âîäû. Ñóòî÷íàÿ ïîòðåáíîñòü â âîäå ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ïðèìåðíî 2,500 3000 ìë., ëèáî 40 ìë íà êã. âåñà òåëà. Îñíîâíûå èñòî÷íèêè âîäû ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû ýêçîãåííûå è ýíäîãåííûå.  ïåðâîì ñëó÷àå ýòà òà âîäà, êîòîðóþ ïîòðåáëÿåò ÷åëîâåê èç âíå: ïèòüåâàÿ âîäà, òâåðäàÿ è æèäêàÿ ïèùà. Âî âòîðîì ñëó÷àå, ýòî òà âîäà, êîòîðàÿ îáðàçóåòñÿ â õîäå âíóòðèêëåòî÷íûõ ðåàêöèé, íàïðèìåð ïðè îêèñëåíèè ìîëåêóëû àöåòèë-ÊîÀ äî âîäû è óãëåêèñëîãî ãàçà â öèêëå Êðåáñà.
âûâåäåíèå âîäû èç îðãàíèçìà. Âîäà èç îðãàíèçìà âûâîäèòñÿ ñ ïîìîùüþ ïî÷åê, ëåãêèõ, ïîòîâûõ æåëåç è êèøå÷íèêà. Åñëè âçÿòü îðãàíèçì âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, òî çà ñóòêè îí âûäåëÿåò 2500-3000 ìë âîäû, èç íèõ âûäåëÿåòñÿ: ñ ìî÷îé 1400 1500 ìë, ñ ïîòîì 600 700 ìë, ñ âûäûõàåìûì âîçäóõîì 350 400 ìë, ñ êàëîì 150 200 ìë. Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî êîëè÷åñòâî âîäû âûâîäèìîå èç îðãàíèçìà ìîæåò ñèëüíî îòëè÷àòüñÿ îò ÷åëîâåêà ê ÷åëîâåêó, ò.ê. çàâèñèò îò êîëè÷åñòâà ïîñòóïèâøåé â îðãàíèçì âîäû, îáðàçà æèçíè è èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé. Òàê æå, ïîòåðÿ âîäû óñèëèâàåòñÿ âî âðåìÿ èíòåíñèâíîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, âî âðåìÿ ñèëüíîãî ïîòîîòäåëåíèÿ ÷åëîâåê ìîæåò ïîòåðÿòü áîëåå 5 ë âîäû, ïëþñ óâåëè÷èâàåòñÿ ïîòåðÿ âîäû ñ âûäûõàåìûì âîçäóõîì. Ñàìûì ãëàâíûì îðãàíîì, îòâå÷àþùèì çà âûâåäåíèå âîäû, ÿâëÿþòñÿ ïî÷êè. Ïîäðîáíåå ïðî èõ ðàáîòó ìîæíî ïðî÷èòàòü òóò èëè ïîñìîòðåòü çäåñü.
îñìîòè÷åñêîå äàâëåíèå êðîâè. Ýòî ñèëà ñ êîòîðîé ðàñòâîðèòåëü(â äàííîì ñëó÷àå âîäà) ïðîíèêàåò ÷åðåç ïîëóïðîíèöàåìóþ ìåìáðàíó. Ïîïðîáóþ îáúÿñíèòü òàê: óñëîâíî, èìååì äâà ðàñòâîðà ðàçäåë¸ííûå ïîëóíåïðîíèöàåìîé ìåìáðàíîé, â ïåðâîì 100 ìë âîäû è 100 ìîëåêóë ñîëè, âî âòîðîì 100 ìë âîäû è òîæå 100 ìîëåêóë ñîëè, â äàííîì ñëó÷àå íè÷åãî íå áóäåò ïðîèñõîäèòü. Êàê òîëüêî ìû èç âòîðîãî ðàñòâîðà âûëüåì 50 ìë âîäû, îñìîòè÷åñêîå äàâëåíèå ñðàçó æå ïîäûìåòñÿ, è èç ïåðâîãî ðàñòâîðà, ÷åðåç ïîëóïðîíèöàåìóþ ìåìáðàíó, ïîä äåéñòâèåì îñìîòè÷åñêîãî äàâëåíèÿ âî âòîðîé ðàñòâîð ïåðåéä¸ò 25 ìë âîäû, ÷òî áû ñîçäàòü ðàâíîâåñèå.  ðåçóëüòàòå â ïåðâîì ðàñòâîðå áóäåò 75 ìë âîäû, 100 ìîëåêóë ñîëè, è âî âòîðîì áóäåò 75 ìë âîäû è 100 ìîëåêóë ñîëè. Ýòî è åñòü äåéñòâèå îñìîòè÷åñêîãî äàâëåíèÿ.
Òåïåðü ìîæíî ïðîäîëæèòü ðàçãîâîð ïðî îáìåí âîäû, êîíòðîëèðóåò å¸ âûâåäåíèå è ïîòðåáëåíèå íåðâíî-ãîðìîíàëüíàÿ ðåãóëÿöèÿ. Êîãäà îðãàíèçì òåðÿåò íåñêîëüêî ïðîöåíòîâ âîäû, ó ÷åëîâåêà âîçíèêàåò æàæäà, ìåõàíèçì äåéñòâèÿ ñëåäóþùèé: ïðè îáåçâîæèâàíèè îðãàíèçìà ñãóùàåòñÿ êðîâü è ðàñò¸ò îñìîòè÷åñêîå äàâëåíèå, ýòà ñèòóàöèÿ âîñïðèíèìàåòñÿ îñìîðåöåïòîðàìè, êîòîðûå ïîñûëàþò ñèãíàë â êîðó ãîëîâíîãî ìîçãà, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ôîðìèðóåòñÿ ÷óâñòâî æàæäû. Êðîìå ýòîãî, ïðè ïîòåðå âîäû, âûðàáàòûâàåòñÿ ãèïîòàëàìóñîì ãîðìîí âàçîïðåññèí(àíòèäèóðåòè÷åñêèé ãîðìîí), êîòîðûé óñêîðÿåò îáðàòíîå âñàñûâàíèå(ýòàï ðåàáñîðáöèè) âîäû èç ïåðâè÷íîé ìî÷è â êðîâü, ÷òî ïðèâîäèò ê óìåíüøåíèþ äèóðåçà. Òàê æå óäåðæàíèþ âîäû â îðãàíèçìå ñïîñîáñòâóåò äðóãîé ãîðìîí àëüäîñòåðîí, ìåõàíèçì åãî äåéñòâèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îí ïîâûøàåò ñêîðîñòü îáðàòíîãî âñàñûâàíèÿ â êðîâü èîíîâ íàòðèÿ âî âðåìÿ òîãî æå ýòàïà ðåàáñîðáöèè è óìåíüøàåò îáðàòíîå âñàñûâàíèå èîíîâ êàëèÿ. Íàòðèé õîðîøî âçàèìîäåéñòâóåò ñ âîäîé îáðàçóåòñÿ ãèäðàòíàÿ îáîëî÷êà(âîäà ïîêðûâàåò ìîëåêóëó íàòðèÿ), áëàãîäàðÿ ýòîìó âîäà ñîõðàíÿåòñÿ â îðãàíèçìå.
ß íå ìîãó íå îòìåòèòü, ÷òî ñàìà ïî ñåáå æàæäà íå âñåãäà ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ôèçèîëîãè÷åñêîé íåõâàòêè âîäû. Ýòî ÷óâñòâî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ ïðèâû÷êîé, ñ æåëàíèåì îõëàäèòüñÿ/ñîãðåòüñÿ è ò.ä. Ðàâíîñèëüíî è äðóãîå ïðàâèëî, óòîëåíèå æàæäû, íå âñåãäà èñòèííî, ò.ê. ÷óâñòâî íàïîëíåííîãî æåëóäêà ïðèòóïëÿåò ÷óâñòâî æàæäû, äàæå åñëè íåõâàòêà âîäû åù¸ ïðèñóòñòâóåò.
Âûâåäåíèå âîäû èç îðãàíèçìà ñòèìóëèðóåòñÿ ãîðìîíîì òèðîêñèíîì, êîòîðûé ñèíòåçèðóåòñÿ ùèòîâèäíîé æåëåçîé. Ïðè åãî ïîâûøåííîé êîíöåíòðàöèè, óñèëèâàåòñÿ ïîòåðÿ âîäû ÷åðåç êîæó.
Ïîäâîäÿ èòîã: îáìåí âîäû íàõîäèòñÿ ïîä êîíòðîëåì íåðâíî-ãîðìîíàëüíîé ðåãóëÿöèè, îðãàíèçì ïðè ïîìîùè ýòîãî ìåõàíèçìà ñòàðàåòñÿ ïîääåðæèâàòü ïîñòîÿííîå êîëè÷åñòâî. Ïðè èçáûòêå âîäû îíà âûâîäèòñÿ, ïðè íåõâàòêå çàäåðæèâàåòñÿ. Äåãèäðàòàöèÿ îðãàíèçìà ñóùåñòâåííî âëèÿåò íà ðàáîòîñïîñîáíîñòü ñïîðòñìåíà, ïî ýòîìó íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà ïîòðåáëåíèåì âîäû äî, âî âðåìÿ è ïîñëå ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê.
4) Íàðóøåíèå âîäíîãî îáìåíà. Ïðîèñõîäèò âî ïåðâûõ: êîãäà ïî êàêèì-òî ïðè÷èíàì âîäà â îðãàíèçìå çàäåðæèâàåòñÿ; âî âòîðûõ: êîãäà îðãàíèçì ïîäâåðæåí äîëãîå âðåìÿ äåãèäðàòàöèè(îáåçâîæèâàíèå).  ïåðâîì ñëó÷àå îñíîâíûì ñèìïòîìîì ÿâëÿþòñÿ îò¸êè çàñòîé âîäû â òêàíÿõ. Òàêàÿ ñèòóàöèÿ íå ðåäêî âîçíèêàåò è ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïî÷åê, ñåðäå÷íî ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, èëè âî âðåìÿ ãîëîäàíèÿ. Òàê æå çàäåðæèâàòüñÿ âîäà â îðãàíèçìå ìîæåò ïðè ÷ðåçìåðíîì óïîòðåáëåíèè ïîâàðåííîé ñîëè, êàê ÿ óæå ãîâîðèë âûøå, íàòðèé âñòóïàåò â ðåàêöèþ ñ âîäîé, îáðàçóÿ ãèäðàòíóþ îáîëî÷êó, òåì ñàìûì çàäåðæèâàÿ âîäó. ×òî áû èçáåæàòü ýòèõ ïðîáëåì, íåîáõîäèìî êîíòðîëèðîâàòü ïîñòóïëåíèå âîäû è ñîëåé â îðãàíèçì. Ðåêîìåíäîâàííîå êîëè÷åñòâî ïîòðåáëåíèÿ âîäû 40 ìë íà êã âåñà òåëà â ñóòêè, à ïîâàðåííîé ñîëè 5 8 ã, íî ýòè çíà÷åíèÿ êîëåáëþòñÿ â çàâèñèìîñòè îò èñòî÷íèêà, òî÷íûõ ðåêîìåíäàöèé íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ê ñîæàëåíèþ íåò.
Äðóãîé ñëó÷àé íàðóøåíèÿ âîäíîãî áàëàíñà ýòî óìåíüøåíèå ñîäåðæàíèÿ âîäû â îðãàíèçìå. Ïðè÷èíû òàêîãî ñîñòîÿíèÿ ìîãóò áûòü ðàçíûå: îò îãðàíè÷åííîãî ïîñòóïëåíèÿ âîäû, äî ñåðü¸çíûõ çàáîëåâàíèé, íàïðèìåð ñàõàðíîãî äèàáåòà. Åñëè ãîâîðèòü î ñïîðòñìåíàõ, òî îáåçâîæèâàíèå ìîæåò áûòü âûçâàíî òðåíèðîâêàìè áîëüøîãî îáú¸ìà, â òàêîì ñëó÷àå ïðè íåïðàâèëüíîé ðåãèäðàòàöèè(ðåæèì ïèòüÿ), ñïîðòñìåíîì òåðÿåòñÿ áîëüøîå êîëè÷åñòâî âîäû ÷åðåç ïîò è âûäûõàåìûé âîçäóõ, îñîáåííî ïðè âûñîêîé òåìïåðàòóðå îêðóæàþùåé ñðåäû. Îáåçâîæèâàíèå î÷åíü îïàñíîå ñîñòîÿíèå îðãàíèçìà, ïî ìèìî ìíîãî÷èñëåííûõ ñèìïòîìîâ è íàðóøåíèé, ïàäàåò ðàáîòîñïîñîáíîñòü. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ïèòüåâîé ðåæèì, íàïðèìåð: çà 30-60 ìèíóò ïåðåä òðåíèðîâêîé âûïèâàòü 400-500 ìë âîäû,à âî âðåìÿ òðåíèðîâêè ïîïîëíÿòü çàïàñû âîäû ïóò¸ì ÷àñòîãî ïðè¸ìà ïî 40-50 ìë. Íî îñíîâíîé ìîìåíò ñîáëþäåíèÿ áàëàíñà âîäû â îðãàíèçìå ýòî ïðàâèëüíûé ïèòüåâîé ðåæèì è êîíòðîëèðóåìîå ïîòðåáëåíèå ñîëåé â òå÷åíèè ñóòîê.
Îáìåí ìèíåðàëîâ.
1) Îáùèå ñâåäåíèÿ. Ìèíåðàëüíûå âåùåñòâà ðàçíîîáðàçíàÿ ãðóïïà íåçàìåíèìûõ ïèùåâûõ êîìïîíåíòîâ, èãðàþò âàæíóþ ðîëü â ìåòàáîëèçìå ÷åëîâåêà, ó÷àñòâóþò â îáðàçîâàíèè êîñòíîé òêàíè, êðîâîòâîðåíèè è ò.ï. Ïî÷òè âñå èçâåñòíûå ìèíåðàëû âõîäÿò â ñîñòàâ îðãàíèçìà, îäíàêî ñîäåðæàíèå èõ íå îäèíàêîâî. Íà ìèíåðàëû ïðèõîäèòñÿ ïðèìåðíî 4% îò îáùåé ìàññû òåëà, â çàâèñèìîñòè îò êîëè÷åñòâà îíè ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ìàêðîýëåìåíòû è ìèêðîýëåìåíòû.  òàáëèöå íèæå íàõîäèòñÿ êðàòêàÿ èíôîðìàöèÿ ïî ñîäåðæàíèþ, èñòî÷íèêàì, ïîòðåáíîñòè è ôóíêöèÿõ îñíîâíûõ ìèíåðàëîâ(â òàáëèöå îøèáêà: ðåêîìåíäàöèè ìèêðîýëåìåíòîâ â ìã) :
2) Áèîëîãè÷åñêàÿ ðîëü è ôóíêöèè îòäåëüíûõ ìèíåðàëîâ.
Ìàãíèé, ôîñôîð, êàëüöèé. Ýòè ìèíåðàëû â îñíîâíîì ñîäåðæàòñÿ â êîñòíîé òêàíè â ôîðìå íåðàñòâîðèìûõ ñîëåé. Êàëüöèé è ìàãíèé òàê æå ïðèñóòñòâóåò â ïëàçìå êðîâè è îáà ýòèõ ñîåäèíåíèÿ ó÷àñòâóþò â ñîêðàùåíèè è ðàññëàáëåíèè ìûøö, ïîìèìî ýòîãî êàëüöèé ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì ó÷àñòíèêîì ðåàêöèé, â õîäå êîòîðûõ ñâ¸ðòûâàåòñÿ êðîâü. Ìàãíèé èìååò îùåëà÷èâàþùèé ýôôåêò, ÷òî ïîçâîëÿåò åìó âëèÿòü íà êèñëîòíî-ùåëî÷íîå ðàâíîâåñèå. ×òî êàñàåòñÿ ôîñôîðà, òî åãî ôóíêöèè â îðãàíèçìå ìíîãî÷èñëåííû, âõîäèò â ñîñòàâ íóêëåèíîâûõ êèñëîò, ôîñôîëèïèäîâ è ôîñôîïðîòåèäîâ, òàê æå ÷àñòü ôîñôîðà íàõîäèòñÿ â îðãàíèçìå â âèäå ôîñôîðíîé êèñëîòû, ñîåäèíåíèÿ, êîòîðîå ó÷àñòâóåò âî ìíîãèõ ðåàêöèÿõ è âûïîëíÿåò èñêëþ÷èòåëüíóþ ðîëü â ýíåðãåòè÷åñêîì îáìåíå è âõîäèò â ñîñòàâ ÀÒÔ(àäåíîçèíòðèôîñôàò). Ãîðìîíû êàëüöèòîíèí(ùèòîâèäíàÿ æåëåçà) è ïàðàòãîðìîí(ïàðàùèòîâèäíûå æåëåçû) ó÷àñòâóþò â ìåòàáîëèçìå ôîñôîðà è êàëüöèÿ. Êàëüöèòîíèí ñîâìåñòíî ñ âèòàìèíîì D ñïîñîáñòâóåò âêëþ÷åíèþ ýòèõ ýëåìåíòîâ â êîñòíóþ òêàíü, ñëåäñòâèåì ÷åãî ÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèå èõ êîíöåíòðàöèè â êðîâè è ìî÷å. Ïàðàòãîðìîí ðàáîòàåò íàîáîðîò, ïðè íåîáõîäèìîñòè îí ïðîâîöèðóåò âûñâîáîæäåíèå ôîñôîðà è êàëüöèÿ èç êîñòåé â êðîâü, òàê æå ñîâìåñòíî ñ âèòàìèíîì D óñêîðÿåò èõ âñàñûâàíèå â êèøå÷íèêå. Òàêîé ìåõàíèçì ïîçâîëÿåò îðãàíèçìó äîáèâàòüñÿ íóæíîé êîíöåíòðàöèè â êðîâè ôîñôîðà è êàëüöèÿ.
Íàòðèé, êàëèé è õëîð.  îðãàíèçìå íàõîäÿòñÿ â èîíèçèðîâàííîé ôîðìå («ñâîáîäíîé»). Èãðàþò êëþ÷åâóþ ðîëü â ïîääåðæàíèè îñìîòè÷åñêîãî äàâëåíèÿ êðîâè, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ôèçèêî-õèìè÷åñêèì ôàêòîðîì, âëèÿþùèì íà ôóíêöèè êëåòîê. Íàòðèé íàõîäèòñÿ â îñíîâíîì âíå êëåòîê(ïëàçìà, ëèìôà, ìåæêëåòî÷íàÿ æèäêîñòü), à êàëèé âíóòðè êëåòîê. Èîíû ýòèõ ìèíåðàëîâ àêòèâèðóþò ìíîãèå ôåðìåíòû è ÿâëÿþòñÿ âàæíûìè ñîåäèíåíèÿì äëÿ íåðâíîé ñèñòåìû, ó÷àñòâóÿ â ôîðìèðîâàíèè íåðâíîãî èìïóëüñà. Ýòîò ìåõàíèçì îñíîâàí íà äåéñòâèè íàòðèé-êàëèåâîãî íàñîñà, ïîëÿðèçàöèè ìåìáðàíû è ò.ä. Ïîëíîå îáúÿñíåíèå ïîòðåáóåò ìíîãî âðåìåíè, ïî ýòîìó ÿ ðàññêàæó ïîäðîáíåé óæå â äðóãîé ñòàòüå. Åñëè ãîâîðèòü êðàòêî, ïðè ïîìîùè èçìåíåíèÿ êîíöåíòðàöèé íàòðèÿ è êàëèÿ, ïðîèñõîäèò âîçáóæäåíèå êëåòêè è ïåðåäà÷à èìïóëüñà. Äëÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñåðäöà òàê æå íåîáõîäèìû ýòè äâà ìèíåðàëà, ïðè ÷åì, åñëè ñïîðòñìåí òðåíèðóåòñÿ ïîñòîÿííî â àýðîáíîì ðåæèìå ïîòðåáíîñòü â êàëèè è íàòðèè ðàñòóò. Êàê ÿ ãîâîðèë óæå âûøå(îáìåí âîäû), ãîðìîí íàäïî÷å÷íèêîâ àëüäîñòåðîí, ìîæåò ðåãóëèðîâàòü ñîäåðæàíèÿ ýòèõ äâóõ ìèíåðàëîâ â îðãàíèçìå. Óâåëè÷åíèÿ êîíöåíòðàöèè ãîðìîíà, ïðèâîäèò ê çàäåðæêå íàòðèé è âûâåäåíèÿ êàëèÿ èç îðãàíèçìà, â õîäå âòîðîãî ýòàïà îáðàçîâàíèå óðèíû ðåàáñîðáöèè. Õî÷ó îòìåòèòü îäèí ìîìåíò âî âðåìÿ òðåíèðîâêè, ñåðäå÷íàÿ ìûøöà íóæäàåòñÿ â ïîâûøåííîì ïîòðåáëåíèè êàëèÿ, ýòî ïåðâîå, âòîðîå âî âðåìÿ íàãðóçêè ïîâûøàåòñÿ ïîòîîòäåëåíèè, îðãàíèçì òåðÿåò íàòðèé è êàëèé,òðåòüå â îòâåò íà ýòî ïîâûøàåòñÿ êîíöåíòðàöèÿ àëüäîñòåðîíà, ÷òî ïðèâîäèò ê çàäåðæêå íàòðèÿ, íî ê ïîòåðè êàëèÿ. Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî íóæíî ó÷èòûâàòü òðè ôàêòîðà âëèÿþùèõ íà ïîòåðþ êàëèÿ âî âðåìÿ íàãðóçêè: 1)ïîâûøåííàÿ ïîòðåáíîñòü ñåðäå÷íîé ìûøöû; 2)ïîòåðÿ ñ ïîòîì; 3)ïîòåðÿ â ââèäó äåéñòâèÿ àëüäîñòåðîíà. Ïî ýòîìó ñïîðòñìåíîì îñîáåííîå âàæíî ñëåäèòü çà ïîòðåáëåíèåì ýòîãî ìèíåðàëà è óïîòðåáëÿòü ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîäóêòû.
Æåëåçî. Ñàìîå âàæíîå ñîåäèíåíèå èç ìèêðîýëåìåíòîâ. Âõîäèò â ñîñòàâ ãåìîãëîáèíà, ìèîãëîáèíà è öèòîõðîìà. Íà ñêîëüêî âàæíûå ýòè ïðîòåèäû äëÿ îðãàíèçìà è êàê îíè ôóíêöèîíèðóþò òåìà äëÿ îòäåëüíîé ñòàòüè, ïî ýòîìó îñòàíàâëèâàòüñÿ çäåñü ÿ íå áóäó. Ó ëþäåé çàíèìàþùèõñÿ ñïîðò, ïîòðåáíîñòü â æåëåçå ïðèìåðíî íà 70 % âûøå, îñîáåííî òðåíèðóþùèõñÿ â àýðîáíîì ðåæèìå. Äåôèöèò æåëåçà íàèáîëåå âåðîÿòåí ïðè îòñóòñòâèè äîëæíîãî ïèòàíèÿ, â ðåçóëüòàòå ðàçâèâàåòñÿ æåëåçîäåôèöèòíàÿ àíåìèÿ è ïàäàåò ðàáîòîñïîñîáíîñòü ñïîðòñìåíà. ×àñòî âîçíèêàåò òàêàÿ ñèòóàöèÿ, êîãäà ðàöèîí îãðàíè÷åí ñ öåëüþ ïîääåðæàíèÿ ñîðåâíîâàòåëüíîãî âåñà. Èñõîäÿ èç âñåãî âûøå ñêàçàííîãî, èìååò ñìûñë ñëåäèòü çà êîíöåíòðàöèåé æåëåçà â êðîâè, ïåðèîäè÷åñêè ñäàâàòü àíàëèçû íà ñàìî æåëåçî, ôåððèòèí(çàïàñ æåëåçà), òðàíñôåððèí (òðàíñïîðò æåëåçà). Åñëè âû ìíîãî òðåíèðóåòåñü, îãðàíè÷èâàåòå êàëîðèéíîñòü ðàöèîíà è íå óïîòðåáëÿåòåñü ïðîäóêòû áîãàòûå æåëåçîì(ïå÷åíü, ÿéöà, ãðèáû, çåëåíü, îâîùè, ìÿñî) è ÷óâñòâóåòå ïàäåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè è îáùóþ ñëàáîñòü, èìååò ñìûñë ïðîâåðèòü êîíöåíòðàöèþ æåëåçà â ñûâîðîòêå êðîâè.
3) Ïîñòóïëåíèå è âûäåëåíèå ìèíåðàëüíûõ âåùåñòâ â îðãàíèçìå.
Íà òîì, êàê è îòêóäà ïîñòóïàþò ìèíåðàëüíûå âåùåñòâà ÿ îñòàíàâëèâàòüñÿ íå áóäó, òóò íà ìîé âçãëÿä âñ¸ ïîíÿòíî: ïîòðåáíîñòü â ýëåìåíòàõ äîëæíà óäîâëåòâîðÿòüñÿ ñîîòâåòñòâóþùåé ïèùåé, â îðãàíèçìå ìèíåðàëû íå ñèíòåçèðóþòñÿ.
Âûâåäåíèå ìèíåðàëîâ èç îðãàíèçìà ÷åëîâåêà âîçìîæíî òðåìÿ ïóòÿì: ÷åðåç ïî÷êè, ïîò è êèøå÷íèê. Ïî÷êè â ýòîì ïëàíå ñàìûé ýôôåêòèâíûé îðãàí, ÷åðåç íèõ áîëüøå âñåãî ïðîèñõîäèò âûâåäåíèå íåîðãàíè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé, îêîëî 15-25 ã çà ñóòêè. ×åðåç êèøå÷íèê âûâîäÿò íå ðàñòâîðèìûå â âîäå âåùåñòâà, æåëåçî è ñîëè òÿæåëûõ ìåòàëëîâ. Èíòåðåñíàÿ ñèòóàöèÿ îáðàçîâàëàñü âîêðóã ôîñôîðà è êàëüöèÿ, äåëî â òîì, ÷òî âûâîäèòñÿ îíè ìîãóò è ÷åðåç êèøå÷íèê, è ÷åðåç ïî÷êè, à çàâèñèò ýòî îò êèñëîòíîñòè ìî÷è, ÷åì îíà âûøå, òåì áîëüøå âûâîäèòñÿ ÷åðåç ïî÷êè. Îáúÿñíÿåòñÿ ýòî òåì, ÷òî ðàñòâîðèìîñòü âûâîäèìûõ âåùåñòâ âûøå â êèñëîé ñðåäå. Òàê æå, íåáîëüøàÿ ÷àñòü ìèíåðàëîâ âûâîäèòñÿ ñ ïîòîì, â îñíîâíîì ýòî êîíå÷íî õëîðèñòûé íàòðèé, êîòîðûé èíîãäà äàæå ìîæíî íàáëþäàòü íà ÷¸ðíîé îäåæäå. Âî âðåìÿ äëèòåëüíûõ íàãðóçîê, ïîòåðÿ õëîðèñòîãî íàòðèÿ ìîæåò áûòü äîñòàòî÷íî áîëüøîé, ÷òî áû ñêàçàòü íà ðàáîòîñïîñîáíîñòè ñïîðòñìåíà, â òàêîì ñëó÷àå öåëåñîîáðàçíî ïèòü âî âðåìÿ òðåíèðîâêè ìèíåðàëüíóþ, à íå îáû÷íóþ âîäó, èëè ñîîòâåòñòâóþùèå ìèíåðàëüíûå íàïèòêè.
Âûâîä
Õîòü âîäà è ÿâëÿåòñÿ îáùåäîñòóïíîé, è â ïðèíöèïå ñîáëþäàòü ïèòüåâîé ðåæèì, ñ ïåðâîãî âçãëÿäà, êàæåòñÿ ñîâñåì íå òðóäíîé çàäà÷åé, íî íà ïðàêòèêå ïî÷åìó-òî ïîëó÷àåòñÿ èíà÷å. Íàïðèìåð â èññëåäîâàíèè, êîòîðîå ïðîâîäèëîñü ñ ó÷àñòèåì ñòóäåíòîâ ñïîðòñìåíîâ, ðåçóëüòàò îêàçàëñÿ íåóäîâëåòâîðèòåëüíûé, ìíîãèå ñòóäåíòû ñòðàäàëè îò ðàçíîé ñòåïåíè îáåçâîæèâàíèÿ. Ïî ýòèì è äðóãèì ïðè÷èíàì, ïåðå÷èñëåííûì â ýòîé ñòàòüå, ïðèçûâàþ âñåõ, íå çàâèñèìî îò òîãî ñïîðòñìåí âû èëè íåò, ñòàðàòüñÿ ñîáëþäàòü ïèòüåâîé ðåæèì. Ýòî íå çíà÷èò, ÷òî íóæíî ïèòü ïî 2-3 ë â äåíü, íàñèëüíî çàëèâàÿ â ñåáÿ âîäó, ïðîñòî íå çàáûâàéòå î òîì, ÷òî â òå÷åíèè äíÿ íóæíî óòîëÿòü æàæäó.
×òî êàñàåòñÿ ñîëåé è ìèíåðàëîâ, íóæíî ïîìíèòü î òîì, ÷òî åñëè ïèùåâîå ïîâåäåíèå ó âàñ îñòàâëÿåò æåëàòü ëó÷øåãî, íî ïðè ýòîì âû äîñòàòî÷íî ìíîãî òðåíèðóåòåñü, åñòü ðèñê ïîëó÷èòü äåôèöèò ïî îñíîâíûì âåùåñòâàì: æåëåçî, êàëèé, íàòðèé. Ïî ýòîìó ðåêîìåíäóþ ïðîàíàëèçèðîâàòü ñâîé ðàöèîí è îöåíèòü åãî ïèùåâóþ öåííîñòü.
Ïî ïîâîäó ïèòüÿ âî âðåìÿ òðåíèðîâîê, ëè÷íî ÿ âñåãäà ñåáå áåðó ðàçíûå íàïèòêè, ëèáî ìèíåðàëüíûå, ëèáî ñëàäêàÿ âîäà è ïüþ èõ ìàëåíüêèìè ãëîòêàìè. Îò îáåçâîæèâàíèÿ ýòî êîíå÷íî ñïàñàåò, à ÷òî êàñàåòñÿ ýôôåêòèâíîñòè ðàçëè÷íûõ ýëåêòðîëèòîâ äîáàâëåííûõ â íàïèòîê, ñêàçàòü íè÷åãî íå ìîãó, íî ýôôåêò ïëàöåáî íèêòî íå îòìåíÿë. Ïî ýòîìó åñëè åñòü âîçìîæíîñòü, ëó÷øå ïèòü, ÷åì íå ïèòü. Íî óïîòðåáëåíèå âîäû âî âðåìÿ òðåíèðîâêè îáÿçàòåëüíî.
Àâòîð ñòàòüè: Èãîðü Çàéöåâ
Ãðóïïà âêîíòàêòå – ìíå áóäåò î÷åíü ïðèÿòíî åñëè âû äîáàâèòåñü.
Êàíàë íà Youtube – áóäó îò âñåé äóøè áëàãîäàðåí çà ïîäïèñêó.
Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû:
Áèîõèìèÿ äâèãàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè – Ñ.Ñ. Ìèõàéëîâ
Ôèçèîëîãèÿ ÷åëîâåêà – À.Ñ. Ñîëîäêîâ, Å.Á. Ñîëîãóá
Àíàòîìèÿ ÷åëîâåêà – Ì.Ô. Èâàíèöêèé
Íàãëÿäíàÿ áèîõèìèÿ – Êîëüìàí ß., иì Ê. – Ã.
Íàãëÿäíàÿ ìåäèöèíñêàÿ áèîõèìèÿ – Äæ.Ã. Ñîëâåé
Источник