В каких растениях содержится опиум

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 сентября 2020;
проверки требует 1 правка.

У этого термина существуют и другие значения, см. Опиум (значения).

О́пиум (из лат. opium, устар. о́пий) — сильнодействующий наркотик, получаемый из высушенного на солнце млечного сока, добываемого из недозрелых коробочек снотворного мака (лат. Papaver somniferum). Содержит около 20 алкалоидов, однако наркотическим действием обладает только часть из них, которая называется фенантреновая группа. В традиционной медицине благодаря высокому содержанию морфиновых алкалоидов использовался как сильное болеутоляющее средство. Однако он быстро вызывал наркотическую зависимость и теперь применяется лишь как сырье для получения медицинских препаратов (морфина, кодеина, папаверина и других), а также для синтеза наркотика героина.

История[править | править код]

Опийный мак с надрезанной головкой. Сок головок содержит несколько десятков алкалоидов.

Опиум известен человечеству как минимум в течение последних 6 тысяч лет[1]. Снотворное действие опиума упоминается в шумерских таблицах IV тысячелетия до н. э.[1] Во II тысячелетии до н. э. его знают народы восточного Средиземноморья[1]. В руках статуэтки минойской культуры (XIII в. до н. э.) находится головка опийного мака[1]. Опиум применялся в Древней Греции: его действие упоминал Гесиод (VIII в. до н. э.), Геродот (V в. до н. э.), болеутоляющие свойства упоминал Гиппократ. Гомер писал о напитке, который даёт забвение печалей и снимает горе. Предполагается, что Цирцея опоила настойкой опия Одиссея и его спутников, а лотофаги — народ древнегреческой мифологии, населявший побережье Северной Африки, потребляли опий[1]. В Южной Азии опиум начали употреблять благодаря войскам Александра Македонского (IV в. до н. э.), которые занесли культуру опия и навык его употребления[1]. В дальнейшем (в 1-м тысячелетии н. э.) употребление опиума распространилось на восток, в Индию, Китай. Из Индии опиум был распространён по всей Юго-Восточной Азии, где на смену употребления внутрь опиума (опиофагии) пришло курение опиума (опиокурение; известно с XVII в.)[1]. Первый медицинский препарат в Европе, изготовленный из опиума, прописал больному в XVI веке знаменитый Парацельс. Парацельс называл опиум камнем бессмертия и часто использовал его в своей практике[2]. Лекарственную настойку опиума на спирту Парацельс назвал лауданумом. Лауданум считали панацеей в течение трёх столетий, он применялся при слабости и истощении, при бессоннице и возбуждении, при кашле, поносе, кровотечениях, болях[1]. Книга «Исповедь англичанина, употреблявшего опиум» была опубликована английским писателем Томасом де Квинси в 1821 году. Данный поэт умер на семьдесят пятом году жизни, вопреки предсказаниям медиков, предвещавших Де Квинси преждевременную кончину. Возможно, благодаря этому опиум исчез из фармакопеи значительно позднее. Пик употребления опиума в Европе пришёлся на конец XIX века.

Производство[править | править код]

Афганистан, провинция Гильменд — один из главных центров производства опиума[3]. Американская морская пехота и солдаты Афганской национальной армии на поле опиумного мака, во время патрулирования территории вокруг своей базы.

Опиумные плантации в Индии, район Малава

Опиум получают из опийного мака, надрезая его плоды, головки, после опадения лепестков. Вытекающее белое смолистое вещество постепенно твердеет и становится коричневым. Это и есть опиум, который содержит около 20 алкалоидов, включая морфин (10 %), кодеин (0,5 %), наркотин (носкапин), тебаин и папаверин.[4]:558

В настоящее время основные посевные площади опийного мака сосредоточены в т. н. «Золотом треугольнике» (Северный Таиланд, Лаос, Бирма), а также в Афганистане. По данным ежегодного доклада управления ООН по наркотикам и преступности, площадь посевов опийного мака в Афганистане сейчас превосходит плантации коки в Колумбии, Перу и Боливии, вместе взятых, и составляет 193 000 га (на 2006 год в Афганистане производилось 92 % от его всемирного производства равного 6630 тонн)[5]. По данным
экспертов, сбор урожая опиумного мака в 2007 году возрос до 8200 тонн[источник не указан 3232 дня] — это в 2,4 раза больше, чем в 2002 году, когда коалиционные войска начали боевые действия против армии талибов. В то же время, по данным ООН, в северной части страны, находящейся под контролем проамериканского правительства, посевы мака сокращаются, а сбор зерновых растёт. В южных районах Афганистана, где сильны позиции «Талибана», складывается противоположная ситуация.[6]

В СССР[править | править код]

По данным ООН, в СССР выращивание опийного мака и производство опия велось на предприятиях главка «Лекарстпром», находившегося в подчинении Минмедпрома[7]. В частности, промышленные плантации мака находились в Киргизской ССР в районе озера Иссык-Куль[7]. Селекцией опиумного мака, а также разработкой агротехники выращивания занимался «Всесоюзный институт лекарственных растений» (ВИЛР). Институтом были разработаны новые сорта опийного мака «Пржевальский-222» (ранний), «Пржевальский-D250» и «Пржевальский-133» (поздний)[7].

Усовершенствованная агротехника, разработанная советскими учёными, позволяла получать примерно 35 кг опиума-сырца с гектара посевов, что соответствовало примерно 5 кг чистого морфина[7].

Опиум-сырец советского производства должен был удовлетворять следующим требованиям (ГОСТ 4813-51)[7]:

  • внешний вид — тестообразная однородная масса серого цвета без посторонних включений (фрагментов маковых головок или иных частей растения);
  • содержание влаги — не более 45 %;
  • содержание морфина в сухом веществе — не менее 10 %, кодеина — не менее 1 %.

В 1953 СССР вошёл в число семи стран, которым ООН официально разрешила экспорт опиума (другие шесть — Болгария, Греция, Индия, Иран, Турция и Югославия)[8].

Применение[править | править код]

Изображение курильщиков опия в «опиумной норе» в Ист-Энде, Лондон, 1874

Опиум служит сырьём для производства лекарственных препаратов группы опиатов: кодеина, морфина, и наркотика — героина.

В СССР опийная настойка (желудочное средство) была снята с производства в 1952 году.

В настоящее время производятся только лекарственные препараты на базе очищенных алкалоидов мака, а также их полусинтетических производных. Их отпуск ограничен законодательством относительно оборота наркотических средств.

Правовой статус[править | править код]

Опий (в том числе медицинский) внесён в Список I наркотических средств, оборот которых в Российской Федерации запрещён в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Терминология[править | править код]

  • Кокнар (кукнар, кухнар) — маковая соломка[9].
  • Лауданум (Laudanum) — опийная настойка на спирту. Искусствоведы считают, что картины крупнейшего представителя викторианской сказочной живописи Джона Анстера Фицджеральда написаны именно под влиянием лауданума[10].

В массовой культуре[править | править код]

  • Известное сравнение религии с опиумом у Карла Маркса имеет в виду анестезирующие и одурманивающие свойства опиума. В контексте эта фраза звучит так: «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях»[11].
  • В советском фильме «Пираты XX века», большой груз опиума является целью нападения морских пиратов на грузовое судно «Нежин». Сюжет фильма основан на реальных событиях: в конце 1970-х годов в газете «Известия» была опубликована заметка о нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду, тогда морские разбойники похитили 200 тонн груза и убили всех членов экипажа. Примечательно, что один из авторов сценария и режиссёр фильма Борис Дуров так высказался о выборе специфики груза:

В те годы сценарий будущего фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили «погрузить» на корабль опиум для фармацевтической промышленности — товар на миллионы долларов. Поднялся такой шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: «Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов? Потеря партийного билета — тяжкое преступление». В общем, опиум мы отстояли.[12].

См. также[править | править код]

  • Героин
  • Морфинановые алкалоиды
  • Психоактивные вещества
  • Опиумная война

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Пятницкая И. Н. Клиническая наркология. — Медицина, 1975. — С. 57.
  2. Петров Василий, Ревяко Татьяна. Наркотики и яды: психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения. — Литература, 1996. — 126 с. — 15 000 экз. — ISBN 985-6274-65-6.
  3. Александр Ъ-Габуев. Мак всему голова// Афганистан продолжает наращивать производство опиума. Газета «Коммерсантъ» (29 августа 2007). Дата обращения 25 июня 2009.
  4. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология. В 2 томах. Том1. — Москва: Бином, Диалект, 2007. — 648 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9518-0191-3.
  5. ↑ National Geographic Israeli edition, p. 18 3/2007
  6. ↑ От редакции: Биг мак // Ведомости, № 161 (1935), 29 августа 2007
  7. 1 2 3 4 5 Cultivation of the opium poppy and the oil poppy in the Soviet Union
  8. ↑ Opium through History
  9. Горанский А. Н. Наркомания: причины, последствия, меры защиты. — Изд-во Ю. Мандрики, 2000. — С. 35. — 381 с. — ISBN 978-5-93020-055-3.
  10. Кирюхина Е. М. Эволюция викторианской сказочной живописи: от Ричарда Дадда к Беатрикс Поттер // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского : Журнал. — 2012. — № 3 (1). — С. 410—416.
  11. Маркс К. ГШ К критике гегелевской философии права. Введение (конец 1843 — январь 1844 г.) // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. / Изд. 2-е. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. — С. 415.
  12. Пираты XX века. Как снимали кассовый фильм 80-х

Источник

Íàðêîòèêè – ýòî âåùåñòâà, âëèÿþùèå íà ôóíêöèîíèðîâàíèå íåðâíîé ñèñòåìû è ïðèâîäÿùèå ê èçìåíåíèþ ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ ÷åëîâåêà. Îíè ìîãóò óñûïëÿòü, ìîãóò âîçáóæäàòü, ìîãóò îòêðûâàòü òðåòèé ãëàç è äåëàòü ÷åëîâåêà áåçóìíûì.

Ñàìûé èçâåñòíûé íàðêîòèê ñ äðåâíèõ âðåìåí – ýòî îïèóì.

Ïîïàäàÿ â ÷åëîâåêà, îïèàòû ñîâåðøàþò íàä íèì ñèëüíîå è ñîâåðøåííî íå ó÷òåííîå ïðèðîäîé âîçäåéñòâèå – íàø îðãàíèçì ïðèíèìàåò èõ çà ñïåöèôè÷åñêèé òèï ìîëåêóë, êîòîðûå îí ñàì æå âûðàáàòûâàåò â ãèïîôèçå – ýíäîðôèíû.  ÷åëîâå÷åñêîì îðãàíèçìå ýíäîðôèíû, ïîìèìî ïðî÷èõ ôóíêöèé, ÿâëÿþòñÿ ðåãóëÿòîðîì áîëè – ôèëüòðóþò íåñóùåñòâåííûå äëÿ âûæèâàíèÿ áîëåâûå ñèãíàëû è äàåò íàì âîçìîæíîñòü íîðìàëüíî ñóùåñòâîâàòü.

Êîãäà âû ââîäèòå â îðãàíèçì âåùåñòâà, êîòîðûå ðàáîòàþò êàê ýíäîðôèíû, îðãàíèçì áëàãîðàçóìíî ïðèîñòàíàâëèâàåò âûðàáîòêó ñîáñòâåííûõ. À åñëè ýòî äåëàòü ðåãóëÿðíî, òî äëÿ íàäåæíîñòè ïðåêðàùàåò âîîáùå. Ïðè÷åì ïðîèñõîäèò ýòî äîâîëüíî áûñòðî, ïîýòîìó çàâèñèìîñòü îò îïèàòîâ âûðàáàòûâàåòñÿ çà ïàðó íåäåëü.

À òåïåðü ïðåäñòàâèì ñåáå, ÷òî ïðîèçîéäåò, åñëè ïðèó÷åííûé ê ïîñòóïëåíèþ îïèàòîâ îðãàíèçì ëèøèòü ýòîé ðàäîñòè. Ñâîé ýíäîðôèí âûðàáàòûâàòüñÿ ïåðåñòàë îò ñëîâà “ñîâñåì”. Áîëåå òîãî, çàáîòëèâûé îðãàíèçì çàïóñòèë óñèëåííóþ âûðàáîòêó âåùåñòâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ïðîâåäåíèþ áîëåâûõ èìïóëüñîâ. Ïîòîìó ÷òî äàâíî ÷òî-òî íå ñëûøíî íè îäíîãî ñèãíàëà áîëè îò êëåòîê è ìîçã çàáåñïîêîèëñÿ – åñòü ëè æèçíü íà Ìàðñå â îðãàíèçìå. Íàðêîòèêè íå óíè÷òîæàþò áîëü, îíè áåðóò åå â äîëã è îòäàþò ñ ïðîöåíòàìè – äîáðî ïîæàëîâàòü â ìàëåíüêèé ïåðñîíàëüíûé àä: îïèàòíóþ ëîìêó.

Èíòåðåñíûé ìîìåíò: íîðìàëüíûé óðîâåíü ñåðîòîíèíà è äîôàìèíà ìû íå çàìå÷àåì. Òî, ÷òî ìû ñ÷èòàåì îáû÷íûì óðàâíîâåøåííûì íàñòðîåíèåì áåç îñîáîé ðàäîñòè – ýòî íå íîëü! Êîãäà íàñòàíåò íîëü – âûêëþ÷èòñÿ ñâåò. Íàñòóïèò ÷åðíîå îò÷àÿíèå è óâåðåííîñòü ÷òî íè÷åãî õîðîøåãî áîëüøå íå áóäåò. Âñå îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè, êîòîðûå âû êîãäà ëèáî èñïûòûâàëè: îò÷àÿíèå, ñòûä, ñòðàõ îäèíî÷åñòâà, îáèäû, ñêîðáü ïî ïîòåðÿì è îòâðàùåíèå ê ñåáå è ê æèçíè – ïðèäóò è âñòàíóò ó èçãîëîâüÿ. Åñëè ó âàñ êîãäà-íèáóäü áûëà äåïðåññèÿ – óìíîæüòå åå íà äåñÿòü è ñîáåðèòå èç ãîäà â ñóòêè – âîò òî, ÷òî âû áóäåòå èñïûòûâàòü.

Êðàéíå íàèâíî äóìàòü ÷òî ÷òîáû ñëåçòü ñ èãëû íóæíî “âñåãî ëèøü” íàïðÿ÷ü ñèëó âîëè: âîëÿ ïîäûõàåò ïåðâîé, îò íåå íå îñòàåòñÿ è ìåëêèõ îøìåòêîâ. Ñòðàõ ñìåðòè âîîáùå óæå íå ñóùåñòâåíåí: òî ÷òî îùóùàåò íàðêîìàí – ýòî íîðìàëüíàÿ ïîëíîöåííàÿ àãîíèÿ, ïî ñðàâíåíèþ ñ êîòîðîé ñìåðòü íå êàæåòñÿ ÷åì-òî òàêèì óæ ñòðàøíûì.

Îïèàòíûé êàéô ýòî íå ïðîñòî ðàçâëå÷åíèå, ýòî ïîääåëêà áèîëîãè÷åñêîãî ìåõàíèçìà. Äîçà íå ïðîñòî ñíèìàåò áîëåâûå è ýìîöèîíàëüíûå ñèìïòîìû: îíà åùå ê òîìó æå äàåò ñèãíàë, íà èíñòèíêòèâíîì óðîâíå, ÷òî âñå ñäåëàíî ïðàâèëüíî. Ïîýòîìó çàâÿçàòü âñóõóþ ýòî ïðèìåðíî òàê æå ðåàëüíî, êàê íå îòäåðíóòü ðóêó îò êèïÿòêà.

Ýòî ïðåàìáóëà, ÷òîáû ïîíèìàòü ÷òî ïðèìåðíî ïðîèñõîäèò ñ îðãàíèçìîì è ïñèõèêîé ÷åëîâåêà.

Îïèóì ïîëó÷àþò òîëüêî èç îäíîãî èç ìíîãî÷èñëåííûõ âèäîâ ìàêà: Papaver somniferum (PS), îò ëàòèíñêîãî “ìàê ñíîòâîðíûé”. Ïî îäíèì äàííûì îïèóìíûé ìàê â äèêîì âèäå â ïðèðîäå íå âñòðå÷àåòñÿ, ïî äðóãèì – ÷òî ïðîèçðàñòàåò ñàìîñòîÿòåëüíî â Þæíîé Åâðîïå, íî òîò ôàêò, ÷òî äàííûé âèä ìàêà êóëüòèâèðóåòñÿ ÷åëîâåêîì íà ïðîòÿæåíèè òûñÿ÷ ëåò âûçûâàåò ñîìíåíèå â åãî ñàìîñòîÿòåëüíîì ïðîèçâðàñòàíèè â äèêîì âèäå. Îäíè ó÷åíûå ãîâîðÿò, ÷òî îïèóìíûé ìàê áûë ïëàíîìåðíî âûâåäåí ëþäüìè, òî åñòü, ýòî ïðîäóêò öåëåíàïðàâëåííîé ñåëåêöèè. Äðóãèå äîêàçûâàþò, ÷òî PS ýòî ðåçóëüòàò ñïîíòàííîé ìóòàöèè â ïðèðîäå, ïîòîì óæå íàéäåííûé è ïðèðó÷åííûé ÷åëîâåêîì.

Êàê ëþäè îáíàðóæèëè ñïåöèôè÷åñêèé ýôôåêò ìàêîâîãî ìîëî÷êà – òî÷íî íå èçâåñòíî, íî ñêîðåå âñåãî ìàê íà÷àëè ðàçâîäèòü ðàäè ñåìÿí, êîòîðûå ÿâëÿëèñü ÷àñòüþ êóëèíàðèè ìíîãèõ äðåâíèõ íàðîäîâ, íó è ïîñòåïåííî, ïóòåì ñ÷àñòëèâûõ ñëó÷àéíîñòåé, ÷åëîâåê æåëåçíîãî îáíàðóæèë, ÷òî åñëè ìàêîâûå ãîëîâêè íå ïîòðîøèòü, à òîëî÷ü öåëèêîì, òî íàñòîÿííîå íà íèõ âèíî ïðèîáðåòàåò ñîâåðøåííî ïîòðÿñíûå è áîæåñòâåííûå êà÷åñòâà.

Îïèóìíûé ìàê ÿâëÿåòñÿ äîâîëüíî íåïðèõîòëèâîé è ëåãêîé â êóëüòèâàöèè êóëüòóðîé. Åìó íå íóæíî ìíîãî âîäû èëè òåïëà, îí íåïðèõîòëèâ ê ïî÷âå, åäèíñòâåííîå, ÷òî åìó îáÿçàòåëüíî íóæíî – ýòî ìíîãî ñîëíöà. Äàæå íåäëèííûé ðÿä ïàñìóðíûõ äíåé ìîæåò ïðèâåñòè ê ðåçêîìó ïàäåíèþ êîëè÷åñòâà îïèóìà â êîðîáî÷êàõ. PS êàê ïðàâèëî èìååò áåëûå èëè òóñêëî-ñèðåíåâûå öâåòû ñ òåìíî-ôèîëåòîâîé ñåðåäèíêîé, è âÿëûìè, òîíêèìè “ìÿòûìè” ëåïåñòêàìè. Êðàñíûå öâåòû âñòðå÷àþòñÿ ðåæå. Êîãäà öâåòîê îòöâåòàåò, îí îñòàâëÿåò çà ñîáîé ñåìåííóþ êîðîáî÷êó, êîòîðàÿ âûðàñòàåò äî ðàçìåðà àáðèêîñà. Êîðîáî÷êè ãîòîâû ïðèìåðíî ÷åðåç äâå íåäåëè ïîñëå îïàäåíèÿ öâåòêà.  ýòî âðåìÿ, åñëè êîðîáî÷êó íàäðåçàòü, èç íåå ïîòå÷åò áåëûé ìëå÷íûé ñîê, êîòîðûé, ñîáñòâåííî, è íàçûâàåòñÿ “îïèé” èëè “îïèóì”.

Îïèóì – ýòî íå îäíî âåùåñòâî, ýòî ñëîæíûé ïðèðîäíûé êîêòåéëü èç áåëêîâ, ñìîë, ðàñòèòåëüíîãî âîñêà, âîäû, êèñëîò è áîëåå äåñÿòêà ðàçëè÷íûõ àëêàëîèäîâ – áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ îðãàíè÷åñêèõ âåùåñòâ, âûðàáàòûâàåìûõ â íåêîòîðûõ ðàñòåíèÿõ. “Áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ” – â ñìûñëå òîãî, ÷òî îíè íåîäíîçíà÷íî è ïîðîé î÷åíü ñèëüíî âëèÿþò íà ðàáîòó îðãàíèçìîâ æèâîòíûõ. Àëêàëîèäû âûðàáàòûâàþòñÿ ðàñòåíèÿìè, íî âëèÿþò íà æèâîòíûõ, âêëþ÷àÿ íàñ ñ âàìè.

Èñïîêîí âåêîâ – â Ìåæäóðå÷üå, Äðåâíåì Åãèïòå è íå ìåíåå äðåâíåé Ãðåöèè – îïèóì ïðèíèìàëè ïåðîðàëüíî, èëè æóÿ âûñóøåííûå ïëàñòèíêè ìëå÷íîãî ñîêà èëè ðàñòâîðÿÿ åãî â íàïèòêàõ. Èç-çà ñîäåðæàùèõñÿ â íåì àëêàëîèäîâ îïèóì âåñüìà íåïðèÿòåí íà âêóñ è ïî ñîîáùåíèþ âëèÿòåëüíûõ ðóññêîÿçû÷íûõ èñòî÷íèêîâ (Ëóðêìîðüå) “âîíÿåò êàê äåðüìî”. ×òîáû áûëî íå òàê ïðîòèâíî, îïèóì ðàñòâîðÿëè â ìîëîêå èëè âèíå, ïîäñëàùåííûìè ìåäîì è ñ äîáàâëåíèåì ñïåöèé.

Ïðèåì âíóòðü ñûðîãî îïèóìà ïðèâîäèò â ïåðâóþ î÷åðåäü ê òîøíîòå è ðâîòå è òîëüêî ïîòîì – ê êàêèì-òî ïîëîæèòåëüíûì ýôôåêòàì (åñëè âîîáùå ïðèâîäèò). Íå âàæíî, êàêèì àëêàëîèäîì âû çàêèíèòåñü: ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, âñ¸ ýòî ÿäû è íà ÿäû ó ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà åñòü îòëè÷íûé ìåòîä çàùèòû: ðâîòà. Ïîýòîìó â äðåâíîñòè îïèóì ïðèíèìàëè ïðàêòè÷åñêè èñêëþ÷èòåëüíî êàê ëåêàðñòâî, à íå äëÿ ðàçâëå÷åíèÿ. Íàøè ïðåäêè âûðàùèâàëè îïèóìíûé ìàê ïîòîìó, ÷òî ýòî ðàñòåíèå – êîòîðîå íàçûâàëè äàðîì áîãîâ – áûëî íåçàìåíèìûì äðàãîöåííûì èçáàâèòåëåì îò áîëè.

Òîëüêî äðåâíèå ðèìëÿíå øèðîêî íà÷àëè èñïîëüçîâàòü îïèóì êàê îáåçáîëèâàþùåå ñðåäñòâî. Ñîëäàòû è ãëàäèàòîðû ïðèìåíÿëè åãî, ÷òîáû çàãëóøèòü áîëü îò ðàí, ñâåòñêèå äàìû – îò æåíñêèõ ïðîáëåì è äëÿ îòðàâëåíèÿ ñîïåðíèö.

Âñå ýòî âðåìÿ ÷åëîâå÷åñòâî áûëî íå îñâåäîìëåíî î ðàçâëåêàòåëüíîì ïîòåíöèàëå îïèóìà, ïîòîìó ÷òî ñûðîé îïèóì, ïðèíèìàåìûé ïåðîðàëüíî, íå äàåò êà÷åñòâåííîé ýéôîðèè, çà êîòîðîé ãîíÿþòñÿ íàðêîìàíû. Îí ñíèìàåò áîëü, óñûïëÿåò è äàåò æèâîïèñíûå ñíû – íî íå áîëüøå. Íè î êàêîì íàñòîÿùåì êàéôå, ãëþêàõ, ðîçîâûõ ñëîíàõ è îáùåíèè ñ áîãàìè ðå÷è íå èäåò.

 XVI âåêå çíàìåíèòûé øâåéöàðñêèé âðà÷ è íàòóðôèëîñîô Ïàðàöåëüñ, çàìåòèë, ÷òî îïèóì ëó÷øå âñåãî ðàñòâîðÿåòñÿ â àëêîãîëå. Ïîýêñïåðèìåíòèðîâàâ, Ïàðàöåëüñ ðàçðàáîòàë ôîðìóëó êàê åìó êàçàëîñü èäåàëüíîãî îáåçáîëèâàþùåãî ñðåäñòâà è âîîáùå ïàíàöåè îò âñåõ áîëåçíåé: ýòî áûëà àëêîãîëüíàÿ íàñòîéêà îïèóìà, â êîòîðóþ òàêæå âõîäèëè òàêèå êîìïîíåíòû êàê ìóñêóñ, àìáðà, ìóñêàòíûé îðåõ è ðàñòîë÷åííûå æåì÷óæèíû – âèäèìî, íàïèõàë âñå ñàìîå äîðîãîå, ÷òî íàøëîñü ïîä ðóêîé. Ïàðàöåëüñ íàçâàë ñâîå ëåêàðñòâî “ëàóäàíóì” îò ñëîâà “âîñõâàëÿåìûé”. È âïëîòü äî êîíöà XIX âåêà ëàóäàíóì (ê òîìó âðåìåíè óæå ïðîñòî ñïèðòîâàÿ íàñòîéêà öåëüíîãî îïèóìà) îñòàåòñÿ ñàìûì ïîïóëÿðíûì è äåéñòâåííûì ëåêàðñòâåííûì ñðåäñòâîì öèâèëèçîâàííîãî ÷åëîâå÷åñòâà. ×åñòíî ãîâîðÿ, ýòî áûëî îäíî èç íåìíîãèõ ëåêàðñòâ, êîòîðîå äåéñòâèòåëüíî ðàáîòàëî. Ýòî áûëî óíèâåðñàëüíîå ëåêàðñòâî, äåéñòâîâàâøåå áåçîòêàçíî îò âñåõ âèäîâ áîëè – îò çóáíîé äî ðîäîâ, îíî òàêæå ïîìîãàëî îò ïîíîñà è îò êàøëÿ, óñïîêàèâàëî íåðâû, äåëàëî ïîäðîñòêîâ è áóéíûõ ñóìàñøåäøèõ óïðàâëÿåìûìè, à ñìåðòü íå òàêîé ìó÷èòåëüíîé.  ìèðå, ãäå äèçåíòåðèÿ, õîëåðà, òèô è òóáåðêóëåç áûëè åæåäíåâíîé ðåàëüíîñòüþ, ëàóäàíóì áûë áëàãîñëîâåíèåì.

Ïðè îòñóòñòâèè êàêîãî áû òî íè áûëî êîíòðîëÿ ñî ñòîðîíû ãîñóäàðñòâ, ðûíîê íàâîäíèëè òàê íàçûâàåìûå «ïàòåíòîâàííûå ìèêñòóðû», ñîñòàâ êîòîðûõ äåðæàëñÿ â ñåêðåòå è êîòîðûå îáåùàëè èçëå÷èâàòü íàðîä îò ñàìûõ ðàçíûõ çàáîëåâàíèé, çà÷àñòóþ – îò âñåõ. Êàê ïðàâèëî, ðåàëüíûìè äåéñòâóþùèìè êîìïîíåíòàìè ýòèõ ëåêàðñòâ áûëè èëè àëêîãîëü èëè îïèóì èëè îáà âìåñòå. Îñòàëüíûå êîìïîíåíòû ïîäáèðàëèñü ðàíäîìíî.

Èíòåðåñíî: îäíèì èç ýòèõ ïàòåíòîâàííûõ ìèêñòóð áûëà Êîêà-Êîëà. Åå èçîáðåòàòåëü ïîëêîâíèê Ïåìáåðòîí ïûòàëñÿ èçëå÷èòüñÿ îò ñâîåé îïèóìíîé çàâèñèìîñòè, ïðèíèìàÿ êðàñíîå âèíî, â êîòîðîå áûë äîáàâëåí êîêàèí (â î÷åíü, âïðî÷åì, íåáîëüøîé äîçå). Ïîñòåïåííî Êîêà-Êîëà çíà÷èòåëüíî èçìåíèëà ñâîþ ðåöåïòóðó, çàìåíèâ êîêàèí êîôåèíîì, à âèíî ñèðîïîì, íî äî ñèõ ïîð ïîëíàÿ ôîðìóëà Êîêà-Êîëû õðàíèòñÿ â ñåêðåòå.

 ñâåòå òîãî, ÷òî àëêîãîëü â òî âðåìÿ ñ÷èòàëñÿ ñåðüåçíûì ïîðîêîì è ïîðÿäî÷íûå æåíùèíû ê íåìó íå ïðèòðàãèâàëèñü, ëàóäàíóì è ïàòåíòîâàííûå ìèêñòóðû íà åãî îñíîâå áûë â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè æåíñêîé ïðîáëåìîé. Âïðî÷åì, ñàìè æåíùèíû ñ÷èòàëè åãî íå ïðîáëåìîé, à ñïàñåíèåì, è ïðèíèìàëè åãî îò íåðâîâ, îò áîëåé âî âñåõ ÷àñòÿõ òåëà, îò áåññîííèöû, îò êàøëÿ è îò íåäîñòàòêà ãðàæäàíñêèõ ïðàâ. Ëàóäàíóì òàêæå øèðîêî èñïîëüçîâàëè äëÿ óñïîêîåíèÿ ïëà÷óùèõ äåòåé. Íÿíüêè è ìàòåðè ñïîêîéíî âëèâàëè â ðîò ìëàäåíöàì íåñêîëüêî êàïåëü ëàóäàíóìà â ìîëîêå, ÷òîáû îíè äàëè èì ïîñïàòü, à â îñîáûõ ñëó÷àÿõ îò÷àÿâøèåñÿ æåíùèíû äàâàëè äåòÿì ÷óòü ïîáîëüøå è èçáàâëÿëèñü îò íèõ.

Ïðåêðàùåíèå ïðèåìà ýòîãî “ëåêàðñòâåííîãî” ñðåäñòâà âëåêëî çà ñîáîé íåõèëûé àáñòèíåíòíûé ñèíäðîì ñ åãî ïàðàíîéåé, áîëÿìè, ïîíîñîì è òðÿñó÷êîé. Íî îïèóì êàê ïðàâèëî ïðèíèìàëè ëþäè ñåðüåçíî áîëüíûå. Îíè íà÷èíàëè åãî ïðèíèìàòü – èì ñòàíîâèëîñü ëó÷øå, ïåðåñòàâàëè – è èì ñòàíîâèëîñü õóæå. Ëîãè÷íî áûëî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî èì õóæå, ïîòîìó ÷òî âåðíóëàñü áîëåçíü. Îñîçíàòü, ÷òî ñòàëî õóæå ïðîñòî ïîòîìó ÷òî îðãàíèçì ïðèâûê è íå ìîæåò äàëåå íîðìàëüíî ñóùåñòâîâàòü áåç äîçû áûëî íåðåàëüíî ñëîæíî.

Òåì íå ìåíåå, óñèëèâàþùàÿñÿ òÿãà ê îïèóìó è ïëîõîå ñàìî÷óâñòâèå ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ åãî ïðèìåíåíèÿ áûëè çàìå÷åíû è âðà÷è íà÷àëè äóìàòü, ÷òî ñ ýòèì äåëàòü. Ê íà÷àëó XIX âåêà áûëî ñäåëàíî ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî îïèóì – ýòî ñëîæíûé êîêòåéëü èç ìíîãèõ ñîñòàâëÿþùèõ, òîëüêî îäíî èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíûì àêòèâíûì âåùåñòâîì, îòâåòñòâåííûì çà âñå ïîëîæèòåëüíûå ýôôåêòû îò åãî ïðèåìà. Ïðè ýòîì îñòàëüíûå êîìïîíåíòû îïèóìà âûçûâàþò íåãàòèâíîå äåéñòâèå íà îðãàíèçì – îòñþäà ëîìêà: ôàêòè÷åñêè, ýòî îòðàâëåíèå. Ñîîòâåòñòâåííî, íåîáõîäèìî âûäåëèòü ýòîò ïîëåçíûé ÷èñòûé èíãðåäèåíò èç ñûðîãî îïèóìà è èçáàâèòü ëþäåé îò åãî ÿäîâèòûõ ñîïðîâîæäàþùèõ.

 1806 ãîäó íåìåöêèé àïòåêàðü-ñàìîó÷êà è ãåíèàëüíûé ÷åëîâåê Ôðèäðèõ Ñåðòþðíåð âïåðâûå â èñòîðèè õèìèè ñìîã âûäåëèòü ðàñòèòåëüíûé àëêàëîèä â ÷èñòîì âèäå. Âûäåëåííîå èì èç îïèóìà âåùåñòâî áûëî â 10 ðàç ñèëüíåå ñûðîãî îïèóìà. Èñïûòàâ ïîëó÷åííîå ñîåäèíåíèå íà íåñêîëüêèõ ñîáàêàõ (óìåðëè), Ñåðòþðíåð ïåðåøåë ê ýêñïåðèìåíòàì íà ñåáå è ñâîèõ ïðèÿòåëÿõ (âûæèëè). Êðîøå÷íàÿ äîçà íîâîãî ëåêàðñòâà âûçûâàëà ýôôåêòèâíîå îáåçáîëèâàíèå è ñèëüíóþ ýéôîðèþ. Îíà ëåãêî èçáàâèëà Ñåðòþðíåðà îò ìó÷èòåëüíîé çóáíîé áîëè è âûðóáèëà åãî íà ñóòêè. Ñåðòþðíåð íåìíîæêî èñïóãàëñÿ è íàçâàë âûäåëåííîå âåùåñòâî â ÷åñòü áîãà ñíà “ìîðôèí”.

Ê ñåðåäèíå 1820õ ãîäîâ ìîðôèí ñòàíåò ñàìûì øèðîêî ðàñïðîñòðàíåííûì ëåêàðñòâîì ïî âñåé Åâðîïå è ÑØÀ, è ïåðâûì ñóïåð-õèòîì ôàðìàöåâòè÷åñêîé êîìïàíèè Ìåðê. Âðà÷è áûëè óâåðåíû, ÷òî ìîðôèí – «÷èñòîå» õèìè÷åñêîå ñîåäèíåíèå – íå áóäåò âûçûâàòü òåõ íåãàòèâíûõ ïîñëåäñòâèé, êîòîðûå èìåë «ãðÿçíûé» îïèóì. ×òîáû ïîäñåñòü íà ìîðôèí áûëî äîñòàòî÷íî äâóõ íåäåëü, ÷òîáû óìåðåòü îò íåãî áûëî äîñòàòî÷íî ÷óòü áîëåå 100 ìã.

Ìîðôèí âïåðâûå ïîñòàâèë ÷åëîâå÷åñòâî ëèöîì ê ëèöó ñ ïðîáëåìîé, î êîòîðîé îíî äî ýòîãî ïðàêòè÷åñêè íå ïîäîçðåâàëî: âîçìîæíîñòü ñëó÷àéíî óìåðåòü îò ñëèøêîì áîëüøîé äîçû. Ëàóäàíóì, êîòîðûé ïðèíèìàëè êàïëÿìè, ÿâëÿëñÿ ïî ñóòè, 1% ìîðôèíîì. Îòðàâèòüñÿ ëàóäàíóìîì áûëî ìîæíî, íî êàê ïðàâèëî ýòî ïðîèñõîäèëî íàðî÷íî èëè â ðåçóëüòàòå äîëãîãî óïîòðåáëåíèÿ è íàðàùèâàíèÿ äîçû. Îò ìîðôèíà æå ìîæíî áûëî íå÷àÿííî áûñòðî óìåðåòü â ïåðâûé ðàç. Íî íàñòîÿùàÿ ñîâðåìåííàÿ íàðêîìàíèÿ, ñ íàñòîÿùåé ýïèäåìèåé îâåðäîç íà÷àëàñü òîëüêî ïîñëå âíåäðåíèÿ â ìåäèöèíó ðåâîëþöèîííîãî èíæåíåðíîãî èçîáðåòåíèÿ.

Ïåðâûì, êòî óñïåøíî ïðèìåíèë ïîëóþ ìåòàëëè÷åñêóþ èãëó, íå òðåáîâàâøóþ ïðåäâàðèòåëüíîãî íàäðåçà, áûë èðëàíäåö Ôðýíñèñ Ðèíä â 1844.  1854 ôðàíöóçñêèé õèðóðã Øàðëü Ïðàâàñ ðàçðàáîòàë ïîìïó ñ ïîäîãíàííûì çàêðó÷èâàþùèìñÿ ïîðøíåì, ãàðàíòèðóþùåì òî÷íóþ äîçèðîâêó ëåêàðñòâà, è øîòëàíäåö Àëåêñàíäð Âóä ñîåäèíèë òî è äðóãîå âìåñòå, óñïåøíî îïðîáîâàë íà ïàöèåíòêå ñ íåâðàëãèåé è äîëîæèë â ìåäèöèíñêîì æóðíàëå. Ýòè òðîå ñîâìåñòíî èçîáðåëè ìåäèöèíñêèé øïðèö.

Ýòî îòêðûòèå ñïàñëî æèçíè ìèëëèàðäîâ ëþäåé è ðàñïàõíóëî äâåðè â íàñòîÿùóþ íàðêîìàíèþ.

Источник